Научная статья на тему 'Об актуальности экологической оценки воздействия чрезвычайных событий в современной авиации'

Об актуальности экологической оценки воздействия чрезвычайных событий в современной авиации Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Рыбалкина Александра Леонидовна

В статье, являющейся продолжением работы, опубликованной ранее [1], представлен анализ статистических данных за последнее десятилетие о всех чрезвычайных ситуациях в России, основанный на официальных данных МЧС, а также обосновывается необходимость оценки экологического ущерба подобных событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Рыбалкина Александра Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT TOPICALITY OF ECOLOGICAL VALUATION IN EXTRAORDINARY EVENTS IN PRESENT-DAY AVIATION (CONTINUATION)

The article continues a published earlier one [1] and contains last decade review of statistics of all emergency situations in our country, based on official data of Emercom of Russia and also proves a necessarity of valuation of ecological damages of such events.

Текст научной работы на тему «Об актуальности экологической оценки воздействия чрезвычайных событий в современной авиации»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Студенческая наука

№ 137

УДК 629. 73; 574

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СОБЫТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ АВИАЦИИ

А.Л. РЫБАЛКИНА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.

Статья подготовлена под руководством кандидата технических наук, доцента Николайкина Н.И.

В статье, являющейся продолжением работы, опубликованной ранее [1], представлен анализ статистических данных за последнее десятилетие о всех чрезвычайных ситуациях в России, основанный на официальных данных МЧС, а также обосновывается необходимость оценки экологического ущерба подобных событий.

Ранее в работе [1] автором был представлен обзор состояния безопасности полетов в отечественной гражданской авиации на фоне чрезвычайных ситуаций в других отраслях хозяйства за последнее десятилетие, а также анализ особенностей экологического воздействия последствий чрезвычайных событий на воздушном транспорте.

Отличительной особенностью отечественной гражданской авиации (ГА) является то, что значительная часть территории России относится к регионам, где авиация является средством обеспечения транспортной доступности для населения и экономики [2]. Так, в 2007 году услугами гражданской авиации воспользовалось 45 млн. человек, преимущественно путешествующих с деловыми целями и туристы.

Кроме того, реализация продукции 25 % компаний разных отраслей зависит от воздушного транспорта.

Поэтому в последнее время роль воздушного транспорта в качестве одного из основных перевозчиков на дальние расстояния продолжает увеличивается, успешно конкурируя с железнодорожным транспортом (рис. 1). Также, начиная с 2003 года, наблюдается рост пассажирообо-рота ГА (рис. 2).

— Железнодорожный транспорт в дальнем сообщении

“■— Воздушный транспорт

Годы

Рис. 1. Роль ГА в экономике нашей страны

В последнее время активно анализируются перспективы развития ГА в нашей стране, рассматриваются различные сценарии роста перевозок и развития парка ВС (рис. 3), из которых следует, что в дальнейшем рассматриваемые в статье проблемы явно усугубятся.

Пассажирооборот (млрд.пасс.км)

Перевозки пассажиров (млн. пасс)

Рис. 2. Показатели пассажирооборота и перевозок пассажиров отечественной ГА

за 1965-2007 гг. [2, 3]

О

а

ч

о

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

□ Оптимистичный, при увеличении финансирования

□ Пессимистичный, при текущем уровне финансирования

Рис. 3. Сценарии развития аэродромной сети РФ

На фоне существующих прогнозов возникает проблема оценки перспектив воздействия и оценки места ГА на фоне общего состояния аварийности в стране. В связи с этим представляет интерес рассмотрение существующей аварийности во всех отраслях экономики России, для чего прежде всего важен анализ существующей официальной статистики по авариям и ЧС в целом по стране.

Все зарегистрированные в РФ и учтенные в Г осударственных докладах о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [4, 5] (далее Госдоклады) принято подразделять по характеру и виду источников возникновения на: техногенные, природные, биолого-социальные ЧС и крупные террористические акты. Распределение количества ЧС, число пострадавших и погибших в ЧС за последние 10 лет приведено в табл. 1, а на рис. 4 показано распределение различных видов ЧС по годам.

Таблица 1

Общее число ЧС, число пострадавших и погибших за последнее десятилетие

Годы 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Количество ЧС 1388 1665 1527 1236 960 901 1139 838 1134 2720 2847

Погибших 2103 1735 1275 1549 1153 1247 2151 1161 2459 5637 6043

Постра- давших 18566 83051 112619 18227 11624 11571 343886 15631 23182 4945523* 8150

*В соответствии с критериями информации о чрезвычайных ситуациях, утвержденными приказом МЧС России от 8 июля 2004 г. № 329.

-ЧС

техногенного

характера

ЧС

природного характера ЧС биологосоциального характера Террористич еские акты

Годы

Рис. 4. Динамика изменения количества ЧС по годам

Из приведенных данных следует, что число ЧС техногенного характера значительно больше, чем число природных, биолого-социальных ЧС или террористических актов. Анализ показал слабое изменение количества ЧС с течением лет, хотя в период с 1997 по 2001 гг. имелось некоторое снижение количества техногенных ЧС. Резкое увеличение числа ЧС в 2005-2006 гг. было связано с изменением порядка учета количества ЧС от пожаров по их масштабу.

Определенный интерес представляет процентное соотношение числа ЧС, числа погибших и числа пострадавших по источникам возникновения ЧС. Пример такого распределения за 2004 г. приведен на рис. 5. Наибольшее количество ЧС (77 %) и максимальное число погибших (79%) наблюдалось в техногенной сфере, однако по количеству пострадавших на первый план вышли природные ЧС (71 %). Биолого-социальные ЧС в определенной степени аналогичны природным, но их доля была меньше (10% пострадавших). Важно отметить, что при сравнительно небольшом количестве терактов (1 %) на их долю приходилось большое число погибших (4 %).

100%

80%-

60%

40%

20%-

0%

□ Террористические акты

□ ЧС биолого-социального характера

□ ЧС природного характера

□ ЧС техногенного характера

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Рис. 5. Соотношение числа ЧС, числа погибших и пострадавших в зависимости от источников возникновения ЧС по данным за 2004 г. [4,5]

Рассмотрим подробнее техногенные ЧС. К ним относят:

- аварии на транспорте: аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов, поездов метрополитена, аварии грузовых и пассажирских судов, авиационные катастрофы, дорожнотранспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями, аварии на магистральных трубопроводах и внутрипромысловых нефтепроводах;

- аварии на производстве: внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород, аварии на электроэнергетических системах, аварии на очистных сооружениях, гидроди-

намические аварии, пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных и сельскохозяйственных объектов;

- аварии в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ): пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого и социально-бытового и культурного назначения, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения, аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на тепловых сетях в холодное время года;

- потенциальные аварии, которые связаны с обнаружением (утрата) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ, авариями, сопровождающимися угрозой выброса аварийно химически опасных веществ (АХОВ), радиоактивных веществ (РВ), опасных биологических веществ (ОБВ).

Данные о количестве техногенных ЧС за последнее десятилетие приведены в табл. 2.

Таблица 2

Классификация техногенных ЧС по годам

Характер и вид источников возникновения ЧС 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Т ехногенные ЧС, всего 1031 1174 955 856 606 617 814 518 863 2464 2541

Аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов, поездов метрополитена 20 19 15 10 7 19 12 7 6 11 15

Аварии грузовых и пассажирских судов 23 34 24 21 25 23 34 28 19 20 25

Авиационные катастрофы 40 31 31 29 16 36 40 31 35 29 40

ДТП с тяжкими последствиями * 102 151 124 98 91 62 93 88 116 139 180

Аварии на магистральных трубопроводах и внутрипро-мысловых нефтепроводах 62 81 63 46 38 45 55 48 55 47 40

Обнаружение (утрата) нера-зорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ 38 66 33 42 15 18 27 17 22 29 23

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ) 71 96 91 97 38 26 39 34 21 19 19

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ) 18 28 28 15 19 12 12 3 4 2 4

Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ (ОБВ) - - 0 - - - 0 0 0 0 0

Внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород 248 250 4 4 7 10 9 9 9 7 9

Аварии на электроэнергетических системах 25 22 21 16 15 12 8 13 15

Аварии на очистных сооружениях 5 2 - - - - - - -

Г идродинамические аварии 4 1 2 0 4 2 1 0 0

Взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных и сельскохозяйственных объектов 114 79 54 51 7 21 11 18 7

Пожары на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов 334 114 27 28 33

Продолжение табл. 2

Пожары в зданиях и сооружениях жилого и социальнобытового и культурного назначения** 265 288 181 222 483 2048 2073

Взрывы в зданиях и сооружениях жилого и социальнобытового назначения 289 304 12 23 19 12 25

Обрушение зданий и сооружений жилого, социальнобытового и культурного назначения 9 15 13 7 13 6 3 13 5

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения 68 114 120 87 24 13 31 19 11 18 13

Аварии на тепловых сетях в холодное время года - - - - 55 57 77 56 13 11 15

* С 1997 г. учитываются ДТП, в которых пострадало более 4-х человек; с 1999 г. - ДТП, в которых погибло более 4-х человек; с 2002 г. - автомобильные катастрофы, в которых погибло 5 и более человек; с 2005 г. - автомобильные катастрофы, в которых погибло 5 и более человек или пострадало 10 и более человек.

** С 2006 г. - пожары, в которых погибло 2 человека и более или пострадало 4 человека и более.

Чрезвычайные ситуации также принято классифицировать по масштабу. При этом выделяют локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. Количество ЧС различного масштаба по годам приведено в табл. 3, а в среднем за последние 10 лет -на рис. 6, где показано соотношение ЧС разного масштаба. Наибольшая часть ЧС (примерно 68%) - это локальные ЧС и с увеличением масштаба ЧС их доля уменьшается.

Таблица 3

Классификация ЧС по их масштабу по годам

Масштаб ЧС 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 В среднем за 10 лет

Количество, шт доля, %

Локальные 999 823 728 503 490 607 348 750 2396 2505 1014,9 67,81

Местные 438 489 359 328 266 370 296 292 243 262 334,3 22,34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т ерриториальные 213 205 148 124 144 159 183 81 72 73 140,2 9,37

Региональные 11 5 1 4 0 2 11 8 4 5 5,1 0,34

Федеральные 3 5 0 1 1 1 0 3 5 2 2,1 0,14

Т р ансгр аничные 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,1 0,01

Всего 1665 1527 1236 960 901 1139 838 1134 2720 2847 1496,7 100

П Локальные

□ Местные

□ Территориальные

□ Региональные

□ Федеральные

□ Трансграничные

Рис. 6. Среднее соотношение ЧС различного масштаба за 1997-2006 гг., %

Интересно отметить, что аналогичные тенденции наблюдаются в авиации (табл. 4, рис. 7). В этом случае также имеет место наибольшее количество локальных авиакатастроф (в среднем 74,21 %) и велика доля катастроф местных и территориальных (22,64 и 2,83 % соответственно). За десять лет (с 1997 по 2006 гг.) в России не произошло ни одной региональной или трансграничной катастрофы.

Таблица 4

Количественная характеристика авиационных катастроф различного масштаба по годам, шт.

Масштабность авиакатастроф 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 В среднем за 10 лет

Количество, шт доля, %

Локальные 20 25 20 13 25 26 23 29 20 35 23,6 74,21

Местные 8 6 9 3 8 13 7 6 8 4 7,2 22,64

Т ерриториальные 2 0 0 0 3 1 1 0 1 1 0,9 2,83

Региональные 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Федеральные 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,1 0,31

Т р ансгр аничные 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Всего 31 31 29 16 36 40 31 35 29 40 31,8 100

Погибших - - - - - 289 103 62 102 301 171,4

Пострадавших - - - - - 132 31 54 83 170 94

□ Локальные

□ Местные

□ Территориальные

□ Региональные

□ Федеральные

□ Трансграничные

Рис. 7. Соотношение количества авиационных катастроф различного масштаба,

% в среднем за последние 10 лет (1997-2006 гг.), %

Таким образом, из приведенных данных видно, что ситуация с аварийностью в отечественной ГА составляет заметную долю от аналогичных проблем страны.

В Госдокладах [4, 5] имеются оценки материального и экологического ущерба. Все ЧС сопровождаются значительными экономическими потерями.

В материалах за период с 1997 по 2001 гг. представлена информация (табл. 5), из которой следует, что в 2001 г. зарегистрировано наибольшее число ЧС, повлекших материальные потери более 70 млрд. руб.

Таблица 5

Материальный ущерб от ЧС по годам, млрд. руб.

1997* 1998 1999 2000 2001

Техногенные ЧС 3,716 2,06 2,6 1,4 37,759

Природные ЧС 3,560 12,2 19 23,3 33,084

Биолого-социальные ЧС 0,7 6,24 4,2 0,097 0,36

Всего 7,976 20,5 25,8 24,797 71,204

* в ценах 1997 г. - в неденоминированных рублях, трлн. руб.

В 2006 г. суммарный ущерб от ЧС природного и техногенного характера по данным субъектов Российской Федерации составил порядка 16 млрд. руб. Материальный ущерб от ЧС, заявленный субъектами РФ, показан в табл. 6.

Таблица 6

Размер материального ущерба от ЧС в субъектах Российской Федерации в 2006 г.

Субъекты РФ ЧС всех видов, шт. Ущерб, млн. руб.

Сибирский федеральный округ 527 3 136,5

Дальневосточный федеральный округ 219 2 133,3

Северо-Западный федеральный округ 436 802,1

Центральный федеральный округ 580 3 105,8

г. Москва 93 133,4

Южный федеральный округ 272 3 867,2

При возникновении разнообразных нештатных ситуаций, аварий, катастроф и тому подобных ЧС происходит существенное локальное (местное) загрязнение биосферы. Так, в 2004 г. на территории Российской Федерации зафиксировано 59, а в 2005 г. - 78 аварий, приведших к загрязнению среды, окружающей соответствующие места.

Например, в 2005 г. наиболее существенными авариями были следующие случаи:

- несанкционированная врезка в нефтепровод «Дружба-2» (Безенчукский район Самарской области), в результате которой произошла утечка 30 т нефти, что привело к загрязнению территории площадью около 3 000 кв. м;

- загрязнение атмосферного воздуха сероводородом в ряде населенных пунктов из-за нарушения технологического процесса при консервировании скважины Харбижинского нефтяного месторождения в Терском районе Республики Кабардино-Балкария;

- аварийный сброс неочищенных сточных вод с Курьяновской и Люберецкой станций аэрации МГП «Мосводоканал» в результате аварии на электроподстанции «Чагино» и отключения электроэнергии.

Экологический ущерб от ЧС велик. В качестве примера в табл. 7 приведены данные за 1999 г., где видно, что ущерб от загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвенного покрова и биоты только в 8 субъектах РФ (в которых объекты ОС наиболее пострадали) составил около 40 млн. рублей.

Таблица 7

Экологический ущерб от ЧС в 1999 г. по субъектам РФ

Субъект РФ Количество ЧС, шт. Экологический ущерб, млн. руб.

Краснодарский край 38 4,908

Ленинградская область 1 14,038

Пермская область 1 0,224

Самарская область 18 0,852

Свердловская область 16 14,746

Тульская область 1 0,644

Ярославская область 1 1,098

Ямало-Ненецкий АО 1 2,494

Таким образом, проведенный анализ показывает значительную масштабность разнообразных чрезвычайных событий, имевших место и безусловно продолжающихся в наши дни. К со-

жалению, существующие оценки материального и экологического ущерба от таких событий пока очень скупы и редки, да и общепринятой методики оценки в настоящее время ещё нет, тогда как для полноценного анализа всех этапов полного жизненного цикла продукции они абсолютно необходимы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рыбалкина А.Л. Об актуальности экологической оценки воздействия чрезвычайных событий в современной авиации // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Студенческая наука, №124, 2007. - С. 44-51.

2. Бачурин Е.В. Доклад на пленарном заседании Международной научно-технической конференции «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества», 22-23 апреля 2008 г., - М.: МГТУ ГА, 2008.

3. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии Министерства транспорта Российской Федерации по вопросу «О состоянии и перспективах развития гражданской авиации в Российской Федерации». - М.: Минтранс России, 2006.

4. Ежегодный государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 1997 году». - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 1998.

5. Государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 1998-2006 годах. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 19992007.

ABOUT TOPICALITY OF ECOLOGICAL VALUATION IN EXTRAORDINARY EVENTS IN

PRESENT-DAY AVIATION (CONTINUATION)

Rybalkina A.L.

The article continues a published earlier one [1] and contains last decade review of statistics of all emergency situations in our country, based on official data of Emercom of Russia and also proves a necessarity of valuation of ecological damages of such events.

Сведения об авторе

Рыбалкина Александра Леонидовна, студентка 5 курса механического факультета МГТУ ГА, область научных интересов - инженерная экология, экологическая безопасность ГА, экологические аспекты безопасности полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.