сроки от начала затравки. Исследованные тканевые антигены состояли из нескольких компонентов с различной электрофоретической подвижностью и иммунологической специфичностью. Анодную подвижность имели 1—2 компонента, расположенных в зоне альбуминов, а остальные обладали катодной подвижностью и размещались в зоне а- и Р-глобулинов. При сравнении иммуноэлектрофореграмм тканевых белков контрольных и затравленных животных заметные различия удалось выявить только при исследовании тканевых экстрактов печени и почек. Эти различия выражались в том, что на иммунофореграммах тканевых экстрактов от затравленных животных в зоне а- и р-глобулинов выявлялось больше антигенных компонентов, чем в нормальных.
При анализе результатов иммуноэлектрофореза тканевых экстрактов морских свинок в различные сроки от начала затравки их ингаляционным путем установлена заметная зависимость изменений в антигенном составе белков печени от периода затравки. Уже через 4 нед от начала опыта изменения иммуноэлектрофоретической картины экстрактов печени были выражены четче, чем через 1 нед от начала затравки: количество антигенных компонентов возросло с 5—6 до 7—8 (главным образом в зоне а- и Р-глобулинов). При иммуноэлектрофоретическом исследовании экстрактов почек, легких и сердца затравленных животных такой зависимости в изменениях иммуноэлектрофоретической картины не установлено.
Следует подчеркнуть, что в течение первых 4 нед наблюдения никаких внешних признаков интоксикации, кроме изменения антигенной структуры тканевых протеинов, у экспериментальных животных не выявлено.
Образовавшиеся под влиянием ртутных препаратов аутоантигены вовлекают в процесс иммунокомпетентную систему, экспериментальным доказательством чего является наличие антител к протеино-ртутному комплексу у морских свинок, подвергшихся затравке фенилмеркурбромидом. Антитела к комплексному антигену появляются в крови к 21-му дню затравки, причем самый высокий в среднем титр (1 : 73) регистрировался в течение первого месяца от начала эксперимента, а затем он постепенно понижался. Через 3 нед от начала затравки у экспериментальных животных удалось воспроизвести выраженную кожно-аллергическую реакцию (2—3 балла) на внутрикожное введение комплексного антигена.
Приведенные данные экспериментальных наблюдений свидетельствуют о том, что такие иммунологические критерии, как изменение антигенной структуры протеинов, наличие и титр специфических антител, кожно-аллергические реакции, являются самыми ранними показателями ранимости организма и их следует более широко использовать при гигиеническом нормировании химических веществ. Следует подчеркнуть, что это относится и к действию на организм других соединений ртути, солей свинца, меди, дибутилфталата, эпихлоргидрина и др.
Поступила 10/VI 1977 г.
УДК 613.632.4:621.43.019.9:665.441-074
Канд. хим. наук И. Н. Вышинский, Т. И. Лиогонькая, В. Е. Копылов
О ВЫБОРЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОТБОРА ПРОБЫ ВЫХЛОПА АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ БЕНЗ(А)ПИРЕНА
Научно-исследовательский институт химии при Горьковском университете нм. Н. И. Ло
бачевского
Для отбора проб на содержание бенз(а)пирена БП мы использовали фильтры различных марок.
АФА-РМП-20 сделаны из перхлорвиниловой ткани, выдерживают температуру не выше 60°С. Скорость отбора пробы не должна превышать 140 л/мин.
АФА-РМА-20 изготовлены из ацетилцеллюло-зы, температура при отборе проб не выше 150°С, скорость прокачки не должна превышать 140 л/мин.
Ситалловые фильтры— на основе стекла АД-85 с различными катализирующими добавками (В. И. Соловьев). Ситалл— пористый проницаемый материал, способный противостоять одновременному воздействию агрессивных сред и повышенных температур (около 500°С). Диаметр фильтра 40 мм, толщина 5 мм, размер пор около 80 мкм.
Фильтры АФА-РМП-20 и АФА-РМА-20 для отбора отработанных газов (ОГ) складывали в 5 слоев во избежание «проскока» газа, доводили до постоянного веса, а затем вкладывали в металлический патрон. Количество сажи подсчитывали взвешиванием. Содержание БП в саже определяли с помощью люминесцентного анализа (Л. М. Шабад и Г. А. Смирнов), а в выхлопных газах автомобильных газотурбинных двигателей — с использованием различных схем (рис. 1—5).
Отбор производили на испытательном стенде камеры сгорания и от двигателя. По схеме, изображенной на рис. 1, пробу брали на испытательном стендфа фильтр АФА-РМП-20 при следующих условиях; скорость 1400 л/ч, продолжительность отбора 30 мин, газ перед поступле-
м=Ф=о
Рис. 1. Схема пробоотбора отходящих газов на фильтр.
1 — выхлопная труба; 2 — холодильник; 3 — т- рмопара; 4 — патрон с фильтром, 5 — ротаметр РС-5.
Рис. 2. Схема пробоотбора выхлопных газов на
фильтр и в ловушку с растворителем. 1—4 — то же. что на рис. 1; 5 — ловушка с растворителем (этиленглнколь); 6 — ротаметр РС-5.
Зм , 2м
и А -
V. х П 1
1 г — Т40'С а\ . ^ 710С
80-150 С
Рис. 3. Схема отбора проб при максимальном режиме.
! — выхлопная труба; 2 — труба; 3 — термопара: 4 — патрон с фильтром; 5 — газовый счетчик ГСБ-400
Рис. 4. Схема отбора проб на ситалловые фильтры (холостой ход).
3/и
2«
аоос
-140"С
Рис. 5. Схема отбора проб на ситалловые фильтры (максимальный и холостой ход) при высокой температуре .
Таблица 1
Результаты определения концентрации БП при отборе проб выхлопных газов на фильтр АФА-РМП-20 (режим максимальный) и в этиленгликоль
N1 пробы Объем пропущенного газа, л Продолжительность отбора проб, мин Количество сажи, г Концентрация БП
в саже, г/кг в газе, г/л
1 350 60 0,0105 0 0
2 350 60 0,0108 0 0
3 1000 30 0,0125 4-10-« 0,5-10-»
4 400 60 0,0082 2,3- Ю-4 0,4- Ю-11
Таблица 2
Количество БП, обнаруженное в элементах различных схем
Иг схемы Количество сажи на фильтре, 10—« г/кг Количество БП, 10 11 г/Л Общее количество БП, Ю-" г/л
в горячем участке трубы в холодном участке трубы на фильтре
3 5,0 0,30 0,35 0,5 1,2*
4 32,0 0,32 — 1.5 1.8*
5 28,5 — — 1.0 1,0"
Примечание. Одна звездочка — количество БП с учетом его потерь при адсорбции, две звездочки — без учета потерь.
нием на фильтр охлаждали до 60°С, режим работы (частота вращения вала) двигателя 33 ООО об/мин. Средний привес сажи на фильтр составил 0,0130 г. Количество БП, обнаруженное в выхлопных газах по такой схеме, было равно 2,9- Ю-11 г на 1 л исходной газовой смеси, что соответствовало общему содержанию его в газе и саже. Если исходить из данных, полученных нами при отборе проб в растворитель (этиленгликоль), то количество БП равно 0,3-Ю-" г на 1 л исходной газовой смеси. Отсюда становится очевидным, что БП в основном адсорбируется на саже. По схеме, представленной на рис. 2, пробы отбирали на фильтр и в этиленгликоль из выхлопной трубы двигателя. Результаты анализа приведены в табл. 1.
Концентрация БП в данной работе взята с учетом объема исходной газовой смеси.
Из табл. 1 видно, что в первых 2 пробах БП отсутствовал, так как объем пропущенного газа был очень мал; во всех пробах не обнаружено БП в этиленгликоле, т. е. через фильтры «проскока» газа не было. Для того чтобы проследить, оседают ли частицы сажи^на стенках трубы в процессе отбора, схему 2 изменили, введя вместо холодильника трубу. По этой схеме взято 2 пробы на фильтры АФА-РМП-20. После каждого отбора внутренние стенки трубы отрабатывали перегнанным бензолом и затем раствор уже анализировали на содержание БП люминесцентным методом. В первом случае БП обнаружено 3-Ю-10 г/л, во втором — 0,68-Ю-10 г/л. Из приведенных данных следует, что основное количество БП оседает на стенках трубы.
Отбор проб для установления содержания БП в саже и газе автомобильных газотурбинных двигателей проводили по схемам, приведенным на рис. 3—5.
Из данных табл. 2 следует, что с учетом потерь при адсорбции БП на стенках трубы максимальное количество его из выхлопа улавливается на фильтры при температуре 60—80°С. Таким образом, при отборе выхлопных газов можно пользоваться схемой, изображенной на рис. 4.
ЛИТЕРАТУРА. ШабадЛ. М., Смирнов Г. А. — «Гиг. и сан.», 1969, № 2, с. 98—99.
Поступил» 1/Ш 1977 г.