Научная статья на тему 'Об особенностях почитания Геракла в римской армии'

Об особенностях почитания Геракла в римской армии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
60
Поделиться
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ АРМИИ / ГРЕЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ / ПРИНЦИПАТ / ГЕРАКЛ / ГЕРКУЛЕС / ЛЕГИОНЫ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОЙСКА / RELIGION OF THE ROMAN ARMY / GREEK CULTS / PRINCIPATE / HERCULES / HERACLES / AUXILIARIES / LEGIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьянов Николай Иванович

Несмотря на весьма широкую популярность греческих культов среди гражданского населения Империи, воины римской армии почитали их лишь в романизированных вариантах, в сочетании с богами римского пантеона или перегригальными божествами Балканского полуострова. Последнее объясняется тем, что греческие культы были известны фракийцам задолго до прихода римлян и воспринимались жителями Балкан как свои, а чаще их наименования применялись воинами как эквиваленты римских богов в грекоязычных надписях. Геркулес в посвящениях воинов выступает в качестве бога-покровителя императоров и их легатов, а также как божество-воитель и исцелитель. Проникновение его в части римского гарнизона связано как с официальной стороной культа, так и с воинами греческого и фракийского происхождения, служившими в римской армии. Но и в последнем случае, памятники воинов несут значительные черты романизации. Рассмотренные эпиграфические материалы позволяют связать почитание Геракла и с вспомогательными войсками и с легионами.I

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Соловьянов Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

n spite of the great popularity of Greek cults among the citizenhood of the Empire, Roman warriors preferred their Romanized variants only, in combination with deities of the Roman pantheon or local Balkan gods. This fact is explained with Greek cults were widespread among the Thracians long before the Roman occupation and the inhabitants of the Balkans considered Greek gods their own deities. Their names were used in Greek inscriptions by the Roman warriors as equivalents of Roman deities. Hercules appeared in soldiers dedications as the god-protector of the Emperor and his legates, as well as a deity-warrior and healer. The worship of Hercules by the Roman troops is linked with the official character of this cult on one hand, and with warriors of the Greek and Thracian origin who served in the Roman army, on the other hand. Dedications of warriors had strongly Romanized features. A study of this epigraphic material allows the author to link the worship of Hercules with auxiliaries and legions.

Текст научной работы на тему «Об особенностях почитания Геракла в римской армии»



ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОЧИТАНИЯ ГЕРАКЛА В РИМСКОЙ АРМИИ

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,

Красноярск,

nikolai_solovyanov@mail.ru

Аннотация. Несмотря на весьма широкую популярность греческих культов среди гражданского населения Империи, воины римской армии почитали их лишь в романизированных вариантах, в сочетании с богами римского пантеона или перегригальными божествами Балканского полуострова. Последнее объясняется тем, что греческие культы были известны фракийцам задолго до прихода римлян и воспринимались жителями Балкан как свои, а чаще их наименования применялись воинами как эквиваленты римских богов в грекоязычных надписях. Геркулес в посвящениях воинов выступает в качестве бога-покровителя императоров и их легатов, а также как божество-воитель и исцелитель. Проникновение его в части римского гарнизона связано как с официальной стороной культа, так и с воинами греческого и фракийского происхождения, служившими в римской армии. Но и в последнем случае, памятники воинов несут значительные черты романизации. Рассмотренные эпиграфические материалы позволяют связать почитание Геракла и с вспомогательными войсками и с легионами.

Ключевые слова: религия римской армии, греческие культы, принципат, Геракл, Гер -кулес, легионы, вспомогательные войска

Актуальность темы определена тем, что, как общеизвестно, величие такой мировой державы древности, как Римская империя, держалось на двух столпах -религиозности жителей и мощи императорской армии.

Проблема почитания Геракла в Риме затрагивалась во множестве работ как отечественных авторов, так и зарубежных. Наиболее близки к теме заявленного исследования статьи А. Домашевского, Е.М. Штаерман, Г.А. Кошеленко, А.В. Колобова.

А. Домашевский утверждал, что Геракулес почитался воинами в качестве главного божества-покровителя вспомогательных войск1.

Е.М. Штаерман отмечала, что в Риме существовало два культа Геракла: непобедимый воин для римской элиты и труженик, совершающий подвиги для простых людей2. Это, вероятно, верно для гражданского населения империи, но отнюдь не для армии.

Соловьянов Николай Иванович - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. E-mail: nikolai_solovyanov@mail.ru

1 Domaszevski 1895, 74.

2 Штаерман 1949, 60-72.

Problemy istorii, filologii, kul'tury 2 (2016), 121-127 © The Author(s) 2016

Проблемы истории, филологии, культуры 2 (2016), 121-127 ©Автор(ы) 2016

Н.И. Соловьянов

© IA RAS, NMSTU, JHPCS, 2015 | DOI 10.18503/1992-0431-2016-2-52-121-127

Г.А. Кошеленко высказал мнение, что Геракл олицетворял цивилизаторскую роль Рима в покоренных областях3.

А.В. Колобов высказался за то, что греческие культы проникали в римскую армию с выходцами из Греции и эллинизированных еще в доримскую эпоху Балканских провинций4.

Ваш покорный слуга, автор данной публикации, еще в первых работах отмечал, что культ Геракла даже в Балканских провинциях почитался воинами в сугубо римском варианте и проникал в пантеон армии через Рим5.

Однако эти выводы были сделаны на весьма ограниченном числе источников. Теперь же в наших руках подборка памятников из всех регионов римской империи.

Цель работы - уточнить аспекты отправления культов Геракла-Геркулеса воинами римской армии и их отличие от почитания его же гражданским населением империи.

Источники. Первостепенное значение для решения этой задачи имеют эпиграфические памятники: посвятительные, надгробные надписи и вотивные рельефы воинов. Именно надписи, не рассчитанные, в отличие от нарративных источников, созданных весьма образованными людьми античной цивилизации, на широкого читателя, несут в себе наименьшую долю субъективизма и потому заслуживают наибольшего доверия. Только надписи дошли до нас в первозданном виде, то есть в оригинале.

Памятники взяты из академических собраний, опубликованных во второй половине XX века: Корпуса латинских надписей6, собрания латинских надписей Германа Десо7 и болгарского исследователя Георгия Михайлова8.

Ещё Полибий писал, что «... важнейшее преимущество римского государства состоит... в воззрениях римлян на богов. ...Богобоязнь у римлян составляет основу государства. И в самом деле, она у них облекается в столь грозные формы и в такой мере проходит в частную и государственную жизнь, что невозможно идти дальше в этом отношении...» (Ро1уЬ. VI. 56. 6).

Отношение римлян к иноземным богам всецело и наиболее ярко проявлялось в обряде «заклинания богов» - «еуосайо deorum». Римляне, как и другие народы древности, считали, что воевать можно только с людьми, с богами воевать нельзя. Обряд «еуосайо deorum» должен был лишить противника поддержки богов. Перед началом боевых действий римляне узнавали через своих разведчиков, как правило, путешественников и торговцев, как и сейчас, какие боги властвуют над данной территорией, какие ритуалы в честь них проводятся, какие дары им преподносят. Всё это они многократно увеличивали и призывали богов перейти на их сторону. Только после этого жрец-фециал перебрасывал священное копьё через сакральную колонну на форуме Рима в сторону будущего противника в знак начала войны с народом, лишённым, как считали римляне, божественной поддержки.

3 Кошеленко 1963, 186-187.

4 Колобов 2008, 40-47.

5 Соловьянов 1984, 67-68; 2013.

6 С1Ы-Х^, 1893-1955.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Бе8аи1954-1955.

8 МюИаДоу 1956.

После окончания победоносной войны боги покорённых не забывались, а включались в римский пантеон, и их почитание продолжалось. Так разрастался римский пантеон.

В начале в него были включены этрусские божества, затем самнитские. В VI-IV вв. до н.э. эллинские, во II—I вв. до н.э., по мере расширения территории Римской державы, кельтские, восточные и, наконец, фракийские, малоазийские, германские и африканские.

Влияние Эллады на формирование и развитие римской культуры трудно переоценить. Оно началось задолго до завоевания Эллады Римом и превращения эллинов в греков — жителей римских провинций. Ещё в республиканскую эпоху наиболее знатные римляне выезжали в Элладу для обучения риторике и науке наук — философии. В поздней римской республике, в конце II в. до н.э., в Риме существовал кружок эллинофилов под руководством Сципиона Эмилиана, из которого вышли знаменитые римские реформаторы — братья Тиберий и Гай Гракхи.

Активная фаза взаимообогащения культур началась в VI в. до н.э. после основания и укрепления эллинских колоний в Южной и Средней Италии и распада господствовавшего в Северной Италии Этрусского военно-религиозного союза. После завоевания Римом Италии в IV в. до н. э. сложились представления о едином греко-римском сакральном пантеоне двенадцати Старших богов. Римляне перестали считать греческих богов иноземными.

В исследуемый период Ранней Римской империи (эпоха принципата), в I-III вв. н. э., греческие культы был весьма популярны среди гражданского населения Империи. Часто посвящения ставились в честь Зевса Олимпийского, Геры, Афины Паллады, что можно рассматривать как элинизированные варианты обращения к богам римской Капитолийской триады, Геракла. Дедиканты — фракийцы, греки, выходцы из Малой Азии, римляне9. Часто наименования греческих богов являлись заменителями римских в грекоязычных посвящениях. Об этом свидетельствуют билингвы. Например, АИНМ, 169. № 216: Iovi et Iunoni Aur. Mucianos votu feci. Ail Kai 'Hpa Аир^. MouKiavog eu^nv кюцп? MaoKiPpi[ag].

Несмотря на весьма широкую популярность греческих культов среди гражданского населения Империи, воины римской армии почитали их лишь в романизированных вариантах, в сочетании с богами римского пантеона или перегри-гальными божествами Балканского полуострова. Последнее объясняется тем, что греческие культы были известны фракийцам задолго до прихода римлян и воспринимались жителями Балкан как свои.

Почитание Геракла представляет собой весьма сложную картину. Геракл воспринимается воинами лишь в романизированном варианте под именем бога Гер -кулеса. И если в Греции существовало два культа Геракла —как бога и как героя, то для римлян Геркулес — только бог.

Геракл — один из самых популярных героев античного мира. Культ Геракла был распространен во многих местах Греции и за ее пределами. В честь него устраивались игры (гераклеи) в Сикионе, Фивах, на островах Кос и Мендос. Ге -ракл почитался одновременно как бог и как герой, имея в городах два храма: Ге -ракла Олимпийского и Героя. Исследователи считают, что культ Геракла включал

9 IGBulg. I, n. 372. II, nn. 498, 669, 670, 715, 800; III, n. 1839.

в себя элементы финикийского культа Мелькарта, египетских верований и солнечных божеств Востока. В Греции Геракл олицетворял физическую силу. Он покровитель атлетов, герой с львиным сердцем, непобедимый воин, который ведет войска в мужественные походы и добивается победы. В мирное время он совершает подвиги для людей, защищая их от всякого зла.

Культ Геракла проникает в Рим из греческих колоний Южной Италии и уже к IV в. до н. э. приобретает общегосударственное значение. Здесь его почитали как непобедимого воина наряду с Марсом и Викторией. Он имел также верховный надзор над термами и лечебными источниками и почитался как заздравное божество, был патроном цирковых и гладиаторских представлений, руководителем игр в честь Venus Genetrix и Victoria Caesaris, а также протектором муз.

В эпоху Империи Геркулес - покровитель побед и триумфа, сын Юпитера. Он становится символом императорской мощи. Особенно популярен в период правления династии Антонинов, императоры которой (Адриан и Коммод) изображались в образе Геркулеса. В конце III в. соправитель Диоклетиана Максимиан официально носил титул Heraclius10.

В посвящениях воинов Геркулес неизменно присутствует наряду со старшими богами.

Два посвящения Юпитеру, Юноне, Минерве, Геркулесу, Фортуне, Меркурию, Фелицитате, Салюте, Фатуму, Кампестеру, Сильвану, Аполлону, Диане, Эпоне, Сулевию и Гению sing. Августа выполнены воинами действительной службы. Сюда же следует отнести два посвящения Юпитеру, Юноне Регине и Геркулесу. Одно выполнил опций I Италийского легиона некий Гней (номен и когномен не сохранились), другое - декурион I легиона Минервы Марк Гепий Марциан за здравие императора Адриана. Два посвящения Юпитеру и Геркулесу Saxsetario. Одна надпись поставлена Пием Талпидием Клеменсом, центурионом VIII легиона Августа, другая - вексилляцией XIII Сдвоенного Марсова Победоносного легиона под наблюдением Гая Аппия Капитона, центуриона. Одна из надписей сообщает, что воины XXX легиона Ulpia victrix Марк Непот Ваннон, Тит Марк, Марк Непот Зеллавин, Тит Аврелий Завин выполнили надпись по обету охотно с радостью Юпитеру, Гению места, Марсу, Геркулесу, Меркурию. Все памятники этой группы воздвигнуты воинами действительной службы11.

Два посвящения воздвигнуты Геркулесу Непобедимому за здравие Антонина Пия и его цезаря Аврелия Вера. Первое - от имени ветеранов и граждан римских, а также бессов села Квинтион, второе - от ветеранов, граждан римских и жителей канабного поселения Абрит12.

Даже в балканских, весьма эллинизированных провинциях Рима Геракл почитался воинами только в романизированных вариантах.

О большой популярности культа Геркулеса среди воинов нижнемезийского гарнизона свидетельствуют находки большого числа мраморных статуэток и терракот этого бога в местах дислокации войск, а также пять вотивных надписей легионеров и ветеранов.

10 Дякович 1922, 1-18.

11 ILS, 3913, 4553, 4837, 2094, 4634.

12 Иванов 1955, 175; IdScM I, n. 324.

Одно посвящение воздвигнуто ветеранами и гражданами римскими канаб-ного поселения кастелла Абрит за здравие Антонина Пия, Люция Вера, другое - Люцием Мезием Примом, центурионом I Италийского легиона, за здравие наместника провинции Тита Витразия Поллиона (157 г.) Как мы видим, в данных случаях Геркулес выступает в чисто римском аспекте с эпитетами непобедимого и заздравного божества, покровителя императоров и их легатов13.

Также в чисто римском варианте Геркулес представлен и в посвящении опция I Италийского, некоего Гнея. Надпись изваяна в честь Юпитера Наилучшего Высочайшего, Юноны Регины и Геркулеса. Это посвящение, как мы уже отмечали выше, носило, по-видимому, военный характер.

Только в трех памятниках Геркулес представлен в греческом аспекте, однако в достаточно романизированном варианте. В первом из них, вотивном рельефе из с. Ютюклер, воздвигнутом корникуларием (имя не сохранилось), Геркулес представлен полулежащим на шкуре льва, как в подобном же рельефе из Мадары. Рядом с ним изображены животные, символизирующие его подвиги: Стимфалий-ские птицы, Критийский бык, Киринейская лань, голова коня (возможно, олицетворение победы Геракла над царем Диамедом). Второй памятник - известковая статуя из с. Стратидисе - представляет Геракла в борьбе со львом. Латинская надпись на подставке гласит: «Геркулесу непобедимому. Аврелий Диздос, воин, установил по обету». Дедикант - романизированный фракиец, на что указывает его имя. Надпись датируется временем правления Северов. И, наконец, третий - надпись на базе статуэтки Геракла и Аполлона: «Гераклу Священному и Аполлону Патри (отцу, покровителю). Сделал сам Гай Рабирий Александр, ветеран». Памятник обнаружен в Одессосе, бывшей греческой колонии, на фракийском побережье Понта. Когномен ветерана - греческого происхождения14.

Как было сказано выше, в Риме Геркулес почитался как бог и герой, очищающий землю от чудовищ, под которыми понимались силы, враждебные Риму, в том числе и покоренные римлянами племена. В официальной идеологии римской армии он выступал, по мнению Г.А. Кошеленко, как покровитель «цивилизаторской» роли римлян и римской армии в частности15.

В западных провинциях Рима Геркулес имел широкую популярность и как божество-целитель. Об этом говорят заздравные надписи, обращенные к нему.

Геркулесу Салютарию от имени куратора Марка Октавия Каррия. Надпись обнаружена в Риме16.

Геркулесу, Сильвану и Гению. Надпись обнаружена в Дакии17. Геркулесу и Сильвану от имени Аврелия Аримо из легиона XIII Гемина Антонинианского. Надпись обнаружена в Дакии18.

Геркулесу Магику от имени Валерия Нигрина19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Иванов 1955, 175; СШ. III. 6125.

14 Кацаров 1926-27, п. 48; Геров 1952/53, пп 96, 589.

15 Кошеленко 1963, 187.

16 ГЬБ. 7315.

17 ГЬБ. 4630.

18 ГЬБ. 3470.

19 ГЬБ. 4628.

Геркулесу Непобедимому от имени Максимильяна Валенса префекта, претория Аврелия Флавия и Валерия Фирмина20.

Геркулесу и Гению Центурий от имени Луция Домициана Валерия из военной когорты Х и центуриона Флавия Каралиная из легиона VI. Надпись обнаружена в Риме21.

Таким образом, Геркулес в посвящениях воинов выступает в качестве бога-покровителя императоров и их легатов, а также как божество-воитель и исцелитель. Проникновение его в части римского гарнизона связано как с официальной стороной культа, так и с воинами греческого происхождения, служившими в римской армии. Но и в последнем случае памятники воинов несут значительные черты романизации. Рассмотренные выше материалы позволяют связать почитание культа Геракла и с легионами. Это противоречит утверждению А. Домашевского о том, что Геркулес почитался воинами в качестве главного божества-покровителя вспомогательных войск.

ЛИТЕРАТУРА

Геров, Б. 1952/53: Романизм между Дунава и Балкана. ГСУИФФ 47/48, 307-415. Дякович, Б. 1922: Оброчны барелиефы на Херкулес в България. ГПНБ 1-18. Иванов, Т. 1955: Два надписа от античния град при Разград. ИАИ XIX, 25-33. Колобов, A.B. 2008: Геркулес и римская армия Ранней Империи: на материале западной

части Балкано-Дунайского региона. ПИФК 9, 40-47. Кошеленко, Г. А. 1963: Римская армия и римская религия. ВИ 9, 186-187. Соловьянов, Н.И. 1984: Греческие культы в нижнемезийских частях римской армии в I-III вв. В сб. : Тезисы докладов IX Всесоюзной авторско-читательской конференции Вестника древней истории. М., 67-68. Соловьянов, Н.И. 2013: Образ Геракла в вотивных памятниках римских воинов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polyclub/konfa/solovyanov-n-i-kgpu-im-v-p-astafeva

Штаерман, Е.М. 1949: Отражение классовых противоречий II-III вв. в культе Геракла. ВДИ 2, 60-72.

Corpus Inscriptionum Latinarum consilio et auctoritate Academiae litterarum regiae Borussiae

editum. Vol. I-XVI. Ed. 2. 1893-1955. Berolini. Desau, H. 1954-1955: Inscriptiones Latinae selectae. Berolini.

Domaszevski, A. 1895: Die Religion des romischen Heers. Westdeutsche Zeitschrift fur Geschichte und Kunst 14, 1-124. Michailov, G. (ed.). 1956: Inscriptiones Graecae in Bulgaria repertae. Serdicae.

REFERENCES

Corpus Inscriptionum Latinarum consilio et auctoritate Academiae litterarum regiae Borussiae

editum. Vol. I-XVI. Ed. 2. 1893-1955. Berolini. Desau, H. 1954-1955: Inscriptiones Latinae selectae. Berolini.

Domaszevski, A. 1895: Die Religion des romischen Heers. Westdeutsche Zeitschrift fur

Geschichte und Kunst 14, 1-124. Dyakovich, B. 1922: Obrochny bariefy na Herkules v B'lgariya. GPNB 1-18.

20 ILS. 6766.

21 ILS. 2103.

Gerov, B. 1952/53: Romanizmt mezhdu Dunava I Balkana. GSUIFF 47/48, 307-415.

Ivanov, T. 1955: Dva nadpisa ot antichniya grad pri Razgrad. IAI XIX, 25-33.

Kolobov, A.V 2008: Gerkules I rimskaya armiya Ranney Imperii: na materiale zapadnoy chasti

Balrano-Dunayskogo regiona. PIFK 9, 40-47. Koshelenko, G.A. 1963: Rimskaya armiya I rimskaya religiya. Voprosy istorii 9, 186-187. Michailov, G. (ed.). 1956: Inscriptiones Graecae in Bulgaria repertae. Serdicae. Shtaerman, E.M. 1949: Otrazhenie klassovyh protivorechiy II-III vv. v kulte Gerakla. VDI 2, 60-72.

Solovyanov, N.I. 1984: Grecheskie kul'ty v nizhnemeziyskih chastyah rimskoy armii v I-III vv.

Tezisy dokladov IX Vsesojusnoy avtorsko-chitatel 'skoy konferentsii Vestnika drevney istorii. M., 67-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Solovyanov, N.I. 2013: Obraz Gerakla v votivnyhpamyatnikah rimskih voinov, http://polyclub/ konfa/solovyanov-n-i-kgpu-im-v-p-astafeva

PECULIARITIES OF THE WORSHIP OF HERCULES IN THE ROMAN ARMY

Nikolay I. Solov'yanov

Krasnoyarsk State Pedagogical University name V. P. Astafievs, Russia,

nikolai_solovyanov@mail.ru

Abstract. In spite of the great popularity of Greek cults among the citizenhood of the Empire, Roman warriors preferred their Romanized variants only, in combination with deities of the Roman pantheon or local Balkan gods. This fact is explained with Greek cults were widespread among the Thracians long before the Roman occupation and the inhabitants of the Balkans considered Greek gods their own deities. Their names were used in Greek inscriptions by the Roman warriors as equivalents of Roman deities. Hercules appeared in soldiers dedications as the god-protector of the Emperor and his legates, as well as a deity-warrior and healer. The worship of Hercules by the Roman troops is linked with the official character of this cult on one hand, and with warriors of the Greek and Thracian origin who served in the Roman army, on the other hand. Dedications of warriors had strongly Romanized features. A study of this epigraphic material allows the author to link the worship of Hercules with auxiliaries and legions.

Key words: religion of the Roman army, Greek cults, principate, Hercules, Heracles, auxiliaries, legions