обычно не менее 3 ч. Активный отлёт птиц, завершивших кормление, прослеживается за 1-1.5 ч. до заката и уже в глубоких сумерках. Вместе с тем, ежедневно, за исключением дней со штормовой погодой, наблюдался прилёт цапель на кормёжку уже в темноте, что особенно хорошо было выражено в лунные ночи.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 725: 246-247
О зимовке чёрного дрозда Turdus merula в Восточном Казахстане
О. В. Логинов, И. В. Логинова
Олег Витальевич Логинов, Ирина Владимировна Логинова. Улица Центральная, д. 10, кв. 16, пос. Черемшанка, Восточно-Казахстанская область, 070522, Казахстан. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 24 ноября 2011
По сведениям зоолога Ю.К.Зинченко, залёт чёрных дроздов Turdus merula в Усть-Каменогорск он наблюдал в 1980-е годы. В конце ноября 2007 года на Аблакетке (юго-восточный район Усть-Каменогорска) на улице Правды недалеко от нашего дома мы видели самку чёрного дрозда на проталине от теплотрассы, покрытой опавшими листьями. Везде уже лежал снег. Через несколько дней на проталине появился и самец. Мы организовали подкормку чёрных дроздов. Прилетали на неё птицы поодиночке. Зима была очень тёплая, даже в январе отмечались плюсовые температуры и частые оттепели. 6 марта шёл первый дождь, а 8 марта чёрный дрозд начал петь. Вместе с чёрными дроздами зимой на проталине держался чернозобый Turdus atrogularis. Последний явно доминировал, отгонял от кормушки чёрных дроздов. Мы угощали птиц резаными яблоками, гранатами, изюмом, курагой и другими сухофруктами, овсом, хлебом, семечками. Чёрный дрозд стал почти ручным, близко подлетал к окнам, садился на калитку, а чернозобый так и остался диковатым. Чёрных дроздов мы замечали кормящимися в сараях, в которых содержали кур, кроликов и свиней. Там же они и ночевали.
В начале апреля дрозды откочевали, а осенью снова прилетели к кормушке и всю зиму кормились на ней. Часто их можно было видеть на дачных участках среди зарослей плодовых деревьев и кустарников, а также в кленовой рощице. На кормушку прилетали также обыкновенные дубоносы Coccothraustes coccothraustes, урагусы Uragus sibiri-cus, поползни Sitta europaea. В 2009 году дрозды продержались до ап-
реля и снова куда-то откочевали. Возможно в окрестные сады. В начале апреля 2010 года мы видели двух самцов чёрного дрозда. А осенью наблюдения не удались, так как мы переехали в село Черемшанка (в 80 км от Усть-Каменогорска), расположенное среди пихтовой тайги и смешанного леса. Местный натуралист В.Н.Нетисов сообщил нам, что видел на своей кормушке чёрных дроздов зимой 2003/04 года. А ботаник Ю.А.Котухов рассказал, что видел чёрных дроздов зимой 2010 года кормящимися на южной окраине города Риддера в зарослях яблони сибирской ягодной.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 725: 247-249
Влияние территориального поведения и климатических факторов на структуру популяции каменки-плясуньи Oenanthe isabellina в Бадхызе
В. В. Иваницкий
Второе издание. Первая публикация в 1981*
Изучена пространственно-этологическая структура популяции каменки-плясуньи Oenanthe isabellina в Бадхызском заповеднике в Туркмении. Весной 1976-1978 годов вели длительные стационарные наблюдения за индивидуально опознаваемыми особями в окрестностях кордона Акар-Чешме. Площадь экспериментальной площадки, на которой проводились постоянные наблюдения, составляла около 2 км2.
Прилёт каменок-плясуний на места гнездовий и формирование популяции начинается в середине или начале февраля. Самцы и самки появляются одновременно и сразу образуют пары. Завершается формирование популяции лишь спустя 1.5 месяца, на протяжении которых возможно вселение новых самцов и самок, образование пар и полигамных трио.
Каменка-плясунья в Бадхызе заселяет два типа местообитаний: пологие, лишённые древесной растительности, остепнённые долины и значительно более изрезанные по рельефу гряды, между которыми лежат глубокие ложбины (саи) с крутыми склонами, поросшими гус-
* Иваницкий В. В. 1981. Влияние территориального поведения и климатических факторов на структуру популяции каменки-плясуньи в Бадхызе II 10-я Прибалт. орнитол. конф.: Тез. докл. Рига, 2: 57-59.