Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
DOI 10.18454/IRJ.2015.41.151 Лазарев П.А.1, Соколова И.В.2
1Российский государственный социальный университет, аспирант кафедры социальной и педагогической информатики, 2Российский государственный социальный университет, заведующий кафедрой социальной и педагогической информатики, доктор социологических наук, профессор ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
БЫВШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация
Целью статьи является обобщения опыта переподготовки отставных военнослужащих по информационному профилю, обоснование необходимости и возможности индивидуального подхода к обучению данной социальной группы.
Ключевые слова: бывшие военнослужащие, индивидуальный подход, информационная переподготовка.
Lazarev P.A1, Sokolova I.V.2
1Russian State Social University, postgraduate Department of Social and Educational Informatics 2Russian State Social University, professor of social and educational science, head of the department,
PhD in Sociology, Professor
THE RELEVANCE OF THE INFORMATION PROFESSIONAL RETRAINING OF FORMER MILITARY PERSONNEL
Abstract
The purpose of article is syntheses of experience of retraining of the retired military personnel on information profile, justification of need and possibility of an individual approach to training of this social group.
Keywords: former military personnel, individual approach, information retraining.
Современное общество эпохи развития процессов информатизации и глобальной массовой коммуникации характеризуется высокой динамикой изменений в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При этом следует отметить, что данные изменения затрагивают не только профессиональную деятельность специалистов различных направлений, но и в целом социальную сферу, в том числе систему образования.
Таким образом, возникает проблема профессиональной переподготовки бывших военнослужащих, которая обусловлена тем, что она позволяет преодолеть кризис социальной ситуации, помогая этим военнослужащим определиться с выбором ведущей деятельности и стратегии построения образа жизни как основы дальнейшего благополучного развития.
В теоретическом плане профессиональная переподготовка занимает определенное место в системе социальной адаптации бывших военнослужащих, которая имеет несколько уровней [1]:
- социально-психологическая компенсация кризисного характера увольнения;
- коррекция ценностно-нормативной основы поведения, освоение новых отношений, формирование внутренне непротиворечивой ценностной системы на основе своего социального опыта и новых реалий;
- профессиональная доподготовка и переподготовка;
- формирование эффективных поведенческих стратегий, отражающих высокую динамичность и неопределенность гражданской социальной среды.
Очевидно, что знание и учет особенностей социальной адаптации бывших военнослужащих позволит эффективно работать с ними в процессе информационной переподготовки.
В целях предоставления увольняемым военнослужащим возможности прохождения профессиональной переподготовки по месту жительства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 501 в 2012-2014 гг. Минобороны России участвовало в эксперименте по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов (ГИОС). В ходе эксперимента граждане, уволенные с военной службы, могли проходить обучение по выбору в одном из образовательных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России и участвующих в эксперименте по избранной специальности, что позволяло в принципе обеспечить их переподготовку с учетом потребностей региональных рынков труда. Приказом Минобрнауки России от 5 июня 2013 г. № 434 был утвержден новый перечень образовательных учреждений, участвующих в эксперименте по обучению граждан, уволенных с военной службы, на основе предоставления ГИОС. Этот перечень был расширен до 150 вузов (приказ Минобрнауки России от 29 июля 2013 г. № 625). ГИОС предоставляется прошедшему отбор увольняемому военнослужащему, проходящему военную службу по контракту и имеющему высшее или среднее профессиональное образование. Порядок и критерии отбора военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, претендующих на право получения ГИОС, а также порядок его выдачи (далее - порядок и критерии отбора), утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 июля 2012 г. № 2015. В соответствии с порядком и критериями отбора на получение ГИОС могут претендовать только военнослужащие, проходящие военную службу в органах военного управления, соединениях, воинских частях и организациях Южного, Западного, Центрального и Восточного военных округов. Другие увольняемые военнослужащие право могут пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в порядке, установленном приказом Министра обороны Российской Федерации 2009 г. № 95[2].
Несмотря на достаточно большое количество вузов и специальностей, предлагаемых для переподготовки отставных военнослужащих, в настоящее время существует целый ряд серьезных проблем в самой системе этой подготовки.
Проанализируем ситуацию, сложившуюся при реализации программ на курсах переподготовки бывших военнослужащих.
27
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
Например, представляется важным проанализировать варианты Программ профессиональной переподготовки Томского государственного университета (ТГУ) военнослужащих на базе высшего профессионального образования в рамках проведения эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления ГИОС:
Таблица - Список специальностей для переподготовки ТГУ
№ Название программы Специальность (в рамках которой образовательная программа реализуется) Сроки обучения (мес.) Трудоемкость (час.) Стоимость (тыс. руб.)
1 Эколог в области профессиональной деятельности Экология и природопользование 18 1370 78,27
2 Информационные технологии в образовании и научной деятельности Информационные системы и технологии 12 720 82,37
3 Информационнокоммуникационные технологии в социальногуманитарных практиках Информационные системы и технологии 12 540 82,37
4 Электронный бизнес Менеджмент 6 828 49
5 Управление проектами в инновационной сфере Менеджмент 6 828 49
6 Организация работы с молодежью Организация работы с молодежью 6 540 49
7 Оценка стоимости предприятия (бизнеса) Менеджмент 12 800 48
8 Экономика, организация и управление медицинским учреждением Менеджмент 18 800 68
9 Юридическая психология. Психологическая экспертиза Психология 8 540 42,5
10 Управление социальными и образовательными инновациями Инноватика 8 532 42,5
11 Основы психологической работы в Вооруженных Силах РФ Психология 8 540 49
12 Основы клинической психологии Клиническая психология 8 900 50
13 Психоаналитическое консультирование Психология 8 918 45
14 Менеджмент в лесном деле Менеджмент 8 720 49
15 Маркетинг и логистика на современном предприятии Менеджмент 6 540 49
16 Редактор-менеджер издающей организации Издательское дело 6 864 49
17 Тренер-преподаватель физической культуры Физическая культура 6 576 37,65
По завершении обучения слушателям, успешно выдержавшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке ТГУ [3].
Важно отметить, что названия Программ переподготовки из приведенного выше списка и современные требования рынка труда расходятся очень значительно - в списке наиболее востребованных специалистов на рынке труда в России лидирует профессия IT-специалиста [4].
Аналогичная ситуация наблюдается и в других вузах РФ, осуществляющих переподготовку военнослужащих.
Таким образом, можно констатировать, что база, которая сейчас есть для переподготовки бывших военнослужащих, в целом не соответствует требованиям рынка труда Российской Федерации и, следовательно, интересам военнослужащих.
Специалистами при анализе проблем трудоустройства бывших военнослужащих, отмечается ряд причин, которые в значительной степени обусловлены недостаточным уровнем их информационной подготовки[5]:
- низкая информированность о действующем законодательстве по вопросам профессиональной подготовки и переподготовки на гражданские специальности;
- несоответствие полученной в военном вузе профессии потребностям современного рынка труда;
28
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
- усилившаяся конкуренция на рынке труда в сфере инженерного образования, которое имеют около 70% военнослужащих (курсив - авт.).
- отсутствие практических знаний, умений и навыков конкурентной самопрезентации и технологии поиска работы в условиях рынка труда.
На основании вышеизложенного может быть сформулирована проблема настоящего исследования как противоречия между действующей системой переподготовки отставных военнослужащих и современными требованиями (запросами) рынка труда, состоящими в том, что бывшим военнослужащим насущно необходима переподготовка, направленная на изучение конкретных профессиональных продуктов сферы современных информационных технологий (в том числе в дистанционной форме), таких как, например: Archicad, Photoshop, MicrosoftActiveDirectory, Системы управления рабочими местами (SCCM), SQLServer и многих других [6].
Информационная подготовка бывших военнослужащих базируется на существующих наработках педагогической науки по обучению взрослых. Раскрытию сущности и содержания профессиональной переподготовки посвящены работы В.И. Байденко, В.П.Беспалько, Т.Ю. Ломакиной, С.Б.Волков и др.; различные аспекты модернизации непрерывной профессиональной подготовки специалистов освещались в работах В.Г. Бочарова, С.И. Григорьева, Б.Ю. Шапиро, В.С. Иванов и др.; анализ зарубежного опыта профессиональной переподготовки бывших военнослужащих нашел отражение в трудах Л.В. Мардахаева; содержательно-технологические особенности профессиональной подготовки специалиста представлены в работах И.А. Липского, А.А. Ласкина и др.
Современная информационная переподготовка может осуществляться и в дистанционном режиме, что позволяет сделать входное тестирование для оценки навыков и потребностей (интересов, ценностей) военнослужащих и выстроить индивидуальную образовательную траекторию что, в свою очередь, поможет бывшим военнослужащим более успешно социализироваться в новых жизненных условиях.
Для взрослого человека дистанционная форма обучения наиболее привлекательна, потому что в значительной степени учитывает их индивидуальные особенности, стиль жизни и персональные навыки, а также позволяет совмещать обучение и профессиональную деятельность, обеспечивать индивидуальный подход к обучению.
Разработчикам дистанционных информационных курсов, которые будут использоваться для обучения взрослых, следует учитывать некоторые особенности данной категории обучающихся:
Во-первых, взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями и умениями, которые должны быть использованы в процессе обучения;
Во-вторых, взрослый человек, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению.
В-третьих, он может достаточно долго фокусироваться на изучаемом предмете, что для гибких дистанционных форм обучения наиболее актуально.
В-четвертых, взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям.
При организации учебной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий следует также учитывать следующие моменты:
- когнитивная сфера взрослого человека включает в себя способность абстрагирования, анализа и синтеза поступающей информации, что немаловажно при работе с источниками сети Интернет, которые могут иметь различный и противоречивый характер относительно одного и того же явления. Как правило, только взрослому под силу во всем разобраться и составить верное представление об изучаемом предмете;
- взрослые способны наиболее четко планировать свою деятельность, в том числе, связанную с усвоением учебного материала;
-эмоциональная сфера взрослого человека является гораздо более стабильной и устойчивой по сравнению с эмоциональной сферой ребенка или подростка. Именно поэтому ограниченность эмоционального контакта между преподавателем и взрослым переносится легче. Напротив, ограниченный контакт даже предпочтителен, так как взрослые более требовательны к личности преподавателя и его стилю преподавания [7].
Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что система переподготовки отставных военнослужащих сейчас как по форме, так и по содержанию, явно недостаточно направлена на их дальнейшую успешную профессиональную социализацию в обществе. Поэтому возникает потребность в информационной переподготовке отставных военнослужащих, в т.ч. на дистанционных курсах, с использованием современных дистанционных средств, что даст ощутимый результат в их переподготовке и самореализации в обществе и на рынке труда.
Следует подчеркнуть, что авторами разработана и апробируется методика информационной профессиональной переподготовки бывших военнослужащих на базе ГБОУ ЦО №1486 г. Москвы. Используются также и элементы дистанционного обучения.
В качестве вывода может быть отмечено, что создание и реализация учебно-методического обеспечения профессиональной информационной переподготовки является актуальной проблематикой для педагогической науки и практики.
Литература
1. Цикота Д.С. Особенности социальной адаптации бывших военнослужащих в условиях современной России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2001. - № 3-3 (23). - С. 56.
2. http ://recrut. mil. ru - Министерство обороны.
3. http://ГИОС.РФ - описание направлений подготовки, образовательные сертификаты.
4. http://edunews.ru/ - Новости образования. Рейтинги профессий в РФ.
5. Стецунов В.В. Рынок труда военнослужащих - развитие и функционирование // Современные технологии управления. - 2012. - № 24 (24). - С. 72-76.
6. http://hh.ru/vacancy- сайт для поиска вакансий.
29
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
7. Тишкин Д.В. Некоторые особенности дистанционного обучения взрослых // XXV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании» «ИТО-Троицк-2014», 25-26 июня 2014 года, г. Москва, г. о. Троицк - М., 2014. - С. 397-399.
References
1. Cikota D.S. Osobennosti social'noj adaptacii byvshih voennosluzhashhih v uslovijah sovremennoj Rossii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. - 2001. - № 3-3 (23). - S. 56.
2. http://recrut.mil.ru - Ministerstvo oborony.
3. http://GIOS.RF - opisanie napravlenij podgotovki, obrazovatel'nye sertifikaty.
4. http://edunews.ru/ - Novosti obrazovanija. Rejtingi professij v RF.
5. Stecunov V.V. Rynok truda voennosluzhashhih - razvitie i funkcionirovanie // Sovremennye tehnologii upravlenija. -2012. - № 24 (24). - S. 72-76.
6. http://hh.ru/vacancy- sajt dlja poiska vakansij.
7. Tishkin D.V. Nekotorye osobennosti distancionnogo obuchenija vzroslyh // XXV Mezhdunarodnaja konferencija «Primenenie novyh tehnologij v obrazovanii» «ITO-Troick-2014», 25-26 ijunja 2014 goda, g. Moskva, g. o. Troick - M., 2014. - S. 397-399.
DOI 10.18454/IRJ.2015.41.013 Мальцева Л.В.
Доктор педагогических наук, доцент,
Кубанский государственный университет КАКИЕ ОСОБЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТАИТ В СЕБЕ ИСКУССТВО
Аннотация
В статье рассматривается какие возможности имеет изобразительного и декоративно-прикладного искусства, что ребенку необходимо воспитать интерес и понимание искусства, культуры народа, всех сложных, присущих искусству аспектов познания жизни, а значит, и средств выражения. Искусство таит в себе большие возможности их только нужно развивать.
Ключевые слова: изобразительное и декоративно-прикладное искусство, материалы, воспитание, образование, творчество.
Maltseva L.V.
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Kuban State University WHAT SPECIAL FEATURES FRAUGHT ART
Abstract
The article discusses the opportunities and has a fine arts and crafts that children need to raise the interest and understanding of the art and culture of the people, all the complex aspects of cognition inherent in the art of life, and therefore the means of expression. Art holds great opportunities they only need to be developed.
Keywords: fine and decorative arts, materials, training, education and creativity.
Для развития у детей воображения, творческой фантазии и интуиции, для ощущения радости как творца своего произведения необходимо изучать основы изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Искусство отрывает много возможностей, а начинать это нужно с детского возраста и продолжать в школе. Здесь ребята имеют дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ними не только краски и карандаши, но и глина, пластилин, картон, бумага. С помощью этих материалов развивается пространственное мышление, воображение, фантазия. Ребята чувствуют материал, представляют себя творцом и способны в создании конкретных предметов и выражать свое отношение к миру.
Развивать у ребят способности к художественному воспитанию, то есть восприятию произведения искусства, в этом им поможет учитель в школе. Обучая, основам изобразительной грамоты развивается, внимание - это неустанное изучение особенностей и закономерностей форм цвета, пространственного положения предметов, стремление увидеть за деталью, мелочью главное, существенное, значительное. Воспитывая внимание на уроках изобразительного искусства необходимо: 1) формирование у ребят умения видеть и слышать, замечать различные явления и факты; 2) развитие умения постоянно сравнивать объект с его изображением на рисунке; 3) максимальное применение в процессе обучения изобразительному искусству наглядности; 4) высокое качество объяснения учителем учебного материала. При этом необходимо, чтобы новый материал был тесно связан с уже известным для ребят материал.
Появлению искусства предшествовал длительный процесс формирования эстетических чувств. Здесь берут свое начало - чувство формы, симметрии, ритма, которые отныне будут все боле усложняться, углубляться, обогащаться, постигая гармонию мировых связей и весте с тем процесс эстетического воспитания личности.
В дальнейшем ребята, на практических занятиях изобразительным искусством, рисуя с натуры различные предметы (вазу, кувшин, фрукты, цветы), составляя декоративный узор, творческую композицию на тему окружающей жизни, иллюстрируя литературное произведение, выражают свои эстетические переживания с помощью карандаша и красок, акварельных мелков, цветной бумаги, пластилина. Умелый подбор красок, изящные линии, оригинальная композиция рисунка - вот показатели, по которым легко можно определить уровень развития эстетических чувств. Воспитание с помощью искусства представляют собой одну из важнейших задач школы - об этом педагог никогда не должен забывать.
Чувственные восприятия - качественно новая ступень взаимодействия с окружающим миром, возникшая при встрече ребят с прекрасным. Прекрасное человечно и в этом своем качестве составляет приобретение, оплаченное
30