Научная статья на тему 'Теоретические аспекты взаимодействия высшего образования и рынка труда'

Теоретические аспекты взаимодействия высшего образования и рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / THE LABOR MARKET / THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / NEW COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганян А.А.

Статья посвящена анализу взаимодействий между акторами рынка труда и системы образования. Выявлены основные противоречия между рынком образовательных услуг и рынком труда в российской экономике. Показана необходимость учета сигналов со стороны рынка труда образовательными организациями. Определяются факторы, обуславливающие качественные изменения рынка труда и, как следствие, системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты взаимодействия высшего образования и рынка труда»

Оганян А.А. ©

Аспирант, кафедра общей и прикладной экономики,

Национальный исследовательский Томский государственный университет

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И

РЫНКА ТРУДА

Аннотация

Статья посвящена анализу взаимодействий между акторами рынка труда и системы образования. Выявлены основные противоречия между рынком образовательных услуг и рынком труда в российской экономике. Показана необходимость учета сигналов со стороны рынка труда образовательными организациями. Определяются факторы, обуславливающие качественные изменения рынка труда и, как следствие, системы образования.

Ключевые слова: образовательная организация, рынок труда, институциональная среда, новые компетенции.

Keywords: educational organization, the labor market, the institutional environment, new competencies.

Становление информационной экономики обуславливает тесное взаимодействие равноправных акторов формирующейся тройной спирали - рынка труда, научнообразовательной системы и государства. В статье будет рассматриваться одна из форм взаимодействия в российской экономике - рынка труда и высшей школы.

Проблемы взаимодействия образования и рынка труда рассматриваются в исследованиях Э. Гидденса, В. Осипова, М. Руткевича, И. Яковлев и других. Процессы, происходящие на российском рынке труда, анализируются такими авторами, как А. Гуртов, В. Васильев, Р. Капелюшников, А. Ананьев и другими.

Отметим, что взаимодействие между образовательными учреждениями и акторами реального сектора рассматривалось еще в работах В. Пауэла и Д. Оуэна-Смита [10, С.157], которые отмечали возрождение их взаимодействий в области бионауки. В то же время, необходимо учитывать отличия отношений между этими акторами в настоящее время: более быстрое устаревание компетенций специалистов, у фирм все меньше причин нанимать узконаправленного специалиста не способного к иному виду деятельности, быстрой переориентации и переквалификации. Современный процесс овладения работника определенными компетенциями, способного к конкретному виду труда в рамках разделения труда, предполагает не только четко определять свою сферу компетенции, но при этом представлять и различать сферы компетенции партнеров, в том числе межотраслевых, уметь реагировать на их решения в рамках своих компетенций.

В качестве известного примера эффективного взаимодействия образовательных учреждений и рынка труда можно привести. Великобританию, где каждый год публикуется «Заявление о требованиях к квалификациям высшего образования» [6, C.7], которое разрабатывается совместно всеми акторами институциональной среды. В документе максимально учитываются изменения требований рынка труда, он служит ориентиром для учебных организаций при разработке и реализации стратегий пригодности выпускников к занятости. Еще в 2001 году были организованы секторальные советы (лицензируемые и финансируемые правительством страны), формирующие и определяющие требования к профессии в соответствии с меняющимися требованиями. В Шотландии в 2004 г. был опубликован правительственный документ под характерным названием: «Учить работать», в

© Оганян А.А., 2016 г.

котором подчеркивается, что качеству образования в первую очередь способствуют усилия вузов по систематическому развитию современной культуры образования, называемой культурой «научить учиться»; учебные планы должны отражать формирование знаний и умений, а также практических навыков в соответствии с ожиданиями работодателей и других заинтересованных сторон [6, С. 11]. В то же время, правительство Великобритании считает, что в обществе, основанном на знаниях, экономическая конкурентоспособность и повышение уровня жизни предполагает выстраивание эффективного взаимодействия и разделения функций по развитию знаний между бизнесом и высшим образованием. Вузы в современных условиях должны выстраивать свою деятельность в интересах развития экономики [9, С.107-110].

Взаимодействие образовательных учреждений и рынка труда в России противоречиво: нарушен баланс межуровневой подготовки; объем, структура и качество образовательных услуг не соответствуют реальным потребностям рынка труда; незначительна роль работодателей в повышении качества профессиональной подготовки; отсутствует единство требований к подготовке специалистов со стороны образовательных учреждений и работодателей; временная несогласованность подготовки специалистов; эпизодичность контрактов образовательных учреждений с работодателями [1, С.8863-8867].

Таким образом, необходимо усиление взаимозависимости между институтами системы образования и рынка труда. Взаимодействие этих институтов должно быть двусторонним.

Поведение образовательных организаций формируется под воздействием внутренней и внешней институциональной среды, характерной особенностью последней является ее динамичность и стихийность. Для выстраивания эффективной политики институтов системы высшего образования по отношению к другим акторам институциональной среды необходимо учитывать их влияние. Однако, неопределенность институциональной среды функционирования вынуждает образовательные организации заниматься поиском соответствующих образцов, имитирование которых позволяет оправдать свое существование перед агентами институциональных отношений [8, С.164]. Нормы поведения формируются в большей степени: не внутри организаций, а задаются внешними агентами; не

представлениями отдельных акторов (например, представителями бизнеса и другие), а институциональной средой, в которую вынуждена встраиваться организация. Следовательно, необходимо учитывать изменения, происходящие в институциональной среде.

Современный рынок труда подвержен влиянию факторов (см. рис. 1), происходящих в мировой экономике:

1. Появление новых отраслей производства, для которых характерны новые материалы, новые технологии локального производства (3D печать), технологии умной среды (умный транспорт и другие), бытовая робототехника, биотехнологии, новые технологии производства энергии (биотопливо, биогаз и другое).

2. Промышленное производство функционирует на иной технологической основе, чем производство предыдущего уклада [3, С. 43].

3. Смена модели организации бизнеса и управления в отраслях: переход от жестко иерархических организационных структур к сетевым структурам [3, С. 47], в центре которой модель «обучающейся организации».

4. Цифровизация экономики. Прошедшая в 2000-х «революция оцифровки» перевела работу над исследованиями и разработками в специализированные цифровые среды [3, С. 50]. Одновременно произошла унификация набора стандартных решений (модульность производства), что привело к возможности осуществлять разработку и производство продукта сразу несколькими исследовательскими группами из разнообразных компаний. Координаторами такой деятельности выступают инженеры особого рода, онтологи, описывающие «базовый словарь» проектирования и производства нового продукта с учетом его будущего использования. Такого рода управление и работа в проектах требует обучения

новым компетенциям - системное мышление, способность программировать разные типы устройств [3, С. 47].

Рис. 1 - Простая схема факторов, изменяющих рынок труда

5. К факторам влияния можно отнести происходящие социальные процессы: глобализация, рост среднего класса и изменение потребительских предпочтений, экологизация образа жизни и производственных процессов, смена образа жизни [3, С. 49].

Эти изменения обуславливают постепенные изменения структуры занятости: появляются новые профессии, снижается спрос и исчезают старые [2]; уменьшается число рабочих мест с неизменяющимися компетенциями на протяжении всей жизни; одновременный рост видов деятельности, организованных в виде набора разнообразных проектов; происходит качественное изменение требований к работнику. К этим требованиям относится: умение самостоятельно вести проект, способность к художественному

творчеству, умение использовать программируемые устройства. Отдельно выделим такие требования, как мультиязычность и навыки межотраслевой коммуникации, что обусловлено тем, что бизнес как институциональная единица также подвержен влиянию как внешним (глобализация, социальные факторы и другое), так и внутренним (взаимодействие с другими предприятиями, отраслями) факторам, что обусловлено еще большей концентрацией разделения труда [3, С. 51] и специализацией, переходом на модульность процесса производства. Также намечается переход от работы с машинами к работе с людьми, группами людей [2, С.10].

Все это приводит к тому, что работник все чаще оказывается в условиях высокой неопределенности, что требует от него быстро принимать решения, реагировать на происходящие изменения, управлять собственным временем, понимать, как устроены сложные процессы. То есть, изменяются задачи работника на уровне фирм.

В новых условиях образовательные организации должны доказать свою социальную значимость по отношению к своему институциональному окружению, от которого они зависят [8, С. 165] и, в известной степени, определяют. Следовательно, необходимо реагировать на внешние запросы и ожидания акторов институциональной среды.

Образовательные организации выступают импульсом к инновациям, являясь не только основным поставщиком востребованных специалистов, но и эти специалисты в свою очередь, аккумулируют нужные качества для развития не только в рамках рабочего процесса, но и выходя за рамки и создавая новые процессы, товары, услуги.

Можно предположить, что в ответ на запрос рынка труда образовательные организации формируют новые компетенции, обучают новым востребованным на рынке

знаниям, компетенциям в области самозанятости - «воспитывает нового человека», в соответствии с запросом, способного к саморазвитию и отвечающего новому образу жизни [3, С. 49].

В современных конкурентных условиях, когда усиливается самофинансирование образовательных учреждений, для привлечения большего количества финансовых средств, студентов, потенциальных работодателей для своих выпускников, они подают сигналы основным пользователям информации. В результате этого, например, появляются такие процедуры, как присвоение марки качества, аккредитации, рейтингование и другие способы передачи как можно большей информации «покупателям».

В условиях неопределенности функционирования образовательных организаций очевиднее становятся социальные функции: социализация молодежи, селективная функция.

В итоге экономический субъект становится более восприимчивым к инновациям, что приводит к еще большему и быстрому развитию новых технологий, очередным изменениям в отраслях, производстве и управлении процессами и порождает новые требования на рынке труда.

В то же время, необходимо отметить, что система образования, давая мощный импульс общественному развитию, является достаточно инертной, не успевая своевременно реагировать на стремительные изменения в общественной жизни [4, С. 104]. В настоящий момент в России преобладает фундаментальный характер образования, что отражается в оснащении студентов избыточными знаниями. Эта практика показывает [6, С. 15], что такая модель обучения характеризуется перепроизводством невостребованных знаний: структурное перепроизводство (излишние кадры), латентное перепроизводство (обучение дисциплинам, излишним для успешной профессиональной деятельности).

В рамках Болонского процесса представлены две концепции, каждая их которых имеет свою сферу применения: 1) «пригодности к трудоустройству» - совокупность учебных достижений, которые повышают вероятность трудоустройства, успешной работы в интересах самого выпускника, дальнейшего развития человеческого капитала, общества и экономики; 2) «хорошо обучающийся профессионал», который формируется в ходе образовательного процесса, где бакалавриат рассматривается как базис для дальнейшего развития в качестве профессионала, основные качества - «уметь учиться», «учится, чтобы работать» [7, С. 216-219].

Таким образом, рынок труда нуждается в новых специалистах, способных работать в новых экономических условиях с учетом постоянно ускоряющегося развития. Важную роль в устранении несоответствий выпускаемых специалистов и потребностям бизнеса играют системы профессионального отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних специальных заведений. Необходимы изменения в системе высшего образования: 1) его реорганизации с учетом востребованных в будущем компетенций; 2) формирование образовательного пространства, в котором могут формироваться новые навыки и компетенции.

В статье использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта (№ НУ 8.1.46.2015 С), в рамках Программы «Научный фонд им. Д.И. Менделеева Томского государственного университета» в 2015 г.

Литература

1. Арсентьева Н. М. Роль системы дополнительного профессионального образования в подготовке кадрового потенциала региона [Электронный ресурс] // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. М.: ИС РАН. - 2012. - URL: http://www.isras.ru/vsf_iv_okt_2012.html (дата обращения: 15.12.2015).

2. Атлас новых профессий - М.: Сколково, 2015 - 287 с.

3. Будущее образования: глобальная повестка - М.: Skoltech, 2015 -204 с.

4. Гуртов В. А. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / В.А. Гуртов, В.Н. Васильев, Е.А. Питухин - М.: Техносфера, 2007. - 680 с.

5. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. - 237 с.

6. Лукичев Г.А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей // Экономика образования. - М.: СГУ. - 2005. - № 4. - С. 5-21.

7. Лукичев Г.А. Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса / Г.А. Лукичев. - М.: Готика, 2005. - 382 с.

8. Экономика университета: институты и организации: сб. пер. ст. с коммент. / пер. с англ. под ред. М. В. Семеновой. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. - 2007. - 249 с.

9. Lambert Review of Business-University Collaboration [Электронный ресурс]: final Report. - L., 2003. - URL: http://www.eua.be/eua/jsp/en/upload/lambert_review_final_450.1151581102387.pdf (дата обращения: 15.12.2015).

10. Powell W., Owen-Smith J. Universities and the Market for Intellectual Property in the Life Sciences // Journal of Policy Analysis and Management. - 2000. - Vol. 17. - No. 2. - P. 253-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.