Научная статья на тему 'Об эффективности использования бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства России'

Об эффективности использования бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / сельскохозяйственные организации / бюджетные средства / эффективность / agriculture / agricultural organizations / budgetary funds / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роман Сергеевич Губанов, Наталья Сергеевна Луковникова

В статье рассматривается категориальный аппарат бюджетной эффективности сквозь призму оказания государственной поддержки развития сельского хозяйства. Констатируется факт, что стимулом развития сельского хозяйства может быть сочетание баланса интересов «рентабельность производства для организаций сельского хозяйстваэффективность бюджетных средств для государства». Авторами произведены расчет и анализ темпов роста бюджетных ассигнований для оказания государственной поддержки сельскохозяйственных организаций. Предложен обобщающий показатель результативности аграрной политики, отражающий совокупный эффект функционирования отрасли АПК. Для его оценки целесообразно применять интегрированную экономико-статистическую модель индексов: фондоотдачи комбайнов и тракторов; производительности труда сельских работников; использования материальных ресурсов (семян, молока, мяса); доли амортизации основных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Роман Сергеевич Губанов, Наталья Сергеевна Луковникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Efficiency of Use of Budgetary Appropriations for Development of Agriculture of Russia

The article deals with the categorical apparatus of budget efficiency through the prism of state support for the development of agriculture. It is stated that the stimulus for the development of agriculture can be a combination of balance of interests “profitability of production for agricultural organizations — the effectiveness of budgetary funds for the state”. The authors performed the calculation and analysis of growth rates of budgetary appropriations for state support of agricultural organizations. Proposed generalizing indicator of the productivity of agrarian policy, reflecting the combined effect of the functioning of the agricultural sector. To assess it, it is advisable to use an integrated economic and statistical model of indices: the capital productivity of combines and tractors; the productivity of rural workers; the use of material resources: seeds, milk, meat; the share of depreciation of fixed assets.

Текст научной работы на тему «Об эффективности использования бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства России»

УДК 631.1 ББК 65.32

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10020

Об эффективности использования бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства России

About Efficiency of Use of Budgetary Appropriations for Development of Agriculture of Russia

Роман Сергеевич ГУБАНОВ,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра отраслевой экономики ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Минфина РФ

E-mail: [email protected]

Наталья Сергеевна ЛУКОВНИКОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Московского университета им. С.Ю. Витте

Аннотация. В статье рассматривается категориальный аппарат бюджетной эффективности сквозь призму оказания государственной поддержки развития сельского хозяйства. Констатируется факт, что стимулом развития сельского хозяйства может быть сочетание баланса интересов «рентабельность производства для организаций сельского хозяйства — эффективность бюджетных средств для государства». Авторами произведены расчет и анализ темпов роста бюджетных ассигнований для оказания государственной поддержки сельскохозяйственных организаций. Предложен обобщающий показатель результативности аграрной политики, отражающий совокупный эффект функционирования отрасли АПК. Для его оценки целесообразно применять интегрированную экономико-статистическую модель индексов: фондоотдачи комбайнов и тракторов; производительности труда сельских работников; использования материальных ресурсов (семян, молока, мяса); доли амортизации основных фондов.

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственные организации, бюджетные средства, эффективность

Постановка проблемы

В современной системе формирования бюджетных средств целесообразно внедрение оптимальной иерархии бюджетной структуры, обеспечивающей устранение несбалансированности бюджетов разных уровней власти. Особенно остро стоит вопрос распределения бюджетных ассигнований между бюджетами муниципальных

Abstract. The article deals with the categorical apparatus of budget efficiency through the prism of state support for the development of agriculture. It is stated that the stimulus for the development of agriculture can be a combination of balance of interests "profitability of production for agricultural organizations — the effectiveness of budgetary funds for the state". The authors performed the calculation and analysis of growth rates of budgetary appropriations for state support of agricultural organizations. Proposed generalizing indicator of the productivity of agrarian policy, reflecting the combined effect of the functioning of the agricultural sector. To assess it, it is advisable to use an integrated economic and statistical model of indices: the capital productivity of combines and tractors; the productivity of rural workers; the use of material resources: seeds, milk, meat; the share of depreciation of fixed assets.

Key words: agriculture, agricultural organizations, budgetary funds, efficiency

образований и субъектов Российской Федерации. Это обусловливается приоритетом бюджетных полномочий федерального центра над ведомственными и территориальными межбюджетными отношениями, а также результативностью и ответственностью менеджмента государственных органов за результаты бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций.

Задача исследования заключается в выборе наиболее адаптивных процессу обеспечения эффективности использования бюджетных средств на нужды АПК оценочных показателей, определяющих финансовую устойчивость и продовольственную независимость сельскохозяйственных организаций в разрезе отдельных субъектов РФ.

Анализ исследований

Состояние государственной поддержки сельскохозяйственных организаций России отличается многообразием форм и видов как прямого, так и косвенного регулирования аграрного производства. Вместе с тем затраты на реализацию той или иной формы господдержки не всегда обоснованы с точки зрения бюджетной эффективности. Этому способствует целый комплекс факторов внешнего воздействия: неустойчивость конъюнктуры мирового рынка сбыта сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия, отсутствие стабильных долговременных мирохозяйственных связей России с зарубежными потребителями, жесткая конкуренция на мировых рынках.

Между тем бюджетная эффективность исследуется в современной экономической литературе не только как стимул для развития сельскохозяйственных организаций России, но и с позиции региональной сельскохозяйственной политики.

Влияние эффективности использования бюджетных средств на деятельность сельскохозяйственных организаций России описывается в современной экономической литературе сквозь призму необходимости аграриев вырабатывать усовершенствованную политику, в соответствии с реализаций которой потоки денежных средств, полученных в виде выручки от продажи продукции АПК, произведенной с использованием субсидий и дотаций, дадут макроэкономический эффект, позволяющий максимизировать налоговые поступления в бюджеты разных уровней.

Е.С. Авраменко, С.В. Власов, С.А. Лукьянов, И.М. Темкина [3], описывая влияние условий бюджетных ограничений на политику региона, подчеркивают роль как предприятий, которые должны наращивать собственные финансовые ресурсы, так и значимость предоставляемых федеральных межбюджетных трансфертов, размер которых, к сожалению, в динамике за последние годы снизился.

В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ [1] предусмотрен «принцип эффективности использования бюджетных средств».

Его реализация на практике означает, что при исполнении бюджетов соответствующего уровня участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов в рамках установленных им бюджетных полномочий с использованием минимального объема средств. В данном принципе раскрывается приоритет экономии, достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В теории существует вполне определенная точка зрения об эффективности использования бюджетных средств.

Так, по мнению О.И. Тишутиной, А.В. Михайлова [7], которое мы считаем основополагающим при рассмотрении понятия эффективности бюджетных расходов, принцип результативности состоит в рациональном соотношении затраченных финансовых ресурсов, определенных бюджетом финансовой системы с результатами операционной деятельности соответствующих участников бюджетного процесса, в рамках, утвержденных законодательством РФ бюджетных полномочий.

В связи с этим О.И. Тишутина и А.В. Михайлов предлагают в основе методики оценки эффективности и результативности предусмотреть систему индикаторов, позволяющую оценить достигнутые результаты на интегрированной основе, чтобы проанализировать уровень эффективности управления бюджетными расходами.

Свои взгляды относительно фактора доходов бюджетной системы А.И. Балаев, Е.Т. Гурвич, И.В. Прилепский, А.Л. Суслина [4] подробно описывают в научных трудах, посвященных бюджетной поддержке. Бюджетная политика России обладает чрезмерной чувствительностью финансовых показателей к колебаниям конъюнктуры рынка.

Эффективное использование выделенных средств государственной поддержки является весьма актуальной проблемой, поскольку даже максимальные финансовые вливания в отрасль не могут гарантировать ее развитие и отдачу. Подобная ситуация складывается в силу применения при расчете финансирования субъективных экспертных оценок, недостоверных (завышенных или заниженных) данных, при расчетах не всегда учитывается влияние ситуации на мировом и внутрирос-сийском рынках [6].

Вполне очевидно, что все описанные нами дефиниции эффективности бюджетных средств адаптивны к процессу оказания государственной поддержки развития сельского хозяйства.

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства предусмотре-

но финансовое обеспечение на поддержку льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса в 2018 г. — 49,7 млрд руб., в 2019 г. — 56,1 млрд руб., в 2020 г. — 55,8 млрд руб. [2].

Результаты исследований

Для сельскохозяйственных организаций России цена заемного капитала варьирует от 7% до 8% (с учетом других средств финансовой поддержки). Это весьма ощутимая с точки зрения расходных обязательств субъектов АПК доля затрат на обслуживание средств, отличных от собственного капитала сельскохозяйственных организаций. С такой

ценой привлечения капитала обеспечить разумные пропорции инвестиционного спроса и предложения на рынке сельскохозяйственных товаров весьма проблематично. Поэтому стимулом для развития сельского хозяйства может быть только активное привлечение средств государственной поддержки на основе сочетания баланса интересов «рентабельность производства для организаций сельского хозяйства — эффективность бюджетных средств для государства». Рисунок 1 иллюстрирует семь основных направлении развития сельского хозяйства, бюджетные ассигнования по которым распределены неравномерно.

Рис. 1. Распределение бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства России, млрд руб.

Источник: составлено по данным [9].

Так, за период с 2017 по 2018 гг. львиную долю средств, аккумулирующихся на нужды сельскохозяйственных товаропроизводителей РФ, занимают бюджетные ассигнования по программ-мным мероприятиям: «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» — 58,3 млрд руб.

В соответствии с рис. 1 за период наблюдения минимальная доля бюджетных средств приходится на цели реализации приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» —

менее 0,8 млрд руб., что отражает невысокую инвестиционную активность отечественных аграриев на внешнем агропродовольственном рынке.

Эффективность использования бюджетных средств обусловливается не только и не столько количественными индикаторами реализуемых государственных программ, сколько качественными показателями экономии средств, полученных в форме субсидий, дотаций, льготных кредитов и др.

Анализ результатов государственной поддержки в форме субсидий, предоставляемых на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, привлеченным субъектами предпринимательства в АПК, свидетельствует о высокой эффективности данного инструмента, что позволяет использовать и развивать его в перспективе [8].

В табл. 1 представлены относительные и абсолютные отклонения по показателям финансирования мероприятий государственной программы поддержки сельского хозяйства.

Темп роста бюджетных ассигнований для оказания государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в 2018 г. не превысил 100,08% по всем программным мероприятиям. В большинстве случаев за 2017—2018 гг. наблюдалось снижение индекса объема государственной поддержки развития отечественного сельского хо-

Так, в 2018 г. бюджетная поддержка по направлению «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» сократилась на 3,4 млрд руб., или на 24,46% относительно 2017 г.

Обеспечение общих условий функционирования АПК сопровождалось спадом объема бюджетной поддержки с 17,5 млрд руб. в 2017 г. до 14 млрд руб. в 2018 г., что вызвало снижение относительного прироста анализируемого показателя на 20%, или на 3,5 млрд руб.

В ряде программных мероприятий заложен принцип перевода части ответственности государства на корпоративное финансирование и использование механизма государственно-частного партнерства, например, при создании агропродовольственной инфраструктуры, оптово-распределительных комплексов, при кластеризации аграрной экономики.

зяйства.

Таблица 1. Бюджетные ассигнования на цели государственной поддержки сельскохозяйственных организаций России, млрд руб.

Вид 2017 г. 2018 г. Темп роста 2018 г. к 2017 г., % Абсолютное отклонение, + / "

Развитие отраслей агропромышленного комплекса 58,3 58,3 100,00 0

Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие 13,9 10,5 75,54 -3,4

Приоритетный проект «Экспорт продукции АПК» 0,8 0,7 87,50 -0,1

Развитие мелиорации земель 11,4 11,4 100,00 0

Устойчивое развитие сельских территорий 16,2 16,2 100,00 0

Управление реализацией Государственной программы 28,5 28,3 99,30 -0,2

Обеспечение общих условий функционирования 17,5 14 80,00 -3,5

Всего 241,8 242 100,08 0,2

Источник: составлено по данным [9].

На основе исследований Е.А. Захаровой [5] предлагается использовать обобщающий показатель результативности аграрной политики, который определяет совокупный эффект функционирования отрасли посредством расчета. Расчет предусматривает включение в интегрированную экономико-статистическую модель следующих индексов: фондоотдачи комбайнов и тракторов; производительности труда сельских работников; использования материальных ресурсов (семян, молока, мяса); доли амортизации основных фондов в

общем объеме затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Заключение

Экономическая эффективность использования бюджетных средств для целей развития сельскохозяйственного производства зависит во многом от качественного распределения инвестиций в техническую оснащенность агропромышленного комплекса страны и реинвестирования полученной прибыли в модернизацию общественного сектора эконо-

мики, что позволит решить ряд ключевых задач государства по вовлечению в зону ответственности правительства страны частные капитальные вложения.

Таким образом, предлагается усовершенствовать государственную финансовую политику в сфере регулирования АПК, в рамках которой целесообразно стимулировать эффективность использования бюджетных средств посредством повышения собственных средств и рентабельности сельского хозяйства как минимум до 15%. В структуре бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей также необходимо увеличить объем субсидирования сельскохозяйственной техники, пополнение оборотных средств для развития агропродовольственной логистики, создания инвестиционных кластеров в агропромышленной сфере.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

2. Бюджет для граждан к Федеральному закону о «Федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Минфин РФ». М., 2017.

3. Авраменко Е.С., Власов С.В., Лукьянов СЛ., Темкина И.М. Инвестиционная политика региона в условиях бюджетных ограничений и экономических санкций / / Экономика региона. 2015. № 1. С. 213—223.

4. Балаев АИ, Гурвич Е.Т., Прилепский ИВ., Суслина АЛ. Влияние цен на нефть и обменного курса на доходы бюджетной системы // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 1 (19). С. 5—16.

5. Захарова ЕЛ. Государственное регулирование воспроизводственных процессов в АПК на основе межотраслевого анализа: Ав-тореф. дис. ... д-ра экон. наук. Челябинск, 2010.

6. Полухина М.Г. Эффективность государственной поддержки молочного скотоводства // Аграрная наука. 2018. № 1. С. 47.

7. Тишутина О.И., Михайлов А.В. Бюджетные расходы: вопросы эффективности, результативности и разработка системы показателей оценки // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 194—198.

8. Частухина Ю.Ю., Дубина Г.И., Князькина АЛ. Эффективность государственной поддержки как инструмента кредит-но-инвести-ционного механизма АПК // Аграрная наука. 2014. № 7. С. 9—10.

9. Портал Госпрограмм РФ / / URL: https:// programs.gov.ru/Portal/ programs/ reporting-dica-tors/07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.