М. Соегов
Национального института рукописей АНТ (г. Ашхабад, Туркменистан)
Об авторе и издателе первой нотной записи туркменской народной музыки в 1818 г.
Нотописи большего количества туркменской народной музыки с поэтическими словами к ним осуществлялись ВА. Успенским (1879-1949 гг.) начиная с середины двадцатых годов прошлого столетия, которые вошли затем в его двухтомную книгу «Туркменская музыка» (М., 1928. Соавтор В.М. Беляев). Подобные записи со стороны европейских музыковедов прово дились еще в период Перв мировой войны среди военнопленных. В частности, Роберт Лах (Robert Lach, 1874-1958) записывал музыку и слова к шести песням из уст военнопленного-туркмена Ред-жепа Сары в австро-венгерском лагере в 1916 г., хотя задолго до этого ноту одной песни из туркменского героического эпоса "Кёроглы" Александр Ходьзко (Alexander Chodzko, 1804-1891) включил в книгу своих английских переводов, изданную в Лондоне в 1842 г., а слова другой песни из этого же народного эпоса содержит книга путешествий сэра Александра Борнса (Sir Alexander Burnes, 1805-1841), которая была издана в том же городе еще 1834 г. [См.: 1].
Материалы «Азиатского музыкального журнала»,
изданного в 1816-1818 гг. в Астрахани Иваном Викентьевичем Добровольским (1780 / 17901851), - композитором, дирижером, скрипачом, педагогом, мастером музыкальных инструментов, фольклористом-этнографом и изобретателем оригинального способа нотных изда-
нии народной музыки, - позволяют еще значительно отодвинуть дату начала изучения туркменской национальной музыки русскими и европейскими специалистами.
Из «Музыкальной энциклопедии» (1973-1982 гг.) и другой литературы
справочного характера, большая часть которых выложена соответствующие интернет-й-ты, узнаем, что И.В. Добровольский был уроженцем Могилёвской губернии и происходил из дворян. Был регентом хора и капельмейстером духовой и «инструментальной» музыки могилёвского епископа Анастасия (А.С. Братановского-Романенко). Около 1810 г. с капеллой переехал в Астрахань. В 1811-21 гг. - учитель музыки в астраханской гимназии, где организовал оркестр. Активно участвовал в создании первого астраханского театра, ставившего по инициативе и под его руководством (выполнял
функции хормейстера, режиссера и дирижёра) оперные спектакли. С 1820 г. совместно с актёром Т. Тимофеевым был антрепренёром этого театра. Выступал также в концертах как скрипач, виолончелист
и дирижёр. В 30-х гг. был капельмейстером оркестра
астраханского порта, вёл большую музыкально-просветительскую работу среди матросов. Из-за интриг с чиновниками Казанского учредительного округа, в ведении которого находились астраханские гимназия и театр, он был
В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей публикации нотных записей туркменских народных песен на страницах «Азиатского музыкального журнала», который издавался в 18161818 гг. в Астрахани Иваном Викентьевичем Добровольским. Он был композитором, дирижёром, скрипачом, педагогом, мастером музыкальных инструментов, фольклористом-этнографом и изобретателем оригинального способа нотных изданий народной музыки. Ключевые слова: народные песни, музыкальный журнал, нотные записи, издатель.
M. Soyegov
National Institute of Manuscripts (Ashkhabad)
About the author and the publisher of the first musical notation of the Turkmen folk music in 1818
In article the questions connected with history of the publication of musical notations of Turkmen national songs on pages «Asian musical magazine» which was published in 1816-1818 in Astrakhan by Ivan Vikentevich Dobrovolsky are considered. It was the composer, the conductor, the violinist, the teacher, the master of musical instruments, the specialist in folklore-ethnographer and the inventor of an original way of musical editions of a folk music.
Key words: national songs, musical magazine, musical notations, the publisher.
Соегов Мурадгелди,
д. ф. н, профессор, действительный член (академик) Академии наук Туркменистана, главный научный сотрудник Национальный институт рукописей АНТ (г. Ашхабад)
вынужден покинуть Астрахань. Авторы «Энциклопедии мугама» (2008, 2014) отмечают, что выступал с концертами во многих городах и в том числе в Баку, руководил театральными оркестрами. Опубликованная в 1840 г. И.В. Добровольским «Песня Фатали хана
Дербендского» значима как первая нотная запись
азербайджанской народной мелодии. С 40-х гг. работал учителем музыки в Гродно, возглавлял организованный им любительский оркестр. Умер и похоронен в Гродно.
В январе 1816 г. И.В. Добровольский обратился к директору гимназии Александру Храповицкому с просьбой исходатайствовать ему разрешение на издание журнала. Разрешение было получено, и в газетах появилось объявление
о предстоящем издании. Добровольский планировал помещать в журнале «разные: армянские, персидские, грузинские, татарские, калмыцкие, бухарские, казацкие, лезгинские и туркменские песни и пляски, которые будут положены как для фортепиано, так и для полной музыки...» [См.: 2].
И.В. Добровольский на страницах своего «Азиатского музыкального журнала» (вышло 8 номеров: в 1816 г. - №№ 1 и 2, в 1817 г. - №№ 3 и 4, в 1818 г. -№№ 5, 6, 7 и 8) впервые применил литографской способ в нотопечатания, а также запись, публикация и обработка музыкального фольклора
народов Средней Азии и Кавказа с использованием приемов европейской композиторской техники. Решая впервые труднейшую задачу сближения восточной и европейской музыки, стремясь сохранить характерные особенности народных ладов, ритмического своеобразие песен, он осторожно отбирал приемы их обработки. И.В. Добровольский собирал
и публиковал в своем журнале песни восточных народов: калмыков, казанских
и астраханских татар, персов, туркмен, ногайцев, киргизов, кабардинцев и др. Большинство народных песен записано с текстом, причем он иногда давался параллельно на национальном и русском языках.
В 1818 г. вышел восьмой, последний номер журнала. Дальнейшее издание
И.В. Добровольский был
вынужден прекратить из-за отсутствия средств. Подписные суммы не могли покрыть расходов на издание, а в какой-либо субсидии было отказано. «Азиатский музыкальный
журнал» был первым в России литографическим изданием. Для его издания И.В. Добровольский сконструировал литографический станок и ввёл новый в России способ печати с камня.
Из справочной литературы явствует, что изобретатель литографического способа
печатания книг немец Алоиз Зенефельдер (06.11.1771, Прага-26.02.1834, Мюнхен) 3 сентября 1799 г. получил патент на свое изобретение. Первые издание, отпечатанные с каменной плиты, относятся еще к 1796 году. Здесь же отметим, что немалое количество литографических книг печаталось в последующем в больших городах соседней Астрахани Средней Азии, народы которой, в том числе туркмены, начиная уже со второй половины XIX в. находились в прямой подчинении (Туркестанское генерал-губернаторство) или жили в протек-торатных Российской империи государствах - Хивинском ханстве и Бухарском эмирате.
Образцы туркменского
музыкального фольклора
в «Азиатском музыкальном журнале» приводятся под названием «Песня трух-менская». Подобная неправильная русская транскрипция этно-
нима туркмен в виде трухмен встречается в ранних работах русских авторов в отношении всего народа, но затем закрепился в основном за ставропольскими туркменами (Н.А. Баскаков и др.). Из данного факта, можно сделать вывод о том, что эти песни были записаны у предстваителей ставропольских (или астраханских) туркмен. В целом по манере испольнения эти песни очень оригинальные и представляют собой разновидности туркменских народных песен, которые испольняются бахши (народные певцы) современного Болдумсазского этрапа (човдур ёлы) Дашогузского вилайета Туркменистана.
«Азиатский музыкальный журнал» И.В. Добровольского, будучи первым музыкальным периодическим изданием,
выпускавшемся в российской провинции, и одновременно первым русским литографированным нотным изданием, уже давно стал библиографической редкостью, и хранится в полном своем комплекте только в Государственной публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. В настощее время при помощи наших петерских друзей (Антон Ихсанов и другие) нами получены фотокопии всех номеров этого уникального журнала (Рис. 1). В его пятом номере за 1818 г. напечатана нотная запись одной туркменской песни (Рис. 2), которая ждет своего детального изучения в будущем, как это было сделано в 2013 г. в отношении записей от 1916 г. [См.: 1, 2].
Литература:
1. Соегов М. Военнопленные и спетые ими песни в лагерях Австро-Венгрии в 1916-1917 годах (в связи с трагической датой -столетней годовщиной начала Первой мировой войны) // Научный Татарстан. Гуманитарные науки. — № 2. —Казань, 2013. — С. 63-73.
2. Соегов М. К истории изучения туркменской национальной музыки / / Алтаистика и тюркология. — № 2. — Астана, 2013. — C. 166-179.
3. Первый музыкальный журнал в России издавался в Астрахани [Электронный ресурс]. URL: https://www.astrobl.ru/news/63443 (дата обращения:29.02.2016).
Рис. 1.
Обложка журнала с иллюстрациями.
Рис. 2.
Страница журнала с нотами киргизской и трухменской песень