Научная статья на тему 'О ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЯХ ТУВИНЦЕВ БАШТАҢ И БОГАА'

О ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЯХ ТУВИНЦЕВ БАШТАҢ И БОГАА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
украшения головные / украшение к лицу / нагрудное украшение / тувинские женские украшения / традиционная культура тувинцев / этнография тувинцев / шейно-нагрудное украшение богаа / височно-наголовное украшение баштаң / семиотика украшений / тувинский этнос / тувинские традиции / head jewelry / face jewelry / breast jewelry / Tuvan women's jewelry / traditional culture of Tuvans / ethnography of Tuvans / neck-breast jewelry bogaa / temporal-head jewelry bashtan / semiotics of jewelry / Tuvan ethnos / Tuvan traditions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ховалыг Роланда Биче-Ооловна

Статья посвящена исследованию женских украшений тувинцев и написана по результатам экспедиции, проведенной в 2022 году по изучению родоплеменных групп населения западных кожуунов Республики Тыва и г. Кызыла, в рамках гранта РНФ «Комплексные этногенетические, лингвоантропологические исследования родовых групп Тувы: универсальность, локальность, трансграничье» (№ 22-18-20113). В ходе экспедиции выявлено, что у тувинских женщин до начала ХХ в., кроме накосных, поясных украшений и ювелирного гарнитура (серьги, кольца, перстни, браслеты, ожерелья и др.) имелись украшения к лицу – баштаң и отдельное от халата тон нагрудное украшение – богаа, которые в настоящее время вышли из обихода и забылись. Об этих забытых украшениях свидетельствуют единственный экземпляр наголовного украшения лица (раньше название было неизвестно), хранящийся в Национальном музее Республики Тыва, и сведения, полученные в ходе экспедиции от информантов. Украшения как компонент материальной и одновременно духовной культуры народа в целом ряде своих элементов — материале, технологии изготовления, художественном оформлении, сюжетах и символике, терминологии и в мировоззренческих представлениях — устойчиво сохраняют ценные сведения историко-этнографического характера и свое семантическое значение. Малоизученность данной проблемы и возросший интерес общества к традиционной культуре в условиях процессов всеобщей глобализации обусловили актуальность предпринимаемого исследования, которое будет способствовать реализации задач по сохранению культурного наследия тувинцев. Результаты. По результатам изучения и исследования тувинских украшений автором выявлены их новые виды, раньше нигде не опубликованные и неизвестные широкому спектру населения Тувы: височно-наголовное украшение – баштаң и шейно-нагрудное украшение – богаа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT WOMEN'S JEWELRY OF TUVANS BASHTAN AND BOGAA

The article is devoted to the study of Tuvinian women's jewelry and was written based on the results of an expedition conducted in 2022 to study tribal groups of the population of the Western Kozhuuns of the Republic of Tuva and the city of Kyzyl, within the framework of the grant of the Russian National Research Foundation «Comprehensive ethnogenetic, linguoanthropological studies of Tuva tribal groups: universality, locality, cross-border" (No. 22-18-20113). During the expedition, it was revealed that Tuvan women before the beginning of the twentieth century, in addition to beveled, belt jewelry and jewelry sets (earrings, rings, pertsni, bracelets, necklaces, etc.) had face jewelry – bashtan and a separate from the robe tone breast jewelry – bogaa, which are now out of use and forgotten. The only copy of the head decoration of the face (previously the name was unknown), stored in the National Museum of the Republic of Tuva, and the information received during the expedition from informants, testify to these forgotten ornaments. Jewelry as a component of the material and at the same time the spiritual culture of the people in a number of its elements — material, manufacturing technology, decoration, plots and symbols, terminology and worldview representations — persistently retain valuable historical and ethnographic information and its semantic meaning. The little-studied nature of this problem and the increased interest of society in traditional culture in the context of the processes of universal globalization have determined the relevance of the research being undertaken, which will contribute to the implementation of the tasks of preserving the cultural heritage of Tuvinians. Results: Based on the results of the study and research of Tuvan jewelry, the author identified new types of jewelry that had not been published anywhere before and unknown to a wide range of the population of Tuva: temporal-head jewelry – bashtan and neck-breast jewelry – bogaa.

Текст научной работы на тему «О ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЯХ ТУВИНЦЕВ БАШТАҢ И БОГАА»

УДК 745/749

О ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЯХ ТУВИНЦЕВ БАШТАЦ И БОГАА1

Ховалыг Р. Б.

Аннотация. Статья посвящена исследованию женских украшений тувинцев и написана по результатам экспедиции, проведенной в 2022 году по изучению родоплеменных групп населения западных кожуунов Республики Тыва и г. Кызыла, в рамках гранта РНФ «Комплексные этногенетические, лингвоантропологические исследования родовых групп Тувы: универсальность, локальность, трансграничье» (№ 22-18-20113).

В ходе экспедиции выявлено, что у тувинских женщин до начала ХХ в., кроме накосных, поясных украшений и ювелирного гарнитура (серьги, кольца, перстни, браслеты, ожерелья и др.) имелись украшения к лицу - баштац и отдельное от халата тон нагрудное украшение - богаа, которые в настоящее время вышли из обихода и забылись. Об этих забытых украшениях свидетельствуют единственный экземпляр наголовного украшения лица (раньше название было неизвестно), хранящийся в Национальном музее Республики Тыва, и сведения, полученные в ходе экспедиции от информантов.

Украшения как компонент материальной и одновременно духовной культуры народа в целом ряде своих элементов — материале, технологии изготовления, художественном оформлении, сюжетах и символике, терминологии и в мировоззренческих представлениях — устойчиво сохраняют ценные сведения историко-этнографического характера и свое семантическое значение.

Малоизученность данной проблемы и возросший интерес общества к традиционной культуре в условиях процессов всеобщей глобализации обусловили актуальность предпринимаемого исследования, которое будет способствовать реализации задач по сохранению культурного наследия тувинцев.

Результаты. По результатам изучения и исследования тувинских украшений автором выявлены их новые виды, раньше нигде не опубликованные и неизвестные широкому спектру населения Тувы: височно-наголовное украшение - баштац и шейно-нагрудное украшение - богаа.

Ключевые слова: украшения головные; украшение к лицу; нагрудное украшение; тувинские женские украшения; традиционная культура тувинцев; этнография тувинцев; шейно-нагрудное украшение богаа; височно-наголовное украшение баштац; семиотика украшений; тувинский этнос; тувинские традиции

ABOUT WOMEN'S JEWELRY OF TUVANS BASHTANAND BOGAA

Khovalyg R. B.

Annotation. The article is devoted to the study of Tuvinian women's jewelry and was written based on the results of an expedition conducted in 2022 to study tribal groups of the population of the Western Kozhuuns of the Republic of Tuva and the city of Kyzyl, within the framework of the grant of the Russian National Research Foundation «Comprehensive ethnogenetic, linguoanthropological studies of Tuva tribal groups: universality, locality, cross-

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-20113, https://rscf.ru/prjcard int?22-18-20113&ysclid=lm4pe93za9952156669 «Комплексные этногенетические, лингвоантропологические исследования родовых групп Тувы: универсальность, локальность, трансграничье».

border" (No. 22-18-20113). During the expedition, it was revealed that Tuvan women before the beginning of the twentieth century, in addition to beveled, belt jewelry and jewelry sets (earrings, rings, pertsni, bracelets, necklaces, etc.) had face jewelry - bashtan and a separate from the robe tone breast jewelry - bogaa, which are now out of use and forgotten. The only copy of the head decoration of the face (previously the name was unknown), stored in the National Museum of the Republic of Tuva, and the information received during the expedition from informants, testify to these forgotten ornaments.

Jewelry as a component of the material and at the same time the spiritual culture of the people in a number of its elements — material, manufacturing technology, decoration, plots and symbols, terminology and worldview representations — persistently retain valuable historical and ethnographic information and its semantic meaning. The little-studied nature of this problem and the increased interest of society in traditional culture in the context of the processes of universal globalization have determined the relevance of the research being undertaken, which will contribute to the implementation of the tasks of preserving the cultural heritage of Tuvinians.

Results: Based on the results of the study and research of Tuvan jewelry, the author identified new types of jewelry that had not been published anywhere before and unknown to a wide range of the population of Tuva: temporal-head jewelry - bashtan and neck-breast jewelry - bogaa.

Keywords: head jewelry; face jewelry; breast jewelry; Tuvan women's jewelry; traditional culture of Tuvans; ethnography of Tuvans; neck-breast jewelry bogaa; temporal-head jewelry bashtan; semiotics of jewelry; Tuvan ethnos; Tuvan traditions

Введение. Одним из основных компонентов материальной культуры, способствующих сохранению национально-культурной самобытности любого этноса и развитию духовной связи между поколениями, являются украшения.

Природные условия, особенности исторического развития тувинского народа, уклад жизни, материальная и духовная культура придавали его украшениям национальное своеобразие и делали их оригинальными, отличавшимися от украшений других этносов. Однако их история, развитие, трансформация остаются недостаточно изученной областью материальной культуры тувинцев. Изучение украшений в культурологическом аспекте находится лишь в начальной стадии (Кухта, Майны, Монгуш, 2017: 92-94).

Отдельные вопросы изучения традиционных тувинских украшений встречаются в работах Г. Е. Грумм-Гржимайло (Грумм-Гржимайло, 2003: 111), Л. П. Потапова (Потапов, 1969: 205), С. И. Вайнштейна (Вайнштейн, 1973: 222), В. П. Дьяконовой (Дьяконова, 1975: 164), Л. Ш. Сат (Сат, 1984: 187-198), Н. И. Клюевой и Е. А. Михайловой (Клюева, Михайлова, 1988: 113-128), М. О. и А. А. Сиянбилей (Сиянбиль, Сиянбиль, 2000: 72), М. А. Дэвлет (Дэвлет, 2002: 138-145), С. М. Биче-оол (Биче-оол, 2003: 97-99), А. О. Дыртык-оол (Дыртык-оол, 1975: 164), М. С. Кухта (Кухта, 2014: 54 -58), С. В. Зайцевой (Зайцева, 2014: 39-42), К. М. Яковлевой (Яковлева, 2010: 261-267), Р. Б. Ховалыг (Ховалыг, 2018: 335) и других.

В работе тувинского исследователя А. О. Дыртык-оол рассматриваются сведения о традиционных женских украшениях тувинцев, показано их значение как историко-этнографического источника. Украшения рассмотрены как составная часть материальной культуры населения Тувы с древнейших времен (Дыртык-оол, 2014: 251258).

В монографии Р. Б. Ховалыг дана наиболее подробная информация с иллюстрациями о разновидностях тувинских украшений начала ХХ в. В работах М. С. Кухта выделены основные функции украшений: символическая, оберегающая (охраняющая), социокультурная, эстетико-художественная (Кухта, 2014: 54-58). О

семантике тувинских традиционных украшений написала С. В. Зайцева (Зайцева, 2014: 39-42).

Но во всех работах исследователей отсутствуют сведения о наголовном украшении баштац и нагрудном украшении богаа тувинцев. Названия этих украшений и сведения об их бытовании получены от информанта Л. С. Адыг-Тюлюш (ПМА 1, 2022).

Более подробную информацию по исследованию украшений тюрко-монгольских народов дает в своей статье К. М. Яковлева. Ею проведена классификация украшений на базе описаний более 150 различных экземпляров и дана сравнительно-сопоставительная характеристика украшений тюрко-монгольских народов алтайской языковой семьи, в результате которой выделен полный комплект украшений у представителей Крайнего Севера - якутов и долган. В монгольской группе в комплекте украшений не хватает лишь наспинного. У саяно-алтайской и западносибирской ветви комплект украшений в основном приравнивается к наиболее простым, т.е. накосники, ушные украшения, браслеты, перстни и кольца. Нагрудные украшения встречаются у алтайцев и хакасов, сибирских татар. Височно-нагрудная категория украшений выделяется у хакасов как височное украшение. Пояс отмечен только у алтайцев и тувинцев. Из составленной К. М. Яковлевой таблицы также видно, что у всех рассмотренных народов, кроме якутов, долган и бурятов, нет головных украшений (Яковлева, 2010: 261-267).

В ходе экспедиции автором данной статьи впервые выявлено, что у тувинцев, как и у якутов, долган и бурятов, до XIX в. имелись височно-наголовные и шейно-нагрудные украшения баштац и богаа (ПМА 1, 2022).

Височно-наголовное украшение баштац. В фондах Национального музея Республики Тыва хранится единственный экземпляр тувинского серебряного девичьего височно-наголовного украшения баштац, датированное XIX в. (ПМА-1, 2022). Украшение баштац вместе с дорогими массивными серебряными серьгами в виде колокольчиков, инкрустированными красными кораллами, являются семейной реликвией, передаваемой из поколения в поколение. Этот комплект семейных украшений был принят в музей на закупку в 2012 г. и в 2015 г. приобретен у Цыбеновой Ольги Петровны, уроженки с. Эрзин Эрзинского кожууна. Эту семейную реликвию её бабушка Кундун Куске Сагаачыевна передала внучке Ольге.

Рис. 1. Женское височно-наголовное украшение для лица баштац XIX в., семейная реликвия, владелица К. С. Кундун. Демонстрирует сотрудница НМРТ А. К. Ховалыг. с. Эрзин. НМРТ, КП 11754/1-5.

Баштац выполнен из массивного серебра, в свое время, т.е. в XIX в., стоившее очень дорого. Такие украшения изготавливали кузнецы-ювелиры "нарын дарганнар", их труд оплачивался скотом или пушниной (Вайнштейн, 1973: 81). Обычно такие украшения заказывали кузнецам перед свадьбой. Можно предположить, что данный род был состоятельным и имел благородное происхождение.

Украшение баштац состоит из трех деталей - две одинаковые височные детали, которые прикреплялись (пришивались) к головному убору, и средняя часть, которая с помощью крючков подвешивалась к двум височным деталям и обрамляла лицо. Височная деталь состоит из двух дисков - верхнего большого и нижнего малого, при этом к верхнему диску сверху припаян роговидный орнамент, выполненный из проволоки, именно его пришивали к головному убору. Внури большого диска закреплена монета царской России XIX в., что указывает нам на датировку изделия. Средняя часть украшения по краям имеет крючки для подвешивания к височным деталям, к крючкам прикреплены подвижно по два диска с каждой стороны, между которыми закреплены четыре массивные цепочки якорного плетения. Все диски украшения соединены между собой шарнирами, характерными для XIX в. Кузнечные изделия с более сложной конструкцией - шарнирами, у тувинцев появились в XIX в., например, подвесные пряжки (дерги баштары), которые раньше состояли из одной части, с XIX в. были модифицированы, их начали изготавливать их из 2-х частей, подвижно соединенных шарниром (Вайнштейн, 1991: 192). В общем, необходимо отметить, что такое подвижное соединение деталей украшения вкупе с цепочками придает ему своеобразную живость, плавность, текучесть. Диски средней части и малые диски височных деталей украшены вписанными в них модифицированными четырехлучевыми звездочками, выполнеными из проволоки (для ажурности).

Серьги из комплекта тоже массивные, инкрустированы кораллом, снизу имеют семь длинных цепочек с подвесками в виде колокольчиков, они придают данному ювелирному набору еще большей ценности.

Такие дорогие украшения, как баштац, имели женщины из состоятельных семей. Скорее всего, такие украшения передавались из поколения в поколения от матерей дочерям-невестам. В советское время такие драгоценные "семейные реликвии" у тувинцев почти исчезли, поэтому еще раз хотелось отметить уникальность данного ювелирного набора, который удалось сохранить как семейную реликвию.

В настоящее время тувинское височно-наголовное украшение баштац экспонируется в зале "Декоративно-прикладное искусство Тувы. Серебро" Национального музея Республики Тыва, что свидетельствует о наличии такого украшения у тувинцев, аналогично якутам, бурятам и долганам (Яковлева, 2010: 261267).

Шейно-нагрудное украшение богаа. Во время экспедиции по изучению и исследованию родовых групп Тувы в 2022 г. при встрече с одним из знатоков тувинской традиционной культуры Любовью Суван-ооловной Адыг-Тулуш выявлено отдельное шейно-нагрудное украшение богаа к женскому тон, о наличии которого у тувинцев ранее не упоминалось.

По информации Л. С. Адыг-Тулуш оказалось, что раньше состоятельные тувинские женщины к женскому тон дополнительно носили шейно-нагрудное украшение богаа. Это украшение застегивалось вокруг ворота сзади на пуговицу. Богаа имело овальную форму, опускающуюся спереди и сзади. В центре передней лицевой части богаа украшалось орнаментом в виде солнца с лучами '^н-хээ" (досл. "орнамент солнца") и драгоценными камнями (ПМА 1, 2022).

Богаа похоже на хакасское нагрудное украшение "пого". Словом "богаа" тувинцы также называют нагрудную деталь женского эдектиг тона. Но эта деталь в виде разноцветных полос, в разных местностях и кожуунах имеет разные названия: Л.

Ш. Сат-Бриль называет ее словом «оорук» ^ат-Бриль, 1989: 46), А. А. и М. О. Сиянбили нагрудную деталь эдектиг тона называет словом «богаа», а кокетку вокруг воротника -оорук (Сиянбиль, Сиянбиль, 2000: 33). В Улуг-Хемском (ПМА 1, 2022) и Сут-Хольском (ПМА 2, 2005) кожуунах кокетку вокруг воротника эдектиг тона называют богаа, а широкую кайму на груди эдектиг тона, состоящую из полос бархата, парчи и шелка -оорук, как у Л. Ш. Сат-Бриль, но у нее в материале не было слова «богаа» (Ховалыг, 2018: 136).

Рис. 2. Пого - хакасское нагрудное украшение из фондов Национального музея Республики Тыва. ТРКМ, КП 5239.

В тувинско-русском словаре под редакцией Э. Р. Тенищева богаа - это меховой шарф, другое его значение - у птицы сокола-белогорлика есть белая полоса вокруг шеи, и эту полосу называют богаа (Тувинско-русский словарь, 1968: 106). Отсюда можно сделать вывод, что отдельное украшение богаа одновременно является нагрудным и шейным украшением. У некоторых народов, в частности, у хакасов, нагрудное украшение (отдельное от платья) называют пого. Тувинское «богаа» и хакасжое «пого» имеют одинаковый корень, с различным произношением первых букв звонкого «б» и глухого «п». Возможно, этимология этих слов единая. Таким образом, вариант М.О. и А.А. Сиянбилей, что название богаа - это украшение на груди эдектиг тона, а оорук -деталь вокруг воротника (Сиянбиль, Сиянбиль, 2000: 33), противоречит сведениям из тувинско-русского словаря (Тувинско-русский словарь, 1968: 322) и некоторых информантов (ПМА 1, 2). Но, логично назвать отдельное шейно-нагрудное украшение словом богаа (ПМА 1, 2022), т.к. слово «богаа» связано с шеей (оно означает полоску вокруг шеи у птицы и шерстяной шарф), и в то же время богаа в одежде женщин покрывает и грудную часть, поэтому его можно отнести к шейно-нагрудным украшениям.

Возникает вопрос - почему украшение богаа у тувинцев забылось и вышло из употребления? Наверно это можно связать с событиями XVII - XIX вв. в истории тувинского народа.

Во II-ой половине XVIII в. територия Урянхайского края попадает под власть Маньчжуро-Цинской империи. Маньчжуры изменили одежду народов всех подчиненных мест, в т.ч. тувинцев, под свой манер, обязательными деталями ее становятся короткий стоячий воротник и ступенчатый вырез на левой поле (у тувинцев под названием ввлет).

До маньчжурского периода женщины-тувинки носили женский халат "ибчи-тон", похожий на хакасский "идектиг тон" (торгы тон). О схожести хакасского идектиг тона и ибчи-тона поведал Ф. Я Кон в своем материале "Экспедиция в Сойотию" (Кон, 1934: 168). Ибчи-тон был более длинным, отдельно скроенный подол его изнутри стягивался в сборки протянутыми жилами. В настоящее время ибчи-тон у тувинцев не сохранился. К сожалению, он отсутствует и в собрании Национального музея

Республики Тыва. Но в фондах музея сохранился хакасский женский "идектиг тон" XIX в., подобный тувинскому "ибчи тону".

2. Торгы тон качинцев (летний идектиг тон, похожий на тувинский эдектиг тон)1

Рис. 3. 1. Шуба хакасская идектиг тон. 3. Тувинский женский эдектиг тон.

XIX в. ТРКМ, КП 5191. к. XIX - нач. ХХ в. НМ РТ, КП 1579.

Судя по имеющемуся хакасскому "идектиг тон", отсутствующий на сегодня тувинский "ибчи-тон" не имел нагрудного украшения богаа. У сохранившегося

1 «Из истории хакаского халата-сикпена и торгы тон».// URL: 19rusinfo.ru

тувинского праздничного женского "эдектиг тон" эквивалентом богаа служат разноцветные полосы на груди. Можно сделать вывод, что раньше тувинские женщины носили отдельное нагрудное украшение богаа, украшенное драгоценными камнями (кораллами), к не сохранившемуся "ибчи-тону", подобному хакасскому "идектиг тону". Ранее отдельное тувинское шейно-нагрудное украшение богаа трансформировалось в деталь праздничного женского "эдектиг тона", выполненную в виде аппликации разноцветными лентами в зоне груди.

Заключение. Украшения, как и прическа, и одежда являют собой знаки, маркирующие возраст и социальное положение индивида. Определенные ступени социализации человека в коллективе, переход в иной возрастной класс, перемена социального положения, сопровождались совершением обрядов, это непременно маркировалось определенными манипуляциями с волосами, переменой прически и накосных украшений, изменением их набора или отказом от накосных украшений вообще, типом и количеством ювелирных украшений (Самбуева, 2004). Это в полной мере наблюдалось и у тувинцев. Например, девичьи украшения были очень простые. Обычно уже в годовалом возрасте девочке прокалывали мочки ушей и вставляли в них чаинки от зеленого чая, а лет с четырех-пяти (иногда и раньше) она начинала носить серьги (Вайнштейн, 1991: 181). Бывало, что и маленьким мальчикам прокалывали правое ухо, в которое по древней традиции вдевали одну серьгу. В детстве у девочек были простенькие округлые серьги, а с 13-14 лет они получали от родителей сложные, фигурные, которыми пользовались вплоть до приближения замужества. К свадьбе невесты из зажиточных семей имели уже дорогие серебряные украшения, искусно декорированные и украшенные вставными кораллами. Их они носили почти до старости, когда вновь заменяли на более простые украшения (Вайнштейн, 1991: 181). Качество, количество и вид украшений, которыми пользовалась женщина, зависели от ее семейного и имущественного положения и возраста. Описанный в статье серебряный набор баштац относится к женским височно-наголовным украшениям, он является семейной реликвией богатого рода.

Нагрудно-шейное украшение богаа у тувинцев, видимо, бытовало до начала господства Маньчжуро-Цинской империи, которая внесла заметные изменения в одежду тувинцев. Женский ибчи-тон, который носили с отдельным украшением богаа, постепенно трансформировался в эдектиг тон, на котором богаа стало, украшающей грудь, несьёмной деталью.

Таким образом, в результате исследования, к тувинским женским украшениям, включающим накосные, поясные и ювелирные, можно добавить новые виды украшений - шейно-нагрудное богаа и наголовно-височное баштац.

Источники:

ПМА 1 - информант Адыг-Тюлюш Любовь Суван-ооловна, 64 года, 1958 г.р., уроженка Тандинского кожууна, с. Бай-Хаак.

ПМА 2 - информант Куулар Людмила Кокуй-ооловна, 1955 г. р., уроженка Сут-Хольского кожууна (запись 2005 г. в г. Кызыле).

Список литературы:

Биче-оол С. М. Тувинский свадебный обряд - "дугдээшкин"// Письменное наследие тюрков: тезисы международного симпозиума, посвященного 110-летию дешифровки орхоно-енисейской письменности и 100_летию выхода в свет труда Н.Ф. Катанова "Опыт исследования урянхайского языка" (14-17 октября 2003 г., Кызыл). Кызыл, 2003. С. 97-99.

Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1973. 222 а

Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. Москва: Наука, 1991. 375 с.

Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - начало ХХ в.) / сост. А.К. Кужугет. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003. С. 111.

Дыртык-оол А. О. Тувинские женские украшения в коллекции Национального музея Республики Тыва // В мире научных открытий. 2014. № 5.1 (53). С. 251-258.

Дьяконова В. П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л.: Наука, 1975. 164 с.

Дэвлет М. А. Наскальные изображения тувинской национальной одежды как исторический источник // Ученые записки Тувинского государственного университета. Кызыл, 2002. Вып. XIX. С. 138-145.

Зайцева С. В. Семантика традиционных тувинских национальных украшений в современном этнодизайне // Труды Академии технической эстетики и дизайна. № 2, 2014. С. 39-42.

Клюева Н. И., Михайлова Е. А. Накосные украшения у сибирских народов // Материальная и духовная культура народов Сибири: Сб. Музея антропологии и этнографии. Т. XLII / Отв. ред. Р.Ф. Итс. Л.: Наука, 1988. С. 113-128.

Кухта М. С., Майны Ш. Б., Монгуш Ч. Х. Культурная семантика этно-дизайна традиционных украшений Тувы // Успехи современной науки и образования. 2017, том

б, № 4. С. 92-94.

Кон Ф. Я. За пятьдесят лет. Собр. соч. Т. 3: Экспедиция в Сойотию. Москва: Изд-во Всесоюз. об-ва политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1934. 293 с.

Кухта М. С. Функции ювелирного дизайна и их влияние на процессы формообразования // Труды Академии технической эстетики и дизайна. 2014. Т. 2. № 1. С. 54 - 58.

Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. С. 205. Cамбуева С. Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госунив-та, 2004. 92 с.

Сат-Бриль Л. Ш. Традиционная верхняя одежда тувинцев // Культура тувинцев: традиция и современность. Кызыл, 1989. С. 46.

Сат Л. Ш. Прически и традиционные украшения тувинских женщин // Проблемы истории Тувы. Кызыл, 1984. С. 187-198.

Сиянбиль М. О., Сиянбиль А. А. Традиционный тувинский костюм. Кызыл, 2000.

72 с.

Тувинско-русский словарь / Под редакцией Э.Р. Тенишева. М., 1968. 646 с. Ховалыг Р. Б. Тувинская традиционная одежда. Тыва Yндезин хеп. Новосибирск: Наука, 2018. 335 с.

Яковлева К. М. Сравнительно-сопоставительная характеристика украшений тюрко-монгольских народов алтайской языковой семьи Сибири конца XIX - начала ХХ

в. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 123. С. 261-267.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ховалыг Роланда Биче-ооловна, главный хранитель Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. Кызыл, Россия. Электронный адрес: hovrol@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Khovalyg Rolanda Biche-oolovna, chief curator of the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: hovrol@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.