Научная статья на тему 'ОБ АРХЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В УСТЬ-ЦИЛЬМУ В 1973 ГОДУ'

ОБ АРХЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В УСТЬ-ЦИЛЬМУ В 1973 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТЬ-ЦИЛЬМА / АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / Ф. Е. ЧУПРОВА / ЛЕНИНГРАДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шварц Елена Михайловна

В воспоминаниях Е. М. Шварц описана экспедиция 1973 г. Ленинградского университета под руководством Н. С. Демковой в Усть-Цильму, проживание автора воспоминаний и Н. С. Демковой в доме усть-цилемской наставницы Ф. Е. Чупровой, посещение дома соседки Ф. Е. Чупровой, владелицы Торжественника, составленного И. С. Мяндиным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ARCHAEOGRAPHIC EXPEDITION TO UST-TSILMA IN 1973

Elena Schwartz describes in her memoirs the Leningrad University archaeographic expedition to Ust-Tsilma in 1973 under N.S. Demkova’s leadership, her and N. S. Demkova’s dwelling at the house of the Ust-Tsilma old-believer mentor F. E. Chuprova, visiting the house of Ekaterina Toropova, the owner of the precious manuscript Torzhestvennik, compiled by the famous local scriptor I. S. Myandin.

Текст научной работы на тему «ОБ АРХЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В УСТЬ-ЦИЛЬМУ В 1973 ГОДУ»

Автобиографическая заметка /Autobiographical note

УДК 82-94

https://doi.org/10.34130/2306-8450-2022-1-2-75

Об археографической экспедиции в Усть-Цильму в 1973 году

Шварц Елена Михайловна

Независимый исследователь, г. Итака, США, ymshvarts@yahoo.com

Аннотация. В воспоминаниях Е. М. Шварц описана экспедиция 1973 г. Ленинградского университета под руководством Н. С. Демковой в Усть-Цильму, проживание автора воспоминаний и Н. С. Демковой в доме усть-цилемской наставницы Ф. Е. Чупровой, посещение дома соседки Ф. Е. Чупровой, владелицы Торжественника, составленного И. С. Мяндиным.

Ключевые слова: Усть-Цильма, археографические экспедиции, Ф. Е. Чупрова, Ленинградский университет

Для цитирования: Шварц Е. М. Об археографической экспедиции в Усть-Цильму в 1973 году // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2022. № 1-2. С. 75-79. https://doi.org/10.34130/2306-8450-2022-1-2-75.

About the archaeographic expedition to Ust-Tsilma in 1973

Elena M. Schwartz

Independent Researcher, Ithaca, USA, ymshvarts@yahoo.com

Abstract. Elena Schwartz describes in her memoirs the Leningrad University archaeographic expedition to Ust-Tsilma in 1973 under N.S. Demkova's leadership, her and N. S. Dem-kova's dwelling at the house of the Ust-Tsilma old-believer mentor F. E. Chuprova, visiting the house of Ekaterina Toropova, the owner of the precious manuscript Torzhestvennik, compiled by the famous local scriptor I. S. Myandin.

Keywords: Leningrad University, archaeographic expeditions, Ust-Tsilma, F. E. Chupro-va, I. S. Myandin, Ekaterina Toropova.

For citation: Schwartz E. M. About the archaeographic expedition to Ust-Tsilma in 1973.

Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk = Syktyvkar University Bulletin. Humanities Series. 2022, 1-2: 75-79. (In Russ.). https://doi.org/10.34130/2306-8450-2022-1-2-75.

Экспедицию в Усть-Цильму 1973 г. возглавляла сама Н. С. Демкова. Нас, студенток, было девять человек, в их числе Людочка Беспалова, Нина Кудрявцева, Наташа Герасимова и Лиза Семенова. Лиза уже была археографическим волком, и под ее началом группу из четырех человек сразу отправили самолетом дальше, вниз по Печоре, а мы с Н. С. и еще одной девочкой (имени не помню) должны

©Шварц Е. М., 2022

были начать работу в Усть-Цильме, куда мы все прилетели из Печоры. Пока для Лизиной группы добывались билеты, меня отправили квартирьером пешком в село, проситься на постой к Федосье Ефимовне Чупровой, усть-цилемской наставнице [см. о ней статью: Волкова, 1996].

Идти было недалеко, под гору, дом Федосьи стоял в самом начале длинной главной улицы. Федосья сразу же согласилась пустить меня и вторую девочку, а насчет «нашей учительницы» усомнилась: «Учительница? Крашеные ногти?» Я ее успокоила, описав статную красавицу Н. С. с косой вокруг головы. И вот мы стали жить втроем у Федосьи. Для Натальи Сергеевны была поставлена раскладушка, накрытая роскошной оленьей шкурой. А мы с другой девочкой вдвоем спали на полу, и когда Федосья вставала в 5 утра на молитву, оказывались у нее под юбкой. Федосья ставила для нас самовар, угощала шаньгами — своими, когда пекла, и теми, которыми ее (одну из самых авторитетных наставниц Усть-Цильмы) угощали соседки. Хорошо помню эпизод с рыбой, который упоминает в своей статье о Ф. Е. Чупровой (по воспоминаниям Н. С. Демковой) Т. Ф. Волкова. Около дома Федосьи была остановка автобуса, «рафика», который изредка ходил вдоль длиннейшей главной улицы Усть-Цильмы. В июльскую жару он всегда был набит. Ожидающий его народ сидел на деревянной мостовой, а кое-кто — на крыльце большого прекрасного Федосьиного дома. История с рыбой запомнилась мне так. Однажды мы втроем с Н. С. пришли домой после работы «в поле», и радостная Федосья сообщила нам, что кто-то из соседок принес ей угощенье — бидончик с рыбой, и она сварила нам уху. Как мы ели эту уху! Продуктов в магазине не было, один раз в день мы заходили в местную столовую, но и там, кроме двух порций блинов (вкуснейших!), взять было нечего, утром и вечером питались килькой в томате, которую привезли с собой. А тут горячая уха! А на следующий день пришла соседка и сказала, что вчера ждала на Федосьином крыльце автобус и забыла рыбу, которую давали в магазине. Узнав, что Федосья скормила ее рыбу нам, она замахала руками и сказала, что это хорошо и что она очень даже рада.

Еще помню, как Федосья истопила нам баньку, а мы с девочками только что хорошо намылись в городской бане. И только мы открыли рты, чтобы сказать «спасибо, не надо», как Н. С. шепотом распорядилась «идите и мойтесь, после баньки — самый лучший разговор». И мы послушно пошли мыться второй раз за день. Пришли в избу, такие чистые, а Федосья говорит: «помойте руки». Мы удивились, а она нам объяснила, что баня — место нечистое, в ней иконы нет, и значит, обитают бесы. И надо обязательно после бани помыть руки с Исусовой молитвой, мылом без молитвы можно мыть руки до кости и ничего не отмоешь. После этого она принесла Пролог и открыла на сказании из Патерика о том, как какому-то авве встретился по дороге молодой монах и авва заплакал. Спросившим о причине его горя спутникам он объяснил, что провидит плохой конец этого монаха. И действительно, монах пришел в город, вымылся в бане, после чего спутался с замужней женщиной и был казнен. Мне запомнилось, что на этом Федосья не остановилась и позвала соседку с подшивкой статей из «Комсомольской правды» про сибирских старообрядцев-бегунов Лыковых, которых обнаружили

геологи в самой глухой тайге. Этих старообрядцев в Усть-Цильме почитали святыми. Автор статей, Василий Песков, рассказывал, что у геологов была хорошая банька и они, за неимением других развлечений, мылись каждый день и приглашали мыться новых знакомых (тогда еще были живы все сестры и братья Лыковы). Все они из благочестивых соображений отказались. Но память меня подвела: это могло быть только при нашей следующей и последней встрече с Федосьей, в 1986 году, во время моей третьей Усть-Цилемской экспедиции.

Еще помню, как мы с Н. С. пошли в гости к соседке Федосьи, Тороповой Екатерине Ивановне, владелице знаменитого в среде археографов «Торжественника», переписанного рукой местного книжника Ивана Степановича Мяндина [см. о И. С. Мяндине: Малышев, 1985; Волкова, 2006]. В этом сборнике-конволюте, наряду с обычным набором слов, житий и пр., содержались и повести, и апокрифы, переделанные И. С. Мяндиным [См. Волкова, 2008, с. 413-419], и такие редкие тексты, как «Сказание Афродитиана» [см. исследование о списке Сказания из Торжественника: Бобров, 1989]*. Екатерина Ивановна показывала книгу приезжим ученым, в том числе В. И. Малышеву и А. Х. Горфункелю, разрешала им расписаться на книге, но только не выносить из дома. Показала хозяйка и еще один сборник, переписанный И. С. Мяндиным — Цветник**, также содержащий ряд литературных текстов [Демкова, 1976, с. 358].

Помню, когда мы пришли к Екатерине Ивановне, она плохо себя чувствовала — у нее болела голова. А у меня была с собой походная аптечка, и я спросила ее, не хочет ли она принять анальгин. Екатерина Ивановна сказала, что хочет, и я ей одну таблетку дала. Договорились, что мы придем смотреть «Торжественник» и «Цветник» на следующий день, и пошли обратно. По дороге Н. С. мне сказала: «А что, если завтра бабка помрет, а все видели, что вы ей дали таблетку?» Страшновато было идти на следующий день в дом Е. И., но мы пошли. Нас встретила улыбающаяся Екатерина Ивановна, которой стало от таблетки лучше. Пользуясь удачной ситуацией, Наталья Сергеевна попросила у нее позволения переписать несколько текстов из ее рукописей у нее дома. Екатерина Ивановна согласилась. И вот меня отправили «ковать железо, пока горячо», переписывать самые драгоценные тексты прямо этой ночью, пока хозяйка не передумала, благо ночь была полярная, с незаходящим солнцем. Помню, как в ходе переписывания я при хозяйке сбросила со стола таракана и она заплакала, потому что они не кусаются и она их жалеет. Мне пришлось доказывать ей, что таракан только притворился мертвым, что он побежал дальше по своим делам. Ну и мне позволили продолжать заниматься своим делом. Переписанные мной тексты были приняты на хранение в Пушкинский Дом (ИРЛИ, Усть-Цилемское новое собр., 368), а Повесть о Григории Чудотворце и идольском жреце из Цветника я позднее опубликовала в ТОДРЛ ГШварц, 1979].

* Список «Сказания Афродитиана» из мяндинского Торжественника, когда он перешел уже в руки Ф. С. Носовой, А. Г. Бобров опубликовал по экспедиционной копии, сделанной Е. М. Шварц в 1986 г. (примеч. ред.)

** Местонахождение Цветника сейчас неизвестно, возможно, он до сих пор хранится в одной из усть-цилемских семей. Отыскать его следы пока не удалось (прим. ред.).

Помню, как после этой бессонной ночи я пошла на пристань встречать «Ракету», на которой возвращались из своей «командировки» Люда Беспалова, Лиза Семенова и Нина Кудрявцева. Я должна была отвести их в местную гостиницу для летчиков, где для них была забронирована большая комната. Потом, по вечерам, мы все собирались там, чтобы обсудить находки и обменяться впечатлениями. А соседи-летчики рвались к нам «познакомиться». Уже совсем под конец экспедиции мы все ужинали у девочек в гостинице, и один особенно настойчивый из желающих познакомиться вломился к нам, выбив запертую дверь. Тогда я встала, взялась левой рукой за свой стул и направилась к нему, волоча стул за собой. Ухажер выскочил в коридор спиной вперед. Наталью Сергеевну очень насмешил этот мой подвиг, она его часто вспоминала — как «мышь» напугала «тигра» своим грозным видом.

Помню, как мы с девочками выезжали из Усть-Цильмы в «командировки» в другие деревни, как мы с Людочкой Беспаловой ехали куда-то за 20 километров на гусеничном тракторе, а возвращались оттуда пешком по тракторному следу и по дороге громко распевали песни Высоцкого (помятуя заповедь: медведь шуму не любит) и тренировались в скоростном доставании из рюкзака спичек и бумаги (помятуя другую заповедь: волк огня не любит). Долго ехали в какой-то Щелья-юр на «Ракете», питаясь соком манго и мясным паштетом — единственным, что можно было купить в магазине — ни хлеба, ни чего-нибудь другого не было. Во всех местах, кроме Усть-Цильмы, старообрядцев, а значит, и рукописей, не было, но были прекрасные захолустные книжные магазины, в которых нас запускали в кладовки — только покупайте. Мы и покупали, конечно, для себя.

В Трудах отдела древнерусской литературы Пушкинского Дома есть отчет Н. С. Демковой об этой экспедиции [Демкова, 1976], в нем описаны рукописи и старопечатные книги, которые мы получили в подарок для Пушкинского Дома и научной библиотеки ЛГУ, названы деревни, которые мы посещали. Тогда наше участие в экспедициях нам казалось нормальной и естественной частью студенческой жизни. А теперь, через 50 лет, каждый сохранившийся в памяти эпизод воспринимается как наиболее драгоценная часть нашей молодости.

Список истоников

Бобров, 1989 — Бобров А. Г. Усть-Цилемская редакция «Сказания Афродитиана» // Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера : межвуз. сб. науч. тр. / Сыктывкар. гос. ун-т ; отв. ред. Г. М. Прохоров. — Сыктывкар: б. и., 1989. С. 41-46.

Волкова, 1996 — Волкова Т. Ф. К проблеме наставничества на Нижней Печоре (Фе-досья Ефимовна Чупрова) // Мир старообрядчества. М.; Бородулино: б. и., 1996. Вып. 3. Книга. Традиция. Культура. С. 161-172.

Волкова, 2006 — Волкова Т. Ф. Иван Степанович Мяндин — редактор древнерусских повестей. (Некоторые итоги изучения литературного наследия печорского книжника) // ТОДРЛ. СПб.: б. и., 2006. Т. 57. С. 839-890.

Волкова, 2008 — Волкова Т. Ф. Житие Кирилла Белозерского в составе Усть-Цилем-ского Торжественника. (К вопросу о рукописном наследии печорского книжника И. С. Мяндина) // Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. С. 411-421.

Демкова, 1976 — Демкова Н. С. Отчет об археографической экспедиции на Печору // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1976. Т. 30. С 357-360.

Малышев, 1985 — Малышев В. И. Усть-Цилемский книгописец и писатель XIX в. И. С. Мяндин // Древнерусская книжность: (по материалам Пушкинского Дома): сб. науч. тр. / АН СССР, Ин-т рус. лит.; отв. ред. А. М. Панченко. Л.: б. и., 1985. С. 323-337.

Шварц, 1979 — Шварц Е. М. Повесть о Григории Чудотворце и идольском жреце в Усть-Цилемских рукописных сборниках // ТОДРЛ. Л.: б. и., 1979. Т. 34. С 341-350.

Информация об авторе /Information about the author Шварц Елена Михайловна Elena M. Schwartz

независимый исследователь, г. Итака, Independent Researcher, Ithaca, USA

США

Статья поступила в редакцию / The article was submitted Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing Принята к публикации / Accepted for publication

23.01.2022 06.02.2022 03.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.