Юристъ-Правоведъ. 2023. № 2(105). С. 34-39. Jurist-Pravoved. 2023. № 2(105). P. 34-39.
Научная статья УДК 342.5
О ЮРИДИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ЗАЩИТЫ НРАВСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВОМ
Фомичев Андрей Андреевич
Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова, Орел, Российская Федерация andry2453@yandex.ru
Введение: проблемные вопросы социальной действительности, имеющие нравственно-правовой характер, продолжают оставаться актуальными в настоящее время. Процессы расслоения и разобщения российского общества, его дробление на множество разрозненных социальных групп, каждой из которых присущи свои нормы, идеалы и ценности, требуют государственного реагирования на складывающуюся обстановку, обуславливают потребность в устранении деструктивных и активизации интегративных факторов. В статье рассматривается один из юридически обоснованных вариантов позитивного воздействия государства на общественные отношения. Выявляются и систематизируются правовые аспекты данного процесса, определяются его формы и содержание.
Материалы и методы: исследованы действующие и исторические правовые акты, присущие отечественному законодательству. Проанализированы конституции (основные законы) зарубежных государств, а также международные правовые акты. Применены общие (диалектический, структурно-функциональный, системный) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой) методы познания.
Результаты исследования: констатируется, что нравственность является охраняемой Конституцией РФ ценностью, а ее защита - конституционной задачей государства. Суть данной задачи состоит в ограждении исторически вырабатываемой обществом соционормативной системы ценностей, идей и правил поведения от различного рода посягательств. Она реализуется государством в организационной и правовой формах воздействия на общественные отношения.
Выводы и заключения: правовая защита нравственности представляет собой государственную деятельность по выработке и принятию правовых актов и норм, направленных на предупреждение и устранение причин и условий нанесения вреда нравственности, а также на ее восстановление в результате причиненного ущерба. В Российской Федерации правовая защита нравственности выражается в многоуровневой иерархической системе правовых актов и норм, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях законодательства. Правовая защита нравственности обеспечивает идентичность, сплоченность и целостность народа Российской Федерации. Она выступает фактором социального единства, условием функционирования и развития государственности и потому требует непрерывной актуализации и совершенствования.
Ключевые слова: нравственность, защита нравственности, формы защиты нравственности, правовая форма защиты нравственности, конституционные задачи государства, идентичность народа.
Для цитирования: Фомичев А. А. О юридических аспектах защиты нравственности государством / А. А. Фомичев // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 2(105). - С. 34-39.
Original paper
ON LEGAL ASPECTS OF THE PROTECTION OF MORALITY BY THE STATE Fomichev Andrey Andreevich
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russian Federation
Introduction: problematic issues of social reality, having moral and legal nature, continue to be relevant at the present time. The processes of stratification and fragmentation of Russian society, its fragmentation into many disparate social groups, each of which has its own norms, ideals and values, require a state response to
the emerging situation and determine the need to eliminate destructive and activate integrative factors. The article considers one of the legally justified options of positive impact of the state on social relations. The legal aspects of this process are revealed and systematized, its forms and content are determined.
Materials and methods: the current and historical legal acts inherent in domestic legislation are investigated. Constitutions (basic laws) of foreign states, as well as international legal acts are analyzed. General (dialectical, structural-functional, systemic) and special (formal-legal, comparative-legal, historical-legal) methods of knowledge were used.
Results of the research: it is stated that morality is a value protected by the Constitution of the Russian Federation, and its protection is a constitutional task of the state. The essence of this task consists in protecting the historically developed by society socio-normative system of values, ideas and rules of conduct from various kinds of encroachments. It is implemented by the state in organizational and legal forms of impact on social relations.
Conclusions: the legal protection of morality is the state activity in the development and adoption of legal acts and norms aimed at preventing and eliminating the causes and conditions of harm to morality, as well as its restoration as a result of the damage caused. In the Russian Federation, legal protection of morality is expressed in a multi-level hierarchical system of legal acts and norms at the federal, regional and local levels of legislation. Legal protection of morality ensures the identity, cohesion and integrity of the people of the Russian Federation. It acts as a factor of social unity, a condition of functioning and development of statehood and therefore requires continuous updating and improvement.
Keywords: morality, morality protection, forms of morality protection, legal form of morality protection, constitutional tasks of the state, people's identity.
For citation: Fomichev A. A. O yuridicheskih aspektah zashchity nravstvennosti gosudarstvom [On legal aspects of the protection of morality by the state]. Jurist-Pravoved - Lawyer-Jurist. 2023. № 2(105). P. 34-39.
Являясь учредительным актом государственной власти, призванной реализовать конституционно закрепленные общественные и индивидуальные интересы, Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) возлагает на государство задачи, одной из которых выступает защита нравственности. Юридическим основанием данной задачи служит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающая возможность ограничения правовой свободы личности посредством федерального закона в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, защиты основ конституционного строя, здоровья и нравственности. Анализ указанного положения показывает, что нравственность является охраняемой Конституцией РФ ценностью, которую призвано защитить государство путем принятия федеральных законов и обеспечения содержащихся в них правовых ограничений.
Следует подчеркнуть, что рассматриваемая конституционная норма (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) вовсе не является исключением в мировой конституционно-правовой практике. Напротив, в конституциях (основных законах) большинства стран Мира содержатся аналогичные положения, предписывающие возможность наложения правовых ограничений в целях защиты нравственности [1, с. 80; 2, с. 27]. Особенности исторического, культурного, политического и социально-экономического развития зарубежных государств накладывают отпечаток на юридическую формулировку таких норм, однако все они сводятся к общим принципам защиты нравственности государством.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающую защиту нравственности, также не стоит считать искусственным образованием отечественной правовой системы. Она является продуктом длительного исторического развития российского законодательства. Правовые нормы, так или иначе связанные с защитой нравственности, были присущи юридическим актам России во все периоды ее эволюции (Устав Святого князя Владимира (X-XI вв.), Устав князя Ярослава «О церковных судах» (XI-XII вв.), «Стоглавый собор» (1551 г.), «Соборное Уложение» (1649 г.), «Артикул воинский» (1715 г.), «Учреждения для управления губерний» (1775 г.), «Устав благочиния» (1782 г.), «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» (1845 г.), «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» (1864 г.), «Уголовное уложение» (1903 г.), Конституция СССР 1977 г. и иные документы).
Важно отметить, что конституционная задача государства по защите нравственности в полной мере согласуется с международными правовыми актами, в которых имеются аналогичные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ положения. Например, ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) признает удовлетворение справедливых требований морали одной из целей ограничения прав человека. Аналогичные положения закреплены в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995 г.),
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), утверждающих нравственность в качестве объекта правовой охраны.
Выполняемая государством конституционная задача по защите нравственности носит многовекторный характер. Она направлена на противодействие преступлениям, административным правонарушениям, на устранение социальных деструкций, различного рода антиобщественных проявлений, на контроль за соблюдением гражданами правовых границ их субъективного права. Ее суть состоит в ограждении исторически вырабатываемой обществом соционор-мативной системы ценностей, идей и правил поведения от различного рода посягательств [3]. Данная система характеризует индивидуальность этноса (народа) как самостоятельного коллектива людей, противопоставляющего себя другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности - подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы - они» и деление на «своих» и «чужих» [4, с. 10-11]. В этой связи сущность защиты нравственности сводится к обеспечению идентичности, сплоченности и целостности народа Российской Федерации, выступающего носителем такой системы и действующего в создаваемой ею среде.
Защита нравственности осуществляется государством посредством организационного и правового воздействия на общественные отношения. В данном процессе правовая форма первична, служит предпосылкой, условием защиты нравственности в организационной форме. Выражением правовой формы защиты нравственности являются правовые акты и нормы, организационной формы - фактическая деятельность государства.
Так, осуществляя правовую защиту нравственности, государство вырабатывает, утверждает, применяет, контролирует соблюдение и исполнение правовых актов и норм, ограждающих общество от раскола и деформации. Данные юридические средства неоднородны по своему характеру и содержанию, воздействуют на различные общественные отношения и стороны социальной действительности.
Центральным элементом правовой защиты нравственности являются федеральные законы, что непосредственно вытекает из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, утвердившей данный вид нормативных правовых актов основным средством наложения правовых ограничений для достижения соответствующей цели. Это обстоятельство обусловлено повышенной ролью федеральных законов в отечественной правовой системе. Они отличаются особой широтой правового регулирования общественных отношений (ст. 71, 72 Конституции РФ) и юридической силой, определяющей их доминирующее положение в иерархии нормативных правовых актов.
В большинстве федеральных законов, содержащих элементы защиты нравственности, отмечается тенденция дублирования законодателем ч. 3 ст. 55 Конституции РФ с ее последующей адаптацией под регулируемые общественные отношения. По этой причине с целью защиты нравственности федеральные законы допускают возможность наложения ограничений на осуществление прав личности в сфере миграционных, семейных, трудовых, гражданских, жилищных, религиозных отношений, в области оборота алкогольной продукции, передачи персональных данных, осуществления местного самоуправления, капитальных вложений, иностранных инвестиций, деятельности некоммерческих организаций, обращения с животными, оборота наркотических средств (психотропных веществ) и азартных игр, защиты интересов детей. В то же время копирование и адаптация конституционной формулировки, содержащейся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, не всегда используется в федеральных законах во взаимосвязи с наложением правовых ограничений. Например, в целом ряде федеральных законов защита нравственности признается самостоятельной целью антиалкогольной, экономической, миграционной и образовательной политики государства.
В некоторых федеральных законах защита нравственности детализируется. Содержащиеся в них правовые нормы устанавливают конкретные запреты и ограничения, ограждающие нравственность от деструктивного воздействия. Например, в целях защиты нравственности допустимо отклонение заявления о регистрации некоммерческой организации (ст. 23.1)1. Если религиозное объединение (организация) осуществляет экстремистскую деятельность или определенным образом связано со склонением граждан к самоубийству, совершением развратных действий, принуждением к разрушению семьи, склонением к употреблению наркотических средств или с иными действиями, причиняющими существенный вред нравственности, то такое
1 О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
объединение (организация) подлежат ликвидации, а их деятельность - запрету или приостановлению (ст. 14)1. Защита нравственности конкретизируется и в федеральном законодательстве, посвященном противодействию незаконному обороту наркотических средств. Здесь устанавливаются конкретные меры реализации данной защиты, среди которых контроль за оборотом (ст. 48), запрет пропаганды наркотических средств (ст. 46), административный надзор за лицами, совершившими преступления в данной сфере (ст. 50), ликвидация юридического лица, допустившего соответствующие нарушения (ст. 51, 52)2.
Анализ федеральных законов показывает, что правовая защита нравственности часто связывается с обеспечением психического, физического, духовного и нравственного развития несовершеннолетнего. Для достижения этой цели федеральный законодатель:
- определил низший возрастной предел, при котором несовершеннолетний может заключить трудовой договор (ст. 63);
- ввел запрет на трудовое участие несовершеннолетнего в игорном бизнесе, производстве и продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, обороте наркотических средств, табачных изделий, а также продукции эротического содержания (ст. 265)3;
- запретил доступ несовершеннолетним лицам в игорные заведения (ст. 7)4;
- ограничил нахождение несовершеннолетних в ночное время суток в общественных местах, а также в иных местах, где имеется повышенный риск получения вреда и ущерба физическому, интеллектуальному, нравственному и духовному развитию (ст. 14.1)5;
- закрепил виды информации, подлежащей ограничению, в связи с причинением вреда здоровью и развитию ребенка (ст. 5)6;
- установил меры, направленные на защиту нравственности детей от рекламы табачных изделий, алкогольной продукции, порнографических материалов, нетрадиционных сексуальных отношений, от информации, склоняющей к насилию и жестокости, нетерпимости, токсикомании и наркомании, а также к совершению антиобщественное поведение (ст. 14).
Концентрированно юридические средства защиты нравственности отражаются в главе 25 Уголовного Кодекса Российской Федерации и главе 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С целью защиты нравственности указанные правовые акты устанавливают запреты на совершение деяний, связанных с:
- проституцией и получением сексуальных услуг несовершеннолетнего;
- незаконным оборотом порнографической продукции;
- незаконным оборотом психотропных веществ (наркотических средств);
- созданием или участием в некоммерческих организациях, совершающих насилие над гражданами, а также побуждающих к осуществлению противоправного поведения или к отказу от исполнения гражданских обязанностей;
- причинением вреда объектам культурного наследия;
- надругательством над местами захоронения умерших и их останками;
- жестоким обращением с животными;
- приобщением несовершеннолетнего к употреблению алкогольной продукции и одурманивающих веществ;
- распространением информации, причиняющей вред развитию несовершеннолетнего;
- торговлей и эксплуатацией детей;
- пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений или предпочтений, а также смены пола;
1 О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
2 О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 3.
4 О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 7.
5 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
6 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
- пропагандой педофилии;
- публичным исполнением литературного произведения, содержащего нецензурную брань;
- распространением продукции, содержащей нецензурную брань и не имеющей специальных предупреждений об этом.
Как видно, указанные правовые нормы охраняют ценностную основу российского общества, ограждают ее от наиболее опасных посягательств, разрушающих присущую ей структуру и содержание. Данная система служит фундаментом социального пространства и всех его компонентов (социального, юридического, экономического, религиозного, духовного, политического). Усваивая ее содержание, личность встраивается в социальное пространство и интегрируется с находящимися в нем субъектами, становясь впоследствии органической частью народа. Этот процесс имеет особое значение для подрастающего поколения, проходящего этап активной социализации. Деформация психического и духовного развития несовершеннолетнего влечет искажение его восприятия, не позволяет ему усвоить содержание соционормативной системы, вследствие чего он действует за пределами ее ценностей и правил. Тем самым нарушается процесс преемственности поколений, происходит ее разрушение. По этой причине большое количество правовых норм, охраняющих нравственность, посвящено психическому, духовному и нравственному здоровью несовершеннолетних.
Правовая защита нравственности реализуется государством и посредством воздействия подзаконных правовых актов. Важное место здесь занимают указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Указы Президента РФ точечно регулируют вопросы защиты нравственности, оставшиеся за пределами действия федеральных законов. Как правило, они носят стратегический1 или концептуальный2 характер, определяющий охранно-защитные функции государственной деятельности по защите нравственности в той или иной сфере общественных отношений. Постановления Правительства РФ принимаются во исполнение федеральных законов и правовых актов Президента РФ, конкретизируют их и имеют программно-целевой или организационно-распорядительный характер, формирующий конкретные решения по реализации защиты нравственности3.
Правовая защита нравственности также осуществляется государством на региональном уровне. Здесь основными юридическими средствами выступают конституции (уставы) и законы субъектов РФ. Конституции субъектов РФ в целом дублируют ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В то же время данная тенденция присуща не всем региональным конституциям. Некоторые из них имеют индивидуальные особенности, которые проявляются как в правоограни-чительных мерах, направленных на защиту нравственности, так и в юридическом уточнении самой нравственности, выступающей в качестве конституционно охраняемого объекта. Например, в Конституции Республики Саха (Якутии) защита нравственности проявляется в возложении на граждан обязанностей по уважению нравственно-этических ценностей, сложившихся в условиях Севера; уважению культуры, традиций, обычаев и образа жизни народа Якутии; соблюдению природоохранных норм и сохранению национальных памятников. Важное место здесь занимают обязанности по воспитанию детей, по их подготовке к общественно полезному труду, по формированию из них достойных членов общества. Также значима взаимная обязанность детей и родителей заботиться друг о друге (ст. 31-34)4.
1 См.: О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901; О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
2 Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 // СЗ РФ. 2016 г. № 49. Ст. 6886; Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 // СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.
3 Об утверждении Правил принятия решения уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан: Постановление Правительства РФ от 16.01.2023 № 24 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http: //pravo .gov.ru.
4 Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) // Газета «Якутия». № 210. 2002.
Законы субъектов РФ направлены на защиту нравственности в условиях конкретного региона с учетом имеющихся в нем особенностей и сложившейся обстановки. К таким законам чаще всего относятся Кодексы об административных правонарушениях; законы о защите нравственности; законы, закрепляющие основы правового воспитания граждан и профилактики правонарушений1, а также организационные вопросы защиты нравственности2. По общему правилу содержащиеся в данных законах нормы обеспечивают профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения, безнадзорности несовершеннолетних; содействуют интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей; формируют и развивают у граждан чувство патриотизма.
Во исполнение нормативных положений, содержащихся в конституциях и законах субъектов РФ, посвященных защите нравственности, на региональном уровне принимаются правовые акты главы субъекта РФ и правовые акты исполнительного органа власти субъекта РФ. Кроме того, правовая защита нравственности реализуется и на местном уровне посредством издания муниципальных или локальных правовых актов.
Таким образом, защита нравственности является конституционной задачей государства, которая реализуется им в правовой и организационной формах воздействия на общественные отношения. Правовая защита нравственности представляет собой государственную деятельность по выработке и принятию правовых актов и норм, направленных на предупреждение и устранение причин и условий нанесения вреда нравственности, а также на ее восстановление в результате причиненного ущерба. В Российской Федерации правовая защита нравственности выражается в многоуровневой иерархической системе правовых актов и норм, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях законодательства. Правовая защита нравственности обеспечивает идентичность, сплоченность и целостность народа Российской Федерации. Она выступает фактором социального единства, условием функционирования и развития государственности и потому требует непрерывной актуализации и совершенствования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Коровина Ю.В. Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
2. Левакин И.В. Исторические закономерности конституционной нравственности // Журнал российского права. № 3. 2017.
3. Мальцев Г.В. Нравственные основания права: монография. М., 2018.
4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2022.
REFERENCES
1. Korovina Yu.V. Constitutional bases of protection of moral health of the population of the Russian Federation: diss. ... candidate of jurisprudence. Мoscow, 2009.
2. Levakin I.V. Historical regularities of constitutional morality // Journal of Russian law. № 3. 2017.
3. Maltsev G.V. Moral grounds of law: monograph. Мoscow, 2018.
4. Gumilev L.N. From Rus' to Russia. Мoscow, 2022.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Фомичев Андрей Андреевич, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД. Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова. 302028, Российская Федерация, г. Орел, ул. Игнатова, 2.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Fomichev Andrey Andreevich, PhD in Law, Lecturer, Department of criminalistics and preliminary investigation in internal affairs bodies. Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2, Ignatov St., Orel 302028 Russian Federation.
1 О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве: Закон г. Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 // Газета «Тверская, 13». 1999. 16 июня.
2 О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: Закон Санкт-Петербурга от 8 мая 2007 г. № 160-32 // Санкт-Петербургские ведомости. 2007. 21 мая.