Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование распознавания и выражения базовых эмоций в дошкольном возрасте'

Экспериментальное исследование распознавания и выражения базовых эмоций в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2123
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ / ОНТОГЕНЕЗ / ПОЛ / ВОЗРАСТ / ТАКТИЧЕСКИЙ ОБМАН / RECOGNITION OF EMOTIONS / ONTOGENESIS / GENDER / AGE / TACTICAL DECEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тишин Сергей Владимирович

В статье представлены результаты экспериментально-психологического исследования способности к распознаванию эмоций детьми старшего дошкольного возраста. Описаны особенности и различия распознавания эмоций детьми при восприятии различных типов стимулов: сюжетных картинок и выражения эмоций другими людьми. Исследована связь между выражением и распознаванием эмоций. Изучены влияние возраста и способности к опознанию тактического обмана как предшественника распознавания ложных эмоций на способность распознавать эмоции. Показана роль ошибок, зависящих от степени интегрированности эмоций в психику ребенка, которые возникали при их определении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental Research of Recognition and Expression Basic Emotions in Preschool Period

In the article described materials of experimental-psychological research based on abilities children of preschool years to recognize emotions. The described features and differences recognitions of emotions in the perceptions different types of incentives: picture story and expression emotions other people. Shows the dependence of successful emotion recognition and successful expression emotional state children. Also investigated the influence of age and ability for the recognition of tactical deception, as a precursor of recognition of false emotions, on the ability to recognize emotions. Was shown role of errors, which depending on the degree of integration of emotions in the child's psyche, have occurred in their definition.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование распознавания и выражения базовых эмоций в дошкольном возрасте»



Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2

malyh grupp (Socio-psychological diagnosis of development of personality and small groups). Moscow, 2002. 409 p.

10. Polskaya N. A. K probleme empiricheskogo izucheniya samopovrezhdayushhego povedeniya (To the problem of empirical study of self-injurious behavior). Eeksperimental'naya psihologiya v Rossii: tradicii i perspektivy (Experimental Psychology in Russia: Traditions and Prospects). Moscow, 2010, pp. 714-720.

УДК 159.922.73

Тишин Сергей Владимирович -

аспирант, кафедра психологии личности, Саратовский государственный университет E-mail: tishin.sergey.psy@gmail.com

В статье представлены результаты экспериментально-психологического исследования способности к распознаванию эмоций детьми старшего дошкольного возраста. Описаны особенности и различия распознавания эмоций детьми при восприятии различных типов стимулов: сюжетных картинок и выражения эмоций другими людьми. Исследована связь между выражением и распознаванием эмоций. Изучены влияние возраста и способности к опознанию тактического обмана как предшественника распознавания ложных эмоций на способность распознавать эмоции. Показана роль ошибок, зависящих от степени интегри-рованности эмоций в психику ребенка, которые возникали при их определении.

Ключевые слова: распознавание эмоций, онтогенез, пол, возраст, тактический обман.

Способность к распознаванию эмоций является важным фактором в онтогенезе человека. Её изучают в таких теориях, как эмоциональный интеллект, где она является его «необходимым условием» [1, с. 243], и «модели психического», где она является одним из ее центральных понятий, так как без данной способности ребенок не сможет в полной мере уйти от эгоцентризма [2]. Одним из главных периодов развития данной способности является период старшего дошкольного возраста, когда происходит становление социальных эмоций и дальнейшая интериоризация первичных [3, с. 148]. Чем старше ребенок, тем более он успешен в тонких дифференциациях эмоций, связанных со сложными ситуациями несогласованности эмоциональной экспрессии, субъективных ощущений и контекста ситуации. При этом стоит отметить, что вербальное описание эмоций в данном возрасте затруднительно, так как «интеллект может контролировать суждения лишь посредством ин-

11. Favazza A. R. Bodies under siege: Self-mutilation in Culture and Psychiatry. Second Edition. Baltimore; London, 1996. 373 p.

12. Pitts V. In The Flesh: The Cultural Politics of Body Modification. Basingstoke, 2003. 239 p.

13. Polskaya N. A. Struktura i funkcii samopovrezhdayush-hego povedeniya (Structure and functions of self-unju-rious behavior). Psihologicheskij zhurnal (Psychological Journal), 2014, vol. 35, no. 2, pp. 45-56.

туитивных "регуляций"» [4, с. 59], а «вербальное описание экспрессии представляет собой эталон, включающий только те признаки, которые осознаются субъектом» [1, с. 260].

В данной статье представлены результаты экспериментально-психологического исследования особенностей распознавания эмоций детьми дошкольного возраста. В качестве гипотез было выдвинуто два предположения: успешность распознавания эмоций зависит от возраста; успешность распознавания эмоций связана с успешностью выражения своего эмоционального состояния. Исследование проводилось на базе детского сада № 146 г. Саратова; в эксперименте принял участие 41 испытуемый, из них 21 шестилетний ребенок (14 мальчиков и 7 девочек), 20 пятилетних детей (11 мальчиков и 9 девочек).

Процедура исследования предполагала работу с детьми индивидуально и в парах, результаты фиксировались с помощью специально разработанных протоколов и видеосъемки выполнения детьми всех заданий. Было использовано три методики: первые две были специально разработаны нами на основе других исследований в этой области [2] и при учете онтогенетических особенностей этого возраста. Они были основаны на способности к распознаванию и показу восьми из одиннадцати базовых эмоций, выделяемых К. Э. Изардом - это радость, печаль, гнев, страх, удивление, интерес, отвращение и стыд [5].

Первая методика - была направлена на изучение способности детей выражать и распознавать эмоции. Она использовалась при исследовании двух детей одного возраста одновременно.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПОЗНАВАНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Тишин С. В., 2014

С В. Тишин. Экспериментальное исследование распознавания и выражения базовых эмоций

Согласно инструкции, один ребенок изображал эмоцию, другой должен был отгадать ее. Название эмоции сообщалось экспериментатором ребенку, изображающему эмоцию, таким образом, чтобы тот, кто угадывает, не мог услышать. Если показывающий ребенок испытывал трудности, то его роль брал на себя экспериментатор. Каждый участник эксперимента должен был сначала изобразить, а потом угадать восемь эмоций. За правильное выполнение задания (верное определение эмоции и ее демонстрацию) начислялся один балл, за ошибочное - ноль баллов. Далее результаты суммировались, формируя две переменные, отражающие показатель продуктивности в распознавании эмоций: «изображение эмоций» и «угадывание эмоций». При выражении эмоций определялось, какие методы передачи информации использует ребенок, показ каждой эмоции оценивался по четырем методам передачи информации: вербальный и три невербальных - мимика, жесты и вовлечение партнера.

Вторая методика - «распознавание эмоций по картинкам». Она представляет собой восемь нарисованных черно-белых сюжетных картинок, каждой из которых соответствовала одна базовая эмоция. Детям предъявлялись картинки в заранее определенной последовательности и задавались стандартные вопросы о том, что чувствуют герои каждого из сюжетов. Для качественного анализа использовалась порядковая шкала, позволяющая дать более дифференцированную оценку особенностям распознавания эмоций испытуемыми: ноль - ребенок не описывает ситуацию, изображенную на картинке, и не выделяет в ней эмоционального компонента; один - описывает ситуацию, не выделяет эмоциональный компонент; два - описывает ситуацию и неверно определяет эмоцию; три - описывает и выделяет модальность эмоции; четыре - описывает ситуацию, дает определение эмоции, но не называет ее; пять - описывает ситуацию и верно называет эмоцию. Для количественного анализа переменная «определение эмоционального состояния» переводилась в номинальную шкалу по следующей схеме: баллы от ноля до четырех в порядковой шкале соответствовали нолю баллов в номинальной (ошибочное или недостаточно точное описание), а пять баллов - одному баллу (точное описание).

Третья методика являлась повторением эксперимента Лафренье [3, с. 196]. Исследовалась возможность ребенка устанавливать связь между эмоциональными проявлениями (мимикой) и умением понимать ситуацию обмана. В данном задании ребенку надо было угадать, обманывает его экспериментатор или нет. Стимульный материал состоял из двенадцати карточек двух цветов:

зеленого и оранжевого, по шесть каждого цвета, задание состояло из двух серий.

Перед началом первой серии на стол выкладывалось две карточки разных цветов. Ребенку давалась следующая инструкция: «Попытайся угадать, какого цвета карточку я тебе покажу следующей. Я посмотрю на нее и дам тебе подсказку, показывая на одну из карточек на столе. Будь внимателен, потому что я могу тебя обманывать». Правдивость подсказки была связана с мимическими проявлениями экспериментатора: обману соответствовала улыбка, правде - серьезное выражение лица.

Если по окончании первой серии ребенок не находил закономерности в факте обмана и экспрессивных проявлениях, то наступала вторая серия. Она проходила по тем же правилам, что и первая, только ребенку давалась дополнительная инструкция: «Смотри внимательно на меня и попытайся найти связь между тем, что я делаю, и тем, говорю я правду или обманываю»

Кодирование ответов осуществлялось следующим образом: если ребенок находил связь мимических проявлений и факта обмана в течение первой серии, то он получал два балла, если в течение второй - один, в случае же, если ребенок такой связи не находил, он получал ноль баллов.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета SPSS-14 for Windows (частотное распределение, описательные статистики, критерий сопряженности, ^-критерий Манна-Уитни, ранговая корреляция Спирмена).

Рассмотрим результаты анализа методики на выражение и распознавание эмоций (критерий сопряженности) (табл. 1). Дети пятилетнего возраста, в сравнении с шестилетними, испытывают трудности при выражении и распознавании таких эмоций, как удивление, интерес и отвращение.

Таблица 1

Коэффициент сопряженности модальности эмоции и возраста в методике на выражение и распознавание эмоций

Модальность эмоции Значение Значимость

Удивление (изображение) 0,439 0,002

Интерес (изображение) 0,485 0,000

Отвращение (изображение) 0,375 0,010

Удивление (угадывание) 0,305 0,041

Интерес (угадывание) 0,342 0,020

Отвращение (угадывание) 0,299 0,045

Достоверные различия между группами детей пяти и шести лет (критерий Манна-Уитни) были выявлены по невербальным (использование жестов) (р = 0,006) и вербальным (р = 0,000) способам передачи информации. Это может указы-

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2

вать на то, что у шестилетних детей шире возможности точного выражения или описания эмоции за счет того, что эмоции имеют больше связей с различными способами передачи информации. Крайне важно в данном случае большое количество вербального описания эмоций у детей шести лет, так как это является признаком осознания причин и особенностей проявления каких-либо эмоций. При этом вербальное описание эмоций использовалось преимущественно в двух случаях: во-первых, при показе эмоции стыда, так как она формируется в онтогенезе позже, чем другие; во-вторых, когда необходимо было показать эмоцию интереса, так как его мимическое изображение довольно затруднительно.

Результаты анализа методики «распознавание эмоций по картинкам» (критерий сопряженности) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Коэффициент сопряженности модальности эмоции и возраста в задании «Распознавание эмоций по картинкам»

Модальность эмоции Значение Значимость

Удивление 0,409 0,041

Отвращение 0,541 0,002

Стыд 0,462 0,004

Примечательно, что шестилетние дети часто довольно точно описывали эмоцию, но не называли ее, что позволяет предположить, что на интуитивном уровне понимали ее, но не могли подобрать словесный эквивалент.

Важно отметить, что среди значимых показателей отсутствует «интерес», который был в первом задании, но присутствует «стыд». Первую эмоцию обе группы распознали одинаково плохо, только трем детям из группы шести лет это удалось. В распознавании второй по картинкам шестилетние дети показали такие же результаты, как и в первой методике. У пятилетних, напротив, в «распознавании эмоций по картинкам» были результаты хуже, чем в первой методике. Данные результаты можно объяснить сменой типа стимула: в первом задании в качестве источника сигнала выступали дети, которые могут дать обратную связь, чего нельзя сказать о картинке, являющейся статичным объектом.

Качественный анализ данной методики позволил выделить типичные ошибки при определении таких эмоций, как интерес, стыд и отвращение. Так, рисунок, обозначающий интерес, 83% детей распознали неправильно, назвав его «веселым настроением». Видимо, процесс формулирования ответа происходил от противного, т.е. дети считали, что если на картинке изображена не негативная эмоция, то значит она хорошая.

Остальные неправильные ответы - «хорошо», «добрые» - также указывают на то, что наше предположение верно.

Самый частый неправильный ответ при определении эмоции стыда - «грустно» (73% ответов в совокупной выборке). Эмоции стыда и печали имеют довольно схожие мимические выражения в области глаз и движениях губ, но выразить и распознать стыд сложнее, чем печаль, так как в его выражении присутствуют пантомимические проявления и для его распознания важны достаточно развитые когнитивные функции [5].

Отвращение дети в 55% случаев называли «злостью», а в остальных случаях описывали как «плохое», «неприятное», «хмурый», «сердитый». Так, Изард относит отвращение, гнев и презрение к «триаде враждебности» [5, с. 190]. Дети чувствуют направленность эмоции, но не могут ее назвать, потому что, как уже отмечалось, не могут подобрать словесный эквивалент. Подобные факты неточного, но близкого по смыслу распознавания эмоций описываются принципом дифференциации. Можно сказать, что данные эмоции в недостаточной степени интегрированы в структуру психики, но уже существуют более ранние связи, дающие общую направленность понимания.

Связь между успешностью распознавания эмоций и выражением своего эмоционального состояния была выявлена при помощи метода ранговой корреляции Спирмена. Значимые различия были определены между переменными: «изображение эмоций»/«угадывание эмоций» (г = 0,660; р = 0,000), «изображение эмоций»/«определение эмоционального состояния» (г = 0,701; р = 0,000), «угадывание эмоций»/«определение эмоционального состояния» (г = 0,633; р = 0,000). Таким образом, чем лучше ребенок показывает эмоции, тем лучше он их распознает. Данное положение подтверждается теорией эмоционального интеллекта, согласно которой эти способности являются различными проявлениями одной системы [6].

Для проверки гипотезы о зависимости успешной передачи и распознавания эмоциональных состояний от возраста был применен критерий Манна-Уитни. Значимые различия были выявлены по шкалам: «изображение эмоций» (р = 0,006), «распознавание эмоций» (р = 0,042), «определение эмоционального состояния» (р = = 0,034), а также по общей шкале - «способность к распознаванию эмоций» (р = 0,005).

Согласно результатам работы с третьей методикой на установление связи между мимикой и фактом обмана пятилетние дети не смогли установить данную связь. В группе шести лет семь детей выполнили данное задание во время первой серии, а один ребенок - во время второй.

92

Научный отдел

С. В. Тишин. Экспериментальное исследование распознавания и выражения базовых эмоций

Вычисление коэффициента сопряженности помогло выявить значимую связь между параметрами «способность к распознаванию эмоций» и «способность к распознаванию обмана» (0,715. р = 0,015). Из наличия значимой связи между распознаванием обмана и распознаванием эмоций можно сделать вывод, что данные способности оказывают влияние друг на друга. Его можно объяснить наличием сходных структур, лежащих в основе обеих способностей; впоследствии они образуют новую и важную способность - распознавание ложных эмоций.

Выводы. Таким образом, пятилетние дети, по сравнению с шестилетними, испытывают трудности при распознавании и изображении эмоций интереса, удивления, отвращения и стыда. В отношении других эмоций возрастные различия менее значимы. Успешность распознавания эмоций зависит от точности мимического выражения и вербальных пояснений к данной эмоции. В наибольшей степени это относится к эмоциям самосознания, которые в дошкольном возрасте еще недостаточно интериоризованы.

Мимический компонент является определяющим в распознавании эмоций дошкольниками. На уровне вербального описания эмоций шестилетние дети более успешны, чем пятилетние: они знают больше фактических названий эмоций и чаще описывают их вербально. При незнании конкретной эмоции они чаще демонстрируют интуитивное понимание, относя ее к определенной категории, являющейся близкой по значению, например, относят к «триаде враждебности». Данное различие в вербальном описании между группами позволяет сделать предположение, что процесс « ассимиляции» [4] различных эмоций заканчивается вербальным уровнем или, по крайне мере, в сравнении с мимическими проявлениями стоит позднее в онтогенезе.

В старшем дошкольном возрасте вместе с развитием эмоций самосознания начинает развиваться способность к распознаванию ложных эмоций - очень важная в социализации ребенка. В ее основе лежат способности к распознаванию эмоций и обмана, связь которых была установлена нами в исследовании.

Список литературы

1. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб, 2001. 752 с.

2. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического в онтогенезе человека. М., 2009. 415 с.

3. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. М., 2004. 256 с.

4. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2003. 192 с.

5. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2007. 464 с.

6. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект : теория, измерение, исследования. М., 2004. С. 29-36.

Experimental Research of Recognition and Expression Basic Emotions in Preschool Period

S. V. Tishin

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410002, Russia

E-mail: tishin.sergey.psy@gmail.com

In the article described materials of experimental-psychological research based on abilities children of preschool years to recognize emotions. The described features and differences recognitions of emotions in the perceptions different types of incentives: picture story and expression emotions other people. Shows the dependence of successful emotion recognition and successful expression emotional state children. Also investigated the influence of age and ability for the recognition of tactical deception, as a precursor of recognition of false emotions, on the ability to recognize emotions. Was shown role of errors, which depending on the degree of integration of emotions in the child's psyche, have occurred in their definition.

Key words: recognition of emotions, ontogenesis, gender, age, tactical deception.

References

1. Il'in E. P. Emotsii i chuvstva (Emotions and feelings). St.-Petersburg, 2001. 752 p.

2. Sergienko E. A., Lebedeva E. I., Prusakova O. A. Model psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka (Theory of mind in human ontogenesis). Moscow, 2009. 415 p.

3. Lafreniere P. Emotional development and biosocial perspective. Belmont, 2000. 352 p. (Russ. ed. : Emot-sionalnoe razvitie detey i podrostkov. Moscow, 2004. 256 p.)

4. Piaget J. La psychologie de l'intelligence. Paris, 1947. 212 p. (Russ.ed.: Piazhe Zh. Psihologija intellekta. St.-Petersburg, 2003. 192 p.)

5. Izard C. E. The Psychology of emotions. New York, 1991. 451 p. (Russ.ed.: Izard K. Je. Psikhologiya emotsiy. St.-Petersburg, 2007. 464 p.)

6. Lyusin D. V. Sovremennye predstavlenija ob emo-cional'nom intellekte (Modern concepts of emotional intelligence). Socialnyj intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya (Social Intelligence: Theory, measurement, research). Moscow, 2004, pp. 29-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.