Научная статья на тему 'Анализ рынка образовательных услуг Украины в контексте социально-экономической безопасности'

Анализ рынка образовательных услуг Украины в контексте социально-экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРОБЛЕМЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гирман Алла Павловна, Земляной Дмитрий Александрович, Гнатченко Константин Сергеевич

Цель статьи заключается в исследовании актуальных проблем образовательных услуг Украины и поиске направлений их решения. На национальном уровне рассмотрена проблема подготовки выпускников с уровнем квалификации, адекватным спросу на работников определенной специальности, а также необходимость определять изменения объемов спроса на образовательные услуги с целью адаптации к ним системы образования. Обоснованы показатели спроса и предложения, методика диагностики конъюнктуры рынка образовательных услуг. Анализ предложенных индикаторов позволит определить место вузов на рынке образовательных услуг и прогнозировать конъюнктуру рынка в будущем, а также определять пропорциональность между рынком образовательных услуг и рынком труда. Перспективами дальнейших исследований в данном направлении являются разработки, касающиеся взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг путем изучения их состояния и построения текущих и стратегических прогнозов с учетом социально-экономической безопасности страны. Трансформация общества на рыночных началах, формирование информационной цивилизации требуют новой концепции образования, переосмысления его роли, форм организации и финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гирман Алла Павловна, Земляной Дмитрий Александрович, Гнатченко Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка образовательных услуг Украины в контексте социально-экономической безопасности»

УДК 338.2

анализ рынка образовательных услуг украины в КОНТЕКСТЕ социально-экономической безопасности

© 2016

ГИРМАН А. П., ЗЕМЛЯНОЙ Д. А., ГИАТЧЕИКО К. С.

УДК 338.2

Гирман А. П., Земляной Д. А., Гнатченко К. С. Анализ рынка образовательных услуг Украины в контексте

социально-экономической безопасности

Цель статьи заключается в исследовании актуальных проблем образовательных услуг Украины и поиске направлений их решения. На национальном уровне рассмотрена проблема подготовки выпускников с уровнем квалификации, адекватным спросу на работников определенной специальности, а также необходимость определять изменения объемов спроса на образовательные услуги с целью адаптации к ним системы образования. Обоснованы показатели спроса и предложения, методика диагностики конъюнктуры рынка образовательных услуг. Анализ предложенных индикаторов позволит определить место вузов на рынке образовательных услуг и прогнозировать конъюнктуру рынка в будущем, а также определять пропорциональность между рынком образовательных услуг и рынком труда. Перспективами дальнейших исследований в данном направлении являются разработки, касающиеся взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг путем изучения их состояния и построения текущих и стратегических прогнозов с учетом социально-экономической безопасности страны. Трансформация общества на рыночных началах, формирование информационной цивилизации требуют новой концепции образования, переосмысления его роли, форм организации и финансирования. Ключевые слова: рынок образовательных услуг, проблемы, оптимизация, спрос, предложение, социально-экономическая безопасность, партнерство. Рис.: 1. Табл.: 5. Библ.: 10.

Гирман Алла Павловна - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры экономики и социально-трудовых отношений, Университет таможенного дела и финансов (ул. Владимира Вернадского, 2/4, Днепр, 49004, Украина) E-mail: nika.message@gmail.com

Земляной Дмитрий Александрович - студент, Университет таможенного дела и финансов (ул. Владимира Вернадского, 2/4, Днепр, 49004, Украина)

E-mail: nekliff@gmail.com

Гнатченко Константин Сергеевич - студент, Университет таможенного дела и финансов (ул. Владимира Вернадского, 2/4, Днепр, 49004, Украина)

E-mail: nekliff@gmail.com

УДК 338.2

Прман А. П., Земляний Д. О., Гнатченко К. С. Аналiз ринку освтшх послуг Украни в контекстi соцiально-економiчно¡ безпеки

Мета статт'> полягае в досл'дженш актуальних проблем осв'тшх послуг Укра/ни та пошуков1 напрямюв /х виршення. На нацональному р'юш розглянуто проблему тдготовки випускниюв з р'внем квал'ф'ша-цИ, адекватним попиту на прац1вниюв певно! спе^альностi, а також необхiднiсть визначати змни обсягiв попиту на освiтнi послуги з метою адаптаци до них системи освти. Об(рунтовано показники попиту та пропозицИ, методику д'шгностики кон'юнктури ринку осв'тшх послуг. Анал'в запропонованих шдикатор'в дозволить визначити мс-це виш'в на ринку остттх послуг i прогнозувати кон'юнктуру ринку в майбутньому, а також визначати пропорцштсть мiж ринком остттх послуг i ринком працi. Перспективами подальших до^джень у да-ному напрямку е розробки, що стосуються взаемоди ринку прац та ринку осв'тшх послуг шляхом вивчення 1'х стану i побудови поточних i стратегчних прогнож з урахуванням соцiально-економiчноi' безпеки кра/ни. Трансформа^я сусп'шьства на ринкових засадах, формування iнформацiйноi' цивЫзацп вимагають новоi концепцИ освти, пере-осмислення iiрол'>, форм органiзацii'та фшансування. Ключов'1 слова: ринок осв'тн'к послуг, проблеми, оптимiзацiя, попит, пропози^я, соцiально-економiчна безпека, партнерство. Рис.: 1. Табл.: 5. Шбл.: 10.

Прман Алла Павл'юна - кандидат полтичних наук, доцент, доцент кафедри економки та со^ально-трудових в'дносин, Утверситет митноiсправитаф'нанав (вул. ВолодимираВернадського, 2/4,Дтпро, 49004, Укра/на)

E-mail: nika.message@gmail.com

Земляний Дмитро Олександрович - студент, Утверситет митноi справи та фiнансiв (вул. Володимира Вернадського, 2/4, Дтпро, 49004, Укра/на)

E-mail: nekliff@gmail.com

Гнатченко Костянтин Сергйович - студент, Утверситет митноi справи та фiнансiв (вул. Володимира Вернадського, 2/4, Дтпро, 49004, Укра/на)

E-mail: nekliff@gmail.com

UDC 338.2

Girman A. P., Zemlianoy D. A., Gnatchenko K. S. The Analysis of the Market of Educational Services in Ukraine in the Context of the Socio-Economic Security

The article is aimed at studying the topical problems of the educational services in Ukraine and finding solutions to them. The article considers at the national level the problem of training of graduates with the qualification level, which is adequate towards the demand for workers in certain professions, as well as the need to determine the change in volumes of the demand for educational services with a view to an appropriate adaptation of the education system. The supply and demand indicators, the methods for diagnostic of conjuncture of the market of educational services have been substantiated. The analysis of the proposed indicators will provide for determining the place of institutes of higher education in the market of educational services and predict the status of this market in the future, as well as measuring the proportionality between the market of educational services and the labor market. Prospects for further research in this area are the developments, related to interaction between the labor market and the market of educational services by studying their status as well as building both current and strategic projections taking account of the socio-economic security of the country. Transformation of society on the basis of market relations, establishing the information civilization require new educational concept, rethinking its role, forms of organization and financing.

Keywords: market of educational services, problems, optimization, demand, supply, socio-economic security, partnership. Fig.: 1. Tabl.: 5. Bibl.: 10.

Girman Alla P. - PhD (Politics), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Social and Labor Relations, University of Customs and Finance (2/4 Volodymyr Vernadskii Str., Dnipro, 49004, Ukraine) E-mail: nika.message@gmail.com

Zemlianoy Dmitriy A. - Student, University of Customs and Finance (2/4 Volodymyr Vernadskii Str., Dnipro, 49004, Ukraine) E-mail: nekliff@gmail.com

Gnatchenko Konstantin S. - Student, University of Customs and Finance (2/4 Volodymyr Vernadskii Str., Dnipro, 49004, Ukraine) E-mail: nekliff@gmail.com

Вопрос реформирования рынка образовательных услуг является важным и актуальным сегодня, поскольку с ним связано обеспечение квалифицированными кадрами экономики страны и, по большому счету, её социально-экономической безопасности. Ведь безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов каждого гражданина, общества и государства (в том числе в социальной и гуманитарной сфере).

В последнее время все больше обостряется проблема несоответствия рынка образовательных услуг потребностям рынка труда, что обусловливает необходимость научных исследований. Современные ученые В. Дмитриев, И. Каленюк, Н. Кондратьев, О. Костенко, О. Кратт, В. Кремень, А. Гирман и др. [1-3; 5-8] работают над решением проблем в этой сфере.

Перед образовательной сферой всегда стояла проблема подготовки выпускников с уровнем квалификации, адекватным спросу на работников определенной специальности. Необходимость определять изменения объемов спроса на образовательные услуги с целью адаптации к ним системы образования также не нова.

Как любой другой рынок, рынок образовательных услуг предполагает наличие специфического продукта или услуги (знаний, умений и навыков личности); цены обучения; направлений распределения и продвижения этих услуг на рынок. Услуга профессионального образования является товаром особого рода. Поэтому потребность в услугах образования как общественного блага выражается через механизм общественного выбора в виде принятия решения относительно поступления в конкретное учебное заведение, на тот или иной факультет, вообще избрания соответствующего престижного и привлекательного уровня образования. Этот выбор подвергается влиянию многих факторов. Так, уровень спроса населения на услуги образования может варьировать в связи с правилами приема в учебные заведения, уровнем требований к качеству знаний абитуриентов, а также с престижем на отдельные профессии и специальности.

Оценить рынок образовательных услуг достаточно сложно. Его эффективность проявляется только через рынок труда, где сосредоточен профессионально-квалификационный потенциал молодых специалистов и где происходит их профессиональная самореализация (рис. 1).

Методика диагностики конъюнктуры рынка образовательных услуг, может заключаться в осуществлении комплексной экономической оценки посредством системы таких показателей как спрос, предложение, их пропорциональность, сбалансированность, цикличность и стихийность рынка образовательных услуг в условиях трансформации и интеграции в международный образовательный рынок. То есть система конъюнктурных показателей, приобретает вид: спрос на образовательные услуги (количество поданных заявлений для поступления, динамика и эластичность спроса); предложение образовательных услуг (лицензированный объем набора; количество вузов, функционирующих на рынке; количество и направления подготовки специалистов, что предлагают вузы на рынке труда); пропорциональность и сбалансированность рынка (соотношение спроса и предложения, численность студентов, зачисленных на первый курс, общая численность студентов, уровень цен). Они являются важнейшими индикаторами ситуации на рынке образовательных услуг.

Поэтому структуру конъюнктуры рынка образовательных услуг вузов целесообразно рассмотреть через диагностику ее элементов, раскрытие их природы и определения динамики. Анализ этих составляющих позволит определить место вузов на рынке образовательных услуг и прогнозировать конъюнктуру рынка образовательных услуг в будущем, а также определять пропорциональность между рынком образовательных услуг и рынком труда.

С

+

тоит заметить, что анализируя спрос и предложение на рабочую силу, нагрузки на вакансию и тому подобное, следует учитывать следующее: далеко не все незанятое население обращается в центры занятости, потому, что существует много альтернативных и зачастую более эффективных, форм трудоустройства (через негосударственные агентства, кадровые службы, сеть Internet, по рекомендациям знакомых). Исходя из этого, объем безработных и незанятых в стране на полном рынке труда гораздо больше, и по предварительным расчетам, почти вчетверо превышает его официальную отметку; не все работодатели подают полную информацию о имеющихся вакансиях и свободных ра-

Спрос

- интересы работодателей;

- количество людей с соответствующими знаниями

РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Предложение - количество образованных людей по сферам и уровням знаний

Рис. 1. Взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг

бочих местах. Обычно наиболее привлекательные, в т. ч. материально, вакансии заполняются предприятиями (фирмами) самостоятельно или посредством рекрутинговых, хендхантер-ских и других компаний. То есть на полном рынке труда вращается примерно в три раза больше вакансий (рабочих мест) от отметки, зафиксированной в центрах занятости. Последние оперируют в большинстве случаев наиболее непривлекательными вакансиями и свободными рабочими местами; + значительная доля выпускников сознательно учится только ради диплома и планирует свою дальнейшую профессиональную деятельность в частичном, отрыве от полученной специальности. Таким образом, реальная нагрузка на рынок труда в квалификационном разрезе со стороны выпускников гораздо ниже потенциального или расчетного; + существует значительная дифференциация спроса и предложения на рабочую силу в профессиональном разрезе на региональных и отраслевых сегментах отечественного рынка труда. Во многих случаях избыточные профессии в одних регионах, являются дефицитными в других регионах. Исходя из этого, в предложенном анализе важны тенденции, а не конкретные показатели.

Оптимальное функционирование рынка образовательных услуг, как и любого другого рынка, в первую очередь зависит от состояния конкурентной среды. Продавцы и покупатели должны иметь возможность свободно входить на рынок и так же свободно выходить из него. Поэтому увеличение гибкости системы предоставления услуг, уменьшение монополизации, стремление осуществлять свою деятельность с учетом конкурентных преимуществ, ориентация на повышение качества образования особо необходимы.

Однако современная политическая и экономическая ситуации в Украине накладывают свой отпечаток на функционирование сферы образования. Как свидетельствует статистика, при постоянном ежегодном уменьшении выпускников школ уменьшение количества студентов происходит непропорционально высокими темпами. Соответственно дети, которые закончили общеобразовательное учебное заведение, все меньше поступают в вузы. Одна часть выпускников не способна продолжить обучение в вузе из-за определенных социальных и финансовых проблем, другая - ориентирована на получение образования за рубежом. Кроме того, продолжает происходить сокращение количества выпускников школ из-за негативной демографической ситуации в стране (табл. 1).

Состояние рынка образовательных услуг отображено в табл. 2.

Таблица 1

Соотношение между выпуском учащихся общеобразовательных учебных заведений и объемом

государственного заказа [4]

Учебный год Количество лиц, которые закончили школу и получили аттестат о полном общем среднем образовании (тыс. чел.) Количество лиц, обучающихся по государственному заказу (тыс. чел) Количество лиц, обучающихся вне государственного заказа (тыс. чел.) Количество лиц, обучающихся вне государственного заказа (в %) Конкурс (среднее значение) на одно место государственного заказа (чел.)

2012/2013 329 194,7 134,3 40,8% 1,7

2013/2014 304 198,2 105,8 34,8% 1,5

2014/2015* 247 183,1 63,9 25,8% 1,35

т о о

<

о ш

Примечание: * - без учета Автономной Республики Крым, г. Севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции.

Таблица 2

Соотношение количества вузов, численности студентов и выпуска специалистов по годам [4; 9]

Учебный год Количество вузов, ед. Количество студентов в вузах, тыс. чел. Выпущено специалистов, тыс. чел.

1-11 уровней аккредитации III—IV уровней аккредитации !—М уровней аккредитации III—IV уровней аккредитации 1—11 уровней аккредитации III—IV уровней аккредитации

2010/11 505 349 361,5 2129,8 111,0 543,7

2011/12 501 345 356,8 1954,8 96,7 529,8

2012/13 489 334 345,2 1824,9 92,2 520,7

2013/14 478 325 329,0 1723,7 91,2 485,1

2014/15* 387 277 251,3 1438,0 79,1 405,4

2015/16* 371 288 230,1 1375,2 73,4 374,0

Примечание: * - без учета Автономной Республики Крым, г. Севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции.

Следует отметить, что по данным Государственной службы статистики Украины, количество вузов Ш-1У уровней аккредитации в Украине за последние пять учебных лет уменьшилось на 72 заведения, а общее количество студентов в них за этот же период уменьшилось на 691,8 тыс. чел. Табл. 3 отражает показатели количества вузов Ш-1У уровней аккредитации в Украине и количества студентов в этих учебных заведениях на начало определенного учебного года.

При этом в течение 2010-2015 гг. общеобразовательные учебные заведения выпустили примерно одинаковое количество учащихся (в 2010/2011 у. г. - 364 тыс. чел; в 2011/12 у. г. - 215 тыс. чел.; 2012/13 у. г. - 329 тыс. чел.; 2013/2014 у. г. - 304 тыс. чел.; 2014/2015 у. г. -247 тыс. чел. (см. табл. 3).

Стоит заметить, что рынок образовательных услуг характеризуется снижением уровня сбалансированности (табл. 4). Из-за этого происходит усиление конкурентных требований к качеству образовательных услуг вузов.

Поскольку формой реализации полученных образовательных услуг является трудоустройство выпускников учебных заведений, нами установлены диспропорции между выпуском специалистов и потребностью на рынке труда. На рынке образовательных услуг наблюдается доминирование предложения над спросом. Значительная доля специалистов, получающих высшее образование, не трудоустраивается по специальности (табл. 5).

В рамках научного исследования для обоснования зависимости между рынком образовательных услуг и рынком труда были проанализированы факторы, которые влияют на спрос на выпускников на рынке труда. Это соответствие уровня квалификации выпускника требованиям работодателей; насыщенность рынка труда работниками данной специальности; система экономического стимулирования работодателей и др.

Было установлено, что на сегодняшний день трудоустройство выпускников вузов превратилось в одну из острых социальных проблем. Она заключается не

Таблица 3

Сравнение колебания количества выпускников школ и количества студентов в вузах III—IV уровней аккредитации [4]

Учебный год Колебания выпуска учащихся* общеобразовательными учебными заведениями (по сравнению с прошлыми учебными годами), тыс. чел. Уменьшение количества студентов высших учебных заведений III—IV уровней аккредитации (по сравнению с прошлыми учебными годами), тыс. чел.

2010/11 27 1 115,4 1

2011/12 149 1 175,0 1

2012/13 114 Т 129,9 1

2013/14 25 1 101,2 1

2014/15* 57 1 285,7 1

Примечание: * - без учета Автономной Республики Крым, г. Севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции.

Таблица 4

Общегосударственная конъюнктура рынка образовательных услуг вузов

Показатель Период исследования, год

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Принято студентов, тыс. чел. 521,1 419,6 441,1 441,9 361,1 323,1

Темп роста, % - 80,5 105 100 81,7 89,5

1-11 уровни аккредитации, всего тыс. чел. 129,1 105,1 99,8 93,9 69,5 63,2

Темп роста, % - 81,4 77,3 72,7 53,8 48,9

111-1У уровни аккредитации, всего тыс. чел. 392,0 314,5 341,3 348,0 291,6 259,9

Темп роста, % - 80,2 87,0 88,7 74,3 66,3

Лицензионный объем, всего тыс. чел. 264,5 263,4 264,4 265,2 251,4 232,2

Темп роста, % - 99,5 100,1 100 94,8 92,3

1-11 уровни аккредитации, всего тыс. чел. 98,1 78,7 73,8 70,5 53,2 49,1

Темп роста, % - 80 93,7 95,5 75,4 92,3

Ш-М уровни аккредитации, всего тыс. чел. 176,4 184,7 190,6 194,7 198,2 183,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темп роста, % - 104,7 103,9 102 101,7 92,4

Уровень сбалансированности (соотношение спроса и предложения) 1,97 1,59 1,66 1,66 1,43 1,39

1-11 уровни аккредитации, всего тыс. чел. 1,32 : 1 1,33 : 1 1,35 : 1 1,33 : 1 1,31 : 1 1,29 : 1

Темп роста, % - 100,1 101,5 98,5 98,5 98,4

Ш-М уровни аккредитации, всего тыс. чел. 2,22 : 1 1,70 : 1 1,79 : 1 1,78 : 1 1,47 : 1 1,42 : 1

Темп роста, % - 76,6 105 99,4 82,6 96,6

т о о

<

2 ш

Источник: составлено по [4; 9

Таблица 5

Количество зарегистрированных безработных и количество вакансий, по состоянию на 1 марта 2016 г.

Количество зарегистрированных безработных, тыс. чел. Количество вакансий, тыс. ед.

Руководители, менеджеры 66,9 2,7

Профессионалы 42,1 4,9

Специалисты 48,8 3,8

Служащие 30,0 1,5

Работник сферы торговли и услуг 75,1 5,4

Квалифицированные рабочие сельского и лесного хозяйства 26,0 1,0

Квалифицированные рабочие с инструментом 52,1 6,9

Рабочие по обслуживанию, эксплуатации оборудования и машин 91,1 8,6

Простейшие профессии 76,1 4,1

Всего 508,2 38,9

Источник: составлено по [10].

столько в отсутствии рабочих мест, сколько в современных требованиях работодателей, желающих сразу иметь хорошего специалиста, который работал бы за невысокую зарплату. Вместе с тем, выпускники стремятся максимально удовлетворить свои материальные потребности (получение высокой заработной платы), не всегда обладая достаточными практическими навыками по полученной специальности. Вследствие разбаланси-ровки этих интересов возникает проблема безработицы среди молодежи. Кроме того, нужно учесть то, что рынок труда нестабилен, испытывает конъюнктурные колебания, поэтому меняются его потребности и требования к молодым специалистам. А учебные заведения, в частности их выпускники, не всегда вовремя реагируют на эти изменения.

ВЫВОДЫ

С целью оптимизации рынка образовательных услуг можно рекомендовать развитие партнерства по привлечению работодателей, предприятий к непосредственному участию в содержании и обновлении материально-технической базы учреждений образования, разработке и реализации образовательных стандартов, повышении качества специалистов. Наряду с этим следует сконцентрировать внимание на заключении контрактов, которые подтверждают будущее трудоустройство выпускников и на отчетности о выполнении государственных заказов.

Из изложенного следует, что для решения проблемы взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг нужно:

1) разработать новые подходы относительно механизма взаимодействия высшего учебного заведения и предприятий по вопросам обеспечения подготовки кадров, ответственности работодателей за использование квалифицированной рабочей силы;

2) разработать механизм трудоустройства выпускников высших учебных заведений с приспособлением

определенного организационно-распорядительного механизма к условиям рыночной экономики в обществе.

Учитывая это, очевидно стоит адаптировать к украинским реалиям зарубежный опыт комбинированной системы обучения, при которой обучение прерывается периодами практической деятельности (система сэндвич). В этой системе дневное образование после третьего года обучения прерывается годом работы по избранной специальности в организации. В этот период обучение осуществляется по заочной форме. После усвоения первичных профессиональных навыков студент снова возвращается к стационарной форме обучения, при которой половина предметов должны выбираться студентом, учитывая будущую профессиональную деятельность

То есть сегодня государственной задачей должно стать создание социально-экономических механизмов, которые способны включать студента в сферу интересов предпринимательских структур. Предприятия же, в свою очередь, должны быть заинтересованы предоставлять студентам места для прохождения практики, формировать перспективный спрос на молодых специалистов на основе внедрения новых технологий, наработанных высшими учебными заведениями.

На сегодня предприятия не проявляют заинтересованности в сотрудничестве с вузами. Поэтому отсутствие государственной стратегии развития взаимодействия науки и производства привело к тому, что главные наукоемкие отрасли либо находятся в состоянии глубокой депрессии, либо ориентируются на использование преимущественно зарубежных новинок.

Учитывая изложенное, следует обеспечивать взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг путем изучения их состояния и разработки текущих и стратегических прогнозов. Трансформация общества на рыночных началах, формирование информационной цивилизации требуют новой концепции образования, переосмысление его роли, форм организации и финан-

сирования. Изменения в системе образования должны стать решающим фактором устойчивого экономического роста государства. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Вища освгга в Украпн : навч. noci6. / За ред. В. Г. Креме-ня, С. М. Ыколаснка. - К. : Знання, 2005. - 327 с.

2. Прман А. П. Маркетинговi аспекти ринку освггшх по-слуг // Перспективи економiчного i соцiального розвитку нацн ональних економк в умовах глобалiзацií та регiоналiзацií : тези Мiжнар. наук.-практ. штернет-конф. (27 березня 2015 р.). - Дш-пропетровськ, ДДФА, 2015. - С. 299-301.

3. Дмитркв В. Ю. Особливостi ринку освiтнiх послуг у систем вищо' освiти [Електронний ресурс] / В. Ю. Дмитров. -Режим доступу : http://narodnaosvita.kiev.ua/Narodna_osvita/ vupysku/18/statti/dmitriev.htm

4. Звгг про результати аналiзу формування, розмiщення i виконання державного замовлення на пщготовку фахiвцiв з вищою освiтою / Рахункова палата. - Ки'в, 2015 [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.euroosvita.net/prog/data/ attach/4307/zvit_20150811_no_1_5.pdf

5. Каленюк I. До питання про освiтнiй потен^ал кра'ни / I. Каленюк // Економка Укра'ни. - 2011. - № 11 (480). - С. 70-77.

6. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / Н. Д. Кондратьев. - М. : Экономика, 2012. - 767 с.

7. Костенко О. А. Высшее учебное заведение как субъект рыночных отношений [Электронный ресурс] / О. А. Костенко. -Режим доступа : http://studok.net/book/1171-formirovanie-yekonomicheskoj-strategii-vuza-na-rynke-obrazovatelnyx-uslug-referat-kostenko-oa/3-i-osnovnye-idei-i-vyvody-dissertacii.html

8. Кратт О. Методика аналiзу кон'юнктури ринку послуг вищо'' осв™ / О. Кратт // Економiст. - 2010. - № 3. - С. 69-71.

9. Документи Державно' служби статистики Укра'ни: ста-тистична шформа^я / Демографiчна та со^альна Ыформа^я / Освгга / Вищi навчальн заклади [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://ukrstat.org/operativ/operativ2005/osv_rik/osv_r/ vuz_rik_r.htm

10. Документи Державно'' служби статистики Укра'ни: статистична шформа^я /Демографiчна та со^альна Ыформа^я / Ринок прац / Зайня^сть та безробптя [Електронний ресурс]. -Режим доступу : http://ukrstat.org/operativ/menu/menu_r/rp.htm

REFERENCES

Kostenko, O. A. "Vyssheye uchebnoye zavedeniye kak subekt rynochnykh otnosheniy" [Higher education institution as a subject of market relations]. http://studok.net/book/1171-formirovanie-yekonomicheskoj-strategii-vuza-na-rynke-obrazovatelnyx-uslug-referat-kostenko-oa/3-i-osnovnye-idei-i-vyvody-dissertacii.html

Kratt, O. "Metodyka analizu koniunktury rynku posluh vysh-choi osvity" [Methods of analysis of the market of higher education services]. Ekonomist, no. 3 (2010): 69-71.

"Vysshiye uchebnyye zavedeniya" [Educational institutions]. Ukrstat. org - publikatsiya dokumentov Gosudarstvennoy Sluzhby Statistiki Ukrainy. http://ukrstat.org/operativ/operativ2005/osv_ rik/osv_r/vuz_rik_r.htm

Vyshcha osvita vUkraini [Higher education in Ukraine]. Kyiv: Znannia, 2005.

"Zvit pro rezultaty analizu formuvannia, rozmishchennia i vykonannia derzhavnoho zamovlennia na pidhotovku fakhivtsiv z vyshchoiu osvitoiu" [A report on the results of the analysis of the formation, placement and fulfillment of state order for training specialists with higher education]. http://www.euroosvita.net/ prog/data/attach/4307/zvit_20150811_no_1_5.pdf

Dmytriiev, V. Yu. "Osoblyvosti rynku osvitnikh posluh u syste-mi vyshchoi osvity" [Features of the market of educational services in higher education]. http://narodnaosvita.kiev.ua/Narodna_os-vita/vupysku/18/statti/dmitriev.htm

"Demograficheskaya i sotsialnaya statistika / Rynok truda / Zanyatost i bezrabotitsa" [Demographic and social statistics / Labour Market / Employment and unemployment]. Ukrstat. org -publikatsiya dokumentov Gosudarstvennoy Sluzhby Statistiki Ukrainy. http://ukrstat.org/operativ/menu/menu_r/rp.htm

Hirman, A. P. "Marketynhovi aspekty rynku osvitnikh posluh" [Marketing aspects of the market of educational services]. Perspek-tyvy ekonomichnoho i sotsialnoho rozvytku natsionalnykh ekonomik v umovakh hlobalizatsii ta rehionalizatsii. Dnipropetrovsk: DDFA, 2015.299-301.

Kaleniuk, I. "Do pytannia pro osvitnii potentsial krainy" [To the question about the educational potential of the country]. Ekonomika Ukrainy, no. 11 (480) (2011): 70-77.

Kondratyev, N. D. Bolshyye tsikly konunktury i teoriya predv-ideniya [Big cycles of conjuncture and theory of foresight]. Moscow: Ekonomika, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.