Научная статья на тему 'О значении творений прп. Макария (Глухарева) и необходимости их издания к 170- летию со дня его преставления'

О значении творений прп. Макария (Глухарева) и необходимости их издания к 170- летию со дня его преставления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРП. МАКАРИЙ / ST. MACARIUS / МИССИЯ / MISSION / ВОИНСКИЙ ХАРАКТЕР / MILITARY NATURE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ТЕРПИМОСТЬ ЛЮБВИ / TOLERANCE LOVE / ПИСЬМА / WRITING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стриганова М.И.

Мысли о распространении православной веры, сформулированные прп. Макарием (Глухаревым) в XIX веке, актуальны и для современных веропроповедников. Его принципы миссионерской деятельности, разработанные опытном путем и обобщенные в теретических трудах, необходимо изучать и всемерно распространять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the significance of the creations of the PDP. Makariy (Ghlukharev) and need their publications to the 170-anniversary of his deat

Thoughts about the spread of the Orthodox faith, formulated by the PDP. Macarius (Gluharevym) in the XIX century, relevant to modern veropropovednikov. His principles of missionary activity developed by the pilot and generalized in the writings of teretičeskih, it is necessary to study and to distribute.

Текст научной работы на тему «О значении творений прп. Макария (Глухарева) и необходимости их издания к 170- летию со дня его преставления»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 949-956

О значении творений прп. Макария (Глухарева) и необходимости их издания к 170- летию со дня его преставления

М.И. Стриганова

Санкт-Петербургские Свято-Макарьевские богословско-педагогические курсы при Школе Военного Духовенства ГУ МЧС России 196105, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149.

St. Petersburg St. Makary theological and pedagogical courses at the School of Military Clergy EMERCOM of Russia Moskovsky avenue, 149, St. Petersburg 196105 Russia e-mail: mstriganova@yandex.ru

Ключевые слова: Прп. Макарий, миссия, воинский характер, воспитание, терпимость любви, письма.

Key words: St. Macarius, mission, military nature, education, tolerance love, writing.

Резюме: Мысли о распространении православной веры, сформулированные прп. Макарием (Глухаревым) в XIX веке, актуальны и для современных веропроповедников. Его принципы миссионерской деятельности, разработанные опытном путем и обобщенные в теретических трудах, необходимо изучать и всемерно распространять.

Abstract: Thoughts about the spread of the Orthodox faith, formulated by the PDP. Macarius (Gluharevym) in the XIX century, relevant to modern veropropovednikov. His principles of missionary activity developed by the pilot and generalized in the writings of tereticeskih, it is necessary to study and to distribute. [Striganova M.I On the significance of the creations of the PDP. Makariy (Ghlukharev) and need their publications to the 170-anniversary of his death]

Сегодня, как никогда, важно вспомнить о духовном наследии прп. Макария (Глухарева). В его трудах мы находим ответы на многие остро стоящие вопросы о том, как уберечь границы нашей великой многонациональной России, как сохранить крепость и целостность ее Православной Церкви, на каких принципах строить отношения с людьми различных религиозных убеждений и, наконец, как служить делу благовестия в современном мире.

Прп. Макарий высказывает важную мысль о том, что подобно тому, как государство ограждает себя от внешних врагов воинскими поселениями, Церковь должна «в воинском характере» протянуть миссии по всем своим епархиям, и как

«епархии составляют одну Российскую Церковь, то и все миссии по разным епархиям надлежит привести в хорошо сложенную систему» (Макарий (Глухарев), 1894).

Миссионеров прп. Макарий называет Христовым воинством и «стражами воинствующей Церкви», призванными «к отражению неприязненных приражений». И это воинство, по его мнению, нужно постоянно собирать, пополнять и обучать. «Надобно всегда иметь вооруженное, всегда образуемое, обучаемое и пополняемое воинство на случай открытия великой брани, а не тогда уже набирать ратников, когда настанет время выступать в поле, вступать в сражение» (Макарий (Глухарев), 1894).

«В настоящий момент, когда происходит последняя битва за спасение России от окончательного лжедуховного иноземного ее порабощения, - пишет в своей статье «Русское духовное образование» А.И. Осипов, - от духовных школ зависит очень многое. Они, и в первую очередь академии, могут дать те двуедино духовно и богословски подготовленные кадры, без которых Церковь с быстро заполняющим ее процентом духовно слабых, нередко малоспособных, не имеющих ни специального, ни самостоятельного богословского образования и твердого знания основ Православия священников и монашествующих, будет неуклонно терять свой авторитет, русский народ окажется во власти подготовленных проповедников, инославия, иноверия, безверия. Это прямо следует из того, что в настоящий момент духовное состояние нашего общества находится на грани самого шаткого баланса между Православием и каким угодно инаковерием» (Осипов, 1998).

Для подготовки такого Христова воинства он предлагает создать специальные Образовательные монастыри, где можно было бы готовить к миссионерскому служению людей разного социального происхождения и разного уровня образования, где каждому, желающему послужить делу благовестия, предоставлялась бы возможность получить теоретическую и практическую подготовку по его возможностям.

Основная цель подготовки благовестников - воспитание, ведь миссионерское служение требует полного самоотречения

как от монашествующего, так и от семейного человека, и те и другие должны быть готовы к нищете и самопожертвованию, а главное, они должны стяжать дух апостольской любви и терпимости: «Ревность и любовь апостольская «старается соединить народы в одно семейство Бога истинного ... терпимостью любви, которая долго терпит в молитве и ожидании . терпимостью, которая милосердствует и о неверных, но не радуется неправде .не к тому направляет, чтобы подумали, будто все верования одинаковы, но к тому, чтобы и неверные вкусившие от плодов истинной веры Иисусовой в нелицемерных учениках Его, возлюбили её и покорились ей» (Макарий (Глухарев), 1894).

Не насмешка, ни карикатуры журнала "Charlie Hebdo", не обличение надменное - метод прп. Макария, а любовь апостольская. «Имейте сердце вознесенное горе ко Господу Иисусу Христу, сидящему одесную Отца, и взирающему на вас, и невидимо с вами и вас пребывающему; учитесь у Него кротости и смирению сердца в обращении с людьми; отнюдь не принимайте тона учительского; но действительно старайтесь учиться у всякого, и все доброе перенимать» (Макарий (Глухарёв), 1905: 495).

Задача воспитания заключается в том, чтобы подготовить «нелицемерных учеников», стяжавших некоторые «плоды» истинной веры христианской, вкусив которые, непросвещенные народы должны «возлюбить» христианскую веру и «покориться ей». Первый наставник прп. Макария, преосв. Евгений (Казанцев) подчеркивал важность специальной духовной подготовки для миссионеров: «к несчастию, часто имеют ревность Божию, но не по разуму; часто хотят Апостольствовать без звания Божия, и Духа Христова. Все хотят учить, не научившись; просвещать, не просветившись: вдохнуть благочестие, сами не имея вдохновения. Нет! Не человеческой силы дело, обращать сердце ко Христу, но силы Божией» (Евгений (Казанцев), 1854: 165-166).

Прп. Макарий подчеркивает двойственность задачи, стоящей перед веропроповедником: во-первых, он должен заботиться о своем духовном совершенствовании, а потом уже о просвещении других людей - «Обязанность миссионера сугубая

- пещись о стяжании чистого сердца», об освящении себя праведностью Иисуса Христа и пещись о приведении ко Христу сих племен, младенствующих по разуму» (Макарий (Глухарев), 1894).

О просветительском служении прп. Макарий пишет как о явлении народам света. В людях, чей дух погряз во тьме чувственности и невежества, нужно возжегать воскрешающий Божественный огонь примером жервенного служения любви в их нуждах и скорбях, светом своего беспорочного жития, кротким светом евангельских истин. Глядя на миссионера и слушая его, они должны полюбить свет и потянуться к нему. «Чтобы сей свет, являясь им, произвел в них желание света, печаль по свету, которая побудила бы их стремиться за светом в Христианскую Церковь дверью Крещения, чтобы объять его, чтобы им просветиться и соделаться чадами света. О, если бы они таким образом приступали к Святому Крещению!» (Макарий (Глухарев), 1894).

Вся Российская Церковь, по мысли прп. Макария, должна проникнуться идеей миссионерского служения. Весь русский народ, которому Провидением вручено множество народов, обязан понести апостольское служение, а для этого, прежде всего, сам должен укрепиться в вере и скорейший путь для этого - усвоение Слова Божия. Для осуществления этой задачи необходимо издание Библии на живом народном наречии и распространение грамотности в народе посредством церковноприходских школ, где цель образования направлена, прежде всего, на духовное возрастание через усвоение Слова Божия. Каждый приходской священник должен стать учителем и веропроповедником.

В осуществлении идеи перевода Библии на русский язык прп. Макарий проявил последовательную настойчивость. Добиваясь издания Библии, он нарушает все нормы субординации, он пишет не только свт. Филарету, и в Св. Синод, но и на Высочайшее имя Государю Императору Николаю Павловичу. Эти письма свидетельство мужества ревнующего о деле Божием «романтического», как его с любовью называл митр. Филарет, миссионера. Они достойны нашего сегодняшнего внимания. Они не однократно

переиздавались к памятным датам прп. Макария, замечательно было бы их вновь напечатать в собрании с другими назидательными письмами.

Проповеднический талант прп. Макария ярко проявился, не только в немногих сохранившихся проповедях, но и во множестве сохранившихся писем к разным лицам. Их нравственно-назидательный характер обусловлен глубоким знанием Библии и святоотеческой литературы, а также опытом личного духовного самосовершенствования. Член Орловского церковно-археологического комитета священник Илья Ливанский в дни празнования 50-летия со дня блаженной кончины прп. Макария отмечал: «В ряду книг, особенно полезных для чтения назидательного и учительного, книга писем о. Макария и о. Амвросия, а также письма Епископа Феофана Затворника и Дневник Иоанна Кронштадтского. Это настольные книги для православного христианина, это надёжные спутники его жизни, это дорогие справочники для него в различных обстоятельствах жизни; таковые книги не только нужно читать и перечитывать, но и буквально изучать» (Ливанский И.: 1704).

Часто труды прп. Мкария откладывались на полку, и за них он получал вместо благодарности «очистительные епитимьи», ряд книг были изданы под чужими именами, прп. Макарий никогда не заботился об авторстве.

Поэтому было бы замечательно сделать хотя бы попытку в издании сборника его трудов к 170-летию со дня его кончины. Этим мы воздали бы справедливую похвалу его мужественному апостольскому служению.

Список трудов прп. Макария (Глухарёва)

Переводы ветхозаветных книг с еврейского языка на русский

1. Макарий (Глухарёв), прп. Закон или Пятикнижие Моисея. Перевод с еврейского архим. Макария, бывшего начальника Алтайской Духовной миссии. М., 1863. - (То же репр. Спб., 2000. 426 с. Предисловие Б.А. Тихомирова).

2. Макарий (Глухарёв), прп. Библия. Ветхий Завет Книга Иова. (Опыт переложения на русский язык). М., 1861.

3. Макарий (Глухарёв), прп. Библия. Ветхий Завет. Пророки. Книга

пророка Исаи. (Опыт переложения на русский язык). М., 1863.

4. Макарий (Глухарёв), прп. Библия. Ветхий Завет. Песнь песней, Экклезиаст и притчи. (Опыт переложения на русский язык). М.,1861.

5. Макарий (Глухарёв), прп. Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. (Опыт переложения на русский язык). М., 1861.

6. Макарий (Глухарёв), прп. Библия. Ветхий Завет. Пророки. Книга пророка Иеремии. (Опыт переложения на русский язык). М., 1860.

7. Макарий (Глухарёв), прп. Библия. Ветхий Завет. Пророки. Книга пророка Иоиля. Книга пророка Амоса. Книга пророка Амоса. Книга пророка Авдия. Книга пророкаИоны. Книга пророка Михея. Книга пророка Наума. Книга пророка Аввакума.Книга пророка Софронии. Книга пророка Аггея. Книга пророка Захарии. Книга пророка Малахии. (Опыт переложения на русский язык). М., 1861.

8. Макарий (Глухарёв), прп. Исторические книги Ветхого Завета. (Опыт переложения на русский язык). М., 1868.

9. Макарий (Глухарёв), прп. Книги Иисуса Навина и судей Израилевых. (Опыт переложения на русский язык). М., 1868.

10. Макарий (Глухарёв), прп. Библия Ветхий Завет. Пророческие книги Ветхого Завета. М., 1963.

Научные и литературные сочинения прп. Макария

11. Макарий (Глухарёв), прп. Мысли о переводе Библии на русский язык: Рукопись, автограф - НИОР РГБ,Ф.558, Д.107.

12. Макарий (Глухарёв), прп. Поминовение преосв. Иова, архиепископа Екатеринославского. Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии. С биографическим очерком и портретами. Под.ред. К.В. Харламповича. Казань. 1905.

13. Макарий (Глухарёв), прп. Некоторые черты жизни покойного преосвященного Иова, архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического, собранные и изложенные директором училищ Екатеринославских училищ Екатеринославской губернии Дмитрием Мизко. СПб., 182, 50с.

14. Макарий (Глухарев), прп. Историческое описание Глинской Богородской пустыни, состоящей Курской епархии и губернии в Путивльском уезде, составленное Николаем Самойловым, Состоящаго под Высочайшим покровительством Общества Истории и Древностей Российских Соревнователем.: в 2-х Ч. СПб., 1855г. (53с.; 32с.).

15. Макарий (Глухарёв), прп. Алфавит Библии. Сост., предисл., заключит. статья и примеч. протоиерея Бориса Пивоварова. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2003. 339 с.: Библиогр.: С. 340-347: ил. Рукопись хранится в РГИА Ф.834.Оп.1.Д.381.

16. Макарий (Глухарёв), прп. Спасительные изречения Духа Святого, избранные из Священного и Богодухновенного Писания. Писарский список 1854 г. - НИОР РГБ, Ф.187,ед.хр.2225.

17. Макарий (Глухарёв), прп. Записки находящегося в Бийском округе для обращения иноверцев к Христианству архимандрита Макария и братий его. - Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля Болховского Троицкого Оптина монастыря отца архимандрита Макария Глухарёва. Орел, 1897.

18. Макарий (Глухарёв), прп. Мысли об улучшении воспитания в духовном звании - РГИА. Ф.797, Оп.3, Д.№13005.- 43 л. - Ефимов А.Б Стриганова М.И. Мысли прп. Макария (Глухарева) о воспитании в духовном звании. М., 2008. 33с.

19. Макарий (Глухарёв), прп. Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской Державе. Нестеров. С.В. Словом и житием наставляя. М., 2005. 148 с.

20. Макарий (Глухарёв), прп. Начальное учение человеком хотящим учитися книг Божественного Писания.

21. Макарий (Глухарёв), прп. Катехизический сборник. (Сборник представляет собой строго-систематическую хрестоматию. Включает всего 143 беседы).

Проповеди и поэтические произведения

22. Макарий (Глухарёв), прп. Несколько слов покойного архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской церковной миссии. М., 1854. 47 с.

23. Макарий (Глухарёв), прп. Слово покойного архимандрита Макария на новый год. М., 1848.

24. Макарий (Глухарёв), прп. Лепта. (Сборник духовных песен). М., 1846.

25. Макарий (Глухарёв), прп. Лепта в пользу Духовной Алтайской миссии. Основателя Алтайской миссии Архимандрита Макария. Бийск,1889. 99 с.

26. Макарий (Глухарёв), прп. Первая Лепта в нотном изложении. Томск. 1901. (133 с.) (№ 1. Песнь Богородицы. 1900; №2 Песнь на Рождество Христово. 1900; № 3. Нафанаил. 1900; № 4. Песнь на Преображение Господне. 1901; № 5. Плач Богородицы.1901; №6 Песнь покаянная.1901; №7. Песнь благодарения. 1901; № 8. Песнь о таинстве Пресвятой Троицы. 1901; № 9. Слово крестное. 1901; № 10. Песнь о Лазаре убогом.1901; № 11. Песнь Иостифа целомудренного в темнице. 1901; № 12. Песнь Псалма СХХХ^. 1901; № 14. Надгробная песнь. 1901; № 15. Песнь о последнем суде Христовом. 1901; № 17. Пень о прп. Алексие человеке Божием. 1901; № 18. Пятидесятый псалом 1901; № 20 Песнь благодарения, 1901).

27. Макарий (Глухарёв), прп. Божья кара. (Стихотворение). Писарский список. Серед. XIX в. - НИОР РГБ, Ф. 99, Оп.99,ед.хр.32.

28. Макарий (Глухарёв), прп. Урал. (Стихотворение). Томск, 1896 -(Стихотворение есть в Лепте).

29. Макарий (Глухарёв), прп. Экспромт к сестрам. - Странник.1866. Т. 2,

№ 4. отд. II. C. 57-58.

Письма прп. Макария (Глухарева)

30. Макарий (Глухарёв), прп. Письма основателя Алтайской духовной мисси, архим. Макария. Ч. 1. Томск. 1903.

31. Макарий (Глухарёв), прп. Молитва. Душеполезное чтение, 1863, II. С. 327-328.

32. Макарий (Глухарёв), прп. Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. Ч. 1-2. М.,1860.

33. Макарий (Глухарёв), прп. Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской церковной миссии. Кн.1.М., 1851.

34. Макарий (Глухарев), прп. Письмо покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии, к Синодальному члену, высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому, от 23 дня марта 1834 года о потребности для Российской церки переложения всей Библии с оригинальных языков на современный русский язык. М., 1861.

35. Макарий (Глухарёв) прп. Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии. С биографическим очерком и портретами. Под.ред. К.В. Харламповича. Казань.1905.

36. Макарий (Глухарёв) прп. Три неопубликованных письма Алтайского миссионера прп. Макария (Глухарёва) к Аврааму Сергеевичу Норову. ОР РНБ.Ф.531.Д.437.

ЛИТЕРАТУРА

Макарий (Глухарёв М.Я.), архим. 1894. Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. Типография А.И. Снегиревой. 134 с.

Осипов А.И. 1998. Русское духовное образование. - Журнал Московской Патриархии: 52-61.

Макарий (Глухарёв) прп. 1905. Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии. С биографическим очерком и портретами. Под.ред. К.В.Харламповича. Казань.

Евгений (Казанцев), архиеп. 1854. Слова синодального члена преосвященного архиепископа Евгения, бывшего Ярославского. Москва.

Ливанский И., свящ. К пятидесятилетию со дня блаженной кончины почивающего в Болховской Оптиной пустыни, Орловской епархии, Архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии. -Орловские епархиальные ведомости. № 42.

Получена /Received: 13.10.2015 Принята/Accepted: 27.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.