научная статья УДК: 339
DOI: 10.48612/rg/RGW.27.4.7
Об эффективности межгосударственных санкционных мер в условиях современной глобализированной экономики (на примере действий США против компании Ниа1е1 в период президентства Д. Трампа)
Глухов Владимир Викторович Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Мелентьева Надежда Ивановна н Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
Санкт-Петербург, Россия н [email protected]
Мелентьев Максим Юрьевич Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Аннотация. Вступление Китайской Народной Республики во Всемирную торговую организацию в 2001 году, способствовало ее быстрому экономическому росту. Примерно с этого времени обозначилась быстро набирающая силу тенденция к постепенному занятию Китаем лидирующих позиций по основным экономическим показателям в мире. В данной статье на основе анализа деловой и научной периодики, представленной специальными изданиями, включая электронные издания, сделаны обобщающие выводы относительно возможных путей развития межгосударственных экономических отношений в сегменте высоких технологий (микроэлектроника, технологии системы глобальной беспроводной связи, робототехника и т.п.) между Китаем и США в условиях взаимных санкционных ограничений.
В качестве методов исследования были использованы: обобщение фактографических и статистических данных и наблюдений (в том числе рассмотренных в исторической ретроспективе) на основе построения инфографики и комментариев к ней с использованием методов структурного, математико-статистического и системного анализа, экономико-политологического анализа, включающего рассмотрение проблемы взаимоотношений между странами как на уровне критически значимых сфер хозяйственной жизни, так и на уровне межстрановых отношений.
В качестве научного результата в статье представлен вывод о том, что в долгосрочной перспективе возможно значительное усиление экономической роли КНР на мировой арене, при одновременном ослаблении США, что, возможно, будет способствовать снижению всеобщего уровня политического и экономического
сотрудничества в мире. Проводимая США политика санкционного давления на Китай, особенно на его высокотехнологические компании, такие как Huawei, направлена на вытеснение их с мирового IT-рынка. Эти действия вступают в противоречия с национальными интересами обеих стран. Рассмотренная ситуация показывает неоднозначность санкционной политики в условиях глобальной взаимообусловленности мировых экономик, даже в случае, если инициатором санкционных ограничений выступает такая мощная экономика как экономика США.
Ключевые слова: КНР; США; американо-китайские экономические отношения; противостояние; санкционная политика; технологические войны; компания Huawei
Для цитирования: Глухов ВВ., Мелентьева НИ., Мелентьев М.Ю. Об эффективности межгосударственных санкционных мер в условиях современной глобализированной экономики (на примере действий США против компании Huawei в период президентства Д. Трампа) // Россия в глобальном мире. 2024. Т. 27. Вып. 4. С. 122-136. DOI: 10.48612/rg/RGW.27.4.7.
© Глухов В.В., Мелентьева Н.И., Мелентьев М.Ю., 2024. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
research article UDC: 339
DOI: 10.48612/rg/RGW.27.4.7
On the Effectiveness of Interstate Sanctions Measures in the Context of a Modern Globalized Economy (Using the Example of the US Actions Against Huawei During the Presidency of D. Trump)
Vladimir V. Glukhov
Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia
Nadezhda I. Melenteva H Saint-Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia
Maksim Yu. Melentev
Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design,
Saint Petersburg, Russia [email protected]
Abstract. The People's Republic of China's accession to the World Trade Organization in 2001 contributed to its rapid economic growth. Around this time, a rapidly gaining momentum has indicated a trendfor China to gradually take the leading position in the world in terms of key economic indicators. In this article, based on the analysis of business and scientific periodicals presented by special publications, including electronic publications, generalized conclusions are made regarding the possible ways of development of interstate economic relations in the segment of high technologies (microelectronics, global wireless
communication system technologies, robotics, etc.) between China and the United States under the conditions of mutual sanctions restrictions.
The research methods used were: generalization of factual and statistical data and observations (including those considered in the historical retrospective) based on the construction of infographics and comments to it using the methods of structural, mathematical-statistical and system analysis, economic-political analysis, including consideration of the problem of relations between countries both at the level of critically important spheres of economic life and at the level of inter-country relations. As a scientific result, the article presents the conclusion that in the long term a significant strengthening of China's economic role on the world stage is possible, while weakening the United States, which will probably contribute to a decline in the overall level of political and economic cooperation in the world. The U.S. policy of sanctions pressure on China, especially on its high-tech companies such as Huawei, is aimed at pushing them out of the global IT market. These actions conflict with the national interests of both countries. The considered situation shows the ambiguity of sanctions policy in the context of global interconnectedness of world economies, even if the initiator of sanctions restrictions is such a powerful economy as the U.S. economy.
Keywords: China; the United States; US-Chinese economic relations; confrontation; sanctions policy; technology wars; Huawei
For citation: Glukhov, V.V., Melenteva, N.I., Melentev, M.Yu. On the Effectiveness of Interstate Sanctions Measures in the Context of a Modern Globalized Economy (Using the Example of the US Actions Against Huawei During the Presidency of D. Trump). Russia in the Global World. 2024. Vol. 27. Iss. 4. P. 122-136. DOI: 10.48612/rg/RGW.27.4.7.
© Glukhov, V.V., Melenteva, N.I., Melentev, M.Yu., 2024. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.
Научная специальность ВАК: 5.5.4. Международные отношения, глобальные, региональные исследования
Введение
С начала XXI в. быстро набирающее обороты экономическое соперничество между США и Китаем с наибольшей остротой проявлялось в отраслях, определяющих точки роста современного экономического развития. Прежде всего это отразилось на отраслях экономики, опирающихся на высокие технологии (сфера 1Т, электроника, роботы и т.п.). Так уже в 2008 г. правительство США выдвинуло серьезные обвинения китайским компаниям Huawei и 7ТБ. Суть обвинений заключалась в создании китайскими компаниями угроз для информационной безопасности США. В результате американцы запретили своим компаниям покупать произведенное Huawei и 7ТБ оборудование в Китае, а китайским компаниям было запрещено приобретать стартапы,
созданные в США. Все эти действия имели главную цель - создать преимущественные возможности для США на фоне быстро развивающихся технологий в КНР, что, в конечном счете, привело к началу противостояния между двумя странами, которое в дальнейшем получило название «технологические войны». Во время правления президента Д. Трампа резко увеличились санкционные меры со стороны США по отношению к высокотехнологичным китайским компаниям [1]. В период 2018-2019 гг. администрация президента США установила протекционистские санкции, целью которых было добиться преимущества в торговле с Китаем. Введенные санкции затронули 216 китайских компаний, в результате чего торговое сальдо между США и КНР в 2020 г. уменьшилось на 34 млрд. долл. по сравнению с 2019 г. [2].
Такая ситуация не могла не вызывать беспокойства и американских корпораций, что со временем проявилось в постепенном изменении политики активного партнерства, начало которого было заложено еще во времена Г. Киссинджера. Набиравший экономическую мощь Китай стал рассматриваться как главный и основной экономический конкурент, угрожающий геополитическим интересам США. С наибольшей силой эта ситуация проявилась с момента вступления в должность Президента США Дональда Трампа, который обвинил Китай в захвате американской интеллектуальной собственности, в стремлении получить новейшие американские технологии, в создании односторонних экономических преимуществ для китайских компаний перед высокотехнологичными американскими корпорациями, используя рычаги государственной поддержки. Итогом усиления этого противостояния явились ограничительные меры со стороны правительства США, направленные на снижение возможностей торговой экспансии высокотехнологичной продукции Китая на рынки США. Особое внимание в санкционной политике США было уделено китайским компаниям - производителям современной электроники. Целью этих ограничительных мер было ослабление позиций китайских электронных гигантов, играющих значительную роль в обеспечении политического и экономического развития КНР. С особой остротой это противостояние проявилось в санкционной политике в отношении компании Huawei. В частности, американское правительство неоднократно обвиняло компанию Huawei в
нарушении неприкосновенности частной жизни американцев, в нарушении прав на интеллектуальную собственность, а также в создании шпионской сети 5G во всем мире. Предлогом для действий против этой компании послужило принятие Китаем закона о национальной разведке, который дал китайским спецслужбам неограниченные полномочия по сбору данных в глобальном масштабе в режиме трансграничного мониторинга компаний и частных лиц.
Целью данной статьи является анализ и формулировка выводов относительно некоторых важных моментов, касающихся особенностей конкурентной борьбы между двумя крупнейшими экономиками мира в части высокотехнологичных производств.
Что касается истории вопроса, то следует отметить, что в отечественной литературе большое внимание уделяется различным формам противостояния между США и КНР. «Торговая война» и проявление экономический санкций против Китая со стороны США анализируются в исследованиях В.Б. Супяна [5], Д.В. Гордиенко [6]. А.С. Юнюшкиной, К.А. Шаповаловой, Е.Ю. Катковой [7]. Технологическое противостояние анализируется в работах: В.В. Евсеев [8], Л.А. Гамза [9], К.В. Бабаева [4]. В работах китайских и российских аналитиков: Н.Н. Масюк, Чжэн Фусюэ [10], Пэн Чунби [11], Чжан Шэндэ [12], Цуй Циюань [13] большое внимание уделено деятельности компании Huawei. При этом российские исследователи особое внимание уделяют политике санкций США в отношении компании Huawei [3].
Материалы и результаты исследования
Если противостояние между США и Китаем в сфере высоких технологий (в профиле микроэлектроники) рассматривать на причинном уровне, то напрашивается вывод о том, реальной базой конфликта стала ситуация, когда компания Huawei, являющаяся одним из «локомотивов» промышленной электроники Китая, вышла на одно из первых мест в мире по производству смартфонов. Как считают эксперты из Canalys: «II квартал 2020 г. стал первым за девять лет, когда первенство по числу проданных смартфонов не досталось Samsung или Apple» [3, c. 54]. Однако из-за действий Правительства США (по данным того же Canalys) «продажи смартфонов Huawei за период с апреля по июнь 2020 г.
снизились сразу на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и до 28% от суммарных поставок компании» [там же]. Американские санкции против компании Huawei наиболее ярко проявились в мае 2019 г. Они привели к существенным потерям для Huawei - по данным экономических аналитиков компания к апрелю 2021 г. выбыла из пятерки ведущих производителей смартфонов [4, с. 49].
Серьезным поводом для начала «большого» противостояния в технологической сфере между США и КНР стало принятие Китаем 28 июня 2017 г. Закона о национальной разведке. Согласно этому закону китайские IT компании должны предоставлять любые данные по запросу китайскому правительству [14]. В частности, закон о национальной разведке, предоставляет китайским спецслужбам:
• полномочия по мониторингу и расследованию иностранных и отечественных лиц и организаций;
• право обыскивать помещения, конфисковывать имущество и мобилизовать отдельных лиц или организации для шпионажа;
• законное основание для работы, как в Китае, так и за его пределами.
Введение в действие данного закона, заставило Индию, Австралию, США запретить работу китайских компаний, либо ограничивать их действия на территории своих стран. Что касается США, то в этой стране под жесткие ограничения попали кроме компании Huawei, также такие компании как Tencent, Byte Dance и другие.
Американское правительство неоднократно обвиняло компанию Huawei в нарушении неприкосновенности частной жизни американцев, в нарушении прав на интеллектуальную собственность, а также в создании шпионской сети 5G во всем мире. Все это, а также подверженность прямому влиянию на китайский бизнес со стороны Коммунистической Партии Китая (далее - КПК) привели к тому, что президент США Дональд Трамп подписал 15 мая 2019 г. указ по защите информационной инфраструктуры США, и, в связи с этим ввел чрезвычайное положение [15]. С подписанием данного указа американское правительство получило право контролировать все сделки, имеющие отношение к информационным технологиям, а также
накладывать запрет в случае, если будет выявлено, что сделка наносит ущерб национальной безопасности США.
В этот же день американское Правительство внесло компанию Huawei и 70 ее дочерних компаний в черный список из-за угрозы национальной безопасности [16]. Одновременно Министерство торговли США выдвинуло против компании Huawei обвинение о поставках оборудования Ирану. Эти обвинения были выдвинуты в связи с американскими санкциями против Ирана на запрет реализации его ядерной программы.
19 мая 2019 г. администрация Дональда Трампа согласилась дать отсрочку на три месяца для введения санкций в отношении Huawei. Сделано это было для того, чтобы американские компании, использующие оборудование Huawei, смогли найти аналоги и заменить их, а также на подготовку всех формальностей по выходу технологических компаний США из текущих сделок. Однако Министерство торговли США заявило, что решение о запрете сотрудничества будет окончательно принято через 90 дней.
20 мая 2019 г., компания Google заявила о полном прекращении сотрудничества с компанией Huawei. Прекращение сотрудничества в основном коснулось ограничения работы и доступа к американской операционной системе Android устанавливаемой на китайские смартфоны Huawei, а также прекращение сотрудничества по развитию 5 G технологий.
На момент введения ограничений, многие американские компании, такие как Broadcom, Qualcomm, Micron Technology, Intel и другие являлись поставщиками микрочипов для продукции Huawei. Ниже на рис. 1 представлен график, который отражает доходы компаний технологического сектора США на момент подписания Д. Трампом указа о введении режима чрезвычайного положения для защиты информационной инфраструктуры США.
Broadcom
Qualconim
Seagate Technology
Micron Techology
МслмоА |
0.0 0.2 0.4 0.6 0.8 1.0 1.2 1.4 1.6 1.0 2.0 2.2 2.4 2.6
Рис.1. Доходы 1Т-корпораций США от продаж американского оборудования компании
Ниа'Л'е! в млрд. юаней (по: [17])
Как видно из графика, большинство компаний, занимающихся производством полупроводников, микрочипов, а также устройств для хранения памяти, в совокупности, имели весомую долю в продажах оборудования для компании Huawei. В то же время, на момент подписания указа от 15 мая 2019 г., совокупный объем продаж китайского оборудования на американском рынке американским компаниям составил 347 млн. долларов США. «Эти компании лишаются одного из крупнейших потребителей их продукции и, соответственно, потенциальной прибыли», -утверждал Сергей Дейнека, финансовый аналитик «БКС Премьер» [17].
Другой важной проблемой стал тот факт, что в основном оборудование для обеспечения связи используется американскими операторами в сельской местности. Для реализации указа 15 мая 2019 г., американские компании были вынуждены покупать новое оборудование, проводить его установку и настройку, что вызвало дополнительные расходы. При этом процесс обновления оборудования может растянуться в США от 10 до 30 лет.
Представитель компании Huawei Чейз Скиннер прокомментировал новость о запрете, сказав, что она не является неожиданной, и что этот запрет окажет негативное влияние, прежде всего на сельских жителей на
всей территории США, так как используемые для цифрового подключения сети, зависят прежде всего от Huawei [18].
Для самой компании Huawei данные ограничения грозили тем, что пользователи смартфонов и планшетов Huawei были поставлены в затруднительное положение, поскольку они основывались на программном обеспечении, разработанном Google и Microsoft. Поэтому этот удар касался более миллиарда пользователей смартфонов компании по всему миру.
10 июля 2019 г. в результате плодотворных переговоров на саммите Большой двадцатки G20 Дональд Трамп согласился смягчить санкции в отношении компании Huawei. Министр торговли США Уилбур Росс подтвердил на конференции по экспортному контролю, что правительство будет выдавать лицензии до тех пор, пока нет угрозы национальной безопасности США, однако о полной амнистии компании говорить не приходится [19].
13 августа 2019 г. начался новый этап в технологической войне. На этот раз в США вступил закон о запрете использования оборудования компаний Huawei и ZTE в государственном секторе. Данные действия были направлены, прежде всего, на борьбу с развитием сетей 5G, которые по мнению правительства США, могут быть использованы с целью шпионажа.
С момента введения указа о введении режима чрезвычайного положения для защиты информационной инфраструктуры США американское правительство активно призывало другие страны к введению аналогичных ограничений в сотрудничестве с компанией Huawei [20]. О запрете работы корпорации на своей территории уже заявили Австралия, Новая Зеландия, Канада и др. В Великобритании проходили дискуссии по поводу сотрудничества с китайской корпорацией. Британское правительство сделало выбор в пользу ускоренной цифровизации и создания сети 5G в стране в партнерстве с корпорацией Huawei [21].
Летом 2020 г. компании Huawei пришлось столкнуться с более глобальной проблемой - нехваткой чипов для производства смартфонов. Основными производителями чипов в мире являются американские и азиатские компании. Все японские и южнокорейские компании лояльные к политике США, поддержали американские санкции.
8 августа 2020 г. компания Huawei заявила о том, что «чипы для смартфонов заканчиваются из-за санкций США». Проблема заключалась в
том, что производство чипов Kirin, разработанных собственными инженерами Huawei, прекратилось 15 сентября. Они производились подрядчиками Taiwan Semiconductor Manufacturing Co (TSMC), которые основаны на производственных технологиях США. У Huawei не было возможности производить собственные чипы [22].
18 августа 2020 г. правительство США ужесточило ограничения в отношении Huawei, добавив еще 38 дочерних компаний в черный список Министерства торговли США. Сделано это было с целью предупредить Huawei от поставок через третьи страны [23].
Всего за один год компания Huawei потеряла 21,5% выручки по сравнению с 2019 г., что отражено в таблице ниже. Очевидно, что ключевую роль в этом сыграли американские санкции.
Таблица
Ведущие Топ-5 компаний-производителей смартфонов в мире в 2019-2020 гг. (по: [24])
Компания 2020 доля рынка 2019 доля рынка Изменение год к году
Samsung 20,6% 21,6% -9,8%
Apple 15,9% 13,9% +7,9%
Huawei 14,6% 17,5% -21,5%
Xiaomi 11,4% 9,2% +17,6%
Vivo 8,6% 8,0% +1,5%
Другие 28,7% 29,8% -9,4%
Всего 100% 100% -5,9%
Нельзя отрицать, что санкции в отношении смартфонов компании Huawei оказались достаточно эффективными. Уменьшение доли в данном секторе мотивировало Huawei развивать другие направления и выходить на новые рынки. В итоге в марте 2021 г. компания сообщила о росте выручки на 3,8% по сравнению с 2019 г. [24].
Санкции США против компании Huawei, способствовали, таким образом, развитию новых инновационных проектов, к ним, в частности, можно отнести разработку более 30 проектов систем связи 5G, а также более 40 тыс. технологических решений по всему миру, связанных с 5G [25]. Huawei сумело поставить новые задачи инновационного развития, как внутри Китая, так и за его пределами.
Заключение
Если руководствоваться буквой и духом международных соглашений, конвенций, договоров и международных кодексов, декларирующих взаимовыгодное сотрудничество государств и их национальных экономик, то необходимо признавать точку зрения, в соответствии с которой противоречия, складывающиеся между странами, не должны приводить к дальнейшим разногласиям в политической и экономической сферах. Сотрудничество между странами является главным направлением при выходе из экономического тупика. Миру требуется развитие стабильной экономики во всех странах для противодействия кризисным социально-политическим ситуациям. Поэтому налаживание торговых отношений между США и КНР будет содействовать сотрудничеству не только между двумя странами, но и будет гарантом развития стабильного экономического миропорядка.
В долгосрочной перспективе возможно значительное усиление экономической роли КНР на мировой арене, при одновременном ослаблении США, что, возможно, будет способствовать снижению всеобщего уровня политического и экономического сотрудничества в мире. Проводимая США политика санкционного давления на Китай, особенно на его высокотехнологические компании, такие как Huawei, направлена на вытеснение их с мирового IT-рынка. Эти действия вступают в противоречия с национальными интересами обеих стран. Рассмотренная ситуация показывает неоднозначность санкционной политики в условиях глобальной взаимообусловленности мировых экономик, даже если инициатором санкционных ограничений выступает такая мощная экономика как экономика США.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Бабаев К. Конец санкционной дипломатии. 16.03.2022 // Россия в глобальной политике. [эл. доступ]. URL: https://globalaffairs.ru/articles/konecz-sankczionnoj-diplomatii/ (дата обращения: 14.10.2024).
2. The People's Republic of China. China Trade & Investment Summary // The Office of the United States Trade Representative (USTR): [сайт]. URL: https://ustr.gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/peoples-republic-china (дата обращения: 14.10.2024).
3. Дзегеленок Н.П., Нелидов Г.А. Китайско-американские отношения в условиях американский санкций и пандемии (на примере компании Huawei) // Теория и практика современной науки. 2021. № 5 (71). С. 52-58.
4. Бабаев К.В. Технологические компании Китая как направление американского удара в контексте антироссийских санкций // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2022. № 27. С. 42-55.
5. Супян В.Б. Американо-китайские торгово-экономические отношения: причины кризиса и его перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 9. С. 23-32.
6. Гордиенко Д.В. Торговая война и санкционная борьба США и КНР // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2021. № 1. С. 68-88.
7. Юнюшкина А.С., Шаповалова К.А., Каткова Е.Ю. Торговая война США с Китаем как попытка вернуть глобальное лидерство // Международные отношения. 2021. № 2. С. 55-68.
8. Евсеев В.В. Торговая и технологическая война США и Китая // Геоэкономика энергетики. 2019. Т. 7. № 3. С. 110-130.
9. Гамза Л.А. Технологическое противостояние США и Китая в АТР // Россия и АТР. 2020. № 3 (109). С. 110-133.
10. Масюк Н.Н., Чжэн Фусюэ. Технологические инновации в бизнес-модели компании Huawei // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 260-264.
11.Пэн Чунби. Анализ стратегии интернационализации компании Huawei // Экономика и социум. 2020. № 6 (73)-2. С. 182-186.
12. Чжан Шэндэ. Краткий анализ стратегии глобализации Huawei // Экономика и социум. 2022. № 3 (94)-1. С. 549-552.
13. Цуй Циюань. Глобализация экономики компании Huawei // Экономика и социум. 2023. № 4 (107)-1. С. 1016-1021.
14. Чжунхуа жэньминь гунхэго гоцзя цинбао фа Ф^АЙ^^ПШШ^Ш^Й [Закон о национальной разведке Китайской Народной Республики]. 27.06.2017 // China Law Translate: [сайт]. URL: https://www.chinalawtranslate.com/national-intelligence-law-of-the-p-r-c-2017/ (дата обращения: 14.10.2024).
15. Трамп подписал указ о защите информационно-коммуникационных сетей США от иностранных угроз. 15.05.2019 // Информационное агентство ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6435221 (дата обращения: 14.10.2024).
16. China's Huawei, 70 Affiliates Placed on U.S. Trade Blacklist. 16.05.2019 // Reuters: [сайт]. URL: https://www.reuters. com/article/business/chinas-huawei-70-affiliates-placed-on-us-trade-blacklist-idUSKCN 1SL2W4/ (дата обращения: 14.10.2024).
17. Жертвы торговой войны: кто выиграет и проиграет от претензий США к Huawei? // BBC News Russia: [сайт]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-48343119 (дата обращения: 14.10.2024).
18. В США вступил в силу запрет на оборудование Huawei и ZTE. 13.08.2019 // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2019/08/13/v-ssha-vstupil-v-silu-zapret-na-oborudovanie-huawei-i-zte.html (дата обращения14.10.2024).
19. US to Start to Relax Huawei Ban, Announces White House. 11.07.2019 // Sky News: [сайт]. URL: https ://news.sky. com/ story/us-to-start-to-relax-huawei-ban-announces-white-house-11760134 (дата обращения: 14.10.2024).
20. Трамп подписал указ о защите информационно-коммуникационных сетей США от иностранных угроз. 15.05.2019 // Информационное агентство ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6435221 (дата обращения: 14.10.2024).
21. Британские спецслужбы посоветовали Джонсону сотрудничать с Huawei по 5G. 28.01.2020 // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2020/01/28/britanskie-specsluzhby-posovetovali-dzhonsonu-sotrudnichat-s-huawei-po-5g.html (дата обращения: 09.06.2024).
22. Huawei: Smartphone Chips Running out Under US Sanctions. 08.08.2020 // The Associated Press: [сайт]. URL: https://apnews.com/general-news-270e93e985733a4d086c06a01375cea0 (дата обращения: 09.06.2024).
23. U.S. Tightening Restrictions on Huawei Access to Technology, Chips. 18.08.2020 // Reuters: [сайт]. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-huawei-tech-idUSKCN25D1CC (дата обращения: 14.10.2024).
24. Исследование мирового рынка смартфонов // Интернет-портал TAdviser: [сайт]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Смартфоны_(мировой_р^Iнок)#.D0.9AD0.BE.D1 .80.D0.BE.D1.82.D0.BA.D0.BE_.D0.B8_.D0.BD.D0.B0.D0.B3.D0.BB.D1.8F.D0.B4.D0.BD. D0.BE (дата обращения: 14.10.2024).
25. Research & Development // Huawei Technologies Co.: [сайт] URL: https://www.huawei.com/en/about-huawei/corporate-information/research-development (дата обращения: 14.10.2024).
REFERENCES
1. Babaev K. Konec sankcionnoj diplomatii [The End of Sanctions Diplomacy]. 16.03.2022. Rossiya v global'noj politike. Available at https://globalaffairs.ru/articles/konecz-sankczionnoj-diplomatii/ (accessed: 14.10.2024). (In Russian).
2. The People's Republic of China. China Trade & Investment Summary. The Office of the United States Trade Representative (USTR). Available at https://ustr.gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/peoples-republic-china (accessed: 14.10.2024).
3. Dzegelenok N.P., Nelidov G.A. Kitajsko-amerikanskie otnosheniya v usloviyah amerikanskij sankcij i pandemii (na primere kompanii Huawei) [Sino-American Relations in the Context of American Sanctions and a Pandemic (Using the Example of Huawei]. Teoriya ipraktika sovremennoj nauki. 2021. № 5 (71). P. 52-58. (In Russian).
4. Babaev K.V. Tekhnologicheskie kompanii Kitaya kak napravlenie amerikanskogo udara v kontekste antirossijskih sankcij [China's Technology Companies as a Direction of American Strike in the Context of Anti-Russian Sanctions]. Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istoriya i sovremennost'. 2022. №: 27. P. 42-55. (In Russian).
5. Supyan V.B. Amerikano-kitajskie torgovo-ekonomicheskie otnosheniya: prichiny krizisa i ego perspektivy [American-Chinese Trade and Economic Relations: Causes of the Crisis and its Prospects]. Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. 2019. № 9. P. 23-32. (In Russian).
6. Gordienko D.V. Torgovaya vojna i sankcionnaya bor'ba SSHA i KNR [Trade War and Sanctions Struggle between the USA and China]. Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. 2021. № 1. P. 68-88. (In Russian).
7. Yunyushkina A.S., Shapovalova K.A., Katkova E.Yu. Torgovaya vojna SShA s Kitaem kak popytka vernut' global'noe liderstvo [The US Trade War with China as an Attempt to Regain Global Leadership]. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2021. № 2. P. 55-68. (In Russian).
8. Evseev V.V. Torgovaya i tekhnologicheskaya vojna SShA i Kitaya [The Trade and Technological War between the USA and China]. Geoekonomika energetiki. 2019. T. 7. № 3. P. 110-130. (In Russian).
9. Gamza L.A. Tekhnologicheskoe protivostoyanie SSHA i Kitaya v ATR [Technological Confrontation between the USA and China in the Asia-Pacific Region]. Rossiya i ATR. 2020. № 3 (109). P. 110-133. (In Russian).
10. Masyuk N.N., Chzhen Fusyue. Tekhnologicheskie innovacii v biznes-modeli kompanii Huawei [Technological Innovations in Huawei's Business Model]. Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie. 2020. T. 9. № 3 (32). P. 260-264. (In Russian).
11. Pen Chunbi. Analiz strategii internacionalizacii kompanii Huawei [Analysis of Huawei's Internationalization Strategy]. Ekonomika i socium. 2020. № 6 (73)-2. P. 182186. (In Russian).
12. Chzhan Shende. Kratkij analiz strategii globalizacii Huawei [A Brief Analysis of Huawei's Globalization Strategy]. Ekonomika i socium. 2022. № 3 (94)-1. P. 549-552. (In Russian).
13. Cuj Ciyuan'. Globalizaciya ekonomiki kompanii Huawei [Globalization of the Huawei Economy]. Ekonomika i socium. 2023. № 4 (107)-1. P. 1016-1021. (In Russian).
14. Zhonghua renmin gongheguo guojia qingbao fa ^^AKÄ^SS^W^^ [Law on National Intelligence of the People's Republic of China]. 27.06.2017. China Law Translate. Available at https://www.chinalawtranslate.com/national-intelligence-law-of-the-p-r-c-2017/ (accessed: 14.10.2024). (In Chinese).
15. Tramp podpisal ukaz o zashchite informacionno-kommunikacionnyh setej SSHA ot inostrannyh ugroz [Trump Signed a Decree on the Protection of US Information and Communication Networks from Foreign Threats]. 15.05.2019. Informacionnoe agentstvo TASS. Available at https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6435221 (accessed: 14.10.2024). (In Russian).
16. China's Huawei, 70 Affiliates Placed on U.S. Trade Blacklist. 16.05.2019. Reuters. Available at https://www.reuters.com/article/business/chinas-huawei-70-affiliates-placed-on-us-trade-blacklist-idUSKCN 1SL2W4/ (accessed: 14.10.2024).
17. Zhertvy torgovoj vojny: kto vyigraet i proigraet ot pretenzij SSHA k Huawei? [Victims of the Trade War: Who will Win and Lose from the US Claims agaInst Huawei?]. BBC News Russia. Available at https://www.bbc.com/russian/features-48343119 (accessed: 14.10.2024). (In Russian).
18. V SShA vstupil v silu zapret na oborudovanie Huawei i ZTE [A Ban on Huawei and ZTE Equipment has Come into Force in the United States]. 13.08.2019. Rossijskaya gazeta. Available at https://rg.ru/2019/08/13/v-ssha-vstupil-v-silu-zapret-na-oborudovanie-huawei-i-zte.html (accessed: 14.10.2024). (In Russian).
19. US to Start to Relax Huawei Ban, Announces White House. 11.07.2019. Sky News. Available at https://news.sky.com/story/us-to-start-to-relax-huawei-ban-announces-white-house-11760134 (accessed: 14.10.2024).
20. Tramp podpisal ukaz o zashchite informacionno-kommunikacionnyh setej SSHA ot inostrannyh ugroz [Trump Signed a Decree on the Protection of U.S. Information and Communication Networks from Foreign Threats]. 15.05.2019. Informacionnoe agentstvo TASS. Available at https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6435221 (accessed: 14.10.2024). (In Russian).
21. Britanskie specsluzhby posovetovali Dzhonsonu sotrudnichat' s Huawei po 5G [British Intelligence Agencies Advised Johnson to Cooperate with Huawei on 5G]. 28.01.2020. Rossijskaya gazeta. Available at https://rg.ru/2020/01/28/britanskie-specsluzhby-posovetovali-dzhonsonu-sotrudnichat-s-huawei-po-5g.html (accessed: 09.06.2024). (In Russian).
22. Huawei: Smartphone Chips Running out Under US Sanctions. 08.08.2020. The Associated Press. Available at https://apnews.com/general-news-270e93e985733a4d086c06a01375cea0 (accessed: 09.06.2024).
23. U.S. Tightening Restrictions on Huawei Access to Technology, Chips. 18.08.2020. Reuters. Available at https://www.reuters.com/article/us-usa-huawei-tech-idUSKCN25D1CC (accessed: 14.10.2024).
24. Issledovanie mirovogo rynka smartfonov [Research on the Global Smartphone Market]. Internet-portal TAdviser. Available at https://www.tadviser.ru/index. php/Статья : Смартфоны_(мировой_рынок)#^0.9A.D0. B E.D1 80.D0.BE.D1.82.D0.BA.D0.BE_.D0.B8_.D0.BD.D0.B0.D0.B3.D0.BB.D1.8F.D0.B 4.D0.BD.D0.BE (accessed: 14.10.2024). (In Russian).
25. Research & Development. Huawei Technologies Co. Available at https://www.huawei.com/en/about-huawei/corporate-information/research-development (accessed: 14.10.2024).
Сведения об авторах / Information about authors
Глухов Владимир Викторович - доктор экономических наук, профессор, советник ректора СПбПУ, профессор кафедры ЮНЕСКО. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: [email protected]
Мелентьева Надежда Ивановна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. E-mail: [email protected]
Мелентьев Максим Юрьевич - ассистент кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна; аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета. E-mail [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Glukhov Vladimir V. - Doctor of Economics, Professor, Advisor to the Rector of SPbPU, UNESCO Chair at SPbPU. Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University. E-mail: [email protected]
Melenteva Nadezhda I. - Doctor of Economics, Professor, Department of Marketing. Saint-Petersburg State University of Economics. E-mail: [email protected]
Melentev Maksim Yu. - Assistant of the Department of Advertising and Public Relations, Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design; Postgraduate student, Saint-Petersburg State University of Economics. E-mail [email protected] The authors declare no conflict of interests.
Статья поступила в редакцию 04.09.2024. Одобрена после рецензирования 06.10.2024. Принята 29.10.2024.
Received 04.09.2024. Approved after reviewing 06.10.2024.
Accepted 29.10.2024.