Научная статья на тему 'О ЗНАЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЕГО УЧЕНИКОВ. ИЗ ОПЫТА ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ ЖИВОПИСНОЙ РАБОТЫ «ЦЫГАНКИ» ПОД РУКОВОДСТВОМ ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА РАХ Г. П. КИЧИГИНА'

О ЗНАЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЕГО УЧЕНИКОВ. ИЗ ОПЫТА ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ ЖИВОПИСНОЙ РАБОТЫ «ЦЫГАНКИ» ПОД РУКОВОДСТВОМ ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА РАХ Г. П. КИЧИГИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА / ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА / Г. П. КИЧИГИН / ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боброва Елена Владимировна

В статье рассматривается роль личности мастера в профессиональном становлении его учеников на примере известных отечественных художников и на личном примере взаимодействия автора статьи с членом-корреспондентом Российской академии художеств Г. П. Кичигиным в период работы над дипломной жанровой композицией «Цыганки» (2005 год). Делается акцент на значение личного показа мастера, передачу секретов мастерства напрямую от учителя к ученику. Автор выводит основные понятия, которые называет «заветами», вынесенные в результате совместной работы с Г. П. Кичигиным, представляет уникальные рисунки мастера из собственной коллекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SIGNIFICANCE OF AN ARTIST'S PERSONALITY IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HIS STUDENTS. FROM THE EXPERIENCE OF PERFORMING THE PAINTING WORK “GYPSIES” UNDER THE LEADERSHIP OF THE CORRESPONDING MEMBER OF THE RUSSIAN ACADEMY OF ARTS G. P. KICHIGIN

The article discusses the importance of a master's personality in the professional development of his students on the example of the famous domestic artists and on the personal example of the authors interraction with the corresponding member of the Russian Academy of Arts G.R Kichigin during the period of work on the graduation genre composition “Gypsies” (2005). The importance of a masters example and of the personal skills transfer, implemented directly from a teacher to a student, is emphasized. The author formulates the basic concepts, which he calls “covenants”, made as a result of joint work with Kichigin and presents the unique drawings of the master from her own collection.

Текст научной работы на тему «О ЗНАЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЕГО УЧЕНИКОВ. ИЗ ОПЫТА ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ ЖИВОПИСНОЙ РАБОТЫ «ЦЫГАНКИ» ПОД РУКОВОДСТВОМ ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА РАХ Г. П. КИЧИГИНА»

DOI: 10.17516/2713-2714-0043 УДК 75.04

ON THE SIGNIFICANCE OF AN ARTIST'S PERSONALITY IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HIS STUDENTS. FROM THE EXPERIENCE OF PERFORMING THE PAINTING WORK "GYPSIES" UNDER THE LEADERSHIP OF THE CORRESPONDING MEMBER OF THE RUSSIAN ACADEMY OF ARTS G. P. KICHIGIN

Elena V. Bobrova

Omsk State Technical University Omsk, Russian Federation

Abstract: The article discusses the importance of a master's personality in the professional development of his students on the example of the famous domestic artists and on the personal example of the author's interraction with the corresponding member of the Russian Academy of Arts G.P. Kichigin during the period of work on the graduation genre composition "Gypsies" (2005). The importance of a masters example and of the personal skills transfer, implemented directly from a teacher to a student, is emphasized. The author formulates the basic concepts, which he calls "covenants", made as a result of joint work with Kichigin and presents the unique drawings of the master from her own collection.

Keywords: professional formation of an artist; personality of an artist, G. P. Kichigin, Omsk State Pedagogical University.

Citation: Bobrova, E. V. (2022). ON THE SIGNIFICANCE OF AN ARTIST'S PERSONALITY IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HIS STUDENTS. FROM THE EXPERIENCE OF PERFORMING THE PAINTING WORK "GYPSEIS" UNDER THE LEADERSHIP OF THE CORRESPONDING MEMBER OF THE RUSSIAN ACADEMY OF ARTS G.P. KICHIGIN. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1,№3 (12), p. 32-37.

E. В. Боброва

Омский государственный технический университет Омск, Российская Федерация

О ЗНАЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЕГО УЧЕНИКОВ. ИЗ ОПЫТА ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ ЖИВОПИСНОЙ РАБОТЫ «ЦЫГАНКИ» ПОД РУКОВОДСТВОМ ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА PAX Г. П. КИЧИГИНА

issun SUBJECT I ТНМЛ HOMEPA|

В статье рассматривается роль личности мастера в профессиональном становлении его учеников на примере известных отечественных художников и на личном примере взаимодействия автора статьи с членом-корреспондентом Российской академии художеств Г. П. Кичигиным в период работы над дипломной жанровой композицией «Цыганки» (2005 год). Делается акцент на значение личного показа мастера, передачу секретов мастерства напрямую от учителя к ученику. Автор выводит основные понятия, которые называет «заветами», вынесенные в результате совместной работы с Г. П. Кичигиным, представляет уникальные рисунки мастера из собственной коллекции.

Ключевые слова: профессиональное становление художника; личность художника; Г. П. Кичигин; Омский государственный педагогический университет.

Георгий Петрович Кичигин, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор уверенно вошёл в отечественное искусство в 1970-е годы, с первых выставок заняв свою нишу в художественном пространстве страны. Его работы приобретали отечественные и зарубежные музеи, в числе которых всемирно известная Третьяковская галерея, где произведения художника включены в постоянную экспозицию, что также красноречиво свидетельствует об уровне признания творчества Г. П. Кичигина [4].

Работам мастера, разумеется, посвящено значительное количество статей, очерков, написанных известными сибирскими искусствоведами (Л. К. Богомолова, А. Н. Гуменюк, Н. В. Трига-лева, М. Ю. Чертогова, В. Ф. Чирков и др.)- Уже ранние произведения Г.П. Кичигина становились предметом пристального интереса авторитетных столичных исследователей С. И. Кускова, В. С. Манина, В. Л. Мейланда, А. И. Морозова, А. К. Якимовича и др. [4, с. 5]. Нам, когда речь идёт о личности художника такого масштаба, очень сложно избежать штампов и было бы самонадеянно тягаться с асами искусствоведения, однако же, смеем надеяться, искреннее отношение и личное знакомство помогут перевести тему статьи в совершенно иную плоскость. Кроме того, среди немалого количества биографических очерков и интервью достаточно сложно найти новый небанальный ракурс, с которого можно посмотреть на личность и творчество Георгия Петровича. Вместе с тем среди всей информации о художнике крайне редко встречаются упоминания о Кичигине как учителе. В 2005 году автору статьи довелось работать над дипломной работой «Цыганки» под руководством Г. П. Кичигина. На сегодняшний момент уместно считать это одним из

наиболее важных событий и везением в творческой жизни. Обобщая полученный опыт, в настоящей статье мы рассмотрим Кичигина-художни-ка через призму формирования мотивационных, профессиональных качеств в его учениках и влияния фактора личности художника-педагога на образовательный процесс.

Значение личности мастера в профессиональном становлении художника сложно переоценить. Об этом неоднократно упоминали выдающиеся отечественные мастера кисти: М. А. Врубель, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, И. Е. Репин, В. А. Серов, Н. И. Фешин и многие другие. Все эти художники, помимо богатейшего творческого наследия, оставили неоценимые теоретические материалы в виде писем, дневников, записок, статей, исследований, даже учебных программ, в которых так или иначе подчёркивалось значение педагогического показа, передачи мастерства, что называется, из рук в руки. Да и сам Георгий Петрович отмечает колоссальное значение в собственном профессиональном становлении своего преподавателя - известного сибирского художника, члена-корреспондента АХ СССР А. Н. Либерова - вспоминает его «мудрость и профессиональный уровень», подчёркивая при этом, что они притягивали «как магнит» [4, с. 314].

Нельзя не вернуться в этом вопросе к значению личного показа мастером метода ведения живописной работы или рисунка, который, безусловно, мотивирует ученика и может быть для него более ценным, чем самые точные теоретические или методические рекомендации. Так, ученики Валентина Серова часто отмечали его немногословность, да и преподавателем он себя считал плохим: «Я ведь не умею объяснять, смотрите, как я рисую» [2, с. 301]. О том же писали и подопечные Репина, однако оба мастера, будучи большими виртуозами, работали в художественных классах вместе со студентами, демонстри-

руя высокий уровень личного мастерства. Ю. Р. Бершадский, русский и советский живописец и педагог в своих воспоминаниях об учителе отмечает: «Во время занятий Репин подробно знакомил нас со своим творческим методом, причём делал это наглядно. Он писал вместе с нами ту же натуру, которую штудировали мы» [1, с. 118]. Это обстоятельство фигурирует практически во всех воспоминаниях учеников Репина. Так, и А. М. Любимов вспоминает восторг студенческой аудитории, когда они наблюдали, как Илья Ефимович пишет этюд с «виртуозным мастерством и блестящей техникой», подчёркивая, что это зрелище осталось у него в памяти на всю жизнь [1, с. 119]. Мастер пейзажа, художник-график А. П. Остроумова-Лебедева в своих воспоминаниях цитирует письмо к подруге, написанное под непосредственным впечатлением работы Репина, своего учителя в мастерской, рядом с учениками. Со свойственной ей эмоциональностью и прямотой она напишет: «Какой это гениальный художник! Он одухотворяет в полном смысле холст, не видишь ни холста, ни красок, а только живую натуру. .. Какой он мастер и как глубоко понимает натуру! Он, значит, любит своих учеников, если теряет свое время, чтобы как можно нагляднее показать нам и двинуть нас вперед» [6].

По-настоящему любопытен в интересующем нас контексте ещё один пример. Известный русский художник К. А. Коровин в мемуарах «Моя жизнь» приводит беседу со своим преподавателем в Академии художеств Е. С. Сорокиным о натурной пейзажной живописи. В ходе разгоревшейся полемики Константин Алексеевич невольно описывает свой метод работы над этюдом. В частности, он говорит: «Да ведь там, в натуре, разно - а всё одинаково. Вы видите брёвна, стёкла в окне, деревья. А для меня это только краски. Мне всё равно что - пятна». Учитель попросил показать пример такого письма, после чего заплатил ученику деньги, сказав, что это был бесценный для него опыт, высоко оценив значение личного показа будущего большого художника Коровина [5]. Подытоживая вышесказанное, отметим, что неспроста большинство современных художественных школ высокого класса: Школа акварели Сергея Андрияки (Москва), школа Портрета Анатолия Мовляна (Екатеринбург, Омск) - используют методику параллельного ведения учебных заданий учителем и учеником. Кроме того, такой подход в обучении совпадает с практикой

эпохи Возрождения, когда подопечный мог видеть, как работает мастер и учиться у него [3].

Итак, Георгий Петрович Кичигин - крупнейшая фигура в художественной жизни Сибири, в том числе Омска, где он родился. На момент моего поступления (2000 год) в Омский государственный педагогический университет на факультет искусств, который по привычке до сих пор называют худграфом, Георгий Петрович в мировосприятии абитуриентов и студентов, безусловно, являлся серьёзной величиной, большим мастером, учиться у которого была своего рода награда. Кроме того, Георгий Петрович вернулся в качестве преподавателя на факультет в 1997 году, после 17-летнего перерыва в педагогической деятельности, будучи по-настоящему крупным художником, что вызывало, естественно, большой ажиотаж среди абитуриентов. Наша же совместная работа с Кичигиным случилась только в период работы над дипломом - живописной композицией «Цыганки» (холст, масло, 80x100 см) в жанре социальной бытовой картины.

К сожалению, ни самой работы, ни даже её фотографии на факультете искусств не сохранилось, поэтому предоставим описательную характеристику из рецензии кандидата искусствоведения, заведующей отделом графики Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Г. А. Севостьяновой: «Бобровой удалось запечатлеть в композиции образ современных представительниц древнего народа, лишённый

Е. В. Боброва. Вариант композиции «Цыганки». 2005. Картон, масло. Эскиз 20x30

Собственность автора

/:. V. Bohrova. Л variant of the composition "Gypsies ". 2005. Cardboard, oil. Sketch 20x30 Author's properly

issun SUBJECT I THMA HOMEPA|

v ^ 1 . л

" &

„ и * j) t * 4 Г'. у » » . 1 ' \ • > Ji■

* Vr ' '

• p - y^ •

«Л

! A

I

E. В. Боброва. Работы из серии автопортретов в образе цыганок: а - Автопортрет а красном. 2004. Картон, масло. 80x60

б - Гадалка. 2004. Картон, масло. 80x60

Собственность автора

П. V. Dohrova. Works from a series

of self-portraits in the image of gypsies:

a - Self-portrait in red. 2004. Cardboard, oil. 80x60

b - Fortune teller. 2004. Cardboard, oil. 80x60

Author's property

романтического ореола. Через символику выразительных деталей: стена с осыпавшейся штукатуркой, бродячие собаки, картонные коробки - она убедительно передаёт свое понимание проблемы, пытается осмыслить роль и место этих людей в мире. Дипломница создаёт замкнутое пространство, в котором стена играет роль своеобразного театрального задника, в причудливом рисунке которого угадываются очертания географической карты; расставляет своих персонажей как статистов, размещает предметы, согласуя их объём с общим картинным пространством». В личном архиве автора статьи сохранились подготовительные этюды, композиционный поиск, наброски, которые и будут рассмотрены ниже.

Стоит отметить, что в процессе разработки дипломной композиции существенно трансформировался образ главных персонажей. К окончанию четвёртого курса, перед выходом защиту диплома, у нас сложилась достаточно обширная серия живописных автопортретов. О первой выставке в стенах худграфа, на которой они были представлены, в своей статье вспоминает В. Ф. Чирков: «Вдоль стены „галерея" портретов цыганок. Первое впечатление: слишком смело, дерзко. Язык экспрессивен. Живопись перебивает графику, спорит. Но заметны характеры моделей. Они с вызовом, достоинством. То есть проглядывает психология портретируемых» [7, с. 77]. Далее, подводя итог взаимодействию в период работы над дипломом студентки с педагогом, В. Ф. Чирков отметил, что «живопись не от него [Ки-чигина. - £.£.]», предполагая возможное влияние мастера в рисунке и «психологической начинке» персонажей, при этом подчёркивая различие в

виде «допусков на условность» у начинающего художника. Именно эти живописные холсты послужили отправной точкой в определении вектора работы над дипломом.

Сложнее всего давалась оценка персонажей, в которой мы с Георгием Петровичем поначалу категорически не сходились. Позднее с подачи руководителя довелось в полной мере почувствовать, кто они такие - современные цыгане, что существенно усложнило и углубило тему.

Дипломный проект (разработка темы, работа над эскизами, сбор этюдного материала) не предполагают совместной работы в какой-либо учебной аудитории руководителя и дипломника, однако Г. П. Кичигин предпочитал консультировать у себя в мастерской. Приходя туда в назначенные часы, стыдливо пряча за спиной свои эскизы и долго расшаркиваясь перед входом, доводилось отмечать, что в святая святых художника всякий раз менялись холсты на мольберте - появлялись новые, уточнялись старые. Жизнь в мастерской шла непрерывно, и это было очевидно. Каждый раз краем глаза (напрямую было почему-то неудобно) рассматривая новый точный набросок на холсте, случалось думать, что всё это время тоже велась постоянная работа, но её результат был уже другим. Это обучало первой важнейшей заповеди в искусстве: чтобы добиться мастерства, нужно очень много работать, не останавливаясь. Георгий Петрович говорил, что в пространство картины нужно входить, как к себе в комнату, где ты всё прекрасно знаешь: каждый стул, табурет -какие они и почему именно здесь. Если же такой ясности не появляется, то композицию нужно уточнять, дорабатывать.

Автору статьи посчастливилось: Г. П. Кичигин, понимая, что объяснить на словах принципы формирования сложной композиции совсем «зелёному» художнику, которым, безусловно, является студент, довольно сложно, помогал своей мысли рисунками, которые выполнял сиюминутно, многие в непосредственном присутствии, будто бы с натуры. Так, на глазах рождались и принципы организации группы человеческих фигур в формате листа, и образы дивных, колоритных цыганок.

К слову, разработка образов цыганок в дальнейшем явилась настоящим «аттракционом»: Георгий Петрович направил автора статьи с целью эскизирования на оптовый рынок Омска, который в то время был заполнен представителями древнего народа, жаждущими всучить ротозе-

ям залежалый товар, а заодно погадать, обвести вокруг пальца. Стоит ли говорить, что будущие герои дипломной работы не приветствовали никакой фиксации их деятельности, в том числе художественной, почему и появление в их рядах приняли, прямо скажем, негативно. Между тем погружение в их среду было, безусловно, важным событием, поскольку окончательно лишило образы цыган какой бы то ни было романтики в личном восприятии. Кроме того, концептуально прояснилась оценка персонажей дипломной работы, которую предложил Георгий Петрович и которая была поначалу принята не совсем охотно, - группа цыган, словно коршуны или, правильнее сказать, хищники в не самой благообразной части города, на его окраине.

Поскольку работать с натуры было небезопасно, пришлось воспользоваться актерским дарованием близкой подруги, с которой в дальнейшем делались наброски, с воссозданием посредством нарядов тех цыганских образов, которые произвели неизгладимое впечатление накануне на рынке.

Определение «графический знак» применительно к композиции и к составлению художественного образа нам впервые довелось услышать от Георгия Петровича. Знак, построенный на основе неделимости и ритмической последовательности выразительных особенностей силуэта группы (домов, фигур, бытовых предметов - чего бы то ни было, даже одного предмета вкупе со своей тенью и образующим фон пространством), составляет основу изобразительного мотива. В эскизах к дипломной работе, а также уже в по-слеинститутских рисунках, этюдах и набросках предпринимались попытки уяснить это понятие, поскольку было интуитивное чувство его практической значимости. Самое сложное для автора статьи как для художника, работающего цветом, было переложить это понятие на язык живописи, а позднее - сделать элементом собственного изобразительного языка, что, разумеется, требовало времени. Но главное в этом процессе - понимание, что живописное пятно не поглощает основу видимой формы. Это вторая «заповедь», перешедшая от мастера.

Разумеется, многие вещи во взаимодействии с руководителем носят практико-ориентирован-ный характер: например, грунт, его качественный состав и способы его нанесения, подготовка холста, методика и последовательность ведения работы. Вместе с тем, как отмечает в своей моногра-

фии, посвящённой личности и творчеству Валентина Серова И. Э. Грабарь, «искусство художника тесно связано с его личностью, вытекая из неё и являясь её органическим продолжением» [2, с. 296]. Так, помимо теоретической базы и уровня индивидуального мастерства, существует ещё и масштаб личности мастера - его гражданская и общечеловеческая позиция, образ и глубина мышления. Это то, что, с одной стороны,

навсегда устанавливает внутреннюю планку для молодого художника, а с другой, является своеобразным тестом или вызовом, готов ли он учиться всю дальнейшую жизнь. Об этом упоминала искусствовед М. Ю. Чертогова, характеризуя персональную выставку Г.П. Кичигина «Окрест»: «Так работали старые мастера, создавшие ту самую школу, которую многие из современных художников мечтают миновать: без неё проще -можно выдать ничто за нечто. Разрушая ложное представление о легкодоступности искусства, Георгий Кичигин убеждает в обратном, доказывая своим творчеством то, что одного желания стать художником мало - надо непрестанно учиться и совершенствоваться» [4, с. 242]. Так, по-настоящему большой мастер, прежде всего, «копит», собирает, наполняет себя. И это третья «заповедь», которую автор статьи для себя сформулировал в процессе работы над дипломной композицией под руководством Георгия Петровича Кичигина, члена-корреспондента PAX, заслуженного художника России.

Со дня защиты дипломной работы прошло семнадцать лет. Повторимся: к сожалению, не осталось фотографии самой картины, однако ящики дипломных разработок, этюдного материала, эскизов и, главное, рисунки большого

К. П. Кичигин. Поиск образов цыганок. 2005. Бумага, карандаш, 15x11

Собственность автора

К. P. Kichigin. Search for images of gypsies. 2005. Paper, pencil. 15x11

Author's property

ISSUF. SUBJECT I TF.MA IIOMF.PA|

Г. П. Кичигин. Поиск графического пятна на основе силуэта группы фигур. 2005: а - бумага, карандаш; 9x14 б - бумага, карандаш; 9x8 Собственность автора

G. P. Kichigin. Search for a graphic spot based on the silhouette of a group of figures. 2005:

a - paper, pencil; 9x14

b - paper, pencil; 9x8

Author's property

E. В. Боброва. Натурные наброски образов цыганок к дипломной работе. 2005:

а - бумага, карандаш, 29,5x21 б - бумага, карандаш, 29,5x21 в -бумага, соус, 29,5x21

Собственность автора

Е. V: Bobrova. Full-scale sketches of images of gypsies for the graduate painting. 2005: a - paper, pencil, 29,5x21

b - paper, pencil, 29,5x21 с -paper, sauce, 29,5x21

Author's property

художника не дают забыть: только то, что живёт внутри нас, составляет наше истинное богатство, и его уже не отнять. Наш опыт, наши воспоминания - это то, что мы несём в себе и с собой, где бы ни были. Пролистывая биографии крупных художников, читая их письма и воспоминания, неизбежно приходишь к мнению: у каждого из них в своё время случалась встреча с большим мастером - на этапе ли образования, образов детства или в дальнейшей самостоятельной творческой деятельности. Причём эта встреча являлась знаковой, разделяющей творческий путь на «до и после». Эти примеры настойчиво склоняют нас к выводу, что подготовить художника, дать ему путёвку в жизнь может только человек, сам творящий. После совместной работы с Георгием Петровичем мне наглядно удалось понять, как многому ещё нужно научиться и что целый, на самом деле неведомый мне на тот момент, мир творчества, переходящего в категорию искусства, раскрывается впереди.

Литература

1. Бродский, И. А. Репин-педагог. - Москва : Издательство Академии художеств СССР, 1960. - 128 с.

2. Грабарь, И. Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. - Москва : Искусство, 1980. - 548 с.

3. Добродомова, Т. М. Взаимодействие педагога и ученика в художественном образовании // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - Новосибирск, 2009. - № 7. - С. 34-36.

4. Кичигин, Г. П. Георгий Кичигин. Живопись, графика, пластика, записки: альбом-монография / к 60-летию со дня рождения художника / авт.-сост. В. Ф. Чирков. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 2011. - 376 с.

5. Коровин, К. А. Моя жизнь. - Санкт-Петербург : Азбука, 2013.- 153 с.

6. Товарищество передвижных художественных выставок // Лясковская, О. А. Илья Ефимович Репин : Жизнь и творчество. - Москва : Искусство, 1982. -URL: http://www.tphv-history.ru/books/lyaskovskaya-repinl4.html (дата обращения 10.07.2022)

7. Чирков, В. Ф. Елена Боброва: «Человек - тема абсолютно неисчерпаема» // Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. «XII Сибирские искусствоведческие чтения „Творчество молодых художников и ис-

кусствоведов в контексте современного искусства и искусствоведения Сибири. Конец XX - нач. XXI вв."». - Омск : Золотой тираж, 2020. - С. 76-79.

References

1. Brodsky I. A. Repin-pedagog [Repin as a teacher], Moscow, Izdatel'stvo Akademii xudozhestv SSSR, 1960, 128 p.

2. Grabar I. E\ Valentin Aleksandrovich Serov. Zhizn' i tvorchestvo [Valentin Alexandrovich Serov. Life and work]. Moscow, Iskusstvo, 1980,548 p.

3. Dobrodomova Т. M. Vzaimodejstvie pedagoga i uchenika v xudozhestvennom obrazovanii [Interaction between a teacher and a student in an artistic education]. Psychology and pedagogics: a methodology and a practical usage problems. Novosibirsk, 2009, no. 7, pp. 34-36.

4. Kichigin G. P. Georgij Kichigin. Zhivopis', grafika, plastika, zapiski: arbom-monografiya [Georgy Kichigin. Painting, graphics, plastics, notes: an album-monograph]. To the artists 60th anniversary. Author and compiler V. F. Chirkov. Yekaterinburg, Ural' skij rabochij, 2011, 376 p.

5. Korovin, K. A. Moya zhizn' [My life]. Saint Petersburg, Azbuka, 2013,153 p.

6. Tovarishhestvo peredvizhny'x xudozhestvenny'x vy'stavok [The partnership of travelling art exhibitions]. Lyaskovskaya O. A. Il'ya Efimovich Repin : Zhizn' i tvorchestvo [Ilya Efimovich Repin: Life and work]. Moscow, Iskusstvo, 1982, available at: http://www.tphv-history.ru/books/lyaskovskaya-repinl4.html (accessed 10.07.2022)

7. Chirkov V. F. Elena Bobrova: "Chelovek - tema absolyutno neischerpaema" [Elena Bobrova: "A human is an infinite theme"]. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «XII Sibirskie iskusstvovedcheskie chteniya „Tvorchestvo molody'x xudozhnikov i iskusstvovedov v kontekste sovremennogo iskusstva i iskusstvovedeniya Sibiri. Konecz XX - nach. XXI w."». Omsk, Zolotoj tirazh, 2020, pp. 76-79.

Об авторе

Боброва Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дизайна Омского государственного технического университета, член Союза художников России

E-mail: art-bobrova@yandex.ru

Bobrova Elena Vladimirovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Design Department of the Omsk State Technical University, member of the Union of Artists of Russia

i I

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.