Научная статья на тему 'О ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ'

О ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмпатия / коммуникативные способности / эмпатические способности / юристы / коммуникативные и организаторские склонности / empathy / communication abilities / empathic abilities / lawyers / communicative and organizational inclinations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ланская Ирина Алексеевна, Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна

В статье рассматривается соотнесение понятий эмпатия и коммуникация в социономических профессиях. Изучается взаимосвязь коммуникативных и эмпатических способностей будущих юристов. Решение заявленного вопроса является необходимым для определения того, какие навыки следует развивать у студентов-юристов. В итоге это поможет повысить качество их подготовки и, в целом, сделает работу юриста более эффективной. Эмпатия существенная часть профессионализма юриста и его коммуникативной культуры. Эмпатия позволяет быть внимательным к близким и коллегам, друзьям и партнерам и т.д. Наличие эмпатии у специалистов социометрических профессий является обязательным. Для специалистов, работающих с людьми формирование адекватных эмпатических реакций становится обязательным условием качественной профессиональной подготовки. В статье приведены данные исследования, которое проводилось с участием студентов одного из юридических вузов Нижнего Новгорода. Представлен количественный и качественный анализ эмпирических данных, сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ланская Ирина Алексеевна, Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the correlation of the concepts of empathy and communication in socionomic professions. The relationship between the communicative and empathic abilities of future lawyers is studied. A solution to the stated question is necessary to determine what skills should be developed in law students. As a result, this will help improve the quality of their training and, in general, make the work of a lawyer more effective. Empathy is an essential quality of lawyers as well as an important part of the communicative culture as it allows them to be attentive to all the people they work or deal with. So the presence of empathy among specialists in sociometric professions is mandatory. For specialists working with people, the formation of adequate empathic reactions becomes a prerequisite for high-quality professional training. The article presents data from a study that was conducted with the participation of students from one of the law universities in Nizhny Novgorod. A quantitative and qualitative analysis of empirical data is presented, and conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «О ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ»

проявить эмпатию участникам конфликтной ситуации, так и проявлять радостные и положительные эмоции, при этом оказывать положительное влияние при передаче позитивных эмоций другим обучающимся.

Стратегию поведения в конфликтной ситуации «Самоконтроль» выбирают 15% обучающихся ПП класса и 5% обучающихся ОО класса, данные обучающиеся обладают следующими свойствами личности: используют максимальное количество внутренних ресурсов для удержания своих эмоций и действий под контролем, постоянно отслеживают сказанные ими слова. При использовании данного вида поведения в конфликтной ситуации они не смогут дать волю своим чувствам и действиям для того, чтобы выразить и отстоять свою точку зрения, а также буду принимать импульсивное поведение противоположной стороны, как неприемлемое поведение. Возможно предположить, что данную стратегию поведения выбирают обучающиеся 11ПП класса, так как знания, которые они получают позволяют им смотреть на ситуацию с разных сторон и выбирать различные варианты поведения в конфликтной ситуации для достижения поставленной цели. Обе группы обучающихся могут проявить сочувствие, испытать чувство вины за свои действия, но и обладают способностью, а именно, проявляют доброжелательность и милосердие.

Стратегию поведения «Планирование решение проблемы» выбирают 5% обучающихся ПП класса и 15% обучающихся ОО класса эти обучающиеся обладают такими свойствами личности, как целеустремленность, мобилизованность своих ресурсы для поиска алгоритма действия по выходу из конфликтной ситуации, аналитической обработки причин сложившейся ситуации. Они неспособны к изменению в поведении, плохо адаптируются к новым условиям, обладают неспособностью изменять систему личных убеждений, при этом обладают взрывной активностью. Данные обучающиеся обладают повышенной потребностью узнать, что-то новое, возможно при решении конфликта испытать положительные эмоции, тем самым зарядить радостным настроением всех окружающих. Мы можем видеть, что данную стратегию выбирают больше учащихся llOO класса, можно предположить, что они выбирают ее исходя из определенного опыта, сейчас. Тогда, как обучающиеся 11ПП класса, обладающие достаточно полными знаниями о вариантах поведения в конфликтных ситуациях, смогут использовать ее в будущем, когда они увидят конфликтную ситуацию с разных позиций.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - Москва, 2002. - 591 с.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия: Смысл, 2007. - 528 с.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.

4. Гулевич, O.A. Способы оптимизации межгруппового взаимодействия: направления и результаты исследований / O.A. Гулевич // Вопросы психологии. - 2004. -№6. - С. 103-118

5. Дидковская, Л.Г. Причины конфликтов и пути их преодоления / Л.Г. Дидковская // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. - 2009. - № 7,- С. 7-15

6. Дорохова, A.B. Разрешение конфликтов / A.B. Дорохова. - Москва: Академия, 2008. - 192 с.

7. Дунаева, Н.И. Формирование сопротивляемости личности студентов в условиях современной образовательной среды / Н.И. Дунаева, П.А. Гордеева, С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Том 11. -№ 1.-С. 10.

8. Кисляков, П.А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию / П.А. Кисляков, А.-Л.С. Меерсон, П.А. Вгорова // Вестник Мининского университета. -2020.-Том 8,-№2.-С. 11.

9. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард - Москва: Феникс, 1989. - 375 с.

10. Леонов, Н.И. Основы конфликтологии / Н.И. Леонов - Ижевс: Удмурт, ун-т, 2001. - 122 с.

11. Овчинников, Б.В. Ваш психологический тип / Б.В. Овчинников, К.В. Павлов, ИМ. Владимирова. - Спб.: «Андреев и сыновья», 1994. -236 с.

12. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - Москва, 2001. - 365 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук Ланская Ирина Алексеевна

Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

О ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Аннотация. В статье рассматривается соотнесение понятий эмпатия и коммуникация в социономических профессиях. Изучается взаимосвязь коммуникативных и эмпатических способностей будущих юристов. Решение заявленного вопроса является необходимым для определения того, какие навыки следует развивать у студентов-юристов. В итоге это поможет повысить качество их подготовки и, в целом, сделает работу юриста более эффективной. Эмпатия - существенная часть профессионализма юриста и его коммуникативной культуры. Эмпатия позволяет быть внимательным к близким и коллегам, друзьям и партнерам и т.д. Наличие эмпатии у специалистов социометрических профессий является обязательным. Для специалистов, работающих с людьми формирование адекватных эмпатических реакций становится обязательным условием качественной профессиональной подготовки. В статье приведены данные исследования, которое проводилось с участием студентов одного из юридических вузов Нижнего Новгорода. Представлен количественный и качественный анализ эмпирических данных, сделаны выводы.

Ключевые слова: эмпатия, коммуникативные способности, эмпатические способности, юристы, коммуникативные и организаторские склонности.

Annotation. The article studies the correlation of the concepts of empathy and communication in socionomic professions. The relationship between the communicative and empathic abilities of future lawyers is studied. A solution to the stated question is necessary to determine what skills should be developed in law students. As a result, this will help improve the quality of their training and, in general, make the work of a lawyer more effective. Bmpathy - is an essential quality of lawyers as well as an important part

of the communicative culture as it allows them to be attentive to ail the people they work or deal with. So the presence of empathy among spécialiste in sociometric professions is mandatory. For spécialiste working with people, the formation of adequate empathie reactions becomes a prerequisite for high-quality professional training. The article présents data from a study that was conducted with the participation of students from one of the law universities in Nizhny Novgorod. A quantitative and qualitative analysis of empirical data is presented, and conclusions are drawn.

Key words: empathy, communication abilities, empathie abilities, lawyers, communicative and organizational inclinations.

Введение. Эмпатия - важная составляющая коммуникации, она способствует балансу в межличностных отношениях, социальной адекватности и высокому профессионализму у людей, работающих в сфере «человек-человек».

Исследование взаимосвязей коммуникативных и эмпатических способностей будущих юристов является актуальным, так как успешная юридическая практика требует не только знания законодательства, но и умения общаться с клиентами, коллегами и представителями других профессий.

Коммуникативные способности играют ключевую роль в работе юриста. Они помогают установить доверительные отношения с клиентом, правильно интерпретировать его потребности и ожидания. Как результат - более качественное выполнение работы.

Успех во многом связан с тем, в какой степени каждый член команды может выразить свое мнение или точку зрения на определенную проблему, поэтому сочетание высокой степени эмпатических способностей со значимыми коммуникативными навыками может быть основополагающим фактором для достижения успеха при защите интересов каждого клиента.

Изложение основного материала статьи. Во многом карьера современного человека зависит от умения выстроить взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование коммуникативных способностей начинается почти с самого рождения, но данный процесс протекает индивидуально. Проблема индивидуализации обучения и креативных технологий представлена в работах Лесковой И.А., Игнатьевой Е.А. [6,41.

На наш взгляд, наиболее точное и полное определение дается А.Г. Ковалевым [51, который в своей работе соотносил коммуникативные способности с индивидуально-психологическими особенностями личности, которые способствуют приобретению знаний и навыков, а также творческих умений устанавливать и поддерживать межличностный контакт на партнерской основе. В данном определении акцент делается на проявлении названных способностей в процессе обучения, что, на наш взгляд, является важным в понимании данного феномена. Поэтому в рамках этой статьи мы будем придерживаться именно этого определения.

Изучение коммуникативных способностей чаще всего ведется в двух направлениях:

1) определяется интенсивность их проявления, в качестве критериев выступают: активность субъекта в процессе коммуникации, кого он включает в свой жизненный клуб, а достижение целей, которые ставит перед собой;

2) исследуются особенности вербальных и невербальных компонентов (мимика, позы и жесты, интонация и тембр голоса, межличностное пространство и т.д.), эмоциональный фон контакта.

Меграбян А., Эпштейн Н. понимают эмпатию как основную детерминанту помогающего поведении [7]. Эмпатия может проявляться и в словах, и в жестах, и в мимике, и в поступках.

Отметим, что эмпатийный потенциал личности можно и нужно формировать, развивать. Эмпатичность способствует деловым, партнерским и межличностным отношениям, а развитие эмпатии считается основополагающим в деятельности юриста. Сочетание высокой степени эмпатических способностей со значимыми коммуникативными навыками может быть основополагающим фактором доя достижения успеха при защите интересов каждого клиента.

О феномене конгруэнтной эмпатии читаем у Ю.Б. Гиппенрейтер [3]. Анализ отечественных и зарубежных работ по вопросу структуры и механизма действия эмпатии находим в работах М.И. Шнайдер, Т.О. Юдиной [9, 10]. К. Роджерс говорит о видении того, что другой сам едва осознает, ответственности, силе и в то же время чуткости [8]. Т.П. Гаврилова пишет о сочувствии и сопереживании как видах эмпатии [1].

Если говорить о проявлении коммуникативных и эмпатийных способностей в процессе реализации своих профессиональных функций юристом, то взаимодействия со своим клиентом, юрист, по нашему мнению, должен уметь осознавать эмоциональные состояния обратившегося к нему за услугой, а также демонстрировать это осознание. Юрист должен уметь расположить клиента к себе, чтобы тот смог свободно говорить о своей проблеме, что в свою очередь поможет более успешному составлению плана по оказанию ему квалифицированной помощи. Эмоциональный барьер будет снят, если собеседник почувствует, что внимание специалиста обращено только на него, и юрист демонстрирует свою заинтересованность в клиенте и в решении его проблемы.

Нами была поставлена цель изучить взаимосвязи коммуникативных и эмпатических способностей будущих юристов. С этой целью было проведено психодиагностическое исследование на предмет определения уровня развития коммуникативных и эмпатических способностей будущих юристов.

Нами было выдвинуто предположение, что существуют определенные взаимосвязи между коммуникативными и эмпатическими способностями у будущих юристов; будущие юристы, обладающие высоким уровнем коммуникативных способностей будут демонстрировать и высокие эмпатийные способности.

Эмпирическими методами исследования стали следующие методики: 1) «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) (авторы В.В. Синявский и В.А. Федорошин); 2) «Коммуникативный контроль» (автор М. Шнайдер); 3) «Диагностика уровня эмпатических способностей» (автор В.В. Бойко) [2].

Целью данного этапа исследования стало определение уровня развития коммуникативных и эмпатических способностей в группе будущих юристов, для ее достижения нами был подобран психодиагностический инструментарий, состоящий из трех методик, названных выше.

В исследовании приняли участие 64 студента, которые обучаются на 1 курсе юридического факультета одного из юридических вузов г. Нижнего Новгорода, в возрасте от 17до 18 лет, в количестве 50 девушек и 14 юношей.

Для изучения уровня развития коммуникативных способностей будущих юристов мы решили изучить уровень их коммуникативного контроля с помощью одноименной методики М. Шнайдера. Полученные результаты представлены нами в таблице 1.

Таблица 1

Результаты изучения уровня развития коммуникативного контроля будущих юристов (п=64)

Показатель Среднее значение (М) Стандартное отклонение (о)

Коммуникативный контроль 6,3 1,9

На основании данных, представленных в таблице 1, мы можем заключить, что у будущих юристов наблюдается средний уровень развития коммуникативного контроля (М=6,3; а=1,9). Полученные данные могут свидетельствовать о том, что исследуемые нами студенты в общении проявляют определенную непосредственность. Они искренне относятся к другим людям, однако несколько сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, то есть склонны соотносить собственные реакции с поведением окружающих их людей.

Затем мы исследовали уровень коммуникативных и организаторских способностей будущих юристов с помощью методики «КОС-2» В.В. Синявского и В.А. Федорошина. Полученные нами результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты изучения уровня развития коммуникативных и организаторских способностей будущих юристов

(п=64)

Показатель Среднее значение (М) Стандартное отклонение (о)

Коммуникативные способности 0,6 0,3

Организаторские способности 0,7 0,2

На основании данных, представленных в таблице 2, мы можем заключить, что в исследуемой группе будущих юристов наблюдается средний уровень развития коммуникативных (М=0,6; а=0,3) и организаторских (М=0,7; о=0,2) способностей. Полученные данные могут указывать на то, что будущие юристы стремятся к контактам с людьми, они не стремятся ограничивать круг собственных знакомств, склонны отстаивать собственное мнение и планировать свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью, поэтому данные способности будущим юристам важно развивать и совершенствовать.

Далее мы исследовали уровень эмпатических способностей будущих юристов с помощью методики одноименной методики В.В. Бойко. Полученные нами результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты изучения уровня развития эмпатических способностей будущих юристов (п=64)

Показатель Среднее значение (М) Стандартное отклонение (о)

Рациональный канал эмпатии 3,2 1,2

Интуитивный канал эмпатии 2,8 1,8

Проникающая способность к эмпатии 3,6 1,2

Эмоциональный канал эмпатии 2,4 1,6

Установки, способствующие эмпатии 3,4 1,3

Идентификация в эмпатии 3,8 1,6

Общий уровень развития эмпатических способностей 19,1 4,9

На основании данных, представленных в таблице 3, мы можем заключить, что в исследуемой группе будущих юристов наблюдается заниженный уровень эмпатических способностей (М=19,1; а=4,9), так как большинство ее структурных элементов имеет заниженный уровень развития.

Одной из задач настоящего исследования является выявление взаимосвязей между коммуникативными и эмпатическими способностями у будущих юристов. Для ее решения нами применялся метод корреляционного анализа с использованием непараметрического критерия Спирмена. Полученные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты изучения взаимосвязей ме^ду коммуникативными и эмпатическими способностями у будущих

юристов

Показатели Общий уровень эмпатических способностей Рациональный канал Интуитивный Проникающая способность Эмоциональный канал Установки, способствующие эмпатии Идентификация в эмпатии

Коммуникативный контроль 0,188 0,245 0,212 0,101 -0,131 -0,036 0,210

Коммуникативные умения 0,156 -0,071 0,119 0,258* -0,025 0,069 0,117

Организаторские умения 0,018 -0172 0,179 0,082 -0,247* -0,079 0,108

Примечание: * (р <0,05)

На основании данных, представленных в таблице 4, мы можем заключить, что между коммуникативными и эмпатическими способностями у будущих юристов выявлено две корреляционные связи (между коммуникативными способностями и проникающей способностью эмпатии и между организаторскими способностями и эмоциональном канале эмпатии).

На основании получены нами данных, приходим к выводу о:

- тенденции к положительной корреляционной связи между коммуникативными способностями у будущих юристов и проникающей способностью эмпатии (г=0,258; р<0,05). Полученные данные указывают на то, что чем выше у исследуемых респондентов проявляются коммуникативные способности, то есть чем меньше они испытывают затруднения в новой обстановке и быстрее находят новые позитивные контакты, а также если на постоянной основе стремятся расширить круг своих знакомых и помогают близким, тем в большей степени у них проявляется важное коммуникативное свойство, которое позволяет им создавать атмосферу искренности, открытости и доверия;

- тенденция к отрицательной корреляционной связи между организаторскими способностями у будущих юристов и эмоциональным каналом эмпатии (г=-0,247; р<0,05). Полученные результаты указывают на то, что чем в большей степени исследуемые респонденты стремятся заниматься общественной деятельностью и испытывают удовольствие от проведения и организации разного рода общественных мероприятий, при этом они способны принимать самостоятельные решения в затруднительных ситуациях, тем в меньше степени они способны сопереживать и соучаствовать окружающим, т.е. быть с ними на одной эмоциональной «волне».

Выводы. Таким образом, исследование, направленное на выявление взаимосвязей коммуникативных и эмпатических способностей у будущих юристов показало, что существуют некоторые статистически значимые корреляционные связи между исследуемыми нами показателями.

Результаты эмпирического исследования уровней развития коммуникативных и эмпатических способностей будущих юристов показали, что будущих юристов наблюдается средний уровень развития коммуникативного контроля, коммуникативных и организаторских способностей, а также заниженный уровень эмпатических способностей.

Выявление взаимосвязей коммуникативных и эмпатических способностей у будущих юристов показало, что между коммуникативными и организаторскими способностями будущих юристов существуют некоторые статически значимые взаимосвязи.

Таким образом, рассмотрев роль коммуникативных и эмпатических способности в профессиональной деятельности юристов, мы можем заключить, что они являются важными качествами, необходимыми для успешной карьеры в этой сфере. Развитие этих навыков помогает юристам лучше понимать своих клиентов и коллег, а также повышает уровень их удовлетворенности услугами.

Литература:

1. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (исторический обзор и современное состояние проблемы) / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - Т. 21. - № 2. - С. 147-158

2. Бойко, В.В. Оценка эмпатии личности / В.В. Бойко, O.A. Клиценко. - СПб.: Сударыня, 2002. - 32 с.

3. Гиппенрейтер, Ю.Б., Феномен конгруэнтной эмпатии /Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Г. Карягина, Б.Н. Козлова // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 61-68

4. Игнатьева, Э.А. Анализ практики применения креативных технологий в образовании / Э.А. Игнатьева // Вестник Мининского университета,- 2024. - Т. 12. -№ 1.-С.2.-DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-1-2

5. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1965. - 288 с.

6. Лескова, И.А. Проблема индивидуализации обучения в контексте смены парадигмальных оснований / И.А. Лескова // Вестник Мининского университета. - 2023. -Т.11 - № 2. - С. 2. - DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-1

7. Меграбян, А. Психодиагностика невербального поведения / А. Меграбян. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.

8. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М., 1994. - 479 с.

9. Шнайдер, М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека / М.И. Шнайдер// Гуманизация образования. -2016. -№ 2,- С. 60-65

10. Юдина, Т.О. Эмпатия и мораль место встречи (обзор зарубежных исследований) / Т.О. Юдина // Шаги. - 2017. -Том 3. - № 1,-С. 28-39

Психология

УДК 159.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат психологических наук, доцент Ледовская Татьяна Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» (г. Ярославль); магистрант «Психолого-педагогического образования» Борунова Елена Владимровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

СПЕЦИФИКА ЗАЩИТНОГО И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ЖЕНЩИН С ПРОБЛЕМАМИ В

РЕПРОДУКТИВНОЙ СФЕРЕ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-00599, https://rscf.ru/project/24-28-00599/

Аннотация. Статья посвящена теоретическому и эмпирического изучению проблемы защитного и совладающего поведения у женщин с проблемами в репродуктивной сфере и у женщин группы норма. Показано, что психология репродуктивной сферы - новое направление исследований и практики, выделившееся из перинатальной психологии в первом десятилетии XXI века. Теоретический анализ показал, что причины бесплодия различны. Вместе с тем, указывается, что в науке существует понятие «психологического бесплодия», обусловленное «нарушениями» в психологическом функционировании. Женщины с проблемами в репродуктивной сфере любого генеза подвержены стрессовым состояниям, нарушающих их психологическое благополучие. Отмечено, что женщины называют бесплодие самой трудной проблемой, которую им приходится преодолевать. Психодиагностическое исследование показало, что у женщин с нарушениями в репродуктивной сфере чаще всего диагностируются «регрессия», «отрицание» и «интеллектуализация», реже упоминается «компенсация». Респонденты используют сравнительно эффективные стратегии совладания: «планирование решения проблемы», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности» и «самоконтроль». Получены результаты, что не имеется различий в уровне выраженности механизмов психологической защиту между женщинами, которые преодолели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.