Бедило М. В., Копнышев С. Л., Седых Н. И., Сидоренко Г. Г.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ В КРЫМСКЕ)
В статье на основе анализа чрезвычайной ситуации (наводнение в Краснодарском крае в июле 2012 года) рассмотрены вопросы повышения эффективности выполнения задач гражданской обороны.
Ключевые слова: защита от чрезвычайных ситуаций, гражданская оборона, наводнение в Крымске, оповещение населения.
Bedilo M., Kopnyshev S., Sedyh N., Sidorenko G.
ABOUT THE EFFICIENCY OF THE PERFORMANCE OF CIVIL DEFENSE TASKS (BY THE RESULTS OF EMERGENCY SITUATION ANALYSIS IN KRYMSK)
On the basis of the analysis of emergency situation (the flood in the Krasnodar Territory July 2012) the problems of the improving the implementation of civil defense tasks were discussed.
Keywords: protection from emergencies, flooding in Krymsk, message to the people.
Защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий, всегда являлась основой основ гражданской обороны (ГО). Кроме того, в соответствии с [1] ГО должна предусматривать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Это является свидетельством того, что в современных условиях задачи ГО законодательно расширяются и всё более переплетаются с задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Не исключено, что в самой ближайшей перспективе ГО и РСЧС будут реорганизованы в Единую систему гражданской защиты Российской Федерации (РСГЗ).
Очевидно, что в мирное время оценить готовность ГО к защите населения, материальных и культурных ценностей не представляется возможным, однако, анализируя действия сил РСЧС при ликвидации ЧС как природного, так и техногенного характера, можно выявить основные проблемные вопросы и наметить пути совершенствования ГО. Серьёзному анализу подлежит ЧС, происшедшая в июле 2012 года в Краснодарском крае.
Ситуация с катастрофическим наводнением в Крымске и прилегающих районах, вызванным обильными дождями, подтвердила, что масштаб ущерба - количество погибших и пострадавших людей, разрушение жилых строений и объектов экономики, гибель животных и птиц - зависит, во-первых, от интенсивности развития ЧС, во-вторых - от своевременного предупреждения населения об опасности и принятых мер по его защите, и, наконец, от степени подготовленности территории и объектов к ЧС.
Важными направлениями совершенствования методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, являются:
- завершение создания локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов;
- поддержание в постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, органов управления и сил гражданской обороны, осуществление её модернизации на базе современных технических средств связи [2].
Гражданская оборона: опыт и решения
Анализ сложившейся ситуации в Крымске ещё раз показал всю важность своевременного оповещения населения об опасности и информирования о порядке действий в конкретной обстановке. Так, применение для оповещения сирен С-40, оставшихся со времен «холодной войны» как средство доведения сигнала «воздушная тревога», оказалось малоэффективным и не соответствующим современным требованиям безопасности. Для повышения эффективности системы оповещения населения в современных условиях необходимо применять электросирены нового поколения повышенной мощности (например, сирены А-141), автономные пневмосирены и т. п. Вместе с тем, система оповещения должна обеспечиваться резервными источниками питания и дублироваться из-вещателями с механическими приводами. В системе информирования должны быть задействованы все технические средства оповещения экстренных служб (МЧС России, МВД, скорая медицинская помощь, службы ЖКХ).
Современные средства телекоммуникаций и информационных технологий позволяют организовать оповещение населения с использованием теле- и радиоканалов, сети Интернет (с привлечением территориальных провайдеров и поисковых систем), автомобилей с громкоговорящей аппаратурой, посредством рассылки смс-сообщений. Нельзя исключать и такой способ, как доведение информации до каждого дома, каждой семьи «пешими посыльными» - заранее
подготовленными людьми. Кроме того, в свете набирающей оборот кампании по реализации закона № 200 «О добровольных пожарных дружинах» уместно использовать для оповещения населения и проведения неотложных аварийно-спасательных работ заранее сформированные добровольные спасательные формирования.
Нерешительность и неэффективность управления при ликвидации последствий ЧС в Крым-ске доказывают необходимость проведения регулярных тренировок и учений с органами местного самоуправления, МВД, МЧС с практической отработкой вопросов по действиям в различных ЧС, а также включения в их задачи обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий с задействованием учебных центров, пунктов. Целесообразно в этом случае использовать систему дистанционного обучения, а обучение проводить по наихудшим возможным сценариям развития ситуаций.
При разработке генеральных планов поселений необходимо учитывать зоны действий опасных природных факторов, возможность возникновения массовых лесных пожаров, наличие и состояние дамб, плотин, отводных каналов, водохранилищ, места размещения потенциально опасных объектов, возможность разрушения которых противником сделает их дополнительным источником опасности для населения и объектов экономики. При вторичной застройке населённых
пунктов необходимо планировать размещение зданий и сооружений в местах с минимальным воздействием опасных факторов.
Ситуация в Крымске обозначила вопрос о порядке накопления и использования резервов для решения задачи ГО по первоочередному обеспечению пострадавшего населения, оказанию ему первой помощи, профилактике эпидемий. Обстановка в первое время после наводнения свидетельствовала о недостаточном количестве резервов и скудной номенклатуре продукции, закладываемой в резерв, а также о низкой оперативности их использования. От пострадавших поступали жалобы на неорганизованность распределения гуманитарной помощи, недостаточное её количество и большие очереди за её получением. У некоторых возникали проблемы с получением назначенных правительством РФ компенсационных выплат за разрушенные
дома и утраченное имущество. При вакцинации населения от столбняка, дизентерии и брюшного тифа обнаружилась нехватка вакцины, а нормализовалась ситуация только после личного вмешательства президента РФ.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время оценка потенциально опасных территорий и обоснование мероприятий ГО, направленных на обеспечение безопасности населения и территорий, создание необходимых запасов материальных средств для проведения аварийно-спасательных работ и первоочередного обеспечения населения, его оповещения и эвакуации, может быть проведена только на научной основе по результатам ряда комплексных научно-исследовательских работ. Тематика таких работ должна быть включена в единый тематический план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28 «О гражданской обороне».
2. Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 г. - М.: Новости, 2012.
3. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
4. Харисов Г. Х. Аварийно-спасательные работы. Курс лекций. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2005.
5. Шульгин В. Н. Инженерная защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени / Под ред. В. А. Пуч-кова. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010.