№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Право
УДК 342.53
Г. В. Синцов
О ЗНАЧЕНИИ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация.
Актуальность и цели. В условиях развития процессов демократизации в Российской Федерации невозможно представить деятельность исполнительной власти без осуществления над ней контроля со стороны органов законодательной власти. Парламентский контроль, контроль органов законодательной власти за действиями правительства является одной из важнейших функций парламента. Данный вид контроля позволяет более эффективно и слаженно осуществлять государственную политику всем государственным механизмом, способствует минимизации нарушения законов, прав и свобод граждан отдельными органами исполнительной власти и их должностными лицами.
Материалы и методы. В статье проведен анализ Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ); Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; Федерального закона от 07.05.2013 № 77-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О парламентском контроле».
Результаты. Анализ указанных полномочий позволяет говорить о том, что парламентский контроль на федеральном уровне может осуществляться достаточно эффективно. Законодательным органам власти предоставлены широкие возможности в сфере контроля за действиями иных институтов власти. У Федерального Собрания есть значительный инструментарий, позволяющий исключительно правовыми методами, максимально открыто воздействовать на деятельность подконтрольных органов, препятствовать нарушению ими прав граждан.
Выводы. Как мы видим, благодаря грамотному правовому регулированию институтов парламентского контроля происходит повышение эффективности и качества работы органов исполнительной власти. Контроль способствует открытости политических процессов, соблюдению публичности деятельности государственного аппарата.
Ключевые слова: парламентский контроль, исполнительная власть, законодательная власть.
G. V. Sintsov
IMPORTANCE OF PARLIAMENTARY CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract.
Background. In conditions of democratization processes development in the Russian Federation it is impossible to imagine the executive authority without the legislative authorities’ control over it. The parliamentary control, the legislative authorities’ control over the government activity is one of the most important functions of the parliament. The said type of control allows a more efficient and coordinated implementation of the state policy by the whole government mechanism, pro-
Social sciences. Law
17
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
motes reduction of violations of laws, rights and freedoms of citizens by individual executive authorities and officials thereof.
Materials and methods. The article analyzes the Constitution of the Russian Federation (adopted by the nationwide vote on 12.12.1993) (regarding the amendments due to the RF laws on the amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30/12/2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ); the Federal constitutional law from 26.02.1997 № 1-FKZ (edition from 12.03.2014) «On the Ambudsman in the Russian Federation»; the Fedral law from 07.05.2013 № 77-FZ (edition from 04.11.2014) «On the parliamentary control».
Results. The analysis of the given authority allows to conclude that the parliamentary control at the federal level may be implemented quite efficiently. Executive authorities are given ample opportunities in the field of control over other institutions of the authority. The Federal Assembly possesses significant instruments that legally allow to as openly as possible influence the bodies under control, to prevent violations of civil rights by them.
Conclusions. As one can see, competent legal regulation of institutions of parliamentary control leads to efficiency and quality improvement of the executive authorities’ activity. The control promotes openness of political processes, maintenance of publicity of the state apparatus’ activity.
Key words: parliamentary control, executive authority, legislative authority.
В условиях развития процессов демократизации в Российской Федерации невозможно представить деятельность исполнительной власти без осуществления над ней контроля со стороны органов законодательной власти.
Парламентский контроль, контроль органов законодательной власти за действиями правительства, является одной из важнейших функций парламента. Данный вид контроля позволяет более эффективно и слаженно осуществлять государственную политику всем государственным механизмом, способствует минимизации нарушения законов, прав и свобод граждан отдельными органами исполнительной власти и их должностными лицами.
За последние десятилетия в России был проведен ряд реформ, направленных на расширение полномочий парламента в части контроля за органами исполнительной власти, а также на усиление государственно-правовой ответственности.
Парламентский контроль не имеет прямого закрепления в действующем законодательстве. В нормативно-правовых актах РФ не дано четкого определения понятию «парламентский контроль». Даже в федеральном законе от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле» [1] не содержится указанного определения.
Ученые, занимающиеся изучением данного института, также не сходятся во мнении по поводу определения указанного понятия.
Как справедливо отмечает О. В. Яценко, не существует «универсального определения для данной категории», и каждый правовед по возможности пытается привнести в понятие парламентского контроля что-то свое, тем самым расширяя его содержание [2].
Одним из наиболее распространенных и известных считается определение парламентского контроля, данное М. М. Утяшевым и А. А. Корнилае-вой, которые определили его как «осуществление высшим законодательным (представительным) органом государственной власти комплекса различных
18
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Право
мер по постоянному наблюдению и проверке деятельности системы, а также по устранению выявленных в результате такой проверки нарушений и предупреждению возможных несоответствий» [3, с. 30].
С. В. Бендюрина в своем исследовании федерального парламентского контроля определила его как «законную деятельность палат Федерального Собрания, их собственных и совместных органов и отдельных представителей, характеризующуюся юридической направленностью по наблюдению, выявлению и предотвращению нарушений, ошибок, злоупотреблений в реализации органами государственной власти либо должностными лицами нормативных предписаний, и, как следствие, возникающим либо невозникающим правовым последствиям» [4, с. 16].
Однако все ученые выделяют ряд схожих признаков для парламентского контроля: это вид государственного контроля, который осуществляется органами законодательной власти над органами исполнительной власти.
Федеральный закон «О парламентском контроле» позволяет классифицировать данный вид контроля в зависимости от субъектов, его осуществляющих:
1) парламентский контроль, осуществляемый непосредственно парламентом - палатами Федерального Собрания Российской Федерации (Советом Федерации и Государственной Думой);
2) парламентский контроль, осуществляемый органами, входящими в структуру парламента (комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации; парламентские комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы);
3) парламентский контроль, осуществляемый органами, не входящими непосредственно в структуру парламента (например, Счетной Палатой РФ, которая не входит в состав Федерального Собрания РФ, а согласно ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» подотчетна ему).
Закрытый перечень форм парламентского контроля указан в ст. 5 ФЗ «О парламентском контроле». Исходя из анализа данных форм, можно сделать вывод о том, что парламентский контроль осуществляется в отношении:
- Правительства Российской Федерации (например, путем рассмотрения Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ, проведения мероприятий по контролю в сфере бюджетных правоотношений, заслушивания ежегодных отчетов правительства о результатах его деятельности, заслушивания на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации информации членов Правительства Российской Федерации, их ответов на вопросы членов Совета Федерации, заслушивания в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, приглашения членов Правительства Российской Федерации на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации и т.д.);
- Центрального банка РФ (например, путем рассмотрения Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятия решений по ним; заслушивания в целях получения информации
Social sciences. Law
19
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и т.д.);
- Счетной палаты РФ (например, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации);
- Прокуратуры РФ (Совет Федерации заслушивает ежегодный доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению);
- Уполномоченного по правам человека (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации назначает на должность Уполномоченного по правам человека согласно ч. 2 ст. 1 ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [5]);
- руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (путем заслушивания их докладов, информации, их ответов на запросы парламента).
По итогам осуществления мероприятий по парламентскому контролю его субъекты вправе предпринять действия, определенные в ст. 15 ФЗ «О парламентском контроле», в том числе: выступить с законодательной инициативой или поручить комитету или комиссии одной из палат Федерального Собрания разработать закон, направленный на устранение той или иной проблемы, выявленной в ходе контроля; освободить от должности лиц, чье освобождение от должности отнесено к полномочиям парламента; обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации или Следственный комитет Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства.
Анализ указанных полномочий позволяет говорить о том, что парламентский контроль на федеральном уровне может осуществляться достаточно эффективно. Законодательным органам власти предоставлены широкие возможности в сфере контроля за действиями иных институтов власти. У Федерального Собрания есть значительный инструментарий, позволяющий исключительно правовыми методами, максимально открыто воздействовать на деятельность подконтрольных органов, препятствовать нарушению ими прав граждан.
При этом нельзя сказать, что действующее законодательство предоставляет органам законодательной власти излишние полномочия, негативно сказывающиеся на реализации принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации [6]. Скорее наоборот, сложившаяся в настоящее время ситуация позволяет говорить о соблюдении баланса всех трех ветвей власти и о существовании эффективных «сдержек и противовесов» в их деятельности.
Благодаря грамотному правовому регулированию институтов парламентского контроля происходит повышение эффективности и качества работы органов исполнительной власти. Контроль способствует открытости политических процессов, соблюдению публичности деятельности государственного аппарата.
20
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Право
Список литературы
1. О парламентском контроле : Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 19 (13 мая). - Ст. 2304.
2. Яценко, О. В. Парламентский контроль в России как фактор формирования правового государства и гражданского общества / О. В. Яценко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2010. - № 1.
3. Утяшев, М. М. Контрольные функции региональных парламентов: сравнительный анализ / М. М. Утяшев, А. А. Корнилаева // Право и политика. - 2001. -№ 1.
4. Бендюрина, С. В. Федеральный парламентский контроль в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование / С. В. Бендюрина. - Екатеринбург, 2003.
5. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 9 (3 марта). - Ст. 1011.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31 (4 авг.). - Ст. 4398.
References
1. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the RF legislation]. 2013, no. 19 (13 May), art. 2304.
2. Yatsenko O. V. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki [Bulletin of Taganrog institute of administration and economics]. 2010, no. 1.
3. Utyashev M. M., Kornilaeva A. A. Pravo ipolitika [Law and politics]. 2001, no. 1.
4. Bendyurina S. V. Federal'nyy parlamentskiy kontrol' v Rossiyskoy Federatsii: konstitu-tsionno-pravovoe issledovanie [Federal parliamentary control in the Russian Federation: constitutional-legal research]. Ekaterinburg, 2003.
5. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the RF legislation]. 1997, no. 9 (3 March), art. 1011.
6. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the RF legislation]. 2014, № 31 (4 Aug.), art. 4398.
Синцов Глеб Владимирович
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой частного и публичного права, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Sintsov Gleb Vladimirovich
Doctor of juridical sciences, professor, head
of sub-department of private and public law,
Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 342.53 Синцов, Г. В.
О значении парламентского контроля в Российской Федерации /
Г. В. Синцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 2 (34). - С. 17-21.
Social sciences. Law
21