Научная статья на тему 'ОБ ИРИНЕ ЕВГЕНЬЕВНЕ ДАНИЛОВОЙ'

ОБ ИРИНЕ ЕВГЕНЬЕВНЕ ДАНИЛОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
136
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.Е. ДАНИЛОВА / М.Я. ЛИБМАН / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ / ДРЕВНЯЯ РУСЬ / ДИОНИСИЙ / ФЕРАПОНТОВО / ИТАЛИЯ / ВОЗРОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Либман М. Я.

Мы публикуем здесь отрывок статьи М.Я. Либмана, которая открывала сборник И.Е. Даниловой 1984 г. издания [Либман 1984, с. 7-11]. В этой статье в сжатом виде описан основной круг профессиональных интересов И.Е. Даниловой, основные методы исследования и характеристика ее творческого лица на фоне коллег-современников. Оценка М.Я. Либмана особенно существенна, поскольку он был многолетним близким коллегой и «партнером» Ирины Евгеньевны по работе в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в Государственном институте искусствознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING IRINA DANILOVA

We publish here an excerpt from an article by M.Ya. Libman, which introduced the collection of articles by I.E. Danilova (1984) [Libman 1984, pp. 7-11]. This article summarizes the main range of I.E. Danilova’s professional interests, the main research methods and characteristics of her creative achievements in the context of those of contemporary colleagues. M.Ya. Libman’s evaluation is especially significant, since he was a long-term close colleague and scholarly collaborator of Irina Evgenievna at the State A.S. Pushkin Museum of Fine Arts and at the State Institute of Art History.

Текст научной работы на тему «ОБ ИРИНЕ ЕВГЕНЬЕВНЕ ДАНИЛОВОЙ»

Даниловские чтения

Античность - Средневековье - Ренессанс Искусство и культура

Сборник 4

УДК 7.072

DOI: 10.28995/2686-7249-2021-6-10-13

Об Ирине Евгеньевне Даниловой

Михаил Я. Либман

Аннотация. Мы публикуем здесь отрывок статьи М.Я. Либмана, которая открывала сборник И.Е. Даниловой 1984 г. издания [Либман 1984, с. 7-11]. В этой статье в сжатом виде описан основной круг профессиональных интересов И.Е. Даниловой, основные методы исследования и характеристика ее творческого лица на фоне коллег-современников. Оценка М.Я. Либмана особенно существенна, поскольку он был многолетним близким коллегой и «партнером» Ирины Евгеньевны по работе в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в Государственном институте искусствознания.

Ключевые слова: И.Е. Данилова, М.Я. Либман, монументальная живопись, Древняя Русь, Дионисий, Ферапонтово, Италия, Возрождение

Для цитирования: Либман М.Я. Об Ирине Евгеньевне Даниловой // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021. № 6. С. 10-13. DOI: 10.28995/2686-7249-2021-6-10-13

© Либман М.Я., 2021

Concerning Irina Danilova Mikhail Ya. Libman

Abstract. We publish here an excerpt from an article by M.Ya. Libman, which introduced the collection of articles by I.E. Danilova (1984) [Libman 1984, pp. 7-11]. This article summarizes the main range of I.E. Danilova's professional interests, the main research methods and characteristics of her creative achievements in the context of those of contemporary colleagues. M.Ya. Libman's evaluation is especially significant, since he was a long-term close colleague and scholarly collaborator of Irina Evgenievna at the State A.S. Pushkin Museum of Fine Arts and at the State Institute of Art History.

Keywords: I.E. Danilova, M.Ya. Libman, monumental painting, Old Russia, Dionysius, Ferapontovo, Italy, Renaissance

For citation: Libman, M.Ya. (2021), "Concerning Irina Danilova", RSUH/ RGGU Bulletin. "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies" Series, no. 6, pp. 10-13, DOI: 10.28995/2686-7249-2021-6-10-13

Ирина Евгеньевна Данилова принадлежит к тому поколению советских искусствоведов, которое вступило в период самостоятельности в конце 1940-х гг. В Московском государственном университете она училась у замечательных преподавателей - Михаила Владимировича Алпатова, Бориса Робертовича Виппера, Германа Васильевича Жидкова, Виктора Никитича Лазарева. Но, взяв у них многое, Ирина Евгеньевна пошла своим путем - путем искусствоведа новой формации. В чем заключается этот путь, я постараюсь показать в дальнейшем.

Как и ее университетские учителя, Ирина Евгеньевна Данилова не ограничивалась и не ограничивается одной областью искусствознания. Круг ее интересов широк - и в смысле географии, и в смысле хронологии, и в смысле проблематики.

Первые ее работы как бы прощупывали различные темы - тут и русская живопись XVIII в. [Данилова 1948], древнерусское искусство, даже искусство античное. Постепенно все большее место занимают работы в области древнерусского искусства и внутри этой области - монументальная живопись. Если говорить о «любимом герое» этого времени, то им бесспорно является Дионисий. Ему посвящены статьи 1960-х гг. [Данилова 1960, с. 118-129; Данилова 1968, с. 199-216] и две книги - вышедшая за рубежом монография о живописце и альбом со вступительной статьей о фресках Ферапонтова монастыря [Danilova 1970; Данилова 1970].

12

М.Я. Либман

В 1961 г. И.Е. Данилова была направлена на стажировку в Италию, где провела шесть месяцев. Ей открылся мир итальянского искусства от античных времен до наших дней. Наибольший интерес Ирины Евгеньевны вызвало искусство проторенессанса, треченто и раннего Возрождения. Впрочем, в этом она пошла по пути своих учителей по Московскому университету М.В. Алпатова и В.Н. Лазарева. А если говорить о ее симпатиях внутри этих хронологических границ, то они, несомненно, принадлежали стенописи. Занятия древнерусской монументальной живописью подготовили почву для восприятия итальянской фрески.

Изучение искусства Италии нашли отражение в большой монографии «Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение» (Москва, 1960). Вскоре Ирина Евгеньевна защитила ее в качестве докторской диссертации.

В дальнейшем И.Е. Данилова делила свои научные интересы главным образом между древнерусским и итальянским ренес-сансным искусством.

Если круг интересов Ирины Евгеньевны в отношении национальных школ и хронологических границ, как мы смогли убедиться, совпадает с кругом интересов ряда советских ученых предыдущего поколения, то проблемы привлекают ее иные. М.В. Алпатов, В.Н. Лазарев, Б.Р. Виппер, Н.И. Романов в первую очередь были историками искусства. И.Е. Данилова в большей степени интересуется проблемами культурологическими и социологическими. Прошу меня понять правильно: в отличие от большинства культурологов, иконологов, социологов, для нее главными объектами изучения всегда являются сам художник и произведение искусства. Никогда предмет искусства в работах Ирины Евгеньевны не превращается в иллюстрации иконографической формулы, а творец - только лишь в представителя класса, сословия, социальной группы. И.Е. Данилова придерживается принципа: понять произведение искусства и оценить значение его создателя можно только представляя себе возможно четче и точнее условия, при которых мастер творил, объем его знаний о мире большом и малом, задачи, которые ему диктовали. И, надо сказать, в этом направлении ученый преуспел <...>.

Литература

Данилова 1948 - Данилова И.Е. Иван Аргунов: Русский крепостной художник

XVIII века. М.; Л.: Искусство, 1948. 20 с. Данилова 1960 - Данилова И.Е. Иконографический состав фресок Рождественской церкви Ферапонтова монастыря // Из истории русского и западноевро-

пейского искусства: [Сборник статей] к 40-летию научной деятельности В.Н. Лазарева. М.: Изд. Академии наук СССР, 1960. С. 118-129.

Данилова 1968 - Данилова И.Е. Житийные иконы митрополитов Петра и Алексия из Успенского собора в Кремле в связи с русской агиографией // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук СССР. Л., 1968. Т. 23. С. 199-216.

Данилова 1970 - Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М.: Искусство, 1970. 122 с.

Либман 1984 - Либман М.Я. О книге и ее авторе // Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Советский художник, 1984. С. 7-11.

Danilova 1970 - Danilova I.E. Dionissi. Dresden: Verlag der Kunst, 1970. 213 S. (Repr. Wien-München, 1970)

References

Danilova, I.E. (1948), Ivan Argunov. Russkii krepostnoi khudozhnik XVIII veka [Ivan Argunov. Russian serf artist of the 18th century], Iskusstvo, Moscow, Leningrad, Russia.

Danilova, I.E. (1960), "The iconographic composition of the frescoes of the Nativity Church of the Ferapontov Monastery" in Iz istorii russkogo i zapadnoyevropeyskogo iskusstva. [Sbornik statey] k 40-letiyu nauchnoy deyatel'nosti V.N. Lazareva [From the history of Russian and Western European art. (Collection of articles) to the 40th anniversary of V.N. Lazarev's scientific activity], Izdatel'stvo Akademii nauk USSR, Moscow, Russia, pp. 118-129.

Danilova, I.E. (1968), "The hagiographic icons of Metropolitans Peter and Alexy from the Assumption Cathedral in the Kremlin in connection with Russian hagiography", in Trudy Otdela drevnerusskoy literatury Instituta russkoy literatury Akademii nauk SSSR [Proceedings of the Department of Old Russian Literature in the Institute of Russian Literature of the USSR Academy of Sciences], vol. 23, Leningrad, Russia, pp. 199-216.

Danilova, I.E. (1970), Freski Ferapontova monastyrya [Frescoes of the Ferapontov Monastery], Iskusstvo. Moscow, Russia.

Danilova, I.E. (1970), Dionissi. Dresden: Verlag der Kunst, 1970. 213 S. (Repr. WienMünchen)

Libman, M.Ya. (1984), "About the book and its author" in Danilova, I.E., Iskusstvo srednikh vekov i Vozrozhdeniya [Art of the Middle Ages and Renaissance], Sovetskii hudozhnik, Moscow, Russia, pp. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.