Научная статья на тему 'Кормовое поведение малой Egretta garzetta и большой E. alba белых цапель в дельте Урала'

Кормовое поведение малой Egretta garzetta и большой E. alba белых цапель в дельте Урала Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
81
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Березовиков Николай Николаевич, Гисцов Анатолий Петрович

Второе издание. Первая публикация: Березовиков Н.Н., Гисцов А.П. 1994. Кормовое поведение малой (Egretta garzetta L.) и большой (E. alba L.) белых цапель в дельте Урала // Selevinia 2, 1: 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кормовое поведение малой Egretta garzetta и большой E. alba белых цапель в дельте Урала»

Грачёв Н.И. 1939. Дополнения к орнитофауне Кзыл-Ординской области // Изв.

Каз. фил. АН СССР. Сер. зоол. 1, 1: 113-114. Корелов М.Н. 1962. Отряд хищные птицы - Ра1сот£огтеБ // Птицы Казахстана.

Алма-Ата, 2: 488-707. Спангенберг Е.П. 1941. Птицы нижней Сыр-Дарьи и прилежащих районов // Сб. тр. Зоол. музея Моск. ун-та 6: 77-140.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 725: 241-246

Кормовое поведение малой Egretta garzetta и большой E. alba белых цапель в дельте Урала

Н. Н. Березовиков, А. П. Гисцов

Второе издание. Первая публикация в 1994*

Исследования проводились в мае-июне 1993 года в дельте реки Урал на полуострове Пешной, где малая Egretta garzetta и большая E. alba белые цапля являются обычными гнездящимися птицами. За кормовой активностью цапель проведено 8.5 ч наблюдений, за суточными перемещениями — 37 ч наблюдений.

Излюбленными местами кормёжки малой белой цапли являются лишённые растительности песчано-илистые мелководья в заливах и вдоль насыпных дорог (39.5% встреч), узкие мелководные проточки с быстрым течением среди камышей (20%), полёгший тростник вдоль глубоководных проток и каналов (15%), куртины камыша среди плёсов (6.5%), сплавины среди массивов тростника (4.6%), илистые разливы, поросшие осокой (6.5%) и редким камышом (8%). От других цапель E. garzetta отличается наибольшей адаптированностью к антропогенному фактору: мы регулярно наблюдали их по окраинам посёлка Пешной в 20-50 м от домов. Некоторые птицы даже посещали узкие заливчики, вдающиеся в пределы села, где спокойно кормились в 70-100 м от движущегося автотранспорта и людей и в 10-15 м от домашнего скота. В первой половине июня малые белые цапли постоянно кормились в заливе у Пешного в 100-150 м от причала, около которого с шумом и гулом находились речные корабли и катера.

Основную часть времени Е. garzetta кормится, передвигаясь в быстром темпе по мелководью (60-69, в среднем 64 шага/мин), часто вытягивая голову вперёд и резкими движениями клюва выхватывая

* Березовиков Н.Н., Гисцов А. П. 1994. Кормовое поведение малой (Egretta garzetta L.) и большой (E. alba L.) белых цапель в дельте Урала //Selevinia 2, 1: 73-76.

из воды корм. Совершает как размеренные клевки в такт хода, так и по 5-7 подряд (если добычи много). Из 1063 случаев добычи корма 783 (73.6%) приходится на ловлю мальков рыб длиной около 0.5 см, 136 (12.8%) — на склёвывание разнообразного корма с поверхности воды, 131 (12.3%) - на ловлю мелкой рыбы длиной 1-5 см, 9 (0.9%) - на склёвывание насекомых с травы и кустарников, 2 (0.2%) — на склёвывание насекомых с ила и 2 (0.2%) — на ловлю насекомых в воздухе.

При обилии крошечных мальков интенсивность кормёжки малой белой цапли бывает высокой (до 8-11 клевков/мин) и результативной (95%). Ловля рыбы длиной более 5 см менее эффективна. Лишь в 68 (51.9%) случаях из 131 охота завершилась поимкой крупной рыбёшки. При этом цапля спокойно передвигается по воде и, заметив рыбу, замирает на 5-10 с (рис. 1а) и, выждав момент, проводит молниеносный клевок. Если следует промах, птица вновь замирает на несколько секунд (рис. 1б) и, если рыба оказывается рядом, совершает ещё ряд клевков, как правило, безуспешных. Иногда, взмахивая крыльями, она делает за ней бросок протяженностью 2-3 м, производя 1-2 клевка. При этом цапля подпрыгивает из стороны в сторону, машет крыльями, часто перебирая ногами (рис. 1в). Мелкую рыбу схватывает поперёк туловища и заглатывает головой вперед.

Рис. 1. Кормовое поведение малой белой цапли: а - обычная поза при выслеживании рыбы, б - поза выжидания при приближении рыбы, в - прыжки при преследовании рыбы. Рис. Ф.Ф.Карпова по зарисовкам Н.Н.Березовикова.

Охотясь за мальками, малая белая цапля по ходу движения склёвывает с воды, травы и поверхности ила насекомых, чаще всего комаров-звонцов Chironomidae, которые в большом количестве сдуваются ветром на воду из тростников. Склёвывает также и многочисленных здесь стрекоз, а крупных из них даже пытается ловить в воздухе.

Кормящаяся цапля заходит в воду по самое брюшко, но чаще всего кормится на мелководье глубиной 5-10 см. При этом установлено, что с увеличением глубины частота клевков и их результативность резко снижаются. Ловлю лягушек не наблюдали, хотя не исключена добыча головастиков. В одном случае малая белая цапля, оказавшаяся рядом с крупной озёрной лягушкой Rana ridibunda, испуганно отпрыгнула в сторону и боязливо удалилась.

Малая белая цапля защищает свой кормовой участок протяженностью 15-20 м от вторжения других E. garzetta, на что уходит 5.5% времени. При появлении другой малой белой цапли «хозяйка» участка с хриплым каркающим криком «кааа-каа» (похожим на крик сильно напуганной вороны) взлетает и прогоняет её за 50-70 м. Иногда между ними происходят ожесточенные стычки, переходящие в драку. При этом цапли высоко подпрыгивая, часто машут крыльями и ударяют друг друга ногами. В одном случае сцепившиеся в воздухе птицы даже упали, запутавшись в кустарнике. Иногда отпугивание конкурента ограничивается лишь демонстрацией угрожающей позы, отрывистыми вскрикиваниями или подпрыгиваниями навстречу. Отмечены случаи, когда Е. garzetta совершенно неожиданно взлетает и совершает отпугивающий полёт вокруг своего участка, хотя присутствия других цапель вблизи не наблюдается. Значительно реже «хозяйку» участка изгоняет другая, неожиданно появившаяся малая белая цапля.

К серым воронам Corvus cornix, камышницам Gallinula chloropus, лысухам Fulica atra, различным уткам, чайкам и крачкам, кормящимся в 5-20 м, малая белая цапля относится безразлично. На осматривание и настораживание, вызванные появлением конкурентов или других объектов беспокойства, уходит около 1% времени. Комфортное поведение также занимает исключительно мало времени (0.3%): за 242 мин кормовой деятельности отмечено лишь 6 случаев кратковременной чистки перьев спины, головы, шеи, плеча, крыла и клюва.

Большая белая цапля во время кормёжки предпочитает илистые мелководья заливов и насыпных дорог (40.3% встреч), мелководные проточки среди тростников (26.5%), разреженные заросли камыша и тростника, затопленные водой (23%), сплавины, кочки и куртины камыша среди плесов (10.2%).

Кормящиеся большие белые цапли отличаются от малых меньшей подвижностью и интенсивностью клевков. E. alba передвигается по воде в медленном и размеренном темпе (11-20, в среднем 14 шагов в 1 мин). Птица шагает осторожно, чаще всего не вынимая лап из воды (рис. 2а). Через каждые 5-10 шагов замирает в вертикальной позе на 0.5-3 мин и стоит неподвижно, напряжённо (рис. 2б), лишь иногда заметно, как у неё вибрируют перья на горле при дыхании или глотательных движениях. Иногда стоит неподвижно, вытянувшись вперёд и держа

«змеевидно» шею под углом 30-60° (рис. 2в), или присев, держа туловище и шею горизонтально, направив клюв вниз (рис. 2г).

После приближения рыбы на оптимальное расстояние следует молниеносный клевок. Пойманную и сильно бьющуюся рыбу Е. alba сдавливающими движениями клюва умерщвляет, а затем встряхивает головой и перемещает её к углу рта и заглатывает. Оброненную рыбёшку ловко и виртуозно подхватывает в воздухе. Съев крупную рыбу, цапля ополаскивает клюв и делает небольшой глоток воды.

Рис.2. Кормовое поведение большой белой цапли: а - характерная поза при выслеживании рыбы, б - напряженная поза при приближении рыбы, в - стойка при выслеживании рыбы, г - поза при ожидании приближения рыбы, д - угрожающая поза.

Рис. Ф.Ф.Карпова по зарисовкам Н.Н.Березовикова.

Для большой белой цапли характерна высокая результативность клевков, что обусловлено длительным выжиданием и расчётливыми клевками, в отличие от Е. garzetta, у которой охота характеризуется излишней суетливостью и поспешностью. Достаточно отметить, что из 128 зарегистрированных случаев охоты за мелкой рыбой, 101 (78.9%) были удачными, из них 91.4% добычи приходится на долю мелкой рыбы длиной 5-10, реже 15 см и 8.6% — мальков длиной около 0.5 см. Лишь изредка, промахнувшись, птица делает 2-3 быстрых шага вперёд и совершает второй, как правило, удачный клевок. При обилии рыбы цапля успевает в течение 1 мин. поймать до 2 рыбёшек.

Рыба является основным объектом питания большой белой цапли. Изредка, подобно серой цапле Ardea cinerea, она охотится за многочисленными здесь озёрными лягушками; при этом подолгу выжидает добычу, сидя на кочках или куртинах тростника в заливах, время от времени перепархивая или перепрыгивая с одной кочки на другую. Пойманную лягушку добивает сильными ударами клюва.

Как и Е. garzetta, E. alba активно защищает свой кормовой участок от вторжения других особей своего вида, а также от A. cinerea. В течение 261 мин наблюдений отмечено 15 случаев изгнания E. alba и 1 — A. cinerea, на что затрачено 6.5% времени. Заметив летящую навстречу особь своего вида, кормящаяся большая белая цапля принимает позу угрозы: приседает, взъерошив перья на спине и вжав голову в плечи, угрожающе поднимает клюв вверх (рис. 2 д), взлетает, прогоняет её за 30-50, реже 100 м и возвращается обратно. На это затрачивается обычно 20-40 с. Реже цапля ограничивается демонстрацией угрожающей позы или прыжком навстречу с взмахиванием крыльями и хриплыми вскриками, чего зачастую бывает достаточным, чтобы летящая цапля испуганно свернула в сторону.

Антагонизма в отношении к кормящимся в 5-20 м уткам, лысухам, малым белым и жёлтым Ardeola ralloides цаплям, кваквам Nycticorax nycticorax и другим птицам большая белая цапля не проявляет. Из объектов беспокойства, вызывающих прекращение кормёжки, длительное настораживание и даже покидание участка, можно назвать движение в 70-100 м от птиц моторных лодок, машин и людей. Подобное беспокойство отнимает у цапель лишь 1% времени. На пасущийся рядом скот большие белые цапли внимания почти не обращают.

Одной из замечательных черт в кормовом поведении большой и малой белых цапель можно назвать явление их совместных кормёжек, носящих, скорее всего, характер трофического симбиоза. В кормных местах около Е. alba часто присутствует одна E. garzetta, к которой первая относится покровительственно. Очевидно, более подвижная E. garzetta, активно перемещающаяся по кормовому участку, нагоняет рыбу на Е. alba и обеспечивает ей более успешную охоту. При этом E. garzetta, специализирующаяся на лове мальков, не составляет E. alba серьёзной конкуренции, поскольку вторая предпочитает более крупную рыбу. В свою очередь большая белая цапля, защищая свой кормовой участок от других цапель, избавляет E. garzetta от более сильных конкурентов. Наблюдались также случаи совместных кормёжек малой белой цапли с колпицей Platalea leucorodia. При этом за колпицей, идущей по мелководью и взрыхляющей ил, следует 2-3 малых белых цапли, которые выхватывают из взмученной воды какой-то корм.

В июне малые и большие белые цапли наблюдаются кормящимися в течение всего светлого времени суток. Кормёжка цапли продолжается

обычно не менее 3 ч. Активный отлёт птиц, завершивших кормление, прослеживается за 1-1.5 ч. до заката и уже в глубоких сумерках. Вместе с тем, ежедневно, за исключением дней со штормовой погодой, наблюдался прилёт цапель на кормёжку уже в темноте, что особенно хорошо было выражено в лунные ночи.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 725: 246-247

О зимовке чёрного дрозда Turdus merula в Восточном Казахстане

О. В. Логинов, И. В. Логинова

Олег Витальевич Логинов, Ирина Владимировна Логинова. Улица Центральная, д. 10, кв. 16, пос. Черемшанка, Восточно-Казахстанская область, 070522, Казахстан. E-mail: irbisslc@yandex.kz

Поступила в редакцию 24 ноября 2011

По сведениям зоолога Ю.К.Зинченко, залёт чёрных дроздов Turdus merula в Усть-Каменогорск он наблюдал в 1980-е годы. В конце ноября 2007 года на Аблакетке (юго-восточный район Усть-Каменогорска) на улице Правды недалеко от нашего дома мы видели самку чёрного дрозда на проталине от теплотрассы, покрытой опавшими листьями. Везде уже лежал снег. Через несколько дней на проталине появился и самец. Мы организовали подкормку чёрных дроздов. Прилетали на неё птицы поодиночке. Зима была очень тёплая, даже в январе отмечались плюсовые температуры и частые оттепели. 6 марта шёл первый дождь, а 8 марта чёрный дрозд начал петь. Вместе с чёрными дроздами зимой на проталине держался чернозобый Turdus atrogularis. Последний явно доминировал, отгонял от кормушки чёрных дроздов. Мы угощали птиц резаными яблоками, гранатами, изюмом, курагой и другими сухофруктами, овсом, хлебом, семечками. Чёрный дрозд стал почти ручным, близко подлетал к окнам, садился на калитку, а чернозобый так и остался диковатым. Чёрных дроздов мы замечали кормящимися в сараях, в которых содержали кур, кроликов и свиней. Там же они и ночевали.

В начале апреля дрозды откочевали, а осенью снова прилетели к кормушке и всю зиму кормились на ней. Часто их можно было видеть на дачных участках среди зарослей плодовых деревьев и кустарников, а также в кленовой рощице. На кормушку прилетали также обыкновенные дубоносы Coccothraustes coccothraustes, урагусы Uragus sibiri-cus, поползни Sitta europaea. В 2009 году дрозды продержались до ап-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.