УДК 349.6
Т. С. Иванова1, Д. К. Сивцева2
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ АК «АЛРОСА» (ПАО)
ENVIROMENTAL RESPONSIBILITY OF SUBSOIL USERS
ON THE EXAMPLE OF ALROSA
Аннотация. В настоящее время вопросы экологической безопасности хозяйственной деятельности становятся все более актуальными. Глобальные проблемы, такие как истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды, изменение климата, таяние вечной мерзлоты и т. д. требуют принятия последовательных и эффективных мер, при этом сфера недропользования сопряжена с особенно высокими рисками негативного воздействия на окружающую среду. Следовательно, деятельность в сфере недропользования нуждается в минимизации экологических рисков. В связи с этим возникает необходимость анализа деятельности и экологической политики недропользователей. В данной статье на примере АК АЛРОСА (ПАО) рассматривается реализация экологической ответственности, сопоставляются декларируемые компанией экологические принципы с действительным положением дел. Деятельность добывающей промышленности оказывает огромное влияние на состояние окружающей среды, следовательно, риски возникновения аварий должны быть сведены к минимуму, должен быть создан эффективный механизм реагирования на потенциально опасные ситуации, кроме того, существует необходимость действенного государственного надзора за деятельностью добывающих компаний и представления объективной информации по экологической отчетности.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическая безопасность, экологическая политика компаний, недропользование, ущерб окружающей среде, аварии, загрязнение, экологическая ответственность, добывающая промышленность.
Abstract. Currently, the issues of environmental safety of the activities carried out are becoming more and more urgent. Global problems such as depletion of natural resources, environmental pollution, climate change, melting permafrost, etc. require the adoption of consistent and effective measures, while the subsoil use sphere is associated with especially
1 Иванова Татьяна Спартаковна - д. ю. н., проф., юридический факультет, СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]
Ivanova Tatiana Spartakovna - Doctor of Law, Professor, Faculty of Law, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University
2 Сивцева Диана Константиновна - магистрант, юридический факультет, СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]
Sivtseva Diana Konstantinovna - master's student, Faculty of Law, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University
high risks of negative impact on the environment. Therefore, when using subsoil, all risks should be minimized. A number of leading mining companies claim to adhere to the principles of sustainable development. In this regard, it becomes necessary to consider the principles proclaimed by companies with the actual state of affairs. The article analyzes the activities and environmental policy of subsoil users using the example of ALROSA, examines the company's implementation of a sustainable development policy, and also compares the environmental principles declared by the company with the facts. The activities of the extractive industry have a huge impact on the state of the environment, therefore, the risks of accidents must be minimized, an effective mechanism for responding to potentially dangerous situations must be built, there is also a need to tighten control over the activities of mining companies, as well as to optimize audits of environmental reporting.
Keywords: sustainable development, environmental safety, environmental policy of companies, subsoil use, environmental damage, accidents, pollution, environmental responsibility, mining industry.
За последнее время ухудшение состояния окружающей среды становится все более очевидным. В связи с этим в настоящее время вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности являются одними из наиболее обсуждаемых. Не подлежит сомнению, что значительный ущерб экологии наносит добывающая промышленность, следовательно, деятельность добывающих компаний должна находиться под особым контролем.
Между тем, согласно ст. 13.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», «основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр, за исключением конкурса на право пользования участком недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства» [7]. Таким образом, критерии, касающиеся мероприятий по охране окружающей среды, не являются основными для выявления победителя конкурса на право пользования участком недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Законодательство о недрах представляется нелогичным, остается несогласованным с нормами законодательства об охране окружающей среды. Согласно ст. 15 Закона РФ «О недрах», одной из задач государственной системы лицензирования является обеспечение «социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации». Также согласно п. 9 ст. 12 Закона «О недрах», лицензия
должна содержать условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Таким образом, предполагается, что лицензирование является гарантом экологической безопасности деятельности недропользователей [7].
Ст. 22 Закона «О недрах» к обязанностям недропользователя относит, в частности, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 272-ФЗ] [7]. Таким образом, предполагается, что лицензирование является гарантом экологической безопасности деятельности недропользователей.
Вместе с тем, приоритеты государственной политики направлены на развитие минерально-сырьевой базы, а охрана окружающей среды ставится на второй план. Так, в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.12.2018 № 2914-р, указано следующее: «Наличие минеральных ресурсов в недрах останется одним из важнейших конкурентных преимуществ российской экономики, определяющим место и роль страны на международной арене», а также следующее: «В России будут создаваться новые технологии добычи и переработки полезных ископаемых, строиться элементы инфраструктуры, появятся новые отрасли промышленности. Переход экономики России на новый технологический уклад будет обеспечен в том числе за счет продукции и инфраструктуры горной и нефтегазовой промышленности, особенно в слабо освоенных регионах страны» [11]. Таким образом, упор делается на освоение природных ресурсов, развитие экономики страны и конкурентоспособность России на мировой арене. Вместе с тем, безопасность недропользования для окружающей среды и для здоровья человека должна учитывать не только риски возникновения аварий, но и то, каким образом добывающая деятельность за продолжительный период может влиять на качество жизни населения, проживающего на соответствующей территории. Несмотря на то, что в тексте Стратегии присутствуют положения о необходимости снижения негативного влияния освоения недр на окружающую среду, значительно больше внимания уделяется экономической составляющей недропользования.
Проблемы развития недропользования рассмотрены Р. В. Голевой, которая утверждает, что отсутствие единой сбалансированной системы в России в усло-
виях глобализации ведет «к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира». Среди проблем Р. В. Голева также отмечает отсутствие единого общефедерального органа, отвечающего за минеральные ресурсы государства в целом [5, с.139].
Необходимость проанализировать экологическую ответственность добывающих компаний обусловлена тем, что затруднительно сделать выводы об эффективности реализации экологических норм в сфере недропользования без более подробного рассмотрения конкретных примеров.
Как известно, АК «АЛРОСА» является одним из лидеров по добыче алмазов в России и в мире. А. Н. Слепцов и И. А. Слепцова отмечают, что АК «АЛРОСА» можно назвать наиболее социально ответственной компанией в Республике Саха (Якутия], которая является одной из основных компаний, образующих ее бюджет [13, с.13]. Кроме этого, компания оказывает финансовую поддержку природному парку «Живые алмазы Якутии», где овцебыки, изюбри, яки, пятнистые олени, лось, лесные бизоны, якутские лошади, косули, медведи, павлины и другие животные могут содержаться в условиях, близких к естественным, что, несомненно, является показателем положительной экологической политики.
Вместе с тем, годовые экологические отчеты компании содержат противоречивые данные, не подлежащие объяснению. Так, в годовом отчете АК «АЛРОСА» за 2018 г. указано, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2018 г. составили 9,8 тыс. т [1, с. 131], а в годовом отчете за 2020 г. отмечено, что АЛРОСА сократила выбросы загрязняющих веществ в атмосферу до 12,4 тыс. т, при этом данные выбросов за 2018 г. отличаются от предыдущих - 14,5 тыс. т [2, с. 93].
На своем официальном сайте компания заявляет, что защита окружающей среды является приоритетной задачей АК «АЛРОСА». Решением Наблюдательного совета АК «АЛРОСА» от 25 марта 2021 г. утверждена Экологическая политика компании, в которой указано, что к ее руководящим принципам относится «незамедлительное реагирование в случаях наступления рискового события на всех стадиях деятельности» [16]. Данный документ был утвержден после, а не до начала так называемых «рисковых событий».
19 августа 2018 г. на месторождении «Иреляхская россыпь» Мирнинского ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО) произошел прорыв четырех дамб дражных котлованов, ставший причиной масштабного загрязнения водных объектов р. Ирелях, Малая Ботуобия и Вилюй. По результатам лабораторных исследований от 20 августа 2018 г. для водных объектов рыбохозяйственного назначения были превышены нормативы предельно допустимых концентраций взвешенных веществ - в 728,6 раза, железа - в 38,7 раза, меди - в 27,6 раза. В устье р. Ирелях превышение над фоновыми концентрациями составило по содержанию взвешенных веществ - в 689,5 раза, железа - в 5,4 раза, меди - в 2,7 раза, цинка - в 6,1 раза.
21 августа 2018 г. государственными инспекторами Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия] было установлено загрязнение устьевой части р. Малая Ботуобия в 170 км ниже по течению от места прорыва дамб. Концентрация взвешенных веществ в устьевой части составила 1143 мг/дм3, притом, что фоновая концентрация в воде р. Малая Ботуобия выше устья р. Ирелях не превышала 6 мг/дм3, норматив был превышен в 169 раз. Загрязнение ионами железа составила 12,5 мг/дм3 (норматив 0,1 мг/дм3, превышение в 125 раз], ионами меди - 0,0172 мг/дм3 (норматив - 0,001 мг/дм3, превышение в 17,2 раза] [15].
«Ущерб реке Вилюй рассчитан Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия] и составил 22,7 млрд руб. Расчет находится на согласовании в Росприроднадзоре в Москве», - сообщил 30 октября 2018 г. министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии Сахамин Афанасьев [14]. При этом, как сообщает Коммерсантъ, Росприроднадзор разместил на своем сайте пресс-релиз, из которого следовало, что сумма ущерба превысила 22 млрд руб., однако позже данная информация была удалена без объяснения причин [9].
Как отметил глава республики Айсен Николаев, требуется проведение серьезных научных исследований, чтобы понять причины аварии и какие решения принимать. Представители АК «АЛРОСА» сообщали газете «Коммерсант», что разработка месторождения Иреляхская россыпь «осуществляется без использования и применения химических материалов и реагентов, агрессивных и кислотных сред, а оборотная вода дражных котлованов не содержит токсикантов, химикатов, радиоактивных веществ или иных опасных для жизни и здоровья компонентов», и «очищение водных объектов от взвесей происходит естественным образом путем их осадка на дно» [9].
По результатам аварии на основании распоряжения Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия] в отношении АК «АЛРОСА» была проведена внеплановая выездная проверка с целью установления соблюдения требований федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия] в области охраны окружающей среды в соответствии с требованием Якутской природоохранной прокуратуры. В ходе проверки были установлены следующие обстоятельства. 05.09.2018 в 11 ч. 30 мин 10,8 км выше от устья р. Ирелях на прииске «Водораздельные галечники» Мирнинского ГОКа АК «АЛРОСА» (ПАО) производились работы по промывке алмазоносных песков. При этом сточная вода из установки сливалась в илоотстой-ник. При осмотре дамбы илоотстойника с южной стороны обнаружено место разрушения (прорыв] дамбы шириной 12 м примерно в 9,37 км от устья р. Ирелях. Через разрушенную часть дамбы илоотстойника сточная вода поступала в р. Ирелях прерывистыми пятнами мутной воды. По результатам проверки Министерством был составлен акт проверки, протокол об административном правонарушении и вынесено постановление, согласно которому компания признана
виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей [3, 12]. Не согласившись с вынесенным постановлением, АК «АЛРОСА» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия] с соответствующим заявлением. Решением суда оспариваемое постановление было признано законным и обоснованным. Суд апелляционной инстанции нашел выводы суда первой инстанции по делу № А58-10077/2018 о привлечении АК «АЛРОСА» (ПАО) к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. за нарушение условий водопользования правильными.
Также постановлением Ленского районного суда РС (Я] от 14 января 2019 г. по делу № 5-1/2019 АО АЛРОСА признано виновным в совершении административного правонарушения в связи с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, предусмотренного ст. 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей [10].
Как видно, размеры административных штрафов мизерные, учитывая масштабы загрязнения водных объектов. Ущерб, рассчитанный Управлением Ро-сприроднадзора по Республике Саха (Якутия], так и не был взыскан в связи с проведением длительных согласительных процедур, что позволяет сделать вывод о неэффективности государственного экологического контроля (надзора].
Еще один пример прорыва дамбы хранилища отходов произошел в конце июля 2021 г. в Африке на руднике от Catoca, которое является совместным предприятием АЛРОСА и Endiama. Токсичные вещества попали в притоки р. Конго, р. Чикапа и Касаи, вода в них окрасилась в красный цвет. Как писали в СМИ, в результате чрезвычайного происшествия погибли 12 человек, пострадали более 4 тысяч, отравлены реки. При этом АЛРОСА заявляла, что не контролирует рудник [6], [8], [17], несмотря на то, что в своей экологической политике АЛРОСА заявляет, что компания принимает на себя обязательства по защите окружающей среды не только в регионах присутствия, но и стремится своим вкладом обеспечивать благоприятную экологическую обстановку на международном уровне [4], [16]. Российскими СМИ данная тема больше не освещалась.
Данные факты свидетельствуют о недостаточно проработанной политике в области экологической и промышленной безопасности в целях предотвращения ущерба и о низкой степени экологической ответственности добывающих компаний. АК «АЛРОСА» должна показать высокую степень экологической ответственности путем принятия предупредительных мер, а не в целях устранения чрезвычайных ситуаций, связанных с качеством используемых оборудования и технологий и профессионализмом работников предприятия.
Таким образом, очевидно, что необходима экологизация политики Российской Федерации по недропользованию. Экологическая направленность стратегий развития минеральных ресурсов позволит более эффективно обеспечить
безопасность в сфере недропользования для окружающей среды и здоровья населения и повысить экологическую ответственность добывающих компаний. При этом стоит отметить, что влияние деятельности добывающих компаний на качество жизни населения, в частности, на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, требует более подробного научного исследования.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в соответствии с исследовательским проектом № 21-510-22001 «Государственное регулирование недропользования и охраны окружающей среды во Франции и в арктической зоне Российской Федерации: сравнительное исследование, методология и практика», проводимым совместно РФФИ и Фондом «Дом наук о человеке» Франции.
Литература
1. АЛРОСА. Годовой отчет 2018. - URL : http://www.alrosa.ru/wp-content/ uploads/2019/06/Alrosa_book_web.pdf (дата обращения : 19.11.2021).
2. АЛРОСА. Годовой отчет 2020. - URL : http://www.alrosa.ru/wp-content/ uploads/2021/06/ALROSA_AR2020_080721.pdf (дата обращения : 19.11.2021).
3. АЛРОСА заплатит штраф за нарушение условий водопользования. - URL : https://yakutsk.arbitr.ru/node/16032 (дата обращения : 19.11.2021).
4. АЛРОСА. Программа в области устойчивого развития на 2021-2025 гг. - Москва, 2021. - URL : http://www.alrosa.ru/wp-content/uploads/2018/12/2021_AR_ Sustainability_Programme_ru_v3.pdf (дата обращения : 19.11.2021).
5. Голева, Р. В. Недропользование и проблемы устойчивого развития России / Р. В. Голева // Век глобализации. - 2018. - №4 (28). - С. 137-144. - URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/nedropolzovanie-i-problemy-ustoychivogo-razvitiya-rossii (дата обращения : 25.11.2021).
6. ДР Конго требует компенсации за аварию на руднике от Catoca. Это совместное предприятие «Алроса» и Endiama. - URL : https://www.bfm.ru/news/480686 (дата обращения : 19.11.2021).
7. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1. - URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_343/ (дата обращения : 19.11.2021).
8. На связанном с российской компанией руднике в Конго погибли 12 человек. -URL : https://www.rbc.ru/rbcfreenews/61339b5f9a794790fb43f29e (дата обращения : 19.11.2021).
9. Обедин, В. Алмазы нечистой воды. - URL : https://www.kommersant.ru/ doc/3777257 (дата обращения : 19.11.2021).
10. Постановление № 5-1/2019 5-94/2018 от 14 января 2019 г. по делу № 5-1/2019. - URL : https://sudact.ru/regular/doc/zA0d0QFMQzdu/ (дата обращения : 19.11.2021).
11. Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2018 N 2914-р «Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года». - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314605/ (дата обращения : 25.11.2021).
12. Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу № А58-10077/2018. - URL : https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/48de83a7-63cd-4a12-8a47-87195e977a43/923df0a3-6a29-4877-bded-241b56fee879/A58-10077-2018_20190212_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения : 19.11.2021).
13. Слепцов, А. Н. Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера на примере Якутии / Слепцов А. Н., Слепцова И. А. // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. - 2021. - № 2 (24). - С. 3-19. - URL : https://arcticjournal.ru/index.php/journal/article/view/23/22 (дата обращения : 20.11.2021).
14. Трунина, А. Якутия оценила свой ущерб от прорыва дамб АЛРОСА в 27 млрд руб. - URL : https://www.rbc.ru/politics/31/10/2018/5bd952c89a7947ebf926f44d (дата обращения : 19.11.2021).
15. Хронология событий загрязнения реки Вилюй. - URL : https://yakutia.info/ article/185472 (дата обращения : 19.11.2021).
16. Экологическая политика «АЛРОСА». Утверждена решением Наблюдательного совета АК «АЛРОСА» (ПАО) от 25.03.2021. - URL : http://www.alrosa.ru/wp-content/uploads/2013/09/2102_AR_EC0_03-RU.pdf (дата обращения : 19.11.2021).
17. Holland, H. Congo says Angola tailings pollution kills 12, to seek compensation / H. Holland, H. Reid. - URL : https://www.reuters.com/world/africa/congo-says-12-dead-4400-sick-following-angola-mine-tailings-leak-2021-09-02/ (accessed 19.11.2021).
References
1. ALROSA. Godovoj otchet 2018. - URL : http://www.alrosa.ru/wp-content/up-loads/2019/06/Alrosa_book_web.pdf (data obrashcheniya : 19.11.2021).
2. ALROSA. Godovoj otchet 2020. - URL : http://www.alrosa.ru/wp-content/up-loads/2021/06/ALR0SA_AR2020_080721.pdf (data obrashcheniya : 19.11.2021).
3. ALROSA zaplatit shtraf za narushenie uslovij vodopolzovaniya. - URL : https://ya-kutsk.arbitr.ru/node/16032 (data obrashcheniya : 19.11.2021).
4. ALROSA. Programma v oblasti ustojchivogo razvitiya na 2021-2025 gg. - Moskva, 2021. - URL : http://www.alrosa.ru/wp-content/uploads/2018/12/2021_AR_Sustain-ability_Programme_ru_v3.pdf (data obrashcheniya : 19.11.2021).
5. Goleva, R. V. Nedropolzovanie i problemy ustojchivogo razvitiya Rossii / R. V. Gol-eva // Vek globalizacii. - 2018. - №4 (28). - S. 137-144. - URL : https://cyberleninka. ru/article/n/nedropolzovanie-i-problemy-ustoychivogo-razvitiya-rossii (data obrash-cheniya : 25.11.2021).
6. DR Kongo trebuet kompensacii za avariyu na rudnike ot Catoca. Eto sovmestnoe predpriyatie «Alrosa» i Endiama. - URL : https://www.bfm.ru/news/480686 (data ob-rashcheniya : 19.11.2021).
7. Zakon RF «O nedrah» ot 21.02.1992 N 2395-1. - URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_343/ (data obrashcheniya : 19.11.2021).
8. Na svyazannom s rossijskoj kompaniej rudnike v Kongo pogibli 12 chelovek. - URL : https://www.rbc.ru/rbcfreenews/61339b5f9a794790fb43f29e (data obrashcheniya : 19.11.2021).
9. Obedin, V. Almazy nechistoj vody. - URL : https://www.kommersant.ru/ doc/3777257 (data obrashcheniya : 19.11.2021).
10. Postanovlenie № 5-1/2019 5-94/2018 ot 14 yanvarya 2019 g. po delu № 5-1/2019. - URL : https://sudact.ru/regular/doc/zA0d0QFMQzdu/ (data obrashcheniya : 19.11.2021).
11. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 22.12.2018 N 2914-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya mineralno-syrevoj bazy Rossijskoj Federacii do 2035 goda». - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314605/ (data obrashcheniya : 25.11.2021).
12. Reshenie Arbitrazhnogo suda Respubliki Saha (Yakutiya) po delu № A58-10077/2018. - URL : https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/48de83a7-63cd-4a12-8a47-87195e977a43/923df0a3-6a29-4877-bded-241b56fee879/A58-10077-2018_20190212_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (data obrashcheniya : 19.11.2021).
13. Sleptsov, A. N. Zashchita iskonnoj sredy obitaniya i tradicionnogo obraza zhizni malochislennyh narodov Severa na primere Yakutii / Sleptsov A. N., Sleptsova I. A. // Arktika XXI vek. Gumanitarnye nauki. - 2021. - № 2 (24). - S. 3-19. - URL : https://arc-ticjournal.ru/index.php/journal/article/view/23/22 (data obrashcheniya : 20.11.2021).
14. Trunina, A. Yakutiya ocenila svoj ushcherb ot proryva damb ALROSA v 27 mlrd rub. - URL : https://www.rbc.ru/politics/31/10/2018/5bd952c89a7947ebf926f44d (data obrashcheniya : 19.11.2021).
15. Hronologiya sobytij zagryazneniya reki Vilyuj. - URL : https://yakutia.info/ar-ticle/185472 (data obrashcheniya : 19.11.2021).
16. Ekologicheskaya politika «ALROSA». Utverzhdena resheniem Nablyudatelnogo soveta AK «ALROSA» (PAO) ot 25.03.2021. - URL : http://www.alrosa.ru/wp-content/ uploads/2013/09/2102_AR_Eœ_03-RU.pdf (data obrashcheniya : 19.11.2021).
17. Holland, H. Congo says Angola tailings pollution kills 12, to seek compensation / H. Holland, H. Reid . - URL : https://www.reuters.com/world/africa/congo-says-12-dead-4400-sick-following-angola-mine-tailings-leak-2021-09-02/ (accessed 19.11.2021).