Научная статья на тему 'Музыкальная жизнь российской провинции в зеркале дореволюционной периодики'

Музыкальная жизнь российской провинции в зеркале дореволюционной периодики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1077
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
провинциология / музыкальная культура российской провинции / культурно-историческая трансформация / периодическая печать / проблема "столица провинции / "capital-province" problem / provinceology / musical culture of the russian province / historic cultural transformation / periodicals

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юдина Вера Ивановна

Статья посвящена отражению музыкальной культуры российской провинции на страницах дореволюционных периодических изданий. Выделяются основные группы источников анализа общая и специальная музыкальная пресса, выходившая в столицах и на периферии. Проводится параллель между событиями провинциального музыкального быта и трансформацией взгляда на российскую периферию как компонент единого историко-культурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the reflection of the musical culture of the Russian province on the pages of pre-revolutionary periodicals. The basic groups of the analysis resources identified as general and specific musical press published in the capital and in province. The events of the provincial musical life and the transformation of the view on the Russian province as an element of the basic historic cultural space are regarded.

Текст научной работы на тему «Музыкальная жизнь российской провинции в зеркале дореволюционной периодики»

В. И. Юдина

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В ЗЕРКАЛЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПЕРИОДИКИ

Статья посвящена отражению музыкальной культуры российской провинции на страницах дореволюционных периодических изданий. Выделяются основные группы источников анализа — общая и специальная музыкальная пресса, выходившая в столицах и на периферии. Проводится параллель между событиями провинциального музыкального быта и трансформацией взгляда на российскую периферию как компонент единого историко-культурного пространства.

Ключевые слова: провинциология, музыкальная культура российской провинции, культурно-историческая трансформация, периодическая печать, проблема «столица — провинции».

V. Udina

THE MUSICAL LIFE OF RUSSIAN PROVINCE IN THE MIRROR OF PRE-REVOLUTIONARY PERIODICALS

The article deals with the reflection of the musical culture of the Russian province on the pages of pre-revolutionary periodicals. The basic groups of the analysis resources identified as general and specific musical press published in the capital and in province. The events of the provincial musical life and the transformation of the view on the Russian province as an element of the basic historic cultural space are regarded.

Keywords: provinceology, musical culture of the Russian province, historic cultural transformation, periodicals, «capital-province» problem.

В отечественной науке постсоветского периода особое звучание получила проблема русской провинции. Современный этап ее осмысления имеет многосторонний характер. Исторические, социальные, художе -ственно-эстетические аспекты сформировали научную базу провинциологии как особого направления, выделившегося в рамках культурологического научного дискурса при исследовании проблем региональной культуры (В. Ю. Афиани, И. Л. Беленький, Н. И. Воронина, Т. С. Злотникова, Н. М. Инюшкин и др.).

На сегодняшний день бытование отечественной музыкальной культуры в российской провинции остается мало изученным. Традиционно история русской музыки писалась как история музыкальной культуры столиц. Провинциальный компонент ограничивался по преимуществу упоминанием региональных корней выдающихся представителей русской композиторской школы,

а также единичными примерами периферийных премьер отдельных произведений (преимущественно советского этапа). Думается, обращение к истории вопроса способно расширить традиционные представления о художественном пространстве русского музыкального искусства в целом, а также внести дополнительные оттенки в культурологическую проблематику «провинция — столица».

В этом плане важным источником является периодическая печать. Именно периодика — столичная и периферийная, общая и специальная — «является основным средоточием фактических сведений о музыкальной культуре того времени. Она — главный источник при изучении мысли о музыке. Она в первую очередь позволяет определить место музыки в общественном бытии. В критических выступлениях выразились требования, взгляды и вкусы, которые влияли на

процесс развития музыкальной культуры» [7, с. 11].

Будучи рупором «понятий и вкусов своего времени» (В. Н. Перетц), именно периодическая печать отражала события провинциального музыкального быта в соответствии с трансформацией взгляда на периферию как на составной компонент единого историко-культурного пространства. В связи с этим в рамках дореволюционного периода можно выделить несколько этапов: 1) первая половина XIX века; 2) 1860 — начало 1890-х гг.; 3) конец XIX — начало XX вв.

И в XVIII в. отдельные события провинциального музыкального быта, как и жизнь российской провинции в целом, также получали освящение на страницах столичных периодических изданий, в особенности в «Санкт-Петербургских ведомостях». Но именно возникшая в результате миграционных процессов Отечественной войны 1812 г. ситуация стирания «резких противоречий между столичной, погруженной в политику жизнью и ’’вековой тишиной” жизни провинциальной» [4, с. 326] стимулировала активный общественный интерес к проблемам истории и современного состояния периферии. Быт и культура провинциального города получали системное освещение в столичной, а затем и в губернской печати.

Отдельные корреспонденции, описывающие события местной музыкальной жизни, встречаются в столичной периодике первого двадцатилетия XIX века эпизодически. Например, в заметке «Из Киева от 15 февраля» (Северная пчела. 1812. № 18) описывается своеобразная форма сдачи крепостного оркестра «в наем» или «в контракт», без которой невозможно осуществление крупной оперной постановки или концерта в условиях характерной для провинции нехватки профессиональных музыкантов.

В 20-50-х гг. такая информация становится систематической. На страницах газет

и журналов Петербурга и Москвы появляются многочисленные «Письма» из губернских городов с сообщениями о благотворительных концертах, устраиваемых мелома-нами-любителями и профессиональными исполнителями, о гастролях крепостных оркестров и театров, иностранных музыкантов, об образовании музыкальных обществ (филармонических, симфонических). Среди ведущих периодических изданий первой половины XIX в. — «Отечественные записки», «Северная пчела», «Москвитянин», «Московский телеграф» — своей ориентацией на провинциального читателя особенно выделялся известный петербургский журнал «Библиотека для чтения», а также специализированный театрально-литературный журнал «Пантеон русского и всех европейских театров» (в 1850-е гг. — «Пантеон»). Именно эти издания сохранили для истории события местной художественной жизни, а также имена местных меломанов — подлинных подвижников музыкальной культуры российской провинции первой половины XIX в. Своим вниманием к внестоличным музыкальным новостям они «опережали» даже появившиеся в это время специальные музыкальные журналы — «Нувеллист», «первый в России длительно существовавший музыкальный журнал» [9, с. 345] с его «Литературным прибавлением», а также «Музыкальный свет» и «Театральный и музыкальный вестник», руководимый А. Н. Серовым.

Показательно, в частности, собрание аналитических обзоров состояния различных провинциальных театров в третьей части журнала «Пантеон русского и всех европейских театров» за 1840 год, где на примере Нижегородского, Воронежского, Казанского, Харьковского, Ярославского театров (авторы статей соответственно А. Гле -бов, А. Ел-н, К. Данненберг, Н. Мятлин, Ф. Майков) рассматриваются успехи и проблемы театрального дела в провинции.

Важным системным источником о музыкальной культуре российской провинции

является губернская периодическая печать. Число издававшихся в провинции газет и журналов в начале XIX в. было весьма незначительно: по некоторым данным, — десять периодических изданий [5, с. 27]. Но тем большую ценность представляют публиковавшиеся в них обзоры музыкальных событий, характеристики деятельности отдельных исполнителей, роль местных меломанов и творческих коллективов в развитии культуры города. Информацию о действующей в провинции театральной антрепризе Штейна встречаем в «Украинском вестнике» (1816. № 1, январь). Издававшийся в Орле журнал «Друг россиян и их единомышленников» (1816-1818 гг., восемь выпусков) уделял большое внимание репертуару, исполнительским силам труппы кн.

С. М. Каменского.

Музыкальную информацию в первой четверти XIX в. можно было почерпнуть на страницах провинциальных журналов «Урания» (Казань, 1804 г., четыре выпуска), «Казанские известия» (1811-1820), «Восточные известия» (Астрахань, 1813-1815), «Украин -ский вестник» (Харьков, 1816-1819).

В 1820—1830-е гг. число таких изданий значительно выросло. Так, в одной Казани выходили «Казанский вестник» (1821-1833), «Прибавление к Казанскому вестнику (1821-1824, 1828-1834), «Учение записки Казанского университета (с 1834 г.), «Заволжский муравей (1831-1833).

В первой половине XIX в. уникальным явлением не только для российской провинции, но и для обеих столиц стал «Азиатский музыкальный журнал». Только в 1840 г. в Санкт-Петербурге начнется издание специализированного художественного журнала «Пантеон русского и всех европейских театров» (ред. Ф. А. Кони), на страницах которого найдут отражение события провинциальной музыкальной жизни. «Азиатский музыкальный журнал» издавался в Астрахани местным учителем музыки, фольклористом и скрипачом И. В. Добровольским в 18161818 гг. (вышло восемь номеров). На стра-

ницах этого нотного периодического издания публиковались песни народов востока Европейской части России, Кавказа, Средней Азии — калмыцкие, армянские, кабардинские, астраханских татар — в записи издателя. Значение этого журнала заключалось в том, что это было «первое периодическое музыкальное издание, выпускавшееся в русской провинции, и при этом первый в нашей стране музыкально-этнографический журнал» [9, с. 342].

С 1838 г. повсеместно стали выходить «Губернские ведомости»: первоначально

насаждавшиеся «сверху» столичной администрацией, видевшей в местной периодике удобное средство для проведения собственной политики, со временем они становятся своего рода хронографом культурной жизни провинции. В их неофициальных разделах — «Прибавлениях», как они именовались до 1845 г. — печатались статистические, историко-литературные, этнографические материалы, многочисленные объявления, касающиеся музыкальной жизни на местах. Показательно, что именно в провинциальной газете — «Симбирские губернские ведомости» от 14 апреля 1838 г., Прибавление № 14 — появилась «Песенная прокламация» П. В. Киреевского — программный документ отечественной фольклористики периода ее становления (30-40-х гг. XIX в.).

Вообще же, интерес к народной песне, характерное для этого времени широкое фольклорное движение становится весьма ярким свидетельством выхода музыкальной практики за рамки весьма представительного, но все же территориально и культурно ограниченного столичного «круга». И хотя в первой половине XIX в. вопрос о значении народной музыки рассматривался в широком культурно-историческом контексте

(прежде всего — в русле ведущей проблемы народности русской культуры), без выявившегося позже регионального аспекта, именно печать — столичная и периферийная — свидетельствует о повсеместном интересе к народному творчеству, о расширении территориально-географической базы фольклористических изысканий*.

С 1860-х гг. начинается новый этап в музыкальной жизни российской провинции, обусловленный открытием губернских отделений Русского музыкального общества (РМО). Возникает потребность осмысления современных задач художественной практики, в том числе характерных для нее форм взаимодействия центра и периферии.

Новации провинциальной музыкальной культуры соответствовали общенациональной культурно-исторической ситуации второй половины XIX в. Активный, действенный характер идеологии народничества обусловил особое внимание интеллигенции к провинции как основному месту бытия «народности». Провинциальная жизнь стала неотъемлемым атрибутом современной литературы и публицистики (М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев). Областная история входит важным составным компонентом в работы С. М. Соловьева, А. П. Щапова, Н. И. Костомарова, Б. Н. Чичерина.

Происходящие на местах события культурной жизни (открытие публичных библиотек, частных издательств, развитие театра) определили многосторонний интерес центра к провинции, что отразилось на страницах столичной периодики в соответствующих рубриках журналов «Современник», «Библиотека для чтения», «Русский вестник», в особенности «Русская мысль», «Русское слово», «Дело», «День» (имеющий специальный раздел «Областное обозрение»). Их основу составляли статьи региональных корреспондентов, а также хроника культурной жизни отдельных губерний, где «происходят свои музыкальные события: выступают оперные труппы или складываются народные хоры, открываются музыкальные школы, возникают отделения РМО, накопляется местный материал у краеведов, растут новые местные исполнители...» [6, с. 8].

Музыкальная периодическая печать в это время постепенно «набирает обороты» — как в количественном, так и в качественном отношении. В Петербурге издаются газеты

«Музыка и театр» (издатель В. С. Серова, редактор А. Н. Серов, 1867-1868), «Музыкальный сезон» (редактор А. С. Фаминцын,

1869-1871), «Музыкальный листок» (издатель-редактор В. В. Бессель, 1872-1877), «Русский музыкальный вестник» (издатели-редакторы А. А. Астафьев и В. Н. Мандельштам, 1880-1882), «Музыкальный мир» (издатель-редактор В. Н. Мандельштам, 1882-1883), «Музыкальное обозрение» (издатель-редактор В. В. Бессель, 1885-1888). В Москве выходит журнал «Музыкальный вестник» (издатель-редактор М. Эрлангер,

1870-1872).

Частично сохраняя в отдельных изданиях традицию публикации нот, специальная периодика все отчетливее эволюционирует в научно-критическом направлении. Однако проблемы музыкальной культуры провинции явно не относятся к числу приоритетных в данной группе изданий. Более других, пожалуй, они отразились на страницах еженедельника «Русский музыкальный вестник», активно обсуждавшего проблемы местных отделений Русского музыкального общества (РМО) и музыкального образования на периферии.

Основным источником информации о региональной музыкальной жизни остаются губернские ведомости, характерной особенностью которых с 1860-х гг. становится повсеместное открытие разделов, ориентированных на местную жизнь («Внутреннее обозрение», «Земская летопись», «Столичная и провинциальная хроника» и т. п.). Вместе с тем следует отметить жанровостилевую трансформацию этих публикаций: помимо сложившейся информативнорекламной традиции, на страницах местной печати появляется все больше статей обзорно-исторического и проблемного характера. Показательна поднимаемая в местной прессе проблема отставания концертной жизни провинции, связанная с этим ограниченность музыкальных интересов провинциальной публики и необходимость их раз-

вития путем целенаправленного образова-

**

ния .

Общее состояние издательского дела в 60-70-х гг. XIX в. способствовало развитию провинциальной периодики, появлению различных частных газет и журналов. Разнообразные губернские «Справочные листки», «Биржевые вестники» первоначально были коммерчески ориентированными, но на их страницах регулярно появлялась информация культурно-художественного характера, по которой можно судить о событиях местной музыкальной жизни, о степени развитости отдельных форм музыкальной практики. Показательны в этом плане публикации «Саратовского справочного листка» (1863-1870, редактор Л. Л. Тиблен), отличавшиеся полнотой откликов на явления местной музыкальной жизни и тем самым составлявшие конкуренцию «Саратовским губернским ведомостям», на долю которых оставалась немногочисленная краеведческая и этнографическая информация [6, с. 36]. Именно на страницах «Саратовского справочного листка» обсуждался вопрос об открытии губернского отделения РМО (в частности, номер от 25 января 1866 г.).

Со временем развитие издательского дела на местах вызвало широкое распространение разнообразной печатной продукции: справочные и памятные книги, труды и записки, исторические и литературно-художественные хроники запечатлели события местной музыкальной истории и современности. Кроме того, появлявшаяся в крупных губернских городах и университетских центрах научная периодика не могла не затронуть отдельные музыкальные проблемы, в особенности — близкие периферии особенности регионального фольклора. Примечательна публикация в 1877 г. работы А. А. Потебни «Малороссийская народная песня по списку XVI в.» в Воронежских «Филологических записках», которые выходили с 1860 г.

Характерно, что рассматриваемые в местной периодике проблемы губернской и

уездной музыкальной жизни постепенно перешагнули региональные границы. В 1860-1870-е гг. одним из самых обсуждаемых вопросов на местах было открытие, утверждение устава и организация деятельности губернских отделений РМО. Далеко не везде все проходило гладко и безболезненно. Спустя некоторое время начинается активное обсуждение проблемных ситуаций в работе региональных отделений РМО и создаваемых при них первых музыкальных учебных заведениях в столичной прессе. Показательны статьи К. Э. Вебера, имевшего значительный опыт преподавательской работы в столице и провинции (Тамбов, Саратов), которые публиковались на страницах «Русской музыкальной газеты».

С 80-х гг. XIX в. новым витком интереса к местной истории и культуре стал расцвет «археологизма», выразившийся в повсеместном создании губернских ученых архивных комиссий, реставрации памятников церковной архитектуры, создании церковно-археологических музеев, изучении русской иконы. Благодаря деятельности членов провинциальных археологических и архивных комиссий были восстановлены и сохранены древние нотные рукописи, хранившиеся в древлехранилищах, в архивах епархий различных областей России. В некоторых случаях ими же проводился анализ собраний, описание представленных там источников. Как правило, такие исследования первоначально публиковались в местной периодической печати***.

Работа по восстановлению и библиографической обработке древних источников, развернувшаяся в провинции, имела огромное значение для становления в 1890-х гг. музыкальной медиевистики, сосредоточенной на исследовании древнего церковнопевческого искусства. Опубликованные в периферийных периодических изданиях материалы, наряду с работами ее крупнейших представителей С. В. Смоленского, В. А. Ме-таллова, А. В. Преображенского, Д. А. Ал-леманова, давали возможность судить о

характере распространения церковного пения на Руси, о разнообразии его отдельных региональных вариантов и их соотношении с традиционным каноном.

На рубеже XIX-XX вв. благодаря широко развернувшейся работе на местах закладываются основы краеведения, отличительной чертой которого становится особое внимание к специфике различных регионов России, выявление свойственных им характеристических особенностей — природных, исторических, культурных. Программой нового подхода к проблемам провинции может служить статья, открывшая выход нового журнала «Северный вестник» (1894. № 1), в котором одно из ведущих направлений составила областная проблематика: «Про-

странство, занимаемое нашей родиной, разнообразие природных условий, степеней культуры само собой протестует против централистического поползновения всякого столичного органа печати решать вопрос той или другой области, того или другого края с точки зрения небольшой площади официального города. Мы думаем ответить одной из насущных потребностей, восстановить одно из священнейших прав, открывая особый отдел в нашем журнале для выяснения местных нужд и интересов провинции. Пусть доходят голоса из самых отдаленных окраин до нашего далекого Севера».

Новым тенденциям в провинциальной проблематике конца XIX — начала XX в. как нельзя лучше соответствовало широкое развитие регионального направления в музыкальной фольклористике. Его основы были заложены выдвинутой еще в предшествующий период концепцией вариантности песенного фольклора, выдвинутой в работах И. Сахарова, М. Стаховича, В. Одоевского, А. Серова. Постепенно оформляются научные положения этой концепции, отвечавшие новым условиям бытования и теоретического осмысления русского народного музыкального творчества.

Масштабное экспедиционное движение, разворачивающееся в различных регионах

России, имело целью донести до современного слушателя разнообразие «музыкальных говоров» провинциальной России, научно осмыслить и сохранить его для будущих поколений. «Провинциальные особенности» в русских народных песнях рассматривались разносторонне. Анализировалась роль взаимодействия города и деревни для судеб песенного фольклора. Весьма распространенной была точка зрения о негативном влиянии городской среды на сохранность исконной русской песни, в котором и виделась причина упадка подлинной русской песенности. Но ведущей тенденцией, отразившейся в крупнейших исследованиях рубежа XIX-XX вв. — Н. Е. Пальчикова, Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина, Е. Э. Линевой, А. Д. Григорьева, — стало выявление специфических особенностей народно-песенного творчества различных областей России. Характерно, что отдельные материалы публиковались на страницах периодических изданий, причем одновременно с выходом основного издания. Так это было, например, с работой Н. Е. Пальчикова: в 1888 г. выходит его исследование «Крестьянские песни, записанные в селе Николаевке Мензелинского уезда Уфимской губернии» (Санкт-Петербург.) и в «Известиях Императорского географического общества» (том 24) публикуется его статья «О музыкальном записывании русских народных песен с голоса крестьян с. Никола-евки, Мензелинского уезда».

Развитию регионального направления в русской фольклористике этого времени способствовали новые формы экспедиционной и научной деятельности. Переход от свойственной предшествующему периоду частной инициативы отдельных подвижников — собирателей народной песни (П. Киреевского, П. Якушкина, бр. Языковых) к планомерной деятельности в рамках специальных структурных организаций — Песенной комиссии Русского географического общества, функционировавшей в Петербурге с 1885 г., и Музыкально-этнографической

комиссии (МЭК), основанной в 1901 при Этнографическом отделе Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета — вызвал необходимость регулярной публикации полученных материалов. Песенная комиссия печатала свои отчеты на страницах «Известий Императорского географического общества», а собранный материал — в отдельных «Сборниках на****

родных песен» [1] .

«Труды Музыкально-этнографической комиссии» (т. 1-4, М., 1906-1911) представляют собой капитальные научные издания, включающие как собранные в ходе различных экспедиций материалы (нотные, текстовые, этнографические, фотографические), так и серьезные исследовательские статьи членов МЭК, раскрывающие различные аспекты истории и современного бытования песенного фольклора различных регионов России. Здесь же были опубликованы произведения народного творчества, записанные с применением фонографа, что раскрывало перед музыкантами-этнографами новые возможности аналитической работы, в частности, многократного прослушивания с целью сопоставительного исследования разнообразного регионального материала (работы Е. Линевой и других членов МЭК).

Изначально программные установки деятельности МЭК в целом предполагали широкое привлечение провинциальной общественности, консолидацию фольклористических сил различных областей России. В этом плане интерес представляют протоколы заседаний МЭК. В них упоминаются имена любителей из различных губерний (Курской, Смоленской, Вологодской), представивших свои материалы в комиссию, что свидетельствовало об активном включении провинциальных собирателей в решение задач задуманной МЭК в 1914 г. программы «Всеобщей переписи песен», но оставшейся нереализованной в связи с началом Первой мировой войны [8].

Значительную лепту в развитие провинциальной тематики внесла музыкальная пе-

риодика конца XIX — начала XX в., выходившая как в центре, так и на периферии. Московские и петербургские газеты и журналы содержали информативные материалы и критические статьи, характеризующие уровень исполнительских сил и музыкально-эстетические вкусы провинциальной публики. При этом одни журналы обращались к этой теме от случая к случаю или же ограничивались краткой информацией. Такие корреспонденции из провинции можно было встретить в московских журналах «Музыкальный вестник», «Музыкальный

труженик», «Хоровое и регентское дело». Другие журналы печатали новости провинциальной музыкальной жизни достаточно систематически — например, в разделе «Корреспонденции» «Русского музыкального вестника» (СПб., 1880-1882). Показательным явлением стало выделение специальных разделов: «Провинциальные сведения» в «Музыкально-театральном вестнике» (СПб., 1900-1917), «Провинциальная летопись» в журнале «Театр и искусство» (СПб., 1897-1918).

Новым направлением музыкальной культуры рубежа XIX-XX вв. в провинции стало активное развитие музыкальной периодики в губернских городах, ставшее следствием инициативы местных творческих сил по подъему музыкальной культуры и решению профессиональных задач регионального музыкального сообщества. Обычно такие цели формулировались в программной статье, открывающей выход нового издания. Например, тамбовский редактор — издатель П. Н. Богдашев свой журнал «Баян» посвящал «главным образом народному и церковно-певческому делу и всем его деятелям», а цели определял как «широкое развитие и распространение музыки и театра в народе, а также служение интересам музыкальных тружеников: учителей, регентов, хористов-певчих...» (Баян. 1907. № 1. 28 января).

Губернские музыкальные издания включали разнообразный по характеру материал: наряду со статьями, посвященными общим

проблемам музыкальной практики и образования, публиковались различные ноты, в том числе и местных композиторов-диле-тантов. Показательна обширная региональная география издаваемой в провинции музыкальной периодики, охватывающая всю Россию — от западных территорий (Фанфара. Нотный журнал. Рига: Изд. Услебер, 1885) до сибирских городов (Музыка гитариста. Тюмень: Изд.-ред. А. М. Афромеев, 1907-1910).

Однако на фоне всего остального массива музыкальных изданий — столичных и периферийных — особо выделяется «Русская музыкальная газета» («РМГ») — самый продолжительный издательский музыкальный «проект» в истории русской дореволюционной журналистики. Выходившая в Санкт-Петербурге в течение 25 лет (1894- 1918), она включала специальный раздел «Музыка в провинции», где были представлены рецензии, интервью, корреспонденции, репортажи, материалы о музыке из других газет и журналов. Значение РМГ заключалось в том, что она не просто регулярно знакомила столичных меломанов с новостями музыкальной жизни периферии, но способствовала консолидации музыкальных сил центра и провинции. Благодаря этому ее основатель и бессменный руководитель Н. Ф. Финдейзен смог осуществить беспрецедентную на тот момент акцию: дважды (в 1900-1901 и в 1912-1914 гг.) провел всероссийский опрос о состоянии музыкального образования в России.

На страницах «РМГ» перед нами встает целая плеяда представителей музыкальной культуры различных российских регионов:

Центральной России, Кавказа, Сибири, Украины, Поволжья, западных областей [2]. «Русская музыкальная газета» «стала мощным связующим звеном между коллегами, живущими в разных концах страны и за ее пределами <...> Она подтверждала актуальность самого замысла, утверждала факт наличия в России достаточного количества грамотных, самостоятельно мыслящих музыкантов, профессионалов и любителей, нуждающихся в существовании специального печатного органа и способных стать его постоянной читательской аудиторией» [3, с. 563].

В целом дореволюционная периодическая печать служит важным источником для изучения музыкальной культуры российской провинции, а с фактологической точки зрения, пожалуй, — основным, выделяясь исторически конкретным характером на фоне других источников (мемуарной, художественной литературы, административнозаконодательных актов). На страницах столичной и губернской периодики отражены события региональной музыкальной жизни, имена многочисленных исполнителей и авторов «местного масштаба», художественные вкусы и интересы широкой публики, находящейся за пределами официального столичного круга. Таким образом, именно периодическая печать — столичная и периферийная, общая и специальная — позволяет, прежде всего, сформировать представление о музыкальной повседневности, составившей глубинный пласт бытования отечественного музыкального искусства.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Например: Г... ч А. (Гевлич А.) Нечто о народных песнях // Труды Общества любителей российской словесности. Ч. 2. Кн. 3: Соревнователь просвещения и благотворения. — СПб., 1818. № 6. С. 341-344; Трилунный (Струйский Д. Ю.). Народность музыки // Молва. 1833. № 15, 12 января; Писка-рев А. И. Русские народные песни // Финский вестник. СПб., 1847. Т. 21. № 9, сентябрь; Письмо о русской народной музыке // Казанские губернские ведомости. 1847. № 19, стлб. 246.

** Шимановский Н. Несколько слов по поводу бывших в Вятке концертов в генваре месяце / Вятские губернские ведомости. 1862, 26 января; Гинзбург И. Об учреждении в Харькове музыкального общества / Якорь. 1864, 11 января.

*** Например, Иванов А. Н. Греческий нотный (крюковой) обиход // Тульские епархиальные ведомости. 1899. № 4; Вознесенский И. Опись старым нотным книгам Костромской епархии // Костромские епархиальные ведомости. 1896. № 24; 1897. № 1; Вифляев Н. Е. О церковно-певческих нотных книгах, находящихся в Рязанском историческом архиве // Труды Рязанской Ученой архивной комиссии (1903 год). Т. XIII. Вып. 2. Рязань, 1904; Реэстр нотных тетрадей, принадлежащих Львовскому ставропи-гиальному братству // Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. XII. Киев, 1904.

Из сборников, имеющих региональную направленность, отметим следующие: Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году. Записали слова Ф. М. Истомин, напевы Г. О. Дютш. СПб., 1894; Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 году. Записали слова Ф. М. Истомин, напевы С. М. Ляпунов. СПб., 1899; 20 народных песен Сибири. Для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1900 году в Иркутской губернии и Забайкальской области Н. П. Протасовым. Переложил А. Петров. СПб., 1903; 35 песен русского народа из собранных в 1894-1895 и 1901-1902 годах И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. И. Покровским в губерниях Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской, Тверской и Ярославской. Для одного голоса с сопротивлением фортепиано. Переложил Ан. Лядов. СПб., 1903.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колпакова Н. П. Песенная комиссия русского географического общества // Русский фольклор: Материалы и исследования. Т. VII. М.; Л.: АН СССР, 1962. С. 354-366.

2. Космовская М. Л. Проблемы музыкального краеведения в деятельности Н. Ф. Финдейзена и «Русской музыкальной газеты» // Историко-культурное краеведение: вчера, сегодня, завтра: Мат-лы первой научно-практ. регион. конф. Курск: КГПУ, 1999. С. 57-60.

3. Лащенко С. К. Музыкальная журналистика и музыкальная критика // История русской музыки:

В 10 т. Т. 10Б. 1890-1917 / Под. ред. Л. З. Корабельниковой и Е. М. Левашева. М.: Музыка, 2004.

С. 556-630.

4. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII — начала XIX века. СПб.: Искусство, 1994. 399 с.

5. Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века. В. I. 1801-1825 / Сост. Т. Ливанова. М.: ГМИ, 1960. 184 с.

6. Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века. В.У Ч. 1. 1861-1870 / Сост. Т. Н. Ливанова и О. А. Виноградова. М.: Сов. композитор, 1971. 352 с.

7. Петровская И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII — начала ХХ века. М.: Музыка, 1983. 215 с.

8. Смирнов Д. В. К вопросу о собирании музыкального фольклора провинциальными любителями в России начала XX века // Научные чтения памяти А. И. Кандинского: Материалы научной конференции / Ред.-сост. Е. Г. Сорокина, И. О. Скворцова. М.: МГК им. Чайковского, 2007. С. 205-213.

9. Яголим Б. С. Русская музыкальная периодика до 1917 года // Книга. Исследования и материалы. Сб. III. М., 1960. С. 335-359.

REFERENCES

1. Kolpakova N. P. Pesennaja komissija russkogo geograficheskogo obshchestva // Russkij fol'klor: Materialy i issledovanija. T. VII. M.; L.: AN SSSR, 1962. S. 354 - 366.

2. Kosmovskaja M. L. Problemy muzykal'nogo kraevedenija v dejatel'nosti N. F. Findejzena i «Russkoj muzykal'noj gazety» // Istoriko-kul'turnoe kraevedenie: vchera, segodnja, zavtra: Mat-ly pervoj nauch.-prakt. region. konf. Kursk: KGPU, 1999. S. 57-60.

3. Laenko S. K. Muzykal'naja zhurnalistika i muzykal'naja kritika // Istorija russkoj muzyki: V 10 t. T.10 B. 1890- 1917 / Pod. red. L. Z. Korabel'nikovoj i E. M. Levasheva. M.: Muzyka, 2004. S. 556-630.

4. Lotman Ju. M. Besedy o russkoj kul'ture. Byt i tradicii russkogo dvorjanstva XVIII - nachala XIX veka. SPb.: Iskusstvo, 1994. 399 s.

5. Muzykal'naja bibliografija russkoj periodicheskoj pechati XIX veka. V.I. 1В01-1В25 / Sost. T. Livanova. M.: GMI, 1960. 1В4 s.

6. Muzykal'naja bibliografija russkoj periodicheskoj pechati XIX veka. V. V. CH. 1.1В61-1В70 / Sost. T. N. Livanova i O. A. Vinogradova. M.: Sov. kompozitor, 1971. 352 s.

7. PetrovskajaI. F. Istochnikovedenie istorii russkoj muzykal'noj kul'tury XVIII - nachala XX veka. M.: Muzyka, 19В3. 215 s.

В. Smirnov D. V. K voprosu o sobiranii muzykal'nogo fol'klora provincial'nymi ljubiteljami v Rossii nachala XX veka // Nauchnye chtenija pamjati A. I. Kandinskogo: Materialy nauchnoj konferencii / Red.-sost. E. G. Sorokina, I. O. Skvorcova. M.: MGK im. Chajkovskogo, 2007. S. 205-213.

9. Jagolim B. S. Russkaja muzykal'naja periodika do 1917 goda // Kniga. Issledovaniia i materialy. Sb. III. M., 1960. S. 335-359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.