Научная статья на тему 'Сельскохозяйственные ВУЗы России в интернет-пространстве'

Сельскохозяйственные ВУЗы России в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственные ВУЗы России в интернет-пространстве»

переработки природных ресурсов, транспортного сообщения, охраны окружающей среды, туризма, образования, культуры.

Говоря о приоритетных направлениях экономической интеграции, в первую очередь встает вопрос продовольственной независимости наших государств и входящих в него регионов, что является важнейшей составляющей их устойчивого развития. В этой связи особую роль играет сельское хозяйство, а также сопутствующие ему перерабатывающие производства и машиностроительная промышленность, обеспечивающая его техническое оснащениеНа наш взгляд, на данном этапе необходима новая парадигма экономического развития приграничных регионов, основанная на интеграционной связности науки, образования и производственных систем.

В кластер науки, образования и производства может входить любое количество участников на гибких условиях построения взаимоотношений между ними. Такое сотрудничество взаимовыгодно для всех сторон: инвесторы, вкладчики финансовых ресурсов экономят на налогах и получают прибыль от вложенного капитала; финансируемые предприятия и организации получают финансовые возможности для развития, регионы и государство имеют социальный и экономический эффект.

При оценке эффективности функционирования кластера, в отличие от существующих подходов, предлагается проводить анализ инновационной деятельности не только отдельных предприятий и организаций, но и спектра продукции и услуг кластера, имеющих конкурентные преимущества. Также предлагается

оценка конкурентоспособности региона в целом, его инновационной активности, тенденций в инновационном развитии территорий, динамики и относительных показателей валового регионального продукта, инновационного потенциала территорий в связи с мультипликативным эффектом кластера науки, образования и производства.

Источники

1. Инновационная Россия - 2020 / Минэкономразвития России. - М., 2010.Режим досту-па:www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innov айоге/ ^с20101231_016 [Электронный ресурс]

2. Государственная программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 гг./ http://go.mail.ru/search7mailru [Электронный ресурс]

3. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. - Астана, 2003. - 31 с.

4. Аткинсон, Э.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора [Текст] : пер. с англ. / Э.Б. Аткинсон, Дж. Э. Стиглиц ; под ред. Л.Л. Любимова. - М. : Аспектпресс, 1995. - 832 с.

5. Кундиус В.А. Кластерный подход в управлении продовольственным обеспечением и размещением сельскохозяйственного производства в регионах// АПК: регионы России. - 2012. - №1. - С.16 - 18.

6. Кундиус, В.А. Экономика агропромышленного комплекса [Текст] / В.А. Кундиус. - М. : КНО-РУС, 2010. - 544 с.

7. Рябов, Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании [Текст] / Л.П. Рябов. - М., 2001. - 56 с.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ВУЗЫ РОССИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Личман А.А., к.э.н., ведущий науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А.Никонова»

Сельскохозяйственное образование в России, несомненно, является источником кадрового обеспечения аграрной науки и агропромышленного комплекса в целом. Как и всё в современной России оно претерпевает период качественных и количественных изменений. Два федеральных министерства: Министерство высшего образования и науки, Министерство сельского хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) осуществляют изменения и надзирают за этим процессом.

В наш век доступности Интернета и согласно принципам информационной открытости в соответствии с действующим федераль-

ным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» все образовательные учреждения обязаны представлять на своем сайте данные о своей деятельности. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, устанавливаются Минобрнауки России (п. 3 части 2 ст. 29 Федерального закона). Рособрнадзор, в свою очередь, приказом №785 от 29.05.2014 г. «Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» требует наличия специ-

ального раздела на сайте ВУЗа, содержащего 11 основных групп показателей.

• Основные сведения (дата создания, учредители, место нахождения, режим работы, контакты).

• Структура и органы управления.

• Документы (устав, лицензии, свидетельство аккредитации, утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности, отчет о результатах самообследования, документы об оказании платного обучения и его стоимости по каждой образовательной программе).

• Образовательная деятельность (уровни образования, формы и сроки обучения, описания образовательных программ с программами, курсами, дисциплинами, учебные планы и графики, численность обучающихся за счет бюджетов и по договорам, информация о направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности, информация о результатах приема по профессиям, направлениям и специальностям).

• Образовательные стандарты.

• Руководство (научно-педагогический состав).

• Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса (оборудование, библиотеки, объекты спорта, питания, охраны здоровья, доступ к информационно-коммуникационным сетям, электронно-образовательные ресурсы).

• Стипендии, материальная поддержка (стипендии, общежития, трудоустройство выпускников).

• Платные образовательные услуги.

• Финансово-хозяйственная деятельность (финансовые объемы образовательной деятельности по различным статьям, доходы и расходы по итогам года).

• Вакантные места для приема.

Министерство сельского хозяйства также обязывает свои ВУЗы (их в настоящее время 55) представлять перечень показателей и критериев оценки своей деятельности по кварталам. К сожалению, Министерство не обязывает ВУЗы публиковать эти данные в открытом доступе на своих сайтах, что было бы интересно для оценки эффективности их деятельности. В их перечне есть показатели, совпадающие с показателями из отчета по самообследованию Минобразования и Роскомнад-зора, но есть и другие, Наиболее интересен показатель «доля выпускников трудоустроившихся в структуры АПК. По этому показателю можно судить насколько ВУЗ выполняет свои

целевые установки по обеспечению кадрами аграрного комплекса.

Для наиболее полной оценки деятельности ВУЗа была разработана анкета «Показатели оценки сайтов сельскохозяйственных ВУЗов, где отражены 215 показателей его деятельности (123 показателя оценивают представительство самого ВУЗа , 40 показателей для факультета, 46 показателей для оценки кафедр и 6 показателей для общей оценки сайта)

Предварительный анализ сайтов сельскохозяйственных ВУЗов (пока обработана не все, но большая часть сайтов из общего числа, и уже сейчас можно сделать некоторые заключения. Поскольку подобная работа проводилась в 2013 году, часть показателей посчитали целесообразно сохранить из прошлой анкеты, чтобы была возможность оценить некоторую динамику. Новые показатели были включены в анкету из списка показателей Минобразования, Минсельхоза и Рособрнадзора. Наиболее интересным является подраздел «Отчет о самообследовании», его табличная форма, в которой отражены конкретные числовые показатели деятельности вуза.

Среди них:

- общая численность студентов, аспирантов;

- средний балл студентов принятых по результатам ЕГЭ;

- численность/удельный вес численности научно-педагогических работников без ученой степени до 30 лет, кандидатов наук до 35 лет, докторов наук до 40 лет в общей численности научно-педагогических работников;

- численность/удельный вес численности научно-педагогических работников, имеющих степень кандидата наук в общей численности научно-педагогических работников;

- численность/удельный вес численности научно-педагогических работников, имеющих степень доктора наук в общей численности научно-педагогических работников;

- доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения;

- доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения в расчете на одного научно-педагогического работника;

- доходы образовательной организации из средств, приносящей доход деятельности в расчете на одного научно-педагогического работника;

- отношение среднего заработка научно-педагогического работника (по всем видам деятельности) к средней заработной плате по экономике региона;

- общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность в расчете на одного студента;

- количество компьютеров в расчете на одного студента;

- численность/удельный вес численности студентов, проживающих в общежитии в общей численности студентов, нуждающихся в общежитии;

Особенно интересны показатели публикационной деятельности научно-педагогического состава ВУЗа с учетом не только базы РИНЦ, но Web of Science и Scopus.

• Количество цитирований в индексируемой системе цитирования Web of Science в расчете на 100 научно-педагоги-ческих работников.

• Количество цитирований в индексируемой системе цитирования Scopus в расчете на 100 научно-педагогических работников.

• Количество цитирований в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) в расчете на 100 научно-педагогических работников.

• Количество статей в научной периодике, индексируемой в системе цитирования Web of Science, в расчете на 100 научно-педагогических работников.

• Количество статей в научной периодике, индексируемой в системе цитирования Scopus, в расчете на 100 научно-педагогических работников.

• Количество публикаций в РИНЦ в расчете на 100 научно-педагогических работников.

Из проведенного предварительного анализа показателей обследованных ВУЗов остановимся на некоторых из них. Численность обучающихся варьируется от 14 тысяч студентов до 2,5 тысяч, в среднем сельскохозяйственный ВУЗ обучает 6-8 тысяч студентов. Интересен показатель численности обучающихся на бюджетной основе. В среднем они составляют 25-30% от общего числа, но может доходить и до 50%, но за последние годы число бюджетников постоянно сокращается.

Средний балл студентов, принятых по результатам ЕГЭ в сельхозвузах, составляет 50

баллов, что ниже по показателям других несельскохозяйственных ВУЗов.

Показатели кадрового научно-педагогического состава, отражающие возрастной и квалификационный состав (кандидаты и доктора наук), такие, как лица, моложе 30 лет без степени, моложе 35 лет со степенью кандидата наук и до 40 лет - докторов наук, составляет в среднем от 10 до 20% от общего числа. Заметно омоложение преподавательского состава в периферийных ВУЗах, тогда как в столичных ВУЗах процент молодых преподавателей гораздо ниже. Количество кандидатов наук варьируется от 50 до 70%, докторов наук - от 11 до 20%, в среднем составляет 15%.

Доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения в среднем составляют 500 млн руб. и могут варьироваться от 1,5 млрд руб. для крупных ВУЗов и до 200 тыс. руб. для небольших. Показатели доходов в расчете на одного научно-педагогического работника составляют в среднем 2 млн руб., а доходы образовательной организации из средств от приносящей доход ятельности в расчете на одного научно-педагогического работника в среднем составляют 500 тыс. руб.

Интерес представляет показатель отношения среднего заработка научно-педагогического работника в образовательной организации (по всем видам финансового обеспечения) к средней заработной плате по экономике региона. Он в среднем (по предварительным данным) составляет 140% и везде больше среднего заработка по региону.

По показателям инфраструктуры ВУЗа показатель общей площади помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного студента варьируется не сильно и в среднем составляет 20 кв.м. По числу компьютеров в расчете на одного студента показатель в среднем составляет 0,3 шт. Обеспеченность общежитием практически во всех ВУЗах составляет 100%.

Поскольку любой ВУЗ должен заниматься кроме образовательной деятельности и научной, несомненный интерес вызывают показатели научно-исследовательской деятельности, в ее публикационной части. В анкету включено количество цитирований и статей на 100 научно-педагогических работников в базах данных Web of Science, Scopus и РИНЦ. Здесь данные ВУЗов заметно различаются и о чем-то среднем здесь говорить трудно. Хотя некоторые закономерности можно предварительно заметить. Количество цитирований во всех

Базы данных публикаций Количество цитирований и статей на 100 научно -педагогических работников

цитирований статей

Web of Science 5,16 1,88

Scopus 10,5 2,59

РИНЦ 773,1 235

трех базах естественно значительно превосходит количество статей, при этом в Базе Scopus эти показатели превышают те же самые показатели в базе Web of Science, база РИНЦ по показателям превосходит ту и другую базы. Ниже в таблице приведен средние показатели публикационной деятельности по 23 сельскохозяйственным ВУЗам, дающие о ней некоторое представление.

В дальнейшей работе по окончанию анализа сайтов всех 55 сельскохозяйственных ВУЗов предполагается на основе разработанной методики провести рейтинг не только сай-

тов ВУЗов но и их самих. Возможно, возникает вопрос «Можно ли оценивать ВУЗы по их сайтам?». Конечно, есть другие методы оценки, например обследование ВУЗов путем опроса по различным анкетам и дальнейшим экспертным оценкам, но это долгий и затратный путь, требующий согласования с вышестоящими организациями. Но как показывает анализ сайтов, на них в настоящее время имеется много информации обо всех сторонах его деятельности, поэтому есть основания оценки ВУЗа по его сайту.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗАХ

И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Дьячков В.П., к.п.н., доц. каф. ФГБОУ Вятская государственная сельскохозяйственная академия

В условиях кризиса, который охватил в настоящее время все предприятия нашей страны, возникли проблемы и в подготовке кадров для агропромышленного комплекса: 1) переход на систему бакалавриата и сокращение сроков обучения на один год; 2) ужесточение требований по обеспечению учебной и методической литературой; 3) увеличение доли самостоятельной работы обучаемых и др., которые невозможно решить без использования инноваций в образовательном процессе. Одним из путей решения этих проблем мы предлагаем создание новых средств обучения и разработку новой технологий обучения на основе использования электронных образовательных комплексов - ЭОК.

Электронный образовательный комплекс (ЭОК) - это программно-методический комплекс, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Он включает теоретический материал, совокупность практических упражнений и самостоятельных творческих работ, а также контроль уровня усвоения знаний, позволяющий самостоятельно или под руководством преподавателя освоить учебную дисциплину или её небольшой раздел с помощью компьютера, ноутбука, нетбука или планшетного устройства.

ЭОК отличается от традиционных электронных учебников, учебных пособий и методических рекомендаций тем, что содержит пять модулей обучения. Первый модуль называется - «Теория» и является информационным, т.е. содержит теоретический материал. Второй модуль - «Практика» формирует практические умения работы с текстовым материалом на основе изучения учебного материала

конкретной дисциплины. Третий модуль -«Самостоятельные работы» необходим для отработки навыков выполнения практических действий по овладению теоретическим материалом и его преломление в практической плоскости. Четвёртый модуль - «Тестовые задания» помогает оценить уровень владения изученным материалом, т.е. провести как самодиагностику приобретённых знаний, умений и навыков, так и оценку сформированных компетенций. Пятый - технологический предлагает новую технологию изучения учебного материала. Таким образом, создание данного средства обучения (ЭОК) предоставляет всем обучающимся полный комплекс учебно-методических материалов по изучаемой дисциплине.

Однако, в процессе реализации данного проекта, нам пришлось столкнуться с определёнными проблемами, которые были успешно решены и которыми мы решили поделиться с другими разработчиками подобных ресурсов. Комплекс лучше создавать по одной или двум темам учебной дисциплины (а не по всему учебному материалу). Это позволит: более глубоко раскрыть содержание изучаемого материала, обеспечить его наглядными средствами, разработать пошаговое формирование практических приёмов выполнения определённых операций. Далее изучаемый материал делится на разделы или подразделы, в зависимости от его объёма. По каждому из них составляются практические работы. Количество практик определяется содержанием теоретического материала, а число упражнений в каждой практике устанавливается исходя из их сложности: если задания простые (2-3 действия), то

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.