Научная статья на тему 'о ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ'

о ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экстремизм / терроризм / национальная безопасность государства / деятельность сотрудников правоохранительных органов.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чеченов Алим Аминович

В данной статье рассматривается сложное и многогранное явление в жизни современного общества как экстремизм, имеющее деструктивный, агрессивный, подстрекательский, а нередко и насильственный характер, связанный с террором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «о ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-239-242 ЧЕЧЕНОВ Алим Аминович,

NIION: 2021-0079-9/23-537 преподаватель кафедры ГиГПД

MOSURED: 77/27-025-2023-09-537 Северо-Кавказского института

повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, e-mail: mail@law-books.ru

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

Аннотация. В данной статье рассматривается сложное и многогранное явление в жизни современного общества как экстремизм, имеющее деструктивный, агрессивный, подстрекательский, а нередко и насильственный характер, связанный с террором.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, национальная безопасность государства, деятельность сотрудников правоохранительных органов.

CHECHENOV Alim Aminovich,

Lecturer of the Department of State State Pedagogical Institute North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of Russia, police lieutenant colonel

ON INTERACTION OF ACTORS IN THE FIELD OF COUNTERING EXTREMISM

Annotation. This article discusses complex and multifaceted a phenomenon in the life of modern society as extremism, which has a destructive, aggressive, inflammatory, and often violent nature associated with terror.

Key words: extremism, terrorism, national security of the state, activities of law enforcement officers.

Современные общей стратегии борьбы с экстремизмом предопределяют, что вести профилактическую работу антитеррористической, антиэкстремистской направленности среди населения по основным целевым

группам: половым, возрастным, национальным, конфессиональным, поселенческим, а, главное, различающимся по восприимчивости, склонности

K экстремистской идеологии (несклонные, незначительно склонные, умеренно склонные и вполне склонные) и по степени выраженности авторитарных качеств личности: более выраженные, незначительно выраженные и ярко выраженные. Специализация профилактических мероприятия по формированию антиэкстремистской идеологии примените льна к различным условиям:

• по месту жительства,

• работы,

• учебы,

• проведения досуга молодежи.

Необходимо отметить так же, что профилактическая деятельность должна осущест-

вляться с учетом социальных условий и возрастных особенностей подростков. Эффективными мерами по профилактике и пресечению экстремизма можно признать компромисс государства и оппозиции, повышение уровня жизни населения, принятие адекватных законов и соблюдение их в первую очередь самим государством, а также борьба с коррупцией.

В отечественной психологии проблематикой экстремизма занимались Л.А.Геляхова, В.А. Соснин, О.Г. Бахтияров, М.Х. Машекуашева, Л.Н Аксеновская, С.Б. Целиковский и другие. Например, В.А.Соснин определяет экстремизм как термин, описывающий действия или идеологические представления индивидов или групп, выходящих за пределы принятых в обществе правовых и этических норм. Понятие политического экстремизма можно охарактеризовать следующим образом:

• принятие и отстаивание политической позиции без учета «отрицательных» воздействий, неприемлемости и эмоциональных реакций оппонентов с целью не просто противостоять, но уничтожить оппонентов;

• нетерпимость к ценностным ориентациям и взглядам других субъектов, имеющих противоположную позицию;

• использование таких средств для достижения политических целей, которые игнорируют жизненные установки, свободы и права других людей

Чтобы искоренить такое социально-политическое явление как политический молодежный экстремизм, не может быть эффективна только мера его пресечения, реализация всего комплекса мероприятий позволит достичь нормализации социальной, общественно-политической жизни, снизить показатели напряженности в социуме. Рассматривая основные факторы возникновения экстремистских настроений у молодежи необходимо на наш взгляд начинать с системы образования, закладывающей у детей и подростков нравственные основы формирования ценностных ориентиров личности. Современная молодежь достаточно своеобразна и учет психологических, возратсных особенностей необходим. Только на основе этнопедагогических технологий и методов воспитания и развития можно будет достичь поставленных задач.

Учитывая геополитические и экономические особенности развития отдельных регионов на наш взгляд достаточно высок потенциал системы среднего профессионально-технического образования. В силу того, что это наиболее доступный уровень образования для большинства молодых людей сегодня. В силу того, что количество бюджетных мест в ВУЗах минимизировано. Только увлеченность и возможность самореализоваться может дать конструктивные ростки в этом направлении и лишить возможности частников НВФ пользоваться необразованностью молодых людей и вести за собой.

Принципы устойчивых экономических преобразований необходимы именно в регионах с высоким уровнем экстремизации. Первым и важнейшим шагом, на этом пути как отмечено нужно сделать доступным образование, вторым шагом, минимизировать безработицу. Способствует этому на наш взгляд формирование устойчивой производственной сферы в городах, а в селах -создание крупных сельскохозяйственных предприятий, дающих возможность самореализации личностных амбиций и видения профессиональной перспективы для молодых людей. Создавая новые рабочие места, модернизировать производство и реализовать перспективные инвестиционные проекты в регионах. И конечно не забываем о важнейшем средстве воздействия на «неокрепшие умы» молодых людей-интернет. Основное средство пропаганды в современном информационном пространстве. Поэтому и

работу со специалистами в этой области нельзя сбрасывать со счетов[1].

Успех в противодействии внутренним и внешним угрозам, детерминирующим экстремизм, прежде всего, зависит от слаженного взаимодействия всех субъектов в сфере противодействия экстремизму, но необходимо отметить и недостаточность мер, принимаемых органами внутренних дел и миграционного контроля по нейтрализации террористических угроз и эскалации межнациональной напряженности.

Специалисты указывают, что основные недостатки пришлись на сферу прогнозирования и принятия, предупредительных мер по недопущению развития негативных процессов, связанных с эскалацией межнациональной напряженности между коренными народами и группами компактно проживающих представителей иных национальностей, мигрировавших с территории других стран (в том числе турок - месхетинцев, а также лиц, прибывающих с территории Сирийской Арабской Республики (САР).

Причины и условия совершения правонарушений гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства не достаточным образом анализируются[2], не используются в полном объеме полномочия по профилактике, в том числе административного характера (ст.29.13 КоАП РФ), не ставится вопрос об ответственности соответствующих должностных лиц.

Обострение межнациональных отношений на фоне складывающихся миграционных процессов и наличие соответствующих предпосылок, позволяют идеологам экстремизма более эффективно реализовывать противоправные цели, формировать и вовлекать в свои ряды сторонников радикальных идей, в том числе из мигрантов, добиваться дестабилизации обстановки в реги-оне[3]. На этом фоне отмечены недочеты во взаимодействии правоохранительных органов, УФМС РФ по КБР по недопущению участия жителей республики в вооруженном конфликте на территории Сирийской Арабской Республики. Процессы вовлечения в указанную деятельность граждан, по существу их обучение и подготовка в качестве боевиков, усилия которых международными террористическими организациями планируется направить, государственной безопасности, представляют особую опасность для республики.

Учет многочисленного характера участия жителей республики в вооруженном конфликте, перспектив их возвращения в качестве подготовленных боевиков для развертывания террористической деятельности[4] на территории Кавказских республик позволяет придать вопросам упреждающего характера, в том числе эффек-

тивной организации уголовного преследования, приоритетное значение. В целях устранения нарушений необходимо усилить внимание к существующим тенденциям и угрозам миграционного характера, организовать реализацию дополнительных мер по повышению эффективности деятельности, оперативному мониторингу ситуаций, повышению результативности взаимодействия с заинтересованными ведомствами, выявлению и устранению причин и условий, способствующих созданию межнациональной напряженности. В сфере постоянного надзора вопросы нейтрализации угроз национальной безопасности, связанные с деструктивной деятельностью общественных и религиозных объединений, в том числе финансируемых из иностранных источников.

Например, рассматривая теологическое содержание Кабардино-Балкарской республики подавляющим большинством представлено мусульманством и православием, общины, которых составляют более 80% от числа всех религиозных объединений.

Из 836 зарегистрированных некоммерческих объединений, 180 религиозные, 308 общественные и 348 иные некоммерческие обьедине-ния. Функционируют 2 учреждения высшего профессионального религиозного образования. Проверка соответствия лицензий на право осуществления образовательного процесса предъявляемым требованиям нарушений не установила, фактов осуществления указанными образовательными учреждениями экстремистской деятельности не выявлено.

Зарегистрированных учреждений начального и среднего профессионального религиозного образования на территории республики и фактов осуществления образовательной деятельности в отсутствие лицензии также не уста-новлено[5]. Систематически проводятся про-

верки фактов использования НКО полученных средств на экстремистскую и террористическую деятельность. Особое внимание уделено вопросам соблюдения российскими общественными объединениями действующего законодательства о некоммерческих организациях и противодействии экстремистской деятельности.

На наш взгляд необходимо систематически проводить встречи с молодежью [6], а в образовательных учреждениях и домах культуры сельских поселений тематические встречи и круглые столы по вопросам профилактики борьбы с терроризмом и экстремизмом с участием старейшин, ветеранов, руководителей, представителей общественных организаций и известных деятелей культуры и искусства.

В заключение отметим, что механизм межведомственного взаимодействия субъектов противодействия терроризму показал свою эффективность и возможность практического решения поставленных задач, продолжает совершенствоваться. Формулируя основные задачи государства

по противодействию экстремизму, необходимо:

• выявить и устранить причины и условия, способствующие возникновению и распространению экстремизма;

• повысить культурно-образовательный уровень населения;

• изучать религии, истории, культуры, традиций;

• улучшать межэтническое взаимопонимание (проведение широкой культурно-просветительной работы, направленной на формирование общественного мнения отказа от идеологии экстремизма);

• формирование толерантности у граждан этноконфессиональных групп, общин, организаций.

Список литературы:

[1] Арипшев А.М. Некоторые факторы предупреждения и пресечения преступлений распространения идей религиозного экстремизма // Пробелы в российском законодательстве. 2019. №5.

[2] Кочесокова З.Х. О механизмах реализации законодательных норм в сфере борьбы с преступлениями экстремистского и террористического характера // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. №5.

[3] Машекуашева М.Х. Проблемы и перспективы противодействия преступлениям экстремистской и террористической направленности // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №3.

[4] Шериев А.М. Надзор прокуратуры по осуществлению информационного противодействия экстремизму и терроризму в Кабардино-Балкарской Республике // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3.

[5] Апажева С.С. Из опыта КБГУ по противодействию идеологии экстремизма и терроризма // КПЖ. 2015. №6-3.

[6] Машекуашева М.Х., Шхагапсоев З.Л. Проблемы организации профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных учреждениях // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №4.

Spisok literatury:

[1] Aripshev A.M. Nekotorye faktorypreduprezhdeniya ipresecheniya prestuplenij rasprostraneniya idej religioznogo ekstremizma // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2019. №5.

[2] Kochesokova Z.H. O mekhanizmah realizacii zakonodatel'nyh norm v sfere bor'by s prestupleniyami ekstremistskogo i terroristicheskogo haraktera // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. 2018. №5.

[3] Mashekuasheva M.H. Problemy i perspektivy protivodejstviya prestupleniyam ekstremistskoj i terror-isticheskoj napravlennosti // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2018. №3.

[4] SHeriev A.M. Nadzor prokuratury po osushchestvleniyu informacionnogo protivodejstviya ekstrem-izmu i terrorizmu v Kabardino-Balkarskoj Respublike // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2017. №3.

[5] Apazheva S.S. Iz opyta KBGU po protivodejstviyu ideologii ekstremizma i terrorizma //KPZH. 2015.

№6-3.

[6] Mashekuasheva M.H., SHkhagapsoev Z.L. Problemy organizacii profilakticheskoj raboty s nesover-shennoletnimi v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2018. №4.

ymmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmi^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.