Научная статья на тему 'Об актуальности лекций с заранее запланированными ошибками'

Об актуальности лекций с заранее запланированными ошибками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1510
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛЕКЦИЯ С ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ / СОЗДАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ / COMMUNICATION FORMS IN EDUCATIONAL PROCESS / ACTIVE LEARNING TOOLS / LECTURE WITH PLANNED MISTAKES / EDUCATORY SITUATION FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харач Оксана Георгиевна

Обосновываются причины актуализации такого вида интерактивных учебных занятий, как лекции с заранее запланированными ошибками. Рассматривается конкретный пример из педагогической практики и предлагаются подходы к реализации данного вида занятий в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов. Автором также предлагается дополнение предлагаемого «инструкциями по проведению интерактивных форм обучения» списка формой «подготовка реферата на основании заведомо некорректных материалов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author gives the reasons of updating such type of interactive studies as lectures with in advance planned mistakes. A concrete example from student teaching is reviewed and approaches to this type of occupations’ realization according to modern educational standards requirements are offered. Also the author proposes to add the “paper preparation on the basis of obviously incorrect materials” form to the list offered by “instructions on carrying out interactive forms of education”.

Текст научной работы на тему «Об актуальности лекций с заранее запланированными ошибками»

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147

Об актуальности лекций с заранее запланированными ошибками

О. Г. Харач

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Обосновываются причины актуализации такого вида интерактивных учебных занятий, как лекции с заранее запланированными ошибками. Рассматривается конкретный пример из педагогической практики и предлагаются подходы к реализации данного вида занятий в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов. Автором также предлагается дополнение предлагаемого «инструкциями по проведению интерактивных форм обучения» списка формой «подготовка реферата на основании заведомо некорректных материалов».

Ключевые слова: формы коммуникации в образовательном процессе; активные методы обучения; лекция с заранее запланированными ошибками; создание воспитывающих ситуаций.

В последнее время весьма активно ведутся разговоры на тему противопоставления двух форм коммуникации в образовательном процессе: односторонней — пассивного метода (заключающегося в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся) и многосторонней — активного метода (предполагающего деятельное участие в образовательном процессе каждого его субъекта, а не только преподавателя). Кроме того, во втором случае декларируется необходимость паритетности, отсутствия «репрессивных мер управления» и даже (согласно текстам отдельных инструкций) контроля со стороны преподавателя. При этом наиболее современной формой активных признаются интерактивные методы обучения.

Разумеется, подобный подход неизбежно вызвал эффект отторжения,

© Харач О. Г.

проявившийся в возникновении многостороннего конфликта.

Так, преподаватели, чьи лекции и семинары и до введения «новых» установок не проходили в режиме исключительно однонаправленного потока, чьи ориентиры уже давно были созвучны идеям майевтики и коучинга и соответствовали переходу от «управления личностью к управлению процессом ее развития» посредством «диалогических методов общения», «совместного поиска истины, развития через создание воспитывающих ситуаций и разнообразную творческую деятельность» (см. [1]), были недовольны сведением конфигураций, преподносимых как новые, к привычной для них ситуации («Ученого учить — только портить»).

Другие преподаватели, прошедшие с целью заслужить право заниматься этой профессией серьезный путь

аспирантуры, защиты диссертаций, проведения научно-исследовательских работ, имеющие практический опыт, выразили неприятие нивелирования веса мнения обучающего и обучаемого.

Помимо этого все, кого коснулась реформа сферы образования, отметили, что утрированное воплощение новых инструкций приводит к абсурдным ситуациям — регулярному проведению занятий студентами, созданию томов бесполезной документации (описанию «того же самого, только в профиль»), декларированию наличия интерактивности при отсутствии возможности полноценного технического и организационного обеспечения, сохранению размера оплаты труда преподавателей при существенном увеличении нагрузки и пр.

Тем не менее даже непродуманные преобразования могут дать повод для претворения в жизнь чего-либо полезного, если выбрать правильный угол зрения на возникающие проблемы. В этом свете задача сводится к нахождению конструктивных идей в том, что предлагают реформаторы. И автор (преподаватель теории управления — предметов, связанных с изучением различных аспектов и направлений менеджмента), получив список рекомендованных к внедрению подходов к организации учебных занятий, в числе которых были упомянуты: «творческие задания; работа в малых группах; дискуссия; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция); эвристическая беседа; разработка проекта (метод проектов); использование общественных ресурсов, социальные

проекты и другие внеаудиторные методы обучения, например просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки; системы дистанционного обучения; обсуждение и разрешение проблем ("мозговой штурм", ПОПС-формула, "дерево решений", "анализ казусов", "переговоры и медиация", "лестницы и змейки"); тренинги; метод кейсов» (см. [1]) — и не обнаружив в нем ничего для себя нового, с одной стороны, испытала облегчение: в следующем отчете будет достаточно описать вполне знакомые формы взаимодействия со студентами, с другой — задумалась о возможной проблеме выбора: какие именно формы представить в качестве «новаторских». Ответ подсказал случай.

На очередном семинаре студенты выступали с презентациями, посвященными представителям различных научных школ менеджмента. Один из докладов был об И. Т. Посошкове, авторе «Книги о скудости и богатстве». Всё шло обычным порядком: краткое жизнеописание, общая характеристика вклада в развитие теории управления деятеля (внимание!) Петровской эпохи. Но на слайде с биографической информацией возникло фото мужчины с бородой и в пиджачной паре. Трудно определить, что именно из этого оказалось наиболее неожиданным — для автора, но не для студентов-слушателей. Они остались невозмутимы. По завершении доклада аудитории был задан вопрос, не смущает ли кого что-либо на этом слайде. После некоторых раздумий два человека предположили: «Мог не понравиться портрет... наверно». После занятия автор отправилась на поиски источников увиденных чудес, которые, разумеется, были найдены — в Интернете (см. [2; 3, слайд 12]).

На эту тему сам же Интернет содержит ироничный комментарий к столь типичному для современности явлению: «Проблема цитат в сети Интернет

заключается в том, что люди безоговорочно верят в их подлинность. — В. И. Ленин».

Иными словами, точно так же, как многие представители предыдущих поколений проявляли безусловное доверие к печатному слову (к напечатанному в газетах), радио и телевидению, у представителей поколений сегодняшних далеко не всегда осознанно формируется завышенный уровень доверия к тем сведениям, которые «нагуглились» (Ы^:// www.google.ru/), нашлись в Википедии (https://ru.wikipedia.org/) и прочих местах быстрого получения справочной информации.

Отсюда очевидно, что при наличии полезных особенностей у всех перечисленных интерактивных форм обучения следует уделить гораздо больше внимания, чем автором предполагалось изначально, такой форме, как лекции с заранее запланированными ошибками (ЛЗЗО). И обусловлено это уже не давлением обстоятельств (необходимостью следовать инструкциям о нововведениях в системе организации образовательного процесса), а тем, что данная форма действительно может способствовать формированию общекультурных компетенций, обозначенных кодами ОК-7 («владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи») и ОК-8 («умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования»).

Таким образом, в контексте компе-тентностного подхода речь идет о том, что студент при подготовке к занятиям (как и впоследствии специалист при исполнении служебных обязанностей)

не должен слепо доверять информации, находящейся в Интернете в первых результатах обработки поисковых запросов, т. е. формирование общекультурных и (косвенно) профессиональных компетенций неразрывно связано с привитием навыков здорового скептицизма и оценки достоверности источника.

Итак, наряду с рекомендацией использовать указанный вид занятий существенно чаще, чем раньше (когда он был скорее особенностью отдельных преподавателей, несколько раз за семестр случайно или умышленно допускавших ошибки в ходе своего повествования (доказательства, демонстрации) и по реакции студентов определявших неозвучиваемые нужные для себя моменты взаимодействия с аудиторией), автор считает важным обратить внимание на следующую его специфику:

— формирование базы материалов (или адресов расположения) требует от преподавателя мониторинга информационного пространства в отличном от работы профессионала режиме, своего рода включения режима «дилетант»;

— в большинстве случаев ЛЗЗО подразумевает проверку только знаний, полученных на предыдущих этапах обучения, так как для отслеживания ошибок в изложении нового материала требуется серьезная подготовка студентов (что в большей части вузов и учебных групп на сегодняшний день встречается довольно редко);

— особенности психологии человека вообще и наблюдаемое количество искажений лекционного материала в частности диктуют необходимость соблюдать меру при обыгрывании ситуаций с неправильными версиями (иначе велика вероятность дезориентирования обучаемых и закрепления неверного варианта).

В связи со всем сказанным выше, по мнению автора, одним из удачных примеров для реализации замысла ЛЗЗО может послужить менеджмент как

интегрирующая дисциплина, предполагающая наличие базовых знаний в области философии, психологии, биологии, социологии, обществознания, истории, информатики, литературы, экономики, математики, иностранных языков и оперирующая информацией, полученной в рамках этих курсов. В этом случае внедрение запланированных ошибок (если речь не идет исключительно о способе

поддержания слушателей в тонусе) видится целесообразным обсуждать на методических межкафедральных (междисциплинарных) совещаниях, в ходе которых формировались бы своего рода эстафеты.

Варианты поступления к обучающимся материала, содержащего ошибки, структурно можно представить в виде схемы (см. рисунок).

Материал с ошибками

X

Найденный студентом самостоятельно

X

По инициативе преподавателя

Внепланово

Расширение базы образцов некорректной информации

Полученный студентом от преподавателя

X

С предупреждением

Без предупреждения

Варианты процесса

Статистика по распространенности ошибок при работе с информацией

Дополнительный эффект

Варианты организации работы с учебным материалом с ошибками

Как видно из схемы, при таком подходе в более корректной форме обеспечивается выполнение критерия паритетности при реализации данной формы интерактивного учебного занятия, так как база потенциальных материалов, содержащих некорректные сведения, формируется силами как преподавателя, так и студента, однако (что важно) профессиональную оценку собранных материалов перед их последующей выдачей производит все-таки преподаватель, т. е. сохраняется смысл статуса учителя, наставника. Наряду с этим автору видится логичным расширить список интерактивных методов тренировки профессиональной бдительности такой зеркальной (с точки зрения исполнителя) формой, как подготовка реферата по тематике с заведомо противоречивой информацией ближайшего доступа. При рассмотрении такой формы работы в рамках курса менеджмента важным обстоятельством выступает ориентированность дисциплины на развитие навыков

коммуникации, т. е. то, что на занятиях по менеджменту происходит не просто подготовка учащимися рефератов (что было описано в примере выше), но и отработка связанных с этим организационных моментов, включая аналитическую и презентационную составляющие.

Предлагается также рассматривать ЛЗЗО как одну из весьма эффективных форм контроля наличия предписанных современными образовательными стандартами общекультурных и профессиональных компетенций.

Литература

1. Документы // Министерство образования и науки Российской Федерации: Сайт. Cop. 2011—2015. URL: Ийр://минобрнауки.рф/доку-менты/ (дата обращения: 19.06.2015).

2. Виртуальная выставка «На заре российской экономической мысли: К 290-летию "Книги о скудости и богатстве" И. Т. Посошкова» // Библиотечно-информационный комплекс Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://www.library.fa.ru/exhib.asp?id=67/ (дата обращения: 19.06.2015).

3. Культура, искусство XVIII в. / Сост. К. Патрикеев // MyShared.ru: Сервис для публикации пользователями своих презентаций в формате PowerPoint (ppt) в сети Интернет. 2013. 17 декабря. URL: http://www.myshared.ru/ slide/724811/ (дата обращения: 19.06.2015).

Харач Оксана Георгиевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента (ЭиМ), заместитель декана факультета (института) экономики, управления и права (ИнЭУП) МИЭТ. E-mail: oksion@narod.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.