Научная статья на тему 'Историческая память и языческие божества в творчестве Мовсеса Хоренаци'

Историческая память и языческие божества в творчестве Мовсеса Хоренаци Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
357
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ХОРЕНАЦИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ГЕРОИ / ГОСУДАРСТВО УРАРТУ / ДУХОВНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / M. KHORENATSI / HISTORICAL MEMORY / THE PAGAN GODS / MYTHOLOGICAL HEROES / THE STATE OF URARTU / SPIRITUAL AND MATERIAL CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арутюнян Акоп Жораевич

В аспекте рассмотрения проблемы исторической памяти в творчестве древнеармянского историографа Мовсеса Хоренаци мы попытались ответить на вопросы: почему Хоренаци в своем повествовании, изобилующем образами языческих кумиров, перечисляет не всех богов? по какому приципу автор выбирает богов для упоминания и, по какому принципу «убирает» их из списка? почему древнеармянский историк в своем повествовании пропускает урартских богов?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL MEMORY AND PAGAN DEITIES IN WORK OF MOVSES KHORENATSI

In the aspect of considering the problem of historical memory in the works of M. Khorenatsi we tried to answer the questions: Why Khorenatsi in his narration, abound in images of pagan idols, didn’t enumerate not all gods? Why the author choses some gods to be mentioned, and why he removes anothere from the list? Why ancient Armenian historian, in his narration omitted Urartian gods?

Текст научной работы на тему «Историческая память и языческие божества в творчестве Мовсеса Хоренаци»

БИОГРАФИКА

УДК 94(479.25)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ЯЗЫЧЕСКИЕ БОЖЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ МОВСЕСА ХОРЕНАЦИ А.Ж. Арутюнян

Ереванский государственный университет, кафедра всемирной истории.

E-mail: hakobinna@rambler.ru

В аспекте рассмотрения проблемы исторической памяти в творчестве древнеармянского историографа Мовсеса Хоренаци мы попытались ответить на вопросы: почему Хоренаци в своем повествовании, изобилующем образами языческих кумиров, перечисляет не всех богов? по какому приципу автор выбирает богов для упоминания и, по какому принципу «убирает» их из списка? почему древнеармянский историк в своем повествовании пропускает урартских богов?

Ключевые слова: М. Хоренаци, историческая память, языческие боги, мифологические герои, государство Урарту, духовная и материальная культура.

HISTORICAL MEMORY AND PAGAN DEITIES IN WORK OF MOVSES KHORENATSI Hakob G. Harutyunyan

In the aspect of considering the problem of historical memory in the works of M. Khorenatsi we tried to answer the questions: Why Khorenatsi in his narration, abound in images of pagan idols, didn't enumerate not all gods? Why the author choses some gods to be mentioned, and why he removes anothere from the list? Why ancient Armenian historian, in his narration omitted Urartian gods?

Key words: M. Khorenatsi, historical memory, the pagan gods, mythological heroes, the state of Urartu, spiritual and material culture.

Армянская письменность берет начало в V в. н. э. В 401 г. Мес-ропом Маштоцем был создан армянский алфавит1. Это знаменательное историческое событие послужило отправительной точкой для распространения грамотности среди отличившихся детей, одним из которых был Мовсес Хоренаци. Создание письменности естественным образом способствовало распространению грамотности, что, в свою очередь, послужило толчком для занятия творческой деятельностью. Уже в V в. появляется целая плеяда армянских ученых знаменитостей, из сомна которых следует особо выделить Агатангелоса, Фавстоса Бузанда (Византийца), Егише, Лазаря Парбеции, Мовсеса Хоренаци. Все эти авторы написали свои «Истории Армении», в которых наряду с изложением исторических событий важное место занимают фрагменты житийской литературы и агиографии.

Среди упомянутых авторов древности особо следует выделить Мовсеса Хоренаци, главным детищем которого является знаменитая «История Армении», охватывающая период с незапамятных времен до 428 г. н. э. Общепринято мнение, что его перу принадлежат еще два важнейших труда: «Книга Хрий» и «Армянская география» («АшхарЬацуйц»), которая впоследствии была отредактирована великим армянским естествознателем и космографом VII в. Ананием Ширакаци.

Хоренаци в своей «Истории Армении», особенно в первой книге (труд состоит из 3-х книг), большое место наряду с реальными историческими личностями уделяет богам и мифическим героям. Это не удивительно, ибо древнеармянский историк начинает свое изложение с сотворения Вселенной, после чего плавно переходит к истории Адама, затем Ноя и его потомков Сима, Хама и Явфета. Далее Хоренаци повествует о Моисее и истории, связанной с Белом (автор называет его также Небровтом), который в Вавилоне был известен как Мардук и представлял поколение титанов. Против Бела-Мардука восстал Айк (или Хайк, на арм. - hайк), и 11 августа 2492 г. до н.э., согласно свидетельствам М. Хоренаци, между ними произошло сражение2. В результате серьезных и кропотливых исследований указанную дату, не вызывающую у нас сомнений, предложил Г. Алишан. Можно предположить, что в этом году имело место во-

1 О деятельности Маштоца см.: Корюн. Житие Маштоца: пер. с древнеарм. К.А. Мелик-Оганджаняна, Ш.В. Смбатяна. Ереван, 2005. Известно, что Корюн (арм. корюн - тигренок) был одним из учеников Маштоца.

2 См.: Хоренаци, М. История Армении: пер. с древнеарм. Г.Х. Саркисяна. Ереван, 1990. Кн. I, гл. 10, 11.

енное столкновение армян с жителями Месопотамии, которая в ту эпоху находилась в третьем раннединастическом периоде (около 2500-2315 гг.). В то время Месопотамией правили следующие династии: II династия Киша, I династия Ура (2500-2445 гг. до н. э.), династия Акшака и династия Лагаша3.

Затем в изложении Хоренаци появляются потомки армянского праотца Айка, после чего свидетельства древнеармянского историка можно считать соответствующими реальной действительности. Остается невыясненным спорный вопрос: кем был Айк - богом, мифическим существом или героем-человеком? Мы считаем, что поскольку Бел (или Мардук) был верховным богом вавилонян, постольку можно с определенной долей вероятности предположить, что Айк был, если не верховным, то хотя бы одним из главнейших богов древнеармянской мифологии. Существование Айка, современника и антипода Бела-Мардука, на наш взгляд, говорит о многом: образ Айка - это свидетельство автохтонности армянского народа, его стремления к независимой, самостоятельной жизни и, наконец, свидетельство связей армянского государства с соседними странами. Ведь не случайно образ Айка представлен автором утрированно положительным, а Бела - утрированно отрицательным. С нашей точки зрения, в данном случае свидетельства Хоренаци реально отражают далекую народную память, память прошлого, то есть являются результатом исторического явления, именуемого общением поколений.

Как получилось, что армянский бог Айк в конечном итоге в изложении Хоренаци стал героем-человеком? О памяти прошлого французский исследователь М. Блок метко пишет: «Если бы общество полностью детерминировалось лишь ближайшим предшествующим периодом, оно, даже обладая самой гибкой структурой, при таком резком изменении лишилось бы своего костяка; при этом надо еще допустить, что общение между поколениями происходит, я бы сказал, как в шествии, гуськом, то есть, что дети вступают в контакт со своими предками только через посредство родителей. Но

3 Подр. об этом см.: Бикерман, Э. Хронология древнего мира. Ближний восток и античность. М., 1975. С. 180; а также труды на армянском языке: Алишан, Г. Отечественные предания. Венеция, 1868. Т. 1; 1870, Т. 2; Он же. Древние верования или языческая религия армян. Венеция, 1895; Тирацян, Г.А. Армения в эпоху первобытнообщинного и рабовладельческого строя / / История армянского народа / под ред. С.Т. Еремяна. Ереван, 1971. Т. 1. С. 479; Абегян, М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975. Т. 1; Арутюнян, С.Б. Мифы и легенды древней Армении. Ереван, 2007. С. 59.

ведь так не бывает, даже если говорить о чисто устных контактах»4. Далее автор рассматривает процесс воспитания детей в деревне: в то время как оба родителя новорожденного ребенка работают на поле, его воспитанием занимаются дедушки и бабушки5, которые рассказывают разные истории, в основном из прошлого. При этом мифические герои постоянно детерминируются как настоящие, реальные. Хотя превратить окружающих нас вечных богов-героев (Солнце, Луну, Звезды) из божественных образов в героев невозможно, ибо последние существуют реально; они визуально, а значит и материально ощутимы.

Таким образом, материальные и постоянно существующие вокруг нас «боги» остаются неизменными, в отличие от богов невидимых или духовных. Поэтому не случайно исследователь древнеармянской мифологии С.Б. Арутюнян в книге «Мифы и легенды древней Армении» ставит богатыря Айка в конце всех перечисляемых им богов (Небо, Земля, Свет-Тьма, Солнце-Луна, Звезды, Ара-мазд, Анаит, Ваагн, Астхик, Нане, Михр, Тир), считая его водоразделом между пантеоном богов и пантеоном героев6. За Айком следуют его потомки: Араманяк, Арамаис, Амасия, Гегам, Гарма, Арам, Ара Прекрасный, Торк Ангех и т. д. Нам представляется весьма странным факт отсутствия у Хоренаци в списке богов имени языческой богини Анаит, почитаемой в Армении, о которой мы узнаем из других источников7.

Кроме армянских богов и героев Хоренаци упоминает также некоторых богов греко-римского пантеона, среди которых следует отметить Ареса, Артемиду, Афину, Афродиту, Гефеста, Геракла, Зевса, Кроноса, Пегаса, Посейдона и др. В разных местах его повествования мы встречаем также имена библейских богов и героев, равно как и богов и героев других религиий. Среди них Адам, Авраам,

4 Блок, М. Апология истории или Ремесло историка. М., 1986. С. 25-26; См. также: Голосовкер, Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

5 См.: Блок, М. Указ. соч. С. 26.

6 См.: Apутюнян, С.Б. Указ. соч.; Он же. Армянская мифология // Мифы народов мира / под ред. С.А. Токарева. М., 1980. Т. 1. С. 104-106; Ishkov-Kerovpian, K. Mythologie der vorchristlichen Armenier / / Wortherbuch der mythologie. Stuttgart, 1973. Bd. 4; Gelzer, H. Zur Armenischen Gotterlehre. Leipzig, 1896.

7 См.: Dion. Cass. XXXVI, 48,1, 53,5; Strabo. XI,14,16; Plut. Luc. XXIV; Иосиф Флавий свидетельствует, что после ареста армянского царя Артавазда II, Лукулл ограбил множество языческих храмов, в том числе и храм богини Анаит в местечке Ериза. Об этом более подробно (См.: Flav. Ioseph. Bell. Iud. I.363). О богине Анаит упоминают последующие за Хоренаци армянские историки. Подр. см.: Мелик-Пашаян, К.В. Культ богини Анаит. Ереван, 1963 (на арм. яз.); Крюков, В.Ю. Зороастризм. СПб., 2005. С. 85.

Авель, Андрей, Ахилл, Голиаф, Еремия, Иисус Христос, Иисус Навин, Иуда, Моисией, Михр, Нин, Шамирам, Пифия, Приам и т. д.

При сопоставительном анализе списка армянских богов и героев Мовсеса Хоренаци с греко-римским списком, а также перечнем богов и героев других народностей отчетливо прослеживается одна важнейшая специфическая особенность: у отца армянской историографии боги и герои представлены не раздельно, а преподносятся автором слитно; у древнеармянского историографа нет четкой границы между богами и людьми: боги очеловечиваются, а люди обожествляются. В результате этого до настоящего времени затруднительно однозначно ответить на спорный вопрос: кем является Айк: героем-человеком или он - эпоним армянского народа, воплощение стремления к свободной и независимой жизни?

Известный исследователь творчества Мовсеса Хоренаци академик Г.Х. Саркисян в монографии «Хронологическая система "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци» совершенно справедливо и обоснованно пропускает эпоху, предшествующую эллинизму, и начинает изучение хронологии с 334 г. до н. э., т. е. начиная с восточного похода Александра Македонского8. Такой подход к поставленной Г.Х. Саркисяном проблеме оправдан фактом пока еще невыясненной сущности некоторых упомянутых Хоренаци богов-героев, как, например, Арама.

Древнеармянский историк не касается изложения истории первого общеармянского государства Урарту, однако неоднократно называет имя основателя вышеназванного царства - Арама9. Любопытно, что автор вовсе не упоминает о довольно богатом урартском пантеоне (Халди, Тейшеба, Шивини, Хатуини, Турани, Уа, Налаи-ни, Шериту, Арсимела и еще, как минимум, 26 богов)10, ставшем «преддверьем» образования древнеармянского пантеона. На наш взгляд, это отчетливо свидетельствует об одном: историческая память или мнемон у нашего первоисточника в данном вопросе явно отсутствует, на что есть, на наш взгляд, объективные и субъективные причины. С большой долей вероятности можно предположить, что после установления Ервандом I (на греч. Оронтас или Арбанд) династии Оронтидов или Ервандуни (около 570 г. до н. э.), первич-

8 См.: Саркисян, Г.Х. Хронологическая система "Истории Армении" Мовсе-са Хоренаци. Ереван, 1965.

9 См.: Хоренаци, М. Указ. соч. Кн. I, гл. 5, 6, 12-14.

10 Подр. см.: Aмaякян, С.Г. Государственная религия Ванского царства. Ереван, 1990 (на арм. яз.); Пиотровский, Б.Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959. С. 220-231; Apутюнян, Н.В. Корпус урартских клинообразних надписей. Ереван, 2001; Lehmann-Haupt, C.F. Armenien einst und jetzt. Leipzig, 1931. S. 935.

ных урартских богов из политических соображений на начальном этапе становления новой государственности стали переименовывать. Так, доказано, что урартский бог Иваша был переименован в Ара или Ара Прекрасного,11 Арабани - в Арамазда, Халди - в героя Мгера (на арм. Мhера - одного их главных героев древнеармянского эпоса «Давид Сасунский»), Артибидини стал символом орла12. Целью Оронтидов было предать забвению среди населения страны существующих и почитаемых урартских богов, поскольку царство Урарту было низвержено в 590-580 гг. до н. э., то есть за 20 лет до восшествия на престол династии Оронтидов, и память о «сверженных» богах была еще жива. Трудно предположить, почему у Хоре-наци отсутствует явление «воскрешения в памяти», о котором французский исследователь Поль Рикёр пишет: «Под воскрешением в памяти мы берем понимать непроизвольно пришедшие воспоминания. Именно для него Аристотель приберег термин mneme, обозначая словом anamnesis. То, что мы в дальнейшем будем называть разысканием, или вызыванием в памяти. Аристотель характеризовал mneme, phatos как чувство: бывает, что мы вспоминаем о чем-то в тех или иных обстоятельствах; в таком случае мы имеем воспоминание»13.

В творчестве Мовсеса Хоренаци духовное оказывается ярко выраженным и занимает большое место. Примеров, подтверждающих эту особенность его трудов, неисчислимое множество. Самой эмоционально насыщенной в духовном аспекте является последняя глава «Истории Армении» Хоренаци, названная автором «Плаче-мем». Здесь историк буквально оплакивает падение в Армении в 428 г. династии Аршакидов. Можно предположить, что по политическим соображениям Оронтиды осознанно и целенаправленно предали забвению почитаемых и популярных урартских богов-героев, некоторых из них на начальном этапе переименовали, а позже создали совершенно новые образы богов-героев. Последним этапом этого процесса стало создание эпических циклов, о которых довольно подробно свидетельствует не только Хоренаци, но и его современник Фавстос Бузанд в своей «Истории Армении»14.

11 Об Ара Прекрасном подр. см.: Капанцян, Г. Ара Прекрасный. Мифотворческий образ у армян. Ереван, 2008; Ananikian, M. Ara-on Mythology // Mythology of All Races. N.Y., 1964. Vol. 7. P. 118-142.

12 См.: Амаякян, С.Г. Указ. соч. С. 15.

13 Рикёр, П. Память, история, забвение. М., 2004. С. 51; см. также: Фролов, Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л., 1981. С. 82-102 (гл. «В царстве "Мнемосины"»).

14 Фавстос Бузанд. История Армении: пер. с древнеарм. М.А. Геворкяна. Ереван, 1953.

Возникают правомерные вопросы: почему Хоренаци в своем повествовании, изобилующем образами языческих кумиров, перечисляет не всех богов? по какому приципу автор выбирает богов для упоминания и по какому принципу «убирает» их из списка? почему древнеармянский историк в своем повествовании пропускает урартских богов. В труде Хоренаци не упомянуты такие популярные языческие боги, как Анаит, Нане, Аманор, Ванатур и т. д.

Автор мог бы упомянуть о Тире, который «...был у древних армян богом мудрости, просвещения и наук, писцом или секретарем верховного божества Арамазда»15. Фактически этот бог в период язычества покровительствовал тому, чем занимался в эпоху христианства Хоренаци, то есть историк «находился под покровительством Тира», образ которого не нашел место в его повествовании. Можно предположить, что на упоминание определенных богов по каким-либо причинам был «запрет» со стороны правящей династии. Тогда почему современник Хореници, ученый Агатангелос (автор «Истории Армении», посвященной принятию в Великой Арменией христианства как государственной религии в 301 г. н. э.) в своем труде уделил особое место верованиям эпохи язычества, а также всем известным языческим богам?16

Почему Хоренаци так часто упоминает языческих богов? Этот факт можно объяснить тем обстоятельством, что древнеармянский историк, по его собственному свидетельству, получил образование в египетской Александрии17, а у древних египтян, равно как у греков и римлян, в буквальном смысле было изобилие богов18. Можно заключить, что Хоренаци находился под влиянием египетского и греко-римского мировоззрения. Вопрос забвения урартских богов в творчестве историка можно объяснить следующим образом. От упадка урартского государства до начала творческой деятельности Хоренаци прошло как минимум 900 лет. Это достаточный период для окончательного стирания в народной памяти образов бывших богов. Урартский язык в период жизнедеятельности Хоренаци был мертвым, а население Армении говорило на новом языке, который сейчас именуется грабар (или древнеармянский). После «упраздне-

15 Арутюнян, С.Б. Мифы и легенды древней Армении... С. 58.

16 См.: Агатангелос. История Армении: пер. с древнеарм. К.С. Тер-Давтян и С.С. Аревшатяна. Ереван, 2004; Анания Ширакаци. Космографические труды / / Анания Ширакаци. Избр. тр. Ереван, 1979. С. 64-126 (на арм. яз.)

17 Хоренаци, М. Указ. соч. Кн. III. Гл. 62.

18 См.: Коростовцев, М.А. Религия древнего Египта. М., 1976; Дэвид, Р. Древний Египет: Энциклопед. справочник. М., 2008. С. 184-224; Мюллер, М. Египетская мифология. М., 2005; Кокс, С., Дэвис, С. Древний Египет от А до Я. М., 2008.

ния» Оронтидами урартских богов население страны стало поклоняться переименованным и новосозданным богам. Прежние боги были окончательно преданы забвению. Хоренаци, вероятно, по причине незнания к тому времени уже мертвого урартского языка не смог прибегнуть к соответствующим урартским упоминаниям и использовать в своем творчестве имена «отживших» богов.

Богов или героев можно забыть в силу определенных обстоятельств, однако памятники материальной культуры забыть невозможно, как, например, невозможно забыть имена фараонов, построивших свои пирамиды. Хоренаци также не забыл те великие деяния, которые совершили армянские цари. Он свидетельствует о строительстве многих городов (Арташат, Тигранакерт, Багаван, Мцурк, Ван, Зарехаван, Зарешат, Аршакаван и т. д.), о сторительстве языческого храма Гарни (единственный сохранившийся языческий храм на территории СНГ)19, упоминает о межевых камнях Арташеса I, как предмета материальной культуры. Творчество Хоренаци изобилует сведениями о развитии как духовной (изобретение письменности, подробное описание жизнедеятельности Маштоца и т. д.), так и материальной культуры в Армении. Однако одной из существенных особенностей повествования древнеармянского историка, отличающей его труд от аналогичных произведений своих современников и последующих авторов, является многократное упоминание большого количества богов-героев.

Богатством персонажей языческий пантеон древней Армении уступает египетскому и греко-римскому, но, вероятно, превосходит месопотамский (шумеро-аккадский и ассиро-вавилонский). Шуме-ро-аккадцы на заре своей истории создали свой героический эпос; в тот же исторический период армяне создавали пока еще эпические циклы, которые лишь спустя некоторое время, уже в эпоху Средневековья, когда Армения стала бороться против арабского владычества, превратились в народный эпос.

19 О Гарни (Gorneas) упоминает в «Анналах» Тацит (Tac. Ann. XI.45).

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.