Научная статья на тему 'О юридических лицах как участниках земельных отношений в Российской Федерации'

О юридических лицах как участниках земельных отношений в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / гражданское законодательство / земельное законодательство / нормативный правовой акт / Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. / федеральный закон РФ / Часть первая Гражданского кодекса РФ от 21 октября 1994 г. / Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г. / юридическое лицо / земельные отношения / Russian Federation / legislation / civil legislation / land legislation / regulatory legal act / Constitution of the Russian Federation of December 12 / 1993 / Federal Law of the Russian Federation / Part One of the Civil Code of the Russian Federation of October 21 / 1994 / Land Code of the Russian Federation of September 28 / 2001 / legal entity / land relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Юрьевич Олимпиев, Петрос Каренович Погосян

Анализируется юридическая литература и законодательство о юридических лицах как участниках земельных отношений в Российской Федерации; высказано несколько суждений: нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования земельных отношений, необходимо признавать Земельный кодекс Российской Федерации от 28 сентября 2001 г.; все лица, вовлекаемые в земельные отношения, должны приобретать статус самостоятельных субъектов; положения ст. 5 Земельного кодекса РФ относительно субъектов необходимо признать несовершенными, ибо предполагается использование положений иного законодательства (в частности, гражданского).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анатолий Юрьевич Олимпиев, Петрос Каренович Погосян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About legal entities as participants in land relations in the Russian Federation

The legal literature and legislation on legal entities as participants in land relations in the Russian Federation are analyzed; several judgments are made: the Land Code of the Russian Federation of September 28, 2001 should be recognized as a regulatory legal act specifically designed to regulate land relations; all persons involved in land relations should acquire the status of independent entities; the provisions of art. 5 of the Land Code of the Russian Federation regarding the subjects must be recognized as imperfect, because it is assumed that the provisions of other legislation (in particular, civil) will be used.

Текст научной работы на тему «О юридических лицах как участниках земельных отношений в Российской Федерации»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-177-180 EDN: https://elibrary.ru/tltmqu NIION: 2003-0059-5/23-802 MOSURED: 77/27-003-2023-05-001

О юридических лицах как участниках земельных отношений

в Российской Федерации

Анатолий Юрьевич Олимпиев1, Петрос Каренович Погосян2

'■2 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия

1 а.olimpiev@yandex.ru

2 11 petros 11@mail.ru

Аннотация. Анализируется юридическая литература и законодательство о юридических лицах как участниках земельных отношений в Российской Федерации; высказано несколько суждений: нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования земельных отношений, необходимо признавать Земельный кодекс Российской Федерации от 28 сентября 2001 г.; все лица, вовлекаемые в земельные отношения, должны приобретать статус самостоятельных субъектов; положения ст. 5 Земельного кодекса РФ относительно субъектов необходимо признать несовершенными, ибо предполагается использование положений иного законодательства (в частности, гражданского).

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, гражданское законодательство, земельное законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., федеральный закон РФ, Часть первая Гражданского кодекса РФ от 21 октября 1994 г., Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г., юридическое лицо, земельные отношения

Для цитирования: Олимпиев А. Ю., Погосян П. К. О юридических лицах как участниках земельных отношений в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 177-180. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-177-180. EDN: TLTMQU.

Original article

About legal entities as participants in land relations in the Russian Federation

Anatoly Yu. Olimpiev1, Petros K. Poghosyan2

'■2 Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia

1 а.olimpiev@yandex.ru

2 11 petros 11@mail.ru

Abstract. The legal literature and legislation on legal entities as participants in land relations in the Russian Federation are analyzed; several judgments are made: the Land Code of the Russian Federation of September 28, 2001 should be recognized as a regulatory legal act specifically designed to regulate land relations; all persons involved in land relations should acquire the status of independent entities; the provisions of art. 5 of the Land Code of the Russian Federation regarding the subjects must be recognized as imperfect, because it is assumed that the provisions of other legislation (in particular, civil) will be used.

Keywords: Russian Federation, legislation, civil legislation, land legislation, regulatory legal act, Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993, Federal Law of the Russian Federation, Part One of the Civil Code of the Russian Federation of October 21, 1994, Land Code of the Russian Federation of September 28, 2001, legal entity, land relations

For citation: Olimpiev A. Yu., Poghosyan P. K. About legal entities as participants in land relations in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(5):177-180. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-177-180. EDN: TLTMQU.

Предметом данной статьи является участие юридических лиц в земельных отношениях в Российской Федерации [1].

Первоначально о состоянии теории.

Так, И. А. Елисеевой рассматриваются «права иностранных граждан и иностранных юридических лиц на земельные участки в Российской Федерации, анализируются недостатки действующего российско© Олимпиев А. Ю., Погосян П. К., 2023

го законодательства и судебной практики, вносятся предложения по их совершенствованию с учетом зарубежного опыта регулирования земельных отношений» («В завершение отметим, что необходимо продолжать работу по совершенствованию российского земельного законодательства, регулирующего земельную правосубъектность иностранных граждан и юридических лиц, а также судебной практики») [2].

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Е. Н. Маланина осуществила исследование «новой процедуры предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из публичной собственности без проведения торгов при необходимости образования земельного участка или уточнения его границ» («Оценивая новую процедуру предоставления земельных участков из публичной собственности без торгов, хотелось бы отметить ряд позитивных моментов, в частности, установление сроков для каждого из этапов, исчерпывающие перечни оснований для отказа в решении вопросов на каждом из этапов. Вместе с тем, сама процедура осталась очень сложной ввиду того, что все нормы, посвященные предоставлению, носят отсылочный характер, и без специальных знаний приобрести земельный участок из публичной собственности будет проблематично. Кроме того, обозначенные выше недостатки отдельных статей закона, регламентирующих предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из публичной собственности, позволяют органам публичной власти злоупотреблять своими полномочиями, отказывая гражданам и юридическим лицам в предоставлении земельных участков. Полагаем, что устранение таких недостатков будет способствовать обеспечению прав и законных интересов граждан и юридических лиц при приобретении земельных участков из публичной собственности») [3].

Ю. Д. Курмаева проанализировала «проблемные аспекты соседства обычных граждан и юридических лиц, занимающихся предпринимательской или иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на соседний земельный участок» («На основании всего вышеизложенного полагаем необходимым предусмотреть презумпцию причинения вреда и причинно-следственной связи в случае, если надлежащим образом установлена противоправность действий юридического лица в виде, например, превышения установленных пределов допустимого воздействия. Это необходимо для разрешения тех ситуаций, когда деятельность юридического лица в связи с общественным интересом прекращена быть не может, а права истца ее осуществлением нарушаются. В таких случаях является очевидным, что негативное воздействие, исходящее от предприятий (вышек сотовой связи, военных установок), будет оказывать негативное влияние на здоровье граждан. Однако размер должен определяться в каждом конкретном случае судом в зависимости от степени такого воздействия. Представ-

ленные истцом доказательства, подтверждающие объем причиненного вреда, должны соответствовать принципам относимости и допустимости. Установление этого правила поможет предусмотреть баланс интересов всех субъектов соседского правоотношения, разумеется, при добросовестности и недопустимости злоупотребления данным правом гражданином») [4].

Публикация Г. Н. Эйриян посвящена «исследованию аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора. Автор анализирует порядок заключения указанного договора» («Таким образом, кардинально изменен подход к возможности понуждения правообладателей здания, сооружения или помещений в них к заключению договора аренды земельного участка») [5].

В. А. Машукова обосновала следующие суждения: «Итак, встав на путь реформирования земельных отношений, наше государство обозначило векторы развития и сделало лишь первые шаги. Признание частной собственности на землю, безусловно, имеет важное значение. Но говорить о завершенности реформационных процессов еще рано»; «Об этом свидетельствуют такие моменты, как недостаточная степень правовой разработанности института права собственности, а также большое количество нормативных актов, регулирующих отношения собственности. Самым главным в этой связи является то, что законы одни и те же вопросы трактуют совершенно по-разному, дают различные, а подчас и полностью противоречивые определения, содержат отсылочные нормы к правовым актам, которых нет. Данные противоречия и пробелы требуют своего устранения, ибо только в случае их разрешения правовые нормы, образующие институт частной собственности на землю, получат свою реализацию» [6].

Многообразие результатов научных изысканий относительно участия юридических лиц в земельных отношениях предопределяет и несовершенство земельного законодательства в Российской Федерации.

Первоначально обращаемся к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [9], с последующими изменениями и дополнениями [7, с. 67-74], в ст. 9 которой закреплено принципиально важное положение: «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, госу-

JURISPRUDENCE

дарственной, муниципальной и иных формах собственности».

Положения ст. 9 Конституции РФ детализированы в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ. Речь идет о Земельном кодексе РФ от 28 сентября 2001 г. [10]: «1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. ...» — ст. 2. Лица, вовлекаемые в земельные отношения, называются «участниками земельных отношений» (1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. 2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами. ...» — ст. 5 ЗК РФ). Иначе говоря, положения ст. 5 ЗК РФ относительно юридических лиц необходимо рассматривать в качестве бланкетной нормы, предполагающей обращение к гражданскому законодательству [8] (в особенности, к ч. I Гражданского кодекса РФ [11]). В ст. 48 ГК РФ (ч. I) определено понятие «юридическое лицо» («1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом. 3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также уч-

реждения. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (ст. 65.1). 4. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации»).

Таким образом, исследования относительно участия юридических лиц в земельных отношениях в Российской Федерации необходимо продолжать.

Во-первых, нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования земельных отношений, необходимо признавать Земельный кодекс Российской Федерации от 28 сентября 2001 г.

Во-вторых, все лица, вовлекаемые в земельные отношения, должны приобретать статус самостоятельных субъектов.

В-третьих, положения ст. 5 Земельного кодекса РФ относительно субъектов необходимо признать несовершенными, ибо предполагается использование положений иного законодательства (в частности, гражданского).

Список источников

1. Галузо В. Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.

2. Елисеева И. А. О реализации иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами права собственности на земельные участки в Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 8.

3. Маланина Е. Н. Общая процедура предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из публичной собственности без торгов // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 1.

4. Курмаева Ю. Д. Ограничение прав юридического лица на земельный участок в интересах соседа: актуальные проблемы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 2.

5. Эйриян Г. Н. Особенности заключения договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора (ст. 39.20 ЗК РФ) // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. № 1.

6. Машукова В. А. Право собственности на землю граждан и юридических лиц // Юрист. 2005. № 3.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

7. Галузо В. Н. Власть прокурора в Российской Федерации: моногр. Ч. IV. Возрождение права. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

8. Эриашвили Н. Д., Галузо В. Н. О некоторых проблемах институционализации гражданского права в Российской Федерации // Международный журнал гражданского и торгового права. 2017. № 3. С. 71-74.

9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.

10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. (ред. от 4 августа 2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 октября 2023 г.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2023. № 14. Ст. 2373.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I) от 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2023. № 16. Ст. 2758.

References

1. Galuzo V. N. Constitutional and legal status of Russia: the problem of naming the state // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. No. 5. Р. 119-123.

2. Eliseeva I. A. On the realization by foreign citizens and foreign legal entities of the right of ownership of land plots in the Russian Federation // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2019. No. 8.

3. Malanina E. N. The general procedure for granting land plots from public ownership to citizens and

legal entities without bidding // Bulletin of the Omsk Law Academy. 2017. № 1.

4. Kurmayeva Yu. D. Restriction of the rights of a legal entity to a land plot in the interests of a neighbor: actual problems // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2017. No. 2.

5. Eyriyan G. N. Features of concluding a lease agreement for a land plot with a plurality of persons on the tenant's side (Article 39.20 of the RF CC) // Perm Legal Almanac. Annual scientific journal. 2018. № 1.

6. Mashukova V. A. The right of ownership of land of citizens and legal entities // Lawyer. 2005. No. 3.

7. Galuzo V. N. The power of the prosecutor in the Russian Federation: monogr. Part IV. Revival of Law. M. : UNITY-DANA, 2021.

8. Eriashvili N. D., Galuzo V. N. On some problems of institutionalization of civil law in the Russian Federation // International Journal of Civil and Commercial Law. 2017. No. 3. P. 71-74.

9. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) // Rossiyskaya Gazeta. 1993. 25 dec.

10. Land Code of the Russian Federation of October 25, 2001 (ed. of August 4, 2023) (with amendments and additions, effective from October 1, 2023) // CL RF. 2001. No. 44. Art. 4147; 2023. № 14. Art. 2373.

11. Civil Code of the Russian Federation (part I) of October 21, 1994 // CL RF. 1994. No. 32. Art. 3301; 2023. No. 16. Art. 2758.

Информация об авторах

А. Ю. Олимпиев — профессор кафедры государственно-правовых дисциплин и цифрового права Московского финансово-промышленного университета «Синергия», доктор исторических наук, кандидат юридических наук;

П. К. Погосян — аспирант Московского финансово-промышленного университета «Синергия».

Information about the authors

A. Yu. Olimpiev — Professor of the Department of State Legal Disciplines and Digital Law of the Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences;

P. K. Poghosyan — Postgraduate student of the Moscow Financial and Industrial University «Synergy».

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 11.05.2023; одобрена после рецензирования 05.07.2023; принята к публикации 04.09.2023.

The article was submitted 11.05.2023; approved after reviewing 05.07.2023; accepted for publication 04.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.