Психология развития и педагогическая психология
УДК 159.922.73 ББК Ю88.8
О ВЗАИМОСВЯЗИ НЕВЕРБАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 8 ДО 11 ЛЕТ
В.А. Аверин
Приведены результаты исследования взаимосвязи невербального и эмоционального интеллекта, в частности, важнейшей его составляющей □ умения детей младшего школьного возраста распознавать базовые эмоции человека. Выделен сенситивный период в развитии этой способности в возрасте 7-8 лет, характеризующийся резким подъемом успешности распознавания.
Ключевые слова: невербальный и эмоциональный интеллект, эмоции, умения, распознавание.
Проблема единства аффекта и интеллекта была впервые сформулирована Л.С. Выготским и в дальнейшем получила развитие в работах С.Л. Рубинштейна [3, 4, 5]. Л.С. Выготский, подчеркивая тесную динамическую взаимосвязь этих двух сторон психической деятельности на всех ступенях ее развития, говорил при этом о порочности отрыва интеллектуальной стороны сознания от эмоциональной сферы человека [3, 4].
Как отмечает в своей работе И.Н. Андреева, намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека пока не получили должной разработки [1]. В подтверждении этого она ссылается на высказывание Д.Б. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности (в том числе и эмоционального). Сказанное свидетельствует об актуальности изучения особенностей взаимосвязей между невербальным интеллектом и умениями детей распознавать базовые эмоции. В этом плане представляет особый интерес развитие ребенка в возрастном диапазоне от 8 до 11 лет, в котором формируются некоторые феномены эмоционального интеллекта [2].
В 1990 г. Дж. Мейер и П. Сэловей предложили первое определение эмоционального интеллекта, положив в его основу, способность людей осознавать и понимать как свои
собственные эмоции, так и эмоции окружающих [6, 7]. В последующем представления о структуре эмоционального интеллекта неоднократно уточнялись. В настоящее время в этой структуре выделяются четыре компонента эмоциональных умственных способностей [8]:
1) способность безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;
2) использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности;
3) понимать значение эмоций;
4) управлять эмоциями.
Очевидно, что первоочередная роль и в этом уточненном определении эмоционального интеллекта принадлежит способности опознавать эмоциональные переживания, без которой невозможно становление всех остальных. Именно поэтому представляется важным выяснение динамики становления этой способности в онтогенезе, равно как и изучение характера взаимосвязей между этой способностью и невербальным интеллектом.
В ходе планирования настоящего исследования было важно адекватно методически обеспечить методологическое положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Именно поэтому предметом исследования стали способности к распознаванию детьми базовых эмоций, с одной стороны, и их невербальные способности, с другой. Дело в том, что сам процесс опознания детьми эмоций □ это процесс трансформации перцептивных образов во внутренний опыт.
Изучение невербальных способностей представляется возможным с помощью разработанной в рамках гештальтпсихологии теории перцепции форм, рассматривающей восприятие как целостный структурно организованный процесс, связанный с построением нового видения сложных, неформализованных ситуаций, к которому человек приходит скорее через инсайт, чем через перебор возможных вариантов. Именно такая методология была положена в основу теста Равенна [6]. В диссертационном исследовании М. Андерсон, выполненным под нашим руководством, изучалась динамика взаимосвязи между умением распознавания эмоций и невербальным интеллектом у детей в возрасте 8-11 лет [1]. В ходе проведения количественного и качественного анализа результатов учитывались половозрастные характеристики, поскольку каждая возрастная подгруппа включала в себя испытуемых обоего пола. Умения распознавания эмоций изучались по схемам лицевой экспрессии (методика кодирования мимических выражений FAST П. Экмана) и методики индивидуальной успешности распознавания эмоций по фотографиям (JAFEE). Особе нно-сти интеллектуального развития изучались с помощью методики Равена (серии А, В и С). На рис. 1 представлены показатели развития невербального интеллекта разновозрастных испытуемых обоего пола.
Данные рис. 1 свидетельствуют, что самые высокие результаты дети показывают по сериям А и В, характеризующим их способность к дифференциации и последующей идентификации элементов структуры на основе операции сравнения (серия А), а также
умение проводить аналогии между парами фигур (серия В). По результатам исследования можно отметить две тенденции. Первая проявляется в том, что способность к проведению аналогий лучше развита у детей в возрасте 8 -9 лет, а вторая □ в том, что в следующем возрастном диапазоне дети лучше дифференцируют и идентифицируют элементы структуры. Вместе с тем, можно констатировать, что обе эти способности практически остаются неизменными на протяжении всего исследованного возрастного диапазона.
Несколько хуже развита у детей способность в нахождении принципа (закономерности) построения фигур в серии С, что психологически трактуется как способность к динамичной наблюдательности, отслеживанию непрерывных изменений и понятливость [6]. В возрасте 9 и 11 лет эта способность значительно повышается: с 8,1 тестового балла в 8 лет до 9,2 балла в 9 лет, и с 7,4 балла в 10 лет до 8,4 балла в 11 лет. Отставание в развитии этой способности можно объяснить сложностью этого вида умственной деятельности. На рис. 2, 3 представлены графики интеллектуального развития раздельно для девочек (рис. 2) и мальчиков (рис. 3) этих возрастных групп. Находит свое объяснение причина резкого снижения показателей в серии «СП испытуемых 10-летнего возраста. Именно в группе девочек отмечается резкое снижение показателей в этой серии, в то время как аналогичные показатели у мальчиков остаются неизменными.
Наибольший интерес представляяют характеристики развития аналитико-синтети-ческой способности в обеих группах испытуе-
Рис. 1. Показатели развития невербального интеллекта разновозрастных испытуемых мальчиков и девочек (в целом по выборке)
Психология развития и педагогическая психология
О -I-------------------------1-----------------------1-----------------------1----------------
8лС1 9 лет 10 лет 11 лет
Рис. 2. Показатели развития невербального интеллекта девочек 8-11 лет
Рис. 3. Показатели развития невербального интеллекта мальчиков 8П11 лет
мых. Восьмилетние мальчики по этому показателю явно отстают от девочек-сверстниц. В 9-летнем возрасте значения характеризующих эту способность показателей возрастают в обеих группах. Десятилетний возраст становится критическим для развития этой способности у девочек, в то время как у мальчиков ее уровень остается неизменным.
Результаты обследования одиннадцатилетних девочек демонстрируют резкий подъем в развитии у них этой способности, а у мальчиков-сверстников она практически не изменяется. В целом у 10-11-летних мальчиков способность к аналитико-синтетической деятельности развита несколько лучше, чем у девочек.
Взаимосвязь между способностью в распознавании эмоций и невербальным интеллектом изучалась с помощью факторного ана-
лиза. В табл. 1 представлены результаты факторизации результатов обследования детей по всем сериям теста Равена и обеим методикам распознавания эмоций.
Прежде всего, следует отметить, что возрастные факторные модели содержат различное число факторов. Наиболее информативными оказались факторные модели взаимосвязанности невербального интеллекта и распознавания эмоций у детей 8- и 10-летнего возрастов, а наименее информативными □ модели результатов обследования у детей 9 и 11 лет. Суммарный факторный вес первых двух моделей составил соответственно 43,2 % и 40,7 % от общей дисперсии, а двух последних моделей □ 29,2 % и 25,2 % соответственно, что требует отдельного рассмотрения.
В более ранних исследованиях [1] были выявлены сенситивные периоды в развитии
Таблица 1
Результаты факторного анализа данных невербального интеллекта и умений распознавать эмоции по схеме лица (FAST) и фотографиям (JAFEE)*
Показатель Факторные модели
8 лет 9 лет 10 лет 11 лет
Факторы
1 2 3 1 2 1 2 3 1 2
Методика Равен Серия А 551 702 -591
Серия В 581 621 598
Серия С 633 617 745 -519 550
Эмоции Схема лица Страх 733
Гнев 591 -514
Презрение 738
Удивление 737 -804
Фотографии Страх 605
Гнев -530 684 -653 -622
Презрение 508 -643 708
Отвраще- ние 767 739 609
Радость 501 600
Удивление 628
Дисперсии факторов 16,6 14,0 12,6 14,9 14,3 14,8 13,7 12,2 13,4 11,8
43,2 29,2 40,7 25,3
* В таблице указаны значения нагрузок переменных на фактор, значения И0,П опущены.
умения детьми распознавать эмоции в 8 и 10 лет. В табл. 2, 3 представлены данные об успешности распознавания эмоций по схеме лица (методика П.Экмана) и по фотографиям (методика 1ЛРББ).
Данные табл. 2 свидетельствуют, что в возрастном диапазоне от 7 до 8 лет у детей наблюдается наибольший подъем в умении распознавать эмоции по схеме лица. При этом и мальчики, и девочки уверенно демонстрируют паттерны распознавания эмоций гнева, страха, удивления и презрения. В 10-летнем возрасте в обеих гендерных группах испытуемых также отмечается значимый подъем в умении распознавать эмоцию презрения.
Аналогичные тенденции отмечаются и в умении распознавать базовые эмоции по фотографиям. Восьмилетние дети резко улучшают свои показатели распознавания эмоций гнева, страха, удивления, презрения и отвращения. Совокупность всех этих данных позволяет рассматривать период от семи до восьми лет в качестве сенситивного в развитии эмоционального интеллекта. Неоднозначная картина наблюдается в десятилетнем возрасте. С одной стороны, мальчики в этом возрасте в сравнении с детьми более раннего возраста лучше распознают по фото-
графиям эмоции горя и гнева, а с другой стороны, десятилетние девочки в сравнении с девятилетними хуже распознают эмоции презрения и удивления (см. табл. 3). Отметим, что эти же эмоции по схеме лица в этом возрасте они распознают весьма уверенно (см. табл. 2).
Сопоставляя эти данные с данными о развитии невербального интеллекта (рис. 2), можно предположить, что спад в развитии умения распознавать эмоции удивления и презрения по фотографиям у десятилетних девочек объясняется резким ухудшением показателей в этом же возрасте в серии С теста Равена. Напомним, что при работе с этой серией стимулов ребенок должен найти принцип (закономерность) построения фигур, что трактуется как его способность к комбинаторному мышлению. По-видимому, спад в развитии этой способности является причиной ухудшения в распознавании эмоций удивления и презрения по фотографиям.
Все вышеизложенное позволяет предположить, что возрастной период от 9 до 10 лет является вторым сенситивным периодом в развитии эмоционального интеллекта у мальчиков и критическим □ у девочек.
Таким образом, разницу в количестве факторов в факторных моделях взаимосвя-
Психология развития и педагогическая психология
Таблица 2
Сравнительная характеристики успешности распознавания эмоций по схеме лица (FAST) мальчиками и девочками разных возрастов
Эмоция Пол 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет
Радость М 90 96,1 99 96 100 100
Д 86,1 96 96 96,1 99,8 99,7
Горе м 80 80 85 90 90 90
Д 85 93 90 98 98 98
Гнев м 40 62* 62 72 72 90*
Д 22 22 62** 68 90 88
Страх м 40 44 87** 87 82 80
Д 26,1 19 70** 69 80 84
Удивление м 32 28,2 70** 78 78 78
Д 38 20 75** 78 78 78
Презрение м 8 10 40* 45 80** 72
Д 10 15 52** 58 82* 80
* значимость различий на уровне р<0,05.
** значимость различий на уровне р<0,01.
Таблица 3
Сравнительная характеристики успешности распознавания эмоций по фотографиям (МРЕЕ) мальчиками и девочками разных возрастов
Эмоции Пол 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет
Радость М 92 94 96 90,1 90,2 94
Д 94 96 96,1 97 94 94
Горе м 15 52** 40 65* 90* 90
Д 65 65 78 90 90 90
Гнев м 12 11 48** 58,4 85* 85
Д 45 50 60,1 62,3 62,3 62,3
Страх м 40 15* 81** 90,2 90 90
Д 40 52 56 70,1* 70,1 74
Удивление м 18 22 62** 70 70 70
Д 24 64* 80* 78 52* 50
Презрение м 8 8 22* 27,1 27 48*
Д 15 15 22 62** 48,1* 50
Отвращение м 8 5 40** 48 48 60
Д 10 12 40** 52 68* 70
* значимость различий на уровне р<0,05.
** значимость различий на уровне р<0,01.
занности невербального интеллекта и распознавания эмоций у детей 8- и 10-летнего возраста, с одной стороны, и 9- и 11-летнего возраста, с другой, можно объяснить динамикой в развитии невербального интеллекта, в частности в развитии комбинаторного мышления в обеих группах испытуемых. Кроме того, выявленная тенденция в развитии невербального и эмоционального интеллекта подтверждает неравномерный характер интеллектуального и эмоционального развития в исследуемом возрастном диапазоне.
Анализ факторных моделей взаимосвязей между параметрами невербального интеллекта и умениями распознавать базисные эмоции позволяет сделать следующие выводы:
1. В младшем школьном возрасте по мере взросления связи между показателями невербального интеллекта и умениями распознавать базовые эмоции становятся более тесными: в диапазоне 8-9 лет □ 5 связей, в диапазоне 10П1 лет □ 9 связей.
Усиление этих связей носит дифференцированный характер: показатели невербального интеллекта теснее связаны с умениями распознавать эмоции по фотографиям, чем с умениями распознавать эмоции по схеме лица. Так, количество связей в первом случае □ 10, во втором □ только 4.
2. С возрастом у детей взаимосвязи между невербальным интеллектом и умениями распознавать эмоции по фотографиям интенсифицируются: 3 связи в диапазоне 8-9 лет и
7 связей в диапазоне 10П1 лет, в то время как связи между невербальным интеллектом и умениями распознавать эмоции по схеме лица ослабевают.
3. Таким образом, роль невербального интеллекта в развитии у детей 8 [11 лет умений по распознаванию эмоций по фотографиям в исследуемом диапазоне становится особо значимой в возрасте 10 П1 лет. Этот вывод подтверждается значительным увеличением числа 10-летних детей (в сравнении с 9-летними), успешно распознающих эмоции горя, гнева и отвращения по фотографиям (см. табл. 3).
4. Способность 8-летних детей к дифференциации и последующей идентификации элементов структуры на основе операции сравнения (серия А) положительно связана с умением распознавать схематическое изображение эмоций страха и удивления и отрицательно с умением распознавать эмоцию гнева. Эта же способность отрицательно связана с умением 10-летних детей распознавать по фотографиям эмоции гнева и презрения, а у 11летних с распознаванием эмоций отвращения и радости.
5. Вместе с тем, умения распознавать по фотографиям эмоции презрения и отвращения положительно связаны с умением 8-летних детей проводить аналогии между парами фигур (серия В) и способностью к динамичной наблюдательности, отслеживанию непрерывных изменений и понятливостью (серия С). По-видимому, сложность самого процесса распознавания этих мимически трудных для опознания эмоций требует более развитых интеллектуальных умений.
6. Способность к динамичной наблюдательности, отслеживанию непрерывных изменений и понятливость (серия С) отрицательно взаимосвязаны с распознаванием мимически простых (для опознания) эмоций □ радости, удивления и гнева.
7. Сказанное выше позволяет предположить, что в процессе опознания мимически
простых для опознания базовых эмоций страха, радости, удивления, гнева дети в основном используют операции сличения и различения элементов структуры. Различение мимически сложных для опознания базовых эмоций, таких как презрение и отвращение, требует опоры на более развитые мыслительные операции □ умение проводить аналогии между парами фигур (серия В) и развитой способности к динамичной наблюдательности, отслеживанию непрерывных изменений и понятливости (серия С).
Литература
1. Андерсон, М. Экспериментальное исследование успешности распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет / М. Андерсон // Известия РГПУ им. А.И. Герцена № 121: научный журнал. □ СПб., 2010.
2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. □2006. □№ 3. □ С. 78^86.
3. Выготский, Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века // Вопр. психол. □ 1968. □ № 2. □ С. 157^59.
4. Выготский, Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский. □ Т. 2. □М., 1982.
5. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. □М., 1973.
6. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации / сост. и общ. ред. О.Е. Мухордовой, Т. В. Шрейбер. □ Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет» 2011. □ 70 с.
7. Mayer, J.D. Emotional intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey. □http://www.unh.edu/ emotionalintelligence/.
8. Mayer, J.D. The intelligence of emotional intelligence /J.D. Mayer, P. Salovey // Intelligence. □N.Y., 1993. □P. 433Ш2.
9. Mayer, J.D. Emotional intelligence information. □ http://www.unh.edu/ emotional_ intelligence.
Поступила в редакцию 9 ноября 2011 г.
Аверин Вячеслав Афанасьевич. Доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии, Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия. E-mail: [email protected]
Vyacheslav A. Averin. Doctor of psychological sciences, professor, dean of the Faculty of Clinical Psychology, Head of General and Applied Psychology, St. Petersburg State Pediatric Medical Academy. E-mail: [email protected].