Научная статья на тему 'О взаимоотношениях И. Н. Ульянова с властями'

О взаимоотношениях И. Н. Ульянова с властями Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ИНСПЕКТОР / INSPECTOR / ДИРЕКТОР / DIRECTOR / ПРЕСЛЕДОВАНИЯ / СИМБИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / SIMBIRSK REGION / И. Н. УЛЬЯНОВ / I. N. ULYANOV / PERSECUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев Т.С.

В статье раскрывается позитивная деятельность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии в условиях противодействия царских властей, препятствовавших подготовке истинных народных учителей, борющихся за народную школу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELATIONS BETWEEN I. N. ULYANOV AND THE AUTHORITIES

The article examines the positive work of the Simbirsk region inspector and director of public school I. N. Ulyanov while facing the counteraction of the tsarist authorities that tried to prevent the training of true teachers striving to school the ordinary people.

Текст научной работы на тему «О взаимоотношениях И. Н. Ульянова с властями»

ВОПРОСЫ истории

7. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. - СПб.: Пневма, 2002. - 880 с. - С. 270.

8. Голин Г. М, Филонович С. Р. Классики физической науки. - М.: Высшая Школа, 1989. - 576 с. - С. 117-120.

9. Развитие физики в России: В 2 т. / Под ред. А. С. Предводителевой, Б. И. Спасского. - М.: Просвещение, 1970. - Т. 1. - С. 11-12, 33.

10. Бильфингер Георг-Бернгард // Русский биографический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rulex.ru/01020040.htm (дата обращения 18.11.2010).

11. Русский биографический словарь. Россия, раздел «Физика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rulex.ru/01272005.htm (дата обращения 18.11.2010).

12. Развитие физики в России. - Т. 1. - С. 33.

13. Смагина Г. И. Академия наук и развитие образования в России в XVIII веке // Вестник РАН. -2000. - Т. 70. - № 7. - С. 635-644.

14. Ефимов А. В. Очерки истории США. 1492-1870. - М.: Учпедгиз, 1958. - 440 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biografia. ru/cgi-bin/quotes.pl?oaction=show&name=-атепка (дата обращения 18.11.2010).

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ И. Н. УЛЬЯНОВА С ВЛАСТЯМИ

ON THE RELATIONS BETWEEN I. N. ULYANOV AND THE AUTHORITIES

Т. С. Сергеев

T. S. Sergeyev

В статье раскрывается позитивная деятельность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии в условиях противодействия царских властей, препятствовавших подготовке истинных народных учителей, борющихся за народную школу.

The article examines the positive work of the Simbirsk region inspector and director of public school I. N. Uly-anov while facing the counteraction of the tsarist authorities that tried to prevent the training of true teachers striving to school the ordinary people.

Ключевые слова: школа, учитель, инспектор, директор, преследования, Симбирская губерния, И. Н. Ульянов.

Keywords: school, teacher, inspector, director, persecution, Simbirsk region, I. N. Ulyanov.

Входе модернизации общества немаловажное значение приобретают проблемы образования и культуры. В период масштабных социально-экономических преобразований в процессе перехода к рыночным отношениям и правовому государству особенно значимой становится роль учителя в общественной жизни и в деле формирования у подрастающего поколения нравственных убеждений, готовности к труду, выполнению гражданских обязанностей. В этом отношении творческое использование всего положительного, что было достигнуто на педагогическом поприще нашими предшественниками, представляет определенный интерес. К числу известных педагогов-демократов второй половины XIX в. относится И. Н. Ульянов (18311886), просветитель народов Поволжья, подвижническая инспекторская работа которого оставили глубокий след в отечественной прогрессивной педагогике и до сих пор изучается и творчески применяется в современной школе.

Учитель с 14-летним педагогическим стажем, работая пять лет инспектором, около 12 лет директором на-

родных училищ Симбирской губернии, И. Н. Ульянов создал свою систему инспектирования, проверки работы народных училищ и педагогов, причем подходил к ней творчески. Благодаря его неустанной созидательной деятельности число нормально действующих училищ в инспектируемом им районе с 89 выросло до 434, было построено до 250 новых школьных зданий, число учащихся удвоилось. В губернии, в которой треть населения приходилась на нерусских, функционировали открытые им чувашские, мордовские, светские татарские школы. Новаторски подходил он к подготовке народных учителей: сначала через курсы при Симбирском уездном училище (за 1869-1872 гг. было выпущено 47 человек), затем через Порецкую учительскую семинарию, где в годы его жизни было подготовлено 125 молодых педагогов-«ульяновцев». Выпускники Порецкой учительской семинарии, одной из девяти «кузниц педагогических кадров» Казанского учебного округа, отличались более разносторонней и глубокой подготовкой, чем их коллеги [1, с. 293]. Новые, усовершенствованные методы применялись и при проведении восьми учи-

- ВОПРОСЫ

тельских съездов. Новаторский опыт работы И. Н. Ульянова был известен не только в России, но и в Европе [2, с. 7]. В условиях крепостнической России все это давалось далеко не просто. Педагогический фронт был своего рода фронтом классовой борьбы, полем битвы за претворение в жизнь прав задавленного нуждой «вчерашнего раба».

И. Н. Ульянову часто приходилось сталкиваться с рутиной, схоластикой, насаждаемой старой школой, с равнодушием царских чиновников, а иногда с прямым противодействием со стороны консервативно настроенных чиновников и церковных служителей. Накал этой борьбы за новую школу и учителей нового типа особенно нарастал в начале 1880-х гг., когда вместо либеральных реформ пришло время контрреформ Александра III.

Так, прогрессивная внеклассная работа И. Н. Ульянова в открытой им Порецкой учительской семинарии (литературные и музыкальные вечера, выступления хора семинаристов по праздникам перед публикой, демонстрация опытов с примерением „волшебного фонаря", попытка организовать народные чтения и т. п.) способствовала повышению общественной активности и росту политического сознания воспитанников [3]. Официальные власти не могли не заметить этого. Симбирский генерал-губернатор Н. П. Долгово-Сабуров писал И. Н. Ульянову: «В последнее время направление некоторых воспитанников Порецкой учительской семинарии стало возбуждать сомнение (например, Зотов, Агафонов и другие)... не изволите ли признать полезным дать указание, что при назначении на должность учителей начальных школ следует сделать тщательный между ними выбор» [4, с. 56].

В унисон высокопоставленным царским вельможам выступал крайний реакционер А. Д. Пазухин, алатырский предводитель дворянства (1878-1885), позднее правитель канцелярии Министерства внутренних дел (18851891), автор статьи «Заметки по народному образованию», опубликованной в «Симбирской земской газете» в 1876 г. Характеризуя в 1881 г. деятельность Порецкой учительской семинарии, он писал, что «из нее выходят нигилисты, атеисты и вообще неблагонадежные в политическом отношении» [5]. Учителя-«ульяновцы» обвинялись потому, что были сильны в преподавании по усовершенствованным учебникам К. Д. Ушинского, Н. А. Корфа, В. И. Водо-возова, В. А. Евтушевского и др.

Таким образом, И. Н. Ульянов с одной стороны и А. Д. Пазухин - с другой представляли два противоположных лагеря, две разные позиции в подходах к народной школе и педагогической интеллигенции [6, с. 86-92].

По требованию попечителя Казанского учебного округа директор семинарии ежегодно представлял подробную информацию о политической благонадежности учителей и воспитанников семинарии, часть которых разделяла народнические взгляды. В 1870-1880-х гг. обвинения в политической неблагонадежности были предъявлены преподавателям семинарии Муратову, Овчинникову, Вепрейскому, воспитанникам Рязанову,

истории -

Кульчихину, Янкину, вышеупомянутым Зотову, Муратову и др. [7, с. 35].

В 1877 г. Симбирское губернское собрание решило сократить число своих стипендиатов в семинарии, а в 1881 г. прямо отметило, что «окончившие курс при Порецкой учительской семинарии являются не вполне удовлетворительными - по нравственным качествам» [4].

И. Н. Ульянов брал под свою авторитетную защиту (он дослужился до четвертого чина по «Табели о рангах» - действительного статского советника, что равнялось чину генерал-майора, а будучи с 1874 г. директором народных училищ имел в своем подчинении пять инспекторов) лучших учителей, в том числе выпускников Порецкой учительской семинарии. Ярким свидетельством его борьбы на народную школу и народных учителей является написанная им в 1883 г. «Записка об учительских семинариях и училищных советах». Убедительно доказывая необходимость сохранения учительских семинарий, он подтверждает это цифрами и фактами: «Так, из общего числа 79 учителей (из них 53 окончили Порецкую семингарию, 23 - Казанскую, 20 -Самарскую, 1 - Вольскую) 45 человек, то есть 57%, можно считать особенно хорошими, в уровень с которыми трудно поставить кого-либо из прочих учителей... Затем, если сравним деятельность учителей и семинаристов и не семинаристов, даже воспитывавшихся и не воспитывавшихся в специально педагогических учебных заведениях, то всегда увидим преимущество на стороне первых» [8, с. 192-194].

В середине 1880-х гг., когда усиливалась реакция властей и насаждались церковно-приходские школы вместо министерских и земских, участились гонения на некоторых передовых учителей, в том числе и бывших воспитанников Порецкой учительской семинарии. И. Н. Ульянову приходилось заступаться за них, за что он получал замечания. Например, когда воспитанник семинарии Кульчихин был уволен с работы по политическим мотивам и, находившись определенное время под надзором полиции, стал в 1883 г. хлопотать о сдаче экзаменов экстерном на звание учителя, инспектор Алатырской прогимназии Кочкин отклонил его прошение, показав при этом секретное предписание губернских властей относительно Кульчихина. Этот факт стал известен Симбирскому губернатору Долгово-Сабурову, который следующими словами отчитал Кочкина: «Считаю не лишним присовокупить, что в начале текущего года был уже подобный случай с директором народных училищ г. Ульяновым, но тогда я лично выяснил г. Ульянову всю неуместность его поступков» [5].

С известным предубеждением встречали консерваторы, особенно представители духовенства, свободолюбивых учителей, вышедших из Порецкой учительской семинарии, выдвигали против них самые нелепые обвинения. Характеристики на учителей стала составлять полиция, а не дирекция народных училищ. При этом власти не гнушались тайной слежкой за выпускниками семинарии.

- ВОПРОСЫ

Реакция шаг за шагом добивалась успеха в наступлении на детище И. Н. Ульянова. В 1884 г. губернское земское собрание постановило «в Порецкой учительской семинарии новых стипендий не иметь». Были упразднены 22 стипендии. «Губернское земство, - писал М. Суперан-ский, - прекратило содержание в Порецкой семинарии своих стипендиатов только потому, что направление учителей-семинаристов показалось неудобным местным землевладельцам» [9, с. 99-100].

В июне 1885 г. на проверку работы в Порецкой учительской семинарии были посланы из Симбирска чиновник Казанского учебного округа А. В. Тимофеев, а также епископ Симбирский и Сызранский. Вероятно, только долголетняя дружба И. Н. Ульянова с А. В. Тимофеевым, бывшим его учителем в Астраханской гимназии, а затем его сослуживцем по Пензе и Нижнему Новгороду, спасли Порецкую семинарию от неминуемого разгрома. Между тем попечитель учебного округа предлагал директору семинарии А. П. Гурлади «доставить сведения об окончивших в сем году» (в 1885 г. -Т. С.) курс в семинарии воспитанниках, не вполне отвечающих по своим нравственным качествам званию народного учителя» [10, с. 81].

Инспектор и директор народных училищ многонациональной Симбирской губернии И. Н. Ульянов всячески отстаивал интересы учителей, работавших среди «инородцев». Несмотря на многократные попытки властей закрыть основанную в 1868 г. гимназистом И. Я. Яковлевым Симбирскую чувашскую школу, И. Н. Ульянов энергично поддерживал этот очаг культуры, за полвека выпустивший более тысячи учителей и ставший своеобразным университетом для одного из нерусских народов Поволжья.

Педагог-демократ И. Н. Ульянов глубоко переживал гонения со стороны официальных властей, доносы местного духовенства, материальные трудности, недооценку подготовленных им учителей. Однажды он с прискорбием сообщал старшей дочери о судьбе учительницы-поречанки, арестованной за активную просветительскую работу среди населения, то есть за народничество. «Помню, - писала А. И. Ульянова-Елизарова, - горячий, возмущенный тон рассказчицы, рисуемый ею идеал учительницы... помню отца, молчаливого, сосредоточенного, с опущенной головой» [11, с. 55]. Игнорирование выпускников Порецкой учительской семинарии, отказ от продления службы И. Н. Ульянова на очередные пять лет и в целом

ИСТОРИИ -

осознание безысходности в неравной борьбе явились причинами его преждевременной смерти, последовавшей 12 января 1886 г.

Несмотря на неудачи, последовавшие в период контрреформ 1880-х гг., к этому времени И. Н. Ульяновым было сделано так много, что его имя навеки вошло в историю просвещения многонационального Поволжья.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сергеев Т. С. Научно-педагогическое наследие И. Н. Ульянова и современность. - М.: Изд-во МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - 388 с.

2. Известен всей России. И. Н. Ульянов: статьи, документы, материалы, воспоминания / Авт.-сост. А. Л. Карамышев. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1974.- 319 с.

3. Музыкантов И. Детище замечательного педагога // Красная Чувашия. - 1947. - 5 декабря.

4. Корнейчик Т. Д. Жизнь, отданная народу. - Ульяновск: Ульяновское кн. изд-во, 1961. - 104 с.

5. Трофимов Ж. В борьбе за народную школу: новые материалы о деятельности И. Н. Ульянова // Ульяновская правда. - 1957. - 29 июля.

6. Боровая М. А., Сергеев Т. С. А. Д. Пазухин и И. Н. Ульянов: два взгляда на народное просвещение // Вестник Ленинского мемориала. - Вып. 6. - Ульяновск, 2006. - С. 86-92.

7. Сергеев Т. С., Краснов А. К. Факел знаний (К 125-летию Порецкой учительской семинарии и 40-летию школы-интерната им. И. Н. Ульянова). -Екатеринбург; Чебоксары: УралНАУКА, 1998.

- 147 с.

8. Ульянов И. Н. Избранное: статьи, документы, материалы / Сост. А. Л. Карамышев. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1983. - 248 с.

9. Суперанский М. Ф. Начальная народная школа в Симбирской губернии. - Симбирск, 1906.

- 326 с.

10. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). - Ф. 508. - Оп. 1. -Д. 131.

11. Александр Ильич Ульянов и дело 1 марта 1887 года: Сборник, составленный А.И. Ульяновой-Елизаровой. - М.; Л.: Госиздат, 1927.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.