Научная статья на тему 'О ВЫЖИВАЕМОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВАКЦИННЫХ ШТАММОВ ВИРУСА ПОЛИОМИЕЛИТА ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ'

О ВЫЖИВАЕМОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВАКЦИННЫХ ШТАММОВ ВИРУСА ПОЛИОМИЕЛИТА ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SURVIVAL AND RESISTANCE OF POLIOMYELITIS VIRUS VACCINAL STRAINS IN THE EXTERNAL ENVIRONMENT

The studies covered the survival of poliomyelitis virus vaccinal strains in water and soil and their resistance to drying, high temperature, storage at different temperatures ultraviolet radiations and to the action of certain chemical compounds. Similar investigations were carried out with virulent strains of the poliomyelites virus. The survival and the inactivation of the virus in the tested materials were determined by the cytopathological effect produced in the HEp-2 cell culture. The isolated viruses were identified by means of the neutralization test with specific sera. The results obtained showed that both the vaccinal and virulent strains of the tested virus could survive in the external environment for a long time with practically very little difference in the survival and resistance rates between the vaccinal and virulent strains of poliomyelitis virus, in these conditions.

Текст научной работы на тему «О ВЫЖИВАЕМОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВАКЦИННЫХ ШТАММОВ ВИРУСА ПОЛИОМИЕЛИТА ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ»

стр. 42. — В е s s е у О. A., White R. L., J. Nutr., 1942, v. 23, p. 195. — Harris L. J., Lancct, 1943, v. l", p. 515. — Koch P. Цит. V. M. Roberts, L. J. Roberts. — Roberts V. M., Roberts L. J., J. Nutr., 1942, v. 24, p. 25. — S h e 1 b у P. Цит. V. M. Roberts, L. J. Roberts. — Storvick C. A., Finckl M. I., et al., J. Nutr., 1947, v. 33, p. 529.

Поступила SJll 1964 r.

Л STUDY OF VITAMIN S REQUIREMENT IN ADOLESCENTS

T. N. Khaustova

The phagocytic activity of neutrophilic blood leukocytes in respect to staphylococci (type P—209) was studied as one of the main indicators in the vitamin С provision. It was found that under boarding school conditions the vitamin С requirement of adolescents engaged in labour processes and physical training amounted to 100 mg.

УДК 576.858.23.095.1.095.5

О ВЫЖИВАЕМОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВАКЦИННЫХ ШТАММОВ ВИРУСА ПОЛИОМИЕЛИТА ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ1

О. В. Бычковская, И. С. Бабина, О. Д. Иванова, Л. Ф. Киселева

Научно-исследовательский институт вирусных инфекций, Свердловск

В результате широкого применения живой вакцины против полиомиелита в окружающую среду может попадать большое количество вакцинного вируса. В связи с этим заслуживает внимания изучение вопроса о длительности сохранения применяемых вакцинных штаммов во внешней среде.

Ниже представлены материалы исследований выживаемости вакцинных штаммов полиовируса во внешней среде (воде и почве) и их устойчивости к действию некоторых физических и химических факторов (температуре, прогреванию, высушиванию, ультрафиолетовым лучам, кислотам и щелочам). В опытах использованы вакцинные штаммы Седина LSc 2 ab (I тип), Р712 ch, 2 ab (II тип), Leon 12 ajb (III тип) и вирулентные штаммы Врунден (I тип), MEF (II тип) и Сокетт (III тип).

Для изучения длительности сохранения вакцинных и вирулентных штаммов полиовируса в воде использовали речную (загрязненную) и водопроводную (дехлорированную) воду. Во флаконы с нестерилизованной и стерилизованной водой, взятой в равных объемах, вносили одинаковое количество исследуемого вируса — 200—500 ТЦПД50 на 1 мл воды. Флаконы с зараженной водой держали под ватными пробками и хранили в темноте в различных температурных условиях — при 37 18—20 и 4°. Сразу после внесения вируса в воду, а затем через различные промежутки времени брали пробы и определяли в них наличие вируса на клетках НЕр-2 ло цитопатическому эффекту (в каждую пробирку вносили 0,2 мл испытуемой жидкости и 1,8 среды 199 без сыворотки).

Длительность сохранения полиовируса в почве изучали со следующими образцами почв: луговочерноземная, суглинистая и супесчаная — pH 5,8—6,2 (образцы почв были лредоставлены кафедрой почвоведения Свердловского сельскохозяйственного института). После тщательного растирания в ступке .и просеивания через металлическое сито с отверстиями диаметром 0,1 см часть почвы стерилизовали в автоклаве; другую часть использовали нестерилизованной. Образцы почв заражали вирусом из расчета 300 000 ТЦПД50 на 1 г почвы. Первую выемку из зараженной почвы осуществляли через 1—2 часа после внесения в нее вируса, .а затем через различные промежутки времени. Каждую пробу почвы весом 1 г растирали в ступке с 9 мл среды 199, а затем центрифугировали 10 мин. при 6000 об/мин, надосадочную жидкость отсасывали и определяли наличие в ней вируса путем заражения клеток НЕр-2. Контролем служили взвеси соответствующих вирусов в среде 199, взятых в тех же дозах

#

1 Материалы доложены на VI и VIII научной сессии Института полиомиелита и вирусных энцефалитов АМН СССР в сентябре 1961 г. и в июне 1963 г.

г § | М

и хранившихся при тех же условиях, что и опытные. Специфичность выделенных вирусов определяли по цитопатическому эффекту в субкультурах и методом нейтрализации соответствующими специфическими сыворотками.

При изучении устойчивости вирусов к высушиванию флаконы под ватными пробками, содержавшие вирус в разведении 10-1 в объеме 0,1 мл, помещали в эксикатор с серной кислотой или хлористым кальцием. В контрольных опытах для сохранения влаги на дно эксикатора вместо хлористого кальция наливали воду. Опыты ставили при комнатной температуре. Устойчивость штаммов полиовируса при различных температурных условиях хранения испытывали следующим образом: пеницил-линовые флаконы, содержавшие вирус в разведении 1СМ в объеме 2 мл, тщательно закрывали резиновыми пробками и хранили при 4, 18—20 и 3'/°. Через определенные сроки брали пробы и определяли присутствие вируса путем титрации на культурах клеток НЕр-2.

А

37

Ш

Ш

I

Ж

Б

//

I

Ж

37

20

4

11

37

О ~ПС ,О

го

Рис. I. Выживаемость вируса полиомиелита в воде при комнатной температуре (в днях).

А — водопроводная вода; Б — речная вода; / — нестерилизованная. // — стерилизованная вода.

Рис. 2. Выживаемость вируса полиомиелита в нестерилизованной воде при разных температурах (в днях).

А — водопроводная вода; Б — речная вода. Цифры под столбиками — температура хранения.

При исследовании устойчивости полиовируса к нагреванию ряд пробирок, содержавших равные объемы и концентрации испытуемых вирусов, помещали в водяную баню (50—55°). По истечении определенного времени (от 5 мин. до I часа) пробирки извлекали, помещали в рефрижератор и в конце опыта проводили одномоментное титрование на клетках НЕр-2.

При изучении действия на аттенуированные и вирулентные штаммы вируса-полиомиелита ультрафиолетовых лучей источником последних служила бактерицидная лампа БУВ-30 (220 в). Облучали культуральную жидкость в концентрации 10~1 в чашках Петри (толщина слоя 2 мл, расстояние от источника облучения 540 мм)\ лучи падали перпендикулярно к поверхности жидкости. Время воздействия от 5 до 40 мин.

Действие на полиовирус соляной, уксусной, аскорбиновой кислоты, едкого натра и двууглекислого натрия изучали после различной экспозиции (от 2 до 150 мин.) при комнатной температуре. Выживаемость вируса в исследуемых материалах устанавливали по результатам цитопатогенного действия при титровании на культурах

клеток НЕр-2.

Данные исследований длительности сохранения вируса полиомиелита в воде представлены на рис. 1 и 2. Из рис. 1 и 2 видно, что выживаемость вируса в воде зависит от качества воды, ее стерилизации и температуры хранения. В стерилизованной воде (как водопроводной, так и речной) вакцинные и вирулентные штаммы вируса полиомиелита при 18—20° сохранялись весьма долго (96—99 дней). В нестерилизованной водопроводной и речной воде гибель вируса наступает быстрее: в водопроводной на 37-й день, в речной на 11-й день (см. рис. 1).

Сопоставление продолжительности сохранения полиовируса в воде в зависимости от температурных условий хранения показало, что быстрее всего вирус погибает при 37°, дольше сохраняется при 18—20° и весьма длительно — при 4°. Так, в нестерилизованной водопроводной и речной воде при 37° вирус выживал соответственно 5 и 1 день, при 18—20° — 37 и 11 дней, а при 4° оставался жизнеспособным более-

91 дня — срок наблюдения (см. рис. 2). Результаты изучения выживаемости вируса полиомиелита в почве представлены в таблице.

Как следует из таблицы, длительность сохранения полиовируса в почве зависит от состояния и типа почвы и от температуры хранения. В черноземной нестерилизованной почве вакцинные и вирулентные штаммы полиовируса при 4° оставались жизнеспособными соответственно 59 и 91 день, в стерилизованной же почве вирус сохранялся значи-

Выживаемость вируса полиомиелиата в почве (в днях)

ф Штаммы вируса полиомиелита • Черноземная почва (4°) Суглинистая почва (4°) к 1 Черноземная почва (18—20°) • Суглинистая почва (18—20°) Супесчаная почва (18-20°) •

нестерильная стерильная нестерильная стерильная нестерильная стерильная нестерильная стерильная нестерильная

Вакцинные ....... Вирулентные ...... 59 91 164 152 152 142 164 152 36 47 105 117 45 47 117 117 • 45 47

тельно дольше— 152 и 164 дня. В опыте с суглинистой почвой большой разницы в длительности сохранения полиовируса в зависимости от предварительной стерилизации почвы не выявлено: в нестерилизованной и стерилизованной почве вакцинные штаммы полиовируса остава- && лись жизнеспособными соответственно 152 и 164 дня, вирулентные— 142 и 152 дня.

Продолжительность сохране ния вируса в почве зависит и от температурных условий: при комнатной температуре в нестерилизованной почве вакцинные и вирулентные штаммы вируса полиомиелита выживали соответственно 36 и 47 дней, в стерилизованной—105 и 117 дней. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что вакцинные и вирулентные штаммы полиовируса практически мало отличаются друг от друга по длительности выживания в почве.

Данные об устойчивости вакцинных и вирулентных штаммов полиовируса к высушиванию, к различным температурным условиям хранения, прогреванию, ультрафиолетовым лучам представлены на

рис. 3, 4, 5.

При высушивании вакцинные штаммы оказались более чувствительными, особенно I тип; его гибель отмечена на 4-й день, в то время как вирулентный штамм сохранял жизнеспособность до 17 дней (см. рис. 3).

При хранении изучаемых штаммов вируса полиомиелита в различных температурных условиях (4, 18—20 и 37°) не было обнаружено существенных различий в термоустойчивости между вакцинными и вирулентными штаммами. При 37° жизнеспособность у аттенуированных и вирулентных штаммов сохранялась в течение 16—19 дней, при 18—20° — в течение 130 дней. При 4° те и другие штаммы оставались жизнеспособными весь срок наблюдения (352 дня, см. рис. 4).

%5 4 3

г /

о

I 1

/

3 5 7 10 12 14

Дни наблюдений

Г 13

Рис. 3. лентных

Устойчивость вакцинных и виру-штаммов вируса полиомиелита (тип I) к высушиванию.

штамм Себин I (вакцинный); 2 — штамм

Брунден (вирулентный).

Иные данные получены при испытании термоустойчивости к прогреванию. При 50 и 55° аттенуированные штаммы в разведении 1 : 10 в среде 199 и физиологическом растворе оказались менее устойчивыми, чем вирулентные. Так, вакцинные штаммы сохраняли жизнеспособность при температуре прогревания 55° в течение 5—10 мин., вирулентные 20—30 мин.

Cog.

7 - j.

6 \\ - i л

5 V

4

3 >

2 "1

/

0 •й

\\

Л V

\ N

I I к 1 ; 1 :

5 15 2530 40 50 60 70 30 90 /

Дни наблюдений

У/2

110120 130 149

Рис. 4. Сохранение активности вакцинных и вирулентных штаммов вируса полиомиелита при 18—20 и 37°.

/ — вакцинные штаммы прн 18—20°; 2—вирулентные штаммы (температура та же); 3 — вакцинные штаммы при 37°; 4 — вирулентные штаммы (тем-

пература та же).

7 -

S »

5 -

4 -

3 -

2 - 1

7 - 1

0 -

5 10 15 21) 25 30 35 40

Минуты

Рис. 5. Сохранение активности вакцинных и вирулентных штаммов вируса полиомиелита при воздействии ультрафиолетовых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лучей.

/ — вакцинные штаммы; 2 — вирулентные штаммы. •

В опытах с облучением ультрафиолетовым светом полиовируса не •обнаружено существенных различий в степени устойчивости между вакцинными и вирулентными штаммами. Те и другие сохраняли свою жизнеспособность в течение 20—30 мин. (см. рис. 5).

При изучении устойчивости полиовируса к действию химических веществ установлено, что соляная кислота в разведении 0,5% полностью подавляет жизнедеятельность вакцинных и вирулентных штаммов в течение 10 мин. Более низкие концентрации (0,1—0,3) не оказывают заметного влияния на развитие вируса в течение 40 мин. К действию уксусной и аскорбиновой кислот исследуемые штаммы оказались весьма устойчивыми: 6% раствор этих кислот не инактивировал их в течение 100 мин. и более. Едкий натр в концентрации от 0,2 до 0,4% не инактивировал исследуемые штаммы полиовируса в течение 5—10 мин., в концентрации 0,5% — в течение 1—5 мин., а при воздействии 1% раствора едкого натра полная гибель вируса наступала в течение 2 мин. Двууглекислый натрий в концентрации 1—5% не влиял на жизнедеятельность вируса в течение 60 мин., 10% раствор обеспечивал полную гибель как вакцинных, так и вирулентных штаммов в течение 2 мин.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что вакцинные штаммы полиовируса практически мало отличаются от вирулентных по выживаемости во внешней среде и устойчивости к некоторым физическим и химическим факторам.

Поступила 11/1Х 1963 г.

ON THE SURVIVAL AND RESISTANCE OF POLIOMYELITIS VIRUS VACCINAL

STRAINS IN THE EXTERNAL ENVIRONMENT

O. V. Bychkovskaya, N. S. Babina, O. D. Ivanova, L. F. Kiseleva

The studies covered the survival of poliomyelitis virus vaccinal strains in water and soil and their resistance to drying, high temperature, storage at different temperatures ultraviolet radiations and to the action of certain chemical compounds. Similar investigations were carried out with viruluent strains of the poliomyélites virus. The survival and the inactivation of the virus in the tested materials were determined by the cytopatholo-gical effect produced in the HEp-2 cell culture. The isolated viruses were identified by

means of the neutralization test with specific sera. The results obtained showed that both the vaccinal and virulent strains of the tested virus could survive in the external environment for a long time with practically very little difference in the survival and resistance rates between the vaccinal and virulent strains of poliomyelitis virus, in these

conditions.

• »

УДК 614.7 (092 Хецров)

И. Р. ХЕЦРОВ — ГИГИЕНИСТ И УЧЕНЫЙ

А. П. Ильницкий, А: А. Королев

ё

Кафедра коммунальной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института

им. И. М. Сеченова

В 1963 г. исполнилось 30 лет со дня основания кафедры коммунальной гигиены I Московского медицинского института. Основателем кафедры и первым ее профессором был Илья Романович Хецров.

Имя И. Р. Хецрова, отдавшего много сил и энергии разработке различных вопросов гигиены воды, водоснабжения и санитарной охраны водоемов, в настоящее время мало известно гигиенической общественности. Он трагически погиб в период культа личности Сталина.

И. Р. Хецров родился в 1887 г. Детство и юность провел в Луганске. Окончив в 1908 г. Луганскую гимназию, он поступил на медицинский факультет Харьковского университета. После успешного окончания университета (1913) И. Р. Хецров работал земским врачом и заведующим санитарно-гигиенической лабораторией' во Владимирском, Херсонском и Ставропольском губернских земствах; с 1917 г. по октябрь 1918 г. И. Р. Хецров — санитарный врач Московского губернского отдела здравоохранения.

С начала гражданской войны и до ее окончания И. Р. Хецров в Красной Армии. Он был дивизионным врачом, помощником начальника (8-я армия) и начальником санитарной части армии (9-я армия). По окончании гражданской войны (с 1920 по 1922 г.) Илья Романович занимал должность консультанта-эпидемиолога санитарной части Кавказского фронта и одновременно являлся помощником директора Сани-тарно-бактериологического института в Ростове-на-Дону.

С 1922 по 1924 г. И. Р. Хецров работал санитарным врачом по водоснабжению Москвы и Московской губернии. С этого времени и начинается плодотворная научная деятельность Ильи Романовича, которая вывела его в ряды крупнейших гигиенистов нашей страны. С 1924 г. имя И. Р. Хецрова неразрывно связано с Московским санитарным институтом им. Ф. Ф. Эрисмана, где он последовательно занимал должности помощника директора и директора института (до 1931 г.). В 1931 г. Илья Романович был избран доцентом кафедры социальной гигиены I Московского медицинского института, оставаясь заведующим отделом охраны воды, воздуха и почвы в Институте им. Эрисмана. В 1933 г. И. Р. Хецров избирается профессором кафедры коммунальной гигиены I Медицинского института.

Таков путь ученого — от земского врача до профессора I Московского медицинского института и основателя кафедры коммунальной гигиены.

Начало научной деятельности И. Р. Хецрова, как уже указывалось выше, следует отнести к 1922—1924 гг. Именно в это время появляются такие его работы, как «Санитарно-топографическое обследование района Покровское-Стрешнево», «Водоснабжение селений Московского уезда» и др., являющиеся как бы переходом от практической к научной деятельности. Необходимо особо подчеркнуть, что вся дальнейшая на-

4 Гигиена и санитария, № 8

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.