Научная статья на тему 'ЭКСТРЕМИЗМ: СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ЭКСТРЕМИЗМ: СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экстремизм / общественные явления / политические процессы / исторические аспекты / особенности противодействия

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цримов А.А.

В представленной статье автор указывает на то, что на гребне социально-экономического кризиса в России, проявилось общественное явление, определяемое как экстремизм. Экстремизм начинается с нарастания в обществе политического недовольства по поводу социального неравенства и социальной несправедливости. В заключение автором делается вывод о необходимости признания проблемы экстремизма как философско-правовой, имеющей глубокие социально – правовые корни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСТРЕМИЗМ: СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-284-286 ЦРИМОВ Амир Амузедович,

NIION: 2018-0076-3/22-554 старший преподаватель кафедры ОП

MOSURED: 77/27-023-2022-3-753 Северо-Кавказского института повышения

квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, е-mail: mail@law-books.ru

ЭКСТРЕМИЗМ: СОЦИАЛЬНО - ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. В представленной статье автор указывает на то, что на гребне социально-экономического кризиса в России, проявилось общественное явление, определяемое как экстремизм. Экстремизм начинается с нарастания в обществе политического недовольства по поводу социального неравенства и социальной несправедливости. В заключение автором делается вывод о необходимости признания проблемы экстремизма как фило-софско-правовой, имеющей глубокие социально - правовые корни.

Ключевые слова: экстремизм, общественные явления, политические процессы, исторические аспекты, особенности противодействия.

TSRIMOV Amir Amuzedovich,

Senior Lecturer of the Department of OP of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Lieutenant Colonel

EXTREMISM: SOCIAL AND LEGAL ASPECT

Annotation. In the presented article, the author points out that on the crest of the socio-economic crisis in Russia, a social phenomenon has emerged, defined as extremism. Extremism begins with the growth of political discontent in society about social inequality and social injustice. In conclusion, the author concludes that it is necessary to recognize the problem of extremism as a philosophical and legal one, which has deep social and legal roots.

Key words: extremism, social phenomena, political processes, historical aspects, features of counteraction.

Ряд ведущих государств мира, заинтересованных в активизации сепаратистских тенденций на Кавказе, проводят политику, нацеленную на раздел этого региона на сферы влияния США, Германии, Великобритании. Турции и Ирана. Следовательно, регион является своего рода линией соприкосновения российских интересов с интересами крупных мировых держав. Наличие такого количества субъектов Российской Федерации имеет свои особенности:

• многонациональный состав, неравномерность экономического и культурного развития народов Кавказа;

• широкий спектр религиозных конфессий;

• наличие острых противоречий, в том числе исторического плана, которые делают регион внутренне нестабильным, превращают в очаг повышенной напряженности, способствуют возникновению в его границах вооруженных конфликтов и локальных войн. Роль и место России в Северо-Кавказском

регионе определяются становлением и укреплением ее государственности в ХУ111-Х1Х веках.

Как имперское образование Россия в процессе утверждения на Кавказе имеет особенности в сравнении с западными государствами, которые проводили колониальную политику в различных регионах Африки и Азии. Во-первых, приращение ею новых земель было следствием экономической необходимости и военно-стратегического паритета. Во-вторых, Россию как страну полиэтническую характеризует «неколониальный тип русской колонизации», базирующейся не на подавлении «завоеванных» народов и их эксплуатации, а на поддержании равных условий жизни в колонии и метрополии, на предоставлении всем народам национально-культурной автономии. В России никогда не было резерваций, подобных тем, которые образовывали западные государства. Российская колонизация не была источником этнической унификации, она являлась источником межэтнической кооперации как основы российского государственного устройства. Государственность России сформировалась на основе этнического базиса, а не на геополитическом принципе. В-третьих, в России с самого начала государ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

ственность выступала в виде центрально-административного властвования. В-четвертых, русская колонизация не была связана с навязыванием другим народам новой веры, культуры и традиций.

На гребне социально-экономического кризиса в России, проявились деструктивные общественные явления, определяемые как экстремизм и терроризм. Экстремизм начинается с нарастания в обществе политического недовольства по поводу социального неравенства и социальной несправедливости.

Считаем необходимым проблему политического экстремума рассматривать как философ-ско-правовую. В правовом плане главный критерий явлений - это соответствие конституционным нормам того или иного государства. В возникновении экстремума чрезвычайно важную роль играет личностный фактор. Экстремистское движение может развиваться и формироваться продолжительное время в том случае, если во главе его стоит человек, которого можно назвать харизматической личностью[1].

В условиях, в которых оказалась наша страна, появление полуэкстремистских, выра-женно экстремистских, завуалированно экстремистских и прочих движений и течений, личностей - явление вполне закономерное и обусловленное самим развитием ситуации.

В тоталитарном государстве возможностей для развития экстремистских движений и течений несопоставимо меньше. Вся эта ниша занимается самим государством. Но ни одно из государств, даже с эффективным основным законом, не застраховано от экстремизма. Вот почему в целях реализации части 5 статьи 13 Конституции РФ и обеспечении взаимодействия органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и др. форм политического экстремизма при Президенте РФ образована комиссия по противодействию политическому экстремизму [2].

Нами предпринята попытка сформулировать социально-экономические компоненты, используемые для борьбы с реальной угрозой, каковыми являются:

• вовлечение молодежи в общественную, политическую и спортивную сферы (например, движение «Юнармейцев», спортивные секции и объединения);

• разработка проектов антитеррористического характера на региональном и национальном уровне;

• меры противодействия безработице и социальному расслоению;

• целенаправленная конфессиональная деятельность;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

• программы повышения степени толерантности и развития коммуникаций (муниципальные, региональные, межрегиональные);

• функционирование центров противодействия терроризму и экстремизму;

• разработка специальных образовательных программ;

• профилактические встречи и беседы с молодежью, проводимые сотрудниками министерства внутренних дел.

Конечно, данных меры недостаточно, так как они в основном противостоят последствиям, а не источнику, то есть идеологии. И для появления системного противодействия необходимо начинать с азов образования в стране вообще.

Потенциальная угроза использования и распространения радикальной идеологии на территории российского государства и в качестве фактора политического влияния может актуализироваться вследствие разнообразных причин [3], совпадения внутренних и внешних факторов (конфликтов социально-экономического, политического, межконфессионального, культурного характера, нерешенности проблем бытия народов, целенаправленного влияния международных экстремистских неправительственных политических организаций и т.д.).

Развитие системы мер по противодействию идеологии экстремизма имеет свою специфику, требует общегосударственной координации деятельности всех учреждений и организаций и предусматривает обязательную ориентацию на отечественную концепцию регулирования системы этнорелигиозных и межконфессиональных отношений.

Общегосударственная политика противостояния потенциальной угрозе экстремизма должна включать комплексность, всесторонность подходов нейтрализации таких угроз с помощью разнообразных психологических, социально-экономических, политических и гуманитарных акций с активным использованием современных коммуникативных средств [4].

В заключение необходимо отметить, что основой мероприятий по противоборству угрозе экстремистских проявлений на наш взгляд должен стать непрерывный и компетентный мониторинг, основанный на принципах толерантности и гуманизма по отношению к многоконфессиональному обществу с целью обеспечения ситуации внутренней стабильности на территориях постоянного проживания.

Преступления экстремистского характера являются проблемой современности, имеющей глобальный характер. С изменением и совершенствованием общественных и социальных отношений происходит приспособление преступных

проявлений, экстремизм и терроризм, как одно из наиболее общественно опасных проявлений имеет большое количество форм, которые приводят к достижению преступных целей [5]. При этом одиночные и религиозные проявления террористической деятельности являются достаточно редким проявлением, но при этом возрастает число преступных группировок цели, которых строятся на разрушении государственного и общественного строя путем насильственных действий, шантажа и угроз. Именно поэтому необходимо совершенствовать систему противодействия экстремистской и террористической деятельности, как фактора противодействия преступности в целом.

Список литературы:

[1] Характерные составляющие личности и предпосылки, свойственные людям, совершающим теракты. Машекуашева М.Х. Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 3. С. 125-128.

[2] Машекуашева М.Х., Маздогова З.З., Макоева Е.Р. Понятия «экстремизм» и «терроризм» в законодательстве России. Евразийский юридический журнал. 2021. № 9 (160). С. 436-437.

[3] Машекуашева М.Х. Борьба с идеологией экстремизма: социальный аспект. Заметки ученого. 2021. № 7-1. С. 422-424.

[4] Цримов А.А. Эффективное взаимодействие в профилактике подростковой преступности

экстремистской направленности. Образование и право. 2021. № 10. С. 360-362.

[5] Арипшев А.М., Цримов А.А. Вопросы структурного взаимодействия в рамках противодействия преступлениям экстремистской направленности. Черные дыры в Российском законодательстве. 2017. № 2. С. 54-56.

Spisok literatury:

[1] Harakternye sostavlyayushchie lichnosti i predposylki, svojstvennye lyudyam, sovershayush-chim terakty. Mashekuasheva M.H. Probely v rossi-jskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 3. S. 125128.

[2] Mashekuasheva M.H., Mazdogova Z.Z., Makoeva E.R. Ponyatiya "ekstremizm" i "terrorizm" v zakonodatel'stve Rossii. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2021. № 9 (160). S. 436-437.

[3] Mashekuasheva M.H. Bor'ba s ideologiej ekstremizma: social'nyj aspekt. Zametki uchenogo. 2021. № 7-1. S. 422-424.

[4] Crimov A.A. Effektivnoe vzaimodejstvie v profilaktike podrostkovoj prestupnosti ekstremistskoj napravlennosti. Obrazovanie i pravo. 2021. № 10. S. 360-362.

[5] Aripshev A.M., Crimov A.A. Voprosy struk-turnogo vzaimodejstviya v ramkah protivodejstviya prestupleniyam ekstremistskoj napravlennosti. CHernye dyry v Rossijskom zakonodatel'stve. 2017. № 2. S. 54-56.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.