Научная статья на тему 'О заимствовании опыта КНР Россией в области контроля за наркоситуацией'

О заимствовании опыта КНР Россией в области контроля за наркоситуацией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наркотическая политика / наркотизм / наркоситуация / зарубежный опыт / КНР / drug policy / drug abuse / drug situation / foreign experience / PRC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шляпникова Ольга Викторовна, Козлов Станислав Русланович

Введение: достаточно устойчивый удельный вес выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, тенденция их роста на 7,5 %, статистические данные, характеризующие масштабы немедицинского потребления наркотиков, распространение инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ, увеличение смертности наркозависимых лиц, требует поиска новых концептуальных подходов в реализации российской антинаркотической политики. Немаловажную роль в области контроля за наркоситуацией оказывает международное сотрудничество и возможности использования положительного зарубежного опыта. Цель — на основе изучения и сравнительного анализа наркоситуаций, сложившихся в России и КНР, определить возможности применения в Российской Федерации наиболее значимых и эффективных антинаркотических мер, использованных в Китайской Народной Республике. Методологическая основа: формально-правовой анализ нормативных основ государственной антинаркотической политики, сравнительно-правовой, системный, структурно-функциональный анализ, частно-научные методы: социологический, статистический и др. Результаты: аргументируется авторская позиция о целесообразности заимствования положительного опыта антинаркотической политики КНР, обосновывается необходимость устранения выявленных проблем, связанных с правовым и организационно-управленческим регулированием данной области общественных отношений. Выводы: государственная политика в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ предполагает не только использование и дальнейшее совершенствование отечественного положительного опыта в области контроля за наркоситуацией, но и заимствование отдельных наиболее эффективных форм и методов китайской законодательной и правоприменительной политики в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шляпникова Ольга Викторовна, Козлов Станислав Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Borrowing the PRC’s Experience by Russia in Controlling the Drug Situation

Background: the fairly stable share of detected crimes related to illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances, the tendency of their growth by 7,5 %, statistical data characterizing the scale of non-medical drug consumption, the spread of infectious diseases, including HIV, and the increase in the mortality rate of drug addicts require the search for new conceptual approaches in the implementation of the Russian anti-drug policy. International cooperation and opportunities to use positive foreign experience play an important role in controlling the drug situation. Objective — based on the study and comparative analysis of drug situations in Russia and the People’s Republic of China, to determine the possibilities of applying in the Russian Federation the most significant and effective anti-drug measures used in the People’s Republic of China. Methodology: formal-legal analysis of the normative foundations of the state anti-drug policy, comparative-legal, systemic, structural-functional analysis, private-scientific methods: sociological, statistical and others. Results: the author’s position on the expediency of borrowing the positive experience of anti-drug policy of the People’s Republic of China is argued, the need to eliminate the identified problems related to the legal and organizational and managerial regulation of this area of public relations is substantiated. Conclusions: state policy in the sphere of countering illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances implies not only the use and further improvement of domestic positive experience in the field of controlling the drug situation, but also the borrowing of some of the most effective forms and methods of Chinese legislative and law enforcement policy in this area.

Текст научной работы на тему «О заимствовании опыта КНР Россией в области контроля за наркоситуацией»

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И КРИМИНОЛОГИЯ

DOI 10.24412/2227-7315-2024-3-185-192 УДК 343.9

О.В. Шляпникова, С.Р. Козлов

О ЗАИМСТВОВАНИИ ОПЫТА КНР РОССИЕЙ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА НАРКОСИТУАЦИЕЙ

Введение: достаточно устойчивый удельный вес выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, тенденция их роста на 7,5 %, статистические данные, характеризующие масштабы немедицинского потребления наркотиков, распространение инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ, увеличение смертности наркозависимых лиц, требует поиска новых концептуальных подходов в реализации российской антинаркотической политики. Немаловажную роль в области контроля за наркоситуацией оказывает международное сотрудничество и возможности использования положительного зарубежного опыта. Цель — на основе изучения и сравнительного анализа наркоситуаций, сложившихся в России и КНР, определить возможности применения в Российской Федерации наиболее значимых и эффективных антинаркотических мер, использованных в Китайской Народной Республике. Методологическая основа: формально-правовой анализ нормативных основ государственной антинаркотической политики, сравнительно-правовой, системный, структурно-функциональный анализ, частно-научные методы: социологический, статистический и др. Результаты: аргументируется авторская позиция о целесообразности заимствования положительного опыта антинаркотической политики КНР, обосновывается необходимость устранения выявленных проблем, связанных с правовым и организационно-управленческим регулированием данной области общественных отношений. Выводы: государственная политика в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ предполагает не только использование и дальнейшее совершенствование отечественного положительного опыта в области контроля за наркоситуацией, но и заимствование отдельных наиболее эффективных форм и методов китайской законодательной и правоприменительной политики в данной сфере.

Ключевые слова: наркотическая политика, наркотизм, наркоситуация, зарубежный опыт, КНР.

© Шляпникова Ольга Викторовна, 2024 )

Кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры прокурорского надзора и криминологии 2

(Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: ctork64@gmail.com ^

© Козлов Станислав Русланович, 2024

Обучающийся (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kozlov_ssla@mail.ru © Shlyapnikova Olga Viktorovna, 2024

Candidate of Law, Associate Professor, Professor at the Department of Prosecutorial Supervision and Criminology (Saratov State Law Academy)

© Kozlov Stanislav Ruslanovich, 2024

Student (Saratov State Law Academy) 185

O.V. Shlyapnikova, S.R. Kozlov

ON BORROWING THE PRC'S EXPERIENCE BY RUSSIA IN CONTROLLING THE DRUG SITUATION

Background: the fairly stable share of detected crimes related to illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances, the tendency of their growth by 7,5 %, statistical data characterizing the scale of non-medical drug consumption, the spread of infectious diseases, including HIV, and the increase in the mortality rate of drug addicts require the search for new conceptual approaches in the implementation of the Russian anti-drug policy. International cooperation and opportunities to use positive foreign experience play an important role in controlling the drug situation. Objective — based on the study and comparative analysis of drug situations in Russia and the People's Republic of China, to determine the possibilities of applying in the Russian Federation the most significant and effective anti-drug measures used in the People's Republic of China. Methodology: formal-legal analysis of the normative foundations of the state anti-drug policy, comparative-legal, systemic, structural-functional analysis, private-scientific methods: sociological, statistical and others. Results: the author's position on the expediency of borrowing the positive experience of anti-drug policy of the People's Republic of China is argued, the need to eliminate the identified problems related to the legal and organizational and managerial regulation of this area of public relations is substantiated. Conclusions: state policy in the sphere of countering illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances implies not only the use and further improvement of domestic positive experience in the field of controlling the drug situation, but also the borrowing of some of the most effective forms and methods of Chinese legislative and law enforcement policy in this area.

Keywords: drug policy, drug abuse, drug situation, foreign experience, PRC.

Неблагоприятные тенденции наркопреступности в современной России требуют разработки новых методов и форм осуществления контроля за наркоситуацией. На заседании коллегии МВД в своем выступлении Президент РФ отметил: «Важно и дальше действовать здесь системно и наступательно... в целом искать более эффективные методы и технические решения в борьбе с наркоугрозой»1, что говорит об актуальности данной темы. Необходимо отметить, что тема разработки новейших способов и средств противодействия наркомании и наркотизму публично поднималась на высшем уровне Президентом РФ и ранее2.

На наш взгляд, описание и анализ такой практики может служить теоретической базой для улучшения российской методологии контроля наркоситуации.

КНР уже традиционно является одним из лидеров в эффективности контроля за наркоситуацией. Так, согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности, КНР (за исключением Гонконга и Макао) добилась большого сокращения (>10 %) потребления наркотиков в целом во всех возрастных группах, а также по всем основным видам наркотических средств (за исключением каннабиса)3.

Отдельно стоит отметить и то, что тесное сотрудничество с КНР в указанной сфере соответствует принятой по результатам 23-го саммита стран ШОС декла-

1 См.: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70744 (дата обращения: 24.10.2023).

2 См.: URL: https://www.vedomosti.ru/soriety/artides/2020/11/16/847076-putin-prizval-iskat-novie-metodi-borbi (дата обращения: 24.10.2023).

3 См.: URL: https://www.unodc.Org/res/WDR-2023/annex/2.1._Expert_perception_of_trend_ 186 changes_in_use_of_drugs_all_drugs.xlsx (дата обращения: 24.10.2023).

рации1, а также Антинаркотической стратегии ШОС на 2018-2023 гг.2, в которых подчеркивается важность активного взаимодействия, консолидации сил и широкого сотрудничества по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, что имеет потенциал для инициативы российской стороны при принятии новой стратегии на 2024-2029 гг. Стоит отметить, что изучение опыта КНР соответствует основным целям текущей антинаркотической политики России — развитию сотрудничества в рамках ШОС и БРИКС (подп. «г» и «е» п. 17 Указа Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года»)3, а также демонстрирует применение лучшего зарубежного опыта.

Как представляется, видение данной проблемы и возможность сформулировать теоретические выводы и разработать практические рекомендации позволит проанализировать данные наркоситуаций в КНР и России посредством сравнительного анализа Доклада о ситуации с наркотиками в Китае в 2022 г.4 и Доклада о наркоситуации в Российской Федерации в 2022 г.5

В КНР общее количество потребителей наркотиков оценивается в 1 млн 124 тысячи человек (0,08 % от численности населения). В то же время в России, по данным о незаконном употреблении наркотиков, общее число пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с потреблением наркотиков, составляет 391,7 тысячи человек (0,26 % населения, согласно данным Росстата), причем учитываются только официально поставленные диагнозы. На основе социологических исследований выявлено, что от регулярного или эпизодического употребления наркотиков зависят 1,2 млн человек (0,8 % от численности населения), что в целом может говорить о разных популяционных базах наркоситуаций в двух странах (более неблагоприятная наркоситуация сложилась в России).

Отдельно стоит отметить и различия в структуре наркотических веществ: для КНР более характерны героин, метамфетамин и кетамин, в то время как в России, по данным социологических опросов, в немедицинских целях чаще используют наркотики каннабисной группы и синтетические наркотики. В структуре наркотических средств в КНР выявлен небольшой удельный вес легких наркотических средств и увеличение степени распространенности более тяжелых наркотиков, в России наркотические средства представлены в основном каннабисной группой6, что, по словам Е.В. Ждановой, «может стать причиной дальнейшего перехода к потреблению таких наркотиков, как опиаты и кокаин» [1, с. 72].

1 См.: Нью-Делийская декларация Совета глав государств — членов Шанхайской организации М сотрудничества от 4 июля 2023 г. // Официальный сайт Президента России. 4 июля 2023 г. URL: | http://www.kremlin.ru/supplement/5963 (дата обращения: 24.10.2023). №

2 См.: Приложение IV Письма постоянных представителей Китая и Кыргызстана при Органи- ( зации Объединенных Наций от 3 апреля 2019 года на имя Генерального секретаря. URL: https:// 8 digitallibrary.un.org/record/380115l/files/A_73_833-RU.pdf (дата обращения: 24.l0.2023). )

3 См.: СЗ РФ. 2020. № 48, ст. 7710; 2023. № 14, ст. 2399. °

4 См.: Доклад о ситуации с наркотиками в Китае в 2022 г. // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. 4 апреля 2023 года. URL: http://ru.china-embassy.gov.cn/rus/ gdxw/202307/t20230704_11107470.htm (дата обращения: 24.10.2023).

5 См.: Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2022 г. // Государственный антинаркотический комитет. Москва. 2023 г. URL: https://media.mvd.ru/files/embed/4905796 (дата обращения: 24.10.2023).

6 См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2019 г. // ООН. Вена,

2020. URL: https:// www.incb.org (дата обращения: 24.10.2023). 187

Необходимо обратить внимание на различия в источниках наркотических средств в обеих странах. Так, для КНР характерно «нулевое, мелкомасштабное и разбросанное производство», в то время как основными источниками являются каналы из-за рубежа, причем в основном сухопутные — в первую очередь, из стран «Золотого треугольника» и в меньшей степени из районов «Золотого полумесяца», а также незначительный импорт марихуаны из Северной Америки. Для России ситуация же носит смешанный характер: несмотря на то, что влияние контрабанды наркотиков все еще велико, однако во многом подвержено текущей внешнеполитической ситуации, в результате чего наблюдается «импортозаме-щение» наркотических средств.

Таким образом, можно прийти к выводу, что, казалось бы, наркоситуации в России и КНР слишком отличаются для сравнения методов их контроля, но это далеко не так. Китайское правительство в 80-90 гг. прошлого века на фоне экономических реформ открыто признало, что «незаконное потребление наркотиков захлестнуло каждую провинцию; незаконное потребление наркотиков росло с беспрецедентной скоростью»1, что говорит о сходстве с российской наркоситуацией в те же годы. Более того, сходны были и структурные потоки самих наркотиков. Россия являлась крупнейшим национальным рынком героина, самого популярного тогда для местного потребителя, 90 % которого, согласно данным ООН, производилось в Афганистане. Аналогичное монопроисхождение наркотиков было характерно и для КНР, 92,2 % героина в которую поставлялось из Мьян-мы2. На основании этого отметим, что обе страны были в схожих или сопоставимых условиях в 90-е гг. прошлого века, однако пришли к разным результатам по борьбе с наркоманией, что и отражают текущие различия в наркоситуациях.

Проведенное исследование «антинаркотических» актов КНР позволило установить общие черты и специфические особенности, выявить эффективные способы, средства, направления китайской антинаркотической политики, что было возможно, как представляется, на основе достигнутых успехов Управления Национальной комиссии по контролю за наркотиками Китая, которые отмечаются в области контроля над наркотиками за последние пять лет3.

1. Были приняты строгие меры по борьбе с преступлениями, связанными с распространением и употреблением наркотических веществ.

2. Укреплены службы реабилитации наркозависимых.

3. Усовершенствована информационно-разъяснительная работа и просвещение.

4. Усилен контроль над химическими веществами-прекурсорами.

5. Приняты профилактические меры по эффективному контролю за вредными наркотическими средствами и психотропными веществами.

6. Проведены работы по исправлению ситуации на местном уровне в критических районах.

1 См.: ZhangX. Sheldon, Chin Ko-lin. A People's War: China's Struggle to Contain its Illicit Drug Problem // Improving Global Drug Policy: Comparative Perspectives and UNGASS. 2016. URL: https://www. brookings.edu/wp-content/uploads/2016/07/a-peoples-war-final.pdf (дата обращения: 25.10.2023).

2 См.: Наркомания, преступность, мятежники. Транснациональная угроза афганского опия. Резюме // UNODC. Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. 2009. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/Afghanistan/Executive_Summary_ russian.pdf (дата обращения: 25.10.2023).

188 3 См.: URL: http://russian.china.org.cn/russian/32993.htm (дата обращения: 24.10.2023).

7. Созданы и продемонстрированы образцовые города в целях улучшения общегородского управления проблемами наркотиков.

8. Был достигнут прогресс в решении проблем наркотиков в сельских районах путем объединения усилий по борьбе с наркотиками и нищетой.

9. Расширено международное сотрудничество в целях совместного построения сообщества, свободного от наркотиков, с единой судьбой человечества.

10. Укреплены на местном уровне возможности по борьбе с наркотиками за счет совершенствования применения технологий.

Следует отметить, что данные достижения1 во многом соответствуют целям и задачам российской антинаркотической политики и требуют проведения указанных мероприятий в России.

Выделяя основные направления, с помощью которых китайское правительство достигло данных результатов, следует остановиться на решениях, которые представляют несомненный практический интерес.

1. Наибольший успех китайского контроля, на наш взгляд, заключается во всеобъемлющем учете лиц с наркотической зависимостью. Ю. Шевцова подчеркивает [2, с. 43] жесткость учета наркозависимых граждан с помощью национальной компьютерной базы органов общественной безопасности, в которой отражаются личные данные, место жительства, обращения за медицинской помощью, а также правонарушения. Регистрация идет на трех уровнях: квартальном, городском и общегосударственном. Следствием является низкий уровень латентности наркомании в КНР. Достигается это, по большей части, путем развитой координации правоохранительных и медицинских органов, принудительно ставящих на учет наркозависимых.

2. Д. Янг и М.Д. Джиумарра рассматривают в своем исследовании различные уровни принудительного и добровольного лечения наркотической зависимости, подразумевающего детоксификацию по месту жительства, принудительную детоксификацию с изоляцией, общественные реабилитационные центры, а также возможность добровольного лечения в медицинских детоксификационных учреждениях. Наряду с этим стоит отметить и эффективность заместительной метадоновой терапии2, а также эффективность и экономичность системы работы с наркозависимыми — один социальный работник успешно осуществляет персонализированную терапию в отношении 15 пациентов. Главными методами искоренения наркомании являются принудительное лечение в наркологических диспансерах и лечение в сочетании с воспитательным трудом в исправительно-трудовых учреждениях. Эти учреждения, по сути, представляют собой особые школы-лечебницы для оказания помощи наркозависимым [3].

3. Создание Национальной цифровой платформы по предупреждению употребления наркотиков среди молодежи, покрывающей более 100 млн студентов и учеников каждый год3, а также применение цифровых технологий правового

1 См.: ZhangX. Sheldon, Chin Ko-lin. A People's War: China's Struggle to Contain its Illicit Drug Problem ) // Improving Global Drug Policy: Comparative Perspectives and UNGASS. 2016. URL: https://www. 2 brookings.edu/wp-content/uploads/2016/07/a-peoples-war-final.pdf (дата обращения: 25.10.2023). *

2 См.: Yang Jie, Giummarra M.J. Compulsory and voluntary drug treatment models in China: A need for improved evidence-based policy and practice to reduce the loaded burden of substance use disorders // International Journal of Drug Policy. Volume 29. June 2021. URL: https://doi.org/10.1016/j. drugpo.2020.103063(дата обращения: 25.10.2023).

3 См.: China's Narcotics Control Achievements over the Past Five Years // Сайт Посольства КНР в США. 2022. URL: http://us.china-embassy.gov.cn/eng/zgyw/202209/t20220901_10758622.htm (дата обращения: 25.10.2023). 189

просвещения в данной области значительно снизило количество новых лиц, употребляющих наркотики.

4. Наравне с предыдущей платформой необходимо отметить и Национальную информационную систему менеджмента веществ-прекурсоров1.

5. Одним из результативных направлений борьбы с наркотиками в КНР считаем практику блокировки интернет-ресурсов и сетевой анонимности, так называемый Великий китайский файервол. А.А. Мазур отмечает данный опыт как «достаточно успешный: в стране постоянно блокируются все новые сервисы, которые предоставляют доступ к VPN, возможности работы Tor серьезно ограничены, и работа в этом направлении идет непрерывно» [4, с. 128]. Помимо того, на наш взгляд, положительное влияние также оказывают ограничительные меры на использование частных криптовалют, влияние которых на механизм незаконного оборота наркотиков отмечается Л.Г. Халлиулиной [5, с. 24].

6. В качестве антинаркотической меры была ужесточена уголовная ответственность за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в КНР, с привлечением несовершеннолетних лиц старше 12 лет, с выделением специальных форм соучастия; установлена смертная казнь за отдельные виды наркопреступлений [5, с. 115]. Считаем, что данный вопрос требует дальнейшего теоретического осмысления и практической апробации, а также возможности его применения в Российской Федерации с учетом сложившейся в нашей стране правовой системы, обычаев, традиции и менталитета.

Таким образом, на основе данных проведенного исследования предлагаются следующие изменения в концепцию антинаркотической политики РФ.

1. Усиление учета наркозависимых лиц путем расширения практики постановки их на наркологический учет в порядке ст. 56 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»; внесение изменений в нормативно-правовую базу о принудительной постановке на наркологический учет всех наркозависимых лиц. Основным путем разрешения данного вопроса предполагается либо включение в п. 9 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2 подпункта 2.1, предполагающим медицинское вмешательство без согласия гражданина в отношении лиц, страдающих от наркомании, либо включение в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 7153, заболеваний, предусмотренных кодами МКБ-10 F-10—F-19 (психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ), что позволит ставить на учет и проводить диспансерное лечение не только по решению суда в случае совершения преступления или административного правонарушения, но и в случае выявления наркозависимых при иных обстоятельствах.

1 См.: China's Narcotics Control Achievements over the Past Five Years // Сайт Посольства КНР в США. 2022. URL: http://us.china-embassy.gov.cn/eng/zgyw/202209/t20220901_10758622.htm (дата обращения: 25.10.2023).

2 См.: СЗ РФ. 2011. № 48, ст. 6724; Российская газета. 2023. 29 декабря.

3 См.: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окру-

190 жающих» (в ред. от 31 января 2020 г.) // СЗ РФ. 2004. № 49, ст. 4916; 2020. № 6, ст. 674.

2. Создание системы наркологического лечения и реабилитации, расширение практики лечения и реабилитации наркозависимых лиц, в том числе в недобровольном порядке; рассмотрение вопроса о разрешении применения заместительной метадоновой терапии. Распространение практики обязательного лечения вместо принудительного как более эффективного [6, с. 30], в том числе в связке с расширением оснований для назначения обязательного лечения комиссией врачей.

3. Применение в массовом порядке цифровых технологий просвещения в области предупреждения наркомании, в том числе путем создания отдельных цифровых платформ. В связи с наличием проблем во взаимодействии медицинских учреждений, различных моделей взаимодействия первичного звена здравоохранения с наркологическими службами [7, с. 37] необходимо, на наш взгляд, создание федеральной информационной платформы (системы) взаимодействия и обмена информацией в области наркологической помощи, что исключило бы факты уклонения от лечения путем смены места жительства на другой регион.

4. Освоение китайской практики в области блокировки интернет-ресурсов и средств анонимизации; повышение государственного контроля за криптова-лютами.

5. Усиление уголовной ответственности за наркопреступления.

Библиографический список

1. Жданова Е.В. Незаконный оборот наркотиков каннабисной группы и тенденции использования каннабиса в легальном обороте // Научный портал МВД России. 2021. № 4(56). С. 69-75.

2. Шевцова Ю. Противодействие наркоугрозе в Китае и Гонконге // Обозрева- ш тель-Observer. 2009. № 5. С. 43-48. н

s

3. Шеслер В.А., Цуканов Н.Н., Куприянчик Т.В. Ответственность за наркоправонарушения а в Китайской Народной Республике // Вестник Сибирского юридического института МВД Т России. 2022. № 3(48). С. 108-116. К

4. Мазур А.А. Актуальные проблемы предупреждения преступности в социальной Г сети Даркнет // Вестник РУК. 2018. № 3(33). С. 125-129. |

5. Халлиулина Л.Г. Криптовалюты в механизме незаконного оборота наркотических Т средств и психотропных веществ // Уголовное право и криминология, уголовно-испол- H нительное право. 2019. № 3. С. 23-26. °

6. Клименко Т.В., Целинский Б.П., Игонин А.Л. Правовые основы назначения недобро- U вольных мер медицинского характера наркологическим пациентам, привлеченным Ч к уголовной или административной ответственности // Российский психиатрический О журнал. 2019. № 6. С. 25-31. К

7. Клименко Т.В., Корчагина Г.А., Фадеева Е.В., Гречаная Т.Б., Вышинский К.В. Совершен- ш ствование взаимодействия учреждений первичного звена здравоохранения и нар- | кологической службы для оказания помощи пациентам с рискованным, пагубным № употреблением или зависимостью от алкоголя или других психоактивных веществ // 31 Национальное здравоохранение. 2022. № 3. С. 29-40. 5)

2

References

1. Zhdanova E.V. Illicit Drug Trafficking of the Cannabis Group and Trends in the Use of Cannabis in Legal Circulation // Scientific portai of the Ministry of Internai Affairs of Russia. 2021. No. 4(56). Р. 69-75.

2. Shevtsova Yu. Countering the Drug Threat in China and Hong Kong // Obozrevatel-Ob-server. 2009. No. 5. Р. 43-48. 191

3. Shesler V.A., Tsukanov N.N., Kupriyanchik T. V. Responsibility for Drug Violations in the People's Republic of China // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 3(48). P. 108-116.

4. MazurA.A. Actual Problems of Crime Prevention in the Darknet Social Network // Bulletin of RUK. 2018. No. 3(33). P. 125-129.

5. Halliulina L.G. Cryptocurrencies in the Mechanism of Illicit Trafficking of Narcotic Drugs and Psychotropic Substances // Criminal Law and Criminology, Penal Enforcement Law. 2019. No. 3. P. 23-26.

6. Klimenko T.V., Tselinsky B.P., Igonin A.L. The Legal Basis for Prescribing Involuntary Medical Measures to Narcological Patients Brought to Criminal or Administrative Responsibility // Russian Psychiatric Journal. 2019. No. 6. P. 25-31.

7. Klimenko T.V., Korchagina G.A., Fadeeva E.V., Grechanaya T.B., Vyshinsky K.V. Improving the Interaction of Primary Health Care Institutions and Drug Treatment Services to Assist Patients with Risky, Harmful Use or Dependence on Alcohol or Other Psychoactive Substances // National Healthcare. 2022. No. 3. P. 29-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.