ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕИ
О ЗАЩИТИТЕЛЬНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЯХ СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ ОРГАНИЗМА
Изучение сдвигов, возникающих в сосудистой системе под влиянием повторного воздействия одной и той же интенсивности хододового раздражителя, выявило, что возникают защитные реакции в виде более обильного кровоснабжения, повышения лабильности и работоспособности сосудов, рефлекторной гиперемии '.
Однако, по мнению Л. Г. Охнянской, «...методика проведения работы, показатели, избранные для оценки реакций сосудистой системы, и, наконец, выводы вызывают ряд вопросов и возражений» 2.
Прежде всего у Л. Г. Охнянской возникает вопрос, что именно следует подразумевать под величиной или высотой нулевых (исходных) пле-тизмограмм и как эти величины измеряются.
Высоту исходной плетизмограммы мы определяли по расстоянию от линии отсчета времени. Понятно, что для получения сравнимых данных необходимо было в течение всего эксперимента строго сохранять идентичность условий. Последнее достигалось стереотипной фиксацией отдельных участков руки на особо устроенном подлокотнике, расположенном непосредственно у кресла. Длина рычажка и его капсулы была постоянной, натяжение резины на капсуле не менялось. Задняя стенка плетизмографа была сделана из плотной резины, охватываемой металлической лентой, перчатка из тонкой эластической резины плотно облегала кисть и дисталь-ную часть предплечья, не сдавливая их. Пространство между предплечьем у открытого края плетизмографа и резиновым чехлом заполняли валиком из ваты. Таковы методические приемы, которые были приняты для исключения искажений и лишних двигательных реакций. Несмотря на принятые меры, мы все же не могли избежать некоторых колебаний плетизмограммы, но в большинстве полученных плетизмограмм выявляли одну и ту же тенденцию: постепенный подъем исходной плетизмограммы, что особенно четко проявилось в последние шестидневки. Как видно из приведенных в нашей работе данных, эта разница достигала 10—16 мм, что составляет значительную величину для плетизмограммы. Средние величины по шестидневкам также указывают на увеличение высоты нулевых плетизмограмм (см. таблицу).
Проф. Б. Б. Койранский, Д. А. Заржевская Ответ Л. Г. Охнянской
Наблюдаемый I шестидневка
VII шестидневка
И.
25
36
Б.
30
1 Гигиена и санитария, 1954, № 9.
2 Гигиена и санитария, 1955, № 3, стр. 51—52.
В связи с изложенным возникает вопрос, наблюдалось ли описываемое явление другими исследователями. На это же указывают К. М. Смирнов А. Д. Слоним 2. Так, К. М. Смирнов пишет: «...в результате закаливания вырабатывается способность сохранять относительно высокий уровень температуры кожи, несмотря на действие холода».
Л. Г. Охнянская утверждает, что величины реакций, пользуясь плетизмографом, нельзя записывать не только с точностью до 1 мм, но и с точностью до 1 см. Но А. Т. Пшоник3 записывал величину реакции с точностью 0,5 мм. Величины с подобной точностью получали и другие исследователи.
Второе сомнение возникает у Л. Г. Охнянской относительно нашей трактовки полученных данных. Она пишет: «Напрашивается мысль, не наблюдали ли авторы сосудистый невроз, возникающий в результате своеобразной тренировки к довольно сильному, трудно переносимому раздражителю, каким является вода с температурой в 10°, применяемая в течение 5 минут».
Прежде всего приходится указать, что вода при температуре 10° является не сильным холодовым раздражителем, а средним. Достаточно сослаться на то, что физиотерапевты рекомендуют употреблять души от 10°4. Мы провели наблюдения над десятками людей и ни один из них не жаловался не только на боль, но даже на сильное ощущение холода, хотя многие из них охлаждали стопы ног в течение 30 минут и более. Л. И. Ардашникова применяла при местном охлаждении воду при температуре 12°, 9° и 7°, М. Е. Маршак при температуре 3—6°, К. М. Смирнов — еще более нивкую температуру для всей поверхности тела. И никто не наблюдал «неврозов».
Опыт учит, что закаливание приводит не к неврозам, а укрепляет тонус всего организма. Непонятно, почему закаливание нижних конечностей Л. Г. Охнянская иронически называет «своеобразной тренировкой». Мы очень широко рекомендуем применять эту «своеобразную» тренировку. Она получила широкое признание. Ее применяют в детских домах и т. д.
Л. Г. Охнянская выражает сомнение, что повышенная лабильность сосудов отражает их повышенную работоспособность. Но вот что по этому поводу пишет А. А. Ухтомский: «Л1ы в лабильности прежде всего видим характеристику текущего состояния субстрата, от которого зависит очередная работа последнего, и мы с особенным вниманием считаем нужным разбираться в лабильности»5. К этой мысли он возвращается не раз. В другом месте он указывает: «В физиологии мы переводим термин высоколабильный, как высокофункционально-подвижный, т. е. как обладающий высокой способностью производить и воспроизводить им свойственную работу» 6.
Следующее сомнение относится к характеру волнообразности: «не связано ли оно с дыханием». Наш опыт говорит о том, что волнообраз-ность дыхательного происхождения значительно отличается от пульсовой. Дыхательные волны проявляются на плетизмографической кривой обычно через каждые 4—5 пульсовых колебаний.
И, наконец, задается еще один вопрос, является ли волнообразность показателем рефлекторной гиперемии? На это следует ответить, что реф-
1 К. М. Смирнов, Военно-медицинский журнал, 1951. № II, стр. 7—13.
2 А. Д. Слоним, Животная теплота и ее регуляция, Изд. Академии наук СССР, 1952, стр. 265—270.
3 А. Т. П ш о ни к,-Кора головного мозга и рецепторная функция организма. Изд. «Советская наука», стр. 111—117.
4 М. М. Аникин, Г. С. В а р ш а в е р, Основы физиотерапии, М., Медгиз, 1950, стр. 340—343.
5 А. А. Ухтомский, Лабильность как физиологический фактор, Проблемы биологии и медицины, Биомедгиз, 1930, стр. 239—243.
6 Там же.
лекторная гиперемия проявляется только волнообразно. Вот что по этому поводу пишет Страсебургер: «Небольшой продолжительности, достаточно сильное холодовое раздражение (обливание или обтирание холодной водой и т. п.) сначала вызывает сужение сосудов, но вскоре наступает яркое покраснение кожи, так называемое реактивное расширение сосудов» На это же указывают Маршан, Винтернид, Шаде и др. Наши данные, полученные нами в 1940 г., также показывают, что при действии холодового раздражителя определенной интенсивности вслед за сужением сосудов наступает их расширение, сменяющееся новым сужением. Это получило подтверждение у Крамера и Шульде в их работе, опубликованной в 1948 г.
Таков наш ответ на замечания Л. Г. Охнянской.
Поступила 23/1У 1955 г.
1 I Sfrassburger, Physiologische Wirkung von Badern, Hdb. d. normal, u. patholog. Phusiologie, 1926, t. XVII Correl. III. Verl. Springer, S. 448.
2 K. Kramer u. W. Schult ze, Die Kältedilatation der Hautgefässe, Pflug. Arch., 1948, № 2.
-ЙГ -ЙГ -¡V