Научная статья на тему 'Об эффективности использования информационного научно-образовательного ресурса'

Об эффективности использования информационного научно-образовательного ресурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об эффективности использования информационного научно-образовательного ресурса»

ков аспирантуры с защищенными диссертациями в 2014 г. по таким отраслям науки как технические и медицинские, на третьем месте экономические, хотя с 2000 г. по 2013 г. выпу-

скники-экономисты занимали 2-е место по численности, сокращение, более чем в 2 раза произошло за 1 год.

Таблица 6 - Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации по отраслям науки, человек (1)

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2000 г., в %

Выпущено из аспирантуры с защитой диссертации - всего 7503 10650 9611 9635 9195 8979 5189 69.,2

В том числе по отраслям науки:

физико-математические 409 434 437 476 472 481 311 70,0

химические 254 279 306 283 259 315 158 62,2

биологические 387 451 439 469 442 458 241 62,3

технические 1406 1872 1903 1963 1945 2129 1246 89,6

сельскохозяйственные 323 363 296 385 386 443 245 75,8

из них ветеринария и зоотехния 171 186 185 202 218 249 130 76,0

исторические и археология 273 407 341 319 263 233 143 52,4

филологические 382 627 552 522 515 491 271 70,9

философские 197 265 202 209 179 147 81 41,1

искусствоведение 24 47 79 46 60 44 26 108,3

культурология 52 69 56 84 81 64 30 57,7

документальная информация 10 20 9 14 6 9 5 50,0

психологические 138 211 215 214 193 128 103 74,6

экономические 1382 2075 1754 1676 1690 1490 703 50,9

педагогические 626 843 703 643 647 487 358 57,2

социологические 132 249 157 180 162 143 78 58,1

юридические 347 731 551 555 457 371 226 65,1

политология 55 125 127 146 101 118 52 94,5

медицинские 896 1338 1225 1175 1009 1161 761 87,6

из них фармацевтические 31 38 34 42 33 52 40 129,0

науки о Земле 202 233 236 256 307 258 149 73,8

прочие отрасли науки 8 11 23 20 21 9 2 25,0

Вероятно, такая ситуация складывается по причине повышения требований к аспирантам и докторантам в последние годы и закрытия довольно большого числа диссертационных советов. Опираясь на показатели табл. 3, 4

и 6 можно сделать вывод, что начавшееся в 2014 г. сокращение выпуска аспирантов и докторантов с защитой диссертаций и далее будет снижаться.

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НАУЧНО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

Муратова Л.Г., к.э.н., вед. науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и

информатики имени А.А. Никонова»

Для оценки эффективности использования информационного научно-образовательного ресурса ВИАПИ имени А.А. Никонова в 2013 и 2016 гг. были проведены мониторинга состоя-

ния и объемов информационных ресурсов сайтов, баз данных отраслевых информационных научно-образовательных ресурсов (сельскохозяйственных ВУЗов), представленных в Интер-

нет-пространстве. В результате объединения некоторых сельскохозяйственных вузов их число сократилось с 59 в 2013 г. до 54 в 2016 г. Таким образом, были обследованы сайты 54 вузов всех регионов России.

Согласно приказу Рособрнадзора №785 от 29.05.2014 г. «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» на сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации». Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы сайта и содержать 11 подразделов.

Минобрнауки РФ приказом от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» определило её новый порядок.

Самообследование проводится в целях обеспечения доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации.

В процессе самообследования проводится оценка образовательной организации высшего образования на основании расчета и анализа показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденных приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. N 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

Отчет о результатах самообследовании для образовательных организаций высшего образования формируется по состоянию на 1 апреля текущего года и размещается на официальном сайте образовательной организации в специальном разделе «Сведения об образовательной организации» в подразделе «Документы».

Отчет о самообследовании включает в себя аналитическую часть (оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библио-течно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования) и результаты анализа показателей самообследования.

Основываясь на вышеперечисленных документах, в 2016 г. анкета для исследования сайтов вузов была дополнена новыми показателями:

Анализировалось наличие на сайте специального раздела и отчета о результатах самообследовании (присутствует на всех сайтах). Исследовался научно-педагогический состав (информация о персональном составе; численность и удельный вес численности научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата наук, а также имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности научно-педагогических работников). Рассматривалась материально-техническая база (общая площадь помещений и количество компьютеров в расчете на одного студента). Анализировалась финансово-экономическая деятельность (общие доходы образовательной организации, общие доходы в расчете на одного научно-педагогического работника, отношение среднего заработка научно-педагогического работника к средней заработной плате по экономике региона). Исследовались численность студентов; за счет каких средств они обучаются; средний балл студентов, принятых по результатам ЕГЭ; наличие на сайте документа о порядке оказания платных образовательных услуг и стоимость обучения по специальностям; численность аспирантов и докторантов. Рассматривалась обеспеченность общежитием (численность и удельный вес численности студентов, проживающих в общежитиях; наличие информации о формировании платы за проживание в общежитии).

Добавились показатели, характеризующие публикационную деятельность (количество цитирований в индексируемых системах цитирования Web of Science, Scopus, в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) в расчете на 100 научно-педагогических работников, а также количество статей в научной периодике, индексируемой в этих системах). Учитывалось количество научных журналов, в том числе электронных, издаваемых образовательной организацией.

В анкете появились новые показатели по трудоустройству выпускников (наличие в вузе структурного подразделения по содействию выпускникам в трудоустройстве; доля выпускников, обучавшихся очно за счёт средств федерального бюджета, трудоустроенных в АПК; наличие доски объявлений (неструктурированной, структурированная, автоматизированный поиск); ссылки на другие биржи труда).

Добавленные в анкету перечисленные выше показатели имеются почти на всех сайтах вузов. Анализ данных показателей позволит составить рейтинг эффективности деятельности вузов.

В остальном, состав показателей и их структура в новой анкете остались прежними, что дает возможность проведения сопоставительного анализа данных за 2013 и 2016 гг.

Анализ сайтов сельскохозяйственных вузов показал, что все вузы имеют сайты, которые различаются между собой структурой, наполненностью информацией, частотой обновления. Представленная на сайтах информация предназначена, в основном, для абитуриентов и студентов.

На всех сайтах имеется общая информация о вузе: руководство, история вуза, структура вуза (список факультетов и кафедр, библиотек, социальные структуры и общественные организации и т.д.), контактная информация, каких специалистов и как готовит, какие знания получают, как организована воспитательная работа, какие научные проблемы решает вуз. Дается перечень специальностей, форм обучения (очная, заочная, вечерняя, подготовка бакалавров, магистров и др.) и видов обучения (довузовское, вузовское, послевузовское).

На всех сайтах имеется подробная информация для абитуриентов. Приводятся правила и условие приема, список документов, приемная комиссия, информация о подготовительных курсах, платных формах обучения и т.д.

Стало больше сайтов, на которых предлагаются электронные учебники и методические материалы. Почти во всех вузах есть дистанционное обучение, но оценить, проанализировать его невозможно, т.к. для входа в систему дистанционного обучения нужно зарегистрироваться и получить логин и пароль, но они даются только студентам данного вуза.

На многих сайтах вузов информация не обновляется нерегулярно, кроме ленты новостей, которая поддерживается на всех сайтах.

Очень кратко представлена научная деятельность вузов. Указаны, в основном, лишь направления научных исследований, часто нет даже краткой справки об их состоянии. Информация о публикациях чаще всего расположена на страницах кафедр, поэтому сложно просмотреть все публикации вуза. Данные о публикациях находятся либо на странице с информацией о конкретном преподавателе, либо в виде

списка, иногда отсортированные по годам. Функция «Поиск» работает корректно далеко не на всех сайтах. Такое же положение дел и с научными разработками, которые также представлены, в основном, в виде списка либо в разделе Наука, либо на страницах кафедр.

На большинстве сайтов информация о факультетах ограничивается размещением данных об истории развития факультета, руководстве, каких специалистов и как готовит факультет, какие знания они получают, структуре факультета (список кафедр), перечень специальностей. Почти нет данных о разработках и публикациях факультетов.

Это объясняется тем, что информация о сотрудниках, разработках, публикациях не сформирована в виде баз данных. В этом случае невозможно организовать грамотный поиск нужной публикации или разработки по тематике, ключевому слову, автору, году выпуска и т.д. На данный момент поиск на сайтах осуществляется примитивно: вводишь слово и Вам предлагается огромный объем, чаще всего не нужной информации. Получается, что вуз не заинтересован в продвижении своих научных достижений.

В 2013 г. ВИАПИ имени А.А. Никонова были разработаны предложения по типизации информационных ресурсов сайтов сельскохозяйственных ВУЗов и их интеграции с базами данных ЕИПАЗ с целью включения информационных научно-образовательных ресурсов в единое информационное Интернет-пространство аграрных знаний. Это позволит эффективно доводить результаты научных исследований до всех заинтересованных пользователей, в том числе сельхозтоваропроизводителей, ученых и специалистов сельскохозяйственного профиля.

Источники

1. Меденников В.И., Сальников С.Г., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать базу данных отраслевых информационных научно-образовательных ресурсов, представленных в Интернет-пространстве». -ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемии. 2013.

2. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.