Научная статья на тему 'О ВЫБОРЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОТБОРА ПРОБЫ ВЫХЛОПА АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ БЕНЗ(А)ПИРЕНА'

О ВЫБОРЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОТБОРА ПРОБЫ ВЫХЛОПА АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ БЕНЗ(А)ПИРЕНА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
51
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Н Н. Вышинский, Т И. Лиогонькая, В Е. Копылов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВЫБОРЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОТБОРА ПРОБЫ ВЫХЛОПА АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ БЕНЗ(А)ПИРЕНА»

сроки от начала затравки. Исследованные тканевые антигены состояли из нескольких компонентов с различной электрофоретической подвижностью и иммунологической специфичностью. Анодную подвижность имели 1—2 компонента, расположенных в зоне альбуминов, а остальные обладали катодной подвижностью и размещались в зоне а- и Р-глобулинов. При сравнении иммуноэлектрофореграмм тканевых белков контрольных и затравленных животных заметные различия удалось выявить только при исследовании тканевых экстрактов печени и почек. Эти различия выражались в том, что на иммунофореграммах тканевых экстрактов от затравленных животных в зоне а- и р-глобулинов выявлялось больше антигенных компонентов, чем в нормальных.

При анализе результатов иммуноэлектрофореза тканевых экстрактов морских свинок в различные сроки от начала затравки их ингаляционным путем установлена заметная зависимость изменений в антигенном составе белков печени от периода затравки. Уже через 4 нед от начала опыта изменения иммуноэлектрофоретической картины экстрактов печени были выражены четче, чем через 1 нед от начала затравки: количество антигенных компонентов возросло с 5—6 до 7—8 (главным образом в зоне а- и Р-глобулинов). При иммуноэлектрофоретическом исследовании экстрактов почек, легких и сердца затравленных животных такой зависимости в изменениях иммуноэлектрофоретической картины не установлено.

Следует подчеркнуть, что в течение первых 4 нед наблюдения никаких внешних признаков интоксикации, кроме изменения антигенной структуры тканевых протеинов, у экспериментальных животных не выявлено.

Образовавшиеся под влиянием ртутных препаратов аутоантигены вовлекают в процесс иммунокомпетентную систему, экспериментальным доказательством чего является наличие антител к протеино-ртутному комплексу у морских свинок, подвергшихся затравке фенилмеркурбромидом. Антитела к комплексному антигену появляются в крови к 21-му дню затравки, причем самый высокий в среднем титр (1 : 73) регистрировался в течение первого месяца от начала эксперимента, а затем он постепенно понижался. Через 3 нед от начала затравки у экспериментальных животных удалось воспроизвести выраженную кожно-аллергическую реакцию (2—3 балла) на внутрикожное введение комплексного антигена.

Приведенные данные экспериментальных наблюдений свидетельствуют о том, что такие иммунологические критерии, как изменение антигенной структуры протеинов, наличие и титр специфических антител, кожно-аллергические реакции, являются самыми ранними показателями ранимости организма и их следует более широко использовать при гигиеническом нормировании химических веществ. Следует подчеркнуть, что это относится и к действию на организм других соединений ртути, солей свинца, меди, дибутилфталата, эпихлоргидрина и др.

Поступила 10/VI 1977 г.

УДК 613.632.4:621.43.019.9:665.441-074

Канд. хим. наук И. Н. Вышинский, Т. И. Лиогонькая, В. Е. Копылов

О ВЫБОРЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОТБОРА ПРОБЫ ВЫХЛОПА АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ БЕНЗ(А)ПИРЕНА

Научно-исследовательский институт химии при Горьковском университете нм. Н. И. Ло

бачевского

Для отбора проб на содержание бенз(а)пирена БП мы использовали фильтры различных марок.

АФА-РМП-20 сделаны из перхлорвиниловой ткани, выдерживают температуру не выше 60°С. Скорость отбора пробы не должна превышать 140 л/мин.

АФА-РМА-20 изготовлены из ацетилцеллюло-зы, температура при отборе проб не выше 150°С, скорость прокачки не должна превышать 140 л/мин.

Ситалловые фильтры— на основе стекла АД-85 с различными катализирующими добавками (В. И. Соловьев). Ситалл— пористый проницаемый материал, способный противостоять одновременному воздействию агрессивных сред и повышенных температур (около 500°С). Диаметр фильтра 40 мм, толщина 5 мм, размер пор около 80 мкм.

Фильтры АФА-РМП-20 и АФА-РМА-20 для отбора отработанных газов (ОГ) складывали в 5 слоев во избежание «проскока» газа, доводили до постоянного веса, а затем вкладывали в металлический патрон. Количество сажи подсчитывали взвешиванием. Содержание БП в саже определяли с помощью люминесцентного анализа (Л. М. Шабад и Г. А. Смирнов), а в выхлопных газах автомобильных газотурбинных двигателей — с использованием различных схем (рис. 1—5).

Отбор производили на испытательном стенде камеры сгорания и от двигателя. По схеме, изображенной на рис. 1, пробу брали на испытательном стендфа фильтр АФА-РМП-20 при следующих условиях; скорость 1400 л/ч, продолжительность отбора 30 мин, газ перед поступле-

м=Ф=о

Рис. 1. Схема пробоотбора отходящих газов на фильтр.

1 — выхлопная труба; 2 — холодильник; 3 — т- рмопара; 4 — патрон с фильтром, 5 — ротаметр РС-5.

Рис. 2. Схема пробоотбора выхлопных газов на

фильтр и в ловушку с растворителем. 1—4 — то же. что на рис. 1; 5 — ловушка с растворителем (этиленглнколь); 6 — ротаметр РС-5.

Зм , 2м

и А -

V. х П 1

1 г — Т40'С а\ . ^ 710С

80-150 С

Рис. 3. Схема отбора проб при максимальном режиме.

! — выхлопная труба; 2 — труба; 3 — термопара: 4 — патрон с фильтром; 5 — газовый счетчик ГСБ-400

Рис. 4. Схема отбора проб на ситалловые фильтры (холостой ход).

3/и

аоос

-140"С

Рис. 5. Схема отбора проб на ситалловые фильтры (максимальный и холостой ход) при высокой температуре .

Таблица 1

Результаты определения концентрации БП при отборе проб выхлопных газов на фильтр АФА-РМП-20 (режим максимальный) и в этиленгликоль

N1 пробы Объем пропущенного газа, л Продолжительность отбора проб, мин Количество сажи, г Концентрация БП

в саже, г/кг в газе, г/л

1 350 60 0,0105 0 0

2 350 60 0,0108 0 0

3 1000 30 0,0125 4-10-« 0,5-10-»

4 400 60 0,0082 2,3- Ю-4 0,4- Ю-11

Таблица 2

Количество БП, обнаруженное в элементах различных схем

Иг схемы Количество сажи на фильтре, 10—« г/кг Количество БП, 10 11 г/Л Общее количество БП, Ю-" г/л

в горячем участке трубы в холодном участке трубы на фильтре

3 5,0 0,30 0,35 0,5 1,2*

4 32,0 0,32 — 1.5 1.8*

5 28,5 — — 1.0 1,0"

Примечание. Одна звездочка — количество БП с учетом его потерь при адсорбции, две звездочки — без учета потерь.

нием на фильтр охлаждали до 60°С, режим работы (частота вращения вала) двигателя 33 ООО об/мин. Средний привес сажи на фильтр составил 0,0130 г. Количество БП, обнаруженное в выхлопных газах по такой схеме, было равно 2,9- Ю-11 г на 1 л исходной газовой смеси, что соответствовало общему содержанию его в газе и саже. Если исходить из данных, полученных нами при отборе проб в растворитель (этиленгликоль), то количество БП равно 0,3-Ю-" г на 1 л исходной газовой смеси. Отсюда становится очевидным, что БП в основном адсорбируется на саже. По схеме, представленной на рис. 2, пробы отбирали на фильтр и в этиленгликоль из выхлопной трубы двигателя. Результаты анализа приведены в табл. 1.

Концентрация БП в данной работе взята с учетом объема исходной газовой смеси.

Из табл. 1 видно, что в первых 2 пробах БП отсутствовал, так как объем пропущенного газа был очень мал; во всех пробах не обнаружено БП в этиленгликоле, т. е. через фильтры «проскока» газа не было. Для того чтобы проследить, оседают ли частицы сажи^на стенках трубы в процессе отбора, схему 2 изменили, введя вместо холодильника трубу. По этой схеме взято 2 пробы на фильтры АФА-РМП-20. После каждого отбора внутренние стенки трубы отрабатывали перегнанным бензолом и затем раствор уже анализировали на содержание БП люминесцентным методом. В первом случае БП обнаружено 3-Ю-10 г/л, во втором — 0,68-Ю-10 г/л. Из приведенных данных следует, что основное количество БП оседает на стенках трубы.

Отбор проб для установления содержания БП в саже и газе автомобильных газотурбинных двигателей проводили по схемам, приведенным на рис. 3—5.

Из данных табл. 2 следует, что с учетом потерь при адсорбции БП на стенках трубы максимальное количество его из выхлопа улавливается на фильтры при температуре 60—80°С. Таким образом, при отборе выхлопных газов можно пользоваться схемой, изображенной на рис. 4.

ЛИТЕРАТУРА. ШабадЛ. М., Смирнов Г. А. — «Гиг. и сан.», 1969, № 2, с. 98—99.

Поступил» 1/Ш 1977 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.