Об армянском боге Тире и его мифологических
ПАРАЛЛЕЛЯХ
Резюме. В статье обсуждается армянский бог Тир, его место в дохристианском армянском пантеоне, в частности, связь с богом Ара, а также ряд особенностей культа Тира и связанные с ним фольклорные мотивы.
Ключевые слова: дохристианский армянский пантеон, бог Тир, бог Ара, персидские, ассирийские, индийские, греческие божества.
Сравнительный анализ древневосточных мифологий выявляет широкие иранские, греко-римские и индийские параллели. Несмотря на немногочисленные данные относительно армянской дохристианской религии, в армянском пантеоне различаются национальные, культивируемые издревле божества, и привнесенные вследствие завоеваний, либо культурных влияний, персидские, ассирийские, индийские и много позже -греческие божества.
Наиболее характерологической чертой армянского пантеона является ярко выраженная солярность. Верховный бог Арамазд, а также пользовавшиеся популярностью божества Арег (Арев), Мигр и Ваагн принадлежали солярному кругу. Солярный характер имел также и культ бога Тира .
Теоним Тир имеет иранское происхождение (ср. зап. иран. Тїгіуа ‘Меркурий’, возможно, этимологически связано с авест. ТШтуа ‘Сириус’, см. Рапаіпо 2005), что не мешает видеть в самом божестве архаичные черты, унаследованные из армянской мифологии эпохи, предшествовавшей проникновению в нее иранских влияний.
В иранской традиции Тир является божеством планеты Меркурий, покровителем писцов и, таким образом, находит параллели с египетским Тотом и вавилонским Набу. После демонизации божества планеты Меркурий в зароастрийской традиции Тир начал выступать как антогонист Тиштар, божества звезды Сириус. Его месяц (пехл. Тїг, авест. ТШгувНв, А. 3.8) -четвертый, первый из трех летних месяцев наряду с Амурдадом (пехл. АшыЫааЇ) и Шахреваром (Sahrewar), см. Ве1аг& 1977.
1 Подробнее об истоках древнеармянского пантеона см. Капанцян 1955 и Казарян 2009.
В результате ошибочной народной этимологии теоним Тир стал ассоциироваться с Пг ‘стрела’ из иран. *г[^га-1*г[^г[-(Рапато 1995: 62-85). Возможно с этим связано то, что Тир представлен в качестве бога, покровителя лучников и воинов. Тиру посвящен тринадцатый день каждого месяца зароастрий-ского календаря, когда полагалось учить ребенка стрелять из лука (Чунакова 2004: 216-217). В этой ипостаси иранский Тир скорее созвучен с армянским Гайком-прародителем, непокорным лучником, которого Бел уговаривает вернуться и обучать молодых юношей стрельбе из лука («Подчинись мне и живи с миром в доме моем, управляя отроками-охотниками моего дома», Себеос. История императора Иракла - Патканьян 1862).
При сравнении иранского Тира с армянским Тиром единственным совпадением является планета, которая в греческой, римской и египетской мифологии соответствовала богам Гермесу, Меркурию и Тоту соответственно.
Армянский Тир - третий сын Арамазда (после Ваагна и Миг-ра), ему принадлежала почетная функция секретаря верховного бога, поэтому в народе его называли Грох - арм. gгol ‘писец’, (см. Арутюнян 2004: 391-404); он записывал судьбы людей в небесной книге, был прорицателем и проводником душ в Загробный мир. Он внушал людям сны, которые затем истолковывал, предсказывая будущее. Его титул писца во многом слился с такими понятиями, как «смерть» и «преисподняя», о чем свидетельствуют сохранявшиеся в народе недоброжелательные высказывания «чтоб Писец тебя забрал» или «Писец тебя возьми» в смысле «чтоб ты околел», «черт тебя возьми».
В честь Тира в различных местностях Армении были построены храмы, наиболее знаменитым из которых был храм в месте Еразамуйне в провинции Востан, считавшийся дворцом наук и искусств, где хранились рукописи, художественные изделия, костюмы для представлений. Во фрагменте «Истории Армении» Агатангелоса, посвященном разрушению этого храма, Тира называется «толкователем снов и сновидцем», «писцом жреческой науки», «секретарем Дивана Ормизда» (Аревшатян, Тер-Давтян 2004: 228). Хотя письменное упоминание Тира сохранилось только у Агатангелоса, следы его культа в именах и географические названиях (Трдат, Тиран, Тирайр, гора Тирин-катар, город Тиранакатар, села Тре и Тиранич и др.), в том числе иранского происхождения, говорят о широкой популярности Тира у армян.
В эллинистический период, когда привозились статуи богов, многих из них идентифицировали по сходству функций с соответствующими греческими богами, при этом Аполлон-Солнце уподоблялся Тиру. Мовсес Хоренаци в «Истории Армении» называет божеств Солнца и Луны - Аполлон и Артемида. Как
отмечает в комментарии к переводу «Истории Армении» Г. Саркисян (Мовсес Хоренаци: 236, 238), эти божества почитались в Армении со времен царя Вагаршака и известны под армянскими именами Тир и Анаит. Соответственно функции Аполлона, бога солнечного света, его лучей, покровителя искусств, муз, прорицателя снов можно сопоставить с теми, которыми наделен Тир.
О том, что Тир не только культурный бог, который почитался жрецами и имущим слоем населения (как это часто случается именно с заимствованными богами, к примеру, греческими в эллинистический период), но и бог, имеющий глубокие армянские народные корни, свидетельствует другая, гораздо более древняя, функция Тира - покровителя осенней пашни. Его значимость в земледельческой культуре подтверждают сохранившиеся вплоть до начала XX в. в Васпуракане названия пахотного орудия - гіг агог ‘соха Тира’, сорта пшеницы - гіг, тягловых животных - гіг єгпєг ‘быки Тира’, земледельцев - гіг єаиоі ‘сеятель Тира’, гіг д,по1 ‘пахарь Тира (Варду-мян 1991). Предполагается, что из зароастрийского календаря армяне заимствовали название четвертого месяца, посвященного богу Тиру - др.-арм. Тгё (Тгі), см. Вапа|еапи 1980; при смещении нового года с марта на август этому названию стал соответствовать ноябрь, т.е. период, когда велись осенние земледельческие работы. Армянский календарь к нам дошел из трудов Анании Ширакаци, где он приводит все известные ему
и 1 и и 1
календари: египетский, финикийский, еврейский, эфиопский, ассирийский, персидский, агванский, грузинский (Ширакаци 1979: 250-257). Соответствия армянского календаря с остальными есть, но их немного. У армян есть названия и дней месяца и часов дня и ночи, что говорит о большой разработанности календаря и его длительном применении в народной среде, а не только жреческой.
Возможно, смещение нового года на август сыграло свою роль в переосмыслении функции Тира как бога письма и науки, проводника душ и его контаминации в народном сознании с культом бога пашни, что способствовало интерполяции заимствованного бога на местные традиции.
Тир в качестве бога осенней пашни практически не комментировался в научной литературе и несоответствие двух его функций - бога письма и пашни - не объяснялось. На мой взгляд, можно дать объяснение полярным по своему характеру функциям Тира, если обратить внимание на то, что он бог именно осенней пашни, а значит - покровитель умирающей природы. И здесь он выполняет свою роль проводника в иной мир, на этот раз не людей, а природы. Учитывая эти аспекты культа, становиться возможным провести параллель между Тиром,
богом умирающей природы и осенней пашни, и Ара - божеством весны и пробуждающейся природы. К богу плодородия, возрождающейся и умирающей природы Ара, (древние Аруа, Арни) обращались пахари в своих песнях, призывах, припевах -Ара ко, Аравел. В народе цикл песен пахаря - «Гутанергер» -получил название ЬОровел. Образ армянского царя Ара Прекрасного в легенде об Ара и Шамирам - позднейшая эпическая версия бога возрождающейся и умирающей природы.
Как видим, имена обоих богов - Ара и Тира - широко отражены в ритуальных заклинаниях, песнях землепашцев, именах, названиях. Эти сопоставления и культовые особенности дают основание сделать вывод, что можно их рассматривать как одну из древнейших близнечных пар. (ср. противопоставление вгктк-вгк1г ‘земля-небо’ в «Песне о Ваагне»), отражающих наиболее архаические слои мифологических представлений древних армян.
Литература
Аревшатян, Тер-Давтян 2004 - Агатангелос. История Армении. Перевод с дренеармянского, вступительная статья и комментарии К. С. Тер-Давтян и С.С. Аревшатяна. Ереван.
Арутюнян 2000 - Арутюнян С. Б. Армянская мифология. Бейрут. Ачарян, Гр. 1971-1979. Этимологический коренной словарь армянского языка. Т. 1-4. Ереван.
Вардумян 1991 - Вардумян Г. Д. Дохристианские культы у армян // Армянская этнография и фольклор. Ереван. Вып. 18. С. 67-78. Казарян 2009 - Казарян Р. Хайасса: Политическая и культурная история. Ереван.
Капанцян 1955 - Капанцян Гр. Историко-лингвистические работы. Кн. 1. Ереван.
Мовсес Хоренаци - Мовсес Хоренаци. История Армении. Перевод с древнеармянского, введение и примечания Саркисяна Г.Х. Ереван, 1990.
Патканян 1862 - Патканян К. История императора Иракла. Сочинения епископа Себеоса, писателя VII века. М.
Чунакова 2004 - Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороаст-рийских терминов, мифологических персонажей и мифологических символов. М.
Ширакаци 1979 - Анания Ширакаци. Избранные труды. Перевод с древнеарм., предисловие и комментарии А. Г. Абраамяна и Г. Б. Петросяна. Ереван.
2
В этом отношении интересна связь Ара с названием шестого месяца армянского календаря - агас’ ‘январь’. Именно в дни зимнего солнцестояния рождались боги возрождающейся природы - Осирис, Митра; шестой месяц - время рождения младенца бога весны Ара.
Banateanu 1980 - Banateanu V. Le calendrier armenien et les anciens noms des mois // Studia et Acta Orientalia 10: 33-46.
Belardi 1977 - Belardi W. Studi Mithraici e Mozdei. Rome.
Martirosyan 2010 - Martirosyan H. Etymological dictionary of the Armenian inherited lexicon. Leiden.
Panaino 1995 - Panaino A. Tistrya. Part II. The Iranian Myth of the Syrius. Rome.
Panaino 2005 - Panaino A. Tistrya / Encyclopaedia Iranica, Online Edition, July 20, 2005. www.iranica.com/articles/tistrya-2.
Summary
B. S. Zulumyan. The god Tir in Armenian mythology.
The article treats the issues of the comparative mythology related to the Armenian god Tir. The discussion focuses on the connection between gods Tir and Ara within the pre-Christian Armenian pantheon as it is reflected in the evidence of the classical authors and folklore motives.