УДК 94 (479.25)+94(3)
Цаканян Р. А. i армения от хайка до парнаваза:
i миф и реальность
В настоящей статье делается попытка на базе «Вавилонских хроник» и сочинений раннесредневековых армянских историков Мовсе-са Хоренаци и Себеоса реконструировать политическую ситуацию на Армянском нагорье в конце VII в. до н. э. В своем монументальном труде Хоренаци в основном отдавал предпочтение греческим источникам. Отсюда берет начало «мидийская» версия падения Ассирийского государства. Но в распоряжении Хоренаци явно имелись и другие источники, согласно которым гибель Ассирии рассматривалась с точки зрения Вавилона. У Себеоса, напротив, мы встречаем только «вавилонскую» версию, где и встречаем упоминание об армянском нахараре (царе?) Парнавазе.
Ключевые слова: Ассирия, Вавилон, Урарту, Армения, Мовсес Хоренаци, Себеос, Хайк, Парнаваз.
В последней четверти VII в. до н. э. Ближний Восток сотрясался от войны, которой этот регион еще не видел в своей истории. «Виновницей» этой войны, происходившей между проассирийской (Ассирия и Египет) и антиассирийской (Вавилония и мидийские племена) группировками, была агонизирующая Ассирия, находившаяся на последнем этапе своего имперского существования. Вековая гегемония Ассирийской державы рушилась на глазах.
С 626 по 612 гг.1 вавилонская армия овладела почти всей Ассирией, за исключением северо-западных территорий бывшей империи. Здесь, в районе городов Харрана и Каркемиша, еще оставались несколько отрядов ассирийской армии во главе с Ашшурубаллитом II (612-607 (605?))2. Весной 611 г. вавилонская армия во главе с Набопаласаром (626-605) вела боевые действия близ Харрана и овладела городом Руггулитом при
1 Здесь и далее все даты — до н. э.
2 Grayson A. K. Assyrian and Babylonian Chronicles. New York, 1975. Chron. 3, l. 49f.; Glassner J.-J. Mesopotamian Chronicles. Atlanta, 2004. Chron. 22, l. 49f.
впадении в Евфрат реки Сугур к юго-востоку от Каркемиша3. Население города было истреблено4.
В 610 г., победоносно пройдя через всю территорию Ассирии с юга до севера, Набопаласар опустошил округу Хар-рана, а осенью к нему присоединились союзнические отряды мидян. Силы Ашшурубаллита и вспомогательные отряды египетского фараона Псамметиха I (664-610)5 оставили город и отступили, перейдя на правый берег Евфрата. Вавилоно-мидийские союзники разграбили Харран и разрушили его знаменитый храм Эхулхул6. Поражение ассирийской армии и падение Харрана египтяне восприняли как серьезную угрозу, и вскоре, летом 609 г., египетские войска во главе с новым фараоном Нехо II (610-595) поспешили на север-восток на помощь ассирийцам (4-я Цар. 23:29; 2-я Парал. 35:20-23; Herod. II.159; Ios. Ant. Iud. X.5). Но около города Мегиддо иудейский царь Иосия (640-609) неожиданно преградил путь египетской армии. Иудеи потерпели поражение, а сам царь Иосия был смертельно ранен в горло египетской стрелой (4-я Цар. 23:30; 2-я Парал. 35:22-24)7. После победы над иудеями египтяне поспешили на север на помощь ассирийцам. Свой гарнизон Нехо II расположил в Рибле, откуда двинулся навстречу ассирийцам. Объединенные египетско-ассирийские силы без каких-либо препятствий перешли Евфрат и осадили Харран.
3 Grayson A. K. Op. cit. P. 262; Zawadzki S. The Fall of Assyria and the Median-Babylonian Relations in Light of the Nabopolassar Chronicle. Poznan-Delft, 1988. P. 95; см. так же: Kühne H. Thoughts about Assyria after 612 B.C. // Of Pots and Plans. Papers on the Archaeology and History of Mesopotamia and Syria, Presented to David Oates in Honour of his 75th Birthday / Ed. by L. al-Gailani et al. London, 2002. P. 171 ff.
4 Grayson A. K. Op. cit. Chron. 3, ll. 53-57; Glassner J.-J. Op. cit. Chron. 22, ll. 53-57; Zawadzki S. Op. cit. P. 121 ff.
5 James T. G. H. Egypt: the Twenty-fifth and Twenty-sixth Dynasties // Cambridge Ancient History. Vol. 3. Pt. 2. Cambridge, 1991. P. 714 ff.
6 Baltzer D. Harran nach 610 medisch? Kritische Uberprüfung einer Hypothese// Die Welt des Orients. 1973. № 7. S. 86-95; Zawadzki S. Op. cit. P. 121ff.; Медведская И. Н. Взлет и падение Мидии // История и языки Древнего Востока: Памяти И. М. Дьяконова. СПб., 2002. С. 220.
7 Mitchell T. C. Judah until the Fall of Jerusalem (c. 700-586 B.C.) // Cambridge Ancient History. Vol. 3. Pt. 2. Cambridge, 1991. 390ff.; Mala-mat A. Josiah's Bid for Armageddon. The Background of the Judean-Egyp-tian Encounter in 609 B.C. // JANES. 1973. № 5. P. 267 ff.
Все лето велись тяжелые бои, и только осенью вавилонские основные силы во главе с Набопаласаром поспешили на помощь городу8. Потом, как видно из 70 строки «Нововавилонской хроники», Набопаласар вел боевые действия в горах Ицаллы. Уничтожив множество горных селений, он дошел до границ бывшего Урартского государства (дословно — «до области города Урашту»), затем, разместив там войско, возвратился в свою страну9.
Что же касается словосочетания «до области города Урашту», то его здесь нужно воспринимать как географическое, а не политическое название. Кроме того, очень сомнительно, что вместо оказания помощи Харрану Набопаласар двинулся вглубь территории Армянского нагорья. По сообщениям «Хроники», театр военных действий на данном этапе, возможно, размещался на бывшей территории страны Шубрия. Более того, даже если предположить, что в данную эпоху действительно сушествовало государство Урарту, то вряд ли оно могло охватывать данную территорию. Как отмечал А. В. Косян, со второй половины VII в. власть урартов не распространялась на западные и юго-западные территории озера Ван10. Скорее всего, к этому времени Урарту распалось на несколько мелких царств11, что впоследствии привело к их быстрому захвату государством, известным под названием «Дом Торгома»12. Ясно одно: в горах Ицаллы вавилоняне столкнулись с другими эт-нополитическими силами. Здесь остается отметить тот факт, что в 609 г. об Ассирии упоминают в последний раз как о все еще существующем, хотя и крайне ослабленном, государстве на северо-западе Месопотамии. Вскоре после этого Ассирия прекратила свое существование13.
8 Grayson A. K. Op. cit. Chron. 3, ll. 66-75; Glassner J.-J. Op. cit. Chron. 22, ll. 66-75.
9 Grayson A. K. Op. cit. Chron. 3, l. 70; Glassner J.-J. Op. cit. Chron. 22, l. 70; см. также: Na'aman N. The Kingdom of Judah under Josiah // Tel Aviv. 1991. № 18. P. 52 f.
10 Kosyan A. Western Periphery of Urartu and Beyond // AJNES. 2010. Vol. 5/1. P. 43-54.
11 Grekyan Y. When the Arrows are Depleted (Towards the Fall of the Urartian Empire) // AJNES. 2009. Vol. 4/2. P. 98-126.
12 Цаканян Р. А. Этнополитические сдвиги на Ближнем Востоке и Армянском нагорье в VII-VI вв. до н. э. Ереван, 2013. С. 184-212 (на арм. яз.).
13 Zawadzki S. Op. cit. P. 16.
В регионе вавилоняне действительно встретили какие-то гарнизоны, и они не были ассирийскими союзниками или группировками противников, из чего можно заключить, что мы имеем дело с жизнеспособной и дастаточно активной этно-политической единицей, которая попыталась извлечь выгоду из ассиро-вавилонского конфликта и взялась за расширение своих границ, становясь важным игроком на международной арене.
Незадолго до этого в Восточной Малой Азии и в западных регионах Армянского нагорья имела место бурная этнополи-тическая миграция, ядром которой без каких-либо сомнений следует считать «Дом Торгома» («Bët-T6garma/Torgama»)14. Как отмечает И. М. Дьяконов, в Малой Азии теперь оставались три сильных царства: Лидия, Киликия и «Дом Тогармы», т. е. бывшее царство Мелитены, сменившее, по-видимому, лу-вийскую династию на армянскую15.
«Дом Тогармы» (Bët-T6garma) на древнееврейском (в Библии) зафиксированно как Twgrmh, Byt-Tgrmh, Byt-Trgmh, на греческом (в Септуагинте) — Э^арра, Bаl0-0wpYo/аpа, Ваг0-Э^арра, по-хеттски — Та/е^/к^агат(т)а16, на лу-вийском иероглифическом — Ьа/^и-ка+га/ьта (надпись из
14 Дьяконов И. М. Малая Азия и Армения около 600 г. до н. э. и северные походы вавилонских царей // ВДИ. 1981. № 2. С. 60 сл.; он же. Урарту, Фригия, Лидия // История древнего мира. Кн. 2. Изд. 3-е. М., 1989. С. 67-69. Об этом государстве подробнее см.: Косян А. В. Дом Торгома (миф и реальность). Ереван, 1998. С. 46-65 (на арм. яз.); он же. Лувийцы, фригийцы и мушки (к этнополитической истории Малой Азии в VIII-VII вв. до н. э.) // История и языки Древнего Востока: Памяти И. М. Дьяконова. СПб., 2002. С. 87-196; Yamada Sh. The City of Togarma in Neo-Assyrian Sources // Archiv für Orientforschung. 2006. Bd. 33/2. S. 223-236; Цаканян Р. «Дом Торгома» в источниках // Востоковедение в Армении. Т. 3. Древняя и Средневековая Армения и ее соседи. Ереван, 2017. С. 161-180 (на арм. яз.).
15 Дьяконов И. М. Урарту, Фригия, Лидия. С. 67.
16 Monte G. F., del, Tischler J. Die Orts- und Gewässernamen der hethi-tischen Texte // Répertoire géographique des textes cuneiforms. Bd. 6. Wiesbaden, 1978. S. 383; Monte G. F., del, Tischler J. Die Orts- und Gewässernamen der hethitischen Texte // Répertoire géographique des textes cuneiforms. Bd. 6/2. Wiesbaden, 1992. S. 154; Косян А. Топонимы Армянского нагорья (Согласно хеттским клинообразным источникам). Ереван, 2004. С. 92-93 (на арм. яз.).
Karahöyük, 1-3)17, по-ассирийский — Til-Garimmu18, в армянском переводе Библии и в средневековой армянской историографии — Т'оргом (ß-npqntf), Тун Торгома (SniU ß~npqnUmj — «Дом Торгома») (Мовсес Хоренаци. I.5). Несомненно, все эти названия идентичны19. А. Иванчик тоже считает, что отождествление «Дом Тогармы» с Западной Арменией достаточно хорошо обосновано20.
Средневековая армянская христианская традиция, начиная с Мовсеса Хоренаци, внесла соответствующие представления в армянскую историографию, где в последствии Торгом (ß-npqntf) становится отцом Хайка (¿ш]Щ — древнеармянским богом, эпонимом армян и легендарным прародителем армянского народа, основателем легендарной династии Хайказидов.
И если Хайк оставил свое имя как эпоним народа21, то Торгом в свою очередь сохранил имя прародителя и основателя династии, в последствии чего армяне называли себя «рожденными Торгомом»; он — эпоним священного-патриархального «Дома-Очага» (др. евр. Bêt и аккадский Bit". Здесь, как отмечает С. Арутюнян, мифическое время превращалось в историческое, мифические события переходили на историческую основу и происходили в конкретной географической среде22.
17 Hawkins J. D. Corpus of Hieroglyphic Luwian Inscriptions. Vol. I. Inscriptions of the Iron Age. Pt. 1. Text. Berlin, 2000. P. 289f.; Косян A. В. Лувийские царства Малой Азии и прилегающих областей в XII-VIII вв. до н. э. (по иероглифическим лувийским источникам). Ереван, 1994. С. 112. Прим. 9; Simon Z. Wer war Großkönig I(a)+ra/i-TONITRUS der KARAHÖYÜK // Time and History in the Ancient Near East: Proceedings of the 56th Rencontre Assyriologique Internationale of Barcelona 26-30 July 2010 / Ed. by L. Feliu et al. Winona Lake, 2013. P. 823-832.
18 Nashef K. Die Orts- und Gewässernamen der altassyrischen Zeit // Répertoire géographique des textes cuneiforms. Bd. 4. Wiesbaden, 1991. S. 117.
19 Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. Ер. 1968, С. 178-189, 227-229.
20 Иванчик A. И. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIII-VII вв. до н. э. М., 1996, С. 124.
21 В 87-ом примечении русского перевода «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци — Г. Х. Саркисян отмечает: «ХайЛ означает и "армяне", и "Армения" и образовано не от имени Хайк, как полагает Мовсес Хоренаци, а от названия хай (армянин). Само имя Хайк также происходит от названия хай».
22 Арутюнян С. Основные черты древнеармянской мифологии //
В армянском обществе до сих пор сохраняются остатки священного патриархального «Дома-Очага», и это понятие несет в себе древние традиции. До сих пор в армянских деревнях еще сохраняется вера в «Дом-Очаг», и детей называют не по имени или фамилии, а по имени хранителя «Дома-Очага». Такие следы «Дома-Очага» сохраняются не только в армянской среде; оно заметно и у всех кавказских народов, а также у арабов, евреев и др. этносов. Итак, ясно, что Торгом — это патриарх-хранитель «Дома-Очага» армянского народа, отчего и Bêt-Torgâmâ — «Дом Торгома», или «Дом потомков Торгома», т. е. династия Торгома.
А. В. Косян, подводя итоги этнополитических сдвигов в восточной и центральной Малой Азии в VIII — начале VII вв., отмечает, что перемещения местных царских династий и аристократии (возможно, даже части трудового населения) должны были привести к серьезным демографическим изменениям, и даже упадку жизнедеятельности целых областей, что, вероятнее всего, сопровождалось открытым грабежом. Возможно, в такой ситуации не будет преувеличением говорить о наличии политического вакуума, который Ассирия вряд ли сумела восполнить23.
Ясно, что обострение геополитической и этнополитиче-ской ситуации в восточной Малой Азии привело и к изменению этнополитической караты региона. Восточные области Малой Азии были в центре внимания и нового ассирийского царя Саргона II (722-705)24. В 705 г. Саргон II лично возглавил поход в Табал, против Гурдии из Кулуммана, где ассирийцы потерпели поражение, а сам этот поход стоил ассирийскому царю жизни: «Во время эпонима Насхур-Бэла — губернатора города Амеди, совершил поход на Табал (?)25], против Гурдии из Кулуммана, [...] царь был убит; лагерь царя Ассирии [.. .]»26.
Историко-филологический журнал. 2006. № 3. С. 64.
23 Косян А. Лувийцы, фригийцы и мушки. С. 193.
24 Kossian A. Sargon II and Kurtis of Atuna: An Interpretation // Studia Linguarum. Vol. 3. Fasc. 1 / Ed. by A. S. Kassian, A. V. Sidel'tsev. M., 2002. P. 191-203.
25 Восстановливается по одной из вавилонских хроник: «17-й год. Саргон пошел на Табал» (Grayson A. K. Op. cit. Chron. 1, Col. II, l. 8; Glassner J.-J. Op. cit. Col. II, l. 20).
26 Millard A. The Eponyms of the Assyrian Empire 910-612 B.C. // States Archives of Assyria Studies. Vol. 2. Helsinki, 1994. P. 48; Glassner J.-J.
Говоря о противнике Ассирии, А. В. Косян отмечает, что трудно предположить, чтобы противниками Саргона II в Таба-ле были лувийцы, государственность за несколько лет до этого события. Наиболее вероятным этносом, устранившим политический вакуум в Табале и в Мелиде, он считает мушков, которые позже могли участвовать в армянском этногенезе27.
Сейчас ни археологические, ни тем более исторические данные не позволяют однозначно и четко ответить на вопрос о том, какую этническую принадлежность имели те этнополи-тические силы, которые заполнили на указанной территории политически вакуум. Но все-таки мы думаем, что все эти события могли найти в армянском мифе о Хайке и Беле. Очевидно, что Хайк в нем воплощает армянский народ, а его противник Бел — вавилонян и асиирийцев. Переходя из мифологической сферы в историческую, необходимо найти в вавилонских и ассирийски царских списках того царя, который совершил поход на Армянское нагорье или сопредельные регионы и погиб в бою, причем так, чтобы эта информация соответствовала данным Мовсеса Хоренаци, который пишет:
«Увидев Бела в мощном вооружении и отборных мужей справа и слева от него, Хайк ставит Араманеака с двумя братьями справа, а Кадмоса и двух других своих сыновей — слева, ибо они искусно владели луком и мечом. Сам он стал впереди, а остальную часть рати поставил позади. Построив это подобие треугольника, он стал медленно продвигаться вперед.
Когда великаны обеих сторон сошлись, от их яростной схватки страшный грохот огласил землю; они наводили ужас друг на друга разнообразием способов нападения. Немало было повержено там лезвием меча на землю могучих мужей с обеих сторон, и обе стороны оставались непобежденными в сражении. Столкнувшись со столь неожиданным и сомнительным положением вещей, царь Титанид пришел в ужас и, повернув вспять, стал подниматься на тот же холм, с которого было спустился. Он надеялся продержаться в толпе, пока подоспеет вся рать и он сможет возобновить нападение. Увидев это, Хайк, вооруженный луком, устремляется вперед, приближается к царю, туго натягивает широкий как озеро (лук) и трехперой (стрелой) попадает в нагрудную пластину; стрела,
Op. cit. Chron. 9, ll. 8-10.
27 Косян А. Лувийцы, фригийцы и мушки, С. 194.
пройдя насквозь между плеч, вонзается в землю. И тут возгордившийся Титанид, грянувшись о землю, испускает дух. Увидев столь неимоверный подвиг мужества, его полчища разбегаются куда глаза глядят» (Мовсес Хоренаци. I.10-11).
Из ассирийских и вавилонских царей этому описанию соответствует только Саргон II, который, как было отмечено выше, действительно совершил такой поход, и это события могло лечь в основу армянского исторического предания. Саргона II можно сопоставлять с «Бэлом Титанидом», из чего вытекает, что Гурдия из Кулуммана (чья этническая принадлежность до сих пор не определена) можно в соответствии с тем же принципом сопоставить с армянским Хайком Нахапе-том. Конечно, из всего этого не следует, что в образе Хайка не могли воплотиться и другие исторические личности.
Из других сообщений Мовсеса Хоренаци видно, что Хайк перед решающей битвой с Бэлом стремится собрать воедино все армянские племена. Здесь есть еще одно важное обстоятельство: Мовсес Хоренаци был христианским епископом, и как все другие средневековие историки, он начинал свой рассказ с событий библейской истории. Свой рассказ Хренаци начинает с сотворения мира, а главной нитью своего рассказа он сделал библейский сюжет о строительстве Вавилонской башни. Как известно, башня осталась недостроенной, а потомки сыновей Ноя разошлись в разные земли, образовав различные народы (Быт. 10:1-9). И если в Библии сам Иафет, сын Ноя, оставляет Вавилон и продвигается в север, то у Хоренаци это был Хайк, правнук Иафета (Мовсес Хоренаци. I.10). В этой связи заслуживает внимания упоминание Хоренаци о «могучих мужах числом около трехсот и прочих домочадцах» Хайка. Думаем, что здесь, по всей вероятности, речь идет о 300 патриархальных (нахапетских) или родо-племенных обеденениях, подобно тому, как это было, например, в древнейшем Риме, где согласно традиции, «римский народ» (populus Romanus) был, по сути, родо-племенным объединением, состоявшим из 300 родов. При этом отнюдь не обязательно, чтобы патриар-хи-нахапеты Мовсеса Хоренаци жили в разное время; можно предположить, что, по всей вероятности, они жили одновременно и были объединены в племеной союз под лидерством дома Торгома, являясь главами армянских племен из разных регионов Армянского нагорья28.
28 См. также: Косян А. В. Дом Торгома. С. 55.
При преемнике Саргона II Синаххерибе (705-681) ассирийцы вновь появились на этой территории. Результаты походов Синаххериба можно считать нулевыми. Синаххериб довольствовался только ограблением и опустошением вражеских земель29. В 679 г. в регионе появился внук Саргона II — Ассархаддон (681-669), который у Хубушны (на территории Табала, античного Кибистрана, нынешнего Эрегли30) раз-гомил войско вождя киммерийцев Теушпы31, а в 675 г. предпринял поход на Mелид32. Этот поход, как и поход его отца Синаххериба, был также безрезультатен, и Ассархаддон также довольствовался только опустошением региона, после чего вернулся домой. Неудачным оказался и поход Ассархаддона в Египет в 674 г.33 Эти два неудачных похода поставили ассирийскую военную машину в тяжелое положение. Год спустя, в 673/672 г., Ассархаддон напал на Шубрию и анексировал ее. Почти одновременно урартский царь Руса III (сын Аргишти II) (685-660) предпринял свой заевфратский поход на «KURMu-us-ki-ni KURHa-te-e KURHa-li-tu»34. Думаем, что нельзя недооценивать взаимосвязь этих событий. Mm также предполагаем, что все это прямо или косвенно было связано с политической активностью «Дом Торгома». Исходя из высшесказанного, можно предположить, что урартский поход был лишь демонстрацией силы и попыткой предотвратить вероятное нападение «Дом Торгома» на левый берег Евфрата. Для Ассирии
29 Grayson A. K., Novotny J. The Royal Inscriptions of Sennacherib, King of Assyria (704-681 BC) // The Royal Inscriptions of the Neo-Assyrian Period. 3/1. Helsinki, 2012. № 17. Col. V, ll. 1-20; № 34, l. 19.
30 Косян А. В. Нахапет Арам в Каппадокии (к одной гипотезе) // ИФЖ. 1999. № 1. С. 246 (на арм. яз.).
31 Подробнее см.: Иванчик А. И. Указ. соч. С. 60-64. Киммерийской проблеме мы хотим в дальнейшем посвятить специальную работу, здесь же лишь отметим, что очень сомнительно, чтобы киммерийцы в Передней Азии появились лишь в VIII в. и думаем, что они не пришли на территорию Армянского нагорья, преследуя скифов, как отмечают греческие авторы, а присутствовали в северной и севро-за-падной частях нагорья ранее VIII в.
32 Grayson A. K. Op. cit. Chron. 14, l. 15; Иванчик А. И. Указ. соч. С. 68-71.
33 Spalinger A. Esarhaddon and Egypt: An Analysis of the First Invasion of Egypt // Orientalia. Nova Series. 1974. Vol. XLIII. № 3/4. P. 295-323.
34 Salvini M. Corpus dei Testi Urartei. I. Roma, 2008. A 12-1; Арутю-нян А. В. Корпус урартских клинообразных надписей. Ереван, 2001. № 414.
Шубрия должна была стать форпостом на ее северо-западных границах в случае нападения с этого направления. Интересно и присутствие рядом с «Домом Торгома» киммерийцев, которые после 679 г. направляли свое оружие на запад, вглубь Малой Азии35. Мы склонны думать, что между «Дом Торгома» и киммерицами мог быть заключен договор о разделе сфер влиянии, по которому «Дом Торгома» мог продвигаться на восток и юг, а киммерийцы — на север и запад36.
При Ашшурбанапале (669-627) царство «Дом Торгома» временно признало власть Ассирии. Впрочем, надо отметить, что и при Ашшурбанапале эта территория не была завоевана ассирийцами. Нет сомнений, что после смерти Ашшурбана-пала или уже в последние годы его правления это царство завоевало почти всю западную территорию бывшего Урартского государства. По мнению Ш. Ямады, власть над Анатолией, по всей вероятности, была ассирийцами утрачена37. После этого уже в конце VII и в начале VI вв. «Дом Торгома» уже предстает как самостоятельное государство во главе с династией Хайка-зидов. Ясно, что возникшее на территории «Высокого Хайка» (Высокой Армении, арм. РшрЛр Bardz'r Hayk) — первой области Великой Армении по «Армянской географии»38, Четвертой Армении (Цопка, арм. Ппфр)39 — второй области Великой Армении по «Армянской географии», и Малого Хайка (арм. Фпрр Pok'r Hayk)40, армянское царство «Дом Тор-гома» развивалось дальше и активно участвовало в международных событиях. Во время укрепления государства одним из его центров был, скорее всего, город Мелитена41. Интересно, что, по утверждению И. М. Дьяконова, греки до именования армян «âppèvioi», скорее всего, называли их мелитеняна-
35 Иванчик А. И. Указ. соч. С. 68-77, 100-122.
36 Цаканян Р. Некоторые вопросы внешней политики Ассирии и Биайнили-Урарту (673-672 гг. до н. э.) // Страны и народы Ближнего и Среднего Востока. Т. XXX. Ереван, 2016. С. 31-56 (на арм. яз.).
37 Yamada Sh. Op. cit. P. 234.
38 Патканов К. П. Армянская география VII века по Р. Х. (Приписывавшаяся Моисею Хоренскому). СПб., 1877. С. 43.
39 Там же.
40 Adontz N. Historie d'Arménie. Les origins, du Xe siècle au VIe siècle av. J. C. Paris, 1946. P. 317-321.
41 Косян А. В. Нахапет Арам в Каппадокии. С. 256-257.
ми (peAixrqvioi), возможно, в честь названии столицы «Дома Торгома»42.
В 608 г. вавилонские войска снова появились на границах Армянского нагорья. В этот раз они вновь дошли до границ Урарту — до гор Бит-Хануни43.
Интересно, что И. М. Дьяконов причину вавилонского похода против Бит-Хануни видит в опасности нападения со стороны «Дома Торгома»44. А горы Бит-Хануни, по всей вероятности, можно отождествить с той частью Армянского Тавра, по которой проходила граница между Алдзником и Цопком45. Действительно, этот регион находился близко от района ассиро-вавилонских военных действий.
По мнению И. М. Дьяконова, дальнейшие действия вавилонян явно показывают, что они втечение ближайших трех лет были более обеспокоены севером, чем Ашшурубаллитом и фараоном Нехо, и в особенности — проходами, шедшими с Армянского нагорья через Верхний Евфрат и верховья Тигра46. Здесь ученый, как уже отмечалось, под «неизвестными силами» подразумевает «Дом Торгома»47. Очевидно, что кроме этой этнополитической единицы в регионе других сил не было. Это армянское царство было достатачно активным и принялось расширять свои границы, что, безусловно, не могло не беспокоить вавилонян. Впрочем, остается неясным, удалось ли в дальнейшем вавилонянам сломить сопротивление «Дома Торгома» или они заключили мир?
В 607 г. Набопаласар вместе со своим наследником, царевичем Навуходоносором, выступил в поход и направился в некие «страны Гор»48. Во время похода Набопаласар оставля-
42 Дьяконов И. М. Малая Азия и Армения около 600 г. до н. э. С. 55-56; он же. Урарту, Фригия, Лидия. С. 66-69.
43 Grayson A. K. Op. cit. Chron. 4, ll. 1-4; Glassner J.-J. Op. cit. Chron. 23, ll. 1-4.
44 Дьяконов И. М. Урарту, Фригия, Лидия. С. 68.
45 Цаканян Р. 18-й год правления Набопласара (625-605 гг. до Р.Х.) (B. M. 22047, 1-13) и проблема локализации «Bït-mHa-nu-ni-ia» // Материалы научной конференции, посвященной 500-летию армянского книгопечатания. Ванадзор, 2012. С. 13-32 (на арм. яз.).
46 Дьяконов И. М. Малая Азия и Армения около 600 г. до н. э. С. 43, 46.
47 Там же. С. 60-63.
48 Grayson A. K. Op. cit. Chron. 4, ll. 5-11; Glassner J.-J. Op. cit. Chron. 23, ll. 5-11.
ет там своего сына и преемника Навуходоносора, а сам (видимо, по причине ухудшения здоровья) летом возвращается в Вавилонию. В это время Навуходоносору удалось завоевать какие-то земли («до области страны [... в]се горы покорил»)49. У Д. Дж. Вайзмана название страны в транслитерации и в переводе строки отпускается50. А. К. Грейсон восстанавливает его так: «Он все горы покорил до области Урарту»51. Такое восстановление принимает и Дж.-Дж. Гласснер52. По поводу реконструкции А. К. Грейсоном название страны как «Урарту», И. М. Дьяконов сначала отмечает, что название страны, скорее всего, начиналось слогами «Pi-» или «Ru-/Sub-»53, однако чуть ниже все-таки не исключает возможности прочтения, предложенного А. К. Грейсоном54. Совсем другая версия у Дж. Рида. Он в поврежденной строке предлагает читать «adi pi-[hat] tam-[tim?]», т. е. «до области моря» (озера Ван)55. Однако мнение Дж. Рида представляется в данном случае ошибочным, поскольку на этот раз боевые действия проходили не в районе Вана, а на северо-западных территориях Армянского нагорья.
Более того, однозначно, по крайней мере для нас, то, что три вавилонских похода — 609 г. в горы Ицаллы, 608 г. в горы Бит-Ханунии и 607 г. «до области страны» — имели одну цель: предотврошение нападений с севера, и скорее всего — со стороны Вавилона. Эти походы были демонстрацией сил, а театр военных действий однозначно располагался в юго-западной части Армянского нагорья. Здесь вавилоняне встретились с новой этнополитической силой — с «Домом Торгома», однако, к сожалению, о каких-либо отношениях или о столкновениях с ней вавилонские хроники умалчивают. Интерес-
49 Grayson A. K. Op. cit. Chron. 4, l. 11; Glassner J.-J. Op. cit. Chron. 23, l. 11.
50 Wiseman D. J. Chronicles of Chaldaean Kings (626-556 B. C.) in the British Museum. London, 1956. 64, l. 11.
51 Grayson A. K. Op. cit. Chron. 4, l. 11.
52 Glassner J.-J. Op. cit. Chron. 23, l. 11; Rollinger R. The Western Expansion of the Median "Empire": A Re-Examination // History of the Ancient Near East. V. Continuty of Empire: Assyria, Media, Persia / Ed. by G. B. Lanfranchi, M. Roaf, R. Rollinger. Padova, 2003. P. 294.
53 Дьяконов И. М. Малая Азия и Армения около 600 г. до н. э. С. 39. Прим. 49.
54 Там же. С. 45.
55 Reade J. Why Did the Medes Invade Assyria? // History of the Ancient Near East. Monograph. V. Continuty of Empire: Assyria, Media, Persia / Ed. by G. B. Lanfranchi, M. Roaf, R. Rollinger. Padova, 2003. P. 149, 152-156.
ны также факты, приводимые средневековыми армянскими историками, такими как Мовсес Хоренаци и Себеос, о падении Ассирии. Кроме традиционной «мидийской» версии падения Ассирийской державы, у Мовсеса Хоренаци есть следы «вавилонской» версии56. Более того, сам Хоренаци указывает на это: «Ибо деяния отца Навуходоносора были записаны их хранителями памятных записей, а (деяния) наших, не помышлявших о таких вещах, стали упоминаться лишь в последнюю очередь. Если же спросишь — откуда нам так хорошо известны имена наших предков, а во многих случаях — и их деяния, отвечу: из древних халдейских, ассирийских и персидских архивов; ибо их имена и деяния, как должностных лиц, управителей и великих наместников, назначенных царями, были включены в их записи» (Мовсес Хоренаци. 121).
Фактически, обе верси были в распоряжении Мовсеса Хоренаци, из которых, однако, вместо Набопаласара — отца Навуходоносора (605-562) — он предпочел «Варбака» — Ки-аксара (625-585), царя Мидии. У Мовсеса Хоренаци с Мидией связывается и коронация первенца армянских царей. Мидий-ский царь заключает договор с армянским нахараром Паруй-ром Хайказидом. Последний во главе армянских сил сражается вместе с вавилонянами и мидийцами против Ассирии, после чего получает корону от царя Мидии, о чем с воодушевлением пишет Мовсес Хоренаци: «И вот я испытываю немалую радость и ликую, дойдя до времени, когда потомки нашего коренного предка достигают царского сана... Варбак, родом мидиец... привлекает к себе и храброго нашего нахарара Паруйра, обещая ему царские почести и знаки. Собирает полчища храбрых мужей, искусно владеющих копьем, луком и мечом. Таким образом он завладевает царством Сарданапала и властвует над Ассирией и Ниневией» (Мовсес Хоренаци. 121).
Об Армянском царстве очень интересно и упоминание армянского историка X в. Товмы Арцруни: «Варбак Мар (ми-диец) разрушил царство Ассирии, освободил Паруйра Хайка-зида от уплаты налогов и удостоил царской властью, дал многочисленную помощь и вновь утвердил царство Армянское» (Товма Арцруни. IV).
56 Цаканян Р. Версии Хоренации и Себеоса о падении Ассирии // Пан-Армянский журнал. 2017. № 4. С. 230-239 (на арм. яз.).
Данные Мовсеса Хоренаци и Товмы Арцруни явно рознятся. Кроме того, интересно то обстоятельство, что по Хоренаци Паруйр становится первым армянским царем, тогда как по Товме Арцруни он не является таковым. Мы думаем, что под словами «вновь утвердил царство Армянское» Товма Арцруни имел ввиду, что перед воцарением Паруйра сушество-вало Армянское царство, которое в какой-то момент по неизвестной причине прекратило свое существование.
Впрочем, армянские историки, следуя за Геродотом, предпочитали именно «мидийскую» версию. Здесь можно сожалеть, что древние авторы не совместили обе эти версии, в противном случае мы бы, наверное, сейчас имели под рукой совсем другой свод описываемых событий. Не исключено, что в «вавилонской» версии вместо мидийского царя следовало ожидать вавилонского царя Набопаласара, который в 608 г., после похода в Бит-Хануни, склонил «Дом Торгома» на свою сторону и заключил договор с Паруйром Хайказидом (у Хо-ренаци) или Парнавазом (у Себеоса), венчая его короной. Думается, что такая версия боле удачно укладывается в контекст исторических событий 612-605 гг.
Нельзя также исключать, что именно эта «вавилонская» версия легла в основу сказания Себеоса. Он отмечает, что «этот Парнаваз [потомок праотца Хайка. — Р. Ц.] покорился Навуходоносору, царю Вавилона. И с тех пор (Арменией) владели цари вавилонян и мидян до Александра Македонского» (Себе-ос. I). Как мы видим, у Себеоса в место Паруйра — Парнаваз, а вместо Варбака Мидийского — царь Вавилона Навуходоносор.
Себеос перечисляет также потомков Парнаваза и указывает границы их владений, которые совпадают юго-восточными регионами (Алдзник и Цопк) Армянского нагорья: «Этот (Парнаваз) родил Багама и Багарата, и Багарат родил Бюрата, и Бюрат родил Аспата. Сыновья Багарата унаследовали свои владения на западной стороне, т. е. дом Ангег', ибо Багарат назывался также Ангег'ом» (Себеос. I). Здесь интересен тот факт, что называемые Себеосом владения Парнаваза соответствуют району к северу от Иццалы и Бит-Ханунии. В этом случае клинописный источник не только соответствует данным Себеоса с точки зрения содержания, но согласуется с ними также и в хронологическом плане.
Сообщения Себеоса сходны и с «Вавилонскими хрониками». Из последних мы знаем, что во время ассиро-вавилонского конфликта 626-605 гг. вавилонское войско, во главе которого сначала стоял царь Набопаласар, а потом его сын Навуходоносор, по крайней мере, трижды появлялось на подступах к Армянскому нагорью: в 609 г. в районе Иццалы, в 608 г. — в Бит-Ханунии и в 607 г. — в «области города Урашту» или в «области моря». О Парнавазе же можно говорить как о царе Армении, правление которого началось до 609 и завершилось после 607 гг.
Литература
Арутюнян Н. В. Корпус урартских клинообразных надписей. Ереван, 2001.
Арутюнян С. Основные черты древнеармянской мифологии
// ИФЖ. 2006. № 3. С. 57-66. Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. Ереван, 1968. Дьяконов И. М. Малая Азия и Армения около 600 г. до н. э. и северные походы вавилонских царей // ВДИ. 1981. № 2. С. 34-64.
Дьяконов И. М. Урарту, Фригия, Лидия // История древнего
мира. Кн. 2. Изд. 3-е. М., 1989. С. 46-69. Иванчик А. И. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и
степные кочевники в VШ-VП вв. до н. э. М., 1996. Косян А. В. Лувийские царства Малой Азии и прилегающих областей в ХП-УШ вв. до н. э. (по иероглифическим лувий-ским источникам). Ереван, 1994. Косян А. В. Дом Торгома (миф и реальность). Ереван, 1998 (на арм. яз.).
Косян А. В. Нахапет Арам в Каппадокии (к одной гипотезе) //
ИФЖ. 1999. № 1. С. 237-259 (на арм. яз.). Косян А. В. Лувийцы, фригийцы и мушки (к этнополитиче-ской истории Малой Азии в VШ-VП вв. до н. э.) // История и языки Древнего Востока: Памяти И. М. Дьяконова. СПб., 2002. С. 187-196. Косян А. Топонимы Армянского нагорья (Согласно хеттским
клинообразным источникам). Ереван, 2004 (на арм. яз.). Медведская И. Н. Взлет и падение Мидии // История и языки Древнего Востока: Памяти И. М. Дьяконова. СПб., 2002. С. 212-225.
Патканов К. П. Армянская география VII века по Р. Х. (Приписывавшаяся Моисею Хоренскому). СПб., 1877.
Цаканян Р. 18-й год правлении Набопласара (625-605 гг. до Р. Х.) (B. M. 22047, 1-13) и проблема локализации «Bït-mHa-nu-ni-ia» // Материалы научной конференции. Конференция посвящена 500-летию армянского книгопечатания. Ванадзор, 2012. С. 13-32 (на арм. яз.).
Цаканян Р. Некоторые вопросы внешней политики Ассирии и Биайнили-Урарту (673-672 гг. до н. э) // Страны и народы Ближнего и Среднего Востока. XXX. Ереван, 2016. С. 31-56 (на арм. яз.).
Цаканян Р. «Дом Торгома» в источниках // Востоковедение в Армении. Т. 3. Древняя и Средневековая Армения и ее соседи. Ереван, 2017. С. 161-180 (на арм. яз.).
Цаканян Р. Версии Хоренации и Себеоса о падении Ассирии // Пан-Армянский журнал. 2017. № 4. С. 230-239 (на арм. яз.).
Цаканян Р. А. Этнополитические сдвиги в Ближном Востоке и в Армянском нагорье VII-VI вв. до н. э. Ереван, 2013 (на арм. яз.).
Adontz N. Historié d'Arménie. Les origins, du Xe siècle au VIe siècle av. J. C. Paris, 1946.
Baltzer D. Harran nach 610 medisch? Kritische Uberprufung einer Hypothese // Die Welt des Orients. 1973. № 7. S. 86-95.
Glassner J.-J. Mesopotamian Chronicles. Atlanta, 2004.
Grekyan Y. When the Arrows are Depleted (Towards the Fall of the Urartian Empire) // AJNES. 2009. Vol. IV/2. P. 98-126.
Grayson A. K. Assyrian and Babylonian Chronicles. New York, 1975.
Grayson A. K., Novotny J. The Royal Inscriptions of Sennacherib, King of Assyria (704-681 BC) // The Royal Inscriptions of the Neo-Assyrian Period. 3/1. Helsinki, 2012.
Hawkins J. D. Corpus of Hieroglyphic Luwian Inscriptions. Vol. I. Inscriptions of the Iron Age. Pt. 1. Text. Berlin, 2000.
James T. G. H. Egypt: the Twenty-fifth and Twenty-sixth Dynasties // Cambridge Ancient History. Vol. 3. Pt. 2. Oxford, 1991. P. 677-747.
Kossian A. Sargon II and Kurtis of Atuna: An Interpretation // Studia Linguarum. Vol. 3. Fasc. 1 / Ed. by A. S. Kassian, A. V. Sidel'tsev. M., 2002. P. 191-203.
Kosyan A. Western Periphery of Urartu and Beyond // AJNES. 2010. Vol. V/1. P. 43-54.
Kühne H. Thoughts about Assyria after 612 B. C. // Of Pots and Plans. Papers on the Archaeology and History of Mesopotamia and Syria, presented to David Oates in Honour of his 75th Birthday / Ed. by L. al-Gailani Werr et. al. London, 2002. P. 171-175.
Malamat A. Josiah's Bid for Armageddon. The Background of the Judean-Egyptian Encounter in 609 B. C. // JANES. 1973. Vol. 5. P. 267-279.
Millard A. The Eponyms of the Assyrian Empire 910-612 B.C. // States Archives of Assyria Studies. Vol. II. Helsinki, 1994.
Mitchell T. C. Judah until the Fall of Jerusalem (c. 700-586 B. C.) // Cambridge Ancient History. Vol. 3. Pt. 2. Oxford, 1991. P. 371-409.
Monte G. F., del, Tischler J. Die Orts- und Gewässernamen der hethi-tischen Texte. Wiesbaden, 1978.
Monte G. F., del. Die Orts- und Gewässernamen der hethitischen Texte. Wiesbaden, 1992.
Na'aman N. The Kingdom of Judah under Josiah // Tel Aviv. 1991. Vol. 18. P. 3-71.
Nashef K. Die Orts- und Gewässernamen der altassyrischen Zeit. Wiesbaden, 1991.
Reade J. Why did the Medes Invade Assyria? // History of the Ancient Near East. V. Continuty of Empire: Assyria, Media, Persia / Ed. by G. B. Lanfranchi et al. Padova, 2003. P. 149-156.
Rollinger R. The Western Expansion of the Median "Empire": A Re-Examination // History of the Ancient Near East. V. Continuty of Empire: Assyria, Media, Persia / Ed. by G. B. Lanfranchi et al. Padova, 2003. P. 289-319.
Salvini M. Corpus dei Testi Urartei. I. Roma, 2008.
Simon Z. Wer war Großkönig I(a)+ra/i-TONITRUS der KARAHÖYÜK // Time and History in the Ancient Near East: Proceedings of the 56th Rencontre Assyriologique Internationale of Barcelona 26-30 July 2010 / Ed. by L. Feliu et al. Winona Lake, 2013. P. 823-832.
Spalinger A. Esarhaddon and Egypt: An Analysis of the First Invasion of Egypt // Orientalia. Nova Series. 1974. Vol. XLIII. № 3/4. P. 295-323.
Wiseman D. J. Chronicles of Chaldaean Kings (626-556 B.C.) in the
British Museum. London, 1956. Yamada Sh. The City of Togarma in Neo-Assyrian Sources // Archiv für Orientforschung. 2006. Bd. 33/2. S. 223-236. Zawadzki S. The Fall of Assyria and the Median-Babylonian Relations in Light of the Nabopolassar Chronicle. Poznan-Delft, 1988.
Цаканян Руслан Аршакович, кандидат исторических наук, научный сотрудник (Институт востоковедения Национальной Академии наук Респоблики Армения, Ереван, Армения); эл. почта: rooslantsakanyan@ yahoo.com.
Armenia from Hayk to Pharnawaz: Myth and Reality
In the paper an attempt is made (on the basis of the "Babylonian Chronicles" as well as Armenian early medieval historians Movses Khorenatsi and Sebeos) to restore political situation in the Armenian Highland at the end of VII century B. C. M. Khorenatsi mainly preferred Greek sources in his monumental work. Hence originates the "Median" version of the fall of the Assyrian state. But M. Khorenatsi obviously also possesses other sources, according to which the fall of Assyria was considered from the point of view of Babylon. Moreover, M. Khorenatsi himself does not deny the existence of this fact. Here the conclusions are more than clear: under the hand of M. Khorenatsi there were two versions according to which the first Armenian king was crowned not by Nabopalassar or Nebuchadnezzar, but by the Midian king "Varbakes", i. e. Cyaxares. And in the study of Sebeos we meet only the "Babylonian" version, where the above mentioned events are bound to Babylonia. Sebeos reports that the possessions of P'arnawaz were located in the southwestern regions of the Armenian Highland. The name of Pharnawaz occurs in the list of Armenian kings-patriarchs in M. Khorenatsi's work. The records of Sebeos are similar to the "Babylonian Chronicles". Of the latter, we know that during the Assyrian-Babylonian conflict (626-605 B. C.), the Babylonian army, led by Kings Nabopalassar and Nebuchadnezzar, appeared at least three times on the borders of the Armenian Highland. Perhaps they moved further into the highlands — in 609 B. C. in the Izalla area, in 608 B.C. in Bet-Hanuniya and in 607 B. C. "to the district of Uras/ rtu" or "to the district of Sea". So, we can assert that Pharnawaz, the king of Armenia, began to reign before 609 B. C. and finished after 607 B. C.
Key words: Assyria, Babylon, Urartu, Armenia, Movses Khorenatsi, Sebeos, Hayk, Pharnawaz.
Ruslan Tsakanyan, Candidate of Historical Sciences, Resarcher (Institute for Oriental Studies of National Academy of Sciences of the Republic of Armenia, Yerevam, Armenia); e-mail: rooslantsakanyan@yahoo.com.
References
Arutjunjan N. V. Korpus urartskih klinoobraznyh nadpisej. Erevan, 2001.
Arutjunjan S. Osnovnye cherty drevnearmjanskoj mifologii // IFZh. 2006. № 3. S. 57-66.
D'jakonov I. M. Predystorija armjanskogo naroda. Erevan, 1968.
D'jakonov I. M. Malaja Azija i Armenija okolo 600 g. do n. je. i severnye pohody vavilonskih carej // VDI. 1981. № 2. S. 34-64.
D'jakonov I. M. Urartu, Frigija, Lidija // Istorija drevnego mira. Kn. 2. Izd. 3-e. M., 1989. S. 46-69.
Ivanchik A. I. Kimmerijcy. Drevnevostochnye civilizacii i stepnye ko-chevniki v VIII-VII vv. do n. je. M., 1996.
Kosjan A. V. Luvijskie carstva Maloj Azii i prilegajushhih oblastej v XII-VIII vv. do n. je. (po ieroglificheskim luvijskim istochnikam). Erevan, 1994.
Kosjan A. V. Dom Torgoma (mif i real'nost'). Erevan, 1998 (na arm. jaz.).
Kosjan A. V. Nahapet Aram v Kappadokii (k odnoj gipoteze) // IFZh. 1999. № 1. S. 237-259 (na arm. jaz.).
Kosjan A. V. Luvijcy, frigijcy i mushki (k jetnopoliticheskoj istorii Maloj Azii v VIII-VII vv. do n. je.) // Istorija i jazyki Drevnego Vostoka: Pamjati I. M. D'jakonova. SPb., 2002. S. 187-196.
Kosjan A. Toponimy Armjanskogo nagor'ja (Soglasno hettskim klinoo-braznym istochnikam). Erevan, 2004 (na arm. jaz.).
Medvedskaja I. N. Vzlet i padenie Midii // Istorija i jazyki Drevnego Vostoka: Pamjati I. M. D'jakonova. SPb., 2002. S. 212-225.
Patkanov K. P. Armjanskaja geografija VII veka po R. H. (Pripisyvavsha-jasja Moiseju Horenskomu). SPb., 1877.
Cakanjan R. 18-j god pravlenii Naboplasara (625-605 gg. do R.H.) (B. M. 22047, 1-13) i problema lokalizacii «Bit-mHa-nu-ni-ia» // Materialy nauchnoj konferencii. Konferencija posvjashhena 500-letiju armjanskogo knigopechatanija. Vanadzor, 2012. S. 13-32 (na arm. jaz.).
Cakanjan R. Nekotorye voprosy vneshnej politiki Assirii i Biajnili-Urartu (673-672 gg. do n. je) // Strany i narody Blizhnego i Srednego Vostoka. XXX. Erevan, 2016. S. 31-56 (na arm. jaz.).
Cakanjan R. «Dom Torgoma» v istochnikah // Vostokovedenie v Armenii. T. 3. Drevnjaja i Srednevekovaja Armenija i ee sosedi. Erevan, 2017. S. 161-180 (na arm. jaz.).
Cakanjan R. Versii Horenacii i Sebeosa o padenii Assirii // Pan-Armjanskij zhurnal. 2017. № 4. S. 230-239 (na arm. jaz.).
Cakanjan R. A. Jetnopoliticheskie sdvigi v Blizhnom Vostoke i v Armjans-kom nagor'e VII-VI vv. do n.je. Erevan, 2013 (na arm. jaz.). James T. G. H. Egypt: the Twenty-fifth and Twenty-sixth Dynasties // Cambridge Ancient History. III/2. 1991. P. 677-747.
Adontz N. Historie d'Arménie. Les origins, du Xe siècle au VIe siècle av. J. C. Paris, 1946.
Baltzer D. Harran nach 610 medisch? Kritische Uberprüfung einer Hypothese // Die Welt des Orients. 1973. № 7. S. 86-95.
Glassner J.-J. Mesopotamian Chronicles. Atlanta, 2004.
Grekyan Y. When the Arrows are Depleted (Towards the Fall of the Urar-tian Empire) // AJNES. 2009. Vol. IV/2. P. 98-126.
Grayson A. K. Assyrian and Babylonian Chronicles. New York, 1975.
Grayson A. K., Novotny J. The Royal Inscriptions of Sennacherib, King of Assyria (704-681 BC) // The Royal Inscriptions of the Neo-Assyrian Period. 3/1. Helsinki, 2012.
Hawkins J. D. Corpus of Hieroglyphic Luwian Inscriptions. Vol. I. Inscriptions of the Iron Age. Pt. 1. Text. Berlin, 2000.
James T. G. H. Egypt: the Twenty-fifth and Twenty-sixth Dynasties // Cambridge Ancient History. Vol. 3. Pt. 2. Oxford, 1991. P. 677-747.
Kossian A. Sargon II and Kurtis of Atuna: An Interpretation // Studia Lin-guarum. Vol. 3. Fasc. 1 / Ed. by A. S. Kassian, A. V. Sidel'tsev. M., 2002. P. 191-203.
Kosyan A. Western Periphery of Urartu and Beyond // AJNES. 2010. Vol. V/1. P. 43-54.
Kühne H. Thoughts about Assyria after 612 B. C. // Of Pots and Plans. Papers on the Archaeology and History of Mesopotamia and Syria, presented to David Oates in Honour of his 75th Birthday / Ed. by L. al-Gailani Werr et. al. London, 2002. P. 171-175.
Malamat A. Josiah's Bid for Armageddon. The Background of the Judean-Egyptian Encounter in 609 B. C. // JANES. 1973. Vol. 5. P. 267-279.
Millard A. The Eponyms of the Assyrian Empire 910-612 B. C. // States Archives of Assyria Studies. Vol. II. Helsinki, 1994.
Mitchell T. C. Judah until the Fall of Jerusalem (c. 700-586 B. C.) // Cambridge Ancient History. Vol. 3. Pt. 2. Oxford, 1991. P. 371-409.
Monte G. F., del, Tischler J. Die Orts- und Gewässernamen der hethitischen Texte. Wiesbaden, 1978.
Monte G. F., del. Die Orts- und Gewässernamen der hethitischen Texte. Wiesbaden, 1992.
Na'aman N. The Kingdom of Judah under Josiah // Tel Aviv. 1991. Vol. 18. P. 3-71.
Nashef K. Die Orts- und Gewässernamen der altassyrischen Zeit. Wiesbaden, 1991.
Reade J. Why did the Medes Invade Assyria? // History of the Ancient Near East. V. Continuty of Empire: Assyria, Media, Persia / Ed. by G. B. Lanfranchi et al. Padova, 2003. P. 149-156.
Rollinger R. The Western Expansion of the Median "Empire": A Re-Examination // History of the Ancient Near East. V. Continuty of Empire: Assyria, Media, Persia / Ed. by G. B. Lanfranchi et al. Padova, 2003. P. 289-319.
Salvini M. Corpus dei Testi Urartei. I. Roma, 2008.
Simon Z. Wer war Großkönig I(a)+ra/i-TONITRUS der KARAHÖYÜK // Time and History in the Ancient Near East: Proceedings of the 56th Rencontre Assyriologique Internationale of Barcelona 26-30 July 2010 / Ed. by L. Feliu et al. Winona Lake, 2013. P. 823-832.
Spalinger A. Esarhaddon and Egypt: An Analysis of the First Invasion of Egypt // Orientalia. Nova Series. 1974. Vol. XLIII. № 3/4. P. 295-323. Wiseman D. J. Chronicles of Chaldaean Kings (626-556 B. C.) in the British
Museum. London, 1956. Yamada Sh. The City of Togarma in Neo-Assyrian Sources // Archiv für
Orientforschung. 2006. Bd. 33/2. S. 223-236. Zawadzki S. The Fall of Assyria and the Median-Babylonian Relations in Light of the Nabopolassar Chronicle. Poznan-Delft, 1988.