Научная статья на тему 'О юридических аспектах минимизации рисков в проектах государственно-частного партнерства'

О юридических аспектах минимизации рисков в проектах государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / публично-частное партнерство / муниципально-частное партнерство / ГЧП / риск / public-private partnership / PPP / 3P / PFI / risk

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андерсен Андрей Павлович

В России все большее распространение получает использование механизмов государственно-частного партнерства для создания и эксплуатации объектов общественно значимой инфраструктуры. При этом одним из ключевых аспектов подготовки таких проектов является грамотное распределение и минимиза-ция возможных проектных рисков. В статье представлены результаты исследования юридических аспектов работы с рисками в проектах государ-ственно-частного партнерства, включая идентификацию, оценку и распределение рисков, а также формирование инструментария по управлению такими рисками. Автором проведен анализ российского законодательства и практики реализации данной категории проектов, а также зарубежных исследований в этой сфере. Работа предназначена для студентов, аспирантов, докторантов и иных лиц, заинтересованных в изучении юри-дических аспектов реализации проектов государственно-частного партнерства, и может быть использована в рамках подготовки к осуществлению таких проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON LEGAL ASPECTS OF RISK MITIGATION IN PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

Public-private partnership becomes a widespread vehicle for construction and operation of public infrastructure in Russia. In this regard it should be noted that an effective allocation and mitigation of project risks is one of key aspects in structuring this type of projects. This article provides a review of legal aspects of risk management in public-private partnerships including identification, evaluation, allocation of risks and risk mitigation instruments. The research is based on the analysis of the Russian legislation, practice of struc-turing public-private partnerships in Russia as well as on the analysis of respective researches of foreign experts. This article is intended for students, postgraduate students, doctoral candidates and other persons who interested in legal aspects of public-private partnerships. The results of this research can be used in legal structuring of this type of projects.

Текст научной работы на тему «О юридических аспектах минимизации рисков в проектах государственно-частного партнерства»

6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

6.1. О ЮРИДИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Андерсен Андрей Павлович, аспирант

Место учебы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

andrei_andersen@mail.ru

Аннотация: В России все большее распространение получает использование механизмов государственно-частного партнерства для создания и эксплуатации объектов общественно значимой инфраструктуры. При этом одним из ключевых аспектов подготовки таких проектов является грамотное распределение и минимизация возможных проектных рисков.

В статье представлены результаты исследования юридических аспектов работы с рисками в проектах государственно-частного партнерства, включая идентификацию, оценку и распределение рисков, а также формирование инструментария по управлению такими рисками. Автором проведен анализ российского законодательства и практики реализации данной категории проектов, а также зарубежных исследований в этой сфере.

Работа предназначена для студентов, аспирантов, докторантов и иных лиц, заинтересованных в изучении юридических аспектов реализации проектов государственно-частного партнерства, и может быть использована в рамках подготовки к осуществлению таких проектов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, публично-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, ГЧП, риск.

ON LEGAL ASPECTS OF RISK MITIGATION IN PUBLIC-PRIVATE

PARTNERSHIPS

Andersen Andrey Pavlovich, postgraduate student

Study place: Moscow State University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL)

andrei_andersen@mail.ru

Abstract: Public-private partnership becomes a widespread vehicle for construction and operation of public infrastructure in Russia. In this regard it should be noted that an effective allocation and mitigation of project risks is one of key aspects in structuring this type of projects.

This article provides a review of legal aspects of risk management in public-private partnerships including identification, evaluation, allocation of risks and risk mitigation instruments. The research is based on the analysis of the Russian legislation, practice of structuring public-private partnerships in Russia as well as on the analysis of respective researches of foreign experts.

This article is intended for students, postgraduate students, doctoral candidates and other persons who interested in legal aspects of public-private partnerships. The results of this research can be used in legal structuring of this type of projects.

Keywords: public-private partnership, PPP, 3P, PFI, risk.

РИСКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Каждый человек ежедневно осуществляет множество различных действий. При этом каждое такое действие направлено на достижение определенных целей. В то же время достижение таких целей зависит от целого ряда факторов, многие из которых не поддаются точному прогнозированию на современном этапе развития науки и технологий.

В связи с этим в рамках любого мероприятия мы сталкиваемся с вероятностью того, что цели наших действий могут остаться недостигнутыми. Данная вероятность и составляет содержание понятия «риск» в наиболее общем смысле.

Мы сталкиваемся с рисками на каждом шагу (например, выбирая будущую профессию или переходя дорогу), оцениваем их, совершаем действия для снижения вероятности их наступления.

Не является исключением и юриспруденция. Вопро-

сы, связанные с рисками, «пронизывают» работу каждого юриста. При подготовке проекта каждого договора мы учитываем возможность неисполнения контрагентом своих обязательств, разрабатываем положения, которые направлены на уменьшение вероятности наступления данного риска, ищем способы минимизации негативных последствий для своего клиента, в случае если такой риск реализуется. При разработке проекта каждого закона мы учитываем возможность того, что его требования могут быть не исполнены, и предусматриваем ответственность для нарушителей с целью снизить вероятность реализации риска.

Работа с рисками является важным элементом, в том числе в рамках проектов, осуществляемых на основе механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), использование которых получает все большее распространение при создании объектов публичной инфраструктуры на территории России. При этом данная категория проектов имеет ряд осо-

О ЮРИДИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

бенностей, которые обусловливают особое значение работы с рисками при подготовке к их реализации.

Не останавливаясь детально на вопросе о понятии ГЧП, уточним, что под ГЧП в большинстве случаев понимаются проекты, которые соответствуют следующим признакам (см. например: ст. 1, 3 и 4 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о ГЧП) [8]; ст. 2 Модельного закона «О публично-частном партнерстве», утвержденного постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 28 ноября 2014 г. № 41-9 [3]):

- участие в проекте публичного партнера (РФ, субъекта РФ, муниципального образования или компании с государственным участием) и частного партнера (как правило, предпринимателя);

- направленность проекта на решение публичных задач, как правило, связанных с созданием и/или эксплуатацией общественно значимой инфраструктуры;

- юридическое оформление отношений между публичным и частным партнерами путем заключения договора или создания совместного предприятия;

- объединение ресурсов публичного и частного партнеров для достижения цели проекта;

- распределение проектных рисков между публичным и частным партнерами.

Как видно из данного перечня, даже признаки ГЧП содержат указание на необходимость осуществления работы по распределению рисков между участниками проекта.

Это связано с тем, что основной альтернативой использованию механизмов ГЧП является создание и эксплуатация объектов силами публичных образований (в том числе за счет заемного финансирования) с привлечением подрядчиков в рамках законодательства о государственных закупках. При этом публичные образования (по сравнению с частным бизнесом), как правило, обладают возможностью привлекать заемное финансирование на более выгодных условиях.

В связи с этим механизмы ГЧП используются для создания/эксплуатации объектов, когда такой подход имеет сравнительное преимущество (better value for money) перед альтернативными подходами к реализации проекта (см. например: ст. 9 Закона о ГЧП и Методику оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 30 ноября 2015 г. № 894 [4]). При этом сравнительное преимущество определяется в соответствии с экономическими методиками, которые в том числе учитывают объем проектных рисков, которые принимает на себя частный партнер.

Кроме того, проекты ГЧП достаточно часто реализуются путем привлечения проектного финансирования. Такой способ финансирования предусматривает возврат кредита за счет доходов специально создаваемой проектной компании от реализации проекта ГЧП без возможности или с крайне ограниченной возможностью оборота на стоящих за такой компанией инвесторов.

Очевидно, что банки в таком случае детально анализируют перспективы реализации проекта ГЧП перед принятием решения о предоставлении проектного финансирования и откажут в его предоставлении, если проектные риски не будут распределены и минимизи-

рованы надлежащим образом.

Более того, проекты ГЧП, как правило, характеризуются весьма значительным сроком реализации, который может составлять несколько десятков лет. Окупаемость в таких проектах достигается на поздних стадиях их реализации. При этом большинство инвесторов не заинтересованы в участии в проектах, если они не могут оценить и минимизировать риски, которые могут привести к недостижению окупаемости проекта.

Указанные факторы предопределяют важное значение работы юристов с рисками в рамках подготовки к реализации проекта ГЧП. Целью такой работы является снижение вероятности реализации рисков в рамках проекта и уменьшение возможных негативных последствий, связанных с их реализацией (минимизация рисков).

КЛЮЧЕВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ В ПРОЕКТАХ ГЧП

Юридическая работа по минимизации рисков в рамках проекта гЧп включает комплекс мероприятий, охватывающий все этапы реализации проекта.

Во-первых, необходимо выявить риски, которые могут оказать влияние на достижение целей проекта ГЧП. Данное мероприятие можно обозначить термином «идентификация рисков».

Во-вторых, необходимо в отношении каждого выявленного риска дать оценку вероятности его реализации и оценку связанных с этим негативных последствий. Данное мероприятие можно обозначить термином «оценка рисков».

В-третьих, необходимо сформировать подход в отношении того, кто из участников проекта ГЧП будет нести негативные последствия, связанные с реализацией каждого выявленного риска, и предпринимать действия, направленные на предотвращение/устранение таких последствий. Данное мероприятие можно обозначить термином «распределение рисков».

В-четвертых, необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий для снижения вероятности реализации рисков и/или уменьшения связанных с этим негативных последствий. Данное мероприятие можно обозначить термином «формирование и внедрение инструментария управления рисками».

В-пятых, необходимо осуществлять мониторинг и контроль за изменением вероятности материализации рисков (появлением новых рисков) в ходе реализации проекта ГЧП и оперативно реагировать на такие изменения (в частности, путем использования инструментов управления рисками).

С учетом изложенного минимизация рисков в проекте ГЧП представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя:

- идентификацию рисков, которые могут оказать влияние на достижение целей проекта ГЧП (identification of risks);

- оценку вероятности и возможных последствий реализации выявленных рисков (evaluation of risks);

- распределение рисков между участниками проекта ГЧП (allocation of risks);

- формирование и внедрение инструментария управления рисками в рамках проекта ГЧП (risk mitigation instruments);

- мониторинг и контроль за изменением (появлением новых) рисков проекта гЧп, оперативное реагирование на такие изменения.

Юристам в рамках работы по минимизации рисков необходимо учитывать, что юридические аспекты реализации проекта ГЧП являются важными, однако отнюдь не единственными факторами, влияющими на достижение целей проекта.

Возможность реализации проекта ГЧП напрямую зависит от экономических, политических и технических факторов (например, наличие спроса на услуги, которые будут оказываться частным партнером с использованием создаваемого объекта инфраструктуры, техническая возможность создания такого объекта на предлагаемом публичным партнером земельном участке и пр.).

В связи с этим работа по минимизации рисков в проекте ГЧП должна выполняться юристами в тесном взаимодействии с иными членами проектной команды (в первую очередь, с техническими специалистами и экспертами в сфере экономики и финансов).

Результаты работы проектной команды по минимизации рисков в проекте ГЧП будут формировать взаимосвязанную систему. Например, выявленный экономистами риск недостаточного спроса на создаваемую инфраструктуру должен быть учтен юристом при формировании проекта договора между публичным и частным партнерами, который вследствие этого может, в частности, предусматривать выплату публичным партнером компенсации при реализации указанного риска.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОЦЕНКИ РИСКОВ В ПРОЕКТАХ ГЧП

Выявление рисков, которые могут оказать влияние на достижение целей проекта ГЧП, является первым этапом в рамках юридической работы по минимизации проектных рисков.

Юристам важно учитывать, что выявленные риски проекта могут делать нецелесообразной его реализацию (например, если будет выявлен значительный риск отсутствия спроса на соответствующую инфраструктуру).

В связи с этим первоначальную идентификацию рисков следует проводить на подготовительном этапе проекта ГЧП, как правило, параллельно с разработкой и согласованием организационно-правовой модели будущего проекта. По мере подготовки проекта ГЧП к реализации и получения дополнительной информации в отношении параметров будущего проекта юрист может углублять свой анализ в сфере возможных рисков проекта.

В рамках юридической идентификации рисков юрист проводит анализ структуры будущих отношений между участниками проекта ГЧП и определяет перечень факторов, которые могут негативно повлиять на цели таких участников в рамках проекта.

Важно понимать, что выявление таких факторов, имеющих юридическую природу (например, возможные проблемы с получением лицензии, административная и уголовная ответственность в случае ее отсутствия), является для юриста наиболее простой задачей в рамках идентификации рисков в проектах ГЧП, поскольку для ее решения достаточно анализа структуры будущих отношений и применимого законодательства.

Гораздо сложнее выявить факторы, имеющие практический характер. Например, в рамках проектов ГЧП по созданию и эксплуатации моста над водным каналом, может потребоваться учесть вероятность расширения канала и изменения размера судов, которые могут проходить под мостом, поскольку в таком случае может возникнуть необходимость реконструировать мост или демонтировать его.

В связи с этим успешность и полнота выполнения юристом работы по идентификации рисков в проекте ГЧП зависит не только от знания положений применимого законодательства, административной и судебной практики, но и от глубины понимания технических и экономических аспектов будущего проекта, а также от анализа опыта реализации аналогичных проектов в

России и за рубежом.

Перечень рисков уникален для каждого проекта ГЧП и предопределяется условиями его реализации (в том числе выбранной юридической формой реализации проекта и типом инфраструктурного объекта, в отношении которого он реализуется).

Риски в проектах ГЧП могут быть классифицированы по различным основаниям (например, по этапу реализации проекта, для которого характерен риск, по типичности для всех проектов в целом или проектов в отдельных отраслях экономики и пр.).

На практике, как правило, применяется комплексная классификация по этапам и аспектам реализации проекта ГЧП, с которыми связан риск. В рамках данной классификации риски группируются исходя из цели обеспечения удобства пользования перечнем.

В соответствии с данной классификацией можно, в частности, выделить следующие риски, характерные для проектов ГЧП:

- риски подготовительного этапа (например, риск отказа от инициирования проекта ГЧП и невозмещения расходов, связанных с подготовительным этапом);

- риски, связанные с выбором частного партнера (например, риск отсутствия заявок на участие в конкурсе на право заключения соглашения о ГЧП, риск нарушения требований законодательства при выборе частного партнера, риск оспаривания результатов конкурса);

- риски, связанные с финансированием проекта ГЧП (например, риск недостижения финансового закрытия, риск невозможности рефинансирования проекта, риск задержки или невыплаты платежей публичного партнера, риск нецелевого использования средств субсидий);

- риски, связанные с этапом создания (строительства или реконструкции) объекта инфраструктуры, что включает в себя, в частности:

- риски, связанные с земельными участками, необходимыми для создания объекта инфраструктуры (например, риск непредоставления или несвоевременного предоставления прав на земельные участки, риск несвоевременной регистрации договоров аренды земельных участков);

- риски, связанные с проектированием будущего объекта инфраструктуры (например, риск изменения публичным партнером требований к параметрам будущего объекта, риск задержки в согласовании проектной документации);

- риски, связанные со строительной площадкой (например, риск непредоставления или несвоевременного предоставления доступа на строительную площадку);

- риски, связанные с соблюдением сроков создания объектов инфраструктуры (например, задержки в выполнении подрядчиками частного партнера строительных работы);

- риски, связанные с этапом эксплуатации объекта инфраструктуры (например, риск недостаточного спроса на объект инфраструктуры, риск неблагоприятного изменения тарифов на услуги, оказываемые с использованием созданного объекта инфраструктуры);

- риски, связанные с неблагоприятным изменением требований законодательства (в том числе налогового законодательства);

- риски неблагоприятного воздействия на проект обстоятельств непреодолимой силы;

- риски, связанные с изменением требований к объему работ / услуг частного партнера;

- риски, связанные с завершением проекта (например, риск прихода объекта инфраструктуры, подлежащего передаче публичному партнеру, в непригодное для эксплуатации состояние, риск недостижения окупаемости проекта к моменту его завершения).

Одновременно с идентификацией целесообразно проводить оценку вероятности и возможных последствий реализации выявленных рисков.

Оценка рисков критически важна для принятия решения об участии в проекте и определения его усло-

О ЮРИДИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

вий, а также дальнейшей работы по минимизации рисков (в частности, чем выше вероятность и негативные последствия реализации риска, тем детальнее необходимо проработать вопрос о доступных инструментах по управлению таким риском).

На данном этапе чрезвычайно важна слаженная работа проектной команды, поскольку вероятность реализации риска может оценить только тот специалист, со сферой знаний которого такой риск связан.

Юристы, как правило, оценивают вероятность реализации рисков, связанных с возможными нарушениями требований законодательства, и делают выводы о вероятности их реализации, основываясь на административной и судебной практике, установленных процедурах контроля за соблюдениями законодательства и практическом опыте.

При этом важно учитывать, что юрист не может самостоятельно провести оценку экономических последствий реализации выявленного риска (за исключением редких случаев, когда единственным последствием материализации риска является установленный законодательством штраф) и потому вынужден обращаться к специалистам в сфере экономики и финансов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ПРОЕКТАХ ГЧП

После идентификации и оценки рисков юристом проводится работа по распределению рисков и формированию инструментария по управлению такими рисками в проекте ГЧП.

Распределение рисков подразумевает определение участника (-ов) проекта ГЧП, который (-е):

- в случае материализации выявленного риска будет обязан выполнить определенные действия, направленные на уменьшение связанных с этим негативных последствий;

- понесет негативные (в первую очередь - финансовые) последствия, связанные с материализацией риска;

- обязан принять меры, направленные на снижение вероятности реализации риска (что является прямым следствием указанных выше пунктов).

Юристам надлежит учитывать, что один и тот же риск в рамках проекта ГЧП может возлагаться одновременно на несколько участников. Например, в случае реализации риска недостижения окупаемости проекта ГЧП к моменту его завершения на публичного партнера может быть возложено обязательство по возмещению части недополученных доходов частного партнера, в то время как негативные финансовые последствия в остальной части понесет частный партнер.

Распределение рисков в рамках проекта ГЧП формируется под влиянием, в первую очередь, переговорных позиций сторон, а также множества иных факторов, включая требования законодательства и политические соображения. Вместе с тем очевидно, что даже при самой сильной переговорной позиции при распределении рисков необходимо учитывать, до какой степени другой участник проекта способен принять на себя риски (в противном случае такая позиция может заблокировать возможность реализации проекта в целом).

В качестве базового принципа распределения рисков в проектах ГЧП целесообразно руководствоваться подходом, согласно которому конкретный риск целесообразно возлагать на того участника проекта ГЧП, который в наибольшей степени способен оценить, контролировать и регулировать его (см. например: п. 22 Руководства для законодательных органов по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из

частных источников [5]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение рисков напрямую связано с формированием инструментария по управлению рисками в проекте ГЧП, который предназначен для снижения вероятности реализации рисков и минимизации связанных с этим негативных последствий для проекта.

Арсенал возможных инструментов управления рисками в проектах ГЧП чрезвычайно широкий. Он включает в себя, например, такие классические инструменты, как страхование и хеджирование (инвестиционные схемы, позволяющие компенсировать убытки по одной сделке за счет одновременного получения прибыли по другой) рисков в проекте, которые позволяют перенести финансовые последствия реализации риска на третьих лиц.

В то же время для проектов ГЧП используются и достаточно специфические юридические механизмы, например, положения о «передаче контроля над проектом» (step-n clause), которые создают для публичного партнера возможность продолжать реализацию проекта вместо частного партнера, который не справляется со своими обязательствами (см. например: пар. 8.068 [1]; п. 64 Стандартной формы соглашения о ГЧП, разработанной Национальным инфраструктурным агентством Новой Зеландии [6]).

В отношении последнего примера следует уточнить, что в определенных случаях (например, если частный партнер не сможет продолжать реализацию проекта) целесообразно формулировать данный механизм таким образом, чтобы он предусматривал передачу в пользу публичного партнера всех прав и обязанностей частного партнера по договорам, необходимым для продолжения непрерывной реализации проекта ГЧП.

С гражданско-правовой точки зрения, такой подход возможен, например, за счет предоставления публичному партнеру опционов на заключение соответствующих договоров (ст. 492.2 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [2]). В то же время законодательство о государственных закупках накладывает жесткие процедурные ограничения на возможность заключения публичным партнером договоров, требуя в подавляющем большинстве случаев проведения тендерных процедур.

При этом сроки проведения тендерных процедур закупок (на практике - от одного месяца и более) могут создать угрозу для непрерывности продолжения реализации проекта в случае передачи контроля публичному партнеру, что может иметь существенные практические последствия. Например, в случае передачи в зимний период контроля над проектом в сфере теплоснабжения, в котором эксплуатацию объектов теплоснабжения для оказания услуг потребителям осуществляет привлекаемый частным партнером профессиональный оператор, это может привести к перерывам теплоснабжения потребителей.

Решением данного вопроса может стать закрепление в законодательстве о государственных закупках (ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [7]) возможности использования публичными партнерами процедуры заключения договоров с единственным поставщиком в случаях, когда происходит передача контроля над проектом ГЧП от частного партнера к публичному партнеру и для обеспечения непрерывной реализации проекта публичному партнеру необходимо заключить договоры с лицами, с которыми

такие договоры были заключены частным партнером.

Возвращаясь к общему вопросу о юридических аспектах формирования инструментария управления рисками в проектах ГЧП, следует также отметить, что комплекс таких инструментов включает в себя не только юридические механизмы (примеры которых описаны ранее), но и выполнение сугубо практических действий.

Например, для снижения вероятности риска отсутствия заявок на участие в тендере на право заключения соглашения о ГЧП публичному партнеру может быть целесообразно проверить наличие заинтересованности участников рынка к проекту ГЧП на подготовительном этапе, например, рамках предварительной презентации проекта (road-show).

В связи с этим еще раз подчеркнем важность слаженной работы юриста с неюридическими специалистами проектной команды в рамках выполнения работы по минимизации проектных рисков.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ

Работа по минимизации рисков является одним из основных процессов в рамках подготовки к реализации проекта ГЧП (наряду с разработкой организационно-правовой модели проекта, расчетом финансовой модели, согласованием предварительных условий финансирования и пр.).

В связи с этим ее результаты находят отражение во всем пакете юридической документации по проекту ГЧП, включая соглашение о гЧп (концессионное соглашение), договоры о предоставлении финансирования, корпоративные договоры акционеров/участников специальной проектной компании, договоры с подрядчиками, страховыми компаниями и иными участниками проекта. Кроме того, для минимизации рисков в отдельных проектах ГЧП (как правило, крупных инвестиционных проектах федерального уровня) могут вноситься изменения в законодательство РФ.

Вместе с тем такие документы описывают все аспекты реализации проекта, а не только вопросы минимизации рисков. Для детального обсуждения (в том числе с потенциальными инвесторами) вопросов управления рисками на подготовительном этапе проекта целесообразно использовать специальный документ -матрицу рисков (risk matrix).

Матрица рисков не является юридически обязывающим документом и составляется исключительно для удобства обсуждения и анализа вопросов, связанных с рисками в проекте ГЧП.

По общему правилу матрица рисков составляется в виде таблицы, в которой указываются (для каждого риска) наименование и краткое описание риска, кто из участников проекта будет нести данный риск, вероятность реализации риска и его возможные последствия для проекта, рекомендации в отношении инструментов управления риском и иные комментарии. Риски группируются исходя из указанной ране классификации (для обеспечения удобства использования документа).

Составление матрицы рисков позволяет системно оценить все риски проекта ГЧП и является рекомендуемой практикой при подготовке таких проектов.

Список литературы:

1. Бадко П., Риз Р., Симкинс В., Эрроусмит С. Государственно-частное партнерство и ЧФИ. Лондон, Sweet & Maxwell, 2014.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. )5.12.1994, № 32, ст. 3301.

3. Модельный закон «О публично-частном партнерстве» // утв. постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 28 ноября 2014 г. № 41 -9.

4. Приказ Минэкономразвития России от 30 ноября 2015 г. № 894 «Об утверждении методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта му-ниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.12.2015.

5. Руководство для законодательных органов по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. - Нью-Йорк, 2001.

6. Стандартная форма соглашения о ГЧП. Национальное инфраструктурное агентство Новой Зеландии - Веллингтон, 2013.

7. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.04.2013.

8. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 14.07.2015.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Андерсена Андрея Павловича «О юридических аспектах минимизации рисков в проектах государственно-

частного партнерства» Статья Андерсена Андрея Павловича посвящена минимизации рисков в проектах государственно-частного партнерства. Актуальность затронутой темы обуславливается тем, что использование механизмов государственно-частного партнерства для создания и эксплуатации объектов общественно значимой инфраструктуры получает все большее распространение на территории России. В связи с этим существует необходимость рассмотрения проблематики юридического структурирования данной категории проектов (в том числе в части минимизации рисков).

В статье исследуются такие вопросы, как значение рисков в проектах государственно-частного партнерства, ключевые этапы юридической работы по минимизации рисков в проектах ГЧП, в том числе идентификация и оценка рисков, распределение рисков между участниками проектов и формирование инструментария управления рисками. Особое внимание уделяется анализу возможных видов рисков и юридическому оформлению результатов работы по минимизации рисков (в форме матрицы).

На основании изложенного статья Андерсена Андрея Павловича «О юридических аспектах минимизации рисков в проектах государственно-частного партнерства» представляет теоретическую и практическую ценность, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах, включенных в перечень ВАК. Рекомендуется для публикации в открытой печати.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Е.Е. Енькова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.