О взаимодействии рынка труда и рынка образовательных услуг
Булах Галина Валентиновна,
канд. экон. наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, G344@mail.ru
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что рынок образовательных услуг находится во взаимосвязи с рынком труда. Взаимное приспособление рынка образовательных услуг и рынка труда зависит от формы обучения. Чем длиннее процесс предоставления и сроков образовательных услуг, тем больше временной лаг между взаимным приспособлением рынков, тем выше уровень неформальной неопределенности при выборе вида образовательных услуг, тем больше вероятность структурных диспропорций в профессиональной подготовке кадров
Цель статьи определяется изучением взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
Представленная статья посвящена анализу взаимодействия между факторами рынка труда и системы образования. Выявлены основные противоречия между рынком образовательных услуг и рынком труда в российской экономике. Показана необходимость учета сигналов со стороны рынка труда образовательными организациями. Определяются факторы, обуславливающие качественные изменения рынка труда и, как следствие, системы образования. Определены основные противоречия взаимодействия образовательных учреждений и рынка труда в России.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: теоретико-методологический анализ научной литературы; статистические и количественные методы, сравнение, обобщение. Ключевые слова: образование, рынок труда, институциональная среда, новые компетенции, трудовые отношения, трудоустройство.
В современной экономической литературе существует множество определений рынка труда. В целом можно констатировать, что отечественные экономисты [5; 6; 8] определяют рынок труда как систему социально-экономических (общественных) отношений между субъектами рынка труда по поводу всего комплекса трудовых отношений.
Рынок труда Российской Федерации и регионов имеет ряд ключевых особенностей, таких как низкая приспособляемость к глобальным трансформациям и медленный рост уровня общественного сознания, превалирование застойных форм безработицы, использование устаревших моделей управления человеческими ресурсами, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда по регионам страны, низкая эффективность функционирования институтов социального партнерства в сфере труда и занятости населения, несовершенство действующего законодательства [8, С.30].
Существенную роль в положении на рынке труда играют факторы образования и трудоустройства [6, С.9]. Чем выше у работника уровень образования и квалификации, тем меньше шансов пополнить ряды безработных. Работники с высоким уровнем образования значительно более конкурентоспособны на рынке труда, и вызвано это не только тенденцией инновационного развития экономики и растущей ролью человеческого капитала, но и высокой гибкостью работников данной категории, их способностью к адаптации в новых условиях, возможностью осваивать новые виды трудовой активности [1, С.11].
Трудовые ресурсы в России одни из самых образованных в мире и спрос на образование в нашей стране продолжает увеличиваться, что говорит не только о наследии традиций образования со времен советской власти, но и о современных потребностях населения [4, С.22].
Взаимодействие образовательных организаций и рынка труда в России противоречиво: нарушен баланс межуровневой подготовки; объем, структура и качество образовательных услуг не соответствуют реальным потребностям рынка труда; незначительна роль работодателей в повышении качества профессиональной подготовки; отсутствует единство требований к подготовке специалистов со стороны образовательных учреждений и работодателей; временная несогласованность подготовки специалистов; эпизодичность контрактов образовательных учреждений с работодателями [1, С.12].
Таким образом, необходимо усиление взаимозависимости между институтами системы образования и рынка труда. Взаимодействие этих институтов должно быть двусторонним.
Поведение образовательных организаций формируется под воздействием внутренней и внешней институциональной среды, характерной особенностью последней является ее динамичность и стихийность [3, С.33]. Для выстраивания эффективной политики институтов системы высшего образования по отно-
О 55 I» £
55 П П
о ы
а
а
«
а б
шению к другим факторам институциональной среды необходимо учитывать их влияние. Однако неопределенность институциональной среды функционирования вынуждает образовательные организации заниматься поиском соответствующих образцов, имитирование которых позволяет оправдать свое существование перед агентами институциональных отношений [9, С.164]. Нормы поведения формируются в большей степени: не внутри организаций, а задаются внешними агентами; не представлениями отдельных факторов (например, представителями бизнеса и другие), а институциональной средой, в которую вынуждена встраиваться организация [4, С.28]. Следовательно, необходимо учитывать изменения, происходящие в институциональной среде.
В действительности предприятия испытывают определённый дефицит в работниках, имеющих рабочие специальности, в то время как среди безработных доля таковых ничтожна мала. В.Е. Гимпельсон, Р.И. Капелюшников, О.Б. Жихарева считают, что безработные, имеющие высшее образование, как правило, редко соглашаются трудоустраиваться на рабочие места, не требующей высокой квалификации [3, С.34]. Но тенденция тотального и повсеместного получения высшего образования привела к резкому увеличению таких работников. В результате можно наблюдать существенный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в аспекте уровня профессионального образования [5, С.89]. Другим моментом в рассматриваемой проблеме является несоответствие вакансий предлагаемым услугам труда в разрезе специальностей и направлений подготовки. В то время как экономика испытывает острую потребность в работниках инженерно-технического профиля, значительная часть безработных имеет гуманитарную подготовку.
Сокращение количества квалифицированных инженеров объясняется не только низким уровнем заработной платы, особенно для молодых специалистов, но и существенным снижением престижа данной профессии, а также сложностью профессиональной подготовки специалистов данного направления [1, С.14]. Можно согласится с мнением В. А.Гневашевой, что ситуация усугубляется тем, что на фоне сокращения общего числа абитуриентов, ухудшения качества общеобразовательной подготовки выпускников школ по дисциплинам физико-математического цикла, постоянного усложнения содержания профессионального обучения инженеров (по объективным причинам), уменьшается число молодых людей, желающих поступать и учиться на инженерные специальности [4, С.24].
Отчасти помогают исправить ситуацию меры государственного регулирования, в числе которых следует указать выделение большего количества бюджетных мест для студентов инженерных специальностей, стипендиальную поддержку этих студентов, выделение дополнительных денежных средств на профессиональную подготовку и переподготовку инженерных кадров [8, С.31].
Вместе с тем, это не решает в полной мере проблему дефицита востребованных специалистов. Очевидно, что определённую роль в данном процессе играет рынок образовательных услуг и учебные заведения как субъекты этого рынка [2, С.22]. Специфика упомянутого рынка определяется особенностями
реализуемого на нём товара - образовательные услуги. В последнее время образовательные услуги рассматриваются в качестве общественного и частного блага одновременно, что позволяет утверждать о целесообразности сочетания государственного и рыночного механизмов регулирования реализации образовательных услуг на соответствующем рынке. С одной стороны, государство может владеть более полной и оперативной информацией о ситуации на рынке труда и своевременно предпринимать соответствующие меры для решения актуальных проблем. В частности, государство может влиять на структуру подготовки молодых специалистов, располагая необходимыми для этого финансовыми инструментами, идеологическими, социальными и пр. С другой стороны, мы наблюдаем недостаточную оперативность и эффективность государственного урегулирования рассматриваемой нами проблемы [7, С.12]. Государство не осуществляет должного прогнозирования потребностей в специалистах и соответствующее ему планирование подготовки квалифицированных кадров в том количестве и того уровня, которые действительно востребованы экономикой.
Рыночный механизм регулирования процесса реализации образовательных услуг является более гибким и оперативным. Рынок в силу своей природы должен быстро реагировать на изменение потребностей покупателей, предлагая им тот товар, который востребован в данный момент времени. Но, как и всякий товар, любой рынок имеет свои особенности, что отражается на механизме его функционирования.
Рынок труда нуждается в новых специалистах, способных работать в новых экономических условиях с учетом постоянно ускоряющегося развития. Важную роль в устранении несоответствий выпускаемых специалистов и потребностям бизнеса играют системы профессионального отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних специальных заведений. Необходимы изменения в системе высшего образования: его реорганизации с учетом востребованных в будущем компетенций; формирование образовательного пространства, в котором могут формироваться новые навыки и компетенции.
Таким образом, для формирования механизма взаимодействия предлагается разработать и внедрить интерактивную систему интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг, позволяющую согласовать интересы трех сторон: предприятий-работодателей, вузов и специалистов, выпускаемых системой профессионального образования. Кроме того, данная система даст возможность осуществлять подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда, так как в ней заложен механизм сотрудничества предприятий и вузов уже в процессе подготовки и обучения студентов, а также механизм трудоустройства.
Литература
1. Будущее образования: глобальная повестка -М.: Эко^ес^ 2015 -204 с.
2. Булах Г.В. Проблемы и перспективы управления развитием рынка труда в муниципальных образованиях субъектов РФ, монография / Г.В.Булах, Н.В.Исаев - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. - 143 с.
3. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Жихарева О.Б. Движение рабочих мест: что говорит российская статистика: препринты. Высшая школа экономики. Серия WP3 «Проблемы рынка труда».
2014. № 2.
4. Гневашева В. А. Предпосылки и перспективы интеграции рынка образовательных услуг и рынка труда России//Знание. Понимание. Умение. - 2014. -№3. - С.24 - 30.
5. Камашева А.В., Халиков А.Л. Человеческий капитал как фактор экономической безопасности страны // Экономические науки №97, 2012 - с. 70
6. Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Н. Ильина, К. Леонард, Д. Л. Лопатников, О. Б. Хорева [и др.] ; под общ. ред. Ф. Т. Прокопова. М.: Издательство Юрайт,
2015. 351 с
7. Труд и занятость в России. 2015: стат. сборник. М.: Росстат, 2015. 661 с.
8. Фахрутдинова Е.В. Рынок труда в России и динамика его потребностей // Экономические науки №110, 2014 - с. 44
9. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (Дата обращения 01.04.2016)
On the interaction of labor market and market of educational services
Bulakh G.V.
Russian state pedagogical university of A.I. Herzen
The relevance of the chosen topic is explained by the fact that the market of educational services is in relation to the labour market. Mutual adaptation of the educational services market and labour market depends on learning. The longer the process and timing of provision of educational services, the longer the time lag between the mutual adaptation of the markets, the higher the level of informal uncertainty when choosing the type of educational services, the more likely the structural imbalances in the professional training
The purpose of the article is determined by studying the interaction of labor market and market of educational services.
The article is devoted to the analysis of interactions between actors of the labour market and the education system. The basic contradiction between the educational market and the labour market in the Russian economy. The necessity of the consideration of signals from the labour market by educational institutions. The factors causing qualitative changes in the labour market and, consequently, of the education system. The basic contradiction of Interaction between educational institutions and labor market in Russia.
To achieve this goal following methods were used: theoretical-methodological analysis of scientific literature; quantitative and statistical methods, comparison, generalization.
Keywords: health care, innovations, competition, marketing, medical organization, medical services, private clinic.
References
1. The future of education: a global agenda - M: Skoltech, 2015 -204 C.
2. Bulls. Problems and prospects of management of market development of work in municipalities of territorial subjects of the Russian Federation, the monograph / G.V. Bulakh, N. V. Isaev - SPb.: Publishing house СП6ГУСЭ, 2011. - 143.
3. Gimpelson V. E., Kapelyushnikov R. I., Zhikhareva O. B. job turnover: what the Russian statistics tells us: preprints. Higher school of Economics. WP3 series "the Problems of the labour market". 2014. No. 2.
4. Gnevasheva V. A. Prerequisites and prospects of integrating the market of educational services and labor market in Rus-sia//Knowledge. Understanding. Skill. - 2014. - No. 3. - S. 24 - 30.
5. Kamashev A.V., Khalikov A. L. Human capital as a factor of economic security of the country // Economic science No. 97, 2012 - p. 70
6. Regional economy and management development: tutorial and workshop for undergraduate and graduate / I. N. Ilyin, K. Leonard, D. L. Lopat-nikov, Khoreva O. B. [and others] ; under the General editorship of F. T. Prokopov. M.: Publishing House Of Yurayt, 2015. 351
7. Labour and employment in Russia. 2015: stat. collection. M.: Rosstat, 2015. 661 p.
8. Fahrutdinova E. V. the labor Market in Russia and the dynamics of their needs // Economic science No. 110, 2014 - p. 44
9. Federal state statistics service. Electronic resource. Mode of access: http://www.gks.ru/ (accessed 01.04.2016)
О R U
£
R
n