Научная статья на тему 'Издательская деятельность Томской епархии второй половины xix начала XX В. (малоизвестные страницы:)'

Издательская деятельность Томской епархии второй половины xix начала XX В. (малоизвестные страницы:) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
380
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ДУХОВНЫЕ СТИХИ / МАКАРИЙ ГЛУХАРЕВ / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СУДЬБА / PUBLISHING ACTIVITIES / TOMSK EPARCHY / SPIRITUAL POEMS / MAKARY GLUKHAREV / PUBLISHING FORTUNES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Злыгостева М. Н.

Посвящена исследованию церковного регионального книгопроизводства и книго-распределения: одной из малоизученных тем книговедения Сибири культурно-просветительской деятельности архимандрита Макария, основателя Алтайской духовной миссии, положившего начало самостоятельной издательской деятельности в Томской епархии. Приводятся данные, полученные в ходе исследования, о количестве изданной в Томской епархии духовной литературы, ее видо-жанровом своеобразии: представлена издательская судьба книги духовных стихов Макария Глухарева «Лепта» издания, редкого не только для сибирского, но и вообще для всего религиозного книгопроизводства второй половины XIX начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Злыгостева М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Publishing Activities of Tomsk Eparchy in the Second Half of the XIX the Beginning of the XX Centuries (Little-known Pages)

The article is dedicated to the church regional book-publishing and book-distribution research: one of the insufficiently explored topics of the Siberian bibliology cultural and educational work of archimandrite Makary, who is the founder of Altay Spiritual Mission, who has given the beginning to independent publishing activities in Tomsk Eparchy. The author gives the data got during the research about the quantity of spiritual literature published in Tomsk Eparchy, its genre-specific originality. Besides, the article represents the publishing fortunes of Makary Glukharev's book of spiritual poems "Lepta" a rare edition not only for Siberian but also for all religious book-publishing of the second half of the XIX the beginning of the XX centuries

Текст научной работы на тему «Издательская деятельность Томской епархии второй половины xix начала XX В. (малоизвестные страницы:)»

КНИГОВЕДЕНИЕ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 161-169.

УДК 655

М.Н. Злыгостева

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В. (МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ)

Посвящена исследованию церковного регионального книгопроизводства и книго-распределения: одной из малоизученных тем книговедения Сибири - культурнопросветительской деятельности архимандрита Макария, основателя Алтайской духовной миссии, положившего начало самостоятельной издательской деятельности в Томской епархии. Приводятся данные, полученные в ходе исследования, о количестве изданной в Томской епархии духовной литературы, ее видо-жанровом своеобразии: представлена издательская судьба книги духовных стихов Макария Глухарева «Лепта» - издания, редкого не только для сибирского, но и вообще для всего религиозного книгопроизводства второй половины XIX - начала XX в.

Ключевые слова: издательская деятельность, Томская епархия, духовные стихи, Макарий Глухарев, издательская судьба.

Русская православная церковь сделала большой вклад в историкокультурный процесс изучения, сохранения и публикации своего духовного наследия [1]. В контексте общенационального возрождения традиций православной культуры на рубеже ХХ-ХХ1 вв. существенно возрос и интерес науки к проблемам культурно-просветительской деятельности Русской православной церкви в разные периоды ее истории и в отдельных регионах. Церковное печатное слово - одна из действенных форм приобщения верующего человека к духовно-нравственным ценностям, поэтому развитие церковного книгопроизводства и книгораспространения стало важной составляющей религиозного просвещения.

Как отдельный аспект издательская деятельность РПЦ стала предметом исследования и обобщения на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: в 2000-2006 гг. ГПНТБ СО РАН издала многотомную коллективную монографию «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока» [2], в 2004 г. вышел «Сводный каталог сибирской и дальневосточной книги. 17901917 гг.» [3], отражающий потоки сибирского книгопроизводства за обозначенный период, фонды исследованных хранилищ, учреждения, коллективы, организующие издательскую и типографскую деятельность в Сибири и на Дальнем Востоке. В последнее десятилетие целенаправленно начала изучаться издательская и просветительская деятельность сибирских епархий РПЦ. Исследования Л.Н. Харченко [4] посвящены истории распространения духовной литературы в Восточной Сибири и Прибайкалье. В книге Д.В. Кацюба [5] анализируется культурно-просветительская роль Алтайской духовной миссии. Г.Ш. Мавлютова [6] оце-

© М.Н. Злыгостева, 2010

нивает миссионерскую деятельность РПЦ в северо-западной Сибири XIX - начала XX вв. В 2002 г. вышел биографический словарь «Томские архиереи», где частично освещена деятельность Томского духовенства в формировании и развитии книжной культуры епархии [7].

В монографии Е.Н. Коноваловой [8] каталогизированы и описаны периодические и книжные издания Тобольской губернии 1790-1917 гг., в том числе и религиозная печать Тобольской епархии.

В статьях Н.В. Огурцовой [9], Н.В. Елизаровой [10] обозначена проблема технологии формирования христианского мировоззрения, одной из составляющих которой были в Сибири, в частности Омской епархии, православные библиотеки. Вопросами реконструкции фондов Омского Воскресенского собора в связи с выявлением круга чтения Ф.М. Достоевского занимается Л.Г. Пономарева [11]. Омскими учеными был подготовлен библиографический указатель [12], отражающий статьи историкокультурного характера (конец XX-XXI вв.), посвященные деятельности митрополита Омского и Тарского Феодосия.

Таким образом, в научной литературе рубежа XX-XXI вв. определены отдельные важные составляющие издательской деятельности РПЦ в Сибири, в то же время очевидна необходимость продолжения изучения регионального книгоиздания.

Самостоятельная издательская деятельность епархий Западной Сибири началась в 1792 г. и продолжалась с разной степенью интенсивности вплоть до 1919 г., после которого издательская деятельность епархий была практически прекращена, второе ее рождение состоялось в конце XX в.

Согласно сведениям «Сводного каталога сибирской и дальневосточной книги. 17901917 гг.», в указанный период епархиями Западной Сибири было подготовлено и выпущено 153 издания: Тобольской - 50, Томской - 86, Омской - 17.

В процессе анализа фондов библиотек (РГБ, РНБ, отдела редкой книги Омской областной библиотеки им. А.С. Пушкина, отдела рукописей и книжных памятников научной библиотеки Томского государственного университета, Томской областной универсальной научной библиотеки им.

А.С. Пушкина, библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии) нами существенно уточнены эти сведения за счет уче-

та всех издательских структур и учреждений, принимавших участие в издательской деятельности отдельной епархии. В Тобольской епархии за обозначенный период было издано 380 наименований, Томской -391, Омской - 62. Анализ динамики книгоиздания показал, что активность его резко возрастает на рубеже XIX-XX вв. Подъем местного религиозного книгоиздания в этот период объясняется, в частности, личными усилиями глав епархий (приходом на Томскую кафедру в 1891 г. епископа Томского и Семипалатинского Макария (Невского), в Омске - деятельностью епископа Гавриила (на Омской кафедре с 1905 г.) и открытием новых типографий: в Тобольской епархии -в 1894 г. типографии «Епархиального братства св. великомученика Димитрия Солун-ского», в Томской - в 1898 г. типографии «Епархиального братства Святого Димитрия, Митрополита Ростовского», в 1907 г. -типографии Приюта и Дома Трудолюбия.

Издания духовной литературы осуществлялись как в типографиях епархиальных организаций, так и в частных типографиях, а также принадлежащих городскому правлению. К первым относились типографии Епархиального братства в Тобольске и Томске, типография Детского приюта и Дома трудолюбия в Томске. Частные типографии были представлены в Томске типографиями В.В. Михайлова и П.И. Макушина, В.М. Перельмана, Товарищества «Печатня С.П. Яковлева», в Омске -типографиями А. К. Демидова, К.И. Демидовой. Городскому правлению принадлежали типографии окружного штаба, Губернского правления в Тобольске, Губернского управления - в Томске, типографии «Иртыш» Акмолинского областного правления - в Омске.

По объему и материальной конструкции среди изданий преобладали брошюры. Показательно видо-жанровое разнообразие епархиальных изданий, отвечающее многообразным потребностям и аспектам деятельности епархий: переиздания канонических текстов, гомилетика (сборники проповедей, бесед, речей, слов), духовная поэзия, церковное краеведение (справочные книги епархий, биографии сибирских священников, «сказания» о сибирских иконах), историография (история церкви в Сибири), а также эпистолярии, историко-статистические обзоры, описания посещения епархий сановными лицами, различного рода отче-

ты, уставы братств, воззвания, инструкции, журналы съездов духовенства.

На этом фоне выделяются издания сочинений (проповедей, речей, духовных стихов) глав сибирских епархий, епископов и архиепископов, известных не только в Сибири. Среди особо авторитетных авторов - духовный писатель, автор учебных книг для духовных семинарий, епископ Омский и Семипалатинский Гавриил (Голосов), архимандрит Макарий (Глухарев), архиепископ Томский и Алтайский Макарий (Невский), протоирей, историк, архивист, законоучитель Сибирского кадетского корпуса А. И. Сулоцкий.

Сведения «Сводного каталога сибирской и дальневосточной книги. 1790-1917 гг.» и дополнения к ним, полученные в результате проведенного нами исследования, позволили установить, что за обозначенный период по количеству наименований изданной литературы среди трех епархий лидирует Томская. Это связано, в первую очередь, с культурно-просветительской деятельностью глав миссий и епархий, известных богословов и духовных писателей - архимандрита Макария (1792-1847), основателя Алтайской духовной миссии; Макария Невского (18351926), архиепископа Томского и Алтайского, с 1912 г. - митрополита Московского и Коломенского.

Начало самостоятельной издательской деятельности в Томской епархии было положено архимандритом Макарием.

Михаил Яковлевич Глухарев (12 ноября (30 октября) 1792 - 18 (31) мая 1847) - знаковая личность не только для Сибири: основатель Алтайской духовной миссии, магистр богословия, писатель-богослов, поэт, ученый-филолог. По оценке А. С. Родосского, биографа студентов первых ХХУШ курсов Санкт-Петербургской духовной академии, именно архимандритом Макарием была предпринята первая попытка перевода «всей Библии с еврейского на русский язык» [13, с. ХХХ1У], и опыт этого перевода стал основой для Синодального перевода Библии. В 1983 г. имя преподобного Макария (Глухарева) было внесено в Собор Сибирских святых, а в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви он был общецерковно прославлен в лике святых.

Обследования фондов библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии, РНБ, РГБ, фонда отдела рукописей и

книжных памятников научной библиотеки Томского государственного университета (куда книги Макария попали из личной библиотеки Г.К. Тюменцева1), сопоставление их с данными «Сводного каталога сибирской и дальневосточной книги» помогли установить реальный объем опубликованной части литературного наследия Макария Глухарева. Это переводы отдельных частей Ветхого Завета, гомилетика - слова, речи; духовная поэзия - сборники духовно-нравственных песнопений, а также эпистолярий.

Издательская судьба произведений Макария началась после смерти автора и продолжалась в течение более 60 лет. Единственным прижизненным изданием стала книга духовных стихов «Лепта. В пользу Церковной алтайской миссии» (в 1846 г. в Москве, в типографии Августа Семена), затем, после перерыва более 20 лет, начался активный процесс переизданий, который неслучайно пришелся на рубежи веков, когда обострялась общественная полемика в отношении религиозной духовности. Последнее издание осуществлено в 1995 г. в Санкт-Петербурге («Слова покойного архимандрита Макария»). Показательна и география изданий: Сибирь (Томск, Бийск), Москва, Казань, Санкт-Петербург.

Как было отмечено выше, в тематикотипологическом спектре церковной печати Западной Сибири второй половины Х1Х -начала ХХ в. преобладали такие виды религиозной литературы, как духовно-просветительная, справочная (церковное краеведение), историографическая.

На этом фоне выделяются книги духовных стихов архимандрита Макария Глухарева - так называемые «Лепты». Подобные жанровые формы не издавались в епархиях Западной Сибири с момента их образования по сегодняшний день. Восстановленная нами издательская судьба книги говорит о насущности для православного читателя именно такого рода изданий.

На протяжении более 60 лет «Лепта» выдержала 12 изданий, в основном в Сибири: 5 - в Томске, 3 - в Бийске, 4 - в Москве; 8 изданий имели нотное сопровождение.

Два первых издания были московскими - они вышли в 1846 и 1847 гг. в типографии А. Семена. Первое называлось «Лепта. В пользу Церковной алтайской миссии» и состояло из 17 духовных стихов, сопровожденных постраничными сносками на Священное Писание. Второе издание под

таким же названием отличалось добавлением 6 листов нот и включением списка погрешностей. На предпоследней странице помещена информация о приобретении книги: «Желаюшде иметь сию книжку могут относиться с требованиям своими к означенному священнику Лаврову, прилагая только за пересылку ею».

Затем, после перерыва в 23 года, «Лепта» начала переиздаваться:

- в 1870 г. - в Москве (издание обнаружено нами по каталогу библиотеки Г. К. Тю-менцева в фонде отдела рукописей и книжных памятников научной библиотеки Томского государственного университета, цензор - профессор, протоиерей Филарет Сергиевский, без указания автора на обложке, без предисловия, без номера издания);

- в 1884, 1895, 1900, 1901, 1902 гг. в Томске (два последних - в нотном изложении);

- в 1889, 1890, 1893 гг. - в Бийске;

-в 1914 г. - в Москве (подзаголовок «Сборник духовно-нравственных песнопений»).

Издания отличались объемом (от 71 страницы в изд. 1846 г. до 133 - в 1901 г.), наличием нот (в изд. 1847, 1889, 1890, 1893, 1895, 1901, 1902, 1914 гг.).

«Лепту» следует рассмотреть, с нашей точки зрения, в органичном для нее жанровом контексте.

Источник русской духовной лирики, соединяющей традиции церковной и светской поэзии, - византийская гимнография и литургика. Е.В. Семенова [14, с. 8] устанавливает разницу литературоведческой и богословской ее трактовок: «духовная поэзия - церковная поэзия - литургическая поэзия» и «духовные оды - религиозная гимны - стихотворные переложения псалмов», что порождает научную полемику. Семенова считает, что «употребление понятия «церковная поэзия» ограничено сферой использования (в богослужебной практике); понятие «религиозный» - более широкое, но также ограниченное сферой употребления, характером и назначением. Чаще используется при характеристике произведений, написанных представителями церкви. Более нейтральное понятие - «духовная литература». По мнению исследователя, жанровая система духовной поэзии, представленная духовными одами, стихотворными переложениями библейских псалмов, молитвами, гимнами, при особом содержании

каждого жанра характеризуется и общесистемными признаками: высокой канонической тематикой, внутренним диалогизмом - диалогом Души человека с Богом [14, с. 23].

Духовная лирика русских поэтов (М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого и др.) изучена достаточно. Духовные авторы, по определению А.П. Дмитриева [15], такие как Святитель Димитрий Ростовский, Иннокентий, архиепископ Херсонский, Филарет, митрополит Московский, изучены намного меньше. Проведенный нами анализ потоков книгопроизводства XIX-XX вв. показывает, что сборники духовных стихов в издательской продукции церкви появлялись эпизодически. Середина XIX века

[16] сборник стихотворений «Духовная пища на каждый день», сочинение иеромонаха Геронтия Левитского «Духовные стихотворения и переложение в стихи разных церковных песней», изданные в Санкт-Петербурге; рубеж XIX-XX вв. [17]

- сочинение В.И. Дмитревского «Духовные стихи бегунов», вышедшее в Ярославле, сборник «Духовные стихи» - московское издание Чудова монастыря, «Апокрифы, духовные стихи, легенды» - пособие при изучении словесности» Александра За-чиняева, изданное в Санкт-Петербурге, в Царицыне «Кружок ревнителей православия при Скорбящей церкви» издал «Избранные духовные стихи для народного пения»; рубеж XX-XXI вв. [18] - московское «Православное братство “Споручни-цы грешны^’» издает сборник «Русская духовная поэзия», в Большом Камне выходит сборник русской православной старообрядческой церкви «Духовные стихи», в 2008 г. в Москве - сборник протоиерея Анатолия Трохина «Лепестки Плащаницы: духовные стихи». При этом, по наблюдениям Г. Федотова, именно в XIX в. духовный стих «бытует не только в северной глуши, но почти на всем протяжении русской земли») [19, с. 14].

Предлагаем свою версию реконструкции творческой истории книги духовных стихов «Лепта». За ее основу взято томское издание 1900 г. под названием «Первая лепта», судя по информации на обложке «перепечатано с 1-ого издания 1847 г.». По нему можно составить представление о первых изданиях книги.

Авторский выбор названия книги духовных стихов не случаен. Название книги многозначительно - оно отсылает к евангельской притче о том, как самым дорогим может стать и самый малый вклад, важно, чтобы он был «оплачен» духовно - самой глубокой и искренней верой: «Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудности своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Марк. 12, 42-44). Сравним пояснение мемуариста: «Свою книжку он назвал “Лепта” в память той лепты, которую Евангельская вдовица вложила в церковную сокровищницу» [20, с. 2].

Слово «лепта» отмечается в письменных памятниках с XI в., заимствовано оно из старославянского языка, а восходит к греческому - «мелкая древнегреческая медная монета». В. И. Даль отмечает, что лепта в русском языке синонимична «денежке» и «грошу» [21, с. 248].

Таким образом, название книги представляет ее обобщенный образ - это посильный вклад, жертва. Оно проецируется на состав и содержание книги, представляющей собой сборник духовных стихов.

В русской народной словесности духовными стихами называются песни, чаще всего эпические, на религиозные сюжеты. Вообще духовная поэзия изначально ориентирована на реминисценции, источниками которых, по утверждению А.Д. Кар-неева, являются «по преимуществу разного рода апокрифические сказания, жития святых (как канонические, так и апокрифические), пролог, четьи-минеи, некоторые отеческие поучения, эсхатологические сказания и тому подобные произведения древней старины» [22].

Начнем с вопроса о том, было ли первое издание прижизненным, так как свидетельства мемуаристов и информация в изданиях расходятся.

В предисловии к московскому третьему изданию с заголовком «Первая лепта в нотном изложении» 1914 г. обозначено: «При жизни Макария не было печатного издания “Лепты’; песнопения ее сохранились в рукописях, при том не все. Впервые Лепта напечатана была в 1847 г. Московским протоиереем о. Николаем Дмитриевичем

Лавровым» [20, с. 2]. Протоиерей Иоанн Герболинский, священник кафедрального собора в Екатеринославле, лично знавший Макария Глухарева, свидетельствует: «Возвратившись из Сибири в Москву, отец Макарий от 11 ноября 1846 г. прислал мне книжицу духовных песнопений, в стихах своего сочинения, под названием “Лепта”, и вместо письма сделал на ней своею рукою надписание, кому ее посылает. Я храню его книжицу и надписание, как драгоценность, потому что этим выразилась вся его любовь к моему недостоинству, а в песнях, как в зеркале, изобразилась вся чистота его ума и святость души, погруженной в Бога, и горящей пламенною любовию к Спасителю нашему Иисусу Христу и пречистой его матери» [23].

Возможно, это «недоразумение» возникло и потому, что в изданиях «Лепты» 1846 г. и 1847 г. не было указания на автора (впервые на авторство указывается в заголовке бийского издания 1889 г. «Лепта: В пользу церковной Алтайской миссии. Основателя Алтайской духовной миссии архимандрита Макария»): четкая ориентация духовных стихов на библейские сюжеты и цитаты могла трактоваться как своего рода их обработка. Это же позволяло дополнять посмертные издания «Лепты» другими текстами. Так, в томское издание 1900 г. включены «Слово крестное, творение преподобного Симеона, нового Богослова» и «Песнь о преподобном Алексии, человеке Божием» (с показательным подзаголовком «Прибавление к лепте»). «Песнь о преподобном Алексии, человеке Божием» - один из самых ранних духовных стихов, Н.С. Тихо-нравов относит его к XVII в. [24]. Сюжет этого стихотворения, по наблюдениям Г. П. Федотова, «из житийных сюжетов популярнее всех», в нем рисуются «вольные страдания юноши, отрекшегося от сыновней и супружеской любви» [19, с. 21]. Поэтика «Песни...» значительно отличается от других текстов книги: по-видимому, Макарий Глухарев только стилизовал известный текст. Кроме этого, автор рецензии в «Томских епархиальных ведомостях» «Две Лепты в пользу Алтайской миссии» замечал: «Некоторые песни Лепты переделаны о. Макарием отчасти и самих напевов, так, например, песнь Иосифа целомудренного в темнице» [25].

О принадлежности подавляющего большинства текстов «Лепты» Глухареву, о воз-

можности рассмотрения их как оригинального творчества говорят факты из воспоминаний о нем современников, в частности Иоанна Герболинского, а также свидетельства, собранные А. С. Родосским: Макарий Глухарев «охотно делился плодами своего поэтического творчества, рассылая их или для утешения друзей, или для выражения благодарности; стихотворения его (“Лепта”, “Песнь о преподобном Алексии” и др.) отличались силой, глубиной и искренностью религиозного чувства, что и возбуждало в душе его звуки, которые он перелагал на ноты» [13, с. 255].

Стихотворение «Песнь надгробная», имеющее пояснение «в утешение одного благородного семейства, лишившегося матери, жившей и скончавшейся в Господе», вероятнее всего, написано в память о супруге Ф.А. Голубинского, с которым архимандрит Макарий вел продолжительную переписку. В одном из писем, названном «Утешительное по кончине его супруги» (октябрь 1841 г.), Макарий Глухарев вопрошал: «Не беспокоит ли тебя иногда мысль, как одному детей воспитывать? Но тотчас ты и отвечаешь себе самому: я не один, со мною отец мой небесный. Когда ты взглянешь на детей так сердобольно, как никто уже из человеков не может на них взглянуть; то поспеши взглянуть на Иисуса Христа и скажи: Господи прииди и виждь! Также и над могилой друга, и будет легче. Это крест твой» [26]. В стихотворении «Песнь надгробная» автор уже в поэтической форме воссоздает этот достоверный факт.

Всего в издание 1900 г. вошло не 17, как в издание 1847 г., а 18 стихов (добавлена «Песнь о преподобном Алексии, человеке Божием»). 15 текстов сопровождены текстологическими подстрочными примечаниями, указывающими на источник цитат (книги Ветхого и Нового Завета).

Завершает томское издание 1900 г. «Песнь о преподобном Алексии, человеке Божием», и такой финал книги духовных стихов не случаен. По-видимому, составитель желал подчеркнуть связь между персонажем «Песни» и автором стихов: чтобы создавать духовные стихи, нужно самому быть Посвященным, иметь Божий дар Слова, которое, по мнению Макария Глухарева, есть Бог: «...Матерь Бога - Слова».

Наблюдения над последовательностью текстов выявили определенную логику в их

расположении, что позволяет говорить о продуманной композиции, подчиненной внутреннему сюжету. Сначала читателю явлен Христос как Человеко-Бог («Песнь Богородицы», «Песнь на Рождество Христово»), затем - образ апостола, узревшего и поверившего в Христа (песнь «Нафанаил»), и далее - стихи, в которых Христос представлен в ипостаси Бого-Человека («Песнь о Преображении Господнем», «Плач Богородицы») и как одна из сущностей Святой Троицы («Песнь Покаянная», «Песнь Благодарения», «Песнь о таинстве Пресвятой Троицы»).

Включение «Слова крестного, творения преподобного Симеона» создает у читателя ощущение полифонии голосов, звучащих в текстах. Если в первом стихотворении («Песнь Богородицы») мы слышим голос Богоматери, то в «Нафанаиле» и «Песни о Преображении Господнем» - речи принимающих учение Христа и голос Спасителя, в «Песни покаянной» - голос грешницы (вероятно, Марии Магдалины), в «Слове крестном» слышен голос самого Бога; таким образом сакральный смысл Слова достигает своего апогея.

Далее следуют песни - переложения сюжетов из Ветхого и Нового Заветов. Так построена «Песнь из псалма СХХХУЬ, кроме этого, Макарий Глухарев перевёл на язык поэзии притчу о Лазаре (Лук., 16) - «Песнь о Лазаре убогом», точно следуя евангельскому сюжету и его морали. По авторитетному мнению Е.В. Семеновой, стихотворные переложения псалмов определяет тематика диалога Творца и Души человека, при этом жанровая целостность объединяет «ораторское одическое и личностное элегическое начала» [14, с. 32-33]. Так, в «Песни из псалма СХХХУ1» лирические оценочные формулы обрамляют текст: «Там сидели мы в печали.» и «С Богом спорить невозможно; Все неверно будет, ложно.».

И в «Песни из псалма СХХХУ1», и в «Песни о Лазаре убогом» интертекстуальные связи с источниками (Псалтирь; Лук., 16) абсолютно явные, а личностное авторское начало выражено в текстовой стилистике. В то же время в «Песни о Лазаре убогом» автор ориентируется на тонический стих, характерный именно для фольклорных духовных стихов:

«!Лазарь нищий,

Дни злые влача,

Слег, и пищи

У врата богача,

Крошек с трапезы Роскошной просил,

Вместо вин слезы горючие лил».

Оригинальность авторской обработки заключается и во введении в тексты географического колорита. В стихотворении «Урал» перед нами предстает величественная природа края. По жанру этот текст близок легенде: в нем «передана» беседа смертного, греховного «Адамова рода» и Урала, который проповедует слова Господа: «Господь словам Урала / Смысл, силу, свет давал.».

Возможным аллюзийным фоном может быть «Спор» М.Ю. Лермонтова, лирический сюжет которого состоит в аллегорическом споре Казбека с Шат-горою. Образ Урала в стихотворении Макария Глухарева многопланов: Урал - начало миссионерской деятельности автора, жизненных невзгод и испытания веры. Урал - место, где разделяется Запад и Восток, откуда видно все пространство Земли - Бог обозревает мир людей и благословляет рождение и преображение Урала.

Открывают и завершают книгу стихи, центральный образ которых - Богородица, «Матерь Бога», символизирующая источник божественного, рождение, жизнь, защиту, терпение, утешение. «Песнь ко Пресвятой Богородице» - своеобразная поэтическая молитва-прошение благодати. Хронотоп в этом стихотворении вновь расширяется (после локализации в стихотворении «Урал») до пространства Вселенной: под покровом Богородицы - все принимающие Бога и открывающие ему сердце.

В целом «Первая лепта» Макария Глухарева - книга, где на тематическом и композиционном уровнях создается содержательная целостность, характерная для метажанровых образований. Автор стихов выступает и в роли проповедника христианских истин, и в качестве человека, искренне преданного делу христианского просвещения, формирования религиозного чувства, и как поэт, по-своему осмысляющий реалии современного ему мира.

Важно, что адресатом своих произведений Макарий Глухарев считает весь народ, вне национальности, вне возрастных ограничений. Чтобы и посвященному, и непосвященному читателю понять и принять те православные истины, которые проповедует автор, он обращается к широ-

кому кругу источников. Это стихеры («стихъ, стихеръ, народная легенда, сказание, предание в стихах, иногда рифмованных, о предметах духовных, о вере, чтимых ею святых и пр. Стихеръ о Лазаре, о Иосифе Прекрасном, об Алексии, Божьем человеке» [28, с. 325] и стихиры («стихира - похвальный тропарь, на утрени и вечерни» [28, с. 325], современная автору поэзия, в том числе и духовная. Очевидны реминисценции духовной поэзии Г. Державина («Величество Божие», «Псалом 127»), М. Ломоносова («Переложение Псалма 1-го»), М. Лермонтова («Молитва», «Спор»).

Таким образом «Лепта», оправдывая название, предстает перед читателем как книга-вклад в общее дело созидания и утверждения в Вере.

Роль Макария Глухарева в формировании духовной литературы в Сибири особо значима: об этом говорят неоднократные издания и переиздания «Лепты», а также ее продолжение в литературных трудах архиепископа Томского и Алтайского Макария Невского. Под руководством последнего в 1888 г. в Бийске была издана «Вторая лепта в пользу Алтайской духовной миссии» (в 1890 г., Бийск - 2-е издание; 1895 г., Томск

- 3-е издание; 1900 г., Бийск - 4-е издание), под заголовком «Лепта вторая» - в 1903 г., 1910 г. ( Томск), 1912 г. (Бийск), 1915 г. (Москва).

В церковный обиход сибирских прихожан «Лепты» включались также благодаря инициативе Макария Невского, который неоднократно организовывал в епархии курсы церковного пения, ввел «Лепту» в программу церковно-приходских школ. В конце Х1Х в. некоторые песни из «Лепты» входили в репертуар Синодального хора. К переложению текстов «Лепты» на круглые ноты имел непосредственное отношение Стефан Васильевич Смоленский, директор Московского Синодального училища и хора, с которым Макарий Невский состоял в продолжительной переписке. Популярность сборников духовных стихов была отмечена Макарием Невским в письме к С.В. Смоленскому: «Я рад, что публика все более и более ознакомливается с Лептами. Заключаю об этом из того, что московские и киевские книгопродавцы стали понемногу брать на комиссию Лепты, особенно в последнее время» [27].

Подводя итог вышесказанному, подчеркнём, что в истории книжной культуры

Сибири просветительская роль Макария Глухарёва значительна: им были заложены основы духовного просвещения в Томской епархии, во многом определившие стратегии миссионерской деятельности, включающей опору на авторитет печатного слова. Первый период в истории Алтайской духовной миссии недаром назван «макарь-евским»: обширная территория Тобольской епархии (напомним, что Томская епархия выделилась из Тобольской в 1834 г.), разнообразный национальный состав населения, многоконфессиональность, обострение церковного раскола сделали насущной необходимостью развитие в крае миссионерской деятельности. С этой целью в 1830 г. по инициативе архимандрита Макария (Глухарева) была учреждена Алтайская духовная миссия, сыгравшая первостепенную роль в распространении православия в Томской епархии: Макарий Глухарев является не только основателем миссии, им фактически были заложены основы нового миссионерства, ставившего своей задачей изучение языка местных инородцев, их образа жизни и мировоззрения, распространение просвещения среди местного населения, в том числе и посредством церковного печатного слова.

ПРИМЕЧАНИЕ

1Г.К. Тюменцев (1842-1931) - метеоролог, краевед, бывший директор Томского реального училища.

ЛИТЕРАТУРА

[1] См. об этом подр.: Илларионов П. Издательская

деятельность РПЦ // Церковный вестник. 2004. № 1-2. С. 278-279. Ш1_: http://www.tserkov.info.

[2] Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1. Конец XVIII - середина 90-х гг. XIX в. / ГПНТБ СО РАН; отв. ред.

В. Н. Волкова. Новосибирск : РИО ГПНТБ СО РАН, 2000. 316 с.; Т. 2. Конец XIX - начало XX в. / отв. ред. С. А. Пайчадзе. Новосибирск : РИО ГПНТБ СО РАН, 2001. 367 с.; Т. 3. 19171930 гг. / отв. ред. А. Л. Посадков. Новосибирск : РИО ГПНТБ СО РАН, 2002. 435 с.; Т. 4. 1931-1962 гг. / отв. ред. С. А. Пайчадзе. Новосибирск: РИО ГПНТБ СО РАН, 2004. 499 с.

[3] Сводный каталог сибирской и дальневосточной

книги. 1790-1917 гг.: в 3 т. Т. 3. Новосибирск : ГПНТБ, 2005. 490 с.

[4] Харченко Л. Н. Распространение православ-

ной духовной литературы и духовного просвещения в Восточной Сибири (XVIII - первая пол. XIX вв.): Очерки истории. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. 208 с.

[5] Кацюба Д. В. Алтайская духовная миссия: во-

просы истории, просвещения, культуры и бла-

готворительности. Кемерово : Изд-во Кемеровского госуниверситета, 1998. 156 с.

[6] Мавлютова Г. Ш. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в северо-западной Сибири (XIX - нач. XX вв.). Тюмень : Изд-во Тюменского госуниверситета, 2001. 177 с.

[7] Исаков С. А., Дмитриенко Н. М. Томские архиереи: биографический словарь. 1834-2002. Томск : Изд-во Томского ун-та, 2002. 111 с.

[8] Коновалова Е. Н. Книга Тобольской губернии. 1790-1917 гг. Сводный каталог местных изданий. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2006. 528 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Огурцова Н. В. Библиотеки духовного ведомст-

ва в Омске в конце XIX - начале XX века // Русский вопрос: История и современность. Омск, 2000. С. 93-94.

[10] Елизарова Н. В. Роль миссионерских библиотек в распространении православия на территории Омского Приииртышья конца XIX -начала XX в. // Омский научный вестник. 2003. № 4. С. 46-49.

[11] Пономарева Л. Г. Острожник за книгой. Круг чтения Ф. М. Достоевского // Тобольск и вся Сибирь. Омск. Альманах № 7. Тобольск : Издательский отдел общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2006. С. 219-228.

[12] Верой и правдой - Богу и народу : библиографический указатель / сост. Л. В. Лапина, Т. Н. Лебедева, при участии А. М. Лосунова. Омск : Омская государственная библиотека им. А.С. Пушкина, 2002. 95 с.

[13] Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии: 1814-1869 гг. СПб. : Типография И. В. Леонтьева, 1907. LXXXIV, 552 с.

[14] Семенова Е. В. Система жанров русской духовной поэзии XVIII - начала XIX века. М. : Прометей, 2001. 183 с.

[15] Дмитриев А. П. Духовные писатели как литературные критики (1855-1900) : дис. ... канд. филолог. наук. СПб.,1995. С. 3.

[ 16] Духовная пища на каждый день : стихи. СПб. : Типография духовного журнала «Странник», 1860. 112 с.; Духовные стихотворения и переложение в стихи разных церковных песней / соч. иеромонаха Геронтия Левитского. СПб., 1864. 164 с.

[17] Духовные стихи бегунов / соч. В. И. Дмитревского. Ярославль : Типография Губерн. правления, 1890. 24 с.; Духовные стихи. М. : Издание Чудова монастыря, 1908. 8 с.; Апокрифы, духовные стихи, легенды: Пособие при изучении словесности / Александр Зачиняев. СПб. : И. В. Казначеев, 1909. 71 с.; Избранные духовные стихи для народного пения. Царицын : Кружок ревнителей православия при Скорбящей церкви, 1913. 17 с.

[18] Русская духовная поэзия: сборник. М. : Православное братство «Споручницы грешных», 1996. 248 с.; Духовные стихи : сб. / Рус. право-слав. старообряд. церковь. Большой Камень: Омега,1998. 35 с.; Лепестки Плащаницы: ду-

ховные стихи / Протоиерей Анатолий Трохин. М. : Лепта, 2008. 108 с.

[19] Федотов Г. П. Стихи духовные. М. : Гнозис, 1991. 185 с.

[20] Лепта первая. Сборник духовно-нравственных песнопений. М. : Печатня В. Гроссе, 1914. 103 с.

[21] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Русский язык, 1999. Т. 2.

[22] Карнеев А. Д. Мелкие разыскания в области духовного стиха // Журнал министерства народного просвещения. 1892. июнь, № 6 (часть С^ХХХО. С. 209.

[23] Герболинский Иоанн. Воспоминания о покойном архимандрите Макарии Глухареве, миссионере алтайском // Странник. 1861. Кн. 5 (май). С. 245-246.

[24] Марков А. Определение хронологии русских духовных стихов, в связи с вопросом об их происхождении // Богословский вестник. 1910. № 6 (июнь). С. 11.

[25] Томские епархиальные ведомости. 1891. № 7. Отдел неофиц. С. 27.

[26] Письма основателя Алтайской духовной миссии, архимандрита Макария. Томск : Типография епархиального братства, 1903. С. 6.

[27] Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IV. Стефан Васильевич Смоленский. Воспоминания: Казань, Москва, Петербург. М. : Языки славянской культуры, 2002.

С. 531.

[28] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Русский язык, 1999. Т. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.