Научная статья на тему 'О заздравных культах римской армии в западной части империи в i–III вв'

О заздравных культах римской армии в западной части империи в i–III вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
310
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ АРМИИ / РИМ / ВОЙНА / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ / RELIGION OF THE ROMAN ARMY / ROME / WAR / RELIGIOSITY / RECOVERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьянов Николай Иванович

Статья посвящена проблеме божественных обращений воинов римской армии в I–III вв. по поводу исцеления от ранений и увечий. Приведенные источники подтверждают, что западная часть Римской империи не имела, в отличие от восточной, специализированных заздравных культов. На Западе и в Италии функции богов-целителей исполняли самые различные божества. Те немногие надписи, которые посвящены Асклепию и Хигии, поставлены либо в Дакии, которая была пограничной между западом и востоком провинцией, либо выходцами из восточных провинций, служившими в западной части империи, и преторианцами в Риме, которые со времен Тиберия набирались из восточных, прежде всего балканских, провинций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT HEALTH CULTS OF THE ROMAN ARMY IN WESTERN PART OF THE EMPIRE IN THE I–III CENTURIES

The Article is dedicated to the problem of the spiritual appeal of the warriors of the Roman army in the I-III centuries concerning the recovery from wounds and injuries. The mentioned sources confirm that the western part of the Roman Empire did not have, unlike the eastern part, special health cults. The most different gods performed the functions of healing gods in Italy and in the West. Those few inscriptions, which are dedicated to Asclepius and Hygia are put either in Dacia, which was the border province between the west and the east, or by the immigrants from the eastern provinces, served in the western part of the Empire, and by praetorians in Rome, who were recruited from the eastern and, first of all, Balkan, provinces since the time of Tiberias

Текст научной работы на тему «О заздравных культах римской армии в западной части империи в i–III вв»

О ЗАЗДРАВНЫХ КУЛЬТАХ РИМСКОЙ АРМИИ В ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ ИМПЕРИИ В МП вв.

ABOUT HEALTH CUITS OF THE ROMAN ARMY IN WESTERN PART OF THE EMPIRE IN THE l-IJI CENTURIES

Н.И. Соловья но з N.l. Solovyanov

Религия римской армии, Рим, война, религиозность, выздоровление.

Статья посвящена проблеме божественных обращений воинов римской армии в НИ вв. по поводу исцеления от ранений и увечий. Приведенные источники подтверждают, что западная часть Римской империи не имела, в отличие от восточной, специализированных заздравных культов. На Западе и в Италии функции богов-целителей исполняли самые различные божества. Те немногие надписи, которые посвящены Асклепию и Хигии, поставлены либо в Дакии, которая была пограничной между западом и востоком провинцией, либо выходцами из восточных провинций, служившими в западной части империи, и преторианцами в Риме, которые со времен Тиберия набирались из восточных, прежде всего балканских, провинций.

Religion of the Roman army, Rome, war, religiosity, recovery.

The Article is dedicated to the problem of the spiritual appeal of the warriors of the Roman army in the l-lil centuries concerning the recovery from wounds and injuries. The mentioned sources confirm that the western part of the Roman Empire did not have, unlike the eastern part, special health cults. The most different gods performed the functions of healing gods in Italy and in the West. Those few inscriptions, which are dedicated to Asclepius and Hygia are put either in Dacia, which was the border province between the west and the east, or by the immigrants from the eastern provinces, served in the western part of the Empire, and by praetorians in Rome, who were recruited from the eastern and, first of all, Balkan, provinces since the time of Tiberias.

С момента своего основания Рим был обречен на ведение войн как оборонительных, так и наступательных. Вопрос об основании Порода (Urbs) в мировой историографии остается открытым. Если отвлечься от легендарной версии в сторону археологических и исторических реалий, то ситуация предстает примерно в таком виде. В связи с активизацией эллинской колонизации в Западной части Средиземноморья, освоением переселенцами Южной Италии и Сицилии возникла угроза морского вторжения эллинов в Этрурию через устье Тибра. Именно в связи с этим, на наш взгляд, этрусский военно-религиозный союз построил крепость в Лации, по археологическим данным «Ромула квадрата», по всем правилам военной архитектуры, которой в Италии VIII в. могли обладать только этруски. Позднее, после разгрома этрусского союза кельтами (галлами) в VI в. до н. э., римляне освободились от власти этрусков и приступили к завоеванию окружающих их земель. К концу II в. до н. э. Рим превратился в «мировую державу», захватив Италию (IV

в. до н. э.), Западное Средиземноморье и Северную Африку (III в. до н. э.), а также Балканы и Восточное Средиземноморье (II в. до н. э.). После серии гражданских войн 11-1 вв. до н. э., став Империей, Римская держава продолжила захватнические войны и лишь в середине II в. н. э. вынуждена была перейти к обороне. А это всё войны, войны и войны. Это погибшие, а еще более раненые и изувеченные ...

Специальные исследования о Богах-воителях в пантеоне римской армии в мировой историографии имеются, а о заздравных богах-исцелителях отсутствуют. Мы попытаемся восполнить этот пробел.

О сверхрелигиозности римского общественного сознания писали все древние авторы. В частности, Полибий отмечал: «Важнейшее преимущество римского государства состоит в воззрениях римлян на богов. То самое, что осуждается у других народов, именно богобоязнь, у римлян составляет основу государства. Оно у них облекается в столь грозные формы, что невозможно идти дальше в таком отношении» (Poiib. III. 45).

Можно предположить, что римляне должны были создать обширный пантеон богов-врачевателей, исцелителей. Но этого не произошло. На Западе и в Италии функции богов-целителей исполняли обычные боги греко-римского пантеона: Минерва Медика, Салюта (Здоровье), Геркулес Салютифер. За исцелением от бесплодия обращались к богам, ведавшим плодородием почв, растительного и животного мира: Доброй богине (Bona Dea), Диане, Юноне, Прозерпине, Фавну и Фавне, Венере и т. д. Кроме того, существовали божества, олицетворявшие конкретные болезни. Например, Фебрис - олицетворение лихорадки, от которой часто страдали жители заболоченного Лация. К таким божествам обращались с мольбами и приношениями с просьбой защитить от подвластных им болезней.

О заздравно-исцелительных божественных обращениях римских воинов нам позволяют судить следующие вотивные памятники [(pro salute!)=Bo Здравие!].

Две заздравные надписи посвящены

Юпитеру Наилучшему Величайшему.

Первая обнаружена в Англии близ местечка Гордиан и поставлена от имени куратора Нонния Филиппа из легиона Августа Британского. Надпись датирована 242 г. н. э. [ ILS, 502].

Вторая поставлена от имени Марка Верекурди-ния Симплекса центуриона легиона XXX. Надпись посвящена сразу двум богам: Юпитеру Наилучшему Величайшему и Гению Мест. Надпись датирована 164 г. н. э. [ILS, 1652].

Одна заздравная надпись изваяна Старшим богам (Dei majores) от имени Луция Невина из легиона IV Флавиего. Надпись найдена в Аквинции [ILS, 4014].

Две заздравные надписи направлены Матери богов (Кибеле).

Первая надпись - Великодушной Матери богов от имени Тита Флавия Зонгия из легиона XIII Сдвоенного (Gemina) и Клавдия Кандида. Надпись обнаружена в Апулии [ILS, 7141].

Вторая посвящена сразу трём богам: Матери богов, Доброму Асклепию и Хигии от ветерана Марка Аврелия префекта легиона XIII Сдвоенного. Надпись обнаружена в Меходи (Дакия) [ILS, 3845].

Две заздравные надписи обращены Нимфам.

Первая обнаружена в Дакии, поставлена

от имени Руфия Сулпиция из легиона XIII Сдвоенного Антонинианского. Надпись датирована II в. н. э. [ILS, 3867].

Следующая посвящена Нимфам от имени военного трибуна Марка Руцилия Зипия из легиона XXII Сдвоенного. Надпись датирована I в. н. э. [ILS, 3865].

Четыре надписи посвящены Фортуне.

Фортуне Салюте (оздоровляющей) от имени Гая Валерия Терция, куратора когорты Аликва претория. Надпись обнаружена в Риме [ILS, 3711].

Фортуне pro salute (за здравие) от имени Валериана, центуриона легиона X Сдвоенного [ILS, 3712].

Фортуне Целительнице от ветерана Гая Генци-лия Виктора легиона XXX Благочестивого Верного. Надпись обнаружена в Могунциаци (Германия) [ILS, 2472].

Фортуне Августе от имени Тита Флавия Секунда, префекта когорты I. Надпись обнаружена в Англии, датирована 136-137 гг. н. э. [ILS, 2551].

Есть надписи, в которых Фортуна как заздравное божество сочетается с другими богами.

Одна их них обращена Гению мест и Фортуне от имени Суперина префекта легиона. Надпись найдена в Бригеции, датирована 269 г. [ILS, 3656].

Вторая тоже направлена нескольким бесспорно заздравным богам-исцелителям: Аполлону, Асклепию, Салюте и Фортуне от имени Марка Руби-рия Зосима, врача IV когорты. Надпись обнаружена в окрестностях Ориенбурга [ILS, 2602].

Следующие шесть заздравных надписей посвящены Диане.

Первая надпись направлена от имени Квинта Максима из легиона VII Сдвоенного Счастливого. Надпись обнаружена в Испании [ILS, 3259].

Вторая посвящена Диане лесной от имени Тита Клавдия, префекта когорты I [ILS, 3245].

Третья поставлена нескольким богам - Диане, Сильвану и Доброй Богине - от имени Гая Юлия Валенса, префекта легиона II Вспомогательного (Adiutrix). Надпись найдена в Аквинции [ILS, 3516].

Четвёртая принадлежит также нескольким богам -Диане, Сильвану, Аполлону и Асклепию. Надпись обнаружена в Риме [ILS, 3536].

Пятая посвящена Диане Августе от имени понтифика Веруса и его компаньона Веракса, воина из когорты VI Претория. Надпись обнаружена в Риме и датирована 241 г. [ILS, 2091].

Шестая изваяна четырём богам - Апполону, Асклепию, Диане и Сильвану. Надпись обнаружена в Риме [ILS, 3536].

Семь заздравных надписей посвящены Сильвану.

Сильвану Доместику от имени Тита Флавия Фелециана. Надпись обнаружена в Дакии [ILS,

3470].

Сильвану от Корнелия Генеция, обнаруженная в Буде, датирована 189 г. н. э.[ ILS, 3469].

Сильвану от имени Вексилациона (sic!) первого стража. Надпись найдена в Хале (Англия) [ILS,

3471].

Остальные изваяны группам богов.

Одна посвящена Диане, Сильвану и Доброй Богине от имени Гая Юлия Валенса префекта легиона II Вспомогательного. Надпись найдена в Аквинции [ILS, 3516].

Вторая - Диане, Сильвану, Аполлону и Асклепию. Надпись обнаружена в Риме [ILS, 3536].

Ещё одна обращена трём богам - Сильвану, Геркулесу и Гению. Надпись обнаружена в Дакии [ILS, 4630].

Предпоследняя установлена двум богам -Геркулесу и Сильвану - от имени Аврелия Аримо из легиона XIII Сдвоенного Антонинианского. Надпись обнаружена в Дакии [ILS, 3470].

Последняя надпись посвящена четырём богам - Аполлону, Асклепию, Диане и Сильвану, обнаружена в Риме [ILS, 3536].

Следующие пять заздравных надписей принадлежат Геркулесу.

Первая посвящена Геркулесу Салютарию от имени куратора Марка Октавия Каррия. Надпись обнаружена в Риме [ILS, 7315].

Вторая поставлена трём богам - Геркулесу, Сильвану и Гению. Надпись обнаружена в Дакии [ILS, 4630].

Третья установлена двум богам - Геркулесу и Сильвану от имени Аврелия Аримо из легиона XIII Сдвоенного Антонинианского. Надпись обнаружена в Дакии [ILS, 3470].

Четвёртая - Геркулесу Магику от имени Валерия Нигрина [ILS, 4628].

Последняя обращена Геркулесу Непобедимому от имени Максимилиана Валенса, префекта претория Аврелия Флавия и Валерия Фирмина [ILS, 6766].

Восемь заздравных надписей направлены Гениям.

Гению мест от имени военного трибуна легиона II Благочестивого Верного Антония Клавдия Мар-целлина. Надпись обнаружена в Бодэ [ILS, 2320].

Гению Святому от имени Квинта Хатерия Валерия из легиона VIII Августа и Марка Аврелия Софе-нета из легиона XII Сдвоенного. Надпись обнаружена в Риме [ILS, 2216].

Гению Святому от имени Тита Флавия Домициана из легиона III Парфянского. Надпись обнаружена в Риме [ILS, 484].

Другие посвящены опять же группам богов.

Геркулесу, Сильвану и Гению. Надпись обнаружена в Дакии [ILS, 4630].

Геркулесу и Гению Центурий от имени Луция Домициана Валерия из военной когорты X и центуриона Флавия Каралиная из легиона VI. Надпись обнаружена в Риме [ILS 2103].

Гению мест и Фортуне от имени Суперина префекта легиона Вспомогательного. Надпись найдена в Бригеционе, датирована 269 г. н. э. [ILS 3656].

Следующая от имени Марка Верекурдиния Симплекса центуриона легиона XXX надпись посвящена сразу двум богам: Юпитеру Наилучшему Величайшему и Гению Мест. Надпись датирована 164 г. [ILS, 1652].

Две заздравные надписи изваяны Виктории.

Первая посвящена Виктории Августе от имени Аврелия Сенеки. Надпись найдена в Баварии, датирована 311-312 гг. [ILS, 664].

Вторая поставлена Виктории от имени Аврелия Мирациана эвоката из когорты VI Претория. Надпись найдена в Умбрии, датирована 246 г. [ILS, 509].

Три заздравные надписи поставлены Аполлону.

Первая принадлежит Аполлону Диспроли от имени Тита Флавия Апри Комодия из легиона XXXII [ILS, 2350].

Вторая посвящена нескольким богам - Диане, Сильвану, Аполлону и Асклепию. Надпись обнаружена в Риме [ILS, 3536].

Аполлону, Асклепию, Салюте и Фортуне от имени Марка Рубирия Зосима, врача IV когорты. Надпись обнаружена в окрестностях Ориенбурга [ILS, 2602].

Одна заздравная надпись принадлежит Юноне Конкордиа Августе от имени Луция Проперция. Надпись обнаружена в Англии, датирована 208 г. [ILS, 450].

Также одна заздравная надпись принадлежит Исиде Регине от имени Луция Цейуса. Надпись обнаружена в Риме [ILS, 2118].

Три заздравных надписи изваяны Хигии (Higia) (в греческой транскрипции-Гигиейе (riyieia ='Hiyi£Îa).

Первая посвящена двум богам - Асклепию и Хигии Священной от Аврелия Артемидора, бене-фициария легата легиона II Вспомогательного. Надпись обнаружена в Дакии, датирована 228 г. [ILS, 7149].

Вторая посвящена тем же двум богам - Асклепию и Хигии - от Люция Юлия Васина, декуриона Апулии, трибуна легиона IV Флавиева. Надпись найдена вАпулии [ILS, 1382].

Третья поставлена трём богам - Матери богов, доброму Асклепию и Хигии от ветерана Марка Аврелия, префекта легиона XIII Сдвоенного. Надпись найдена опять же в Дакии [ILS, 3845].

Одна заздравная надпись посвящена Салюте и Асклепию от имени Секста Тита Александра, медика V когорты преторианцев. Надпись датирована 82 г. [ILS, 2092].

Четыре заздравных надписи установлены Марсу,

Первая надпись адресована Марсу от имени Аврелия Фирминиана. Надпись найдена в Томах, датирована III в. (205-293 гг.) [ILS, 4103].

Вторая посвящена Марсу Эквестру от имени Атрия Декората, трибуна когорты II Аврелия. Надпись найдена вТимасоминоте [ILS, 9154].

Третья посвящена Марсу Сулевию. Надпись обнаружена в Риме, датирована 207 г. [ILS, 2103].

Четвёртая изваяна Марсу от коадиатора легиона XIII Сдвоенного [ILS, 2392].

11 заздравных надписей посвящены Асклепию.

Асклепию от преторианцев, обнаружена в Риме и датирована 291 г. [ILS, 2095].

Асклепию от преторианцев III когорты, воинов центурии Градиев-Квинта Розария Полиона, Тита Попилия Ариана и Брокха. Надпись обнаружена в Испании [ILS, 2101].

Асклепию от наместника Тита Юлия Сатуриона. Надпись найдена в Тревире (Крестота) [ILS, 1382].

Аврелия Флавия, центуриона когорты II преторианцев. Надпись обнаружена в Риме, датирована 227 г. [ILS, 2094].

Асклепию и Салюте от имени Секста Тита Александра, медика V когорты преторианцев. Надпись датирована 82 г. [ILS, 2092].

Асклепию, Аполлону, Фортуне и Салюте от Марка Рубрия Зосима, врача IV когорты. Надпись обнаружена в окрестностях Ориенбурга [ILS, 2602].

Асклепию и Хигии Священной от Аврелия Артемидора, бенифициария легата легиона II Вспомогательного. Надпись обнаружена в Дакии, датирована 228 г. [ ILS, 7149].

Таким образом, мы имеем свидетельства с мольбами или благодарностями за сохранение в бою или исцеление от ранений к Юпитеру Наилучшему Величайшему - верховному богу римского пантеона, его супруге Юноне Конкордиа (Согла-сительнице), ко всем Старшим богам (Dei maiores), Марсу - верховному богу-воителю римского пантеона, Диане - богине возрождающейся растительности, Сильвану- богу-покровителю лесов и дикой природы, Аполлону - греческому божеству, включенному в римский пантеон Старших богов, Виктории, Фортуне, Гениям, Салюте, Нимфам - младшим богам-спутникам высших римских богов, Геркулесу - греческому герою, в римском варианте богу, олицетворявшему цивилизаторскую (образовательную) роль римлян, Асклепию - греческому богу-врачевателю, его спутнице богине выздоровления Хигии (в греческой транскрипции - Гигиейе (по-нашему Гигиене), малаозийской Матери богов (Кибеле), египетской Исиде Регине (царственной).

Как можно увидеть, приведенные выше источники полностью подтверждают, что западная часть Римской империи не имела, в отличие от восточной, специализированных заздравных культов. На Западе и в Италии функции богов-целителей исполняли самые различные божества.

Те немногие надписи, которые посвящены Асклепию и Хигии поставлены либо в Дакии, которая была пограничной между западом и востоком провинцией, либо выходцами из восточных провинций, служившими в западной части империи, и преторианцами в Риме, которые со времен Тибе-рия набирались из восточных, прежде всего балканских, провинций.

Библиографический список

1. Desau H. Inscriptions Latinae selectae. Berolini.

Vol. I-IV (ILS).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.