высокогорья. По численности водоплавающих птиц на первом месте — озёра Джулукульской котловины (307 ос./км2), на втором — водоёмы третьей категории (129), на третьем - Телецкое озеро (32), а каровые водоёмы — на последнем (8). Это объясняется кормностью водоёмов, их температурным режимом и наличием удобных мест для гнездования. Каровые озёра в этом плане самые бедные.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 716: 17-19
О зимовках скворцов Sturnus vulgaris в Предкавказье
Б. А. Казаков
Второе издание. Первая публикация в 1979*
Среди птиц, зимующих в Предкавказье, скворцы Sturnus vulgaris занимают значительное место. Кроме материалов о зимовках этих птиц, собранных нами в ряде пунктов Предкавказья, использованы материалы коллекции Зоологического института АН СССР, Зоологического музея Московского университета, кафедры зоологии Ростовского университета и шкурки (чучела) скворцов, заготовляемые Ростовским заводом учебного оборудования. Всего просмотрено 250 шкурок скворцов, добытых в зимнее время (ноябрь-февраль). Подвидовая принадлежность основной массы просмотренных шкурок определена в ЗИН АН СССР и Зоологическом музее МГУ, частично — на базе орнитологических коллекций Ростовского университета.
На протяжении десяти лет (1963-1973) мы имели возможность постоянно наблюдать зимующих птиц в Западном Предкавказье. Установлено, что количество скворцов, зимующих на указанной территории, постоянно увеличивалось. В результате на животноводческих фермах и в городах ежегодно в зимние месяцы стали складываться сезонные синантропные группировки этих птиц.
История зимовок скворцов и их поведение на местах зимовки наиболее полно прослежена нами в Ростове-на-Дону и его окрестностях. Количественный учёт проводился в местах ночёвок этих птиц в определённых (постоянных) районах города. Так, в зимы 1963/64 и 1964/65 мы наблюдали небольшие стайки. Огромные скопления этих птиц были отмечены здесь в эти годы только в период весенних миграций, когда
* Казаков Б. А. 1979. О зимовках скворцов в Предкавказье //Орнитология 14: 214-216. Рус. орнитол. журн. 2012. Том 21. Экспресс-выпуск № 716
наступило резкое похолодание. Зимой 1965/66 года в городе зимовало до 400 особей, в 1966/67 - до 1000, в 1967/68 - уже до 8000, а в 1968/69 -примерно 4000 особей. Снижение количества зимующих скворцов в последнюю зиму объясняется необычайно суровыми условиями зимовки.
До наступления первых зимних холодов скворцы кормятся на лугах, у ферм, иногда на пашне. Ночь они проводят в тростниковых зарослях в поймах рек. С наступлением холодов скворцы сосредоточиваются в посёлках и на окраинах городов. В сельских районах птицы кормятся у ферм и там же, как правило, ночуют (в крышах строений или в помещениях). Количество скворцов в стаях здесь колеблется от 20 до 1000. Скворцы, зимующие у городов (Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, Новочеркасск), образуют значительные скопления на свалках, у боен, где кормятся. Здесь количество птиц в стаях может достигать нескольких тысяч.
Первые ночёвки скворцов в городах отмечены в конце ноября. Птицы собираются за несколько минут до захода солнца, а в пасмурные дни — за полчаса до наступления темноты. Подлетают небольшими стаями. Здесь самцы активно поют. В хорошо освещённых местах пение не замолкает и через несколько часов после наступления темноты. С изменением температуры воздуха, силы ветра и его направления скворцы перемещаются туда, где лучше микроклиматические условия. Места ночёвок птицы покидают с восходом солнца, а в пасмурные дни — несколько позже. Зимой скворцы отлетают от мест ночёвок не более чем на 15-20 км. Ночёвки этих птиц в городе продолжаются с наступлением весны. В конце февраля количество птиц, ночующих в городе, заметно возрастает. Например, в середине февраля 1969 года в Ростове-на-Дону отмечено 3 тыс. особей, в середине же марта — около 15 тыс. В период ранневесенних миграций этих птиц часто наблюдаются резкие похолодания. Тогда в городе и его окрестностях собирается особенно большое количество скворцов. Например, с 26 февраля по 3 марта 1968 на ночёвках в Ростове-на-Дону было отмечено примерно 25 тыс. этих птиц. В конце марта — начале апреля количество скворцов, ночующих в городе, сокращается и к середине апреля достигает минимума. К этому времени основная масса скворцов ночует уже в тростниковых зарослях поймы Дона и других рек.
Пение скворцов в зимние месяцы отмечено нами не только на местах ночёвок этих птиц, но и днём у гнездовий. В январе и феврале отмечены не только поющие самцы, но и пары птиц у гнездовий, причём некоторые из них регулярно на протяжении всей зимы.
Подвидовой анализ просмотренного нами материала показал, что в Предкавказье зимуют Sturnus vulgaris tauricus Buturlin 1904, S. v. purpurascens Gould 1868, S. v. poltaratskyi Finsch 1878, S. v. vulgaris Linnaeus 1758. Однако среди этих птиц встречается значительное число
особей с переходными признаками. Поэтому необходимо в ситуациях, подобных этой, приводить признаки, на основании которых было сделано определение подвидовой принадлежности.
Всех просмотренных птиц по окраске мы разбили на три группы. Первая характеризуется следующим распределением металлических отливов в оперении. Голова сверху, снизу и по бокам зелёная, ухо пурпурное, зоб и грудь зелёные с бронзовым отливом, брюхо пурпурное с бронзовым налётом, мантия зелёно-синяя, спина, надхвостье и верхние кроющие крыла пурпурные. Нижние кроющие крыла почти чёрные с охристо-белыми каёмками до 1.2 мм шириной. Подобное распределение металлических отливов и окраска нижних кроющих крыла наиболее близка S. v. tauricus.
Во вторую группу мы включили птиц со следующим распределением металлических отливов. Голова сверху, снизу и по бокам пурпурная, ухо зелёное, зоб пурпурный, грудь зелёная, брюхо пурпурно-синее, мантия, спина и надхвостье зелёные, верхние кроющие крыла пурпурные. Нижние кроющие крыла у этой группы окрашены подобно предыдущей. Такое распределение отливов и окраска нижних кроющих крыла почти соответствуют S. v. purpurascens. Как в первой, так и во второй группах встречались экземпляры с переходной окраской.
Третья группа характеризуется следующим распределением отливов. Лоб зелёный, темя пурпурно-фиолетовое, ухо зелёное, горло и зоб пурпурно-фиолетовые, грудь зелёная, брюхо сине-фиолетовое, спинная сторона от мантии до надхвостья зелёная, иногда развит бронзовый налёт. Верхние кроющие крыла зелёные. Нижние кроющие крыла тёмно-серые с охристыми каёмками от 1 до 1.5 мм. Подобное распределение металлических отливов и окраска нижних кроющих крыла довольно близки к признакам S. v. vulgaris, хотя некоторые признаки указывают и на известную близость к S. v. poltaratskyi. Некоторые просмотренные нами птицы обладали ещё большим развитием признаков S. v. poltaratskyi. Наиболее существенным из них была окраска нижних кроющих крыла: светло-серые с широкими охристыми каймами. Наконец, в ноябре 1970 года было добыто несколько экземпляров скворцов, распределение металлических отливов в оперении которых почти полностью соответствовало S. v. poltaratskyi. Такое смешение признаков в третьей группе позволяет предположить, что в Предкавказье, кроме указанных выше подвидов из второй и первой групп, в массе зимуют скворцы из переходной зоны между ареалами S. v. vul-garis и S. v. poltaratskyi.