Научная статья на тему 'О ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ'

О ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / КОМФОРТНАЯ И БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / НАСЕЛЕНИЕ / РЕГИОН / МАКРОРЕГИОН / СЕВЕРО-ЗАПАД РОССИИ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL OBJECTIVES / COMFORTABLE AND SAFE ENVIRONMENT / HOUSING AND UTILITIES / CONSOLIDATED BUDGET / PAID SERVICES / POPULATION / REGION / MACRO-REGION / RUSSIAN NORTH-WEST / BUDGET POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов С. А., Костин Г. А.

Исследование направлено на изучение проблем доступности для населения качественных услуг системы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в контексте решения стратегических задач формирования комфортной и безопасной среды обитания, в том числе отраженных в национальных целях Президентом России.Цель. Определить тенденции финансирования системы ЖКХ из консолидированного бюджета регионов России в сравнении с динамикой платных услуг населения на ЖКХ, выявить подходы к решению задач доступности качественных услуг и снижения межрегиональных различий в предоставлении этих услуг населению.Задачи. Исследовать на примере макрорегиона «Северо-Запад» цели, задачи и приоритеты в области жилищно-коммунального хозяйства, отраженные в региональных стратегиях социально-экономического развития; определить структуру расходов консолидированного бюджета макрорегиона «Северо-Запад»; выявить динамику расходов на ЖКХ из консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации (РФ), расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», и платных услуг населения в этой сфере; определить и провести сравнительный анализ величины и динамики удельных расходов на ЖКХ из консолидированного бюджета региона с расходами домохозяйств; сделать вывод о направлениях повышения доступности населению качественных услуг системы жилищно-коммунального хозяйства.Методология. На основе статистического анализа динамики в 2012-2018 гг. структуры и абсолютной величины расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», а также динамики расходов домохозяйств на платные услуги системы ЖКХ выявить основные тенденции и межрегиональные диспропорции в финансировании системы ЖКХ как фактора реализации национальных приоритетов в обеспечении комфортной и безопасной среды обитания.Результаты. Исследование показало, что, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны правительства, региональных и муниципальных органов власти, сохраняется комплекс проблем в региональных системах жилищно-коммунального хозяйства. Субъекты РФ закладывают в свои стратегии социально-экономического развития ориентиры по развитию этой системы, ставят в качестве приоритетов задачи по увеличению доступности и улучшению качественных услуг ЖКХ, что отражено в региональных стратегиях социально-экономического развития. Одна из причин сохранения проблем в региональных системах ЖКХ и недостаточной доступности для населения качественных услуг - отсутствие единого подхода к бюджетному финансированию этой системы. В регионах, в частности на Северо-Западе России, наблюдаются разнонаправленные тренды в отношении финансирования системы ЖКХ, ее поддержки из консолидированного бюджета региона. Вследствие этого формируются и усиливаются межрегиональные различия в объемах бюджетного финансирования данной системы, создающие неравные условия для населения соответствующих регионов в аспекте доступности качественных услуг ЖКХ. В этой связи становится очевидной необходимость формирования более обоснованной региональной бюджетной политики, учитывающей сложившиеся диспропорции в финансировании таких услуг.Выводы. Для решения выявленных проблем представляется целесообразным формирование более обоснованной региональной бюджетной политики, учитывающей сложившиеся диспропорции в финансировании услуг ЖКХ. Механизмы преодоления сложившихся неравных условий для населения в вопросе доступности услуг ЖКХ должны закладываться не только при разработке и актуализации стратегий социально-экономического развития регионов, но и при формировании стратегии на уровне федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON HOUSING AND UTILITIES IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF NATIONAL GOALS OF STRATEGIC DEVELOPMENT IN RUSSIA

The presented study addresses the problems of accessibility of high-quality services provided by the housing and utilities system for the population from the perspective of achieving the strategic goals of creating a comfortable and safe environment, including those formulated as national objectives by the President of the Russian Federation.Aim. The study aims to determine trends in the funding of the housing and utilities system from the consolidated budget of Russian regions in comparison with the dynamics of paid services in the field of housing and utilities, and to identify approaches to solving the problems of accessibility of highquality services and reducing regional disparities in the provision of these services.Tasks. Through the example of the North-West macro-region, the authors examine the goals, objectives, and priorities in the housing and utilities sector reflected in regional socio-economic development strategies; identify the expenditure pattern of the consolidated budget of the North-West macro-region; determine the dynamics of expenses on housing and utilities from the consolidated budget of the constituent entities of the Russian Federation located within the North-West macro-region and paid services in this field; determine the amount and dynamics of unit expenses on housing and utilities from the regional consolidated budget and compare it with household expenditure; draw a conclusion regarding the directions for improving the accessibility of high-quality services provided by the housing and utilities system for the population.Methods. Based on the statistical analysis of the 2012-2018 dynamics of the structure and absolute amount of expenditure from the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation located within the North-West macro-region and the dynamics of household expenditure on the paid services of the housing and utilities system, this study identifies the major trends and inter-regional imbalances in the funding of the housing and utilities system as a factor of realization of national priorities in ensuring a comfortable and safe environment.Results. The study shows that a number of problems persist in the regional housing and utilities systems despite the efforts made by the government, regional and municipal authorities. The constituent entities of the Russian Federation integrate guidelines for the development of this system in their socio-economic development strategies and prioritize increasing the accessibility and quality of housing and utilities services, which is reflected in regional socio-economic development strategies. One of the reasons for the persisting problems in regional housing and utilities systems and low accessibility of services for the population is the lack of a unified approach to the budgetary funding of this system. Different regions, particularly in the Russian North-West, exhibit multidirectional trends in the funding of the housing and utilities system and its support from the consolidated budget of the region. This generates and amplifies the differences between regions in the amount of budgetary funding of this system, creating unequal conditions for the population of the respective regions in terms of access to high-quality housing and utilities services. Thus, it becomes obvious that a more grounded regional budget policy is required - one that would make allowance for the existing imbalances in the funding of such services.Conclusions. To solve the identified problems, it is advisable to develop a more grounded regional budget policy that would make allowance for the existing imbalances in the funding of housing and utilities services. Mechanisms for overcoming the existing inequality of access to housing and utilities services for the population should be established not only during the development and adjustment of regional socio-economic development strategies, but also during the formation of strategy at the level of a federal district.

Текст научной работы на тему «О ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

государственно-экономическая политика и менеджмент организации

УДК 332.8 http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-851-860

0 жилищно-коммунальном хозяйстве в контексте реализации национальных целей стратегического развития России

Иванов С. А.1 2, Костин Г. А.3

1 Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия

2 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

3 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия

Исследование направлено на изучение проблем доступности для населения качественных услуг системы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в контексте решения стратегических задач формирования комфортной и безопасной среды обитания, в том числе отраженных в национальных целях Президентом России.

Цель. Определить тенденции финансирования системы ЖКХ из консолидированного бюджета регионов России в сравнении с динамикой платных услуг населения на ЖКХ, выявить подходы к решению задач доступности качественных услуг и снижения межрегиональных различий в предоставлении этих услуг населению.

Задачи. Исследовать на примере макрорегиона «Северо-Запад» цели, задачи и приоритеты в области жилищно-коммунального хозяйства, отраженные в региональных стратегиях социально-экономического развития; определить структуру расходов консолидированного бюджета макрорегиона «Северо-Запад»; выявить динамику расходов на ЖКХ из консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации (РФ), расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», и платных услуг населения в этой сфере; определить и провести сравнительный анализ величины и динамики удельных расходов на ЖКХ из консолидированного бюджета региона с расходами домохозяйств; сделать вывод о направлениях повышения доступности населению качественных услуг системы жилищно-коммунального хозяйства.

Методология. На основе статистического анализа динамики в 2012-2018 гг. структуры и абсолютной величины расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», а также динамики расходов домохозяйств на платные услуги системы ЖКХ выявить основные тенденции и межрегиональные диспропорции в финансировании системы ЖКХ как фактора реализации национальных приоритетов в обеспечении комфортной и безопасной среды обитания.

Результаты. Исследование показало, что, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны правительства, региональных и муниципальных органов власти, сохраняется комплекс проблем в региональных системах жилищно-коммунального хозяйства. Субъекты РФ закладывают в свои стратегии социально-экономического развития ориентиры по развитию этой системы, ставят в качестве приоритетов задачи по увеличению доступности и улучшению качественных услуг ЖКХ, что отражено в региональных стратегиях социально-экономического развития. Одна из причин сохранения проблем в региональных системах ЖКХ и недостаточной доступности для населения качественных услуг — отсутствие единого подхода к бюджетному финансированию этой системы. В регионах, в частности на Северо-Западе России, наблюдаются разнонаправленные тренды в отношении финансирования системы ЖКХ, ее поддержки из консолидированного бюджета региона. Вследствие этого формируются и усиливаются межрегиональные различия в объемах бюджетного финансирования данной системы, создающие неравные условия для населения соответствующих регионов в аспекте доступности качественных услуг ЖКХ. В этой связи становится очевидной необходимость формирования более обоснованной региональной бюджетной политики, учитывающей сложившиеся диспропорции в финансировании таких услуг.

Выводы. Для решения выявленных проблем представляется целесообразным формирование более обоснованной региональной бюджетной политики, учитывающей сложившиеся диспропорции в финансировании услуг ЖКХ. Механизмы преодоления сложившихся неравных условий для населения в вопросе доступности услуг ЖКХ должны закладываться не только при разработке и актуализации стратегий социально-экономического развития регионов, но и при формировании стратегии на уровне федерального округа.

Ключевые слова: национальные цели, комфортная и безопасная среда, жилищно-коммунальное хозяйство, консолидированный бюджет, платные услуги, население, регион, макрорегион, Северо-Запад России, бюджетная политика.

^ Для цитирования: Иванов С. А., Костин Г. А. О жилищно-коммунальном хозяйстве в контексте реализации и национальных целей стратегического развития России // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 8. С. 851т 860. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-851-860

<

Благодарности. Статья подготовлена в Институте проблем региональной экономики РАН в 2020 г. в рамках темы НИР по Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 20132020 гг. (п. 173 Разработка стратегии трансформации социально-экономического пространства и территориального развития России).

On Housing and Utilities in the Context of Implementation of National Goals of Strategic Development in Russia

Ivanov S. A.1 2, Kostin G. A.3

1 Institute for Regional Economic Studies Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia

2 St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia

3 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg, Russia

The presented study addresses the problems of accessibility of high-quality services provided by the housing and utilities system for the population from the perspective of achieving the strategic goals of creating a comfortable and safe environment, including those formulated as national objectives by the President of the Russian Federation.

Aim. The study aims to determine trends in the funding of the housing and utilities system from the consolidated budget of Russian regions in comparison with the dynamics of paid services in the field of housing and utilities, and to identify approaches to solving the problems of accessibility of high-

^ quality services and reducing regional disparities in the provision of these services.

q Tasks. Through the example of the North-West macro-region, the authors examine the goals, objectives,

and priorities in the housing and utilities sector reflected in regional socio-economic development strategies; identify the expenditure pattern of the consolidated budget of the North-West macro-region; determine the dynamics of expenses on housing and utilities from the consolidated budget of the constituent entities of the Russian Federation located within the North-West macro-region and paid services in this field; determine the amount and dynamics of unit expenses on housing and utilities from the regional consolidated budget and compare it with household expenditure; draw a conclusion regarding the directions for improving the accessibility of high-quality services provided by the housing and utilities system for the population.

Methods. Based on the statistical analysis of the 2012-2018 dynamics of the structure and absolute amount of expenditure from the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation located within the North-West macro-region and the dynamics of household expenditure on the paid services of the housing and utilities system, this study identifies the major trends and inter-regional imbalances in the funding of the housing and utilities system as a factor of realization of national priorities in ensuring a comfortable and safe environment.

Results. The study shows that a number of problems persist in the regional housing and utilities systems despite the efforts made by the government, regional and municipal authorities. The constituent entities of the Russian Federation integrate guidelines for the development of this system in their socio-economic development strategies and prioritize increasing the accessibility and quality of housing and utilities services, which is reflected in regional socio-economic development strategies. One of the reasons for the persisting problems in regional housing and utilities systems and low accessibility of services for the population is the lack of a unified approach to the budgetary funding of this system. Different regions, particularly in the Russian North-West, exhibit multidirectional trends in the funding of the housing and utilities system and its support from the consolidated budget of the region. This generates and amplifies the differences between regions in the amount of budgetary funding of this system, creating unequal conditions for the population of the respective regions in terms of access to high-quality housing and utilities services. Thus, it becomes obvious that a more grounded regional budget policy is required — one that would make allowance for the existing imbalances in the funding of such services.

Conclusions. To solve the identified problems, it is advisable to develop a more grounded regional budget policy that would make allowance for the existing imbalances in the funding of housing and utilities services. Mechanisms for overcoming the existing inequality of access to housing and utilities services for the population should be established not only during the development and adjustment of regional socio-economic development strategies, but also during the formation of strategy at the level of a federal district.

Keywords: national objectives, comfortable and safe environment, housing and utilities, consolidated budget, paid services, population, region, macro-region, Russian North-West, budget policy.

For citation: Ivanov S.A., Kostin G.A. On Housing and Utilities in the Context of Implementation of National Goals of Strategic Development in Russia. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2020;26(8):851-860 (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-851-860

Acknowledgements: This article was prepared at the Institute of Problems of Regional Economy of the RAS in 2020 as part of a research project of fundamental research according to the Program of Basic Scientific Research of National Academies of Sciences for 2013-2020 (p. 173 Developing a strategy for the transformation of socioeconomic space and territorial development in Russia).

Система жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших систем жизнеобеспечения населения, ключевым элементом социального сектора экономики регионов Российской Федерации (РФ). Этой системе в нашей стране постоянно уделяется повышенное внимание, как со стороны правительства, так и со стороны региональных и муниципальных органов власти. Тем не менее, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2019 г. около трети населения страны все еще имели те или иные «нарекания к работе жилищно-коммунальной службы, ответственной за содержание и эксплуатацию их дома» [1].

Особое значение, которое имеет система жилищно-коммунального хозяйства для функционирования общества, для воспроизводства человеческого капитала и улучшения качества жизни населения, обусловливает тот факт, что проблематика ЖКХ так или иначе отражена в системе целей, приоритетов стратегического развития всех субъектов РФ. Обратимся, например, к документам стратегического развития регионов Северо-Запада России.

Формулировки целей, задач, приоритетов развития системы жилищно-коммунального хозяйства, включенных в действующие стратегии социально-экономического развития субъектов РФ, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа (далее — макрорегиона «Северо-Запад»), представлены в таблице 1.

Как видно из приведенных в таблице сведений, практически во всех субъектах РФ, расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», констатируется необходимость увеличения доступности и повышения качества услуг, предоставляемых населению этой системой. В ряде регионов система ЖКХ рассматривается, прежде всего, как необходимое условие комфортной и безопасной среды обитания (Санкт-Петербург, Архангельская, Вологодская, Новгородская области). В стратегиях других регионов Северо-Запада России проблематика совершенствования системы ЖКХ рассматривается в контексте ресурсосбережения и экологии (Республика Коми, Вологодская и Новгородская области). В стратегии социально-экономического развития Республики Карелия развитие системы жилищно-коммунального

хозяйства обозначено в качестве стратегической цели в рамках первого из стратегических направлений «Инфраструктура для жизни». При этом о развитии системы ЖКХ говорится как о факторе эффективного развития социальной сферы и экономики в целом.

Достижению поставленных регионами целей в области жилищно-коммунального хозяйства в значительной степени могут содействовать меры, реализуемые в рамках национальных проектов, в том числе проекта «Жилье и городская среда». По результатам проведенного 21 ноября 2016 г. заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетного проекта по направлению стратегического развития страны «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». Главная цель этого приоритетного проекта заключается в снижении аварийности на 30 % на сетях и объектах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в повышении качества жилищно-коммунальных услуг. Определен срок реализации этого проекта: октябрь 2016 г. — февраль 2021 г. [12].

В июле 2020 г. В. Путин своим Указом утвердил пять «национальных целей» [13]. Правительству дано поручение до конца октября разработать план по их достижению. И, как представляется, реализация одной из этих целей — создание «комфортной и безопасной среды для жизни» — затронет так или иначе систему жилищно-коммунального хозяйства. С большой долей вероятности можем предположить, что будут уточнены приоритеты развития данной системы, поставлены задачи и определены мероприятия по обеспечению большей доступности качественных услуг жилищно-коммунального хозяйства, включая вопросы финансирования этих услуг из разных источников. В этой связи стоит рассмотреть, каким образом в настоящее время осуществляется финансирование услуг ЖКХ, какую долю в них составляют средства населения, какова динамика этих расходов.

В качестве объекта исследования нами определены субъекты РФ, расположенные в пределах макрорегиона «Северо-Запад». В этот макрорегион входят Санкт-Петербург, Республика Карелия, Республика Коми, а также Архангельская, Вологодская, Калининградская,

J

<

m

Отражение в документах стратегического развития субъектов РФ, расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», целей, задач и приоритетов в области жилищно-коммунального хозяйства

№ Субъект РФ Наименование документа Цели, задачи и приоритеты в области жилищно-коммунального хозяйства

1 Республика Карелия «Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года» [2] • совершенствование транспортной, инженерной, жилищно-коммунальной инфраструктуры как необходимого условия для развития экономики и социальной сферы; • модернизация системы водоснабжения, водоотведения и очистных сооружений, внедрение новейших технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве

2 Республика Коми «Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» [3] • повышение эффективности, экологической безопасности и надежности функционирования коммунальной инфраструктуры, обеспечение качества и доступности коммунальных услуг; • повышение энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства

3 Архангельская область «Стратегия социально- экономического развития Архангельской области до 2035 года» [4] • повышение качества коммунальных услуг, направленное на обеспечение бесперебойного предоставления отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения; • ликвидация неэффективного управления объектами ЖКХ, осуществляемого унитарными предприятиями; • создание технической возможности предоставления полного комплекса коммунальных услуг для комфортного пребывания человека

4 Вологодская область «Стратегия социально-экономического развития Вологодской области до 2030 года» [5] • повышение комфортности и безопасности условий проживания граждан, модернизация и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры; • повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг при одновременном создании условий, стимулирующих снижение удельных расходов потребления энергетических ресурсов

5 Калининградская область «Стратегия социально- экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу» [6] • создание конкурентной среды в сфере производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, техническое переоснащение жилищно-коммунального хозяйства, совершенствование регулирования отношений между всеми субъектами жилищно-коммунального комплекса, организация адресной работы с гражданами как потребителями этих услуг; • формирование условий для инвестиционной активности в жилищно-коммунальной сфере на основе широкого применения концессионных соглашений и перехода на установление долгосрочных тарифов

6 Ленинградская область «Стратегия социально- экономического развития Ленинградской области до 2030 года» [7] • создание достаточного набора базовой инфраструктуры (транспортной, социальной, коммунальной, средовой...); • строительство региональных объектов ЖКХ

7 Мурманская область «Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года» [8] • повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения области, а также качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг

8 Новгородская область «Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года» [9] • формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан

№ Субъект РФ Наименование документа Цели, задачи и приоритеты в области жилищно-коммунального хозяйства

9 Псковская область «Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2035 года» [10] • улучшение качества предоставления жилищных и коммунальных услуг; • развитие социальной инфраструктуры, включая строительство и модернизацию объектов коммунального хозяйства

10 Санкт-Петербург «Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» [11] • повышение доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг; • обеспечение надежности и безопасности систем коммунальной инфраструктуры и энергетики Санкт-Петербурга

Культура 3,5

Прочие расходы 4,8

Социальная политика 18,8

Национальная экономика 7

Образование 25,9

Здравоохранение

Общегосударственные расходы 6,2

Рис . 1. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в пределах макрорегиона «Северо-Запад» в 2018 г . , %

Источник: рассчитано авторами по [14].

Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области. Анализ структуры расходов консолидированного бюджета субъектов РФ в 2018 г. в макрорегионе «Северо-Запад» показывает, что доля расходов на «жилищно-коммунальное хозяйство» составила в целом чуть менее одной десятой всех бюджетных расходов в округе (9,2 %), что отражено на рисунке 1.

Если рассматривать структуру расходов консолидированного бюджета каждого из регионов Северо-Запада, то становится очевидным тот факт, что, во-первых, доля расходов на ЖКХ в каждом субъекте РФ разная, во-вторых, наблюдаются разные тренды в динамике этих расходов по регионам. Так, если в среднем по всем регионам Северо-Запада доля расходов на ЖКХ в консолидированном бюджете округа составляла в 2018 г. 9,2 %,

то в Санкт-Петербурге доля расходов по этой статье в консолидированном бюджете была на уровне 11,0 %, в Ленинградской области — 10,7 %. В то же время в консолидированном бюджете Вологодской области удельный вес расходов на ЖКХ оказался в три раза меньше (2,7 %). Несколько выше этот показатель был в Калининградской области (4,4 %).

Заметно различаются регионы Северо-Запада и по темпам, а в некоторых случаях и по направленности изменений доли расходов на ЖКХ в консолидированном бюджете. Например, в Калининградской области доля расходов на ЖКХ в консолидированном бюджете с 2012 по 2018 г. сократилась почти в четыре раза (с 16,5 % до 4,4 %). В Республике Карелия она, наоборот, выросла — с 5,6 % до 9,7 %. В двух субъектах РФ, расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», удельный

о

J

<

m

Динамика удельного веса расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в консолидированном бюджете субъектов РФ в 2012-2018 гг . , расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», %

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

СЗФО 13,1 12,0 11,0 10,5 9,7 9,9 9,2

Республика Карелия 5,6 5,3 4,8 5,2 9,6 9,2 9,7

Республика Коми 6,8 6,7 7,4 8,3 7,7 7,2 6,9

Архангельская область 11,8 10,8 11,5 10,3 11,0 12,5 9,5

Вологодская область 5,2 3,8 3,2 4,9 4,4 5,1 2,7

Калининградская область 16,5 15,2 16,4 18,5 9,9 6,9 4,4

Ленинградская область 10,1 10,0 10,4 11,3 10,9 11,4 10,7

Мурманская область 13,8 12,2 11,0 10,8 9,4 9,8 11,6

Новгородская область 8,4 7,4 9,1 8,8 8,1 8,2 7,7

Псковская область 8,4 7,6 7,3 5,2 5,0 6,3 5,2

Санкт-Петербург 17,2 15,8 12,9 11,2 10,5 11,0 11,0

< о

< >

о о

Источник: рассчитано авторами по [14].

Таблица 3

Динамика удельных расходов консолидированного бюджета субъектов РФ, расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», на жилищно-коммунальное хозяйство, тыс . руб . /чел .

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

СЗФО 8,5 8,2 8,2 7,9 8,0 8,9 8,8

Республика Карелия 3,1 3,1 2,9 3,2 6,4 6,5 7,9

Республика Коми 5,3 5,7 6,6 7,4 7,0 6,9 7,1

Архангельская область 8,4 8,7 10,0 8,9 9,4 11,2 9,3

Вологодская область 2,5 1,8 1,6 2,5 2,3 2,8 1,7

Калининградская область 8,7 8,5 10,4 13,3 8,8 7,9 5,5

Ленинградская область 5,2 5,7 6,4 7,7 8,1 9,0 8,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мурманская область 10,4 10,0 9,6 9,6 8,7 9,5 12,8

Новгородская область 4,4 4,1 4,8 4,4 4,4 4,7 4,8

Псковская область 3,8 3,8 3,7 2,4 2,4 3,3 3,0

Санкт-Петербург 13,1 12,3 11,1 9,4 10,0 11,6 11,8

Источник: рассчитано авторами по [14].

вес расходов на ЖКХ в консолидированном бюджете региона остался практически неизменным. В Республике Коми данный показатель изменился с 6,8 % в 2012 г. до 6,9 % в 2018 г. В Ленинградской области изменения также незначительны: в 2012 г. — 10,1 %, в 2018 г. — 10,7 %.

Общий тренд в целом по макрорегиону «Северо-Запад» с 2012 по 2018 г. проявляется в снижении в структуре консолидированного бюджета доли расходов на ЖКХ (с 13,1 % до 9,2 %), как показано в таблице 2.

Изменение в консолидированном бюджете региона доли расходов на ЖКХ не могло не повлиять на величину расходов домохозяйств по этой статье в расчете на одного человека. В целом по всем регионам Северо-Запада России удельные расходы консолидированного бюджета на ЖКХ с 2012 по 2018 г. увеличились (с 8,5 тыс. руб./чел. до 8,8 тыс. руб./ чел.). Динамика этих удельных расходов в указанный период не была линейной. Вначале удельные расходы на ЖКХ в целом по макро-

региону «Северо-Запад» снижались (с 8,5 % в 2012 до 7,9 % в 2015 г.). Затем они стали расти, но через два года стабилизировались (в 2017 г. — 8,9 %, в 2018 г. — 8,8 %).

В разных субъектах РФ, расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», в рассматриваемый период наблюдалась разнонаправленная динамика исследуемого показателя. Так, в ряде регионов удельные расходы консолидированного бюджета на ЖКХ в указанный период выросли (например, в Республике Карелия в полтора раза — с 3,1 тыс. руб./ чел. в 2012 г. до 7,9 тыс. руб./чел. в 2018 г.). Еще резче они поднялись в Ленинградской области: с 5,2 % до 8,9 %. Вместе с тем в ряде регионов Северо-Запада с 2012 по 2018 г. наблюдалось снижение удельных расходов на ЖКХ из консолидированного бюджета региона.

Например, в Калининградской области, в которой удельные расходы из консолидированного бюджета региона сначала устойчиво росли (с 8,7 тыс. руб./чел. в 2012 г. до

Динамика удельных расходов населения субъектов РФ, расположенных в пределах макрорегиона «Северо-Запад», на оплату услуг системы жилищно-коммунального хозяйства

в 2012-2018 гг . , тыс . руб . /чел .

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

СЗФО 14,22 15,13 16,19 17,68 19,34 20,69 22,01

Республика Карелия 12,39 13,85 14,61 14,92 17,43 19,47 20,56

Республика Коми 16,37 16,55 17,35 18,76 19,89 21,32 22,94

Архангельская область 12,29 12,54 13,92 15,87 17,24 18,98 19,66

Вологодская область 11,85 12,89 13,15 14,76 15,40 16,26 16,63

Калининградская область 10,38 11,33 11,76 12,69 14,44 16,42 16,89

Ленинградская область 15,05 16,86 18,19 19,70 21,34 21,42 22,12

Мурманская область 24,01 25,50 28,04 29,11 30,93 29,92 33,47

Новгородская область 13,21 14,78 16,39 16,95 17,05 17,89 18,83

Псковская область 7,97 8,72 9,53 11,89 13,36 14,26 15,23

Санкт-Петербург 14,98 15,60 16,61 18,29 20,41 22,40 24,18

Источник: рассчитано авторами по [14; 15].

Динамика доли расходов населения на оплату услуг системы жилищно-коммунального от величины расходов на ЖКХ из консолидированного бюджета субъекта РФ в 2012в расчете на одного жителя, %

Таблица 5

хозяйства 2018 гг

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

СЗФО 167,3 184,5 197,4 223,8 241,8 232,5 250,1

Республика Карелия 399,7 446,8 503,8 466,3 272,3 299,5 260,3

Республика Коми 308,9 290,4 262,9 253,5 284,1 309,0 323,1

Архангельская область 146,3 144,1 139,2 178,3 183,4 169,5 211,4

Вологодская область 474,0 716,1 821,9 590,4 669,6 580,7 978,2

Калининградская область 119,3 133,3 113,1 95,4 164,1 207,9 307,1

Ленинградская область 289,4 295,8 284,2 255,8 263,5 238,0 248,5

Мурманская область 230,9 255,0 292,1 303,2 355,5 315,0 261,5

Новгородская область 300,2 360,5 341,5 385,2 387,5 380,6 392,3

Псковская область 209,7 229,5 257,6 495,4 556,7 432,1 507,7

Санкт-Петербург 114,4 126,8 149,6 194,6 204,1 193,1 204,9

Источник: рассчитано авторами по [14; 15].

13,3 тыс. руб./чел. в 2018 г.), к 2018 г. они резко снизились — до 5,5 тыс. руб./чел. Менее резкое снижение удельных расходов на ЖКХ из консолидированного бюджета региона выявлено в Вологодской области, где расходы по статье ЖКХ в расчете на одного жителя снизились с 2,5 тыс. руб./чел. в 2012 г. до 1,7 тыс. руб./чел. в 2018 г. Из всех регионов Северо-Запада России в Вологодской области оказалась рекордно низкой величина данного показателя — 1,7 тыс. руб./чел. Сравним с соседней Ленинградской областью, где удельные расходы на ЖКХ из консолидированного бюджета региона в 2018 г. в пять раз больше — 8,9 тыс. руб./чел.

Одновременно в половине регионов Северо-Запада России в анализируемый период зафиксирован рост удельных расходов на ЖКХ из консолидированного бюджета региона. Наиболее заметен этот рост в Республике Карелия (с 3,1 тыс. руб./чел. до 7,9 тыс. руб./ чел.) и Ленинградской области (с 5,2 тыс.

руб./чел. до 8,9 тыс. руб./чел.), как видно из таблицы 3.

Снижение бюджетных расходов на ЖКХ неизбежно оборачивается для населения увеличением расходов из семейного бюджета на эти услуги. Как показали результаты анализа данных статистики платных услуг, удельные расходы на услуги системы ЖКХ (в рублях на одного жителя региона) в макрорегионе «Северо-Запад» с 2012 по 2018 г. увеличились в полтора раза (14,22 тыс. руб./чел. до 22,01 тыс. руб./чел.).

Заметнее всего удельные расходы населения на платные услуги системы ЖКХ с 2012 по 2018 г. возросли в Псковской области, где их рост был двукратным: с 7,97 тыс. руб./чел. до 15,23 тыс. руб./чел. Ощутимо увеличились удельные расходы населения на услуги ЖКХ в Санкт-Петербурге (с 14,98 тыс. руб./чел. до 24,18 тыс. руб./чел.), Республике Карелия (с 14,22 тыс. руб./чел. до 22,01 тыс. руб./ чел.), Калининградской области (с 10,38 тыс. руб./чел. до 16,89 тыс. руб./чел.). Меньшими

| темпами такие расходы в указанный период

^ росли в Республике Коми (с 16,37 тыс. руб./

^ чел. до 22,94 тыс. руб./чел.), Ленинградской

< (с 15,05 тыс. руб./чел. до 22,12 тыс. руб./ ^ чел.) и Новгородской (с 13,21 тыс. руб./чел. н- до 18,83 тыс. руб./чел.) областях. Лидерами по ш абсолютной величине расходов населения на х услуги системы ЖКХ оказались на только се-5 верные регионы, но и Санкт-Петербург. Более ш того, Санкт-Петербург по величине удельных х расходов населения на данные услуги даже

< опередил в 2018 г. несколько регионов Северо-¡Е Запада (Архангельскую область, Республику Щ Коми, Республику Карелия), что находит от° ражение в таблице 4.

^ Разнонаправленная динамика расходов на

о ЖКХ из консолидированного бюджета субъ-

^ екта РФ в макрорегионе «Северо-Запад» ста-

5 вит население республик и областей данного

° макрорегиона в заведомо неравные условия,

2 формирует разную степень возможности реше-

го

^ ния задач, поставленных руководством стра-^Е ны по созданию благоприятной среды обита-^ ния, комфортных и безопасных условий для о проживания. Расчеты показывают, что даже

< в соседних регионах соотношение бюджетных > расходов на ЖКХ и расходов населения за о такие услуги в расчете на человека могут различаться в несколько раз. Этот вывод следует из данных, приведенных в таблице 5.

Как видно из таблицы 5, в целом по макрорегиону «Северо-Запад» расходы домохозяйств на платные услуги системы ЖКХ в расчете на человека в 2018 г. составили в среднем 250,1 % от удельных расходов консолидированного бюджета на ЖКХ. Вместе с тем по регионам Северо-Запада величина данного показателя различалась в несколько раз.

Например, в Ленинградской области доля расходов населения на платные услуги ЖКХ в расчете на жителя составляла в 2018 г. 248,5 от величины удельных расходов на ЖКХ из консолидированного бюджета этого субъекта РФ (население платило примерно в 2,5 раза

больше, чем расходовал бюджет). В соседней Псковской области расходы населения на ЖКХ были в пять раз больше того, что выделял консолидированный бюджет региона (507,7 %). Еще в большей степени расхождение между величиной расходов населения и консолидированного бюджета региона на ЖКХ отмечалось в Вологодской области (978,2 %). Следовательно, жители Вологодской области расходовали в расчете на человека за услуги системы ЖКХ почти в десять раз больше, чем «отпускал» на эти цели консолидированный бюджет региона.

Заметно различались по регионам в исследуемый период направленность и темпы изменения данного показателя. За семь лет (с 2012 по 2018 г.) доля расходов населения на платные услуги ЖКХ в расчете на человека в соотношении с удельными расходами из консолидированного бюджета региона в Республике Карелия снизилась с 399,7 % до 260,3 %, а в Ленинградской области — с 289,4 % до 248,5 %. В то же время, например, в Вологодской области величина данного показателя, наоборот, возросла, причем в два раза (с 474,0 % до 978,2 %). В Псковской области рост составил два с половиной раза (с 209,7 % до 507,7 %). Если в Псковской области расходы населения на ЖКХ в расчете на жителя превышали в 2018 г. в пять раз удельные расходы на эти цели из консолидированного бюджета, то в Санкт-Петербурге — только в два раза.

Разнонаправленные тренды структуры расходов консолидированного бюджета субъектов РФ в макрорегионе «Северо-Запад», в том числе расходов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, являются одной из причин сохранения неравных условий для жизни населения данных регионов. Этот факт, безусловно, должен учитываться не только при разработке и актуализации стратегий социально-экономического развития рассматриваемых регионов, но и при формировании стратегии развития макрорегиона «Северо-Запад» в целом.

Литература

1. Россияне о качестве ЖКХ [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 2019. 3 июля. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9786 (дата обращения: 04.08.2020).

2. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 г. № 899р-П. URL: http://docs.cntd.ru/document/465420565 (дата обращения: 04.08.2020).

3. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года: утв. постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 (приложение № 1). URL: http://docs.cntd.ru/document/553237768 (дата обращения: 04.08.2020).

4. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года: областной закон от 18 февраля 2019 г. № 57-5-ОЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/462642024 (дата обращения: 04.08.2020).

5. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года: утв. постановлением Правительства области от 17 октября 2016 г. № 920. URL: http://docs. cntd.ru/document/444743929 (дата обращения: 04.08.2020).

6

7

8

9

10

11

12.

13.

14.

15.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу: постановление Правительства Калининградской области от 2 августа 2012 г. № 583. URL: http://docs.cntd.ru/document/469728648 (дата обращения: 04.08.2020). Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года: утв. областным законом от 8 августа 2016 г. № 76-оз (в ред. областного закона от 3 декабря 2019 г. № 100-оз.). URL: http://base.garant.ru/43411844/ (дата обращения: 04.08.2020). Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года: утв. постановлением Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. № 768-ПП/20 (в ред. от 10 июля 2017 г. № 351-ПП). URL: http://docs.cntd.ru/document/465602093 (дата обращения: 04.08.2020).

Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года: приложение к областному закону «О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года» (в ред. областного закона Новгородской области от 31 октября 2013 г. № 372-03). URL: http://docs.cntd.ru/document/439047200 (дата обращения: 04.08.2020). Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2035 года: проект. URL: http://economics.pskov.ru/strategicheskoe-planirovanie (дата обращения: 06.08.2020). Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года: приложение к Закону Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» от 19 декабря 2018 г. № 771-164. URL: http://docs. cntd.ru/document/551979680 (дата обращения: 06.08.2020).

Паспорт приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 г. № 10). URL: http://static. government.ru/media/files/J4MFADFL49Aus0MT6xNKi5ngKNFkhVlL.pdf (дата обращения: 06.08.2020).

О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Российская газета. 2020. 22 июля. URL: https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения: 06.08.2020).

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: стат. сб. М.: Росстат, 2019. 1204 с. Платное обслуживание населения в России. 2019: стат. сб. М.: Росстат, 2019. 110 c.

References

Russians about the quality of housing and communal services. Russian Public Opinion Research Center. July 3, 2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9786 (accessed on 04.08.2020). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Strategy of socio-economic development of the Republic of Karelia for the period until 2030. Approved by the order of the Government of the Republic of Karelia dated December 29, 2018 No. 899r-P. URL: http://docs.cntd.ru/document/465420565 (accessed on 04.08.2020). (In Russ.). The strategy of social and economic development of the Komi Republic for the period up to 2035. Approved by the Resolution of the Government of the Komi Republic dated April 11, 2019 No. 185 (Appendix No. 1). URL: http://docs.cntd.ru/document/553237768 (accessed on 04.08.2020). (In Russ.).

On the approval of the Strategy of social and economic development of the Arkhangelsk region until 2035. Regional Law No. 57-5-OZ dated February 18, 2019. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/462642024 (accessed on 04.08.2020). (In Russ.).

The strategy of social and economic development of the Vologda region for the period up to 2030. Approved by the Decree of the Government of the region dated October 17, 2016 No. 920. URL: http://docs.cntd.ru/document/444743929 (accessed on 04.08.2020). (In Russ.). On the Strategy of social and economic development of the Kaliningrad region for the long-term perspective. Resolution of the Government of the Kaliningrad Region No. 583 dated August 2, 2012. URL: http://docs.cntd.ru/document/469728648 (accessed on 04.08.2020). (In Russ.). The strategy of socio-economic development of the Leningrad region until 2030: Approved by the regional law of August 8, 2016 No. 76-oz (as amended by the regional law of December 3, 2019 No. 100-oz.). URL: http://base.garant.ru/43411844/ (accessed on 04.08.2020). (In Russ.). The strategy of socio-economic development of the Murmansk region until 2020 and for the period until 2025: Approved by the Government of the Murmansk region dated December 25, 2013 No. 768-PP / 20 (as amended on July 10, 2017 No. 351-PP). URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/465602093 (accessed on 04.08.2020). (In Russ.).

Strategy of socio-economic development of the Novgorod region until 2030. Annex to the regional law "On the Strategy of socio-economic development of the Novgorod region until 2030" (as amended by the regional law of the Novgorod region of October 31, 2013 No. 372-OZ). URL: http://docs.cntd.ru/document/439047200 (accessed on 04.08.2020). (In Russ.). Strategy of social and economic development of the Pskov region until 2035: Project. URL: http:// economics.pskov.ru/strategicheskoe-planirovanie (accessed on 06.08.2020). (In Russ.). Strategy for the economic and social development of St. Petersburg for the period up to 2035. Annex to the Law of St. Petersburg "On the Strategy of social and economic development of St. Petersburg for the period up to 2035" dated December 19, 2018 No. 771-164. URL: http://docs. cntd.ru/document/551979680 (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

12. Passport of the priority project "Ensuring the quality of housing and communal services". Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority Projects (Minutes of November 21, 2016 No. 10). URL: http://static. government.ru/media/files/J4MFADFL49Aus0MT6xNKi5ngKNFkhVlL.pdf (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

13. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474. Rossiiskaya gazeta. July 22, 2020. URL: https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

14. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2019: Stat. coll. Moscow: Rosstat; 2019. 1204 p. (In Russ.).

15. Paid services for the population in Russia. 2019: Stat. coll. Moscow: Rosstat; 2019. 110 p. (In Russ.).

° Сведения об авторах

<

^ Иванов Сергей Анатольевич

о

^ доктор экономических наук, доцент, заведующий

^ лабораторией проблем развития социального и эко-

о логического пространства и воспроизводства трудо-

о вых ресурсов региона

v

® Институт проблем региональной экономики Россий-

° ской академии наук

ш 190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38,

н Россия

о

^ заведующий лабораторией изучения социально-эко-^ номических и политических процессов современного g общества

Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9, Россия

(Н) e-mail: ivanov.s@iresras.ru

Костин Геннадий Александрович

доктор технических наук, доцент, проректор по научной работе

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а, Россия

(Н) e-mail: kostin@spbume.ru

Поступила в редакцию 07.08.2020 Подписана в печать 21.08.2020

Information about Authors

Sergey A. Ivanov

Doctor of Sciences (Economics), Associate Professor, Head of the Laboratory of Social and Ecological Space Development and Reproduction of Labor Resources in the Region

Institute for Regional Economic Studies Russian Academy of Sciences

Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, 190013, Russia

Head of the Laboratory for the Socio-Economic Studies and Political Processes of Modern Society

St. Petersburg State University

Universitetskaya Emb. 7/9, St. Petersburg, 199034, Russia

(H) e-mail: ivanov.s@iresras.ru Gennadiy A. Kostin

Doctor of Sciences (Engineering), Associate Professor, Vice Rector for Research

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russia

(H) e-mail: kostin@spbume.ru

Received 07.08.2020 Accepted 21.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.