Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экстремизм / терроризм / социально-экономические проблемы / этнические конфликты / социальные разногласия / межведомственное взаимодействие / правоохранительные органы / центры противодействия экстремизму.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Государство принимает разнообразные меры противодействия, однако у правоохранительных органов нет полноценных возможностей на сто процентов пресекать действия террористов, а также проводить профилактику среди населения. В данном случае речь идет не о какой-то определенной группировке или основному экстремистскому течению исламскому фундаментализму, на борьбу с которым брошено много сил, но и с другими проявлениями радикальных течений, которые могут угрожать правам человека, стабильности страны. Автор анализирует пути совершенствования межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики и предупреждения экстремистской и террористической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-265-268 КУЧМЕЗОВ Расул Абдулмуталифович,

NIION: 2021-0079-9/23-543 майор полиции,

MOSURED: 77/27-025-2023-09-543 кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: mail@law-books.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Государство принимает разнообразные меры противодействия, однако у правоохранительных органов нет полноценных возможностей на сто процентов пресекать действия террористов, а также проводить профилактику среди населения. В данном случае речь идет не о какой-то определенной группировке или основному экстремистскому течению - исламскому фундаментализму, на борьбу с которым брошено много сил, но и с другими проявлениями радикальных течений, которые могут угрожать правам человека, стабильности страны. Автор анализирует пути совершенствования межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики и предупреждения экстремистской и террористической деятельности.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, социально-экономические проблемы, этнические конфликты, социальные разногласия, межведомственное взаимодействие, правоохранительные органы, центры противодействия экстремизму.

KUCHMEZOV Rasul Abdulmutalifovich,

Major of Police, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Law Enforcement Organization, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

SOME ASPECTS OF EFFECTIVE INTERACTION WITHIN THE FRAMEWORK OF PREVENTION OF EXTREMIST AND TERRORIST ACTIVITIES

Annotation. The state takes various countermeasures, but law enforcement agencies do not have full capabilities to one hundred percent suppress the actions of terrorists, as well as carry out prevention among the population. In this case, we are not talking about some specific group or the main extremist trend - Islamic fundamentalism, which has been thrown into the fight against which many forces are thrown, but also with other manifestations of radical movements that can threaten human rights and the stability of the country. The author analyzes ways to improve interdepartmental interaction on the prevention and prevention of extremist and terrorist activities.

Key words: extremism, terrorism, socio-economic problems, ethnic conflicts, social differences, interdepartmental interaction, law enforcement agencies, centers for countering extremism.

Информация в современном мире стала легкодоступной, в том числе информационные технологии позволяют получить доступ ко многим инструментам, которые раньше не были доступны (например, счета граждан, работа государственных органов). Террористы и экстремисты стараются воспользоваться такой возможностью для достижения своих политических целей и нанесения вреда Российской Федерации

[4; 8]. Интернет помогает им не только получить доступ к определенным ресурсам, но и искать соратников, вербовать граждан, распространять свои идеи. Из-за слабо контролируемых потоков переселенцев и мигрантов, а также всемирной глобализации, происходящей в том числе и в экономических процессах, в Российской Федерации наблюдается рост криминала. Это связано и с такими факторами как возникновение противо-

речий между этносами, разницы в их культуре и взглядах. Интеграция в мировое сообщество не может иметь только положительные стороны, вместе с ними РФ получает и ряд проблем, которые требуют оперативного решения. Стоит отметить, что радикальные течения не всегда имеют религиозный характер, это могут быть и различные этнические и политические группировки. Они могут значительно угрожать общественной безопасности, особенно если учесть, что в стране пока не был, достигнут высокий уровень противодействия террористам как таковой.

В России существует сложная криминологическая ситуация, появляются все новые угрозы со стороны криминального мира, новые виды преступлений. Отмечается и повышение уровня террористической угрозы. Террористические акты, как правило, имеют серьезные последствия. Группировки не только постепенно расширяют географию своей активности, но и проявляют активность в интернете. Они привлекают новых членов, нанимают боевиков, получают финансирование, сотрудничают с ячейками, находящимися в разных точках мира. Все это можно делать удаленно, что затрудняет выявление и поимку преступников. Группировки часто децентрализованы и не имеют явного лидера, что также способствует усложнению борьбы с ними [5; 6].

Регионы развиваются неравномерно, в них хорошо заметны отличия на социально-экономическом уровне. Из-за этого могут вспыхивать различные конфликты, в том числе и межнациональные, территориальные. Еще одна причина обострения межнациональных отношений -мигранты. Увеличивается не только внутренняя миграция, но и ощутимый поток мигрантов из-за границы. Это нарушает с существующий в регионах баланс между народами [1]. Могут возникать вспышки национализма, религиозного радикализма, ксенофобии, растет политическое напряжение, нередкими становятся проявления экстремизма и терроризма. Экстремизм и терроризм — это достаточно близкие друг к другу понятия; точнее, одно вытекает из другого. Экстремизм является крайней формой любой радикальной идеи, а терроризм — инструментом достижения цели такой идеи. Чаще всего такие идеи возникают на фоне миграции, социального неравенства, большого количества религий. Чем выше уровень экстремизма в стране, тем опаснее он становится. Например, в некоторых регионах РФ существуют попытки расколоть население по национальному признаку, ущемление прав людей по религиозному признаку. Это приводит к дестабилизации социально-политической обстановки [10].

Среда, в которой существуют экстремистские движения, активно сливается с террористической деятельностью. Экстремисты получают финансирование от террористических организаций, выполняют их указания, могут действовать как внутри страны, так и вредить, находясь за границей. Из этого можно сделать вывод о том, что чем выше социальная напряженность, тем активнее начинают действовать радикальные группировки. Борьба с ними является одной из наиболее стратегически важных задач для правоохранительных органов РФ. Для более эффективного результата разные ведомства должны активно сотрудничать, проводить совместные мероприятия. Должны подключаться и негосударственные институты противодействия экстремизму и терроризму. Следует уделить повышенное внимание безопасности физических лиц, защитить объекты, которые могут вызывать у террористов интерес. Чаще всего это государственные органы, критически важные объекты для жизнеобеспечения граждан, например, атомные станции, инфраструктура, места массового скопления людей. Органы местного самоуправления и государственные органы должны действовать сообща. В гражданском обществе должна формироваться прочная позиция, которая позволит проводить профилактику экстремизма, снижать вероятность возникновения межнациональных конфликтов [3].

Исследование данной проблемы в отдельных регионах РФ говорит о том, что население положительно отзывается о работе правоохранительных органов в данной сфере. Однако для того, чтобы правоохранители могли пользоваться дополнительными резервами, руководству страны потребуется выстроить грамотную стратегию противодействия террористам. Для этого прежде всего нужно создать условия, при которых органы ФСБ, МВД, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ и других ведомств смогут эффективно взаимодействовать между собой по общему вопросу. Это нужно для реализации распоряжений правительства РФ, контроля и усиления законодательных мер, принимаемых для противодействия экстремизму и терроризму [2; 7]. Например, приняты проекты федеральных законов № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен в Государственную Думу РФ 4 августа 2011 г.); № 301629-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (внесен 22 июня 2013 г.); № 307046-6 «О внесении изменения в ст. 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (внесен 1 июля 2013 г.). Эти изменения помогут применять полный арсенал средств оперативно-розыскной деятельно-

сти к лицам, подозреваемым в совершении преступлений, предусмотренных ст. 280, 282, 282.1 и 282.2 УК РФ. За счет этого удалось организовать межведомственную комиссию по противодействию экстремизму в РФ. Ее основной задачей является координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму.

Важную роль играет взаимодействие между различными ведомствами. Меры должны быть приняты не только центральным аппаратом МВД, но и руководителями более мелких подразделений, которые занимаются противодействием терроризму и экстремизму. Это относится ко всем службам, чья деятельность так или иначе связана с данным вопросом [9]. Большая надежда возлагается на региональные центры противодействия экстремизму (ЦПЭ), так как они часто решают вопросы, связанные с совместной работой разных министерств. Это совместная работа не

только отдельно взятых отделов, но и главков, разных ведомств, комиссий, включая и те, что находятся в разных регионах. Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что за счет совместной работы разных ведомств и целенаправленной работы ЦПЭ можно существенно улучшить оперативную обстановку, касающуюся общественной безопасности. Совместная работа МВД и других ведомств, своевременное и грамотное реагирование на опасные проявления экстремизма и терроризма позволит если не изжить эти явления полностью, то значительно снизить их активность, нормализовать общественную безопасность в стране. Важную роль играет и экономическая, политическая и социальная ситуация, поэтому совместные усилия по борьбе с экстремизмом и терроризмом должны принимать не только правоохранительные органы, но и в целом руководство страны, устраняя причины, из-за которых радикальные течения появляются.

Список литературы:

[1] Антонова Е.Ю. Использование цифровых технологий при совершении преступлений террористической направленности: проблемы противодействия // В сборнике: Цифровые технологии и право. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах. Под редакцией И.Р. Бегишева [и др.]. Казань, 2022. С. 6-15.

[2] Гутиева И.Г. К вопросу о возникновении и развитии экстремизма и терроризма в России // Евразийский юридический журнал. 2022. № 7 (170). С. 410-411.

[3] Дамаскин О.В. Трансформация глобальной цивилизации, современного государства и права: актуальные проблемы и перспективы научного обеспечения // Современное право. 2021. № 6. С. 5-14.

[4] Карданов А.Р. Актуальные аспекты противодействия насаждению идеологии экстремизма в условиях цифровизации // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 209-213.

[5] Калабузаров Т.Г. Современные технологии в сфере противодействия преступлениям террористического характера // Закон и право. 2022. № 7. С. 175-177.

[6] Коршунова П.В., Ярош Е.А. Совершенствование прокурорской деятельности по противодействию преступности в сети интернет // В сборнике: Прокурорская деятельность в России: история, теория, практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию российской прокуратуры. Пенза, 2022. С. 164-171.

[7] Кодзокова Л.А., Шигалугова М.Х. Некоторые аспекты сотрудничества в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом // Образование и право. 2022. № 7. С. 291-296.

[8] Новиков А.В. Современное состояние экстремизма и терроризма в условиях развития цифровых технологий // В сборнике: Противодействие терроризму и экстремизму в информационных сферах. Сборник научных статей Всероссийской конференции. Москва, 2022. С. 176-179.

[9] Машекуашева М.Х. К вопросу о роли средств массовой информации в предупреждении ПРЕСТУПНОСТИ. Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 5. С. 253-256.

[10] Шогенов Т.М. Роль современных информационных инструментов в противодействии распространению террористических угроз // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 5. С. 77-81.

Spisok literatury:

[1] Antonova E.Yu. Ispol'zovanie cifrovyh tekhnologij pri sovershenii prestuplenij terroristicheskoj napravlennosti: problemy protivodejstviya // V sbornike: Cifrovye tekhnologii i pravo. Sbornik nauchnyh trudov I Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. V6-ti tomah. PodredakciejI.R. Begisheva [i dr.]. Kazan', 2022. S. 6-15.

[2] Gutieva I.G. K voprosu o vozniknovenii i razvitii ekstremizma i terrorizma v Rossii // Evrazijskij yuridi-cheskij zhurnal. 2022. № 7 (170). S. 410-411.

[3] Damaskin O.V. Transformaciya global'noj civilizacii, sovremennogo gosudarstva i prava: aktual'nye problemy i perspektivy nauchnogo obespecheniya // Sovremennoe pravo. 2021. № 6. S. 5-14.

[4] Kardanov A.R. Aktual'nye aspekty protivodejstviya nasazhdeniyu ideologii ekstremizma v usloviyah cifrovizacii // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2022. T. 15. № 4. S. 209-213.

[5] Kalabuzarov T.G. Sovremennye tekhnologii v sfere protivodejstviya prestupleniyam terroristich-eskogo haraktera // Zakon i pravo. 2022. № 7. S. 175-177.

[6] Korshunova P.V., YArosh E.A. Sovershenstvovanie prokurorskoj deyatel'nosti po protivodejstviyu prestupnosti v seti internet // V sbornike: Prokurorskaya deyatel'nost' v Rossii: istoriya, teoriya, praktika. Mate-rialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 300-letiyu rossijskoj prokuratury. Penza, 2022. S. 164-171.

[7] Kodzokova L.A., Shigalugova M.H. Nekotorye aspekty sotrudnichestva v sfere bor'by s ekstremiz-mom i terrorizmom // Obrazovanie i pravo. 2022. № 7. S. 291-296.

[8] Novikov A.V. Sovremennoe sostoyanie ekstremizma i terrorizma v usloviyah razvitiya cifrovyh tekh-nologij // V sbornike: Protivodejstvie terrorizmu i ekstremizmu v informacionnyh sferah. Sbornik nauchnyh statej Vserossijskoj konferencii. Moskva, 2022. S. 176-179.

[9] Mashekuasheva M.H. K voprosu o roli sredstvmassovoj informacii vpreduprezhdenii PRESTUPNOSTI. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2023. T. 16. № 5. S. 253-256.

[10] Shogenov T.M. Rol' sovremennyh informacionnyh instrumentov v protivodejstvii rasprostraneniyu terroristicheskih ugroz // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2022. T. 15. № 5. S. 77-81.

vmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmíMmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.