Научная статья на тему 'Об актуальности воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования в процессе обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе'

Об актуальности воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования в процессе обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО КУРСАНТОВ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL DIGNITY OF CADETS / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрахович В. А., Александров А. Ф.

В статье обосновывается актуальность воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования в процессе обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с воспитанием достоинства у представителей различных социальных групп и профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрахович В. А., Александров А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF EDUCATION OF PROFESSIONAL DIGNITY OF CADETS OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE PROCESS TRAINING IN THE DISCIPLINES OF HUMANITARIAN TRAINING IN THE NAVAL UNIVERSITY

The article substantiates the urgency of educating the professional dignity of cadets of secondary vocational education in the process of teaching the disciplines of humanitarian training in a naval college. It is intended for a wide range of readers interested in issues related to the education of dignity among representatives of various social groups and professions.

Текст научной работы на тему «Об актуальности воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования в процессе обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе»

УДК 37.035.7 МИТРАХОВИЧ B.A.

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза СМ. Будённого Е-таil: V_т[email protected] АЛЕКСАНДРОВ А.Ф.

преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военный институт (военно-морской политехнический] ВУНЦ ВМФ «Военно-Морская академия» имени Адмирала Флота Советского Союза ПА'. Кузнецова E-mail: [email protected]

UDC 37.035.7

MITRAKHO VICH V.A.

Doctor of Pedagogy, senior lecturer, Professor at Humanities and the socio-economic Disciplines, S. M.

Budjonny Military Academy of the Signal Corps E-mail: [email protected] ALEXANDROV A.F. Teacher at Humanities and the socio-economic disciplines, Military Institute (Naval Polytechnic], N.G. Kuznetsov

Naval Academy E-mail: tata5358@mail,ru

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОСТОИНСТВА КУРСАНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННО-МОРСКОМ ВУЗЕ

THE RELEVANCE OF EDUCATION OF PROFESSIONAL DIGNITY OF CADETS OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE PROCESS TRAINING IN THE DISCIPLINES OF HUMANITARIAN TRAINING IN THE NAVAL UNIVERSITY

В статье обосновывается актуальность воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования в процессе обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с воспитанием достоинства у представителей различных социальных групп и профессий.

Ключевые слова: профессиональное достоинство курсантов среднего профессионального образования.

The article substantiates the urgency of educating the professional dignity of cadets of secondary vocational education in the process of teaching the disciplines of humanitarian training in a naval college. It is intended for a wide range of readers interested in issues related to the education of dignity among representatives of various social groups and professions.

Keywords: professional dignity of cadets of secondary vocational education.

Актуальность статьи обусловлена возрастанием внимания к категории «достоинство» человека. Это связано с реабилитацией гуманизма, когда идет процесс восстановления подавленного и самокритичного «человеческого», а с другой стороны возросшим давлением современных конвергентных технологий на права человека в социуме. За каждым гражданином России закреплено право на защиту чести и достоинства в соответствии с 21 статьёй действующей Конституцией Российской Федерации.

В философском словаре «Достоинство - понятие морального сознания, выражающие представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. Сознание собственного Достоинства является формой самоконтроля» [1, с. 135].

В военном учебном заведении сам статус курсанта как военнослужащего, регулируемые уставом взаимоотношения. необходимость подчинения определенно-

му командованием режиму жизнедеятельности, создает воспитывающую среду, которая способствует воспитанию профессионально важных качеств личности - дисциплинированности, коллективизма, а также формирует понимание долга, чести, достоинства, которые каждый военнослужащий должен в себе воспитывать и проносить через всю военную службу и саму жизнь. Кроме того, каждый курсант есть индивидуальность - у каждого свои интересы и стремления, они в разной степени адаптируются к условиям военного вуза и подчиняются его требованиям. Главное при этом сохранять свое достоинство в курсантском коллективе и научиться формировать данное качество у своих будущих подчиненных.

Профессиональное достоинство курсанта среднего профессионального образования в военно-морском вузе определяет его способность стать нужным военно-морскому экипажу, сослуживцам, командирам и начальникам всех управленческих уровней, стать для них значимым, т.е. вступить с ними в диалогическое взаи-

© Митрахович В.А., Александров А.Ф. © Mitrakhovich V.A., Alexandrov A.F.

модействие на основе осознания курсантом своей социальной, культурной, духовной ценности, корпоративной значимости.

Педагогическая значимость воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования в военно-морском вузе достаточно высока. Анализ воспитательной практики показывает, что около 19% командиров и научно-педагогического состава, а также 35% самих обучающихся не знают о профессиональном достоинстве как качестве личности курсантов среднего профессионального образования военно-морского вуза. Не могут диагностировать и уровень его воспитанности 15% командиров и научно-педагогического состава, а также 17% курсантов в ходе самодиагностики.

Кроме того, анализ организации образовательного процесса курсантов среднего профессионального образования в военно-морском вузе показывает, что 34% командиров и научно-педагогического состава не знают потенциал учебных дисциплин гуманитарной подготовки в воспитании профессионального достоинства, но в большей степени это касается специальных или выпускающих кафедр, где понимание данного направления работы вызывает в какой-то степени скептицизм и недопонимание. В курсантских подразделениях потенциал учебных дисциплин гуманитарной подготовки не раскрыт для 23% курсантов, а также 25% курсантов в русле их самовоспитания

Необходимо отметить, что 32% опрошенных нами командиров курсантских подразделений и научно-педагогического состава, понимая важность воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования в военно-морском вузе, или не знают, как это делать, или игнорируют процесс его воспитания на практике. В их деятельности при организации педагогического процесса обнару живается недостаток психолого-педагогической и методической подготовки, неумение создавать соответствующие условия для целенаправленного и эффективного воспитания данной категории курсантов. Неразработанность этих вопросов в теории отрицательно отражается на нравственном воспитании военнослужащих военно-морского флота, в целом, курсантов среднего профессионального образования военно-морского вуза в частности, их будущей деятельности по защите Отечества.

Вместе с тем, в педагогической науке накоплен значительный опыт исследования достоинства человека и профессионального достоинства военнослужащих различных категорий. Результаты этих научных поисков и составили теоретические предпосылки нашего исследования.

Впервой группе работ, способствующих определению понимания профессионального достоинства как качества личности курсантов среднего профессионального образования и цели их профессионального воспитания в военно-морском вузе, широко представлены: труды о философском аспекте понимания и формирования до-

стоинства (Аристотель, Платон, Ж. Руссо, H.A. Бердяев и др.); работы о понимании достоинства в русле нравственного воспитания (И.А. Ильин; К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.); в русле гражданского воспитания (Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов и др.); понимания и формирования достоинства у различных категорий социальных групп и представителей различных профессий (Н.К. Рудась, Н.Г. Емузарова, РЮ. Волковыский и др.); работы дореволюционных авторов, мемуарная литература по воинскому обучению и воспитанию на разных этапах исторического развития Вооруженных Сил России, в которой содержится богатый эмпирический материал для обобщения и иллюстрации теоретических положений (Н. Бирюков, М.С. Галкин. С.Ф. Дитмар, М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, П.С Нахимов, П.А. Румянцев. Петр I, М.Д. Скобелев, A.C. Суворов и мн. др.); работы по проблемам воинской этики, традиций. чести и достоинства различных категорий военнослужащих (А.И. Анцышкин, Г.А. Ашев. Б.Л. Валеев,

A.A. Волотовский, Е.П. Гаркуша. Г.Н. Миронов,

B.А. Митрахович. В.В. Перерва, О.Х.-А. Рахимов, В.А. Сухарев, И.Н. Сухомлинов, М.А. Тимошенко, В.А. Чесноков, А.Г. Цветков и др.). Особую значимость для нас имеют исследования военных ученых Д.А. Волкогонова, A.C. Миловидова, Н.Д. Табунова, в которых освещены сущность и содержание таких сложных социально-нравственных явлений как воинский долг, честь, достоинство, героизм, сформулированы принципиальные положения о гносеологических и социальных предпосылках возникновения в России воинской чести и достоинства, отмечено неуклонное возрастание их роли как стержневой нравственной ценности защитника Отечества.

Вторую группу исследований, позволяющих разработать теоретические основы целеполага-ния в воспитании профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования военно-морских вузов, составляют: работы общетеоретического характера по проблемам профессиональной морали и этики, сущности и содержанию нравственных ценностей, проблеме чести и достоинства в общеэтическом плане, системе их формирования: Т.П. Адуло, В.Е. Амелин, Н.Е.Андрюшина, С.Ф. Анисимов, А.И. Арнольдов, J1.M. Архангельский, В.А. Блюмкин, Г.И. Белякова, Л.И. Рувинский, В.Л. Оссовский,

A.К.Уледов и др.; труды по особенностям индивидуального, личностного, профессионального развития человека (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ф.С. Базаева, Л.И. Божович, Н.М. Борытко, Л. С. Выготский, В.П. Каширин, А.Н. Леонтьев, O.A. Мацкайлова, Н.С. Пряжников, СЛ. Рубинштейн,

B.В. Садовая) и др.

Третью группу исследований, позволяющих выявить педагогический потенциал процесса обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе, составляют: работы о сущности потенциала и его структуры (A.M. Боднар, Г.И. Гапонова, О.О. Киселева, В.Н. Марков, В.А. Митрахович,

E.A. Мясоедова, В.Г. Рындак, M.T. Шафиков); исследования потенциала в формировании профессионализма военнослужащих (В.А. Митрахович); труды в области методологии современной педагогики (Ю.К. Бабанский. Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.В. Загвязинский, B.C. Ильин, И. Я. Лернер, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин. В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина), и в области методологии военной педагогики (И.А Алехин, A.B. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, О.Д. Вьюшин, П.Н. Городов, О.Ю. Ефремов, Н.И. Киряшов, И.А. Липский, Н.Ф. Феденко. В.И. Хальзов,

A.П. Шарухин); работы о содержании, принципах и закономерностях образования человека на разных этапах его развития (Ю.К. Бабанский, Н.М. Борытко, B.C. Ильин, И.А. Колесникова, Я.А. Коменский, В.В. Краевский, ИЯ. Лернер, Б.Т. Лихачев, Н.К. Сергеев, М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова) и др.; труды о роли гуманитарного знания в педагогическом взаимодействии (Н.В. Гавриленко, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, Л.П. Разбегаева, В.В. Сериков, Н. Е. Щуркова и др.); исследования возможностей профессионального обучения и воспитания курсантов в военно-морском вузе посредством предметов гуманитарного цикла (Г.Г. Броневицкий, СЛ. Ладнов и др,).

Четвёртую группу результатов исследований, позволяющих обосновать и апробировать логику и принципы воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования при обучении дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе, составляют: работы идеи целостного подхода к изучению педагогического процесса (B.C. Ильин. В.В. Краевский, Н.К. Сергеев,

B.А. Сластенин); труды педагогов и психологов: Т.К. Ахаян, A.B. Барабанщикова, А.Н. Вырщикова, П.Н. Городова, А.Т. Иваницкого, И.Н. Куксина, Ю.В. Лаптева, B.C. Олейникова, В.Я. Слепова, В.Н. Самойленко, А.Н. Томашко, В.И. Хальзова и др., в которых раскрываются механизмы профессиональной деятельности, идеи взаимодействия с духовно-нравственными качествами личности, определены некоторые формы и методы воспитательной работы, способствующие воспитанию профессионального достоинства, что в значительной степени позволяет в настоящем исследовании полнее представить психолого-педагогические истоки формирования профессионального достоинства; работы по оценке эффективности педагогической деятельности в различных социумах (Ш.А. Амонашвили, Е.К. Артищева, Н.М. Борытко, М.Д. Камбалова. Н.В. Селезнев, М.А. Туулик) и воинского в частности (В.А. Бондаренко. П.Н. Городов, В.Н. Гришай, A.B. Кравцов. A.M. Пырский, И.А. Сирковский, A.M. Тютченко) и др.

Вместе с теоретическими формировались и практические предпосылки для решения проблемы воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования при обучении дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-

морском вузе. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273 « Об образовании», в Указе Президента РФ от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в Постановлении правительства от 30 декабря № 1493 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» сформулированы основные цели и задачи данного направления работы с молодежью. Важность сформулирована и в ряде документов МО РФ, военной присяге, приказе МО РФ от 12 октября 2016г № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации», Директиве МО РФ 1993 года № Д-64 «Об организации культурно-досуговой работы в ВС РФ».

Однако из-за не разработанности методологической базы по организации педагогического процесса воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования при обучении дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе такой процесс целенаправленно не организуется, и как следствие его выпускники-мичманы нередко имеют нарушения воинской дисциплины различного характера, не всегда могут адаптироваться в военно-морском коллективе и с достоинством исполнять свои обязанности при выполнении различных задач военной службы.

Несмотря на всю ценность предшествующих исследований и имеющейся образовательной и флотской практики, многие важные вопросы остаются мало разработанными. Необходимо определить место воспитания профессионального достоинства курсанта в системе среднего профессионального образования военно-морского вуза, требуется рассмотрение вопроса о понимании профессионального достоинства курсанта в системе среднего профессионального образования как одной из целей их профессионального воспитания в военно-морском вузе, о закономерностях становления и развития профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования при обучении дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе,

Таким образом, возрастающая актуальность, практическая значимость и отсутствие современных теоретических разработок позволили нам определить проблему исследования - разработку теоретических основ и практических путей воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования в процессе обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе. Решение указанной проблемы является научной задачей исследования, что и определило тему диссертации «Воспитание профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования в процессе обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе».

Объект исследования - система обучения курсантов среднего профессионального начального об-

разования дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе.

Предмет исследования - закономерности становления и развития профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования в процессе его обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе.

Цель диссертации - обоснование педагогических условий воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования в процессе обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что воспитание профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования в процессе обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе будет проходить наиболее эффективно по сравнению с массовым опытом, если:

- достоинство курсанта среднего профессионального образования военно-морских вузов будет рассматриваться как его нравственная позиция утверждения собственной индивидуальности, отражающая сущностную потребность в уважении со стороны других военнослужащих, воинского социума и способность стать нужному воинскому социуму, государству, стать для него значимым, т.е. вступить в диалогическое взаимодействие с сослуживцами на основе осознания курсантов своей социальной, культурной и духовной ценности, значимости;

- воспитание профессионального достоинства курсанта среднего профессионального образования в процессе его обучения в военно-морском вузе будет требовать учета неравномерного, стадийного характера становления достоинства, соотношения внутренних факторов и внешних условий его развития, индивидуальности курсанта и перспектив его профессионально-личностного роста, как основы для постановки цели и отбора педагогических средств;

- педагогический потенциал процесса обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе в воспитании профессионального достоинства курсанта среднего профессионального образования будет наиболее полно раскрываться в успеш-

ной учебно-воспитательной работе курсанта, которая становится ситуацией его самоутверждения в преодолении затруднений и доказательстве своей точки зрения, в утверждении своей государственной, социальной и культурной значимости;

- воспитание профессионального достоинства курсанта среднего профессионального образования в процессе его обучения в военно-морском вузе будет основываться на единстве корпоративной профессиональной морали и нравственности, социально-личностных и индивидуальных характеристик, гордости, стыда и совести, определяющих субъектный характер обучения, преобразование курсанта из преимущественного объекта учебно-воспитательного процесса преимущественно в его субъект.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач исследования:

- определить понимание профессионального достоинства как качества личности курсантов среднего профессионального образования и цели их профессионального воспитания в военно-морском вузе;

- разработать теоретические основы целепола-гания в воспитании профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования военно-морских вузов;

- выявить педагогический потенциал процесса обучения дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе;

- обосновать и апробировать логику и принципы воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования при обучении дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе.

В заключение, необходимо ещё раз отметить об актуальности воспитания профессионального достоинства курсантов среднего профессионального образования при обучении дисциплинам гуманитарной подготовки в военно-морском вузе.

Авторы выражают большую благодарность всем, кто заинтересуется данной проблемой, изъявит желание поделиться своими мыслями и принять участие в диалоге по её обсуждению.

Библиографический список

1. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова 5 изд. М. Политиздат ., 1987, 590 с.

References

1. Philosophical Dictionary/Ed. I.T. Frolov. 5 ed. M., Politizdat., 1987, 590 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.