Научная статья на тему 'Влияние эффективности использования бюджетных средств на показатели финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций'

Влияние эффективности использования бюджетных средств на показатели финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / AGRICULTURE / THE EFFICIENCY OF USE OF BUDGETARY FUNDS / FINANCE / FINANCIAL STABILITY / FINANCIAL RESULTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луковникова Наталья Сергеевна

Актуальность темы статьи обусловливается объективной необходимостью совершенствования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, стимулирования их финансовых результатов на основе повышения качества предоставления средств федерального бюджета на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. Цели статьи: исследование финансового потенциала сельскохозяйственных организаций Российской Федерации на основе выявления причин ухудшения качества бюджетной поддержки на уровне отдельных субъектов РФ. Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи исследования: определены критерии эффективности и результативности управления бюджетными расходами, в том числе предоставляемыми на нужды развития сельскохозяйственных товаропроизводителей, описаны принципы эффективности использования бюджетных средств в практике управления финансовыми ресурсами. Методы исследования: системный анализ, структурный анализ, группировка финансовых результатов, сравнение оценочных индикаторов, иллюстрирующих финансовые ресурсы, обобщение, графический метод принятия решений о продовольственной независимости сельскохозяйственных организаций и региона, на базе которого проведена систематизация финансовых показателей. В статье рассматривается научно-обоснованная группировка регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов по методике Минфина РФ. Основные результаты исследования: анализ распределения средств, предоставленных отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям, показал, что качество бюджетных и льготных кредитов, дотаций и субсидий за последние годы снизилось, что подтверждено обзором финансовых показателей. В результате автором проведен расчет финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций с учетом бюджетной поддержки, выявлены индикаторы продовольственной безопасности в масштабах субъектов РФ и России. В статье сделан вывод о том, что внедрение новой финансовой политики как части универсальной государственной сельскохозяйственной политики будет способствовать оптимизации бюджетных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF BUDGETARY FUNDS USAGE EFFICIENCY ON FINANCIAL STABILITY INDICATORS OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

The relevance of the topic of the article is determined by the objective need to improve the activities of agricultural producers, to stimulate their financial results on the basis of improving the quality of the provision of federal budget funds for the implementation of priority investment projects in the agro-industrial complex. Objectives of the article: a study of the financial potential of agricultural organizations of the Russian Federation on the basis of identifying the causes of deterioration in the quality of budget support at the level of individual subjects of the Russian Federation. To achieve this goal, the following research tasks were set and resolved: criteria for the efficiency and effectiveness of budget expenditure management, including those provided for the development of agricultural producers, were defined, principles for the efficient use of budget funds in financial management practices were described. Research methods: system analysis, structural analysis, grouping of financial results, comparison of assessment indicators illustrating financial resources, synthesis, graphical method of making decisions about food independence of agricultural organizations and the region, on the basis of which systematization of financial indicators was carried out. The article discusses the science-based grouping of the regions of the Siberian and Far Eastern federal districts according to the methodology of the Ministry of Finance of the Russian Federation. Main results of the study: analysis of the distribution of funds provided to domestic agricultural producers showed that the quality of budget and concessional loans, grants and subsidies has decreased in recent years, which was confi by a review of fiindicators. As a result, the author carried out a calculation of the fisustainability of agricultural organizations, taking into account budget support, identifi indicators of food security across the regions of the Russian Federation and Russia. The article concluded that the introduction of a new fipolicy as part of a universal state agricultural policy will help optimize budget expenditures.

Текст научной работы на тему «Влияние эффективности использования бюджетных средств на показатели финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций»

УДК 338.244

ВЛИЯНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Луковникова Наталья Сергеевна,

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов, e-mail: [email protected], Московский университет имени С.Ю. Витте, филиал в г. Рязани

Актуальность темы статьи обусловливается объективной необходимостью совершенствования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, стимулирования их финансовых результатов на основе повышения качества предоставления средств федерального бюджета на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.

Цели статьи: исследование финансового потенциала сельскохозяйственных организаций Российской Федерации на основе выявления причин ухудшения качества бюджетной поддержки на уровне отдельных субъектов РФ. Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи исследования: определены критерии эффективности и результативности управления бюджетными расходами, в том числе предоставляемыми на нужды развития сельскохозяйственных товаропроизводителей, описаны принципы эффективности использования бюджетных средств в практике управления финансовыми ресурсами. Методы исследования: системный анализ, структурный анализ, группировка финансовых результатов, сравнение оценочных индикаторов, иллюстрирующих финансовые ресурсы, обобщение, графический метод принятия решений о продовольственной независимости сельскохозяйственных организаций и региона, на базе которого проведена систематизация финансовых показателей. В статье рассматривается научно-обоснованная группировка регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов по методике Минфина РФ.

Основные результаты исследования: анализ распределения средств, предоставленных отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям, показал, что качество бюджетных и льготных кредитов, дотаций и субсидий за последние годы снизилось, что подтверждено обзором финансовых показателей. В результате автором проведен расчет финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций с учетом бюджетной поддержки, выявлены индикаторы продовольственной безопасности в масштабах субъектов РФ и России. В статье сделан вывод о том, что внедрение новой финансовой политики как части универсальной государственной сельскохозяйственной политики будет способствовать оптимизации бюджетных расходов.

Ключевые слова: сельское хозяйство, эффективность использования бюджетных средств, финансы, финансовая устойчивость, финансовые результаты

INFLUENCE OF BUDGETARY FUNDS USAGE EFFICIENCY ON FINANCIAL STABILITY INDICATORS OF AGRICULTURAL

ORGANIZATIONS

Lukovnikova N.S.,

candidate of economic science, Associate Professor department of economics and finance,

е-mail: [email protected], Ryazan branch of Moscow Witte University, Ryazan

The relevance of the topic of the article is determined by the objective need to improve the activities of agricultural producers, to stimulate their financial results on the basis of improving the quality of the provision of federal budget funds for the implementation ofpriority investment projects in the agro-industrial complex. Objectives of the article: a study of the financial potential ofagricultural organizations of the Russian Federation on the basis of identifying the causes of deterioration in the quality of budget support at the level of individual subjects of the Russian Federation. To achieve this goal, the following research tasks were set and resolved: criteria for the efficiency and effectiveness of budget expenditure management, including those provided for the development of agricultural producers, were defined, principles for the efficient use of budget funds in financial management practices were described.

Research methods: system analysis, structural analysis, grouping offinancial results, comparison of assessment indicators illustrating financial resources, synthesis, graphical method of making decisions about food independence of agricultural organizations and the region, on the basis of which systematization offinancial indicators was carried out. The article discusses the science-based grouping of the regions of the Siberian and Far Eastern federal districts according to the methodology of the Ministry of Finance of the Russian Federation. Main results of the study: analysis of the distribution of funds provided to domestic agricultural producers showed that the quality of budget and concessional loans, grants and subsidies has decreased in recent years, which was confirmed by a review of financial indicators. As a result, the author carried out a calculation of the financial sustainability of agricultural organizations, taking into account budget support, identified indicators of food security across the regions of the Russian Federation and Russia. The article concluded that the introduction of a new financial policy as part of a universal state agricultural policy will help optimize budget expenditures.

Keywords: agriculture, the efficiency of use of budgetary funds, finance, financial stability, financial results

DOI 10.21777/2587-554X-2019-1-39-45

Введение

Актуальность темы исследования обосновывается тем, что в современной финансовой системе России приоритетную роль играет не только оказание государственной поддержки сельского хозяйства, но еще и достижение экономической эффективности предоставления средств федерального бюджета на цели развития АПК. Однако не все звенья финансовой системы страны способны достичь данной эффективности, не соблюдая требований экономии государственных финансовых ресурсов. Особенно четко это прослеживается в распределении субсидий, дотаций и межбюджетных трансфертов на оказание бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций в отдельных субъектах РФ. В этой связи особый практический интерес вызывает анализ и структура финансовых показателей данных организаций, чему и посвящена настоящая статья.

1. О влиянии эффективности использования бюджетных средств на деятельность сельскохозяйственных организаций России

В современной системе формирования бюджетных средств целесообразно внедрение оптимальной иерархии бюджетной системы, обеспечивающей устранение несбалансированности бюджетов разных уровней власти. Особенно остро стоит вопрос распределения бюджетных ассигнований между бюджетами муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Это обусловливается приоритетом бюджетных полномочий федерального центра над ведомственными и региональными межбюджетными отношениями, а также с учетом результативности и ответственности за результаты бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций. Для решения сложившейся системы задач необходима выработка решений в части перераспределения бюджетных полномочий, прежде всего, в сфере оказания поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вместе с тем вопросы обе-

спечения «функциональной» результативности различных сфер государственной сельскохозяйственной политики явно недостаточно проработаны.

Задача исследования заключается в выборе наиболее адаптивных процессу обеспечения эффективности использования бюджетных средств на нужды АПК оценочных показателей, определяющих финансовую устойчивость и продовольственную независимость сельскохозяйственных организаций в разрезе отдельных субъектов РФ.

Метод решения задачи исследования - системный и непрерывный учет и анализ финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных организаций России с применением горизонтального и вертикального анализа отдельных фактов их производственной деятельности.

Конъюнктурные колебания макроэкономической среды функционирования аграрного сектора России и дефицит финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Российской Федерации предъявляют повышенные требования к сельскохозяйственной политике региональных уровней управления бюджетными ресурсами.

Авраменко Е.С., Власов С.В., Лукьянов С.А., Темкина И.М. [2], описывая влияние условий бюджетных ограничений на инвестиционную политику региона, подчеркивают роль, как предприятий, которые должны наращивать собственные финансовые ресурсы, так и значимость предоставляемых федеральных межбюджетных трансфертов, размер, которых, к сожалению, в динамике за последние годы снизился.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1] предусмотрен «Принцип эффективности использования бюджетных средств». Его реализация на практике означает, что при исполнении бюджетов соответствующего уровня участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов в рамках установленных им бюджетных полномочий с использованием минимального объема средств. В данном принципе раскрывается приоритет экономии, достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В теории существует вполне определенная точка зрения об эффективности использования бюджетных средств.

Так, по мнению Тишутиной О.И., Михайлова А.В. [7], которое мы считаем, как основополагающее понятие эффективности бюджетных расходов, принцип результативности состоит в рациональном соотношении затраченных финансовых ресурсов, определенных бюджетом финансовой системы с результатами операционной деятельности соответствующих участников бюджетного процесса, в рамках, утвержденных законодательством РФ бюджетных полномочий.

В этой связи Тишутина О.И. [8] и Михайлов А.В. [7] предлагают в основе методики оценки эффективности и результативности предусмотреть систему индикаторов, позволяющую оценить достигнутые результаты на интегрированной основе, чтобы проанализировать уровень эффективности управления бюджетными расходами.

Анализ распределения субсидий и дотаций на нужды государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (далее -СФО, ДФО) показал, что управление бюджетными расходами регионального уровня в целях научно-обоснованной классификации можно детализировать по группам: с высоким, низким и средним уровнями качества (таблица 1).

Таблица 1 - Распределение регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов

по методике Министерства финансов РФ

Наименование субъекта РФ (федерального округа) Наименование уровнями качества управления региональными финансами

низкий уровень качества средний высокий

Регионы, имеющие нарушения бюджетного законодательства РФ Регионы, нарушившие условия соглашения по предоставлению бюджетных кредитов

СФО Забайкальский край Республика Тыва Алтайский край

Красноярский край Республика Хакасия Республика Бурятия Республика Алтай

Кемеровская область Омская область Иркутская область

Томская область Новосибирская область

ДФО Камчатский край Хабаровский край Республика Саха (Якутия) Чукотский автономный округ Приморский край

Магаданская область Амурская область

Еврейская автономная область Сахалинская область

Источник: составлено автором на основе статистических данных. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/ (дата обращения: 25.01.2019).

В целях оценки эффективности расчета финансовых показателей деятельности сельскохозяйственных организаций в условиях бюджетной поддержки в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов предлагаем применять следующие показатели:

- индекс роста профицита бюджета региона;

- индекс соотношения кредиторской и дебиторской задолженности сельскохозяйственных организаций, получивших бюджетную поддержку;

- индекс рентабельности сельскохозяйственных организаций;

- индекс роста валового регионального продукта за счет положительного сальдо прибыли сельскохозяйственных организаций.

Гравшина И.Н., Денисова Н.И. [5], проводя обзор показателей развития растениеводства, отмечают роль развития отечественного сельского хозяйства, который имеет статус исторически предопределенного объекта исследования. Это связано с тем, что Российская Федерация в глубокой ретроспективе формировалась как аграрная индустриальная страна. Причем наиболее четко прослеживается сельскохозяйственная специализация в следующих субъектах Российской Федерации: Воронежская область, Ставрополье, Краснодарский край.

Поэтому, следует развивать аграрный потенциал посредством привлечения, как частных, так и бюджетных инвестиций. В регионах целесообразно обеспечить взаимоувязку эффективности поддержки АПК с долгосрочными целями и национальными интересами развития сельского хозяйства.

2. Оценочные показатели финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций

Одной из типичных областей, обеспечивающих формирование региональной сельскохозяйственной политики, ориентирующейся на систему распределения бюджетных ассигнований, выступает Самарская область.

Анализ финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Самарской области показал, что бюджетная поддержка являлась вполне обоснованной в период с 2010 по 2017 гг., что подтверждалось способностью региона своевременно погашать финансовые обязательства перед федеральным центром. Это, в первую очередь, заслуга сельскохозяйственных организаций региона, которые достигли в 2017 г. ликвидности текущих активов на уровне 5,71, что выше нормы на 3,71 (таблица 2).

Таблица 2 - Оценочные показатели финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Самарской области в 2010-2017 гг.

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017

Краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб. 238559 214717 470728 1696830 920727

Денежные средства, тыс. руб. 360020 642816 328190 268584 415054

Дебиторская задолженность, тыс. руб. 5633118 7286111 7762112 4597769 4474953

Оборотные активы всего, тыс. руб. 11718080 13553199 15204068 15319856 15373073

Внеоборотные активы, тыс. руб. 16490193 18250540 17830408 19055963 16133150

Текущие обязательства, тыс. руб. 9072343 9654955 6713864 4339297 2693618

Коэффициент текущей ликвидности 1,29 1,40 2,26 3,53 5,71

Собственный капитал, тыс. руб. 7919900 13352205 16819685 20823038 19223166

Долгосрочные обязательства, тыс. руб. 8027816 8796579 9500927 9213484 9589439

Совокупный капитал, тыс. руб. 28208273 31803739 33034476 34375819 31506223

Коэффициент автономии капитала 0,57 0,70 0,80 0,87 0,91

Источник: составлено автором на основе статистических данных. Режим доступа: http:/ connect/rosstat ts/samarastat/ru/statistics/enterprises/agriculture/ (дата обращения: 25.01.2019). '/samarastat.gks.ru/wps/wcm/

Коэффициент автономии в сельскохозяйственных организациях Самарской области в 2017 г. достиг достаточно высокого значения - 0,91, что выше норматива на 0,41.

Факторный анализ финансовых результатов позволил выявить положительное изменение рентабельности продукции сельскохозяйственных организаций Самарской области в 2010-2017 гг. (таблицу 3).

Таблица 3 - Финансовые результаты сельскохозяйственных организаций Самарской области в 2014-2016 гг.

Показатель Выручка, тыс. руб. Управленческие расходы, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб. Рентабельность продаж, % Чистая рентабельность, %

Всего по региону, 2014 25101790 529645 20687122 12,60 10,76

Всего по региону, 2015 26008853 699313 19302428 15,72 3,11

Всего по региону, 2016 32041376 853240 23244920 24,20 18,35

2016 к 2014,% 128 161 112 - -

2016 к 2014, руб. 6939586 323595 2557798 12 8

Источник: составлено автором на основе статистических данных. Режим доступа: http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat ts/samarastat/ru/statistics/enterprises/agriculture/ (дата обращения: 25.01.2019).

При этом чистая рентабельность по региону в 2016 г. достигла величины 18,35 %. Анализ финансовых показателей деятельности сельскохозяйственных организаций в условиях бюджетной поддержки исследуемого региона будет не полным, если не произвести оценку продовольственной безопасности. Поэтому обратимся к данным рисунка 1.

Продовольственная Продовольственная Продовольственная Продовольственная

независимость по независимость по независимость по независимость по

зерну молоку и молочным мясу и мясным картофелю

продуктам продуктам

Самарская область РФ

500

475,1

450

400

350

300

250

200

50

0

Рисунок 1 - Состояние продовольственной безопасности Самарской области и Российской Федерации в 2016 г.1

1 Составлено автором на основе статистических данных. Режим доступа: http://samarastat.gks.ru/ wps/wcm/ connect/rosstat_ts/ samarastat/ru/statistics/enterprises/agriculture/ (дата обращения: 25.01.2019).

Оценка индикаторов продовольственной независимости в масштабах Российской Федерации и Самарской области позволяет утверждать, что в регионе нормативы показателей в 2016 г. были достигнуты по зерну 475,1 % против норматива 95 %.

В остальных наименованиях основных продуктов, определяющих уровень продовольственной безопасности Самарской области, наблюдается снижение значений пороговых индикаторов.

По нашему мнению, за ряд последних лет импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и товаров в России обладает тенденцией роста. Импорт довольно интенсивно растет почти по всем позициям, что является прямым следствием укрепления национальной валюты. Исключением стал импорт сельскохозяйственного сырья, где проявили себя факторы сезонности производства [6].

Кроме фактора сезонности риск снижения финансовых показателей сельскохозяйственных организаций, ведущий к ухудшению эффективности бюджетной поддержки АПК, значительное влияние на региональную сельскохозяйственную политику оказывает учет обменного курса и доходов бюджетной системы. Об этом факторе Балаев А.И., Гурвич Е.Т., Прилепский И.В., Суслина А.Л. [4] подробно описывают свои взгляды в научных трудах, посвящённых бюджетной поддержке. Бюджетная политика России обладает чрезмерной чувствительностью финансовых показателей к колебаниям конъюнктуры рынка.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях изменения социально-экономических условий развития сельского хозяйства, нужны новые источники его роста, а значит, и новая аграрная и продовольственная политика. На взгляд экспертов [3], главным в этой политике должны стать: анализ и контроль за сбалансированным изменением цен на продукцию сельского хозяйства, с одной стороны, и цен, промышленности и розничных цен - с другой, с тем чтобы предотвратить какое-либо перераспределение добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве.

Для этого надо как можно раньше создать крупную сельскохозяйственную кооперацию по примеру зарубежных стран при поддержке государства и на аккумулированные, частично заемные средства под низкий процент ударными темпами построить новые заводы по переработке сельскохозяйственного сырья.

Область применения полученных результатов - планирование бюджетных ассигнований на развитие агропромышленного комплекса в федеральных органах исполнительной власти, стратегический анализ результатов финансовой деятельности отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, внедрение новой финансовой политики как части универсальной государственной сельскохозяйственной политики будет способствовать оптимизации бюджетных расходов на модернизацию сельской территории в масштабах инновационного развития экономики АПК как отрасли народного хозяйства. Это чрезвычайно необходимо для возобновления социально-экономического роста и повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 15.04.2019).

2. Авраменко Е.С., Власов С.В., Лукьянов С.А., ТемкинаИ.М. Инвестиционная политика региона в условиях бюджетных ограничений и экономических санкций // Экономика региона. - 2015. - № 1 - С. 213-223.

3. Аганбегян А.Г. Устойчивый рост сельского хозяйства и его финансовое обеспечение // Деньги и кредит. - 2017. - № 7. - С. 3-9.

4. Балаев А.И., Гурвич Е.Т., Прилепский И.В., Суслина А.Л. Влияние цен на нефть и обменного курса на доходы бюджетной системы // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. -2014. -№ 1 (19). - С. 5-16.

5. Гравшина И.Н., Денисова Н.И. Аналитический обзор показателей развития растениеводства в Рязанской области // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2017. - № 1. - С. 26-33.

6. Луковникова Н.С. К вопросу о внешней торговле в свете развития международных экономических отношений // Экономические отношения. - 2008. - № 2 - С. 139-150.

7. Тишутина О.И., Михайлов А.В. Бюджетные расходы: вопросы эффективности, результативности и разработка системы показателей оценки // Проблемы современной экономики. -2012. - С. 194-198.

8. Тишутина О.И. Методология и стратегия обеспечения устойчивости доходной базы бюджетов приграничных субъектов Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук. - Саратов, - 2008. - 40 с.

References

1. Budget Code of the Russian Federation of 31.07.1998 No. 145-FZ (as amended on 12/27/2018) // ATP Consultant Plus (circulation date: 01.23.2019).

2. Avramenko E.S., Vlasov S'.V, Lukyanov S.A., Temkina I.M. Investment policy of the region in the context of budget constraints and economic sanctions // Economy of the region. - 2015. - № 1. - p. 213-223.

3. AganbegyanA.G. Sustainable growth of agriculture and its financial support // Money and Credit. - 2017. -№ 7. - P. 3-9.

4. Balaev A.I., Gurvich E.T., Prilepsky I.V., Suslina A.L. The impact of oil prices and the exchange rate on the incomes ofthe budget system // Research Financial Institute. Financial Journal. - 2014. - No 1 (19). - WITH. 5-16.

5. Gravshina I.N., Denisova N.I. Analytical review of indicators of crop production in the Ryazan region // Bulletin of Michurinsky State Agrarian University. - 2017. - № 1. - С. 26-33.

6. Lukovnikova N. On the issue of foreign trade in the light of the development of international economic relations // Economic Relations. - 2008. - №2. - p. 139-150.

7. Tishutina O.I., MikhailovA.V. Budget expenditures: issues of efficiency, effectiveness and development of a system of assessment indicators // Problems of the modern economy. - 2012. - p. 194-198.

8. Tishutina O.I. Methodology and strategy to ensure the sustainability of the revenue base of the budgets of border regions of the Russian Federation. Abstract of dissertation for the degree of Doctor of Economic Sciences. Saratov. - 2008. - 40 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.