Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДУХЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА КАК ПРОБЛЕМА, С КОТОРОЙ СТОЛКНУЛАСЬ РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДУХЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА КАК ПРОБЛЕМА, С КОТОРОЙ СТОЛКНУЛАСЬ РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальные проблемы / патриотическое воспитание / противодействие экстремизму / профилактические меры.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х.

Условия современной жизни, которые динамично изменяются, не могут не накладывать отпечаток на личность молодых людей. Каждый день противники нашего государства и мирной жизни стараются «разложить» веру населения в то, что государство способно их защитить, распространяют различные идеи, призывающие к борьбе с существующей властью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДУХЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА КАК ПРОБЛЕМА, С КОТОРОЙ СТОЛКНУЛАСЬ РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-266-269 МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,

2018-0076-3/22-550 кандидат психологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-3-749 доцент кафедры ГиГПД Северо-Кавказского

института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета

МВД России, е-таН: mail@law-books.ru

КОЧЕСОКОВА Залина Хазраталиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры СД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-таИ: mail@law-books.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДУХЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА КАК ПРОБЛЕМА, С КОТОРОЙ СТОЛКНУЛАСЬ РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Условия современной жизни, которые динамично изменяются, не могут не накладывать отпечаток на личность молодых людей. Каждый день противники нашего государства и мирной жизни стараются «разложить» веру населения в то, что государство способно их защитить, распространяют различные идеи, призывающие к борьбе с существующей властью.

Ключевые слова: социальные проблемы, патриотическое воспитание, противодействие экстремизму, профилактические меры.

MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of GiGPD of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

KOCHESOKOVA Zalina Hazratalievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department SD of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE RELEVANCE OF EDUCATING YOUNG PEOPLE IN THE SPIRIT OF MORALITY AND PATRIOTISM AS A PROBLEM, WHICH RUSSIA

HAS FACED AT THE PRESENT STAGE OF ITS DEVELOPMENT

Annotation. The conditions of modern life, which are dynamically changing, cannot but leave an imprint on the personality of young people. Every day, opponents of our state and peaceful life are trying to "decompose" the population's belief that the state is able to protect them, spread various ideas calling for a fight against the existing government.

Key words: social problems, patriotic education, countering extremism, preventive measures.

На всех этапах развития общественных отношений государство сталкивалось с различными проблемами социального и политического характера. Крайние проявления недовольных выражались в неформальных движениях, экстремистских выступлениях и террористических актах. Как правило, деструктив-

ному влиянию более подвержено молодое подрастающее поколение. Поскольку молодые люди чаще склонны к крайним проявлениям, то и радикальные мысли и взгляды легче формируются, особенно под влиянием сильного авторитарного и авторитетного лидера. Молодые люди в силу своих социальных характеристик, юношеского

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

максимализма и особенностей восприятия событий и обстановки острее чувствуют, активнее выступают и больше поддерживают крайние меры решения тех или иных проблем.

В последние годы отмечается активизация некоторых экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей, в т.ч. подростков. Анализ данных показал, что в неформальных молодежных организациях экс-тремистско-националистической направленности часто состоят молодые люди в возрасте до 30 лет, а возраст некоторых из них - от 14 до 18 лет [2]. Отличие экстремистских группировок от просто «хулиганских» состоит в том, что, если подростки или молодые люди объединяются в небольшие группы, которые совершают акты вандализма, дебоширят, не имея никакой цели, кроме как «поразвлечься», экстремистские группы делают тоже самое, но руководствуются идеями национализма, религиозной нетерпимости и протеста существующей власти. Простота и однозначность идей экстремистов понятна с первого слова для молодых людей. Обещание незамедлительных результатов своих действий подкупают наиболее социально неустойчивые и девиантные слои молодежи.

Сложность для понимания различных общественных процессов, многогранность и необходимость прилагать усилия для экономического, политического и социального развития и обучения, заменяется на примитивные, не требующие приложения ума и мыслительной деятельности призывы к уничтожению существующего порядка и установлению сомнительного и иллюзорного строя, для реализации которого «отбирается» наиболее ведомая часть населения, в лице подростков и молодежи.

В целях профилактики этого явления в образовательных организациях должны проводиться различные воспитательные мероприятия:

• лекции;

• встречи;

• беседы;

• круглые столы, в которых необходимо рассказывать о пагубных результатах следования экстремистским идеям, запрете их распространения [5].

Кроме того, нужно акцентировать внимание учащихся на патриотических страницах нашей истории по борьбе с этим разрушительным явлением, о терпимости и лояльности, о многонациональном составе российского населения, о том, что государство есть гарант безопасности, трудоустройства и социальной защиты. Первостепенной задачей духовно-нравственного воспитания в этих

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

условиях становится предложение более весомых и значимых приоритетов, таких как честь, достоинство, нравственный выбор, а также толкование таких простых, казалось бы, понятий, как «добро» и «зло», «семья», «любовь», «мораль» и пр. и закрепление уверенности в том, что это вечные ценности, которые не потеряют своей значимости никогда.

Формирование духовности и нравственности должно проходить в рамках конкретного учебного заведения, и учащиеся любого возраста должны активно в нем участвовать. О важности воспитания молодежи говорил В.В. Путин еще в 2012 г. на совещании, посвященном проблематике воспитания нравственности и патриотизма, где указывал на отсутствие нравственных ориентиров и слабости патриотического воспитания, и о том, что это проблема, с которой столкнулась Россия на современном этапе своего развития. Как видим, данный вопрос не потерял своей актуальности и сегодня [1].

Проблема профессионально-нравственного воспитания молодежи выведена на государственный уровень. Ежегодно 16 ноября в нашей стране стали отмечать Международный день толерантности. Нравственное воспитание, формирование этически-духовного типа личности должно стать приоритетным, и должно выражаться в целенаправленном формировании молодых людей нравственных установок и убеждений, высоких моральных качеств и привычек. Воспитание представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей. С помощью данного тонкого воздействия на личность возможно достичь понимания и принятия позиции гражданственности, любви к Родине, уважения закона, прав и свобод человека и прочих моральных ценностей. Немаловажным аспектом в процессе педагогического воздействия является направление учащихся на саморазвитие и самовоспитание. Для этого необходимо рекомендовать различную тематическую литературу для самостоятельного изучения, классические и исторические произведения. К одному из важнейших аспектов рассматриваемого вопроса необходимо отнести и тот факт, что духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения должны заниматься люди, которые сами обладают высокими идеалами, способными убедить, что мораль, духовность и нравственность - это те ресурсы, которые являются столпами правового государства, что их искажение и подмена понятий приводят к ослаблению государства, как на внутреннем, так и на внешнем политическом поле,

способно привести к распаду и потере государственности.

На наш взгляд, с молодыми людьми необходимо проводить различные встречи с людьми, отличившимися при исполнении служебного долга, ветеранами различных военных действий, которые с риском для жизни отстаивали свои духовно-нравственные убеждения и, несмотря на выпавшие испытания, не встали на путь радикальных и террористических установок, не предали Родину, не изменили веру.

Данный психолого-педагогический процесс - это очень сложный перевод общечеловеческих ценностей в личные убеждения ребенка, подростка, студента. Таким образом, можно говорить о многозадачности духовно-нравственного воспитания, в котором четкое структурирование, и выстраивание данного процесса сможет привести к наилучшим результатам. Нам видится, что этот процесс необходимо начинать как можно раньше и проводить на протяжении всего периода обучения начиная со школьной скамьи. Поэтому, на наш взгляд, действенной мерой профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в учебных заведениях является формирование нравственных и духовных аспектов личности на этапе ее формирования. Духовно-нравственное воспитание молодежи - немаловажная часть развития их личности, мировоззрения, жизненных принципов и моральных установок. На все эти аспекты оказывает влияние сначала семья, школа, а разработка четкой концепции духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях может способствовать формированию высоких идеалов, таких как патриотизм, мораль, духовность молодежи, и препятствовать распространению идей экстремизма и терроризма среди молодежи, в т.ч. среди школьников и студентов.

Считаем необходимым сформулировать социально-экономические компоненты, используемые для борьбы с реальной угрозой:

• вовлечение молодежи в общественную, политическую и спортивную сферы (например, движение «Юнармейцев», спортивные секции и объединения);

• разработка проектов антитеррористического характера на региональном и национальном уровне; меры противодействия безработице и социальному расслоению;

• целенаправленная конфессиональная деятельность;

• программы повышения степени толерантности и развития коммуникаций (муниципальные, региональные, межрегиональные);

• функционирование центров противодействия терроризму и экстремизму;

• разработка специальных образовательных программ;

• профилактические встречи и беседы с молодежью, проводимые сотрудниками министерства внутренних дел.

Конечно, данных мер недостаточно, т.к. они в основном противостоят последствиям, а не источнику, т.е. идеологии. Для появления системного противодействия необходимо начинать с азов образования в стране вообще.

Развитие системы мер по противодействию идеологии экстремизма имеет свою специфику, требует общегосударственной координации деятельности всех учреждений и организаций и предусматривает обязательную ориентацию на отечественную концепцию регулирования системы этнорелигиозных и межконфессиональных отношений [6]. Общегосударственная политика противостояния потенциальной угрозе экстремизма должна включать комплексность, всесторонность подходов нейтрализации таких угроз с помощью разнообразных психологических, социально-экономических, политических и гуманитарных акций с активным использованием современных коммуникативных средств.

Основой мероприятий по противоборству угрозе экстремистских проявлений, на наш взгляд, должен стать непрерывный и компетентный мониторинг, основанный на принципах толерантности и гуманизма по отношению к многоконфессиональному обществу с целью обеспечения ситуации внутренней стабильности на территориях постоянного проживания.

Список литературы:

[1] Владимир Путин задается вопросами нравственности и патриотизма в России. URL: https://topwar.ru/18871-vladimir-putin-zadaetsya-voprosami-nravstvennosti-i-patriotizma-v-rossii.html (дата обращения: 02.12.2021).

[2] Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде. URL: https://cao.mos.ru/countering-extremism/features-for-the-prevention-and-suppression-of-manifestations-of-extremism-and-terrorism-in-the-yout/ (дата обращения: 05.12.2021).

[3] Профилактика экстремизма и терроризма - Воспитательная и социальная работа. URL: https://svr.pnzgu.ru/step/Profilaktika_ekstremizma_i_ terrorizma (дата обращения: 04.12.2021).

[4] Терроризм. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Терроризм (дата обращения: 02.12.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

[5] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.). URL: https://base.garant. ru/12127578/ (дата обращения: 02.12.2021).

[6] Машекуашева М.Х., Маздогоева З.З. Некоторые вопросы предупреждения экстремизма в образовательной среде // Образование и право. - 2021. - № 8. - С. 274 - 276.

Spisok literatury:

[1] Vladimir Putin zadaetsya voprosami nravst-vennosti i patriotizma v Rossii. URL: https://topwar. ru/18871-vladimir-putin-zadaetsya-voprosami-nrav-stvennosti-i-patriotizma-v-rossii.html (data obrash-cheniya: 02.12.2021).

[2] Osobennosti profilaktiki i bor'by s proyav-leniyami ekstremizma i terrorizma v molodezhnoj srede. URL: https://cao.mos.ru/countering-extrem-

ism/features-for-the-prevention-and-suppression-of-manifestations-of-extremism-and-terror-ism-in-the-yout/ (data obrashcheniya: 05.12.2021).

[3] Profilaktika ekstremizma i terrorizma -Vospitatel'naya i social'naya rabota. URL: https://svr. pnzgu.ru/step/Profilaktika_ekstremizma_i_terrorizma (data obrashcheniya: 04.12.2021).

[4] Terrorizm. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Terrorizm (data obrashcheniya: 02.12.2021).

[5] Federal'nyj zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 114-FZ «O protivodejstvii ekstremistskoj deya-tel'nosti» (s izm. i dop.). URL: https://base.garant. ru/12127578/ (data obrashcheniya: 02.12.2021).

[6] Mashekuasheva M.H., Mazdogoeva Z.Z. Nekotorye voprosy preduprezhdeniya ekstremizma v obrazovatel'noj srede // Obrazovanie i pravo. - 2021. - № 8. - S. 274 - 276.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.