Античность - Средневековье - Ренессанс. Памятник в контексте эпохи
Сборник 7
К 100-летию со дня рождения И.Е. Даниловой
УДК 069.5
БОТ: 10.28995/2686-7249-2023-1-146-154
О выставке трудов Ирины Евгеньевны Даниловой в Научной библиотеке ГМИИ имени А.С. Пушкина
Ольга Б. Малинковская
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье дается обзор книг и публикаций доктора искусствоведения Ирины Евгеньевны Даниловой, представленных на выставке в читальном зале Научной библиотеки Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, приуроченной к 100-летию их автора. Приведены некоторые эпизоды биографии И.Е. Даниловой, отмечена ее роль в научной работе Музея в конце 1960-х - начале 2000-х гг., а также ее педагогическая деятельность в РГГУ.
Ключевые слова: И.Е. Данилова, ГМИИ имени А.С. Пушкина, древнерусское искусство, Ренессанс, Флоренция, РГГУ
© Малинковская О.Б., 2023
Для цитирования: Малинковская О.Б. О выставке трудов Ирины Евгеньевны Даниловой в Научной библиотеке ГМИИ имени А.С. Пушкина // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023. № 1. Ч. 2. С. 146-154. DOI: 10.28995/2686-7249-2023-1-146-154
On the exhibition of the publications by Irina E. Danilova in the Research Library of the Pushkin State Museum of Fine Arts
Olga B. Malinkovskaya The Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents the characteristics of the books and publications by Professor Irina E. Danilova (Art History), that were exhibited in the reading room of the research library of the Pushkin State Museum of Fine Arts and were devoted to the 100-anniversary of the author. It also contains some episodes from I.E. Danilova's biography, her role in the scientific activities of the Pushkin Museum from the late 1960's to the early 2000's and her pedagogical achievements at the Russian State University of Humanities.
Keywords: I.E. Danilova, Pushkin State Museum of Fine Arts, Ancient Russian Art, Renaissance, Florence, RSUH/RGGU
For citation: Malinkovskaya, O.B (2023), "On the exhibition of the publications by Irina E. Danilova in the Research Library of the Pushkin State Museum of Fine Arts", RSUH/RGGU Bulletin. "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies" Series, no. 1, part 2, pp. 146-154, DOI: 10.28995/2686-72492023-1-146-154
К столетию со дня рождения Ирины Евгеньевны Даниловой Научная библиотека ГМИИ имени А.С. Пушкина показала в своем читальном зале выставку ее научных трудов, обзор которой с комментариями и является темой настоящей публикации. Подбору изданий к выставке мы обязаны Марианне Иосифовне Ивановой, всегда преданно и трепетно помогавшей Ирине Евгеньевне, особенно в последние годы ее работы в музее.
Началом профессиональной деятельности И.Е. Даниловой стало преподавание истории искусства в Московском высшем художественно-промышленном училище (быв. Строгановском). Она глубоко знала предмет, лекции читала живо и увлекательно, была справедлива на экзаменах и, что весьма ценилось, обладала
тонким чувством юмора. Все это способствовало тому, что она стала одним из любимых педагогов для своих студентов. Импонировала им и ее молодость - многие ученики были ровесниками или чуть младше, а часть даже несколькими годами старше, некоторые прошли войну. Своеобразной иллюстрацией преподавания Ирины Евгеньевны могут служить конспекты ее лекций, сохранившиеся у одного из студентов Отделения монументальной живописи - Бориса Малинковского. На странице с рисунком бюста Вольтера стоит автограф Даниловой - слово «зачет», подпись и дата - 7 января 1953 г.
Среди многочисленных учеников Ирины Евгеньевны назовем лишь нескольких, пожалуй, наиболее известных: Илларион Голицын, Ирина Лаврова-Дервиз, Александр Бурганов. Студенты Даниловой были и читателями ее первой книги - «Иван Аргунов: Русский крепостной художник XVIII века», выпущенной в 1948 г. издательством «Искусство» в популярной серии «Массовая библиотека». Эта скромно оформленная, но емкая по содержанию работа, показанная на выставке, открывает список трудов будущего ученого.
В 1951 г. И.Е. Данилова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Дионисий и его творчество. К вопросу об искусстве Москвы периода образования Русского государства». Ирина Евгеньевна обратилась к наследию Дионисия и позднее: в 1970 г. вышел альбом «Фрески Ферапонтова монастыря», который стал одним из выдающихся отечественных изданий по искусству.
Преподавание в Строгановском училище требовало от педагогов не только чтения лекций, но и написания учебных пособий. Ирина Евгеньевна - автор двух из них: «Орнамент в древнегреческой вазописи 5 века до н. э.» и «К вопросу о развитии западноевропейской тематической плафонной живописи». Оба вышли в 1960 г. в виде тонких книжечек малого формата.
В конце 1950-х гг. И.Е. Данилова вместе со своим учителем, Михаилом Владимировичем Алпатовым, готовит книгу «Старые мастера в Дрезденской галерее» (М.: Искусство, 1959). Выбор темы закономерен - картины Дрезденской галереи, вывезенные из Германии в СССР в 1945 г., спустя 10 лет, в 1955 г., перед их возвращением в ГДР показали в Пушкинском музее. Это стало эпохальным событием в культурной жизни Москвы, да и всего Советского Союза. Вошедшая в книгу статья Ирины Евгеньевны «Русские писатели и художники XIX века о Дрезденской галерее» поражает глубиной понимания художественных процессов того времени, яркой характеристикой восприятия европейского искусства русской интеллигенцией. Каждая фраза Даниловой отточена,
выверена, убедительна. Многочисленные цитаты из высказываний русских писателей и художников, разного рода публикаций и писем органично входят в авторский текст. Надо сказать, что сама Ирина Евгеньевна эту статью ценила и советовала ознакомиться с ней молодым музейным коллегам.
Работа Ирины Евгеньевны с М.В. Алпатовым над монографией о Дрезденской галерее и многолетнее общение с ним, безусловно, повлияли на появление многих книг как самой Даниловой, так и инициированных ею. Среди последних назовем сборник статей «Этюды о картинах» (М.: Искусство, 1986). Идея издания, сам жанр этюдов, любимый в научном методе Алпатова, подбор авторов - преимущественно сотрудников музея, и обращение исключительно к памятникам ГМИИ (сборник был приурочен к 75-летию Музея изобразительных искусств) - все это было придумано Ириной Евгеньевной. Она была не только организатором издания, но и сама приняла в нем участие двумя статьями: «Памяти М.В. Алпатова» и «Византийская икона "Благовещение" XIV века (опыт интерпретации)».
Осенью 1967 г. И.Е. Данилова была приглашена в ГМИИ им. А.С. Пушкина на должность заместителя директора по научной работе. Прекрасное знание зарубежного и русского искусства, талант лектора и педагога, владение иностранными языками, свободная ориентация в современном искусствознании, личное знакомство с выдающимися отечественными и зарубежными учеными, регулярные выступления на научных конференциях позволяли Ирине Евгеньевне профессионально и авторитетно участвовать в разных направлениях музейной работы, будь то подготовка лекций, экскурсий, описание конкретного памятника, разработка концепции постоянной экспозиции или выставки. Данилова была научным редактором изданий музея, автором вступительных статей к каталогам выставок. Она всегда тщательно вычитывала тексты экспликаций. Весьма важным было участие Ирины Евгеньевны в комплектовании научной библиотеки. Несомненная ее заслуга -привлечение к исследовательской работе молодых сотрудников. Многие нынешние профессора МГУ, РГГУ, Высшей школы экономики, ведущие хранители музея обязаны ей своими научными достижениями.
Напомним о важных новациях, привнесенных Даниловой в научную работу музея. Яркой страницей в истории ГМИИ 1970-х гг. стали научные среды. Это было ноу-хау Ирины Евгеньевны. К участию в них она приглашала выдающихся ученых. Здесь выступали, и не раз, С.С. Аверинцев, Ю.М. Лотман, Б.В. Раушенбах, Л.М. Баткин. Список можно продолжить. Вместе с директором музея, Ириной Алек-
сандровной Антоновой, Данилова стала инициатором ежегодных «Випперовских чтений» в память своего предшественника, Бориса Робертовича Виппера (1888-1967). Эти научные конференции тематически были связаны с экспонировавшимися в музее выставками и проходили во время их показа в ГМИИ. Назовем несколько: «Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII века», «Тутанхамон и его время», «Вещь в искусстве», «Век Просвещения». Необычной для ГМИИ стала тема «Театральное пространство» в связи с выставкой из Палаццо Медичи-Рикарди «Театральное пространство во Флоренции». Особо надо отметить масштабную выставку портрета 1972 г. Непосредственное участие Ирины Евгеньевны в подборе экспонатов, включение в состав выставки произведений отечественного искусства наряду с работами европейских мастеров было непривычным, но убедительным. Не менее творчески сформировала она и программу конференции «Проблемы портрета».
В подборе докладчиков И.Е. Данилова не ограничивалась только искусствоведами, но привлекала исследователей из других гуманитарных сфер, что дополняло восприятие как отдельных художественных памятников, так и понимание процессов развития культуры в целом. Открывались «Випперовские чтения», как правило, выступлением Ирины Евгеньевны.
Среди новых форм музейной работы, предложенных Ириной Евгеньевной, следует назвать также небольшие, но запомнившиеся выставки-публикации разных видов деятельности сотрудников музея. Они могли быть посвящены результатам проведенной реставрации конкретного памятника, атрибуции одного или нескольких произведений из коллекции музея. Темой выставки мог стать и художественный анализ одного экспоната. Примером такого рода может служить демонстрация в зале французского искусства XVII в. картины Пуссена «Ринальдо и Армида», сопровождавшаяся объемным макетом с фигурами всех изображенных на ней персонажей и подробными текстами и схемами, объясняющими приемы композиционного решения картины. Выставка проходила в конце 1985 - начале 1986 г. и вызвала большой интерес посетителей музея. Макет выполнил скульптор А.Н. Бурганов - выпускник б. Строгановского училища и один из любимых учеников Даниловой, авторами текстов были сотрудник ГМИИ А.Н. Баранов и искусствовед С.М. Даниэль, в то время работавший в Государственном Эрмитаже. Самое живое участие в подготовке выставки приняла и сама Ирина Евгеньевна.
Возглавляя научную работу - одно из ведущих направлений многообразной деятельности музея, Данилова считала необходимым регулярно делать доклады и сообщения на сессиях, посвящен-
ных итогам работы музея, публиковаться в музейных изданиях. На выставке в библиотеке было показано несколько примеров таких публикаций.
Несмотря на загруженность музейными делами, Данилова никогда не прерывала собственной исследовательской работы. В 1970 г. в издательстве «Изобразительное искусство» вышла ее книга «Джотто» - первая монография о великом итальянском мастере на русском языке. Тот же год отмечен появлением фундаментального труда, защищенного как докторская диссертация И.Е. Даниловой: «Итальянская монументальная живопись: Раннее Возрождение». Спустя 13 лет, в 1983 г., эта книга была издана в Дрездене на немецком языке1.
Среди трудов Даниловой на иностранных языках, показанных в библиотеке ГМИИ, необходимо назвать статьи и доклады на разных международных конференциях, опубликованные в периодических и специальных изданиях. Темы исследований разнообразны: древнерусское искусство, искусство Византии и Италии. Часто - в их взаимосвязи и влиянии. Примером может служить статья, посвященная архитектуре Успенского собора и принципам пространственной композиции в произведениях Дионисия, напечатанная в специальном номере журнала "Arte Lombarda", вышедшем в 1976 г. к юбилею Аристотеля Фиораванти2. Оттиски своих статей с краткими дарственными надписями Ирина Евгеньевна обычно передавала в библиотеку.
Тематика исследований Даниловой разнообразна, но все же можно выделить несколько явлений мирового искусства и культуры, к которым она испытывала особый интерес. Так, Ирина Евгеньевна всегда была неравнодушна к Флоренции. «Церковные представления во Флоренции в 1439 году глазами Авраамия Суздальского» впервые были опубликованы на итальянском языке в сборнике материалов международного конгресса 1977 г. во Флорен-ции3. Переработанный и расширенный вариант на русском языке присутствует в сборнике трудов Даниловой в серии «Библиотека искусствознания» (так называемой «дубовой серии»). В 1994 г. в сборнике Института всеобщей истории РАН выходит статья
1 Danilova I. Wandmalerei der Frührenaissance in Italien. Dresden: Verl. der Kunst, 1983.
2 Danilova I. L'architettura della Cattedrale dell'Assunzione del Fioravanti e i principi di composizione spaziale nelle opera di Dionisij // Arte Lombarda. 1976. № 44-45. P. 173-180.
3 Filippo Brunelleschi. La sua opera e il suo tempo. Atti del Congresso in-ternazionale di Studi Brunellescchiani. Firenze, 1977.
«Пространственный образ палаццо во флорентийском искусстве кватроченто», и в том же году Институт высших гуманитарных исследований РГГУ публикует в серии «Чтения по истории и теории культуры» работу Даниловой «"Цветок Тосканы, зеркало Италии". Флоренция XV века: голоса современников».
Ирину Евгеньевну интересовала не только Флоренция эпохи Возрождения - назовем здесь ее статью «Александр Иванов и Флоренция. К вопросу о творческой судьбе картины "Явление Мессии"» в четвертом томе «Вестника истории, литературы и искусства» (2007). Надо отметить, что Ирина Евгеньевна не ограничивалась публикациями в сугубо научных изданиях. Она обладала даром популяризатора и выступала автором в журнале «Юный художник». Одна из ее публикаций 1995 г. - «Праздники Флоренции XV века». Завершая тему Флоренции, вспомним изящную книжечку 2000 г. «Итальянский город XV века: реальность, миф, образ».
Несомненным героем Даниловой был Филиппо Бруннелески. Наиболее интенсивно она писала о нем в 1980-е гг.: «Брунеллески в Риме» (Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 206-214), «История строительства купола Флорентинского собора: легенда и действительность» (Советское искусствознание. М., 1984. Вып. 1. С. 235-265), «Брунеллески и изобретение живописной перспективы Возрождения» (Советское искусствознание - 21. М., 1986. С. 98-127). В 1991 г. в издательстве «Искусство» вышла монография «Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры».
Второй герой Даниловой - Леон Баттиста Альберти. Им она занялась в конце 1990-х гг.: «Альберти и Флоренция» (Серия «Чтения по истории и теории культуры». М.: РГГУ, 1997. Вып. 18), «Прах и останки древнего великолепия: Тема руин в трактате Леона Баттисты Альберти "Десять книг о зодчестве"» (Arbor Mundi = Мировое древо. М.: РГГУ, 2000. Вып. 7).
Обращение Даниловой к творчеству мастеров Возрождения шло параллельно с исследованиями искусства эпохи Ренессанса более общего характера. Приведем несколько работ разных лет: «О категории времени в живописи средних веков и раннего Возрождения» (Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 157-174), «Портрет в итальянской живописи кватроченто» (Советское искусствознание'74. М., 1975. С. 141-154), «Искусство и зритель в Италии XV века» (Советское искусствознание'79. М., 1980. Вып. 1. С. 88-103), «Тема природы в итальянской живописи кватроченто» (Советское искусствознание'80. М., 1981. Вып. 2. С. 21-35).
С начала 1970-х гг. Ирина Евгеньевна обращается к теме картины в европейской живописи - «О композиции итальянской картины кватроченто» (Советское искусствознание. М., 1973. С. 164-184). 1975 год отмечен монографией «От Средних веков к Возрождению: Сложение художественной системы картины кватроченто». Автор продолжает развивать эту тему и позднее, много внимания уделяет ей на своих лекциях в РГГУ - они опубликованы под заглавием «Судьба картины в европейской живописи» в 1996 г. в серии «Библиотека студента». В 2005 г. в издательстве «Искусство» в Санкт-Петербурге появляется книга с тем же названием.
В трудах Даниловой начала 2000-х гг. конкретные искусствоведческие штудии, собственно история искусства уступают место философским размышлениям. Ее заботят темы пути, дороги, лестницы, она участвует в разработке концепций целого ряда выставок в ГМИИ «Се человек: Европейская деревянная скульптура» (1999-2000), «Россия в пути: Русские путные иконы Х11-Х1Х вв.» (2000), «Диалоги в пространстве культуры» (2002), «Вавилонская башня. Земля-небо» (2004), «Перед распутьями земными» (2007), пишет вступительные статьи к их каталогам.
«Лебединой песней» для Ирины Евгеньевны стала выставка «Россия-Италия. От Джотто до Малевича», показанная в 2004 г. в Риме, а спустя год - в Москве (ГМИИ). Научная редакция каталога была выполнена И.Е. Даниловой и В.Э. Марковой, вступительная статья под названием «Россия-Италия. Сквозь века взаимного изумления» принадлежит Ирине Евгеньевне.
На протяжении многих лет И.Е. Данилова была тесно связана с Российским государственным гуманитарным университетом. Она активно участвовала в процессе создания Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева, читала лекции и вела семинары по истории искусства и мировой культуры, множество ее работ опубликовано Институтом высших гуманитарных исследований при РГГУ. В 2004 г. в издательстве РГГУ вышла книга «"Исполнилась полнота времен..." Размышления об искусстве: статьи, этюды, заметки» - фундаментальный (589 страниц!) сборник научных трудов Ирины Евгеньевны Даниловой.
При всей академичности и строгости, присущей как ранним, так и поздним работам И.Е. Даниловой, они читаются без напряжения, что выгодно отличает их от множества искусствоведческих текстов. Они действительно элегантны, как отметила это Л.И. Акимова во вступлении к посвященному Даниловой сборнику научных статей «Введение в храм» (М., 1997).
В 2007 г. группа «Эпос», непосредственно связанная с ГМИИ им. А.С. Пушкина, выпустила изящную книжечку «Тексты на случай», в которой собраны статьи, выступления, экспликации Ирины Евгеньевны. Это последнее прижизненное издание, послание тем, кого Данилова учила, кого любила, с кем делилась своими мыслями, знаниями, кого согревала своим «легким дыханием».
Информация об авторе
Ольга Б. Малинковская, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия; 119019, Россия, Москва, ул. Волхонка, д. 12, [email protected]
Information about the author
Olga B. Malinkovskaya, The Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow, Russia; 12, Volkhonka St., Moscow, Russia, 119019; [email protected]