Научная статья на тему 'ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРАТКОВРЕМЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ В СЕРЕДИНЕ УЧЕБНОГО ДНЯ УЧАЩИХСЯ 5—8-х КЛАССОВ'

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРАТКОВРЕМЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ В СЕРЕДИНЕ УЧЕБНОГО ДНЯ УЧАЩИХСЯ 5—8-х КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРАТКОВРЕМЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ В СЕРЕДИНЕ УЧЕБНОГО ДНЯ УЧАЩИХСЯ 5—8-х КЛАССОВ»

ОБЗОРЫ

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРАТКОВРЕМЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СЕРЕДИНЕ УЧЕБНОГО ДНЯ УЧАЩИХСЯ

5—8-х КЛАССОВ

Аспирант Б. С. Волков

Из кафедры школьной гигиены Московского государственного педагогического

института имени В. И. Ленина

В настоящее время в режиме дня учащихся процент времени учебных занятий в школе и дома, начиная с 5-го класса, все увеличивается и составляет, по нашим данным, в 8-м классе 30,7% суточного бюджета времени (при этом на уроки физической культуры и труда приходится только 3,1%). При такой учебной нагрузке в школе и дома и при нормальной продолжительности сна (36,1% суточного бюджета времени) у учащихся остается мало времени для игр, занятий спортом и прогулок на свежем воздухе. Следует отметить, что к 8-му классу возрастает и процент времени статических положений учащихся (сидя 32,6%, стоя 3,5, всего 36,1%).

Учащиеся, выполняющие режим дня и занимающиеся спортом, могут уделить двигательной деятельности только 17,8% в 5-м классе, 15,6% времени суток в 8-м классе. Сюда входит и время общественно полезного труда, уроков физической культуры и труда, физкультурно-оздоровительных мероприятий, занятий спортом, играми и др.

Уменьшение времени на двигательную активность является нежелательным в обучении и воспитании подростка. Многими исследователями (Д. П. Букреева, 1959; В. С. Фарфель, 1959; Е. В. Хохрякова, 1959, и др.) показано, что к 13—14 годам у подростка хорошо развивается двигательная .функция, связанная с завершением в основном развития двигательного анализатора, который созревает анатомически (Л. А. Ку-куев, 1955). Поэтому именно в 10—14 лет, когда функциональные возможности двигательного анализатора резко возрастают, необходимо уделять больше внимания занятиям физическими упражнениями.

В результате роста, развития и непрерывных упражнений, указывает А. В. Коробков (1955), двигательная функция все больше подчиняется второй сигнальной системе, укрепляется взаимодействие двигательных и вегетативных функций. Е. П. Мартьянова-Гальченко (1961), изучая изменение биохимических показателей (креатин, общий азот и фосфор) у школьников 5—8-х классов под влиянием занятий утренней гимнастикой и уроков физической культуры, при анализе динамики физического развития и состояния сердечно-сосудистой системы нашла, что данный объем занятий физическими упражнениями не в полной мере исчерпывает физиологические возможности организма подростков (что наблюдается при дополнительных занятиях спортом); автор указывает на необходимость увеличения объема физических упражнений, в частности в режиме учебного дня.

До недавнего времени было распространено мнение, что, поскольку школьники перегружены учебной работой, следует избегать

дальнейшего повышения нагрузки за счет физического воспитания. Этот взгляд был основан на данных исследований прошлого, в которых указывалось, что физкультура после значительного умственного утомления не приносит пользы, а оказывает даже отрицательное влияние. С этим согласуются и данные ряда исследований К. М. Быкова, С. Н. Выржиковского, И. С. Александрова и др., показывающие, что физическая нагрузка может заметно угнетать нервную деятельность. Но это имеет место только при значительной единовременной физической нагрузке. При оптимальной для данного испытуемого нагрузке последняя, наоборот, оказывает стимулирующее влияние на нервную деятельность (М. Р. Могендович, 1956; И. П. Байченко, 1949, и др.). Таким образом, нельзя говорить о физической нагрузке вообще. К этому вопросу нужен дифференцированный подход.

Физиологическая сущность и значение двигательной деятельности в связи с умственной работой могут быть поняты на основании учения о рабочем динамическом стереотипе (С. А. Косилов, 1962). В формировании рабочих динамических стереотипов проявляются те же общие законы высшей нервной деятельности, что и при образовании классического условного рефлекса, но в своеобразном выражении, которое придает им специфика трудовых процессов.

Физиологические исследования показали, что у квалифицированных работников физического (новаторы производства) и умственного (конструкторы) труда развитие процессов возбуждения и торможения во время выполнения рабочих действий и во время паузы между действиями завершается быстрее, чем у менее квалифицированных работников.

Понятие о динамическом стереотипе включает и представление о мозаичности коры, т. е. о распределении в коре пунктов различного значения, и представление о концентрации процессов возбуждения в ограниченных участках коры головного мозга. А эта концентрация может поддерживаться лишь при условии чередования различных видов деятельности, гармонического сочетания физической и умственной работы.

Применение этих положений в практике физиологии труда при разработке режимов труда и отдыха на производстве дало возможность значительно повысить работоспособность за счет переключения с одного вида деятельности на другой.

Аналогичные данные имеются в литературе, посвященной исследованию переключения с умственной работы на физическую и обратно в режиме школьного учебного дня (Л. И. Александрова, Л. Е. Любо-мирский и др.). Многочисленные и всесторонние исследования последних лет, проведенные Таллинским ИЭМГ, показали необходимость увеличения объема физического воспитания в режиме учебных занятий школьников (Э. Я. Валдре, С. Ю. Коллас, Р. В. Силла и др., 1961).

Для обоснования своих выводов авторы провели наблюдения над школьниками, из которых часть занималась физическими упражнениями почти в 3 раза больше, чем другие (6 уроков), при увеличенной на 10% умственной нагрузке. У этих учащихся были отмечены значительно более благоприятные показатели многих исследуемых функций. Повысилась успеваемость, значительно улучшились физическое развитие, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, показатели крови и др.

Авторы отмечают, что следует говорить не столько о перегруженности учащихся умственной работой, сколько о значительной недогруженное™ их разнообразной физической деятельностью. Последняя улучшает силу и подвижность нервных процессов, воздействует как активный отдых от умственного утомления, создавая при этом предпосылки для еще более напряженного умственного труда.

Таким образом, в правильном сочетании физической и умственной деятельности следует искать разрешение противоречий между выводами авторов прежних и современных исследований.

М. Р. Могендович (1956) и И. П. Байченко (1949) показали, что влияние физических упражнений на состояние нервной деятельности зависит от их интенсивности и продолжительности: при меньшей физической нагрузке было отмечено стимулирующее влияние на нервную деятельность. В. А. Нови (1956) указал на положительное влияние и большой физической нагрузки в том случае, если школьники достаточно тренированы.

Со своей стороны мы должны подчеркнуть, что решающее значение имеет правильное распределение деятельности — ее регламент, дозировка и чередование видов.

Положительное значение имеет проведение на уроках кратковременных физических упражнений с невысокой физической нагрузкой, правильно распределенной в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, организованное проведение перемен, физкультурные минутки и паузы). Как показано нашими исследованиями, среди кратковременных упражнений в режиме учебного дня большое значение имеют организованно проводимые физкультурные паузы в середине учебного дня. Основное их назначение — предупреждение неблагоприятных влияний, которые могут возникнуть в результате длительного сидения и напряженного умственного труда при недостаточной двигательной деятельности в течение учебного дня, улучшение работоспособности учащихся во второй половине учебного дня путем кратковременного активного отдыха. В ряде школ страны такая гимнастика проводится уже несколько лет (Г. К. Орлянский, 1961; Л. А. Ким, И. П. Мохов, Э. И. Тишке-вич, 1962, и др.)-

Е. В. Кудрявцев (1962) отмечает, что во всех школах Болгарии проводится производственная гимнастика (5—7 минут) на большой перемене. И. Б. Кардаш, Е. И. Кореневская, Д. С. Лещинский (1962) считают, что физкультурная минутка или физкультурная пауза должна проводиться в старших классах на последних уроках, когда работоспособность учащихся начинает снижаться.

Опыт проведения физкультурных пауз в 5—8-х классах в некоторых школах Нижнего Тагила показал жизненность данной формы организации физического воспитания в режиме дня школы.

Положительное влияние физкультурных пауз на работоспособность учащихся во вторую половину учебного дня видно по данным корректурных проб, решения арифметических примеров, лабильности зрительного анализатора, показателей высшей нервной деятельности и хронометражу работоспособности учащихся на уроках. Методически правильно составленный и хорошо записанный на магнитофонную ленту комплекс упражнений физкультурной паузы с музыкальным сопровождением, соответствующими командами и указаниями способствует положительному влиянию этих мероприятий на повышение работоспособности учащихся.

Благотворное действие физкультурных минуток, проводимых на уроке, о необходимости которых говорил еще К. Д. Ушинский, доказано многими исследователями. Если физкультурные минутки (1—2 минуты) проводятся в те моменты, когда у большинства учащихся данного класса появляются первые признаки утомления и снижения работоспособности, то физкультурные паузы (5 минут) проводятся тогда, когда такие признаки утомления появляются у большинства учащихся всей школы или смежных классов. Физкультурная пауза в момент начинающегося снижения работоспособности оказывает наибольший положительный эффект как активный отдых и переключение с умственной работы на физическую (физические упражнения).

По нашим наблюдениям и данным многих исследований, снижение работоспособности наступает примерно с середины 3-го урока у учащихся до 6-го класса и с середины 4-го урока — у учащихся старших классов. В этот момент проведение физкультурной паузы дает наибольший эффект.

Обычно со второй половины урока работоспособность учащихся снижается. Проведение физкультурной паузы в середине урока на 3-м или 4-м часе (в зависимости от возраста) является наиболее физиологически эффективным. Однако физкультурной паузой урок разрывается на две части. Наши исследования показали, что проведение паузы строго в одно и то же время способствует выработке стойкого условного рефлекса на время. Если иногда по каким-либо причинам физкультурная пауза не проводилась (контрольная работа и пр.), то у учащихся в силу выработанного условного рефлекса на время в этот момент наблюдались положительные изменения физиологических функций и повышение работоспособности, как и при выполнении упражнений.

Положительный эффект физкультурной паузы' наблюдался при ее выполнении не только в середине урока, но и в конце (последние 5 минут). При проведении паузы в конце урока нагрузка может быть немного большей и к концу комплекса не так сильно снижаться, как при проведении физкультурной паузы в середине урока. В этом случае не приходится опасаться некоторого возбуждения учащихся, так как после физкультурной паузы они идут на перерыв. Следует отметить, что проведение физкультурной паузы в конце урока дисциплинирует учителя, заставляя его вовремя заканчивать урок, не задерживая учащихся. Это очень важно с гигиенической точки зрения, так как учащиеся могут полностью использовать перерыв для отдыха.

Если на уроках труда комплекс упражнений физкультурной паузы должен подбираться с учетом трудовой деятельности учащихся, то на общеобразовательных уроках он может быть единым (для отдельных возрастных групп учащихся), так как утомление связано преимущественно с умственной работой. С учетом вышеизложенного комплекс упражнений физкультурной паузы должен составляться единым для учащихся смежных классов, если даже они занимаются в этот момент разными учебными предметами.

Исключение составляют уроки физической культуры и труда. Исследованиями (М. В. Антропова, Л. В. Михайлова, 1909; Л. Е. Любо-мирский, 1959, и др.) показано, что эти уроки, проводимые в середине учебного дня (в тот момент, когда по школе проводится физкультурная пауза), способствуют повышению работоспособности учащихся во вторую половину дня. Работоспособность повышается еще больше, если на уроке труда проводится специальная физкультурная пауза. Последняя повышает работоспособность учащихся и на самом уроке труда (Б. С. Волков, 1960).

Единство комплекса для смежных возрастных групп позволяет транслировать его через школьный радиоузел в магнитофонной записи с музыкальным сопровождением. Исследования показали, что музыка способствует еще большему положительному изменению показателен высшей нервной деятельности, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает работоспособность.

Исследования в условиях производства показали, что .наиболее благоприятный эффект дает физкультурная пауза в 5—6 минут. Наши данные показывают, что в школе за 5 минут при хорошей организации можно провести 6—7 упражнений, воздействующих на все основные мышечные группы.

В результате проведенного четырехнедельного хронометража уроков было выявлено, что большой процент времени тратится непроизводительно на организационные вопросы. В 5-х классах это время за

^ Гигиена и санитария. К» II

81

учебную неделю составляет 8,8% (123 минуты),-в 6-х—6,6% (96 минут), в 7-х — 11,1% (155 минут) и в 8-х—5,5% (85 минут).

Проведенный через 6 месяцев после занятий физкультурными паузами повторный хронометраж показал, что процент непроизводительно затрачиваемого времени значительно снижается: по 5-м классам — на 1,1% (17 минут), по 6-м —на 0,9% (17 минут), по 7-м —на 2,1 % (33 минуты), по 8-м — на 1,2% (25 минут). Таким образом, в связи с положительным влиянием физкультурных пауз в плане более рациональной организации занятий высвобождается время для проведения самих физкультурных пауз.

Нами было показано, что при организации урока по «липецкому» методу (целесообразная смена видов деятельности при небольшой их продолжительности) работоспособность учащихся к концу урока увеличивается. Но, сильно активизируя умственную деятельность учащихся на протяжении 5—6 уроков учебного дня, эта форма организации учебной работы связана с большой нагрузкой на вторую сигнальную систему. В связи с этим значение проводимых физкультурных пауз в. середине учебного дня возрастает.

Таким образом, теоретические данные специальных исследований^ соображения и опыт учителей, изучение конкретных условий учебной работы школы, новые факты, полученные в процессе предварительных апробаций, подтверждают актуальность и необходимость хорошо обоснованных кратковременных физических упражнений в режиме учебных занятий школы.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В., Михайлова Л. В. Изв. АПН РСФСР, 1959, в. 101, стр. 19.— Букреева Д. П. В кн.: Возрастная морфология и физиология. М., 1959, стр. 280.— Быков К. М., В ы р ж и к о в с к и й С. Н., Александров И. С. Труды Всесоюзн. съезда физиологов. Л., 1926, стр. 312.— Байченко И. П. Учен, записки Ленинградск. ин-та физ-ры, 1949, № 3, стр. 73.—В а л д р е Э. Я., К о л л а с С. Ю.,. С и л л а Р. В. и др. В кн.: Сборник докл. 3-й научной конференции Таллинск. научно-исслед. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены, 1961, стр. 215.— Волков Б. С. Физкультура в школе, 1962, № 4, стр. 17.—О н же. Там же, 1960 № 9, стр. 9.—К а р д а ш И. Б., К о р е н е в с к а я Е. И., Л е щ и н с к и й Д. С. Охрана здоровья учащихся. Минск, 1962. — Коробков А. В. Труды 4-й научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1955, стр. 110—116.— Ким Л. А., Мохов И. П., Тишкевич Э. И. Физкультура в школе, 1962, Л"9 3, стр. 59. — Косилов С. А. Ж. высш. нервн. деят., 1962, т. 12, в. 3, стр. 361. — Кесарева Е. П. В кн.: Материалы 7-й научной конференции по вопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. М., 1962, стр. 132.— Кудрявцев Е. В. Физкультура в школе, 1962, № 9, стр. 60.— Куку ев Л. А. Труды 2-й научной конференции по возрастной морфологии и физиологии. М., 1955, стр. 38. — Л ю-бо мире кий Л. Е. Изв. АПН РСФСР, 1959, в. 101, стр. 149.— М а р т ь я н о в а -Г а л ь ч е н к о Е. П. Влияния занятий физич. упражн. на физич. развитие и обменные процессы у школьников-подростков. Автореф. дисс. канд. Винница, 1961.— М о г е н-дович М. Р. В кн.: Проблемы современной физиологии нервной и мышечной систем. Тбилиси, 1956, стр. 177.— Нови В. А. Ф1зюл. ж. АН УССР, 1956, т. 2, 5, стр. 57. — С ил л а Р. В., Теосте М. Э. В кн.: Сборник докл. 3-й научной конференции Таллинск. научно-исслед. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены, 1961, стр. 222.— Фарфель В. С. Развитие движений у детей школьного возраста. М., 1959.— Хохрякова Е. В. В кн.: Возрастная морфология и физиология. М., 1959, стр. 244.

Поступила 15/1 1963 г.

^ ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.