Научная статья на тему 'ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ'

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / СТРУКТУРА ДВИЖЕНИЯ / ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВРЕМЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Томилов Владимир Николаевич, Богданов Владимир Михайлович, Богданова Лариса Петровна

Одной из характерных особенностей гимнастических упражнений является объединение отдельных, сложно координированных действий, в целостное упражнение посредством элементарных движений. При этом важным показателем их эффективности может служить скорость выполнения, которая зависит от времени задержки начала движения. Представлены результаты экспериментов по замеру времени задержки при выполнении 10 двигательных тестов, моделирующих элементарные действия. Для проведения экспериментов были сформированы 2 группы: юноши и девушки, по 12 человек в каждой. Все двигательные тесты представляли собой прыжки вверх с места. Одновременно они различались по сложности, для чего выполнялись в двух вариантах: а) без маха руками (руки на поясе); б) с махом руками вперед-вверх. Эти же движения выполнялись с поворотами на 180° и 360° в правую и левую стороны. В качестве сигнала для начала движения использовался звуковой сигнал. Замеры простой двигательной реакции не показали достоверных различий между юношами и девушками. При этом, в обеих группах при усложнении движений наблюдалось повышение достоверности различий времени задержки. Выявленная взаимосвязь сложности и длительности выполнения тестовых движений позволяет оптимизировать структуру спортивных упражнений. Это имеет большое практическое значение, в частности, при формировании соревновательных программ в гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Томилов Владимир Николаевич, Богданов Владимир Михайлович, Богданова Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EFFECTIVENESS OF ELEMENTARY MOVEMENTS IN GYMNASTIC EXERCISES

One of the characteristic features of movements in gymnastics is the integration of individual, complexly coordinated actions into the complete exercise through more elementary actions. At the same time, the important indicator of their effectiveness can be the speed of execution, which depends on the delay time of the start of movement. The results of experiments on measuring the delay time when performing 10 motor tests simulating elementary actions are presented. To conduct the experiments, two groups were formed: boys and girls, 12 people each. All the motor tests consisted of jumping up from a standing position. At the same time, they differed in complexity, for which they were performed in two versions: a) without a swing of the hands (hands on the belt); b) with a swing of the hands forward up. The same movements were performed with turns on 180° and 360° to the right and left sides. A sound signal was used as a signal to start the movement. Measurements of a simple motor reaction did not show significant differences between boys and girls. At the same time, in both groups, with the complication of movements, an increase in the reliability of the differences in the delay time was observed. The revealed relationship between the complexity and duration of performing test movements allows optimizing the structure of sports exercises. This is of great practical importance, in particular, in the formation of competitive programs in gymnastics.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ»

Благодаря данному исследованию был разработан новый комплекс упражнений с учетом индивидуальных особенностей для поддержания двигательной активности в режиме самоизоляции, который можно также использовать, если студент не может посещать занятия по объективным причинам.

ВЫВОДЫ

Исследование выявило, что студенты при обучении в дистанционном режиме менее ответственно относятся к занятиям физического воспитания и спорта. Это связано не только с отсутствием необходимого спортивного инвентаря, но и непосредственного контакта «преподаватель - студент». Поэтому, несмотря на то, что необходимый минимум усвоения все-таки присутствует, можно сделать вывод, что полностью дистанционным форматом сегодня невозможно заменить очные занятия физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворошилова, И.С. Научно-образовательный потенциал физической культуры : монография / И.С. Ворошилова, Т.В. Тихомирова, Д.А. Романов. - Краснодар : Издательский Дом - Юг, 2009. - 86 с.

2. Лялюк, А.В. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде : монография / А.В. Лялюк, Н.А. Синельникова, Н.Г. Иванова. - Краснодар : Из-во: КубГТУ, 2018. - 210 с.

REFERENCES

1. Voroshilova I.S., Tikhomirova T.V. and Romanov D.A. (2009), Scientific and educationalpo-tential of physical culture: monograph, Publishing House - South, Krasnodar.

2. Lyalyuk A.V., Sinelnikova N.A. and Ivanova N.G. (2018), Formation of a safe and healthy lifestyle in the educational environment: monograph, publishing house KubSTU, Krasnodar.

Контактная информация: tihom55@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2021

УДК 796.012

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ГИМНАСТИЧЕСКИХ

УПРАЖНЕНИЯХ

Владимир Николаевич Томилов, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Михайлович Богданов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Лариса Петровна Богданова, доктор медицинских наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королёва (Самарский университет), Самара

Аннотация

Одной из характерных особенностей гимнастических упражнений является объединение отдельных, сложно координированных действий, в целостное упражнение посредством элементарных движений. При этом важным показателем их эффективности может служить скорость выполнения, которая зависит от времени задержки начала движения. Представлены результаты экспериментов по замеру времени задержки при выполнении 10 двигательных тестов, моделирующих элементарные действия. Для проведения экспериментов были сформированы 2 группы: юноши и девушки, по 12 человек в каждой. Все двигательные тесты представляли собой прыжки вверх с места. Одновременно они различались по сложности, для чего выполнялись в двух вариантах: а) без маха руками (руки на поясе); б) с махом руками вперед-вверх. Эти же движения выполнялись с поворотами на 180° и 360° в правую и левую стороны. В качестве сигнала для

начала движения использовался звуковой сигнал. Замеры простой двигательной реакции не показали достоверных различий между юношами и девушками. При этом, в обеих группах при усложнении движений наблюдалось повышение достоверности различий времени задержки. Выявленная взаимосвязь сложности и длительности выполнения тестовых движений позволяет оптимизировать структуру спортивных упражнений. Это имеет большое практическое значение, в частности, при формировании соревновательных программ в гимнастике.

Ключевые слова: элементарные движения, структура движения, гимнастические упражнения, координационные способности, время двигательной реакции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p329-333

ON THE EFFECTIVENESS OF ELEMENTARY MOVEMENTS IN GYMNASTIC

EXERCISES

Vladimir Nikolaevich Tomilov, the doctor of pedagogical sciences, professor Vladimir Mi-khailovich Bogdanov, the candidate of pedagogical sciences, professor, department chairman, Larisa Petrovna Bogdanova, the doctor of medical sciences, senior lecturer, the Korolev National Research University, Samara

Abstract

One of the characteristic features of movements in gymnastics is the integration of individual, complexly coordinated actions into the complete exercise through more elementary actions. At the same time, the important indicator of their effectiveness can be the speed of execution, which depends on the delay time of the start of movement. The results of experiments on measuring the delay time when performing 10 motor tests simulating elementary actions are presented. To conduct the experiments, two groups were formed: boys and girls, 12 people each. All the motor tests consisted of jumping up from a standing position. At the same time, they differed in complexity, for which they were performed in two versions: a) without a swing of the hands (hands on the belt); b) with a swing of the hands forward up. The same movements were performed with turns on 180° and 360° to the right and left sides. A sound signal was used as a signal to start the movement. Measurements of a simple motor reaction did not show significant differences between boys and girls. At the same time, in both groups, with the complication of movements, an increase in the reliability of the differences in the delay time was observed. The revealed relationship between the complexity and duration of performing test movements allows optimizing the structure of sports exercises. This is of great practical importance, in particular, in the formation of competitive programs in gymnastics.

Keywords: movement structure, gymnastics, coordination abilities, motor reaction time.

ВВЕДЕНИЕ

Соревновательные гимнастические упражнения представляют собой двигательные действия, имеющие весьма сложную структуру. Ее отличительной особенностью является наличие отдельных, самостоятельных действий, связанных между собой посредством более простых (элементарных) движений [3]. Особенности таких связей весьма наглядно проявляются, например, в вольных упражнениях.

Учитывая современные требования к их исполнению, одним из которых является увеличение темпа, в процессе тренировки необходимо решать проблему эффективности выполнения таких элементарных движений. При этом показателем эффективности может служить скорость их выполнения, представленная как время задержки выполнения при подаче некоторого сигнала. В отличие от времени простой двигательной реакции (ПДР), выраженного латентным периодом реакции на некоторый сигнал, время задержки определяется множеством биомеханических факторов, таких как количество звеньев тела, вовлекаемых в движение, их масса, скорость и направление движения.

Поскольку элементарное движение само может состоять из отдельных элементов, его структура может иметь характер движения, более координационно сложного, подвер-

женного влиянию указанных факторов. В связи с этим нами была поставлена задача выявить влияние усложнения элементарных движений на их эффективность.

Основой для исследования послужили представления о времени реакции, как показателе координационной сложности движений [2, 4]. Координация движений, как способность преодолевать избыточные степени свободы опорно-двигательного аппарата (ОДА), лежит в основе выработки двигательного навыка при выполнении самых разнообразных упражнений, в частности при выполнении движений в лыжных гонках [1].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе проведения экспериментов решались две основные задачи: первая - оценить влияние усложнения движения на время задержки начала движения. Вторая задача заключалась в получении данных, позволяющих делать выводы о влиянии асимметрии движений на их эффективность.

Для решения указанных задач были проведены эксперименты по замеру времени задержки при выполнении 10 двигательных тестов, моделирующих элементарные движения. Все тесты включали прыжок вверх с места с двух ног. В то же время они различались по сложности, для чего выполнялись в двух вариантах: а) без маха руками (руки на поясе); б) с махом руками вперед-вверх. Эти же движения выполнялись с поворотами на 180° и 360° в правую и левую стороны. В качестве сигнала использовался звуковой сигнал. При подаче сигнала одновременно запускался секундомер, который останавливался в момент отрыва ног от помоста.

В ходе эксперимента измерялось время ПДР при нажатии кнопки указательным пальцем. Предполагалось, что на время задержки начала движения повлияет степень сложности движений при разных способах их исполнения.

Для проведения экспериментов были сформированы 2 группы: юноши и девушки, по 12 человек в каждой. Привлекались студенты групп общефизической подготовки, не специализирующиеся в гимнастике.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты экспериментов представлены в таблицах 1 и 2.

В таблице 1 представлены данные расчета уровней различий в 10 двигательных тестах между юношами и девушками, рассчитанных с использованием ^критерия Стью-дента для независимых выборок. При этом время ПДР для юношей и девушек соответственно составило 16,4±0,9 мс и 15,3±0,6 мс. Уровень различий, рассчитанный по 1-критерию Стьюдента для независимых выборок, составил 0,16. Различия недостоверны (р>0,05).

Таблица 1 - Данные эксперимента при выполнении прыжка вверх с места с двух ног

Двигательные тесты и условия их выполнения Время задержки, мс Различия, р

Юноши Девушки

1. Руки на поясе 38,9±2,4 43,0±2,4 0,13

2. С махом руками вперед-вверх 46,1±3,1 44,1±2,5 0,31

3. С поворотом направо руки на поясе 180° 47,0±2,6 52,4±3,5 0,11

4. 360° 55,2±3,0 56,3±4,3 0,41

5. с махом руками вперёд-вверх 180° 56,0±3,5 49,8±2,5 0,08

6. 360° 57,1±2,4 54,0±3,3 0,23

7. С поворотом налево руки на поясе 180° 48,8±2,5 52,3±3,6 0,21

8. 360° 54,3±2,5 62,6±4,5 0,06

9. с махом руками вперёд-вверх 180° 54,4±2,8 55,1±2,8 0,43

10. 360° 60,5±2,7 58,1±2,9 0,27

В таблице 2 представлены в виде матриц результаты уровней различий времени задержки начала движения между соответствующими 10 тестами. Расчет производился отдельно для юношей и девушек. При этом использовался 1- критерий Стьюдента для свя-

занных выборок.

Таблица 2 - Уровни различий результатов в тестовых упражнениях, р

Юноши

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 х 0,02 0,001 0,00002 0,0004 0,00003 0,0009 0,00001 0,00006 1,0х10-6

2 0,45 х 0,7 0,004 0,009 0,001 0,3 0,003 0,004 0,00005

3 0,0005 0,0012 х 0,00002 0,0007 0,0002 0,27 0,0002 0,0008 2,0х10-6

4 0,002 0,002 0,09 х 0,75 0,45 0,01 0,7 0,7 0,03

5 0,003 0,005 0,3 0,1 х 0,6 0,02 0,45 0,5 0,06

6 0,002 0,002 0,5 0,2 0,18 х 0,005 0,2 0,3 0,17

7 0,0002 0,006 0,96 0,22 0,35 0,53 х 1,0х10-6 0,0002 2,3х10-7

8 0,00008 0,0002 0,02 0,21 0,005 0,04 0,007 х 0,86 2,2х10-5

9 0,00002 0,0002 0,15 0,7 0,04 0,7 0,11 0,07 х 6,0х10-7

10 0,003 0,005 0,16 0,7 0,07 0,35 0,2 0,43 0,37 х

Девушки

На основании полученных данных можно сделать следующие заключения:

1). Оценка влияния асимметрии (на основании результатов при поворотах вправо-влево) показала следующее: в группе юношей и девушек различия направления поворота при выполнении с руками на поясе и с махом руками вперед-вверх при 4-х парах движений (3-7; 4-8; 5-9 и 6-10) недостоверны как в случае с поворотом на 1800, так и в случае с поворотом на 3600 (р>0,05). Исключение составила пара движений 5-9 для девушек (уровень значимости равен 0,04).

2). Оценка влияния сложности упражнений показала следующее:

а) при увеличении угла поворота со 180° до 360° при 4-х парах движений (3-4; 78; 5-6 и 9-10) у юношей в 3 случаях (кроме 5-6) различия с высокой степенью достоверны (р<0,001). У девушек наоборот, в 3-х случаях из 4-х недостоверны - данные в паре упражнений 7-8 достоверно различаются (р<0,01);

б) практически такой же результат получен при оценке влияния усложнения движения: руки на поясе - мах руками вперед-вверх (пары движений 3-5; 4-6; 7-9 и 8-10). У юношей в 3-х парах различия высоко достоверны (р<0,001). В случае 4-6 различия по времени задержки не достоверны (р>0,05). У девушек во всех случаях различия недостоверны (р>0,05).

ВЫВОДЫ

Анализ экспериментальных данных позволяет сделать следующие выводы:

1. При увеличении сложности двигательных действий время задержки начала движения в обеих группах увеличивается.

2. Анализ по влиянию асимметрии показал, что при использовании различных направлений поворотов достоверных различий во времени задержки начала движения не наблюдается.

3. Полученные результаты показали целесообразность применения метода исследования, основанного на использовании времени задержки начала движения в качестве критерия эффективности при формировании двигательных действий различной степени сложности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьева Л.В. Некоторые особенности координации движений в лыжных гонках / Л.В. Ананьева, Д.А. Корнеев, В.Н. Томилов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 5 (183), - С. 20- 22.

2. Орлова Н.А. Время реакции как показатель координационной сложности физического упражнения / Н.А.Орлова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. - С. 54-58.

3. Спортивная гимнастика: учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю.К. Гавердовского и В.М. Смолевского. - Москва : Физкультура и спорт, 1979. - 323 с.

4. Henry F.M. Increased response latency for complicated movements and a "memory drum" theory of neuromotor reaction / F.M. Henry, D.E. Rogers // Res. Quart. J. Amer. Assoc. Health. Phys. Educ. and Recreat. - 1960. - V. 31. - P. 448-458.

REFERENCES

1. Ananyeva, L.V., Korneev, D.A., Tomilov, V.N. (2020), "Some features of coordination of movements in skiing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5( 183), pp. 20-22.

2. Orlova, N. A.(2005), "The reaction time as an indicator of coordination complexity of physical exercise", Theory and practice of Physical Culture, No. 3, pp. 54-58.

3. Gaverdovsky, Yu.K. and Smolevsky, V.M. (1979), Sports gymnastics, textbook, Physical Culture and Sports, Moscow.

4. Henry, F.M. and Rogers, D.E. (1960), "Increased response latency for complicated movements and a "memory drum" theory of neuromotor reaction", Res. Quart. J. Amer. Assoc. Health. Phys. Educ. and Recreat, Vol. 31, pp. 448-458.

Контактная информация: bovm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2021

УДК 378.146

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ» В РАМКАХ ТРАДИЦИОННОГО И СМЕШАННОГО

ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Светлана Николаевна Трегубова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры

Аннотация

Введение. В современных условиях обучение будущих бакалавров в смешанном формате (с применением дистанционных и традиционных методов) становится особенно актуальным. В связи с изменившимися условиями организации обучения меняются и подходы к оцениванию знаний студентов, а также формы и средства организации такого вида деятельности. Цель исследования: провести сравнительный анализ оценивания знаний студентов по дисциплине «Спортивная метрология и компьютерная обработка данных» (СМиКОД) в рамках традиционного и смешанного форматов обучения. Методика и организация исследования. Оценивание сформированности компетенций у студентов было организовано в соответствии со следующими уровнями - высокий (I уровень), выше среднего (II уровень), средний (III уровень), которые были соотнесены с отметками, полученными при проведении экзамена. Обучение дисциплине СМиКОД происходило в течение двух семестров согласно учебному плану направления подготовки 49.03.01 Физическая культура. Студенты контрольной группы обучались на основе традиционных технологий (2019-2020 гг.), студенты экспериментальной группы в условиях смешанного формата обучения (2020-2021 гг.). Контрольная группа (КГ) - 79 человек, экспериментальная группа (ЭГ) - 84 человек. Результаты исследования и их обсуждение. Для оценивания сформированности компетенций было использовано следующие средства оценки компетенций - балльно-рейтинговая система, проектный метод. Для проверки выборок на достоверность был использован метод проверки статистических гипотез W-критерия Вилкоксона при уровне значимости. Итоги контроля сформированности компетенций -планируемые результаты обучения по дисциплине - на уровне «знает», «умеет» показали, что результаты оценивания с помощью аттестующих тестов в ЭГ и результаты оценивания экзамена статистически существенно отличаются и выше в экспериментальной группе в отличие от результатов, полученных в контрольной группе, с вероятностью 0,95. Выводы. Были выявлены следующие особенности организации контроля и оценивания сформированности компетенций у студентов в смешанном формате обучения в отличие от традиционного формата: в экспериментальной группе собеседование и аттестующее тестирование проводились в режиме реального времени с использованием платформы Zoom при включенной видеокамере, а в контрольной - в очном формате при прочих равных условиях (проведение контрольных мероприятий - выполнение и защита КР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.